Сохранение репутации. Путин расстался с надеждой сохранить репутацию. Возлюби себя с утроенной силой

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


Экспертиза в рамках налоговой проверки — мероприятие налогового контроля, которое назначают на основании постановления должностного лица, осуществляющего проверку, в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

Экспертизу не могут назначит по вопросам бухгалтерского учета, вопросам права, а также по другим вопросам, познаниями по которым, либо полномочиями по разрешению которых должны обладать проверяющие или иные специалисты налогового органа (юристы и др.).

Такую норму определила Федеральная налоговая служба РФ на основании судебной практики (письмо от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12837@ «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками»). ФНС РФ также обращает внимание на то, что при назначении экспертизы предпочтение следует отдавать тем ее видам и вопросам, которые дают основания налоговому органу полагать, что результаты экспертизы позволят установить нарушения законодательства о налогах и сборах в крупных и особо крупных размерах.

Виды экспертиз, которые имеют приоритетное значение:

  • идентификационная экспертиза по установлению принадлежности товара к однородной группе товаров или контролируемому перечню товаров;
  • экспертиза по определению стоимости товара;
  • экспертиза по оценке стоимости недвижимого имущества, основных фондов, нематериальных активов, сметной стоимости строительства;
  • экспертиза по определению объема выполненных работ (услуг), количества произведенной продукции (добычи полезных ископаемых), товаров;
  • экспертиза информации на машинных носителях;
  • криминалистическая экспертиза (почерковедческая, автороведческая, технико-криминалистическая).

Порядок назначения экспертизы

Экспертизу назначают постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего налоговую проверку.
Экспертиза должна быть назначена в период проведения налоговой проверки.

Постановление содержит сведения об основаних для назначения экспертизы, фамилию эксперта и наименование организации, в которой ее будут проводить, а также вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

Должностное лицо должно ознакомить проверяемого с постановлением о назначении экспертизы и разъяснить ему следующие права:

  • заявить отвод эксперту;
  • просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;
  • представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;
  • присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
  • знакомиться с заключением эксперта.

Эксперт также обладает определенными правами . В частности:

  • знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы;
  • заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов;
  • при установлении при производстве экспертизы имеющих значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение;
  • отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы. Отказ эксперта от участия в проведении налоговой проверки при отсутствии указанных обстоятельств влечет налоговую ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 129 НК РФ, а именно взыскание штрафа в размере 500 рублей.

Материалы для проведения экспертизы предоставляются в распоряжение эксперта должностным лицом налогового органа, проводящим налоговую проверку. Если предоставленных материалов недостаточно для проведения экспертизы по поставленным вопросам в полном объеме, то эксперт имеет право ходатайствовать о предоставлении дополнительных материалов.

Заключение эксперта

Экспертиза завершается составлением заключения. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы. Если заключение неполное или недостаточно ясное, то может быть назначена дополнительная экспертиза. Дополнительная экспертиза может быть поручена тому же или другому эксперту.

Наличие сомнение в правильности или обоснованности заключения эксперта являются основанием для проведения повторной экспертизы. В отличие от дополнительной экспертизы, проведение повторной экспертизы может быть поручено только другому эксперту. В силу пункта 2 статьи 129 НК РФ, дача экспертом заведомого ложного заключения влечет налоговую ответственность в виде взыскания штрафа в размере 5 000 рублей.

Практически ни одна крупная не обходится без проведения почерковедческой экспертизы (статья 95 НК РФ). Цель такой экспертизы чаще всего сводится к единственной цели - доказать, что первичная документация (договоры, счета-фактуры, акты, счета) были подписаны неуполномоченным лицом.

Логика налоговых органов следующая. Часто взаимодействует с организациями, руководители которых могут быть номинальными. За таких номинальных директоров документы подписывают чаще всего другие лица. Таким образом, налоговому органу в рамках выездной налоговой проверки достаточно доказать, что подпись на первичной документации поддельная, значит первичный документ составлен с нарушением законодательства РФ и не может являться основанием для предоставления налогового вычета или принятия к учету определенных трат в качестве расходов.

Хронология действия налоговых органов в рамках проверки следующая:

1) Сначала налоговые органы пытаются допросить номинального директора, отправляют ему повестки, пытаются дозвониться. Чаще всего это сделать не получается.

