Трансферные сделки. Методы трансфертного ценообразования. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

О роли закупок в компании

Увеличить прибыль компании можно двумя способами: увеличением продаж или уменьшением расходов. Например, при средней маржинальности 9% для того чтобы компании увеличить прибыль с 70 млн до 75 млн у.е., продажи придется увеличить на 54 млн у.е.

Кто сталкивался с продажами, знает, что добиться такой цифры достаточно сложно, для этого необходимо сделать прорыв, стоящий многих усилий.

Если попытаться достичь такого же показателя по прибыли с помощью уменьшения расходов, то речь будет идти о снижении закупок всего на 5%. Для профессионального закупщика это ерунда. Благодаря различным инструментам закупщик может снизить расходы от 5 до 30%.

О закупщиках

Всем знакомы термины «снабженец», «отдел снабжения». Они пришли к нам из СССР. Сейчас тоже существуют отделы снабжения и снабженцы. Основная их роль – обеспечить бесперебойное производство товаров и услуг. Но стратегических задач они не выполняют.

А термин «закупщик» появился у нас в конце 1990-х – начале 2000-х. Закупщики выросли из снабженцев. Закупщик выполняет ту же роль, но с некоторыми инновациями, которые пришли к нам с Запада. Сейчас закупщики активно влияют на бизнес, вовлекаются в него и приносят дополнительную прибыль и ценность с помощью стратегических решений.

Их функция реализуется не тогда, когда уже все решено – «вот тебе план, иди покупай», а именно на ранних стадиях стратегического планирования, принятия решений – производить самостоятельно или покупать, делать своими силами или отдавать на аутсорсинг и т.д. В нашей стране это только начинает развиваться, мы отстаем от Европы и Америки на 5-10 лет.

Какие знания необходимы профессиональному закупщику?

Достаточно долго на первом месте было умение вести переговоры. Но в результате исследования западных коллег в 2012 году оказалось, что оно опустилось на вторую ступеньку, а на первую вышли категорийный менеджмент, аналитические способности и умение подходить стратегически.

Управление и минимизация рисков – это одна из функций профессионального закупщика. Он должен понимать, с какими рисками может столкнуться, во-первых, на рынке подрядчика, во-вторых, на том рынке, где компания продает свои товары и услуги. Закупщик должен управлять и тем, и другим.

Со стратегически важным подрядчиком закупщик должен обсуждать его риски и контролировать то, что он делает для того, чтобы избежать непредвиденной ситуации. Это очень сложно, для этого у вас должны быть очень близкие отношения.

Закупщик – это такая очень политическая профессия. Работа закупщика – ювелирная, ведь он должен снизить расходы компании, не навредив бизнесу.

Первой страной, где были приняты законы, регулирующие механизмы трансфертного ценообразования, стали Соединенные Штаты в 1960-х годах. В 1990-х этот вопрос активно рассматривался на международном уровне, тогда появились основополагающие нормативные документы, регулирующие определение стоимости товаров и услуг транснациональными корпорациями.

В России с 2012 года появилось новое законодательство по трансфертным ценам. Взаимоотношения связанных компаний регулируются главой 6.1 Налогового Кодекса, которая стала заменой-дополнением действующим ранее статьям 20 и 40. Актуальные нормы ввели перечень случаев, в которых налоговики вправе проверять установленную фирмами стоимость продукции, и прописали право фискальных служб доначислять налоги и требовать их уплаты в бюджет.

Согласно положениям действующего законодательства, целью трансфертного ценообразования является:

  • Не дать возможности группам связанных лиц, работающим в регионах или странах с разными режимами налогообложения, искусственно занижать показатели прибыли и дохода.
  • Не создавать административных преград для работы добросовестных налогоплательщиков, которые трудятся в России, в том числе и международных корпораций.

Российское законодательное регулирование основывается на опыте, который накопило международное трансфертное ценообразование. В частности, используется распространенное «правило вытянутой руки». Его суть заключается в том, что стоимость, установленная связанными хозяйствующими субъектами, сравнивается с ценой, которую имели бы товары и услуги, если бы коммерческие структуры оказались полностью независимыми.

Какие операции относятся к разряду контролируемых?

В целях надзора над трансфертными ценами действующее законодательство вводит категорию «контролируемые сделки». Это операции, совершаемые группой связанных лиц, относительно которых фискальные органы вправе проверить установленные цены на соответствие рыночным.

Правила трансфертного ценообразования в РФ вводят следующие типы операций, подлежащих допконтролю:

  1. Операции, совершенные между двумя сторонами, признаваемыми по законодательству взаимозависимыми.
  2. Сделки, в которых принимают участие две взаимосвязанные стороны и третья – посредник, если она:
    1. не принимает на себя никаких рисков и не создает добавленной стоимости;
    2. выполняет функцию, сводящуюся исключительно к перепродаже товаров и услуг.
  3. Операции, совершаемые между российскими компаниями или представительствами зарубежных организаций на территории РФ, и оффшорными странами.
  4. Сделки, заключаемые на внешнем рынке с биржевыми товарами (энергоносители, удобрения, металлы, драгоценные камни и т.д.).

