Задание буква и звук д. Написание буквы «д. Веселые стихи про букву Д для детей

Сегодняшний урок начинается с очень нужных и важных слов:

Д ом

Д ети

Д ружба

Д обро

Ни один человек без этих слов обойтись не может. А буква, которой посвящён сегодняшний урок, в древности тоже называлась «добро». Конечно же, это буква Д (рис. 1). Тема этого урока: «Буква Д и звуки, которые она обозначает».

Рис. 1. Буква Д ()

У дракона три головы. И каждая голова приготовила вам своё задание. Первая голова очень любит считать. Прочитайте числа:

2, 9, 10, 12, 19, 20, 200, 900

Подумайте, какие числа произносятся с мягким звуком [д′] , а какие - с твёрдым [д] .

Вторая голова дракона любит называть слова с противоположным значением. Прочитайте пары слов и определите, на твёрдый или на мягкий звук начинается второе слово.

Враждовать - д ружить (твёрдый звук [д] )

Безделье - д ело (мягкий звук [д′] )

Ночь - д ень (мягкий звук [д′] )

Нет - д а (твёрдый звук [д] )

Далеко летал дракон,

Побывал за морем он.

Видел он волшебный лес,

Заколдованных принцесс.

Видел он богатырей,

Чародеев, королей…

Много сказок знает он -

Мой летающий дракон.

Владимир Степанов

А вы знаете сказки? Отгадайте сказку, её автора и героя.

Кто-то пасть свою открыл,

Кто-то что-то проглотил.

Потемнело всё вокруг,

Ой, какой везде испуг!

Это крокодил из сказки Корнея Ивановича Чуковского «Краденое солнце».

Крокод ил - в середине слова есть мягкий звук [д′] (рис. 3).

Рис. 3. Крокодил с украденным солнцем ()

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка не больше ноготка.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку-малышку?

Это Дюймовочка из сказки Ханса Кристиана Андерсена «Дюймовочка» (рис. 4).

Д юймовочка - мягкий звук [д′] в начале слова.

Рис. 4. Дюймовочка ()

Мой вопрос совсем нетрудный,

Он - про город Изумрудный.

Кто там был правитель славный?

Кто там был волшебник главный?

Это Гудвин из сказки Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Гуд вин - в середине слова твёрдый звук [д] (рис. 5).

Что у попа за работник:

И повар, и конюх, и плотник,

В няньках с ребёнком сидит,

Чертям верёвкой грозит,

С чертёнком на спор соревнуется?

Чей образ сейчас вам рисуется?

Это Балда из сказки Александра Сергеевича Пушкина, которая называется «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Балд а - в середине слова твёрдый звук [д] (рис. 6).

У звуков [д] и [д′] есть особенность - они не встречаются в конце слов, потому что в конце слов они произносятся как звуки [т] и [т′] . Эти звуки очень дружны между собой и часто встречаются парами. Научно об этом говорят: звуки оглушаются , т. е. не произносятся звонко, а произносятся глухо. А вот буква Д пишется в любой части слова, в том числе и на конце слов.

Рассмотрите печатные буквы Дд (рис. 7).

Рис. 7. Печатные буквы Дд

Буква Д обозначает на письме и твёрдые, и мягкие звуки.

Видны за окнами дома

И дети на дорожках.

А вот и буква Д сама

На самоварных ножках (рис. 8).

Рис. 8. Буква Д ()

На что похожа буква Д ?

Этот домик - буква Д .

В домике окошко,

Из трубы идёт дымок,

А в окошке - кошка (рис. 9).

Ещё буква Д немного похожа на кресло, на трактор, на букву Л .

Чтобы лучше запомнить букву Д , слепите её из пластилина или сложите из каких-нибудь предметов. Нарисуйте интересную букву Д . Это поможет вам её узнавать и не путать с другими буквами.

А вот писатель Виктор Хмельницкий увидел букву Д и сочинил сказку.

Дорога не может без дома. Скучно ей становится, теряется она где-нибудь в степи и пропадает из виду. А если нет от дома дороги, дорожки, значит, в доме никто не живёт: не дымится труба, гуляют в доме холод и голод, заглядывают ветер и дождь - и разваливается дом. Вот и получается, что дорога к дому ведёт, а дом зовёт в дорогу. Поэтому и стоит в начале этих слов, как кирпич на ножках, буква Д. Кирпич о доме напоминает, а ножки - о дороге…

Прочитайте слова парами:

д ом - д ым

р от - р од

Слова в парах одинаковые? Разные. Можете придумать с ними предложение?

