Какие карты мира бывают. Значение и классификация географических карт


По масштабу карты бывают: Крупномасштабные (топографические) Среднемасштабные (обзорно-тематические) Мелкомасштабные (обзорные) 1: и крупнее От 1: До 1: Мельче 1: Топографические планы местности Топографические карты «Топос» - место, «Графо» - писать.




Топографическая карта Подробное и точное изображение местности. Неровности и предметы изображены детально. Используются для изучения местности, для военных и инженерных задач. Имеет градусную сетку – как у географической карты. Условные знаки – как у плана. Масштаб – крупнее, чем у карты, но мельче, чем у плана.



Отличие планов местности от географических карт. 1. Крупный масштаб. 2. Показан большой участок пространства. 3. Не учитывается кривизна земной поверхности. 4. Есть градусная сетка. 5. Север-юг показывает меридиан. 6. Объекты показаны в масштабе, как они есть на самом деле. 7. Некоторые объекты (вулканы, города) изображены без сохранения размеров и очертаний. 8. Направление на север = направлению вверх. 9. Показан небольшой участок местности.












По степени обобщенности показателей тематические карты делятся на аналитические, синтетические и комплексные.

4.1.1. Аналитические карты

К аналитическим относятся карты, дающие конкретную характеристику одного или нескольких природных или социально-экономических явлений, без отображения связей и взаимодействий между ними. Для них используются необобщенные или мало обобщенные показатели, часто полученные на основе единичного наблюдения (на картах наблюдения). Например, карты отдельных метеорологических элементов, характеризующих их величину в тот или иной момент или период времени (рис. 4.1): температуры воздуха, атмосферного давления, осадков, ветров и т.п.; или карты крутизны склонов, глубин, густоты расчленения рельефа и др. Аналитические карты дают информацию по определенным сторонам или свойствам объектов и явлений, им свойственно отвлечение от целого.

Рис. 4.1. Аналитическая карта фактической погоды

Сила аналитического картографирования в том, что оно позволяет как бы «расчленить» объект на составные части, обособленно рассмотреть их или даже выделить элементы этих частей. Такое «расчленение» может быть сколь угодно детальным, все зависит от глубины анализа. На начальных стадиях аналитического изучения объекта на картах показывают основные элементы его структуры, вещественного состава, особые признаки и свойства. Но по мере накопления знаний и совершенствования методики аналитические карты отражают все более тонкие особенности и детали строения. Так, изучая рельеф, применяют все более «тонкие» методы математического моделирования, получая все более детальные аналитические карты, например карты горизонтальной и вертикальной кривизны поверхности, карты вторых производных, характеризующих скорость изменения уклонов, карты дисперсии высот и т.п. Возможности анализа практически бесконечны.
Необходимо, однако, иметь в виду, что понятие «аналитическая карта» в определенном смысле относительно. Скажем, карта дневных температур, несомненно, аналитическая карта по отношению к карте среднемесячных, а тем более среднегодовых температур. Но и карту среднегодовых температур можно считать аналитической, если поставить ее в ряд с картами давления, осадков, испарения, преобладающих ветров - все они характеризуют лишь отдельные элементы климата. Такова диалектика всякого анализа, который неразрывно связан с синтезом.
Близки к аналитическим так называемые частные , или отраслевые , карты. Они имеют узкую тематику, подробно показывают какую-либо отдельную отрасль. Чаще всего, говоря об отраслевых картах, имеют в виду социально-экономическую тематику, связанную с отдельными отраслями промышленного или сельскохозяйственного производства. Отраслевыми принято считать карты машиностроения, текстильной, химической, пищевой и других отраслей промышленности или карты свекловодства, хлопководства, овцеводства, птицеводства и т.п.

4.1.2. Синтетические карты

Синтетические карты дают целостное пространственное отображение явлений в результате интерпретации наиболее существенных показателей, их соединения и обобщения с учетом связей между ними. Примером могут служить карты климатического районирования, сельскохозяйственной специализации районов, ландшафтные карты, на которых выделяются соответствующие области (районы) по совокупности многих показателей.
Синтетические карты обычно создают путем интеграции данных, отраженных в сериях аналитических карт. При небольшом числе синтезируемых показателей это можно делать вручную, но в более сложных случаях необходимо использовать методы математического моделирования.
Отметим, что синтетические карты всегда имеют довольно подробные, порой даже громоздкие легенды. В пояснениях к интегральной оценке стараются отразить многие исходные параметры.
Методы создания синтетических карт особенно усовершенствовались с внедрением геоинформационных систем, оперирующих одновременно десятками слоев информации. ГИС включают специальные процедуры для синтеза данных. В частности, это дало импульс широкому развитию синтетического эколого-географического картографирования условий жизни населения на основе учета комплекса природных, экономических и социальных параметров. Возможно даже совмещение на одной карте нескольких синтетических показателей.


Рис. 4.2. Синтетическая карта. Зоны специализации сельского хозяйства на юге Азербайджана

Иногда на одной и той же карте синтетическое изображение сочетается с некоторыми аналитическими показателями. Например, на экономических картах сельскохозяйственное районирование дается в синтетическом обобщении, а отрасли промышленности представлены аналитически. Это так называемые аналитико-синтетические карты.
Необходимо иметь в виду, что есть разные ступени синтеза. Геоморфологическая карта является синтетической по отношению к картам углов наклона и расчленения рельефа, но в то же время она может рассматриваться как аналитическая по отношению к карте природного районирования территории. Тут она стоит в ряду таких карт, как гидрологическая, почвенная, геоботаническая и др. То, что на одной ступени выступает как синтетическое изображение, на следующем, более высоком уровне становится «элементом» более сложной системы - так в картографировании проявляется диалектика процессов анализа-синтеза. Следует добавить к этому, что степень синтеза всегда возрастает с уменьшением масштаба карты, с переходом от показа отдельных объектов к изображению собирательных понятий. Иначе говоря, уровень синтеза находится в определенной зависимости от степени генерализации картографического изображения.

4.1.2. Комплексные карты

Комплексные карты совмещают изображение нескольких элементов близкой тематики, набор характеристик (показателей) одного явления. Например, на одной карте можно дать изобары и векторы преобладающих ветров, имея в виду, что ветры непосредственно связаны с полем атмосферного давления. На карте сельского хозяйства можно одновременно показать распаханность территории и урожайность пшеницы, на гидрологической карте - внутригодовое распределение стока в речном бассейне, водоносность рек и потенциальные энергоресурсы. На рис. 4.3 приведена комплексная карта, на которой изображение внутри годового распределения речного стока и водоносности рек совмещено с характеристикой потенциальных ресурсов гидроэнергии.