Важно! Операции из 3-4 пункта попадают под государственный контроль только в случае, если годовая выручка компании по ним превышает 60 млн руб.

Трансфертное ценообразование 2017 предполагает, что операции между взаимосвязанными лицами становятся контролируемыми, если:

  • Контрагент по сделке зарегистрирован на территории специальной экономической зоны со льготным налогообложением, в то время как другой участник отношений рассчитывает бюджетные обязательства по стандартным ставкам.
  • Один из участников полностью освобожден от уплаты налога на прибыль, т.е. для него действует ставка 0%.
  • Операция совершается с лицом, добывающим природные ресурсы и перечисляющим в казну НДПИ.
  • Одним из участником рыночной операции является фирма или ИП, использующая льготный режим налогообложения.

Чтобы сделка стала контролируемой, доходы по ней должны превысить стоимостной порог, определенный законодательством. Для разных видов операций он колеблется на уровне 60-100 млн руб.

Какие сделки не контролируются налоговиками?

В ст. 104.14 Налогового Кодекса приведен список операций, не подлежащих ценовому контролю. В него входят:

  1. Сделки между участниками консолидированной группы налогоплательщиков, организованной в полном соответствии с российскими законами.
  2. Операции, в которых участвуют лица, соответствующие всем перечисленным критериям:
    1. их юридические адреса принадлежат к одному региону страны;
    2. у них отсутствуют обособленные подразделения в других субъектах РФ и странах;
    3. они платят налоги в бюджет одного региона;
    4. ни у одной из сторон нет убытков за прошлые периоды, на которые можно уменьшить налоговую базу в текущем;
    5. никто из участников сделки не перешел на спецрежим налогообложения, не стал резидентом особой экономической зоны.

Перечень неконтролируемых операций, данный в НК РФ, признается закрытым и не подлежит расширительной трактовке.

Важно! Действующее налоговое законодательство основывается на допущении, что цены по сделкам между несвязанными лицами априори являются рыночными.

Кто такие взаимосвязанные лица?

Регулирование трансфертного ценообразования вводит понятие «взаимозависимые (или связанные) лица». Это граждане или организации, которые в силу наличия определенных отношений и связей могут влиять на финансовые результаты деятельности друг друга.

Связанные лица становятся объектом повышенного интереса со стороны налоговиков, потому что у них имеется больше рычагов, чем у прочих участников рыночных отношений, чтобы снижать фискальную нагрузку и выводить прибыль из-под налогообложения. Из-за их действий бюджет недополучает положенные доходы.

Отношения между связанными лицами могут влиять на:

  • цены по сделкам;
  • показатели дохода и прибыли организаций;
  • прочие аспекты их экономических отношений.

Существует три основных критерия, на основании которых закон относит лиц к категории взаимосвязанных:

  1. Участие одного физического или юридического лица в капитале другого, имеющее прямой или косвенный характер. Доля влияния должна составлять не менее 25%.
  2. Наличие кровнородственных связей между физическими лицами.
  3. Наличие должностной подчиненности между двумя гражданами, обусловленное особенностями служебной иерархии.

Перечисленные факторы позволяют установить взаимосвязанность по закону. Однако ими не исчерпываются возможности налоговиков. Обратившись в суд, они могут потребовать признания лиц связанными по любым другим причинам.

Также возможен добровольный порядок признания взаимосвязанности, когда налогоплательщик самостоятельно обращается в фискальные органы и дает информацию о возможностях влияния на финансовые результаты других структур.

Дополнительные обязанности связанных лиц

Компании, к которым применяются разные виды трансфертных цен, должны:

  • Направлять в ФНС ежегодные уведомления о контролируемых сделках, имевших место за период. Срок подачи отчета – до 20.05 следующего года.
  • По запросу налоговиков представлять данные и документы касательно конкретной операции или совокупности договоров.

Законодательство оставляет фискальным органам право поставить под сомнение рыночный характер цен, установленных при любой сделке между взаимосвязанными лицами. Если налоговикам удастся доказать, что сомнения небеспочвенны, компанию обяжут пересчитать налоги на прибыль и добавленную стоимость и доплатить разницу в бюджет.

Методы трансфертного ценообразования

Методики ценообразования – это совокупность подходов и правил, при помощи которых фискальные структуры могут сопоставить стоимость в рамках конкретной сделки с ее рыночным значением. Существует пять способов, которые праве применять ФНС:

  1. Сравнительный метод

Российское законодательство отводит ему приоритет. Это означает, что использование иных способов возможно лишь в случае, если этот не работает или не дает надежных результатов.

Суть методики заключается в сравнении цены операции с рыночной, т.е. такой, которая устанавливается в ходе сделок с идентичными (или хотя бы однородными) товарами при сопоставимых условиях. Информация о стоимости черпается из официальных, достоверных источников. Для анализа налоговики ранжируют цены по возрастанию, удаляют минимальное и максимальное значения, а из оставшихся составляют интервал.

