Нормативно-правовое регулирование землепользования и застройки в городских поселениях. Виды территориальных зон
Виды территориальных зон
Линейная схема
Замкнутая схема
представлена древнегреческими агорами, римскими форумами, площадями итальянского Ренессанса. Основные ее свойства - отсутствие сквозных перспектив, целостность нерасчлененного главного пространства ансамбля, организация проездов вдоль его сторон. Сквозной проезд через центральную часть пло- щади, как и сквозные перспективы разрушают замкнутую композицию. В современном городе потоки транспорта затрудняют создание таких структур.
Размещено на реф.рф
Площади, застроенные по периметру, иногда настолько обширны, что уже не воспринимаются как замкнутые. Достичь замкнутости пространства возможно, в случае если проезды вынесены вовне и площадь сформирована как пешеходный остров, ʼʼомываемыйʼʼ потоками транспорта. В этом случае крайне важно тонко чувствовать пропорциональные соотношения всех композиционных элементов, чтобы не уничтожить пространственную целостность, как это случилось при реконструкции Манежной площади в Москве (рис. 38).
встречается в храмовых комплексах Древнего Египта (аллея сфинксов вела к обрамленному пилонами входу, за которым следовали колоннады двора и гипостильного зала). В Москве крупным современным ансамблем с такой структурой является Новый Арбат (рис. 37). Принятый за основу принцип осевой перспективы, устремленной к высотному зданию (гостиница Украина), известен давно. Тем не менее улица производит сильное впечатление благодаря своей целостности и законченности.
2. Виды территориальных зон поселений
На территориях городских и сельских поселений могут устанавливаться территориальные зоны следующих видов:
жилые зоны;
общественно-деловые зоны;
производственные зоны;
зоны инженерной и транспортной инфраструктур:
рекреационные зоны;
зоны сельскохозяйственного использования;
зоны специального назначения:
зоны военных объектов, иные зоны режимных территорий.
Органы местного самоуправления городских и сельских поселений в соответствии с местными условиями могут устанавливать иные территориальные зоны, а также включать в них земельные участки и иные объекты недвижимости.
В территориальных зонах могут выделяться подзоны, особенности использования территорий которых определяются градостроительным регламентом с учетом ограничений на их использование, установленных земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды, законодательством Российской Федерации об охране памятников истории и культуры, иным законодательством Российской Федерации.
Территориальные зоны могут включать в себя территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами. Территории общего пользования в городских и сельскихпоселениях предназначены для удовлетворения общественных интересов населения. Порядок использования территорий общего пользования определяется органами местного самоуправления.
3. Графически показать звездообразную схему планировочной организации поселений.
1. Планировочная структура ᴦ. Санкт-Петербурга
Древнерусские города по типу плана подразделялись на круглые, рассчитанные на круговую оборону (рис. 22, а); полукруглые, примыкавшие тыльной стороной к воде (река, озеро, море) (рис. 22, б); сегментные, занимавшие перешеек между водными преградами (имели мощные укрепления с двух противоположных сторон) (рис. 22, в); секторные, занимавшие мыс между сливающимися реками, оврагами и т.п. (рис. 22, г). В основном они имели трехчастную структуру: крепость, торг, посад. Со временем разрастаясь, приобретали кругообразную форму.
Серьезные перемены в градостроении произошли в первой половине XVIII в. Новая государственная политика Петра I и реформа армии и флота способствовали усилению роли стратегического фактора и зарождению нового, регулярного градостроительства. К тому времени уже возник тип города-крепости с системой оборонительных бастионов, в предместье которого размещались жилые кварталы с регулярной планировкой и домами, поставленными по ʼʼкраснойʼʼ линии (граница улицы).
Наиболее ярко отражает развитие градостроительной мысли того времени история создания Петербурга. Город был основан в связи с необходимостью создания нового торгового узла для связи Востока и Запада, с одной стороны, и системы морской и сухопутной обороны - с другой стороны. В связи с этим город был максимально приближен к побережью Финского залива и все здания и сооружения ориентированы на пространство Невы и ее протоков, что повлияло на характер планировочной структуры.
