Дифференциация звонких и глухих согласных звуков упражнения. Методическая разработка "дифференциация звонких и глухих парных согласных звуков". Список использованной литературы

Люди, отличавшиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однако отношение к левшам, как и другим «белым воронам» зачастую было настороженным, а иногда и резко отрицательным. К счастью, в наше время, когда ломаются многие стереотипы, само понятие "норма" приобретает менее жесткие рамки, люди становятся более терпимы к различным проявлениям индивидуальности. Сейчас феномен левшества много изучается, результаты этой работы позволяют изменять стереотипное восприятие левшей и постепенно вырабатывать методики их обучения. Родители самостоятельно на ранних стадиях развития могут определить леворукость с помощью тестов....

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Леворукий ребёнок" Тесты для определения ведущей руки

1.Одновременные действия обеих рук" - рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более чёткие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем не ведущей. Для оценки скорости можно использовать число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд или число точек (касаний ручки) плоскости листа. Задание выполняется трижды, затем рассчитывается среднее значение.

"ОТКРЫВАНИЕ НЕБОЛЬШОЙ КОРОБОЧКИ". Для выполнения этого задания коробочки со счётными палочками. Ребёнку предлагают несколько коробков, чтобы повторение действия исключало случайность в оценке этого теста.

"РИСОВАНИЕ". Положите перед ребёнком лист бумаги и карандаш, предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребёнка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: "Я не умею, у меня не получится". Можете успокоить малыша: "Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся". Подбодрите его, скажите, что он делает всё верно. В этом задании нужно сравнивать качество выполнения рисунков. Проследите за тем, чтобы ребёнок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел. Во всех заданиях, приведённых ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активные действия.

"ПОСТРОЕНИЕ ДОМА ИЗ КУБИКОВ" Ведущей является рука, которая чаще берёт, укладывает и поправляет кубики. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребёнка, поэтому можно продублировать задание, предложив, ребёнку конструктор, мозаику с конкретным заданием. Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в такую таблицу: Если при выполнении задания ребёнок активнее работает левой рукой, то ставится знак "+" в графу "Левая рука", при предпочтении правой – в графу "Правая рука". Если одинаково использует как правую, так и левую руку, знак "+" ставится в графу "Обе руки".

Презентация «Ребенок на даче» Сюникаева Н.В. Воспитатель МАДОУ «ДСКВ №8» г.Сосновоборск 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."

Конспект занятия. Подготовительная группа...

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды-вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро-вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

Страница 2 из 2

Глава 2. Воспитательно-образовательная работа с леворукими детьми дошкольного возраста

2.1 Психолого-педагогическая диагностика леворуких детей.

При определении леворукости, праворукости или двурукости следует провести дополнительное тестирование. При этом следует соблюдать следующие правила:

Каждое задание предлагать ребенку в игровой форме;

Не фиксировать его внимание на том, какой рукой он действует;

Все предметы перед выполнением задания класть строго перед ребенком.

Итак, для диагностики леворукости мы отобрали группу из 10 человек, посещающих (старшую логопедическую группу 03) МДОУ №7 «Колокольчик». С ними мы провели ряд диагностических методов:

1. Наблюдение за детьми в свободной деятельности.

2. Тестирование №1.

Тесты для детей младшего дошкольного возраста на определение ведущей руки.

А) Открывание коробочки.

Ребенку предлагается несколько разных небольших коробочек, например из - под спичек (можно окрасить их в разные цвета, чтобы повторение действий исключало случайность в оценке данного теста).

Задание: «Найдите спичку в одной из коробочек».

Ведущей считается та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает).

Б). Развязывание узелков.

Заранее неплотно завязать несколько узлов из шнура средней толщины.

Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел).

В). Поднимание предмета.

Ребенка просят поднять лежащий на полу предмет. Правши очень редко берут его левой, левши – правой рукой.

Тесты для детей среднего и старшего возраста

А) Переплетение пальцев рук.

Задание: «Быстро, не думая, переплети пальцы обеих рук».

Сколько бы раз ни повторялась просьба, сверху всегда оказывается большой палец одной и той же руки, как правило, ведущей (правой у правшей и левой у левшей.

Б) Скрещивание рук.

Ведущей считается та рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки.

3. Задания для определения ведущей руки (результаты в приложении №1).

Задания для определения ведущей руки.

Нарисуй то, что хочешь,

левой рукой правой рукой

Нарисуй карандашом 10 крестиков

левой рукой правой рукой

Задание №4 (Приложение 2)

Цель: развивать точность движения руки ребенка.