  1. Метод цены дальнейшей реализации

Этот способ основывается на сравнении валовой рентабельности, получаемой участником контролируемой сделки, с минимальным ее уровнем, характерным для рынка в целом. Он применим для компаний, осуществляющих функции перепродажи продукции, существенно не влияющих на характеристики товаров и располагающих нематериальными активами для повышения их добавленной стоимости.

Метод сложно применим в российской действительности из-за разности учетных политик компаний и частой невозможности получения полной и достоверной информации.

  1. Затратный способ

Основывается на сравнении валовой рентабельности затрат участника контролируемой сделки и аналогичным показателем для рынка в целом. Трансфертные цены на основе переменных затрат применяются для оценки сделок компаний, оказывающих финансовые услуги (например, управляющая компания, контроль денежных потоков и т.д.), при куплях-продажах сырьевых продуктов, недвижимости и т.д.

  1. Метод сопоставимой рентабельности

Использование этого способа возможно в случаях, если контроль за трансфертным ценообразованием по предыдущим четырем методикам невозможен в текущей ситуации. Принцип основывается на сравнениях различных показателей операционной рентабельности (активов, продаж, расходов и т.д.) со значениями, актуальными для других участников рынка, ведущих сходную деятельность.

  1. Метод распределения прибыли

Наиболее сложный в применении способ, который используется налоговиками в последнюю очередь, если предыдущие не работают. Он применим для тесно связанных структур, владеющих объектами интеллектуальной собственности.

Фискальные органы определяют совокупную прибыль по сделке и вычисляют части, доставшиеся участникам, пропорционально их расходам, вложенным активам, принятым рискам и т.д. Если по факту организации получили меньше, чем было рассчитано контролерами, их прибыль корректируется для налогообложения.

Трансфертное ценообразование НК РФ – относительно новое направление в деятельности фискальных структур. Его цель – не дать возможности связанным лицам искусственно занизить показатели доходности и уменьшить налоговую нагрузку. К нарушителям положений законодательства применяются штрафные санкции и другие меры воздействия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»

С 2012 года вступает в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (далее - Закон N 227-ФЗ), который вносит значительные поправки в порядок регулирования налогообложения цен по сделкам между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами.

В настоящее время критерии взаимозависимости для целей налогообложения и принципы определения рыночных цен регулируются положениями ст.ст.20 и 40 НК РФ. Указанные нормы будут продолжать применяться для целей налогообложения по сделкам, доходы и расходы по которым должны быть признаны в соответствии с гл.25 НК РФ до 2012 года.

Что касается новых правил, то они будут распространяться на сделки, доходы или расходы по которым должны признаваться в налоговом учете начиная с 2012 года, при этом даты заключения договоров по этим сделкам не имеют значения (п.5 ст.4 Закона N 227-ФЗ).

Закон N 227-ФЗ дополняет НК РФ новым разделом V.1., который будет включать в себя шесть глав: «Взаимозависимые лица», «Общие положения о ценах и налогообложении», «Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица», «Контролируемые сделки. Подготовка и представление документации в целях налогового контроля. Уведомление о контролируемых сделках», «Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами», «Соглашение о ценообразовании».

Как указано в «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», Закон N 227-ФЗ направлен, «с одной стороны, на эффективное противодействие использованию трансфертных цен в сделках между организациями, осуществляющими свою деятельность в юрисдикциях с различными налоговыми режимами, в целях уклонения от налогообложения. С другой стороны, не должно создаваться препятствий для деятельности добросовестных налогоплательщиков на территории Российской Федерации, в том числе крупных холдинговых компаний».

Таким образом, комментируемые поправки устанавливают регулирование трансфертного ценообразования по общепринятому в мировой практике принципу «arm’s length principle» («принцип вытянутой руки»). Согласно этому принципу для целей налогообложения величина цен (выплат) по сделкам между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами пересчитывается обратно к рыночным значениям, как если бы компании были независимы.

В нашей статье мы рассмотрим какие сделки подпадут под контроль налоговых органов, какие лица будут признаваться взаимозависимыми в целях налогообложения, каким образом налоговый орган будет осуществлять контроль за трансфертным ценообразованием и какие неблагоприятные последствия могут наступить для налогоплательщиков, если они не будут исполнять нормы НК РФ, которые ступают в силу со следующего года.

1. Контролируемые сделки

Понятие «контролируемой сделки» является новым для НК РФ и вводится комментируемым Законом N 227-ФЗ.

В соответствии со ст. 105.14. НК РФ контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей).

Иными словами «контролируемая сделка» - это сделка, которую налоговые органы вправе проверить на соответствие цены самой сделки рыночной цене.

1.1.Виды контролируемых сделок

Закон N 227-ФЗ закрепляет четыре вида контролируемых сделок:

1. сделки между взаимозависимыми лицами (подробнее данный вид сделок будет рассмотрен в следующем разделе).

2. сделки по реализации товаров (работ, услуг), которые совершаются с участием третьих лиц, которые не являются взаимозависимыми лицами, однако при этом должны соблюдаться следующие условия:

a. эти третьи лица не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

b. не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом.

3. сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли: нефть и нефтепродукты, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни;

4. сделки между российскими организациями (иностранными организациями - через их постоянные представительства в РФ, физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ) и лицами, местом нахождения (местом жительства) которых являются оффшорные зоны. В настоящее время перечь оффшорных зон утвержден Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н.

Обращаем ваше внимание, что сделки под пунктами 3 и 4 настоящей статьи признаются контролируемыми только в том случае, если годовой доход по ним больше 60 млн. руб. (п.7 ст.105.14 НК РФ).

Кроме того, что касается сделок между взаимозависимыми лицами, то такие сделки признаются контролируемыми, если соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

- хотя бы одна из сторон сделки является резидентом ОЭЗ, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте РФ), при этом другая сторона (другие стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой ОЭЗ (данное условие вступает в силу с 01.01.2014).

- сумма доходов по сделкам за календарный год превышает 1 млрд. руб. Доход за 2012 год должен быть выше 3 млрд. руб., а за 2013 год - 2 млрд. руб. (п. 3 ст. 4 Закона N 227-ФЗ);

- одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, исчисляемого по процентной налоговой ставке, предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом обложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

- хотя бы одна из сторон сделки применяет ЕСХН или ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы. Сумма сделки должна превышать 100 млн. руб. (абз. 2 п. 3 ст. 105.14 НК РФ);

- хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0%, при этом другая сторона (другие стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0% по указанным обстоятельствам.

Три последних разновидностей сделок будут являться контролируемыми, если общая сумма доходов по ним за год превысит 60 млн. руб. (п.3 ст.105.14 НК РФ).

Обращаем ваше внимание! Сумма доходов по сделкам за календарный год рассчитывается путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных гл. 25 НК РФ (п. 9 ст. 105.14 НК РФ).

1.2. «Неконтролируемые» сделки

Законодатель определил закрытый перечень сделок, которые не являются контролируемыми (см. п. 4 ст. 104.14 НК РФ). К ним относятся:

а) сделки, сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с законом;

б) сделки, сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим условиям:

- лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;

- лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;

- лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;

- указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;

- сторона по сделке не уплачивает НДПИ, ЕСХН, ЕНВД, не освобождена от налогообложения прибыли и не является резидентом ОЭЗ, в которой предусмотрен льготный режим налогообложения прибыли.

2. Взаимозависимость лиц

В настоящее время толкование взаимозависимости лиц в целях налогообложения приведено в п.1 ст.20 НК РФ.

В соответствии с указанной нормой лица считаются взаимозависимыми при соблюдении следующих условий:

- одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%;

- одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

- лица состоят в отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

По новым правилам, которые будут применяться с 2012 года, устанавливаются три основания для признания лиц взаимозависимыми:

1.по закону (если такие лица поименованы в НК РФ);

2.по суду (если лица признаны взаимозависимыми судом);

3.по самостоятельному признанию себя налогоплательщиками таковыми.

Перечень оснований для признания взаимозависимости в соответствии с нормами НК РФ является закрытым.

2.1.Перечень взаимозависимых лиц

Закон N 227-ФЗ значительно расширил перечень лиц, которые являются взаимозависимыми в целях налогообложения (см. п. 2 ст. 105.1 НК РФ). Такое детальное указание, возможно, позволит исключить ныне существующую произвольную трактовку взаимозависимости налоговыми органами.

Итак, рассмотрим новые критерии взаимозависимости.

2.1.1. Взаимозависимость между физическими лицами:

- по родственному признаку (физическое лицо, его супруг (супруга), родители, (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный (пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ). В ныне действующей редакции ст.20 НК РФ идет отсылка к нормам Семейного кодекса Российской Федерации;

- по должностному положению (физические лица в случае, если одно лицо подчиняется другому лицу по должностному положению) (пп. 10 п. 2 ст. 105.1 НК РФ). Оставлено по сравнению со ст.20 НК РФ без изменений.

2.2.2.Взаимозависимость между юридическими лицами.

Организации признаются взаимозависимыми в следующих случаях:

Если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25% (пп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ). В нормах, которые действуют в настоящее время, доля участия составляет более 20%;

Если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25% (пп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);

Если в организациях единоличные исполнительные органы либо не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместного с его взаимозависимыми лицами, указанными в пп. 11 рассматриваемого пункта) (пп. 5 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);

Если более 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) организации составляют одни и те же физические лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 рассматриваемого пункта (пп. 6 п. 2. ст. 105.1 НК РФ);

Если полномочия единоличного исполнительного органа организации осуществляет одно и тоже лицо (пп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

2.2.3. Взаимозависимость между физическим лицом и организацией возникает в следующих случаях:

Если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25% (пп. 2 п. 2 ст. 105.1 НК РФ). При определении долей участия физического лица необходимо учитывать не только долю его непосредственного участия, но и долю участия его взаимозависимых лиц;

В случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50% (пп. 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);

Организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 рассматриваемого пункта), когда лицо имеет полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50% процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации (пп. 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);

Когда лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа организации (пп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

Немаловажно то, что по-прежнему сохранился принцип презумпции добросовестности налогоплательщика, который означает, что пока налоговым органом не доказано иное, для целей налогообложения цены, цены в сделках между лицами, не являющиеся взаимозависимыми, признаются рыночными (п.1 ,3 ст. 105.3 НК РФ).