2) После этого в ходе выездной проверки налоговые органы допрашивают контрагентов предполгаемой фирмы-однодневки. На допросах задают вопросы - видел ли кто-нибудь номинального директора. Ответы бывают разные, но случается и так, что практически никто не видел или не помнит.

3) Затем налоговая служба запрашивает органы миграционного учета о выдаче материалов регистрационного дела в отношении номинального директора. В указанном деле налоговиков интересуют прежде всего образцы подписи, которые на 100% совершены самим директором.

4) При наличии образцов налоговые органы в ходе выездной проверки назначают почерковедческую экспертизу. В адрес экспертов направляется вся первичная документация и ставится вопрос о том, чья подпись стоит на них - предполагаемого номинального директора или другого лица.

Как можно догадаться, чаще всего экспертиза дает ответ о том, что подпись выполнена неустановленным лицом с подражанием подписи директора. После этого налоговая служба, ссылаясь на пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" утверждает, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, подтверждаются первичными учетными документами, на основании которых ведется учет. При этом такие документы должны соответствовать законодательству РФ. В соответствии со статьей 169 НК РФ первичная документация, в том числе счета-фактуры, должны быть подписаны уполномоченными лицами. А если документы нарушают статью 169 НК РФ, то они не могут являться документами в целях налогообложения.

Для того, чтобы доказать правомерность предъявленных вычетов и учтенных расходов, налогоплательщик должен проанализировать правомерность проведенной в ходе выездной налоговой проверки почерковедческой экспертизы. Ниже приведен список наиболее распространенных нарушений, которые допускаются в ходе такой экспертизы:

Проведение экспертизы по электрофотокопиям (Постановление ФАС МО от 21.02.2013 года по делу № А40-59965/12-154-553, Постановление ФАС МО от 31.01.2013 по делу № А40-66521/12-99-389, Постановление ФАС Центрального округа от 06.03.2012 по делу № А68-9359/2010);

Ничем не подтверждается достоверность опорных образцов, которые могли быть совершены под воздействием сторонних факторов или с подражанием (Постановление ФАС Центрального округа от 25 июля 2014 года по делу № А14-9932/2013);

Отсутствует отбор почерка непосредственно у директора (Постановление ФАС Центрального округа от 10.01.2014 года по делу № А64-324/2013, Постановление ФАС Центрального округа от 06.03.2012 по делу № А68-9359/2010).

Также необходимо проверить заключение эксперта на предмет соответствия требованиям Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 года № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе».

Поэтому при оспаривании результатов выездной налоговой проверки важно подвергать сомнению каждое положение почерковедческой экспертизы, что поможет избежать привлечения к налоговой ответственности.

"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", 2010, N 10

В последнее время перечень обязанностей, возлагаемых на налогоплательщиков, становится все более значительным. В особенности это касается поставщиков, с которыми работает бюджетная организация. Какие требования предъявляют налоговики к подписям на документах, получаемых налогоплательщиками от своих контрагентов? Какое место отводится достоверности подписи? Каковы последствия обнаружения факта подписания счетов-фактур неустановленными лицами?

Когда назначается почерковедческая экспертиза?

По мнению налоговых органов, первичные документы (счета-фактуры, товарные накладные, счета), подписанные неуполномоченными лицами, не отвечают требованиям ст. ст. 169, 171, 172, 252 НК РФ и ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" <1>, в связи с чем не могут являться основанием для отнесения налога на добавленную стоимость к налоговым вычетам и включения затрат в состав расходов по налогу на прибыль организаций (Постановление ФАС ВСО от 11.03.2010 по делу N А19-22305/09).

<1> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ.

В соответствии со ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ. Пунктом 6 ст. 169 НК РФ установлено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. п. 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

В силу п. п. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти бумаги служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Они принимаются к учету, если составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать установленные законом обязательные реквизиты. При этом требования о соблюдении порядка оформления первичных учетных документов относятся не только к наличию всех установленных реквизитов, но и к достоверности сведений, которые в них содержатся. Из системного толкования приведенных норм следует, что одним из условий применения вычетов по НДС является наличие счета-фактуры, оформленного в соответствии со ст. 169 НК РФ.

