Теория тектонических плит. Тектонические плиты. Строение земного шара

В данной статье родители не найдут ответы на свои волнующие вопросы «Почему ребенок приносит плохие оценки?» или «Как повысить успеваемость ребенка в школе?». Это статья - рассуждение доктора педагогических наук Александра Владимировича Могилева о самом понятии «школьной оценки» и его роли в современном школьном образовании.

Рассмотрим подробнее такой «двигатель» образования, как школьная оценка. В укладе современной российской школы оценка играет далеко не последнюю роль.
Казалось бы, оценки в школе, что тут такого? Учитель оценивает знания ученика, ставит ему оценку за ответ или за работу в тетради, в журнал, в дневник…

Все просто и понятно.
Оказывается, нет, не просто и не понятно.

Оценка или отметка?

Начнем с терминов. Во-первых , оценку не ставят. Учитель производит оценивание, оценивает. Но не знания, а учебные успехи, учебную деятельность ученика - то, что он непосредственно может наблюдать (деятельность учащихся или ее результаты). Это не просто какой-то конкретный предмет, не просто тема, это конкретная работа учащегося, конкретная разновидность учебной деятельности, решения задачи.

И результат оценивания - оценка, но ее «поставить» нельзя, потому что эта оценка - это мнение учителя, его мысли и соображения.

Даже сомнения, потому что деятельность учащегося сложна, зачастую случайна, зачастую скрыта от глаз.

Когда оцениваешь, нужно оценивать не только соответствие этой деятельности неким критериям, нужно учитывать еще и прогресс каждого конкретного учащегося, что было раньше, и что стало теперь. Все это такое неоднозначное и многомерное.
Ведь для чего производится оценивание? Для того, чтобы определить, сильные и слабые стороны каждого ученика, как учить его дальше, выработать, так сказать, стратегию и тактику обучения… Оценку нельзя «поставить», она может быть представлена в виде структурированного, более или менее развернутого текста.

Но нынешние школьные учителя все это накрепко забыли. Они думают, что «ставят» оценки, а они ставят ОТМЕТКИ. Отметка - числовое или словесное выражение оценки, ее проекция на дискретную шкалу плохо-удовлетворительно-хорошо-отлично . При подобной норме оценок в школе у отметки теряются не только различные оттенки и стороны, какой оценивался вид работы и тип учебной деятельности, но и самое главное - зачем и для кого эта оценка производилась.

В самом деле, каковы функции, цели современной школьной отметки, для кого и для чего она выставляется? Зачем?

Зачем в школе ставят оценки?

Для всех субъектов образовательного процесса оценки ребенка в школе несут различные функции.

Для учителя отметка - кнут или пряник, инструмент наказания или поощрения школьника. И при этом не важно, за что. Двойки и пятерки ставятся за все, что попало: за ношение школьной формы, наличие сменной обуви, поведение на уроке, ну и, отчасти, правильность/ошибочность ответов и работ учащегося.

Отметки стали способом управления учителем учащихся

Часто отметка субъективна: одним (любимчикам) учитель может поставить пятерку за то, за что другим (не любимчикам) поставит двойку (на таких примерах дети убеждаются в несправедливости этого мира). Отметки стали чуть ли не последним способом управления учителем учащихся. Никакой речи о том, чтобы выявить особенности учебной работы учащегося, как-то выбирать дальнейшую педагогическую тактику уже не ведется…

А еще одна ипостась отметки - посылка сигнала родителям об их ответственности за обучение ребенка.

«Смотрите», - как бы говорит учитель, - у вашего чада плохие оценки в школе. Нужно срочно подключаться и решать этот вопрос». И родители в своей массе решают его с помощью ремня ребенку/подарков учителю/денег репетиторам. Все рецепты хорошей успеваемости хорошо известны.

Оценка и школьная мотивация

Для школьников отметка превратилась в цель и смысл обучения, вообще, нахождения в школе. Выполнив какую-либо работу, они подбегают к учителю, и, заглядывая в глаза, спрашивают: а что вы мне поставите?

Выполнять домашние задания, учить параграфы школьники берутся, только если им грозит проверка, вызов к доске, опрос. Если уже недавно спрашивали, можно ничего не учить: учитель должен спрашивать других. Если работа не оценивается, то и делать ее нет смысла.

То есть отметка играет исключительно мотивирующую роль, она подменила собой интерес и стремление к знаниям.

Отношение родителей к оценкам ребенка

Довольно странные и противоречивые функции несет школьная отметка ребенка для его родителей, в их основной массе.

Для большинства родителей отметки ребенка выступают в функции индикатора принятия его ребенка Системой и Обществом, как источник уверенности/тревоги за будущее ребенка. Жизненная программа для ребенка у многих родителей выглядит следующим образом: «хорошо учиться в школе, поступить в вуз на бюджет, удачно выйти замуж/жениться, а дальше зарплата-квартира-машина » и т.д.

Мало кто из них мечтает в таких категориях, чтобы ребенок вырос в хорошего, честного человека, который бы смог реализовать себя и был бы счастлив! В итоге критерии оценки в школе для родителя также играют мотивирующую роль. Они мотивирует родителей мотивировать учащихся (с помощью ремня) и непосредственно их учить (с помощью репетиторов).

Школьная отметка мотивирует родителей

Наконец, для руководителей образования разного уровня усредненные школьные отметки выступают в качестве источника формального статуса среди коллег, основы различных рейтингов.

Обобщая эти функции, можно сказать, что

отметка совершенно оторвалась от оценки и приобрела формальный статус, подменила собой содержательную мотивацию, интерес к изучаемым предметам и темам, к знаниям.

Почему так случилось?