3. Новая обязанность для налогоплательщиков

Закон N 227-ФЗ расширил круг обязанностей налогоплательщиков. Так, ст.ст. 105.15 и 105.16 НК РФ предусматривают следующие обязанности для налогоплательщиков, совершивших контролируемую сделку (группу таких сделок):

1) предоставлять на основании требования ФНС России документации относительно конкретной сделки (группы сделок), включая сведения о деятельности налогоплательщика и об использованных методах оценки доходов (прибыли, выручки);

2) уведомить налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика о совершенных в календарном году контролируемых сделках в срок не позднее 20 мая года, следующего за истекшим годом. Затем налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика направляет такое уведомление в электронном виде в ФНС России.

Если налоговый орган самостоятельно выявил факты совершения контролируемых сделок без представления налогоплательщиками соответствующего уведомления, то налоговый орган самостоятельно извещает о фактах контролируемых сделок ФНС России.

Обращаем ваше внимание, что с учетом п.7 ст.4 Закона N 227-ФЗ новые обязанности налогоплательщика возникают до 2014 года только в случае, если сумма доходов по всем контролируемым сделкам превышает в 2012 году - 100 миллионов рублей а в 2013 году - 80 миллионов рублей.

4. Порядок определения рыночной цены

Из смысла новой гл.14.2 НК РФ следует, что при сделках между взаимозависимыми лицами должны применяться рыночные цены.

При этом в п. 1 ст.105.3 НК РФ закреплен любопытный принцип, согласно которому в течение года налогоплательщик может использовать цены, фактически примененные в сделках между взаимозависимыми лицами. Главное, чтобы в случае отклонения по итогам года цен в сделках между взаимозависимыми лицами налогоплательщик своевременно скорректировал сумму своих налоговых обязательств перед бюджетом.

Так, в соответствии с п.6 ст. 105.3 НК РФ, корректировки по НДС и НДПИ отражаются в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен, представляемых одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций (для физических лиц - НДФЛ).

Сумма недоимки, выявленная налогоплательщиком самостоятельно по результатам произведенной корректировки, должна быть погашена в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций (для физических лиц- НДФЛ) за соответствующий налоговый период.

Важно! За период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения пени на сумму недоимки не начисляются (аб.4 п.6 ст. 105.3 НК РФ).

Фактически законодатель предоставляет налогоплательщику своеобразную отсрочку по уплате налога, главное чтобы по итогам года все обязательства перед бюджетом были скорректированы.

Цены всегда признаются рыночными в следующих случаях (п.п.8-12 ст. 105.3 НК РФ):

1.Если тот или иной уровень цен предписан антимонопольным органом.

2.Если сделка заключена по результатам биржевых торгов.

3.Если цена сделки определена на основании оценки оценщиком (если проведение оценки является обязательным).

4.Если цена определена в соответствии с соглашением о ценообразовании.

5. Сопоставимость условий сделки

Для того чтобы определить, является ли цена сделки между взаимозависимыми лицами рыночной, налоговые органы производят сопоставление таких сделок со сделками, в которых сторонами не являются взаимозависимые лица.

Для таких сделок в НК РФ вводится понятие «сопоставляемые сделки». Данному вопросу посвящена ст. 105.5 НК РФ.

С целью выявления сопоставимых сделок налоговые органы могут анализировать следующие условия (п. 4 ст. 105.5 НК РФ):

- характеристики товаров (работ, услуг);

- характеристики функций, выполняемых сторонами сделки, в соответствии с обычаями делового оборота;

- условия договоров, оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг);

- характеристики экономических условий деятельности сторон сделки;

- характеристики рыночных (коммерческих) стратегий сторон сделки.

Кроме того, анализируется количество товаров (объем услуг) по сделке, срок исполнения обязательств по сделке, условия платежа, курс иностранной валюты, примененный в сделке, характеристики рынка товаров (работ, услуг), а также иные распределения прав и обязанностей между сторонами сделки.

Также следует провести тщательный учет функций, исполняемых сторонами сделки и принимаемых на себя рисков, поскольку принятие дополнительных коммерческих (экономических) рисков сторонами сделки в соответствии с рыночной (коммерческой) стратегией при прочих равных условиях сопровождается повышением ожидаемых доходов (прибыли, выручки) по такой сделке.

Полный перечень функций содержится в п. 6 ст.105.4 НК РФ.

6. Источники информации о ценах

С 2012 года в НК РФ будет действовать отдельная статья (105.6), посвященная источникам информации, которые могут использоваться при сопоставлении сделок между взаимозависимыми лицами.

В первую очередь к источникам информации о ценах относятся:

- сведения о ценах и котировках бирж;

- таможенная статистика внешней торговли РФ;

- сведения о ценах (пределах колебаний цен) и биржевых котировках, содержащихся в официальных источниках информации;

- данные информационно-ценовых агентств;

- информация о сделках, совершенных налогоплательщиком.