А теперь прочитайте слова в транскрипции:

[д ом] - [д ым]

[рот ] - [рот ]

В начале слова звук [д] читается звонко, а в конце - глухо, как звук [т] . Вот как важно писать правильную букву. Звуки могут нас запутывать

Рассмотрите письменную букву Дд (большую и маленькую). Сравните их с печатными буквами (рис. 10).

Рис. 10. Печатные и письменные буквы Дд ()

Будем учиться писать заглавную букву Д (рис. 11).

Рис. 11. Письменная буква Д ()

Она пишется без отрыва. Начинаем писать букву чуть выше середины дополнительной линейки. Сверху вниз пишем прямую, не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление влево, коснувшись её. Закругляем вправо, не поднимая линию высоко над нижней линейкой, пересекаем прямую линию буквы немного выше нижней линии рабочей строки. Вправо прописываем полуовальную линию, коснувшись нижней линии рабочей строки. Поднимаем её вверх, закругляем влево, выписывая закругление над первым элементом буквы.

При написании заглавной буквы Д возможны такие ошибки: буква очень широкая; получилась большая петля, которая лежит на нижней лини рабочей строки; линия закругления после написания петли не коснулась рабочей строки, а убежала сразу вверх, из-за чего буква получилась кривой.

Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно. Помните о правильном наклонном положении тетради, о том, как правильно держать ручку, о том, как держать прямо спину во время письма.

Теперь напишем маленькую букву д . Строчная буква д состоит из двух элементов - овала и прямой линии с закруглением внизу. Она похожа на маленькую букву у . Строчную букву д можно написать двумя способами.

Рассмотрим первый способ написания маленькой буквы д (рис. 12).

Рис. 12. Написание строчной буквы д ()

Начинаем писать букву чуть ниже верхней линии рабочей строки. Справа налево ведём полуовальную линию, коснувшись нижней линии рабочей строки. Поднимаем линию вверх, закрываем овал в точке написания буквы и поднимаем прямую линию вверх, отклоняясь вправо, до верхней линейки рабочей строки. Возвращаемся и продолжаем вести прямую линию вниз. Пересекаем нижнюю линию рабочей строки и опускаем прямую до середины дополнительной строки. Прописываем закругление влево, поворачиваем и ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо. Пересекаем прямую на нижней линии рабочей строки, немного продолжаем вести дальше и останавливаемся.

Второй способ написания строчной буквы д удобен для безотрывного соединения с другими буквами, когда мы пишем букву д в середине слова.

Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. Слева направо прописываем полуовальную линию, коснувшись нижней линейки. Поднимаем её вверх, закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки, опускаем вниз, закрываем овал. Делаем повтор в нижней части овала. Линию повтора продолжаем до верхней линейки, отклоняясь вправо. Касаемся верхней линии рабочей строки и опускаем вниз прямую. Дойдя до середины дополнительной строки, прописываем закругление влево, поворачиваем и ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо. Пересекаем прямую на нижней линии рабочей строки, немного продолжаем вести дальше и останавливаемся.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

При написании строчной буквы д возможны такие ошибки: короткий или очень длинный второй элемент буквы; очень широкая петля закругления второго элемента.

Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно.

Соединять заглавную букву Д следует так: написав букву, не останавливаемся, а продолжаем вести линию шапочки вокруг первого элемента. Эта линия пересекает саму букву и ведётся к нижней линейке рабочей строки для нижнего соединения; останавливается она, не дойдя до нижней линейки рабочей строки. Далее выписывается нужная буква, такая как м , л , я и другие. Для верхнего соединения эта линия ведётся к верхней линии рабочей строки. От неё будут написаны такие буквы, как р , н и другие.

Маленькую букву д с другими буквами будем соединять как букву у . Для нижнего соединения отдельно не выписывается соединительная линия, а следующая буква приписывается к концу буквы д . Для верхнего соединения ведём петлю (второй элемент) до верхней линии рабочей строки, откуда начнём писать следующую букву.

Попробуйте сами написать слоги, соединяя большую и маленькую букву Дд со всеми гласными буквами, которые вы уже знаете.

Сегодня на уроке вы познакомились с буквой Д , которая на письме обозначает мягкий и твердый звонкие звуки [д′] и [д] . Но вы помните, что в конце слов эти звуки оглушаются и превращаются в звуки [т] и [т′] .