Ход игры:

Игра начинается с того, что рисуются дорожки разной формы; в одном конце каждой дорожки – машину, а в другом - дом. Например, так:


Потом говорится ребенку: «Ты водитель, и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Поэтому будь внимательным и осторожным». Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам дорожек. Начинать лучше с относительно простых. В дальнейшем, когда ребенок освоится с игрой, можно сужать дорожки и менять ритм изгибов.

Например, так:


В результате у нас выявилось 2 леворуких детей: Миша В. и Артем Г. С ними мы провели индивидуальное тестирование.

Задание №5 (результаты представлены в приложении №3)

Определение ведущей руки

Ведущая рука

Рисование одинаковых рисунков (дом, человек, машина) правой и левой рукой

Рисование карандашом 10 крестиков правой и левой рукой

Раскладывание карточек, лото (в одной руке стопка, другой раскладываются карточки)

Развязывание 3-4 узелков, заранее завязанных на шнурке

Нанизывание на шнурок 5-10 пуговиц с разными отверстиями

Бросание теннисного мяча в цель на полу или стене (повторить несколько раз)

Откручивание и закручивание крышек на 3-4 баночках

Отвинчивание и завинчивание гайки из детского конструктора гаечным ключом

Складывание рисунка (мозаики, разрезных картинок и т.п.)

Складывание фигуры из кубиков

Переливание воды из одного флакона с узким горлом в другой

Застегивание и расстегивание пуговицы, застежки-молнии

Складывание мелких деталей (пуговиц, бусинок) в длинный цилиндр

Наматывание нитки на катушку или сматывание ниток в клубок

Наличие в семье леворуких родственников (родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек)

Задание №6 Рисование правой и левой рукой. (Приложение №4.)

Таким образом, индивидуальное тестирование и анализ детских работ подтвердили леворукость Миши В. и Артема Г. Для них были разработаны рекомендации по организации занятия, индивидуальной работы, составлены советы родителям.

Данные рекомендации необходимо соблюдать с начального момента обучения письму, однако, если это не сделано во время, то необходимо использовать данные советы в мягкой коррекционной работе с леворукими детьми, уже умеющими писать.

Посадка при письме: При правильной посадке леворукие дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу на подставке, голова немного наклонена вправо. В классе за партой леворукий ребенок должен всегда сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая рука соседа по парте не мешала ему при письме. Настольная лампа располагается справа от ребенка.

Положение рук: Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, чтобы левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая - лежала на столе и придерживала лист.

Положение кисти руки: Кисть левой руки большей частью должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.

Приемы захвата ручки: Ручка кладется на средний палец, на его верхнюю ногтевую часть. Ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательный палец легко кладется сверху ручки на расстоянии

1,5 – 2 см от пишущего шарика и управляет движением пальцев. В процессе письма происходит движение слева направо (направление ручки – влево, а движение кисти пальцев – вправо).

Ориентация в тетради: Тетрадь лежит с наклоном вправо так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к середине его груди. Леворукому ребенку трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он не может сразу определить сторону, с которой нужно начинать писать, путает направления. В таких случиях левую сторону листа следует маркировать цветным карандашом.

Как надо вести себя родителям с ребенком – левшой:

Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, быть чутким и доброжелательным с ним.

Создать для него благоприятный климат в семье.

Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в «правшу», объясняя всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.

Не предъявлять к нему завышенные требования и не противопоставлять его другим, обычным детям.

Ни в коем случае не обучать ребенка до школы чтению, письму и иностранным языкам, т.е. тому, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша.

Любить его таким, какой он есть.


З аключение

Изучив психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, мы узнали и убедились в том, что леворукость является разновидностью нормы.

Как мы выяснили, леворукие дети – неоднородная группа. Поэтому и подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным. Проявление тех или иных нарушений в развитии связано с преобладанием, какого – либо фактора в развитии леворукости. В любом случае родители леворукого ребенка не должны настороженно, тем более, отрицательно, относиться к леворукости.

Большое влияние в развитии способностей у ребенка оказывает нецелесообразность и пагубность переучивания, так как именно это может стать причиной возникновения неврозов. Наиболее частыми встречающимися невротическими симптомами у переученных левшей являются: нарушение сна, аппетита, головные боли, боли в животе, страхи, заикание, тики, навязчивые движения, укачивание в транспорте, вялость, заторможенность, резкая смена настроения.

Итак, неврозы, возникающие у леворуких детей при переучивании, - это серьезные заболевания, проявления которых необходимо вовремя заметить, чтобы без промедления начать лечение.

Постоянная поддержка, одобрение, исключение насмешки, обид, недовольства помогают избежать главного, что приводит к неврозу - чувства несостоятельности, неудачи.