Если вышеперечисленные источники отсутствуют, то информацию о ценах можно будет смотреть в следующих источниках:

- сведения о ценах (пределах колебаний цен) и котировках, содержащихся в опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;

- сведения, полученные из бухгалтерской и статистической отчетности организаций, опубликованные в общедоступных изданиях либо на сайтах компаний;

- сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации или иностранных государств об оценочной деятельности;

- иную информацию, используемую в соответствии с гл. 14.3 НК РФ.

7. Методы оценки доходов (прибыли, выручки)

Методологии оценки доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами в целях налогообложения посвящена целая гл. 14.3 НК РФ.

При проверке ФНС может использовать следующие методы оценки доходов:

1. метод сопоставимых рыночных цен (является приоритетным по отношению к иным методам и может применяться при наличии на соответствующем рынке хотя бы одной сопоставимой сделки), а также при наличии необходимого количества информации о такой сделке;

2. метод цены последующей реализации (является приоритетным при приобретении товара у взаимозависимого лица и последующей его перепродажи без переработки независимому лицу);

3. затратный метод (является приоритетным в сделках по оказанию услуг);

4. метод сопоставимой рентабельности (может применяться в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и использовать метод последующей реализации и затратный метод);

5. метод распределения прибыли (применяется при невозможности использовать другие методы либо при наличии в собственности (пользовании) сторон анализируемой сделки прав на объекты НМА).

Особенности применения каждого из этих методов подробно раскрываются в ст.ст. 105.9-105.13 НК РФ.

8. Новый вид проверки

С 2012 года помимо уже привычных выездных, камеральных и «встречных» проверок вводится новый вид налогового контроля, который посвящен проверке полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Данному виду проверок посвящена отдельная глава 14.5 НК РФ.

Из норм указанной главы следует, что уполномоченным органом для осуществления таких проверок является ФНС России.

Кроме того, в НК РФ закрепляется запрет на контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам во время выездных и камеральных проверок (п.1 ст.105.17 НК РФ).

Основанием для проведения проверки будет являться только решение руководителя или заместителя руководителя ФНС России о проведении проверки.

Решение о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами может быть вынесено ФНС России не позднее двух лет со дня получения уведомления от налогоплательщика или извещения от налоговых органов о фактах совершения контролируемых сделок.

Срок проведения проверки составляет 6 месяцев. При этом предусмотрена возможность продления срока до 12 месяцев, а в случае необходимости осуществления перевода документов на русский язык проверка продляется еще на 3 месяца.

Контроль распространяется на ограниченный перечень налогов:

- налог на прибыль организаций;

- НДФЛ, который уплачивается в соответствии со ст.227 НК РФ (плательщики: предприниматели, нотариусы, адвокаты и другие лица, занимающиеся частной практикой);

- НДПИ (в случае, если одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, а предметом сделки является добытое полезное ископаемое, которое признается для налогоплательщика объектом обложения данным налогом, при этом налогообложение добытого полезного ископаемого должно производиться по процентной ставке);

- НДС (если одна из сторон сделки не является плательщиком НДС или освобождена от уплаты НДС).

Проверка завершается оформлением справки, в которой указываются предмет проверки и сроки его проведения.

В случае если во время проверки налоговым органом выявлены факты отклонения цены, примененной в сделке, от рыночной, то в течение двух месяцев с даты окончания проверки составляется акт.

Если налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте проверки, он в течение 20 рабочих дней с даты получения акта может представить свои возражения в налоговый орган.

Процедура рассмотрения материалов проверки и вынесения решения по результатам проверки осуществляется на основании общих норм, закрепленных в ст.101 НК РФ, и аналогична такой процедуре при проведении выездных и камеральных проверок.

Особенностью проверки является то, что ее результаты касаются не только налогоплательщика, в отношении которого проводилась проверка, но и налогоплательщиков, являющихся другими сторонами контролируемой сделки, так как п. 1 ст.105.18 НК предусмотрена возможность корректировки у последних налоговой базы и суммы налога (уменьшения суммы начисленных и уплаченных налогов). В новой редакции НК РФ дано определение такой корректировке и называется она - «симметричная».

Симметричные корректировки проводятся только в том случае, если решение ФНС о доначислении налога исполнено налогоплательщиком, в отношении которого проводилась соответствующая проверка. Симметричные корректировки осуществляются на основании уведомления ФНС России о возможности симметричных корректировок.

9. Ответственность

За несоблюдение налогоплательщиками требований НК РФ в части контролируемых сделок предусмотрены штрафные санкции.

1. В соответствии со ст.129.3 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате применения «нерыночных» цен, взимается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога с 2014 года, а с 2017 года - в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей;

2. В соответствии со ст.129.4 НК РФ за непредставление в установленный срок уведомления о контролируемых сделках налогоплательщика оштрафуют на 5000 рублей.

10. Соглашение с налоговым органом о ценообразовании

Для крупнейших российских налогоплательщиков Закон N 277-ФЗ предусматривает возможность заключения с налоговыми органами соглашений о ценообразовании. В указанном соглашении фиксируется порядок определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках для целей налогообложения.