Буква Д в нашем алфавите появилась со слова добро . Без добра и в наши дни, конечно, не обойтись. И в сказках добро всегда побеждает зло. Запомните ещё три очень важных слова: д умать , д елать , д обиваться . Пусть эти слова живут с вами.

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2013
  1. Nsportal.ru ().
  2. Sites.google.com ().
  3. Ped-kopilka.ru ().

Домашнее задание

  • Потренируйтесь в написании буквы Д . Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Дд (большие и маленькие).
  • Найдите слова, в которых буква Д обозначает твёрдый звук [д] .

Парад , д рова, д ерево, д орога, д еньги, чуд о.

  • Отгадайте загадку:

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год.

После изучения всех букв русского алфавита в 1 классе детям предлагается выполнить творческий проект "Моя любимая буква". Приведем образец работы про букву Д, где есть картинки и стихи.

Оформить проект можно в виде презентации или красочно оформить на листах формата А4 на компьютере или нарисовать карандашами и красками.

Скачать примерный проект про букву Д для 1 класса в формате Word

Приводим образец страниц проекта "Моя любимая буква Д"

Так можно оформить титульный лист проекта "Моя любимая буква"

Страница - на что похожа буква А и картинки со словами на букву Д. Обычно в подобных работах присутствует такой материал.

В проект можно включать различную информацию: стихи, скороговорки, загадки, ребусы, физминутки, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Приводим материалы, используемые для проекта "Моя любимая буква Д."

На что похожа буква Д

Вот стоит, дымок пуская
Буква Д - труба печная.

Доскажи словечко.

Ежик вырос в 10 раз,
Получился... (дикобраз)

В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд - приятель!"
И ставит подпись...(дятел)

Поглядите, поглядите-
Потянулись с неба нити!
Что за тоненькая нить-
Землю с небом хочет сшить?
Не ответишь, подождем,
Отгадаешь под... (дождем)

У меня знакомых тьма
Не могу их счесть сама,
Потому что кто пройдет,
Тот и ручку мне пожмет.
Людям рада я, поверь,
Я - приветливая...(дверь)

Пословицы

Жизнь дана на добрые дела.

Дружба дружбой, а служба службой.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Шарады.

Всего две ноты и предлог
Посторить я на даче смог. (До-ми-к)

Начало - нота,
Потом оленя украшение.
А вместе - место
Оживленного движения (До-рога)

Две ноты, две буквы, все вместе - игра,
В которую любит играть детвора. (Домино)

Загадки

Назовите ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год

(Декабрь)

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осень с бедняжки
Сорвали все рубашки.

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И ни куда я не пойду,
Покуда он идет.

Я из крошки - бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Ста высок я и могуч,
Не боюсь не гроз не туч.
Я кормлю свиней и бело
-Ничего, что плод мой мелок.

Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой,
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов.

Кто в беретке ярко красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.

Скороговорки

Дятел дуб долбил, да не не додолбил.

Дарья дарит Диме дыни.

Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Веселые стихи

Дождик

Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, дождик,
Подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому.

Доктор

Доктора не бойтесь, дети.
Он добрее всех на свете.
С ним давно знакома я:
Это мамочка моя.

Доброго пути

Нам желают:
-Доброго пути!
Будет легче
Ехать и идти.
Приведет, конечно,
Добрый путь
Тоже к доброму
Чему - нибудь.

Физминутка

Дождь

Приплыли тучи дождевые:
-Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
-Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А теплый дождик неугомонный
Льет, льет, льет.

Дети стоят вытянув руки вперед, ладонями вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом поворачивают руки ладонями вниз.

Крылатые слова и выражения где встречаются слова с буквой Д.

От доски до доски. Как известно, раньше книги переписывали от руки, чернилами служил буровато - черный сок дубовых орешков. У старых книг переплеты были массивные. Их делали из целого куска доски и обтягивали кожей. Прочитать всю книгу от начала до конца - значит прочитать ее "от доски до доски"

Большая книга тайных знаний. Нумерология. Графология. Хиромантия. Астрология. Гадания Шварц Теодор

Написание буквы «д»

Написание буквы «д»

Прописная «Д»

Как ни странно, но так, как на рис. 2.45, букву выводят люди, связанные с искусством; если искусство не является сферой их деятельности, значит, они просто артистичны по натуре и тяготеют ко всему прекрасному и изящному.