Рис. 4.3. Комплексная карта. Водоносность рек, распределение стока и потенциальные энергоресурсы восточной части Кольского полуострова

Каждая характеристика дается в своей системе показателей, но показ на одной карте двух, трех и более тем позволяет читателю рассматривать их в комплексе, визуально сопоставлять между собой, устанавливать закономерности размещения одного показателя относительно другого. В этом - главное достоинство комплексных карт.
Однако возникают и сложности. Дело в том, что на одной карте трудно совместить изображение нескольких явлений так, чтобы они хорошо читались. Известно, например, что можно совместить две системы изолиний (одна дается с послойной окраской, а другая - яркими цветными линиями), но три системы изолиний уже не читаются. Аналогично можно дать на карте две картограммы (одну - цветовой шкалой, а другую - штриховкой), дополнить карту значками, линиями движения, изображением ареалов и т.п., но при пяти-шести слоях комплексная карта становится перегруженной и теряет читаемость.
Хорошо известными примерами комплексных карт могут служить топографические карты, на которых совместно представлены рельеф, гидрография, растительность, почвы и грунты, населенные пункты, социально-экономические объекты, дорожная сеть, линии связи, административные границы - т.е. весь комплекс объектов, характеризующих местность.
Другой, не менее яркий пример - метеорологические карты, где на фоне изобар и линий атмосферных фронтов показаны метеоэлементы: температуры воздуха и почвы, влажность воздуха, направление и скорость ветра, количество и вид осадков, облачность и др. - в совокупности они отражают погодные условия.
Тематические карты, отображающие несколько природных или социально-экономических элементов, относятся к типу комплексных карт. Например, синоптические карты, характеризующие в данное время погоду на определенной территории. Каждый элемент на этих картах (температура, давление, ветры и др.) характеризуются своей системой показателей, но все они сопоставляются между собой, рассматриваются комплексно, обычно с выявлением закономерностей размещения одного показателя относительно другого. Содержанием комплексных карт могут быть: одни природные явления (давление, ветры); несколько социально-экономических явлений (промышленность, сельское хозяйство, транспорт); группа явлений, характеризующих природную среду, население и хозяйство (например, карты агропромышленных комплексов, отображающие взаимосвязи размещения промышленности и сельского хозяйства с природными ресурсами и сырьевыми базами). На комплексных картах часто одновременно применяют аналитические и синтетические приемы. Например, на экономических картах для отображения промышленности употребляют аналитические, а для сельского хозяйства - синтетические показатели. Топографические карты, отображающие различные элементы местности, также относятся к типу комплексных карт.
Среди тематических карт выделяются карты динамики и взаимосвязей , а также карты функциональных типов . К последним относятся инвентаризационные , оценочные , индикационные , прогнозные и рекомендательные карты.
Карты динамики передают движение, развитие определенного явления или процесса во времени или его перемещение в пространстве (перемещение водных масс, атмосферных вихрей, рост городов).


Рис. 4.4. Климатическая карта Антарктики

Карты взаимосвязей отображают характер и степень пространственных связей нескольких явлений (атмосферного давления и ветров, внесения удобрений и урожайность сельскохозяйственных культур). В основном это межотраслевые карты, отображающие связи между явлениями и процессами природы, населения и хозяйства.
Инвентаризационные карты - обычно это аналитические карты, отображающие (регистрирующие) наличие, расположение и состояние объектов и явлений (природных и трудовых ресурсов, объектов экономики: карты размещения полезных ископаемых, лесов, сельхозугодий, трудоспособного населения, объектов промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.).
Оценочные карты - карты, дающие оценку определенных явлений (объектов) для решения конкретных задач (например, карты оценки природных условий территории для сельскохозяйственного производства или для строительства дорог и т.п.). Это прикладные карты, составляемые на основе инвентаризационных карт, чаще всего отражающих взаимодействие человека и природы.
Индикационные карты предназначены для предсказания и выявления неизвестных явлений на основе изучения других, хорошо известных. Составление индикационных карт опирается на представления о тесной связи индикаторов и индицируемых явлений. Так, индикационные карты растительности применяют для обнаружения тектонических разломов, поскольку над зонами разломов возникают особые условия циркуляции грунтовых вод, а это сказывается на видовом составе растительности. Некоторые виды растений служат индикаторами полезных ископаемых (особенно рудных месторождений, соляных залежей), отдельные ареалы животных индицируют распространение тех или иных болезней человека, поэтому индикационные геоботанические карты используют при разведке полезных ископаемых, а индикационные зоогеографические карты — при выявлении потенциальных ареалов болезней. Таким образом, по сути индикационные карты близки к картам прогнозным.
Прогнозные карты отображают неизвестные в настоящее время или недоступные для непосредственного наблюдения явления и процессы, происходящие как во времени (например, динамика численности населения в будущем, изменения в структуре промышленного производства и др.), так и в пространстве (например, размещение месторождений полезных ископаемых, строение недр Земли и др.). По степени достоверности (вероятности) прогноза карты могут быть: предварительного прогноза (схематичные мелкомасштабные карты), вероятного прогноза (наиболее детальные, чем карты предварительного прогноза, обычно это крупномасштабные карты), весьма вероятного прогноза (наиболее детальные, обычно крупномасштабные карты) и карты перспективного расчета (еще более точные карты, составленные по точным данным).
Рекомендательные карты обычно составляются на основе оценочных и прогнозных карт и содержат конкретные предложения (рекомендации), которые необходимо провести в данной ситуации (на определенной территории) для достижения какой-то цели (по рациональному использованию земель, охране и улучшению окружающей среды и т.д.).

4.2. КАРТЫ РАЗНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Назначение карт так же разнообразно, как разнообразны сферы человеческой деятельности, поэтому затруднительно указать все типы карт, различающиеся по этому признаку. Дело осложняется еще и тем, что ряд карт ориентирован на многоцелевое назначение - они одновременно служат для планирования, научных изысканий, учебных и культурно-просветительных целей, получения справочных сведений и много другого. И все же можно указать несколько типов карт, в которых особенно четко проявлены особенности их назначения.
Научно-справочные карты предназначены для выполнения по ним научных исследований и получения максимально подробной (для данного масштаба), достоверной и научно обработанной информации. Это карты для специалистов, работающих в сфере наук о Земле и социально-экономических наук.
Культурно-просветительские карты ориентированы на широкие читательские круги, они дают упрощенную, если можно так сказать, «облегченную» картографическую трактовку для лиц, не имеющих специальной географо-картографической подготовки. Назначение этих карт - распространение знаний, пропаганда идей (например, бережного отношения к природно-историческим памятникам), разъяснение планов экономического развития и освоения территорий и т.п. Такие карты обычно имеют яркое, простое, доходчивое оформление, дополняются диаграммами, рисунками, элементами плаката. К этому типу близки карты туристские и туристско -краеведческие , предназначенные для туристов, путешественников по родному краю и просто для отдыхающих. В их содержании основное внимание уделено местам, представляющим интерес для туристов (архитектурные и исторические памятники, заповедники, парки, музеи и др.). Карты отличаются красочным оформлением, сопровождаются подробными указателями и справочными сведениями. Они могут изображать обширные курортные районы (например, Черноморское побережье), национальные парки, города, отдельные лыжные, пешеходные, водные маршруты и т.п. К этой же группе примыкают карты для спортивного ориентирования , специально приспособленные для проведения соревнований по этому виду спорта.
Учебные карты - четко выделяемый тип карт, используемых как наглядные пособия или материалы для самостоятельной работы в школах и вузах. На них применяют проекции, способы изображения, учитывающие степень подготовки учащихся и характер использования карт в учебном процессе. Соответственно создают карты для начальной, средней и высшей школы. Их нагрузка должна соответствовать объемам учебных программ того или иного образовательного уровня. Отметим, что карты для высшей школы, предназначенные для аудиторий, по содержанию и детальности приближаются к научно-справочным, не теряя при этом своих демонстрационных свойств.

4.3. ШКОЛЬНЫЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

4.3.1. Особенности школьных карт

По сравнению с другими картами школьные карты имеют ряд особенностей:
. согласованность их с соответствующей программой и учебниками , освобождение от излишних деталей. Чем младше учащиеся, тем меньше нагрузка карт для них. Чрезмерная детальность и нагрузка школьных карт может затруднить обозрение изучаемой территории, выявление нужных для изучения объектов. Это, однако, не означает, что на школьную карту наносится только то, что упоминается в учебнике. В этом случае карта не будет правдоподобно отражать действительность. Поэтому даже на картах для младших классов дается некоторая дополнительная нагрузка из объектов, не упоминающихся в учебнике
. обзорность, обеспечивающаяся не только мелким масштабом, но и большой генерализацией, а также использованием особых графических приемов и, прежде всего, укрупнением условных знаков (особенно на стенных картах), созданием многопланового изображения, когда на первый план выдвигается то, что учащиеся должны знать в первую очередь;
. повышенная наглядность , позволяющая учащимся легко ассоциировать данные на карте обозначения с соответствующими объектами в натуре. Наглядность на картах достигается разными приемами - применением фоновых и штриховых расцветок ассоциирующихся с природными (голубой фон озер, синие реки, зеленые леса и т. п.), размещением на полях карты художественных изображений объектов и местности в целом, изображенной на карте, применением многоплановости картографического изображения и др.;
. применение довольно ограниченного числа картографических проекций ;
. масштаб на картах, предназначенных для изучения начального курса географии в младших классах обычно приводится именованный и линейный. Для старших классов на картах помещается и численный масштаб;
. ориентировка рамок школьных карт относительно линий картографической сетки выбирается такой, при которой средний меридиан проходит посередине карты. При этом сохраняется направление север-юг в середине карты в привычном для учащихся положении (север - вверху, юг - внизу).

4.3.2. Школьные географические атласы

Школьные географические атласы - главные пособия для всесторонней самостоятельной работы учащихся в классе и дома. Основная педагогическая цель в работе со школьными атласами - не передавать ученикам знания, а научить их самостоятельно добывать информацию. Как картографические произведения они обладают теми же свойствами, что и все атласы. Однако им присущи свойства, которые вытекают из специфики их назначения.
В настоящее время растет число школьных атласов, издаваемых как государственными учреждениями, так и частными фирмами. Поэтому выбор того или иного атласа в качестве основного, обязательного пособия должен основываться на тщательном анализе всех существующих произведений этого рода. Анализ школьных атласов проводится учителем по той же схеме, что и любого атласа. Учитель географии, хорошо знающий особенности школьных атласов и умеющий их анализировать, сможет более грамотно организовать работу с ними, научить учащихся более полно использовать их в качестве источника географических знаний.
Отдельные школьные атласы, помимо карт, включают специальные методические вводные разделы, рассматривающие особенности карт атласа и указания по работе с ними, справочные сведения о важнейших объектах земной поверхности (реках, озерах, островах, самых высоких горных вершинах и т. д.). Кроме того в атласах для старших классов справочные сведения помещены и на самих страницах атласа. Это различного рода диаграммы, таблицы, карты-врезки. Лучшие издания школьных атласов содержат космические снимки участков земной поверхности и общего вида Земли из космоса.
Среди группы атласов отдельных стран особого внимания заслуживает Национальный Атлас Украины - официальное государственное издание. Создан Атлас, как современная информационная система, имеет ряд важных функций. Широкие репрезентативные и информационные возможности позволяют использовать его во многих сферах жизни общества:
. в законотворческой и управленческой деятельности на национальном и региональном уровнях;
. для обоснования различных государственных программ сбалансированного экономического, социального, экологического и духовного развития регионов и государства в целом;
. в природопользовании и осуществлении мониторинга природных и социальных явлений и процессов;
. в системе школьного и высшего образования;
. при формировании внешней политики и развития международных отношений.
Он является источником современной информации об Украине для заинтересованного отечественного и зарубежного читателя и многочисленной украинской диаспоры.
По уровню теоретико-методического обеспечения и картографического воплощение пространственных данных Атлас сопоставим с национальными атласами других государств мира.


Рис. 4.5. Национальный Атлас Украины

В 2010 году вышла новая современная картографическая работа - Атлас учителя, который подготовлен Государственным научно-производственным предприятием "Картография".


Рис. 4.6. Атлас учителя изданный НПП "Картографія"

По своему содержанию и наполнению этот атлас можно назвать атлас-энциклопедия. И это действительно так. В четырех основных разделах атласа содержится огромная географическая информация о планете Земля.
Атлас выполнен по новейшим технологиям, иллюстрирован большим количеством фотографий и схем. Он создан на основе современных картографических и литературных источников и статистических материалов.
Карты атласа дополняет текстовая и географическая информация.