Изначально вся застройка строго регламентировалась в отношении площади участка под здание, его этажности и даже материала стен (преимущественно камень). Был выполнен целый ряд проектов архитекторами-иностранцами Д. Трезини и Ж.Б. Леблоном, однако решить проблему объединения частей города в единое целое не удалось, в т.ч. и по экономическим причинам. Планировочную структуру города определяла крайне важно сть установления связей между городом-крепостью и крупными архитектурными комплексами, которые стали приобретать градообразующее значение. Первая такая связь -дорога от Адмиралтейства к Александро-Невской лавре (будущий Невский проспект) стала фактором, повлиявшим на дальнейшее развитие структуры города. Вслед за этим была проложена дорога (Вознесенский проспект), соединившая Петербург с его пригородами; появился второй луч будущего знаменитого трехлучия. Город получил уникальную возможность свободного роста с учетом особенностей ландшафта.
Созданная в 1737 ᴦ. Комиссия о Санкт-Петербургском строении, в состав которой входили талантливые зодчие П. Еропкин, М. Земцов, И. Коробов и Д. Трезини, решила вопрос о местонахождении центра города и утвердила трехлучие - Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект (рис. 23). Новый шпиль башни Адмиралтейства, установленный незадолго до создания Комиссии (выполненный по проекту И. Коробова), был признан главным ориентиром базовых магистралей. Комиссия создала проект развития города, преодолевавший раздробленность его планировочной структуры. В нем город рассматривался как архитектурно-пространственное целое, композиция которого составлена из отдельных районов, связанных прямыми улицами, ориентированными на высотные доминанты. Впоследствии проводилась детальная проработка планировочной концепции П. Еропкина. В данный период В. Растрелли создал свои шедевры - Зимний дворец, Смольный монастырь, дом Строгановых и др., не только украсившие город, но и в значительной степени определившие его лицо.
Во второй половине XVIII в. русское градостроительство переживало необычайный подъем. Подобных масштабов строительства новых, расширения и перепланировки существующих городов мировая история не знала ни до ни после. Этот градостроительный бум был вызван экономическим взлетом и изменениями в социальной структуре: усиление роли купеческого сословия, числа ремесленников и переход дворянства к новому образу жизни (дворянство, освобожденное от обязательной государственной службы после 1762 ᴦ., развернуло бурное строительство усадеб по всей России). В 1775 ᴦ. была проведена административная реформа, в результате которой страна была расчленена на 50 губерний, а города, исключая столицы, подразделены на три типа: 50 губернских, 493 уездных и 186 заштатных. Каждому городу были определены свои административные функции, соответствующие им необходимые размеры и масштабы градостроительных мероприятий. Одновременно с этим активно осваивались земли на юге России. Все градостроительные проблемы в масштабе страны решала созданная в 1762 ᴦ. Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы (ее полномочия были расширены после большого пожара в Твери). При проектировании поселений предполагалось обязательное применение новой регулярной планировки (рис. 24) при условии использования системы старых ориентиров города: кремлей, соборов, колоколен, крупных монументальных зданий.
2. Состав жилых зон в планировочной структуре поселений.
Виды территориальных зон - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Виды территориальных зон" 2017, 2018.
Территориальные зоны
Территориальные зоны создаются на основе функциональных зон генерального плана; территориальные зоны конкретизируют функциональные зоны, детализируют и уточняют их. Следовательно, допускается несоответствие их границ друг другу.
Каждой территориальной зоне соответствуют свой градостроительный регламент; и зона, и регламент помечены соответствующим буквенно-числовым кодом.
Градостроительный кодекс РФ установил несколько территориальных зон:
Общественно-деловые;
Производственные зоны;
Зоны инженерной и транспортной инфраструктур;
Зоны сельскохозяйственного использования;
Зоны рекреационного назначения;
Зоны особо охраняемых территорий;
Зоны специального назначения;
Зоны размещения военных объектов (ч. 1 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ).
При подготовке правил землепользования и застройке допускается создание и других территориальных зон, выделяемых с учётом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 1, 15 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ).