Совершенно очевидно, что ни в коей мере нельзя подчеркивать леворукость ребенка и не следует предпринимать никаких попыток что-то изменить. Просто спокойно объяснить ребенку, что это разновидность нормы.

Наряду с мнением о значительных сложностях развития леворуких детей есть и прямо противоположное представление об уникальных способностях леворуких людей. Считается, что леворукие - дети творческие, эмоциональные.

Главное – это вселить в ребенка уверенность в его полноценности, «нормальности», постараться, может быть, найти и преимущества его леворукости. Воспринимать ребенка нужно таким, каков он есть, и тогда леворукость не станет проблемой.

Список литературы:

1. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2001. – 432с.

2. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. - М.: Вентана – Граф, 2005.- 240 с.: ил.- (Ваш ребенок).

3. Безруких М.М. Леворукий ребенок – 2-е изд., доп. - М.: Вентана – Граф,

2006. – 64с.: ил. – (Будущий первоклассник).

4. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. – Тула,

1996. - 79с.

5. Доброхотова Т.А. , Брагинина Н.И. Левши. – М., 1994. – 93с.

6. Кутепова И. Левша в мире праворуких. // Дошкольное воспитание, 2002.-№4. – 64-69с.

7. Майская А. Ребенок – левша: как достичь гармонии с «правым» миром. – СПб.: Питер, 2006. – 96с.

8. Макарьев И.С. Если ваш ребенок – левша. 2-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 80с.

9. Павлова Л.Н. Левша: подарок природы или издержки //Педагогический вестник.-1996, №6.- С.7.

10. Усова А.П. Обучение в детском саду.- М., 1976.

11. Умственное воспитание детей дошкольного возраста /под ред. Подъякова Н.Н., Сохина Ф.А. – М., 1994.

12. Щербакова Е.В. К вопросу о развитии познавательной активности //ДВ, №10, 1991.

В своей практической работе каждый учитель-логопед сталкивается с тем, что большинство учащихся классов коррекционно-развивающего обучения с задержкой психического развития при чтении путают парные звонкие и глухие согласные. Подобные ошибки отражаются в дальнейшем и на письме. В большинстве случаев замены букв обусловлены нечеткостью слухового восприятия и слуховых представлений о звуках. Считаю, что работу по дифференциации смешиваемых звуков необходимо начинать с опоры на зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков.

С целью преодоления нарушениями чтения и письма у учащихся начальных классов КРО мною было разработано пособие по различению звонких и глухих парных согласных, которое поможет выполнить коррекционно-логопедическую работу по чтению более целенаправленно и результативно. Предлагаемое пособие представлено комплексом слоговых таблиц по дифференциации звонких и глухих согласных звуков, направленных на автоматизацию навыка правильного чтения и профилактику нарушений письменной речи учащихся.

Выполнение коррекционных упражнений позволит совершенствовать слухопроизносительную дифференциацию парных звонких и глухих согласных звуков. Упражнения предлагаются с постепенным усложнением материала. Сначала отрабатываются слоги, включающие парные звонкие и глухие согласные с твердым звучанием, затем - с мягкими вариантами произношения. Исключения - слоговые таблицы с твердыми парными согласными звуками ж-ш.

Методическая разработка будет полезна в работе учителям-логопедам, учителям начальных классов, а также родителям учащихся.

Коррекционные упражнения

  • Чтение слогов с акцентом на громкости-тихости голоса. (Слоги со звонкими согласными звуками читаем громко, с глухими согласными звуками - тихо)
  • Подчеркивание слогов со звонкими согласными звуками двумя чертами, с глухими - одной чертой)
  • Нахождение заданного учителем слога
  • Чтение наоборот: замена слога на оппозиционный
  • Придумывание слов, содержащих данные слоги
  • Определение места слога в придуманных словах
  • Списывание слогов
  • Запись слогов на слух

Слоговые таблицы

Конспект индивидуального логопедического занятия предназначен для учащихся 2 класса, посещающих логопункт с логопедическим диагнозом «Нарушение чтения и письма, обусловленные ФФНР», I этап.

Тема: Дифференциация парных звонких и глухих согласных.

Лексическая тема: «Лес».

Цель: дифференциация парных звонких и глухих согласных в устной речи, правильное обозначение их на письме.

1. Коррекционно-развивающие:

  • Создать условия для развития фонематического слуха, внимания, мышления, памяти.
  • Содействовать преодолению дисграфических ошибок: оглушение звонких согласных.
  • Способствовать развитию навыков звукового анализа и синтеза.

2. Образовательные:

  • Способствовать правильному написанию звонких согласных в слове.
  • Создать условия для обогащения словаря по теме лес.

3. Воспитательные:

  • содействовать формированию положительного отношения учащегося к занятию, аккуратность, усидчивость.