4.3.3. Специальные школьные карты и другие картографические произведения

К ним относят следующие:
а) контурные карты - одноцветные изображения, предназначенные для нанесения на них различных данных (надписей, знаков, объектов, явлений, процессов и т.п.). Они выпускаются в виде блоков с согласованной основой, масштабу, компоновкой. Существующие карты предусматривают постепенное усложнение работ с контурными картами от младших классов к старшим. Другая функция контурных карт - основа для составления тематических карт или картосхем при выявлении взаимосвязей исследуемых явлений и процессов;
б) индукционные карты - настенные контурные карты, выполненные на линолеуме или дерматине с несмываемыми контурами. Используются при работе с учащимися на настольных контурных картах, объяснении нового материала;
в) немые карты - обычные настенные карты, но без надписей; предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся у доски;
г) полунемые карты - характеризуют объекты первыми двумя-тремя буквами, а следующие буквы названий этих объектов ученику необходимо определить и дописать;
г) карты-трафареты - выполнены на прозрачной пленке для проектирования с эпидиаскопа на экран; дают возможность накладывать ряд пленок; используются при изучении нового материала;
д) эскизные картосхемы - картографические рисунки, сделанные ”на глаз“, без точного соблюдения масштаба на доске; используются при изучении нового материала, когда необходимо сконцентрировать внимание учащихся на определенном явлении или процессе;
е) электрифицированы и магнитные карты - обычные настенные карты, которые специально оборудованы; на электрифицированных картах в определенных местах встроенные электрические контакты, куда подсоединяются маленькие электрические лампочки; магнитные карты выполняются на специальных металлических листах; условные знаки на них сделаны из пенопласта с вставленным магнитом;
ж) текстовые карты - карты учебников и пособий, один из видов настольных карт и составная часть учебника как целостного произведения; вместе с текстом обеспечивают изучение необходимого программного материала. По тексту эти карты могут играть основную роль (текст их объясняет), вспомогательную роль (они объясняют, ”комментируют“ текст), находятся на паритетных началах;
с) глобусы начинают применять на уроках еще в младших классах для объяснения формы Земли, в последующих - для объяснения формы и размеров Земли, картографической сетки, сути параллелей и меридианов, при определении географических координат (географических широты и долготы), освещенности Земли Солнцем, движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси и т.д. Школьные глобусы изготавливают в масштабах 1:83 000 000, 1:50 000 000, 1:30 000 000; последний - демонстрационный, первые два - предназначены для самостоятельной работы учащихся; по содержанию делятся на физические , политические , рельефные . Распространены индукционные глобусы - на черном фоне светлой краской нанесена градусная сетка. Есть глобусы из прозрачного пластика с подсветкой изнутри.
В школьной программе по географии предусмотрено использование профилей, разрезов, блок-диаграмм, рельефных карт и т.д.

4.3.4. Педагогическая цель в работе с картой на уроках географии

Карта - наиболее используемый картографическое произведение в школьной программе по географии. Она является наиболее универсальным произведением. По карте можно решать различные творческие задачи. Применение карт в школьной географии преследует три основные цели (задачи), которые достигаются в процессе изучения карты и работы с ней:
а) понимать карту - это значит усвоить основные свойства карты, особенности различных видов карт, их условные обозначения, приемы применения;
б) читать карту - значит уметь выяснить географическую действительность с ее картографическим изображением, то есть по условным обозначениям обнаружить взаимосвязи явлений природы и человеческой деятельности. Характер чтения может быть различным и зависит от назначения и возможностей карты: от обычной справки (что? где? сколько?) до полного понимания взаимосвязи и взаимообусловленности объектов и явлений (почему? по каким причинам? как?);
в) знать карту - воспроизведение в памяти картографической информации, по памяти представлять взаимное расположение, относительные размеры, форму и собственные названия объектов, которые изучаются в школьном курсе географии.
Картографическая информация способствует упорядочению географических знаний, при этом эти знания имеют хорологическую и пространственную привязку.
Выше упомянутые цели по своему значению неравноценны, но взаимосвязаны. В школьной географии упор следует делать именно на чтении карты, которое должно строиться на понимании и знании карты.
Работа с картой или другими картографическими произведениями является интересной для школьников, потому что включает зрительную функцию памяти (нервный зрительный канал вчетверо мощнее, чем слуховой). Кроме того, детям всегда нравились путешествия и экскурсии. Это следует использовать для ”передачи“ учащимся знаний. Научить учащихся картографическим словесным методам невозможно, поэтому для учеников следует подбирать соответствующие картографические произведения, а не карты в целом.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие карты называют аналитическими?
2. По каким показателям можно распознать аналитическую карту?
3. В чем преимущества аналитического картографирование?
4. В чем выражается относительность понятия «Аналитическая карта»?
5. По каким показателям можно распознать комплексную карту?
6. В чем преимущества и недостатки комплексного картографирования?
7. По каким показателям можно распознать синтетическую карту?
8. В чем преимущества и недостатки синтетического картографирование?
9. Какие методы математического моделирования применяются при составлении синтетических карт? В чем суть этих методов?
10. Каким образом в картографировании оказывается диалектика процессов анализа-синтеза?
11. Как соотносятся степень синтеза с масштабом карты?
12. Какие географические явления показывают карты динамики? Приведите примеры этих карт.
13. Какие географические явления передают карты взаимосвязей? Приведите примеры этих карт.
14. Какие данные содержат инвентаризационные карты?
15. Какие данные содержат оценочные карты?
16. Какие данные содержат индикационные карты?
17. Какие данные содержат прогнозные карты?
18. Как классифицируют прогнозные карты?
19. Какие данные содержат рекомендательные карты?
20. Для каких целей предназначены научно-справочные карты?
21. Для каких целей предназначены культурно-образовательные карты?
22. Для каких целей предназначены туристские карты?
23. Для каких целей предназначены учебные карты?
29. Приведите примеры современных комплексных атласов.

Географическая карта представляет собой уменьшенное изображение земной поверхности, содержащее координатную сетку и условные знаки на плоскости.

Понятие географической карты

Понятие географических карт можно рассматривать в узком и в широком смысле. В узком смысле географические карты являются изображением проекции местности в уменьшенном масштабе.

В широком смысле карты являются уменьшенной проекцией изображения поверхности планеты, отдельных ее территорий, с использованием условных знаков.

Географические карты отображают состояние, связи и размещение различных общественных и природных явлений, а также их развитие, изменение во времени и перемещение. Зачастую, карты, имеющие общий замысел, объединяют в атласы.

Виды географических карт

Все географические карты делятся на такие категории:

По территориальному охвату : географические карты материков, карты мира, карты стран и регионов.

По масштабу : мелкомасштабные, среднемасштабные и крупномасштабные карты. Зачастую от масштабов карты зависит точность и детализация изображений.

1. Научно – справочные карты – карты, которые предназначаются для научных исследований и содержат в себе научную информацию.

2. Культурно- образовательные карты – географические карты, главной функцией которых является популяризация знаний.

3. Учебные карты – географические карты, которые используют как пособие для изучения таких дисциплин как история, география.

4. Технические карты – вид карт, которые предназначены для решения технических заданий и отображают те объекты и условия, которые необходимы для этого.

5. Туристические карты – карты, на которых изображены населенные пункты, маршруты, места отдыха и других услуг в населенных пунктах.

Тематические карты показывают динамику и взаимосвязи населения, экономики, природных явлений. Тематические карты можно разделить на две подгруппы: карты общественных явлений и карты природных явлений.

Первые географические карты

Первые географические карты люди создавали еще в древности. Представители древних цивилизаций наносили рисунки, изображающие местность на каменные глыбы, многие из которых сохранились до наших дней на территории Африки и Южной Америки.

Расцвет картографии пришелся на эпоху Великих географических открытий. В большинстве случаев, географические карты создавались непосредственно мореплавателями, в частности Джеймсом Куком и Христофором Колумбом.