Вкратце в статье 35 Градостроительного кодекса РФ и в статье 85 Земельного кодекса РФ определены объекты, которые могут быть размещены в той или иной зоне. В частности, в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (ч. 3 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ).
Каждая зона может дробиться на разновидности в зависимости от специфики территории. Разновидности, к примеру, жилой зоны могут быть следующими:
Ж-1. Зона малоэтажной застройки индивидуальными домами.
Ж-2. Зона малоэтажной смешанной жилой застройки.
Ж-3. Зона среднеэтажной жилой застройки 3-6 этажей.
Ж-4. Зона многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей.
Ж-5. Зона планируемого жилья.
Градостроительный регламент, написанный для зоны Ж-4, будет одинаков для всех таких зон, где бы они ни находились на территории муниципалитета. Если же есть необходимость в каком-то конкретном месте изменить регламент, добавить (или убрать) один пункт разрешённого использования, то тогда создаётся другая зона - Ж-6. Также есть возможность устанавливать подзоны, но это в случаях, когда виды разрешённого использования остаются неизменными и меняются только предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешённого строительства (ч. 3 ст. 38 Градостроительного кодекса РФ).
Зоны с особыми условиями использования территории - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ. Их отображение обязательно в правилах застройки.
При этом они могут отображаться на специальных картах, то есть не на карте градостроительного зонирования. Это сделано для лучшего визуального восприятия информации в случаях, когда зон с особыми условиями использования территории очень много и их границы накладываются друг на друга и создают путаницу в изображении. Например, на одной карте можно отобразить только санитарно-защитные зоны, если предприятий очень много, или только зоны охраны объектов культурного наследия (в исторических поселениях).
Стоит обратить повышенное внимание на то, что зоны с особыми условиями использования территории именно отображаются на картах правил землепользования и застройки. Другими словами, фиксируются уже существующие зоны, утверждённые в установленном порядке. Правил застройки сами не устанавливают такие зоны. И если, например, у памятника истории и культуры нет утверждённой властью зоны охраны, а есть разработанный проект, то данная зона не подлежит отображению и памятник остаётся без должной защиты; градостроительный регламент может быть установлен без учёта ценности памятника.
Другой случай. Санитарно-защитная зона предприятия может быть специально разработана (рассчитана) для него с учётом объёма производства, используемых технологий и т.д. Если этого нет, то применяется универсальная зона, определённая СанПиН"ом 2.2.1/2.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". В правилах застройки (как и в генеральном плане муниципального образования) нельзя производить расчёт санитарно-защитных зон предприятий, для этого необходимо готовить специальный проект.
Таким образом, правила землепользования и застройки ничего самостоятельно не устанавливают, не проектируют и не создают (в отношении зон с особыми условиями использования территории), кроме градостроительных регламентов, написанных с учётом таких зон.
Градостроительный регламент, как сказано в ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, определяет правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительным кодексом РФ определены условия установления градостроительных регламентов, исключения в их распространении (действии), содержание регламентов и другие подобные вопросы.
Важно понимать механизм действия градостроительных регламентов, т.к. установление (и вступление в силу) регламентов непосредственно влияет на права собственников недвижимости, на стоимость этой недвижимости, а также на инвестиционно-строительные процессы, уже осуществляемые и планируемые.
Для каждого земельного участка и иного объекта недвижимости разрешённым считается такое использование, которое соответствует градостроительному регламенту.
Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешённого использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
На территориях городских и сельских поселений могут устанавливаться территориальные зоны следующих видов:
общественно-деловые;
производственные;
инженерной и транспортной инфраструктур;
рекреационные;
сельскохозяйственного использования;
специального назначения;
военных объектов, иные зоны режимных территорий.
Жилая зона предназначена для застройки многоэт. и многокварт. жил. домами, домами малой и средней этажности, инд. жил. домами с прусадебными земельными участками.
Общ.-дел. зоны предн. для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общепит, быт. обслуживания, коммерческой деятельности, а также образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, административных, научно-иследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного тр-та, центров деловой, финансовой и общественной активности.