Рис. 2.45. Типографская буква «Д»

Некоторые пишут «д» прописную как строчную, направляя вертикальную линию либо вниз (рис. 2.46), либо вверх (рис. 2.47). Скорее всего, основное качество таких людей – простота. Не путайте ее с примитивностью – в данном случае простота трактуется как отсутствие претенциозности и комплексов. Такие люди не станут манерничать или пытаться делать то, чего не умеют. Вы удивитесь, насколько свободно сознание таких людей, и если у них получается занять лидирующую роль в корпоративных или межличностных отношениях, то можно поразиться тому, насколько заразительна их простота. Правда, данная концепция применима только к людям, которые несут в себе позитивное отношение ко всему окружающему, в противном случае можно наткнуться на грубость и конфликтность.

Рис. 2.46. Пишется как строчная, вертикальная линия направлена вниз

Рис. 2.47. Пишется как строчная, вертикальная линия направлена вверх

Рассмотрим классические варианты написания буквы «Д».

Наклонная, дугообразная, тщательно выведенная «Д» (рис. 2.48). Такое написание характерно для людей с высокой самооценкой, порой переходящей в самомнение. Иногда оно может указывать на человека, привыкшего полагаться на чужое мнение, несамостоятельного в своих суждениях. Его попытка показаться оригинальным иногда напоминает банальную грубость.

Рис. 2.48. Тщательно выведенная буква «Д»

Тонкая, узкая, но объемистая, с длинным, завернутым влево штрихом (рис. 2.49). Перед вами человек, страдающий манией величия и высокомерием. Из-за своей глупости и гордости он часто оказывается в проигрыше, но если такие люди все-таки достигают профессиональных вершин, подчиненным приходится несладко, потому что такой шеф всегда постарается обвинить в своих недостатках именно их.

Рис. 2.49. Тонкая «Д» с завернутым штрихом

Запутанная, замкнутая, неразборчивая, но грациозная, иногда даже красивая буква «Д» (рис. 2.50). Так пишут ровные и приветливые… трудоголики. Это кажется забавным, так как на первый взгляд вид буквы напоминает о хаотичности и взбудораженности. Внешность обманчива, не так ли?

Рис. 2.50. Неразборчивая «Д»

Строчная «д»

Буква «д» с вертикальной линией, направленной вверх и слегка закругленной на конце (рис. 2.51). Может быть, у таких людей не все получается в жизни и они не всегда вызывают положительные эмоции при первом знакомстве. Это, как правило, происходит из-за сильного желания произвести хорошее впечатление, что не всегда им удается. Если другие буквы не указывают на наличие откровенно отрицательных черт, отнеситесь к такому человеку с пониманием и закройте глаза на его неловкость – впоследствии вы об этом вряд ли пожалеете.

Рис. 2.51. Строчная «д» с вертикальной линией, направленной вверх

Здесь стоит поостеречься. Такое написание буквы, как на рис. 2.52, свойственно подозрительным, мелочным, хитрым, лживым и эгоистичным людям.

Верхняя черта загибается справа налево, образует петлю и соединяется с другими буквами – перед вами генератор идей. Положительных или отрицательных – вам укажут другие буквы.

Рис. 2.52. Буква «д» с вертикальной линией, направленной вверх, с перечеркнутым вправо хвостом

Буква «д» с петлей, направленной вниз (классическое написание) (рис. 2.53). Это наиболее распространенное написание буквы, поэтому в данном случае следует обратить внимание на длину и размер нижней петли. Чем меньше петля, тем более зависимым является человек. Особенно негативный оттенок это значение приобретает для мужчины, который порой не способен на принятие простых решений, не говоря уже о жизненно важных. Женщина с таким написанием буквы «д» будет идеальной женой для человека, который все привык решать и за себя, и за других, и не терпит возражений.

Рис. 2.53. Классическая строчная «д»

Излишне длинная петля говорит о патологической независимости (либо стремлении к ней). Здесь следует обязательно учитывать значение написания других букв. Если это человек твердый и решительный, обладающий незаурядными способностями и умением выпутываться из любых ситуаций, скорее всего, он может позволить себе быть независимым настолько, насколько хочет.

Буква «д» с петлей, направленной вниз, по манере написания напоминающая латинскую g (рис. 2.54). Такие люди обладают тихим, но неспокойным характером. Прежде чем что-то сделать, они тщательно обдумывают будущий поступок, но если им что-либо приходится не по вкусу, могут взорваться. Им свойственна любознательность, а многим – большие способности. К сожалению, таких людей также отмечает слабое здоровье.