Значение географических карт и требования, предъявляемые к ним

Географические карты служат важнейшим средством изучения земной поверхности, позволяя одновременно обозревать территорию любых размеров. Географические карты применяются в различных отраслях народного хозяйства и науки. Они требуются для производства различных изысканий и проектирования (в качестве основ), для организации землеустройства и административно-хозяйственного управления, для обучения и научных исследований. От каждой карты требуется, чтобы она была достоверной, точной, достаточно полной и подробной, наглядной и удобочитаемой.

Требование достоверности карты состоит в том, что карта должна точно соответствовать состоянию местности на момент съемки или исправления ее первоисточников.

Требование точности карты означает, что изображаемые на ней элементы и предметы местности должны сохранять геометрическое подобие, точность местоположения и размеры в соответствии с назначением и масштабом карты.

Требование достаточной полноты и подробности карты означает, что на ней должны быть изображены все типические черты и характерные особенности местности, показ которых определяется назначением и масштабом карты.

Под наглядностью карты понимают ее свойство, позволяющее с первого взгляда на карту воспринимать все наиболее важное и существенное в ее содержании.

Под читаемостью карты понимается ее качество, позволяющее легко различать все детали содержания при подробном рассматривании карты.

Перечисленные требования к картам неотделимы друг от друга, однако, между некоторыми из них имеются противоречия. Так, излишние полнота и подробность ведут к снижению читаемости карты. С другой стороны, чрезмерная разгрузка карты и увеличение размеров условных знаков ведут к схематизации. Основной задачей при создании карты является нахождение путей наилучшего сочетания этих требований.

Классификация географических карт

Географические карты классифицируют по содержанию, масштабу, назначению территориальному признаку.По содержанию все карты подразделяются на общегеографические и специальные.

Общегеографическими называются карты, на которых с одинаковой степенью полноты и подробности изображаются элементы местности: гидрография, рельеф, растительность, населенные пункты, дороги, границы, различные местные предметы и т. д. Специальными называются карты, на которых более полно изображаются отдельные элементы содержания общегеографических карт или показываются другие природные и общественные явления, не отображаемые общегеографическими картами. Среди специальных карт различают карты физико-географические (климатические, геологические, почвенные, гипсометрические и т. д.) и социально-экономические (экономические, политические, политико-административные, исторические и т. д.).

Общегеографические карты, исходя из их масштаба, подразделяют на топографические, обзорно-топографические и обзорные.

Топографическими называются наиболее точные и подробные общегеографические карты масштабов 1:200 000 и крупнее. Топографические карты практически сохраняют постоянный масштаб изображения, в связи с чем измерения и расчеты по ним производятся без учета искажений за проекцию.

Карты масштабов 1:50 000 и крупнее позволяют подробно изучать местность, точно ориентироваться на ней, проектировать инженерные сооружения и производить точные измерения и расчеты. Карты масштабов 1:100000 и 1:200000 дают возможность изучать местность в ее основных деталях, ориентироваться на ней и производить предварительное проектирование крупных сооружений.

Более подробно назначение топографических карт, а также требования, предъявляемые к ним, изложены в «Основных положениях по созданию топографических карт масштабов 1:10000, 1: 25 000, 1:50000, 1: 100000».

Обзорно-топографические карты (масштабов 1:200000-1:1000000), обладая основными свойствами топографических карт, уступают в точности и подробности изображения местности. Эти карты позволяют изучать местность в ее главных чертах, ориентироваться с самолета, проектировать работы, охватывающие большие территории. Карты масштабов 1: 500 000 и 1:200000 особенно широко используются авиацией*.Обзорными называются общегеографические карты масштабов мельче 1:1000000. Примерами обзорных карт являются: карта Европы масштаба 1: 2500 000, карта Украины масштаба 1: 2 500 000, карта Южной Азии 1: 4 000000 и ряд других.

По назначению географические карты делят на справочные, учебные, морские, аэронавигационные, дорожные, автомобильные, туристские и другие.

По территориальному признаку географические карты подразделяются на мировые, карты океанов и морей, материков и их частей, государств, областей, районов.

Широким распространением пользуются географические атласы, под которыми понимаются собрания карт, объединенных общей идеей, единообразно оформленных и изданных обычно в виде книги или альбома. Подобно картам атласы бывают: общегеографические, специальные, комплексные (объединяющие карты общегеографические и специальные), мировые, отдельных стран, отдельных областей, справочные, учебные, морские, дорожные, автомобильные и т. д.

Кроме обычных карт, существуют так называемые рельефные карты. На этих картах рельеф местности показывается объемно. Причем для большей выразительности отдельных его форм масштаб изображения по высоте (вертикальный масштаб) берется в 5-10 раз крупнее планового (горизонтального) масштаба. Все способы изготовления рельефных карт основаны на использовании обычных карт. Рельефные карты, представляющие собой наиболее наглядный вид изображения местности, широко используются для учебных и военных целей.

Значение и классификация географических карт - 4.0 out of 5 based on 27 votes

Как известно, карта возникла еще до нашей эры. С тех пор география на ней закрепляет накопленные сведения. Информация на карте "записана" по-особенному. Картографическая язык - это язык различных по форме, размеру и цвету обозначений-символов. Она позволяет передать географические факты, описания, закономерности коротко, графическим способом. Но это не мешает карте быть удобной для открытий - для понимания размещение объектов в пространстве. Так карты "рассказывают" о строении земной коры, распространения животных, размещение промышленности. Поэтому их называют вторым языком географии. Язык карты понимают без перевода люди, разговаривающие на разных языках. Любое географическое исследование местности начинается с тщательного изучения ее по картам. Вот почему географу необходимо их хорошо понимать. Не менее важно научиться читать карту и каждому образованному человеку, чтобы уметь пользоваться ею для своих нужд.
Определить понятие «карта» довольно трудно, прежде всего, потому, что карты весьма разнообразны по видам, формам, а значит, и по своим свойствам. Они отображают всевозможные объекты и предназначены для самых разных целей и дать определение им так же сложно, как например, определить, что такое книга, хотя она так хорошо знакома каждому. В современной картографии картами называют уменьшенные, обобщенные условно-знаковые изображения Земли, других небесных тел или небесной сферы, построенные по математическому закону и показывающие размещение, свойства и связи различных природных и социально-экономических объектов и явлений. Такое определение несколько громоздко, но все же оно удобно, поскольку сочетает в себе указание на главнейшие свойства карты: проекцию, генерализацию, условные знаки. Это определение можно дополнить характеристикой основного назначения карт, указав, что они служат средством познания, практической деятельности и передачи информации.
В определении карты отмечены три основных ее свойства: математическая определенность, генерализованность и знаковость. Разберем эти свойства более подробно и постараемся показать, что нового вносят в них достижения современной картографии.
Математический закон построения - это способ перехода от реальной, сложной и геометрически неправильной физической поверхности земного шара к плоскости карты. Для этого вначале переходят к правильной математической фигуре эллипсоида или шара, а затем разворачивают изображение в плоскость опять-таки с помощью строгих математических зависимостей.
Иначе говоря, каждой точке на Земном шаре с долготой λ и широтой φ отвечает только одна точка на карте с прямоугольными координатами x и у