Производственные зоны предназначены для размещения пром, коммунальных и складских объектов, обеспечивающих функционирование инженерной, транспортной инфраструктур, а также для установления СЗЗ.
Зоны инженерной и транспортной инфраструктуры предназначены для размещения и функционирования сооружений и коммуникаций ж/д, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, а также связей и инженерного оборудования.
Рекреационные зоны организуются для мест отдыха населения, включают в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи и др. места для отдыха. В них могут входить особоохраняемые природные объекты и памятники архитектуры.
Зоны с/х использования заняты пашнями, садами, виноградниками, огородами, пастбищами, а также с/х зданиями, строениями и сооружениями.
Зоны специального назначения для размещения кладбищ, крематориев, свалок бытовых отходов и иных объектов, использование которых несовместимо с использованием других видов территориальных зон городских и сельских поселений.
Зоны военных объектов и иные зоны режимных территорий необходимы для размещения объектов, в отношении которых устанавливается особый режим, в основном это зоны военных объектов и зоны режимных территорий и предприятий. Порядок использования этих территорий устанавливается специальными нормативами и правилами застройки.
Органы местного самоуправления городских и сельских поселений в соответствии с местными условиями могут устанавливать иные территориальные зоны, а также включать в них земельные участки и иные объекты недвижимости.
В территориальных зонах могут выделяться подзоны, особенности использования которых определяются градостроительным регламентом с учетом ограничений на их использование, установленных законодательствами Российской Федерации - земельным, об охране окружающей природной среды, об охране памятников истории и культуры и др.
Территориальные зоны могут включать в себя территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами. Территории общего пользования в городских и сельских поселениях предназначены для удовлетворения общественных интересов населения. Порядок использования территорий общего пользования определяется органами местного самоуправления.
Градостроительное зонирование территорий поселений;
Статья 35 (градостроительного кодекса) РФ Генеральные планы городских и сельских поселений
1. Генеральный план - градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений. Генеральный план разрабатывается в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией федерального уровня и уровня субъекта Российской Федерации.
Генеральный план является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий городских и сельских поселений, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко - культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.
2. В генеральном плане городского или сельского поселения определяются:
основные направления развития территории поселения с учетом особенностей социально - экономического развития, природно - климатических условий, численности населения городского или сельского поселения;
зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон;
меры по защите территории городского или сельского поселения от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
В генеральных планах городских и сельских поселений содержатся предложения об установлении границ поселений, а также об обеспечении ресурсами в целях комплексного развития территорий поселений.
3. Генеральный план города и его пригородной зоны может разрабатываться как единый документ на основе заключения соглашения между органами местного самоуправления сопредельных территорий.
4. Генеральный план города с численностью населения до пятидесяти тысяч человек и генеральный план сельского поселения могут разрабатываться вместе с проектом планировки территорий указанных поселений как единый документ.
5. При разработке генерального плана исторического поселения учитываются историко - архитектурный опорный план такого поселения и проекты зон охраны памятников истории и культуры.
6. Генеральные планы городских и сельских поселений разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления соответствующих поселений в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Генеральный план города и его пригородной зоны утверждается органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Кодексом.
7. Генеральный план городского или сельского поселения до его утверждения подлежит опубликованию и согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы, а также с заинтересованными организациями и населением (статьи 18 и 28 настоящего Кодекса).
В задании на разработку генерального плана городского или сельского поселения в целях учета государственных интересов определяется перечень федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по согласованию с которыми разрабатывается и утверждается данный генеральный план.
Градостроительное зонирование как «…зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов».
Градостроительные регламенты – это устанавливаемые в пределах границ соответствующих территориальных зон: 1) виды разрешённого использования земельных участков и других объектов недвижимости; 2) предельные размеры земельных участков; 3) предельные параметры разрешённого строительства и реконструкции; 4) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Территориальное зонирование.
Градостроительный кодекс РФ в ст. 1 определяет зонирование
как деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование
. Зонирование осуществляется посредством правового зонирования -
деятельности органов местного самоуправления в области разработки и реализации правил застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований.