Документальное подтверждение приобретает особое значение в свете Постановления N 53 <2>. В соответствии с п. 1 Постановления N 53 под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

<2> Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды".

Каков порядок проведения почерковедческой экспертизы?

Налоговики наделены правом привлекать экспертов при проведении действий по осуществлению налогового контроля. Это предусмотрено пп. 11 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Порядок проведения экспертизы содержится в ст. 95 НК РФ:

  • экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле;
  • вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта;
  • экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, представляемые в распоряжение эксперта;
  • должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права, о чем составляется протокол;
  • эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении излагаются проведенные им исследования, сделанные выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение;
  • заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляется проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

К сведению. Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" утверждены формы Постановления о назначении экспертизы (Приложение 9) и Протокола об ознакомлении проверяемого лица с Постановлением о назначении экспертизы и о разъяснении его прав (Приложение 10).

Также ст. 95 НК РФ предусмотрены следующие права проверяемого лица при назначении и производстве экспертизы:

  • заявить отвод эксперту;
  • просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;
  • представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;
  • присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
  • знакомиться с заключением эксперта.

Когда экспертиза утрачивает силу?

Судьи - за правильную экспертизу. При вынесении решений судьи обращают внимание на соответствие проведенной экспертизы требованиям ст. 95 НК РФ.

Так, принимая решение по делу, в материалах которого имелось заключение почерковедческой экспертизы, согласно которому при исследовании образцов подписей руководителей контрагентов налогоплательщика установлено, что подписи от имени указанных контрагентов выполнялись не их руководителями, а иными неустановленными лицами, судьи ФАС ВСО оценили относимость и допустимость данного письменного доказательства, установили соблюдение норм процессуального права при назначении, проведении и оформлении результатов почерковедческой экспертизы, в связи с чем довод кассационной жалобы о нарушении интересов истца при назначении и проведении почерковедческой экспертизы не мог быть принят судом кассационной инстанции (Постановление ФАС ВСО от 26.01.2010 по делу N А19-10014/09).

Суды отмечают, что в случае, если почерковедческая экспертиза была проведена с соблюдением всех требований, предусмотренных ст. 95 НК РФ, подписание первичных документов от имени поставщика общества неустановленным лицом, не являющимся его руководителем, не могло повлечь правовые последствия в виде возникновения у организации права на вычеты по налогу на добавленную стоимость и включения затрат в состав расходов по налогу на прибыль (см., например, Постановление ФАС ВСО от 11.03.2010 по делу N А19-22305/09).

Что происходит, если в ходе экспертизы налоговый орган допустил какие-либо неточности в процессе проведения данного мероприятия?

Экспертиза экспертизе рознь. Нередко в качестве доказательства того, что подпись на документах сделана неуполномоченным лицом, налоговые органы представляют справку, составленную по результатам почерковедческого исследования, проведенного в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" <3>. Судьи считают, что в данном случае нарушена процедура проведения экспертизы, установленная ст. 95 НК РФ.

<3> Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ.

Реквизиты

документа

Позиция суда

Определение

N ВАС-6179/10

Суды пришли к выводу о том, что справка экспертно-

криминалистического центра Главного управления

внутренних дел по Челябинской области не может быть

признана допустимым доказательством, поскольку

составлена по результатам почерковедческого

исследования, проведенного в соответствии с п. 5 ст. 6

Федерального закона "Об оперативно-розыскной

деятельности", в связи с чем не соответствует

требованиям ст. 95 НК РФ

Постановление

N А56-49950/2009

В обоснование утверждения о подписании остальных счетов-

фактур неустановленными лицами инспекция ссылается

на справки о результатах оперативно-почерковедческих

исследований, которые не могут быть признаны допустимыми

доказательствами по делу.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ,

сформулированной в Определении от 04.02.1999 N 18-О,

результаты оперативно-разыскных мероприятий являются

не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех

фактов, которые, будучи полученными с соблюдением

требований Федерального закона "Об оперативно-розыскной

деятельности", могут стать доказательствами после

закрепления их надлежащим процессуальным путем

Постановление

N А29-4799/2008

Справка об исследовании подписи, составленная экспертно-

криминалистическим центром, не может являться надлежащим

доказательством по делу, так как в соответствии

со ст. 95 НК РФ, а также ст. 9 Федерального закона

от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-

экспертной деятельности в Российской Федерации"