х = f 1 (φ, λ);
y = f 2 (φ, λ)

При этом картографическое изображение должно быть непрерывным, т. е. не иметь разрывов, а значит надо в одних местах искусственно сжать изображение, а в других - растянуть. Избежать искажений невозможно, но следует стремиться к тому, чтобы они были распределены на карте наиболее выгодным образом. Скажем, на карте, по которой предстоит оценивать размеры земельных угодий, не должно быть искажений площадей, а на карте, где будут прокладывать маршруты судов или самолетов, не должны искажаться направления. В других случаях желательно, чтобы искажения были минимальны в центральной части листа карты, или были приспособлены к очертаниям картографируемого государства, или оставались неизменными вдоль каких-нибудь направлений и т. п.
Издавна при разработке картографических проекций пользовались вспомогательными поверхностями, как бы проектируя изображение с шара на цилиндр, на конус, на множество конусов, на плоскость и т. п. Отсюда пошли и названия проекций: цилиндрическая, коническая, поликоническая, азимутальная. Но дело этим не исчерпывается. Созданы десятки произвольных проекций, для которых не существует столь очевидного геометрического аналога, но они необходимы, чтобы удовлетворить разнообразные требования потребителей карт в отношении наглядности, проведения измерений, навигаций и т. п.
В современной картографии создан достаточно большой фонд проекций для карт любого территориального охвата (планета в целом, материки и океаны, страны и т. д.), всевозможного назначения (научные, учебные, навигационные и другие карты), разных масштабов. Составляя новую карту, картограф редко занимается теперь расчетом проекций. Ему достаточно обратиться к специальным атласам, где представлены картографические сетки на любой выбор. И все же бывают случаи, когда нужны новые проекции. Например, в последние десятилетия, когда возрос интерес к изучению океанов, потребовались особые проекции, в которых акватории не искажаются совсем или искажаются в очень малой степени.
Раньше, когда основное внимание географы уделяли изучению суши, картографические проекции строились так, чтобы искажения в пределах материков были минимальны. Иногда даже прибегали к разрывам изображения в пределах океанов (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Проекция для карты мира с разрывами изображения на океанах

Теперь положение изменилось, и это отразилось на разработке новых картографических проекций. На рис. 3.2. приведен пример необычной проекции для карты Мирового океана.


Рис. 3.2. Проекция для карты Мирового океана с разрывами изображения на материках

Она изображает акватории без искажения площадей, и это очень удобно для измерения размеров шельфов, подводных хребтов, различных элементов океанического дна. Но, чтобы добиться равновеликости изображения океана, пришлось «пожертвовать» точностью изображения материков. Их очертания сильно искажены, разорваны. Карта имеет непривычный вид, однако она удобна для решения конкретных задач морской геологии, геоморфологии, океанографии.
Поиск новых проекций или модификация старых вариантов осуществляют аналитически с помощью ЭВМ. В настоящее время созданы специальные программы и алгоритмы, которые позволяют рассчитать любую картографическую сетку с заранее заданным видом меридианов и параллелей, с нужным распределением искажений. Для этого сперва вычерчивают приближенные эскизы, а затем отыскивают точные уравнения, описывающие именно заданную сетку. Отладив однажды алгоритм для какого-либо типа проекций, можно в дальнейшем строить любые их варианты.
О создании математической основы карты можно с полным основанием сказать, что теперь это «дело техники». Такое суждение тем более справедливо, что и вычерчивание картографической сетки выполняется автоматическими координатографами - чертежными устройствами с программным управлением.
Картографическая генерализация - это отбор на карте главного, существенного и его целенаправленное обобщение в соответствии с масштабом и назначением карты. Генерализованность - важнейшее свойство карты. Им обладает всякая, даже самая крупномасштабная, карта, поскольку и в крупном масштабе нельзя (да и вряд ли необходимо) показывать объект со всеми подробностями и деталями. Приходится от некоторых из них освобождаться, проводить упрощения. Но генерализация не сводится только к упрощению, это еще и выделение главного. Именно поэтому карта отличается от многих других изображений местности, таких, как фотография, аэрофотоснимки, космические изображения.
О проблемах генерализации будет подробно изложено в теме 8.
Знаковость картографического изображения - это свойство, отличающее карту от многих других графических моделей. Знаки на карте - это зрительно воспринимаемые элементы изображения. Они условно представляют предметы, явления и процессы, показывают их местоположение, качественные и количественные характеристики. Совокупность знаков образует картографический образ, а множество образов составляет целостное картографическое изображение.
Роль знаков на карте определяется теми функциями, которые они выполняют. Прежде всего, с помощью знаков решается задача общения , передачи информации между различными группами людей (задача коммуникации). Картографические знаки позволяют обмениваться знаниями специалистам, работающим в разных отраслях наук о Земле и обществе, составителям и потребителям карт, принадлежащим к разным профессиональным группам. Картографические знаки интернациональны. Люди, говорящие на разных языках, понимают их без перевода.
Системный подход отображения действительности - передача элементов и связей между ними. Всегда при составлении карты все объекты наносятся в последовательности от главных к второстепенным, от больших к меньшим.
Карта обладает и познавательными свойствами, важнейшие из которых:
- наглядность - возможность быстрого обзора и восприятия наиболее важных элементов содержания карты. Ни один литературный или графический материал не может дать столько информации, сколько ее можно получить, изучая карту. Чтобы карта была наглядной, необходимо тщательное выполнение генерализации элементов содержания и правильный подбор условных обозначений и оформления карты;
- измеримость - обеспечивает возможность использования карты для решения вопросов научного и производственного характера, производства расчетов и измерений;
- информативность - способность хранить и передавать читателю разнообразные сведения об объектах и явлениях. На всех картах информация передается с помощью значков и их сочетаний. Информацию с карт мы считываем с помощью условных знаков. Но есть на карте и скрытая информация, которую можно извлечь, рассуждая логически. Например, мы можем определить по карте, что данный населенный пункт находится на правом берегу реки; хребет вытянут с севера на восток или дорога круто (полого) спускается к реке и т. д;
- читаемость - различимость деталей элементов картографического изображения;
- достоверность - правильность сведений, даваемых картой на определенную дату;
- точность - степень соответствия местоположения точек на карте их местоположению в действительности.

Насколько карта будет читаема, наглядна, информативна зависит от картографа, который будет составлять эту карту. Он подбирает знаки и способы изображения, решает, что и как будет показано на карте, определяет, какие объекты важны для данной карты, а какие можно не наносить. «Карта, в отличие от снимка, не является копией местности, это изображение реальности, пропущенное через голову и руки картографа» (А.М. Берлянт).