Рис. 2.54. Буква «д» похожа на латинскую g

Так, как на рис. 2.55, букву «д» пишут люди недалекие, с примитивными представлениями о жизни. Если написание буквы такое же, а на конце линия слегка изогнута справа налево, то можно говорить об эгоистичной натуре.

Рис. 2.55. Буква «д» с вертикальной линией, направленной вниз, но не образующей петлю

Из книги Большая книга тайных знаний. Нумерология. Графология. Хиромантия. Астрология. Гадания автора Шварц Теодор

Написание буквы «ж» Графологи довольно редко обращают внимание на эту букву, поэтому толкований вариантов ее написания немного. Основное внимание уделяется написанию соединительных черточек и размеру средней линии.Так, длинная средняя линия (рис. 2.73) указывает на

Из книги автора

Написание буквы «з» Эта буква также не всегда используется в исследовании почерка. Основное внимание направлено на верхнюю петлю (или ее отсутствие) в прописной «З» и нижнюю петлю (или ее отсутствие) в строчной «з».Так, строчная буква «з» с удлиненной нижней частью, но без

Из книги автора

Написание буквы «и» Прописная «И»Начало буквы закруглено и напоминает полуовал (рис. 2.77, 2.78). Люди, так пишущие букву «И», наделены избытком воображения, неординарностью поступков и мышления, настойчивостью, нередко возвышенностью души. Рис. 2.77. Начало буквы

Из книги автора

Написание буквы «й» В написании этой буквы, как и буквы «ё», имеет значение не сама буква, а черточка над ней. Буква «й» дает больше сведений о владельце почерка, когда стоит в середине слова (строчная), нежели в начале (прописная).Черточка со слабым нажимом (рис. 2.85)

Из книги автора

Написание буквы «к» Прописная «К»Буква «К» с нажимом и длинной чертой вниз, вверху замкнутая в виде петли или завернутого внутрь крючка (рис. 2.90). Обычно это свидетельствует о таких чертах характера, как твердость, благоразумие, решительность, но замкнутость и

Из книги автора

Написание буквы «л» Буква «л», как и буквы «ж» и «з», редко подвергается анализу. Принято считать, что она дает мало информации о пишущем человеке. Тем не менее уделим ей некоторое внимание.Чем с большим нажимом она написана (рис. 2.94), тем чувственнее и нежнее человек.

Из книги автора

Написание буквы «м» Различия между написанием прописной и строчной «м» заключаются только в размерах букв, поэтому не будем рассматривать их отдельно. Для анализа вы можете выбрать любую букву «м» – в начале, середине или конце слова.Прямая, без закруглений, вторая линия

Из книги автора

Написание буквы «н» Прописная «Н»Довольно сжато написанная; поперечная черта дугообразная, слегка вытянутая при соединении, в начале буквы сверху и/или снизу небольшой крючок (рис. 2.110, 2.111). Это указывает в первую очередь на такое качество, как робость. Если получается

Из книги автора

Написание буквы «о» Прописная «О»Буква похожа на незамкнутый овал с опускающейся в середину чертой (рис. 2.117). Такое небрежное написание буквы указывает на деятельных, быстрых людей. Избыток их энергии часто означает излишнюю поспешность, но в целом написание буквы «О»

Из книги автора

Написание буквы «п» Прописная «П»Наибольшее значение при написании буквы «п» имеет нажим.Тонкие линии, выведенные со слабым нажимом и небольшим закруглением (рис. 2.128). Такое написание говорит о слабохарактерности, восприимчивости и мнительности. Рис. 2.128. Буква

Из книги автора

Написание буквы «р» Это одна из самых интересных букв для графологии. Считается, что это один из первых звуков, которые научился произносить человек. Он служил предупреждением об опасности или знаком угрозы. У этой буквы множество функциональных предназначений. Недаром

Из книги автора

Написание буквы «с» Наклонная буква «с» с нажимом посередине, без украшений (рис. 2.139) свойственна почерку резких и суровых людей. Часто так пишут скептические, не склонные к сентиментальности и эмоциональности люди. Рис. 2.139. Наклонная, без украшений буква «с»С маленьким

Из книги автора

Написание буквы «т» Прописная «Т»Две первые палочки сливаются вместе, а верхний росчерк сильно отделен и направлен вверх (рис. 2.143). Такое написание указывает на отзывчивого, религиозного, милосердного человека. Рис. 2.143. Две первые палочки сливаются вместе, а верхний