Для того чтобы подать в налоговый орган заявление о заключении соглашения о ценообразовании, необходимо заплатить госпошлину в размере 1 500 000 рублей (пп. 133 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). И не факт, что уплатив госпошлину и подав заявление, налоговый орган согласится заключить с вами соглашение о ценообразовании.

Но если вам повезло и вы заключили с налоговым органом это соглашение, то в течение не более чем трех лет (это предельный срок, на который заключается соглашение) с налогоплательщика снимается обязанность доказывать соответствие примененных им цен по сделке с взаимозависимым лицом уровню рыночных цен.

Заключение

В заключение следует отметить, что новый порядок трансфертного ценообразования коснется крупных сделок налогоплательщиков, налогообложение которых оказывает существенное влияние на формирование бюджета.

Сейчас трудно оценивать, насколько эффективными окажутся комментируемые нововведения, но одно можно сказать точно - вряд ли эти новшества вызовут у налогоплательщиков положительные эмоции, поскольку список оснований, по которым лица признаются взаимозависимыми, значительно расширился, а, значит, проверять будут больше. Зато процедура и основания признания сделок контролируемыми станут более прозрачными, поскольку получили детальное закрепление в Разделе V.1. НК РФ, поэтому можно заранее понять, к чему следует готовиться.

Взаимозависимыми компании имеют прекрасную возможность манипулировать ценами, тем самым занижая налоговую базу за счет регулирования размера доходов, расходов или убытков для целей налогообложения. При перераспределении доходов и расходов успешно используются структуры в низконалоговых юрисдикциях.

КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СДЕЛКИ И ЛИМИТЫ ГОДОВОГО ОБОРОТА

Контроль за трансфертными ценами осуществляется на международном уровне и на уровне национальных законодательств.

С 2010 года действует Руководство Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию для многонациональных корпораций и налоговых служб (OECD Transfer Pricing guidelines, 2010) В 2013 году по просьбе G20 на заседании Совета Министров ОЭСР была принята Декларация о BEPS (Base Erosion and Profit Shifting). Декларация представляет собой план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. В рамках плана BEPS предполагается разработка правил ТЦО, которые позволят повысить прозрачность сделок между компаниями путем сбора дополнительной информации, а также снизить издержки для бизнеса.

В Российской Федерации с 1 января 2012 вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ (Закон 227-ФЗ). Закон 227-ФЗ, который дополнил Налоговый кодекс РФ разделом V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании». Его положения направлены, в том числе, на предотвращение вывода налоговой прибыли за пределы РФ, исключение возможностей манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми налогоплательщиками, налогоплательщиками, применяющими различные режимы налогообложения внутри страны. Правила пришли на смену ст. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» и ст. 20 «Взаимозависимые лица» НК РФ.

Закон 227-ФЗ закрепил основной «мировой» принцип регулирования трансфертного ценообразования - «принцип вытянутой руки».

Согласно принципу «вытянутой руки» для целей налогообложения величина цен (выплат) по сделкам между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами пересчитывается по отношению к рыночным значениям, как если бы компании были независимы.

Цены проверяют не по всем сделкам подряд, а только по контролируемым.

Для целей налогообложения контролируемыми сделками признаются:

  1. сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, которые закреплены в ст. 105.14 НК РФ);
  2. сделки (совокупность сделок), приобретающие статус контролируемых сделок в результате приравнивания их к сделкам взаимозависимых лиц (п. 1 ст. 105.14 НК РФ);
  3. сделки, признанные контролируемыми в судебном порядке (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Мы объединили контролируемые сделки для целей налогообложения в таблице:

КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СДЕЛКИ ЛИМИТ ГОДОВОГО ОБОРОТА
Внешне экономические сделки Лимит не установлен
С товаром биржевой торговли 60 млн. руб.
С резидентами оффшоров согласно перечню Министерства Финансов РФ 60 млн. руб.
Внутрироссийские сделки Между взаимозависимыми лицами 1 млрд. руб. (с 2016 г.)
Между взаимозависимыми лицами, если одна из сторон:
- освобождена от налога на прибыль или применяет ставку 0% 60 млн. руб.
- резидент ОЭЗ, предусматривающей льготы по налогу на прибыль 60 млн. руб.
- плательщик НДПИ, исчисляемого по ставке, установленной в процентах 59 млн. руб.
- применяет спец. налоговый режим (ЕНВД, ЕСХН) 100 млн. руб.

ПРИМЕР РАСЧЕТА СУММОВОГО КРИТЕРИЯ

Компания «А» (РФ) оказывает услуги по маркетингу Компании «Б» (РФ) на общую сумму 300 млн. руб. Компания «Б» производит и реализует продукцию Компании «А» на сумму 750 млн. руб. Компания «А» участвует в капитале Компании «Б», доля этого участия более 25%.

ВОПРОС: является ли сделка для Компании «А» контролируемой?

ОТВЕТ. Да, является.

Для определения суммового критерия контролируемой сделки между взаимозависимыми лицами мы должны сложить 300 млн. руб. (маркетинг) и 750 руб. (продукция). Итог= 1 050 млн. руб. (больше 1 млрд. руб.).