Известный советский географ-картограф К.А. Салищев выделил основные функции карт как моделей действительности: коммуникативную, оперативную, познавательную и прогностическую.
Коммуникация , т.е. передача информации, осуществляется посредством карт при их использовании как источника сведений; карты выступают также хранилищем информации.
Оперативная функция карт выражается в решении с их помощью различных практических задач, например, в навигации, при планировании трасс путей сообщения, разработке планов освоения территории и др.
Познавательная функция карт используется и специалистами разных отраслей науки (и прочей деятельности), и учащимися для приобретения знаний.
Прогностическая функция картографических моделей осуществляется при выявлении направления будущего развития изучаемых по ним явлений.

Изучение каких-либо явлений, основанное на анализе и использовании географических карт, называется картографическим методом исследовани я. Разработка этого метода составляет содержание особого раздела картографии, в котором изучаются вопросы использования карт для познания изображенных на них явлений. В то же время это одна из главных задач современной картографии.

3.2. ЭЛЕМЕНТЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ

Элементами карты являются ее составные части, которые включают математиче
скую основу, картографическое изображение, вспомогательное оснащение и дополнительные данные (рис. 3.3).



Рис. 3.3. Схема элементов общегеографической карты

Математическая основа включает в себя картографическую проекцию и связанную с ней координатную сетку (сетки), масштаб и геодезическую основу.
Картографическая проекция - математически определенный способ отображения поверхности эллипсоида на плоскости.
Картографическая сетка - сеть параллелей и меридианов на карте.
Масштаб - степень уменьшения линии на карте относительно ее горизонтального проложения на местности.
Геодезическая основа карты - совокупность геодезических данных, необходимых для создания карты. К ним относят определенную систему координат и определенные в этой системе координаты опорных пунктов.
Геодезическая основа дается только на топографических картах до масштаба 1:500 000 включительно. На мелкомасштабных и тематических картах геодезическая основа не показывается. С математической основой тесно связана и компоновка карты.
Компоновка карты - это взаимное размещение в пределах рамки самой изображаемой территории, названия карты, легенды, карт-врезок и других данных.
Картографическое изображение - главная часть любой географической карты. Состоит из отображения физико-географических (природных) и социально-экономических явлений. Так, к физико-географическим (природным) элементам относят гидрографию, растительность и грунты, рельеф, а к социально-экономическим - населенные пункты, пути сообщения, границы. Все эти элементы имеются на общегеографических картах и тесно между собой связаны.
На тематических картах эти элементы составляют географическую основу, которая служит для нанесения и привязки элементов тематического содержания, и само тематическое содержание (например, экономика, животный мир и др.) (рис. 3.4).


Рис. 3.4. Схема элементов тематической карты

Вспомогательное оснащение карты необходимо для удобного пользования картой и включает в себя картометрические графики, используемые материалы, схемы изученности, различные справочные сведения. На любой карте имеется легенда условных знаков с необходимыми к ним пояснениями. Для топографических карт составлены специальные обязательные к применению таблицы условных знаков. На тематических картах легенду в основном печатают на самом листе карты. Она может быть оформлена в виде текста или в виде таблиц.
Дополнительные данные поясняют и дополняют содержание карты. К ним относятся карты-врезки, диаграммы, графики, профили, текстовые данные.
Вспомогательное оснащение и дополнительные данные необходимы в первую очередь пользователям карт, т. к. облегчают чтение и их применение.

3.3. КЛАССИФИКАЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ

В настоящее время имеется огромное количество разнообразных карт, число которых постоянно растет. Увеличение количества карт происходит в связи с внедрением новых технологий и компьютерной техники. Классификация карт имеет большое значение при проведении картографических работ, а также при пользовании картами. Классификация карт и атласов по различным признакам необходима для их учета, хранения, поиска информации.
Карты можно подразделить по нескольким признакам: масштабам, содержанию, назначению, охвату территории, числу красок и листов, по характеру использования и др.

3.3.1. Классификация карт по масштабу

Деление карт по масштабу зависит, в первую очередь, от размеров картографируемой территории. А масштаб, в свою очередь, влияет на содержание карты и подробность изображения. Различают четыре основные группы:
1) планы - 1:5000, 1:2 000, 1:1 000 1:500;
2) крупномасштабные - 1:10 000, 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000 (топографические карты);
3) среднемасштабные - 1:200 000, 1:500 000 и 1:1 000 000 (обзорно-топографические карты);
4) мелкомасштабные - мельче 1:1 000 000 (обзорные).
В разных странах существуют другие деления, это в первую очередь связано с размерами самой страны.

3.3.2. Классификация карт по территориальному охвату

По охвату территории, предложенному А.М. Берлянтом, карты можно разделить:

  • Солнечной системы;
  • планеты (Земля);
  • полушарий;
  • материков и океанов;
  • стран;
  • республик, областей и других административных единиц;
  • промышленных, сельскохозяйственных районов;
  • отдельных (локальных) территорий (заповедников, курортных районов и т. д.);
  • населенных пунктов (городов, поселков);
  • городских районов и т. д.

3.3.3. Классификация карт по содержанию

В этой классификации карт различают общегеографические, тематические и специальные.
Общегеографические карты - подробные карты местности, на которых показываются основные элементы местности. К основным элементам местности относятся физико-географические (гидрография, растительный покров и грунты, рельеф) и социально-экономические (населенные пункты, дороги и границы).
Особенности содержания общегеографических карт в основном зависят от масштаба карты. Среди них выделяют топографические карты - подробные карты местности, позволяющие определять плановое и высотное положение точек. Они издаются в масштабах от 1:10 000 до 1:1 000 000 включительно. Карты крупнее 1:5 000 называются топографическими планами .
Тематические карты , основное содержание которых определяется отображаемой конкретной темой. Они подразделяются:

  • на карты природных явлений (физико-географические): геологические, климатические, океанографические, зоологические, почвенные и т. д.;
  • карты общественных явлений (социально-экономические): карты населения, политические, экономические, исторические, науки и культуры и т. д.

Специальные карты предназначены для решения определенного круга задач или рассчитаны на определенные круги пользователей. Чаще всего это карты технического назначения.
Карты навигационные:
- аэро-космические навигационные;
- морские навигационные;
- лоцманские;
- дорожные, автодорожные.
Карты кадастровые:
- земельного кадастра;
- городского кадастра;
- водного кадастра;
- лесного кадастра и др.
Карты технические:
- подземных коммуникаций;
- инженерно-строительные.
Карты проектные:
- мелиоративные;
- лесоустроительные;
- землеустроительные и др.