Из книги автора

Написание буквы «у» Прописная «У»Отчетливая, с закруглением, внизу незакрытая, начальный штрих очень тонкий, иногда почти незаметный (рис. 2.150). Такие люди умозрительны, любознательны, их отличает любовь к изящному. Рис. 2.150. Отчетливая, с несильным нажимомС легким

Из книги автора

Написание буквы «ц» По сути, буква «ц» по своему написанию напоминает букву «и» с петелькой в нижней правой части. Поэтому в некоторой степени ее анализ совпадает с анализом буквы «и». С другой стороны, очень часто рисование петельки совпадает со строчными буквами «у» и

Из книги автора

Написание буквы «ш» Основное значение при написании этой буквы имеют темп написания и округлость составляющих ее элементов.Буква «ш» с большим начальным крючком, все элементы одинаково ровные, внизу закругленные, без подчеркивания (рис. 2.164). Такое написание указывает


Слова на букву Д : дерево, доска, дом, дворец, динозавр, джакузи, деталь, друг, длина, диван, дым, дно, два, дрова

Буква Д в середине слов : удав, бардак, победа, вода, пирамида, радио, подушка, подарок

Слова, оканчивающиеся на букву Д : яд, зуд, йод, лёд, мёд, плед, ряд, вход, град, клад, обед, след, труд, фонд, аккорд, верблюд, въезд, выход, город, завод, запад, комод, народ, наряд, поезд, сосуд, фасад, взгляд, восход, гепард, огород, провод, проезд, рекорд, водопад, гололёд, логопед, переезд, кислород, мармелад, муравьед, пригород, бутерброд, кроссворд

Несколько букв Д в слове : дед, Давид, водопровод, дождь

Сыграйте с ребёнок в фонематическую игру - пусть на слух определит, в какой части слова находится звук [Д]. Можно обыграть следующим образом:
1) игра "Аквариум", описанная ранее (смотрите букву А);
2) тот же принцип, как и в игре "Аквариум", только возьмите 3 мисочки/стаканчика/чашечки и камешки/мозайку/маленькие машинки (если у вас их много - например, из KinderSurprise) и распределяйте;
3) подвижным детям понравится прыгать вперёд, назад или на месте, в зависимости от того, в какой части слова заданный звук.


На что похожа буква Д? (взято и )
Две полоски наклонили,
Снизу третью начертили.
А теперь согнём немножко
Две коротенькие ножки.

Букву А не допишу,
На подставку помещу.

Дайте чемоданчик, детки!
Где же он? На табуретке!

(можно предложить ребёнку взять букву Д и обвести сначала ту часть, которая похожа на чемоданчик, затем другим цветом ту - которая похожа на стул).

Загадки про букву Д (взято )
Дельфин, весёлый наш дельфин,
Играет в море не один,
Там два дельфина на воде,
Играя, учат букву...!

Стихи про букву Д
Буква Д - как будто дом,
Но всего с одним окном.

Буква "Д" грустила очень...
И одной прекрасной ночью
В домик буква превратилась
Двери настежь отворила,
Созывая всех друзей
Сразу стало веселей!

Добрый доктор
Дарит дыню дикобразу.
Динь-динь-динь!
Теперь он вылечится сразу!


Д и Т дружили с детства,
Твёрдый Д и Т глухой,
Всюду рядом, всюду вместе,
Т - скромняга, Д - герой.

(это и многие другие стихотворения про буквы с картинками найдёте )

Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
Добрый дятел занят делом,
Ремонтирует дупло.
Дверь починит он умело -
Будет в домике тепло.

Скороговорки про букву Д (взято )
Дед Данила делил дыню -
Дольку Диме, дольку - Дине.

Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.

Дятел на дубу сидит
И в дубу дупло долбит.
Дятел дерево долбил,
Деда стуком разбдил. /флеш картинку к этой скороговорке вы найдёте /

Дятел, дятел - мой приятель
Дуб долбит как долотом.
Помоги мне, дядя дятел,
Для скворцов построить дом.

Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.

Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому дедушке седому!

Чистоговорки (взято , )
Ду-ду-ду - домой пойду.
Ды-ды-ды - попей воды.
Да-да-да - пойду сюда.

[Д]
Да-да-да, да-да-да
- Не ходи, Вадим, туда!
Ду-ду-ду, ду-ду-ду
- Всё равно туда пойду!
Ди-ди-ди, ди-ди-ди
- Ты ж одетый, не ходи!
Да-да-да, да-да-да
- Ой, холодная вода!
Де-де-де, де-де-де
- Вот беда! Вадим, ты где?
Ды-ды-ды, ды-ды-ды,-
Только слышно из воды.