единственной формой доказательства, разъясняющего

вопросы, разрешение которых требует специальных знаний

в области науки, техники, искусства или ремесла,

является экспертиза, которая в данном случае

не проводилась. Действующее законодательство

не предусматривает такой формы налогового контроля

Постановление

Арбитражный суд обоснованно отклонил довод налоговой

инспекции о том, что выставленные в адрес

предпринимателя счета-фактуры подписаны ненадлежащим

лицом. Исследовав справку экспертно-криминалистического

центра Главного управления внутренних дел по Иркутской

области, в которой сделан вывод о том, что изображение

подписей, выполненных в документах N N 1 - 44 (копиях

счетов-фактур, товарных накладных, квитанциях

к приходным кассовым ордерам) от имени представителя

контрагента, выполнены не им, а другим лицом, суд

правомерно пришел к выводу о том, что данный документ

является недопустимым доказательством по делу. Справка,

составленная по результатам почерковедческого

исследования, не соответствует требованиям ст. 95 НК РФ.

Суд также указал, что, поскольку вопросы, описанные в

исследовании, являются вопросами, требующими специальных

знаний, для их разрешения требуется назначение

экспертизы и, соответственно, надлежащим доказательством

будет являться заключение экспертизы, назначенной в

порядке ст. 95 НК РФ либо ст. 82 АПК РФ. Арбитражным

судом установлено, что в ходе выездной налоговой

проверки экспертиза в отношении подписей Спирина П.В. не

назначалась и ходатайства о проведении экспертизы при

рассмотрении дела в суде первой инстанции налоговая

инспекция не заявляла

Экспертиза проведена вне рамок налоговой проверки. В Постановлении ФАС ВСО от 20.04.2010 по делу N А19-15852/09 была рассмотрена следующая ситуация. Обращаясь в суд апелляционной инстанции с жалобой, инспекция ходатайствовала о приобщении к материалам дела заключения эксперта-почерковеда.

В соответствии с нормами ч. 1 и 2 ст. 268 АПК РФ в порядке апелляционного производства арбитражный суд повторно рассмотрел дело по имеющимся и дополнительно представленным доказательствам. Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. Согласно ч. 3 ст. 64 АПК РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел заявленное инспекцией ходатайство и установил, что указанная экспертиза была назначена инспекцией вне рамок проведенной проверки, после принятия решения судом первой инстанции, и с нарушением ст. 95 НК РФ. С учетом изложенного суд апелляционной инстанции правомерно отказал в приобщении указанного заключения эксперта к материалам дела.

Визуальная оценка подписи - еще не экспертиза. В Письме от 19.11.2003 N 03-06/23808 "О применении счетов-фактур при расчетах по НДС" УФНС России по г. Санкт-Петербургу обращало внимание, что вывод о несоответствии подписей на счете-фактуре без проведения почерковедческой экспертизы является нарушением ст. 95 НК РФ. <...> Акт выездной налоговой проверки не должен содержать субъективных предположений проверяющих.

Однако до сих пор встречаются случаи, когда проверяющие оценивают подписи "на глазок". К счастью для налогоплательщиков, судьи с таким подходом не согласны: подлежит отклонению и довод инспекции о том, что подпись Высотина Р.И. в объяснениях и его подпись в договорах и актах визуально отличается, так как инспекция не воспользовалась своим правом, установленным ст. 95 Налогового кодекса Российской Федерации, и не провела экспертизу в рамках выездной налоговой проверки. Кроме того, при рассмотрении дела по существу инспекция также не заявляла ходатайства о проведении почерковедческой экспертизы (Постановление ФАС ВСО от 14.04.2010 по делу N А33-13166/2008).

Об ошибках, допускаемых при документальном оформлении проведения экспертизы

Эксперт выдал справку, а не заключение. В Постановлении ФАС ПО от 29.04.2010 по делу N А12-15936/2009 судьи пришли к выводу о противоречивости заключений экспертов о соответствии подписей в документах, полученных от контрагента, и подписей, полученных налоговым органом в ходе проверки; безусловных доказательств того, что документы от имени контрагента подписаны неуполномоченными лицами, суду не представлено. Кроме того, суд указал, что справки экспертов не могут быть приняты в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку не отвечают требованиям, предъявляемым к заключению экспертизы (отсутствует указание на то, что эксперт предупрежден об уголовной ответственности, в тексте справки отсутствуют ссылки на какие-либо нормативные правовые документы, на основании которых сделаны выводы эксперта, и т.д.).