3.3.4. Классификация карт по назначению

Назначение карт очень разнообразно и все сферы их применения перечислить невозможно. Назовем лишь основные виды карт по назначению: научно-справочные, учебные, туристские, спортивные, пропагандистские, полетные и т. д.
Научно-справочные карты предназначены для справочных целей, а также для глубокого и полного изучения особенностей изображаемой территории. На этих картах отображаются взаимосвязи между объектами и явлениями, особенности их размещения. Основное назначение этих карт - проведение научных исследований и решение по ним различных практических вопросов.
Учебные карты предназначены для учебных целей. Их содержание обязательно согласуется с соответствующими программами и учебниками. Карты для начальной школы имеют наиболее простое содержание, яркое, красочное и наглядное оформление. Карты для вузов по содержанию приближены к научно-справочным, как правило, имеют строгое и лаконичное оформление.
Пропагандистские карты предназначены для иллюстрации политических, научных, экономических и других знаний и подъема общей культуры людей. Чаще всего их изготавливают в виде плакатов или схем.
Туристские карты предназначены для туристов и отвечают запросам туризма. На них показаны различные интересующие туристов объекты - турбазы, кемпинги, исторические памятники, места общепита и т. п. Различают обзорные, автомобильные карты, карты водного туризма и др.
Спортивные карты предназначены для спортсменов и отвечают их запросам. Спортсмен, занимающийся спортивным ориентированием, точно знает, в какую точку местности ему необходимо бежать, так как работает с подробной картой местности. Например, спортивная радиопеленгация («охота на лис») - вид соревнований, заключающийся в оперативном обнаружении замаскированных на местности радиопередатчиков («лис»). Для того чтобы найти каждую из «лис», у спортсмена в наличии имеется карта района поиска, на которой нанесены точки старта и финиша.
По второстепенным признакам карты подразделяются: по числу красок - на многокрасочные и однокрасочные, по числу листов - на многолистные (указывается число листов) и однолистные, по характеру пользования - настенные и настольные и т. д.

3.4. ДРУГИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

К картографическим изображениям Земли относят также топографические планы, рельефные карты, блок-диаграммы, глобусы. Они отличаются от географических карт тем, что на них вместо картографических проекций применяют другие способы математического построения.
Топографические планы - картографическое изображение на плоскости в ортогональной проекции в крупном масштабе ограниченного участка местности, в пределах которого кривизна уровенной поверхности не учитывается.
При изображении на плоскости небольшого участка земной поверхности кривизной этой поверхности можно пренебречь. В этом случае все линии участка измеряются на местности, уменьшаются до принятого масштаба и наносятся на бумагу без введения поправок за кривизну Земли - такой чертеж называется планом.
Атласы - систематические собрания карт, выполненные по общей программе как целостные произведения. В атласе все карты тематически связаны между собой и друг друга дополняют. Это не просто набор карт под общим переплетом, а система взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга карт. Кроме карт атласы содержат пояснительные тексты, графики, фотографии, справочные данные (рис. 3.5).

Рис. 3.5. Атлас Мира

Глобусы - вращающиеся шарообразные модели Земли, планет или небесной сферы с нанесенным на них картографическим изображением. По сравнению с географической картой глобус имеет ряд достоинств: на глобусе правильно переданы размеры, очертания, взаимное расположение контуров. Глобус сохраняет правильное соотношение площадей объектов. Глобусы подразделяются по масштабу, тематике (геологические, исторические, политические), назначению (учебные, справочные, навигационные), по размерам (большие кабинетные, настольные, малые и миниатюрные). Современные глобусы изготавливают из пластика с внутренней подсветкой, они могут быть разъемными для демонстрации внутреннего строения земной коры, а также рельефными. Чаще всего глобусы изготавливают в масштабах 1:30 000 000 - 1:80 000 000. Используются как незаменимые наглядные пособия в учебных целях.


Рис. 3.6. Географический глобус

Рельефные карты дают объемное трехмерное изображение местности. Вертикальный масштаб таких карт для наглядности всегда в несколько раз преувеличен по сравнению с горизонтальным. Все остальное содержание на рельефных картах показывают обычными условными знаками. Применяют как учебное пособие для решения различных практических задач.


Рис. 3.7. Рельефная карта Украины



Рис. 3.8. Рельефная карта России

Блок-диаграммы - трехмерные плоские картографические рисунки, совмещающие изображение какой-либо поверхности с продольными и поперечными вертикальными разрезами (рис. 3.9, 3.10). Блок-диаграммы могут быть: геологические, геоморфологические, почвенные и т. д. Электронные блок-диаграммы можно поворачивать и вращать на экранах дисплеев для наилучшего обзора с разных сторон.


Рис. 3.9. Блок-диаграмма


Рис. 3.10. Трехмерная цифровая модель земной поверхности

Анаглифические карты - карты, отпечатанные двумя взаимно дополняющими цветами (например, сине-зеленым и красным) с параллактическим смещением так, что оба изображения образуют стереопару. Предназначены для просмотра через специальные стереоочки. Используются в качестве учебных пособий.
Фотокарты - карты, совмещенные с фотоизображением. Для создания фотокарт используют аэро- и космические снимки. Фотокарты являются основой для тематического картографирования, ориентирования, инженерных работ. Имеются фотокарты поверхности планет. Используются в качестве учебных пособий.


Рис. 3.10. Фотокарты двух полушарий Марса

Карты-транспоранты - карты, отпечатанные на прозрачной пленке и предназначенные для проецирования на экран. Обычно изготовляют комплекты слайдов с разным содержанием на одну территорию. При демонстрации можно совмещать несколько карт-транспорантов, получая комплексную картину. Используются как наглядные учебные пособия.
Карты на микрофишах - миниатюрные копии с карт или атласов на фото- и кинопленке. Микрофильмирование позволяет компактно хранить большое количество различных картографических произведений. Информацию с этих карт можно вводить в компьютер при составлении и анализе карт.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Дайте определение картографии и основных научно-технических дисциплин картографии.
  2. С какими отраслями и научно-техническими дисциплинами связана современная картография?
  3. Объясните связь картографии с геодезией и науками о Земле.
  4. Каким образом картография связана с фотограмметрией и данными дистанционного зондирования?
  5. Объясните связь современной картографии с социально-экономическими науками.
  6. В какой зависимости находятся картография и геоинформатика?
  7. Каким образом современная картография связана с математическими науками, техникой и автоматизацией производства?
  8. Какова история появления первых карт?
  9. Дайте определение географической карте.
  10. Перечислите и дайте характеристику основных отличительных особенностей географических карт.
  11. Перечислите и дайте определения основных свойств географических карт.
  12. Чем отличается карта от плана?
  13. Какими свойствами обладает глобус?
  14. Объясните, чем отличаются общегеографические карты от тематических?
  15. Перечислите элементы географической карты.
  16. Назовите и дайте определения математическим элементам карты.
  17. Перечислите и дайте характеристику картографическим элементам карты.
  18. Как классифицируют географические карты по масштабам.
  19. Как классифицируют карты по содержанию? Приведите примеры.
  20. Как классифицируют карты по территориальному охвату? Приведите примеры.
  21. Как классифицируют карты по назначению? Приведите примеры.
  22. Для чего предназначены специальные карты? Приведите примеры.