[Д"]
Де-де-де, де-де-де
Мы мечтали о дожде.
Дё-дё-дё, дё-дё-дё
Все намокли под дождём.
Дя-дя-дя, дя-дя-дя
Грязь осталась от дождя.
Дю-дю-дю, дю-дю-дю
Уж не рады мы дождю.

Да-да-да - дома в кране есть... (вода)
Да-да-да - после вторника... (среда)
Ду-ду-ду - целый день дужу в... (дуду)
Ду-ду-ду - не говори мне... (ерунду)
Ды-ды-ды - несу в корзинке... (ягоды)

Буква Д


Сказки про букву Д (взято )

— Почему никто не живет во мне? — грустно думал новый дом.

— Я большой и красивый. У меня есть дверь и зеленый двор.

— У дома должна быть душа, — сказала буква Д.

— А что это такое? — удивился дом.

— Это когда в доме уютно и тепло. В печке горят дрова, а из трубы идет дым.

— Что же мне делать? – заплакал новый дом.

— Я позову дровосека, — предложила буква Д.

Вскоре в новом доме поселился дровосек.

Он привез дрова и затопил печку. В доме стало тепло и уютно.


***

Сегодня я расскажу тебе сказку про букву «Д». про буквы А, Б, В, Г ты уже слышал сказки.

Буква «Д» была похожа на домик. И все вокруг старались поселиться в этом домике. Однажды буква «Д» уснула в лесу среди травки, на солнышке, а когда проснулась, то внутри нее, как в домике, уже сидела птичка и вила себе гнёздышко. Пришлось букве «Д» достать гнёздышко и переложить его на дерево вместе с птичкой.

Однажды в букву «Д» залез маленький щенок и уснул, пока она сидела, отдыхала. А когда буква «Д» пошла, а надо сказать, что она очень быстро везде бегала на своих маленьких ножках, переваливаясь с бока на бок, то щенок испугался и завизжал от страха. А буква «Д» тоже испугалась и тоже завизжала от страха. А потом, когда она поняла, что во время отдыха к ней залез щенок, то она и все вокруг очень долга и весело смеялись!

Вот такие весёлые истории происходили с буквой «Д».

Открытое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР.

Тема: Звук и буква «Д».

Цели:

    Образовательные:

Закрепление знаний о механизме образования звука «Д», его акустических особенностей на основе слогов, слов, содержащих данный звук.

Закрепление умения анализировать артикуляцию звука, давать характеристику звука.

Знакомство с буквой «Д», ее печатным изображением.

Совершенствование навыков чтения и письма, закрепление понятий «звук» и «буква»

Расширение словаря на основе слов содержащих звук «Д».

Учить выполнять звуковой анализ на основе слов содержащий данный звук.

    Коррекционно-развивающие:

Закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад и акустический образ звука.

Развитие речевой моторики (ниж. челюсти, губ, языка).

Выработка плавной воздушной струи.

Нормализация мышечного тонуса, общей и мелкой моторики, мимической мускулатуры.

Развитие функций фонематического слуха и восприятия.

Развитие слухового восприятия.

Развитие мышления, памяти.

Работа по предупреждению дисграфии.

Развитие навыка контроля и самоконтроля при работе с тетрадью и с доской.

    Коррекционно-воспитательные:

Воспитание усидчивости, аккуратности, внимания на занятиях.

Воспитание самоконтроля за собственной речью.

Вызывать мотивации к речевой активности.

Оборудование: зеркала, схема для анализа артикуляции, схема для характеристики звука, символы обозначения звуков, картинки, мячи для массажа рук, слова для чтения, тетради.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

1. Орг. момент

Наступила тишина,

Заниматься нам пора.

Будем четко говорить

И за звуками следить.

2. Развитие общей моторики. Нормализация мышечного тонуса.

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

3. Массаж лица.

Ручки растираем и разогреваем (потирают ладошки)

И лицо теплом своим нежно умываем.

Ушки разминаем сверху вниз мы быстро (растир. ушные раковины)

Их вперед сгибаем.

Тянем вниз за мочки.

А потом руками трогаем за щечки.

4. Мимическая гимнастика.

Ребята, посмотрите, как солнышко умеет улыбаться, улыбнитесь и вы. (картинка солнышко улыбается )

А как хмурится, когда на него набегают тучи? Покажите. (картинка солнышко хмурится )

Но мы все тучи разгоним сильным ветерком.