Не может быть принят довод налогового органа о проведении экспертизы в соответствии со ст. 95 НК РФ, поскольку данной статьей предусмотрена выдача экспертом заключения, а не справки.

В постановлении о назначении экспертизы не указана фамилия эксперта. В Постановлении ФАС ПО от 15.03.2010 по делу N А55-11919/2009 судьи столкнулись с ситуацией, когда экспертиза проводилась на основании постановления, в котором, в нарушение п. 3 ст. 95 НК РФ, не была указана фамилия эксперта.

Судами сделан правомерный вывод о том, что наличие в постановлении о назначении экспертизы сведений о фамилии эксперта является гарантией права участвующих в деле лиц на его отвод. Это подтверждается позицией Пленума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 20.12.2006 N 66 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе".

Образцы подписей представлены на исследование в ненадлежащем виде. В Постановлении ФАС ПО по делу N А55-11919/2009 арбитражные суды также учли ссылку общества на то, что, как указано в постановлении о назначении экспертизы, в сопроводительном письме, а также в заключении эксперта образцы подписей представителей контрагентов представлены на опросах без даты.

Между тем имеющиеся в материалах дела копии и представленные на обозрение суда первой инстанции подлинники опросов датированы. Даты на них в части указания дня и месяца проставлены собственноручно. В экспертном заключении также отражено, что объекты представлены на исследование в неупакованном и неопечатанном виде.

На основании вышеизложенного суд кассационной инстанции счел правомерным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что результаты почерковедческой экспертизы не могут быть признаны достоверными, поскольку она проведена с нарушением порядка проведения экспертизы при осуществлении мероприятий налогового контроля, установленного ст. 95 НК РФ.

Из 48 документов экспертизе подверглись только 3. В Постановлении ФАС СЗО от 14.05.2010 по делу N А56-49950/2009 судьи столкнулись с ситуацией, когда экспертиза подписей была проведена в отношении 3 счетов-фактур из 48, полученных от одного контрагента налогоплательщика, и в отношении 4 из 48, полученных от другого контрагента.

Доказательств проведения в соответствии с нормами ст. 95 НК РФ почерковедческой экспертизы подписей на всех счетах-фактурах, представленных обществом по сделкам с указанными контрагентами, инспекцией представлено не было. Суды пришли к выводу, что налогоплательщик подтвердил право на применение налоговых вычетов по счетам-фактурам, выставленным спорными контрагентами.

Экспертом не соблюден порядок проведения экспертизы. В Постановлении ФАС СЗО от 13.05.2010 по делу N А56-41647/2009 суды отклонили в качестве надлежащего доказательства справку, составленную 15-м отделом экспертно-криминалистического центра ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, указав, что она составлена по результатам оперативного почерковедческого исследования, проведенного на основании п. 5 ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", и не соответствует требованиям ст. 95 НК РФ.

Кроме того, суды установили, что в справке о результатах оперативного исследования не сказано о соблюдении экспертом порядка отбора образцов почерка и подписей, не описаны методики проведения исследований, отсутствуют сведения о наличии в распоряжении эксперта достаточного количества свободных, условно-свободных и экспериментальных образцов, на исследование не было представлено образцов почерка и подписей, близких по времени к дате составления исследованных документов. Инспекция не представила и доказательств того, что заявитель был ознакомлен с постановлением о назначении экспертизы.

Таким образом, суды обоснованно отклонили справку о результатах оперативного исследования, составленную по результатам оперативного почерковедческого исследования, как ненадлежащее доказательство.