4. Оздоровительные:

  • Создать условия для развития мелкой моторики рук.
  • Способствовать укреплению глазных мышц.

Оборудование: картинки, карточки, грибы, вырезанные из картона, лесовичек, домики, смайлики, кроссворд, картонная пятерка.

Лексический материал: загадки.

Ход занятия:

Организациооный момент.

Здравствуй, Марина, сегодня мы с тобой отправимся в гости в лес. Лес — это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы. Начнем! Повторяй за мной!

Раз, два, три, четыре, пять,
(Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)
В лес пойдём мы погулять.
(Обе руки идут пальчиками по коленкам.)
За черникой, за малиной, за брусникой, за калиной.
Землянику мы найдём
И домой мы отнесём.
(Загибает пальчики)

Основная часть.

Ну, вот представь, что мы очутились в лесу. А лес этот не простой, а сказочный. Здесь живет старичок — лесовичёк. Он приготовил для тебя задания. За каждое выполненное задание он будет давать тебе грибок. А в конце занятия мы посчитаем, сколько у тебя их набралось!

1. Отгадай загадку. Напиши отгадку.

Солнца яркого боится.
Ночью — хищник эта птица.
Ловко мышь найдет в траве.
Говорим мы о…?

Правильно. Какой первый звук в слове сова?

Какой это звук? (Гласный или согласный? Звонкий или глухой?)

Согласный, глухой.

Какой буквой на письме обозначаем звук [с]?

Буквой «С».

Напиши слово «сова».

Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы?

Какой первый звук в слове заяц?

Звук [з].

Какой это звук?

Согласный, звонкий.

Буквой «З».

Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите мне это — …?

Какой первый звук в слове «волк»?

Звук [в].

Какой это звук?

Согласный, звонкий.

Какой буквой обозначим звук [в] на письме?

Буквой «В».

А какой последний звук в слове «волк»?

Звук [к].

Какой это звук?

Согласный, глухой.

Какой буквой обозначим на письме?

Буквой «К».

Напиши слово «волк».

Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая…?

Сколько звуков в слове «лиса»?

Назови третий звук в слове «лиса»?

Звук [с].

Напиши слово «лиса».

Задание № 2.

Вставь пропущенную букву в слове (слова написаны под картинкой).

…емляника (З),
…уб (Д),
белый …риб (Г),
бере…а (З) ,
ры…ик (Ж),
е…евика (Ж)

На какие группы можно разделить эти картинки? Почему?

На три группы: ягоды, деревья, грибы.

Физминутка «Бабочка».

Спал цветок (закрыть глаза)
И вдруг проснулся, (поморгать глазами)
Больше спать не захотел, (руки поднять вверх — вдох. Посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны — выдох)
Взвился вверх и полетел.

Задание №3 «Кто где живет».

В первом домике живут те животные, названия, которых начинаются на звонкий согласный звук. А во втором домике живут животные названия, которых начинаются на глухой согласный звук. Кто в каком домике живет?

Паук, белка, дятел, змея.

В первом домике: белка, дятел, змея. Во втором: паук.

Запиши названия животных.

Задание№ 4.

В лесу, в котором мы с тобой очутились, есть полянка. А на ней чего только нет!

Ягоды: смородина и черника;
Цветы: колокольчики и ромашки;
Живут на полянке: муравей кузнечик, стрекоза.

Старичок-лесовичёк говорит, что эта полянка не простая. Она называется «глухой». На «глухой» полянке надо оставить только те картинки, в названии которых первый звук глухой. (Что мы уберем? А что оставим?)

Оставим: смородину, чернику, колокольчики, кузнечика, стрекозу. Уберем: ромашки и муравья.

Назови звонкую пару у глухих звуков: [с] и [к].

А у звука [ч] есть парный звонкий звук?

Перечисли все парные согласные звуки.

Б-П, Д-Т, Ж–Ш, З-С, Г–К, В-Ф

Парные согласные звуки отличаются друг от друга только наличием или отсутствием голоса, при произнесении одних горлышко дрожит, при произнесении других нет. А в остальном они произносятся абсолютно одинаково. Одинаково работают губы, зубы и язык.

Молодец, справилась с заданием.

Задание 5. Разгадай кроссворд.

Какие парные звуки встретились в этих словах?

Г-К, Ж- Ш, Б-П.

Посчитай, сколько грибов у тебя стало?

Вот такую оценку ты получаешь сегодня за занятии!

Рефлексия.

Выбери тот смайлик, который соответствует твоему настроению.

Тебе понравилось?

Цветкова Анна Валентиновна,
учитель-логопед,
МОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»,
город Сыктывкар