Тихо носиком вдыхаем,

Ветерок через рот выдыхаем.

5. Артикуляционная гимнастика.

Сядем на свои места, пододвинем к себе зеркала.

для губ: Губки улыбаются

Зубки появляются.

для языка : Упражнение «Дятел»

Целый день тук да тук

Дятел долбит толстый сук

6. Объявление темы занятия.

Нам пришло необычное письмо, а в нем задание.

Ребята, отгадайте, какое слово здесь зашифровано.

Определите, какой первый звук слышится в названиях этих картинок (картинки).

Какое слово у вас получилось? (ДОМ)

Какой звук первый в слове дом?

7. Произношение изолированного звука.

Как дятел добит дерево (картинка)

8. Анализ артикуляции звука.

Схема анализа артикуляции.

Как расположены губы, когда мы произносим звук «Д»?

(губы свободны )

Как расположены зубы, когда мы произносим звук «Д»?

(зубы сближены но не сомкнуты ).

Как расположен язык, когда мы произносим звук «Д»?

(язык стучит кончиком за верхние зубы ).

Проверим, какая воздушная струя, когда мы произносим звук «Д».

(теплая, идет по середине языка )

Проверим ладошкой горлышко, работает оно или нет?

(работает, звук звонкий)

9. Характеристика звука.

Произнесите звук «Д» еще раз.

Как мы произносим этот звук?

Когда мы произносим звук «Д» воздух проходит свободно или встречает преграду?

Как мы называем звуки, когда есть преграда? (согласные)

Значит, какой звук «Д»?

Одинаково или по разному я произношу звук «Д» - «Дь»?

Значит какой еще звук «Д»? (твердый, мягкий, звонкий)

10. Развитие фонематического слуха.

Встали, игра «Договори словечко» (мяч)

Я начинаю слово, а вы заканчиваете его слогом «ДА» и называете слово целиком

ПОМА…, НАГРА…, ПОБЕ…, ПОГО…, КОМАН…, ГИРЛЯН…, СЕКУН…

ПОХО…, НАРЯ…, СНАРЯ…

11. Знакомство с буквой

Что такое звук?

Что такое буква?

Звук Д мы обозначаем буквой Д.

Буква Д – высокий дом.

В этом доме мы живем (картинка)

На что похожа буква Д?

Из скольки элементов состоит буква Д? (из шести )

У вас на столе лежат карточки. Возьмите их.

Наша буква Д сломалась. Допишите букве недостающий элемент. (карточки )

12. Физ.пауза.

Развитие мелкой моторики

Дети берут мячи.

Букву Э и букву О

Знаем мы с тобой давно

И запомним навсегда

Вместе с У и буквой А

А последней букву Д

Хорошо писать должны.

13. Работа в тетрадях

Открыли тетради, приготовили карандаши.

Напечатаем две буквы Д.

Букву начинаем печатать сверху вниз.

14. Развитие звукового анализа

Пока мы печатали букву, буквы в слове перепутались.

Отгадайте, что за слово здесь спряталось? (домик )

Выполним звуковой анализ слова «домик».

Сколько гласных в слове «домик»? Назовите их.

Назовите согласные.

Сколько всего звуков?

15. Чтение слогов

Ребята, а сейчас мы с вами построим настоящий дом из кирпичей.

Но это не обычные кирпичи. На них напечатаны слоги, а какие – вы должны прочитать сами, и построить дом. (кубики со слогами)

16. Чтение слов

Пока мы с вами строили дом, наша буква Д убежала из слов.

Вставьте пропущенную букву Д и прочитайте, какое получилось слово. (карточка)

Какой звук мы сегодня изучали?

С какой буквой познакомились?

18. Оценка

Ребята, вы сегодня молодцы!

Вы умеете слушать звуки и печатать буквы!

Ручки растираем и разогреваем (потирают ладошки)

И лицо теплом своим нежно умываем.

Ушки разминаем сверху вниз мы быстро (растир. ушные раковины)

Их вперед сгибаем.

Тянем вниз за мочки.

А потом руками трогаем за щечки.

Улыбнулись губки,

Показали зубки.

На полянке дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт

Мы ворота открываем

В этот домик приглашаем

Целый день тук да тук

Дятел долбит толстый сук

Букву Э и букву О

Знаем мы с тобой давно

И запомним навсегда

Вместе с У и буквой А

А последней букву Д

Хорошо писать должны