Налогоплательщики следует помнить, что не все сделки признаются контролируемыми.

Вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. п. 1 - 3 ст. 105.14 НК РФ, не признаются контролируемыми сделки :

Сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом обложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по ставке, установленной в процентах);

сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

Зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ, не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;

Не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль;

Нет обстоятельств для признания их сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2 - 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

и некоторые другие.

КАКИЕ НАЛОГИ ПОДПАДАЮТ ПОД КОНТРОЛЬ ТЦО?

Очень часто слушатели задают вопрос: «Все ли налоги могут попадать под контроль налоговых органов по ТЦО»?

Налоговый кодекс содержит ограниченный перечень налогов, полнота исчисления которых контролируется. А именно:

  1. налог на прибыль организаций;
  2. НДФЛ, который уплачивается в отношении доходов от предпринимательской деятельности и частной практики (ст. 227 НК РФ);
  3. НДПИ - если одна из сторон сделки - плательщик НДПИ, предметом сделки являются полезные ископаемые, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;
  4. НДС - если одна из сторон сделки (организация или ИП) не является плательщиком НДС или освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ЦЕНЫ

Наиболее важный и сложный вопрос состоит в том, как применить принцип «на расстоянии вытянутой руки» и на практике определить рыночную цену сделки для целей налогообложения. Существуют несколько выработанных в рамках ОЭСР методов такой оценки, создающих концептуальную основу для определения цены (Transfer pricing methods (methodologies)). Никакой из них не может считаться универсальным (подходящим для любой ситуации), и по общему правилу необходимо выбрать метод, обеспечивающий наиболее точную оценку.

  1. Метод сопоставимых рыночных цен (является приоритетным по отношению к иным методам и может применяться при наличии на соответствующем рынке хотя бы одной сопоставимой сделки), а также при наличии необходимого количества информации о такой сделке;
  2. Метод цены последующей реализации (является приоритетным при приобретении товара у взаимозависимого лица и последующей его перепродажи без переработки независимому лицу);
  3. Затратный метод (является приоритетным в сделках по оказанию услуг);
  4. Метод сопоставимой рентабельности (может применяться в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и использовать метод последующей реализации и затратный метод);
  5. Метод распределения прибыли (применяется при невозможности использовать другие методы либо при наличии в собственности (пользовании) сторон анализируемой сделки прав на объекты НМА).

Отправная точка при выборе метода - понимание контролируемой сделки, основанное на функциональном анализе. Компоненты такого анализа - исследование функций сторон сделки, используемых ими активов и принимаемых на себя рисков. Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ осуществляются с учетом положений ст. 105.5 НК РФ, которыми определены характеристики сделок, необходимые для анализа, учитываемые при этом условия, факторы и иные параметры, и с использованием информации, предусмотренной ст. 105.6 НК РФ.

Следующий этап нашего исследования - сопоставление условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. НК РФ допускает использование исключительно общедоступных источников информации, а также сведения о налогоплательщике.

Конкретный перечень НК РФ не содержит, что дает некоторое преимущество налогоплательщики при подготовке документации. Налогоплательщик сам выбирает источники информации! А дальше, если возникает спор, налоговые органы должны доказать правомерность выбора.

КТО КОНТРОЛИРУЕТ ЦЕНЫ?

Казалось бы здесь всё ясно. Контроль за ценами осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В НК РФ закрепляется запрет на контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам во время выездных и камеральных проверок (п.1 ст.105.17 НК РФ).

И, тем не менее, по данному вопросу уже накопилась арбитражная практика, тесно переплетающаяся с темой необоснованной налоговой выгоды. Мы представим подборку арбитражных судов и выводов по данной теме в следующей статье налоговых юристов.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ТЦО

Завершим обзор напоминанием об ответственности налогоплательщика. За несоблюдение требований НК РФ к контролируемым сделкам предусмотрены штрафы:

  • в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате применения «нерыночных» цен, взимается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога с 2014 года, а с 2017 года - в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. (статья 129.3 НК РФ);
  • за непредставление в установленный срок уведомления о контролируемой сделке налогоплательщика оштрафуют на 5 000 руб. (статья 129.4 НК РФ) за каждую сделку.

Также напомним об обязанности налогоплательщика.

Срок подачи Уведомление о контролируемых сделках до 20 мая года, следующего за отчетным. Т.е. за 2016 год - до 20 мая 2017 года.

Если уточненное уведомление будет подано до момента, когда налоговый орган выявил ошибку, налогоплательщик освобождается от штрафа за недостоверную информацию в уведомлении. Проверить себя никогда не поздно.

Документация по контролируемым сделкам может быть запрошена налоговыми органами не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. При этом в рамках налоговой проверки запрос документации по контролируемым сделкам может составить за 3 года.

Освобождение от штрафных санкций возможно, если налогоплательщик представит в налоговый орган документацию, обосновывающую рыночный уровень цен.

Налогоплательщикам отводится 30 дней на предоставление запрошенной документации по сделкам.