Несколько слов в заключение

Налоговое законодательство, конечно, несовершенно, а учитывая способы трактовки пробелов в законодательстве проверяющими, получается, что налогоплательщику вообще нельзя шагу ступить без "бумажки", подлинность которой еще придется доказать. Но справедливости ради следует отметить, что судьи делают выводы, основываясь не только на результатах почерковедческой экспертизы (даже и проведенной по всем правилам ст. 95 НК РФ). Они учитывают всю совокупность обстоятельств, при которых была совершена та или иная хозяйственная операция. Так, например, в Постановлении ФАС ВВО от 07.04.2009 по делу N А79-9740/2007 судьи, кроме результатов почерковедческой экспертизы, исследовали договоры, акты выполненных работ, справки о стоимости работ, счета-фактуры, акты приема-передачи векселей, ответы банков, объяснения сотрудников общества и др. Если почерковедческой экспертизой установлен факт выполнения подписей на счетах-фактурах не уполномоченным на то лицом организации-контрагента, это не означает, что в вычете НДС непременно будет отказано (см., например, Постановление ФАС СЗО от 14.05.2010 по делу N А56-49950/2009, где судьи указали, что подписание счетов-фактур неуполномоченным лицом само по себе не свидетельствует о том, что заключение и исполнение сделок с контрагентом в действительности не производилось. Невыполнение поставщиками обязанностей по правильному оформлению счетов-фактур не может являться основанием для отказа в предоставлении вычета по НДС добросовестному налогоплательщику).

Таким образом, следует уделять внимание формированию полного комплекта документов по каждой сделке с учетом возможных налоговых рисков, размер которых напрямую зависит от суммы конкретной сделки. Кроме того, если дело дошло до спора с налоговиками, следует уделять пристальное внимание не только соблюдению порядка проведения налоговой проверки, но и дополнительным мероприятием налогового контроля.

Ю.Мельникова

Эксперт журнала

"Бюджетные учреждения:

ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности"

Экспертиза в рамках выездной налоговой проверки назначается по инициативе налоговых/судебных органов или налогоплательщиков.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Исследование деятельности предприятия позволяет оценить финансово-хозяйственную ситуацию, подлинность документов, не обоснованность трат и многое другое.

В последнее время,экспертизы при проведении налоговой проверки проводятся всё чаще.

Наиболее часто это встречается при проверке НДС и налога на прибыль. Далее рассмотрим более подробно проведение налоговой экспертизы.

Что такое

Экспертиза налоговой деятельности государственного учреждения, организации или бюджетной организации предполагает следующие мероприятия:

  • изучение аналитических и синтетических счетов;
  • определение размера денежных расчетов, которые не подлежат налогообложению;
  • проверка достоверности предоставленных отчетов по налоговым обязательствам перед государством;
  • проверка выполняемых налоговых требований при формировании налоговой базы;
  • фиксирование уплаты налогов за установленный временной промежуток.

Судебная налоговая экспертиза — это совокупность услуг направленных на полное изучение и проверку деятельности организации.

Цель проведения: выявление налоговых преступлений и подтверждение налоговых выплат согласно действующему законодательству.

Законодательство

Законодательство до сих пор не зафиксировало понятие «налоговая экспертиза». Понятие образовалось в одной из редакций НК РФ.

В ее пункте было определено проведение досудебной налоговой экспертизы.

Что именно является предметом экспертизы оборудования, вы прочитаете

Обжалование

Итак, налоговая экспертиза начата, проведена и закончена. Специалист составил заключение и передал налогоплательщику.

Последнего не устраивают результаты. В этом случае он имеет право на обжалование.

Как можно обжаловать налоговую экспертизу:

  • проведение дополнительной или повторной экспертизы;

    Налогоплательщик имеет полное право на проведение еще одного исследования.

    При этом он должен быть на 100% уверен в неправильности заключения первичной экспертизы.

    Порядок проведения повторной экспертизы аналогичен первичной.

  • помимо проведения доп.экспертизы, налогоплательщик имеет право провести ее своими силами;

    Это возможно при не проведении экспертизы за налоговую проверку или при несогласии налогоплательщиками с выводами экспертов.

  • приведение иных доводов, которые доказывают неправильность выводов налоговой экспертизы;

    Согласно закону, заключение эксперта не является единственным доказательством финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

    В судебном порядке будут рассмотрены все виды доказательств по делу.

  • рецензия на заключение эксперта – опровержение выводов.

    Такой документ имеет право выступать как отдельный на судебном заседании.

    Налогоплательщик имеет право самостоятельно выбрать эксперта или экспертное заключение для оформления рецензии.

Заключение