Согласно п. 2 ст. 35 Градостроительного кодекса в генеральном плане городского или сельского поселения определяются зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон. Сведения о зонировании территорий и о градостроительных регламентах территориальных зон включаются в государственный градостроительный кадастр (п. 5 ст. 54 Градостроительного кодекса).
Зонирование территорий населенных пунктов определяет разрешенное использование земельных участков и иных объектов недвижимости
в градостроительстве, т.е. использование объектов недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом и ограничения на использование указанных объектов, а также сервитуты.
Зонирование территорий населенных пунктов имеет два основных отличительных признака. Во-первых, оно связано с градостроительной деятельностью. И во-вторых, в процессе зонирования регулируются сооружение и использование объектов недвижимости как взаимосвязанного комплекса зданий, строений, сооружений и земельного участка, на котором они расположены. Таким образом, территориальное зонирование -
деятельность
соответствующих органов в сфере планирования градостроительной деятельности по комплексному регулированию создания и использования объектов недвижимости и использования земельных участков путем подразделения территорий населенных пунктов на соответствующие зоны.
В ст. 40-48 Градостроительного кодекса определены виды территориальных зон
и основные положения их правового режима.
Так, на территориях городских и сельских поселений могут устанавливаться территориальные зоны следующих видов: жилые; общественно-деловые; производственные; инженерной и транспортной инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов, иные зоны режимных территорий. Кроме того, органы местного самоуправления городских и сельских поселений в соответствии с местными условиями могут устанавливать иные территориальные зоны, а также включать в них земельные участки и иные объекты недвижимости.
В территориальных зонах могут выделяться подзоны
,
особенности использования территорий которых определяются градостроительным регламентом с учетом ограничений, установленных земельным законодательством РФ, законодательством РФ об охране окружающей природной среды, законодательством РФ об охране памятников истории и культуры, иным законодательством РФ. В состав территориальных зон могут включаться территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами. Территории общего пользования в городских и сельских поселениях предназначены для удовлетворения общественных интересов населения. Порядок использования таких территорий определяется органами местного самоуправления.
Согласно п. 3 и 4 ст. 39 Градостроительного кодекса границы территориальных зон определяются с учетом красных линий, естественных границ природных объектов, границ земельных участков и иных границ. Правовой режим, установленный для каждой территориальной зоны градостроительным регламентом, применяется в равной мере ко всем расположенным в ней земельным участкам, иным объектам недвижимости. В территориальных зонах, в границах которых градостроительная деятельность подлежит особому регулированию, могут устанавливаться дополнительные требования к отдельным объектам недвижимости.
Установление ограничений.
Согласно п. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса ограничения
на использование территорий для градостроительной деятельности устанавливаются также в следующих зонах:
зоны охраны памятников истории и культуры, историко-культурных комплексов и объектов, заповедных зон;
зоны особо охраняемых природных территорий, в том числе округов санитарной (горно-санитарной) охраны;
санитарные, защитные и санитарно-защитные зоны;
водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы;
зоны санитарной охраны источников водоснабжения;
зоны залегания полезных ископаемых;
территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
зоны чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия;
зоны с экстремальными природно-климатическими условиями;
иные зоны, установленные в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Цель выделения таких зон - определение вида использования территорий и тем самым устанавление ограничений на их использование для градостроительной деятельности. В этих случаях ограничения касаются в первую очередь градостроительной деятельности, что, естественно, отражается и на режиме использования земельных участков. Установление таких зон не является зонированием, предусмотренным законодательством о градостроительстве. Задача режима в таких зонах - ограничить права лиц, использующих земельные участки, в целях, предусмотренных законодательством.
Статья 35. Виды и состав территориальных зон
1. В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
2. В состав жилых зон могут включаться :
1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;
2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами;
3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;
4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами;
5) зоны жилой застройки иных видов.
3. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
4. В состав общественно-деловых зон могут включаться:
1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения;
2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;
3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;
4) общественно-деловые зоны иных видов.
5. Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
7. В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:
1) коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли;
2) производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;
3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.