Современное понятие школьной оценки

Похоже, что основных причин имеется две. Во-первых , школьные (и вузовские тоже!) знания утратили практическую ценность, значение для профессиональной деятельности. Обучение стало теоретическим, переусложненным, и применить эти знания для решения практических проблем стало невозможно. В отсутствие содержательно мотивации потребовались средства несодержательной мотивации, такие как ЕГЭ. Если его сейчас вдруг отменить - развалится вся школа, потому что школьникам незачем станет учиться.

Современная отметка также слабо связана с собственно качеством образования, практически на него не работает.

Точнее работает косвенно, в смысле отбора. Высокие рейтинги и престижность школ/классов привлекает честолюбивых родителей, которые приводят в такие школы/классы подготовленных детей, в которых уже много вложено и которые поражены вирусом перфекционизма. Такие школы не столько учат, сколько оценивают учащихся, выявляют у них пробелы и изъяны, ответственность за устранение которых передается при помощи инструмента все тех же отметок самим родителям.

Последним и самым вопиющим воплощением отметки как средства мотивации, поощрения/наказания, является электронные журналы. Кому нужны эти отметки за школьные успехи/провалы в интернете? Школьникам? Нет! Они нужны учителям, утрачивающим всякий профессионализм и этику как «инновационный» кнут/пряник, как вопль отчаяния, как средство воздействия на родителей, с тем, чтобы они что-то сделали со своими, становящимися все более неуправляемыми чадами.

Все мы когда-то посещали образовательные учреждения. Вначале это был детский сад, затем – школа, а после – техникум или университет. В современном мире есть и другие возможности для образования – получение знаний на дому, при помощи педагогов, в частных образовательных учреждениях, в интернете – на специально организованных курсах. Множество вариантов и доступ к информации делают совершенно закономерным вопрос: зачем детям нужна школа? И насколько необходима современная система оценивания – зачем нужны оценки в школе?

Зачем школа ребенку? Еще много лет назад Спок сказал, что школа необходима детям для того, чтобы найти свое место в жизни. Всевозможные предметы, которым обучают учеников, - это лишь средства для достижения данной цели.

Эта теория, безусловно, имеет право на существование. Но, к сожалению, ее не всегда понимают и родители, и преподаватели. А ведь зачем в школе учиться, зачем там градуируют знания нужно осознавать в первую очередь самим родителям.

Мамам и папам нужно понять, что школа – это совершенно новый этап в жизни малыша, своеобразный переломный момент. И не нужно делать ее обязаловкой, обучение должно приносить удовольствие. Ведь даже взрослые, которые трудятся на любимой работе, достигают намного больше успехов, живут дольше и счастливее, чем те, кто вынужден ходить на работу, как на каторгу.

И сделать обучение действительно интересным и увлекательным под силу родителям. Именно они отвечают за то, как ребенок будет относиться к школе в общем, и к процессу получения знаний в частности. Только родители могут выбрать то образовательное учреждение, которое будет отвечать потребностям малыша, подобрать ему действительно хорошего педагога и класс с приятной атмосферой. И если выполнить такую задачу не под силу, то школа действительно может навредить, и лучше отдать предпочтение домашнему обучению.

Зачем нужна еще? Еще одна важнейшая задача образовательных учреждений – это социализация. Детям школа является примером общения в жизни. В школе дети учатся жить в социуме и взаимодействовать с окружающими, причем, не с выбранными по личным предпочтениям друзьями, а с теми, которые есть. Но многие специалисты (педагоги, психологи и продвинутые родители) уверены в том, что такая социализация иногда приносит больше вреда, чем пользы. Ведь у взрослого человека есть выбор: контактировать ли с неприятными людьми или подобрать себе более подходящий круг общения. У многих детей (скрытых, замкнутых, интровертов) насильственная социализация может вызвать серьезные проблемы с психологическим здоровьем. Поэтому пользу может принести лишь действительно хороший детский коллектив с профессиональным преподавателем, который умеет организовывать группу детей и сглаживать конфликты.

Что касается вопроса получения знаний в школе, то он также является довольно спорным. Конечно же, учителя дают детям множество информации в самых разных областях науки. Но далеко не вся она усваивается учениками, и лишь минимум полученных данных откладывается в голове на долгое время. Как показывает практика, качественные занятия в домашних условиях при меньших усилиях дают детям гораздо больше полезных знаний.

Но стоит отметить, что при выборе домашнего обучения в качестве альтернативы обычной общеобразовательной школе, нужно помнить, что домашнее обучение требует постоянной организации, упорства и настойчивости со стороны самих родителей, которые передают эти качества детям.

Если у вас нет желания, возможности и сил организовывать обучение ребенка в домашних условиях (любыми средствами), от этой идеи лучше отказаться, и переложить функцию подачи знаний на школу.

Зачем оценки в школе? Оценки в школе призваны давать качественную характеристику знаниям либо умениям школьника. Ученики начальной школы еще не могут понять, каким образом отметка зависит от их личных усилий, и это им могут объяснить лишь родители. Но для того чтобы объяснение было полноценным и правильным, мамам и папам самим нужно воспринимать оценки объективно.

На самом деле, всем людям приятно, когда их хвалят. А для детей похвала играет особенно важную роль, и для них важно, когда ее можно продемонстрировать кому-то другому. Отличной материализованной благодарностью для каждого взрослого может стать грамота, благодарность либо премия на работе.

Если бы в школе не было оценок, и они бы носили вербальный характер – на словах, родителям было бы сложно понять, как работал ребенок на уроках, и каким образом усвоил полученный материал. Ученик первого класса может с гордостью рассказывать о похвале учительницы, которая на самом-то деле отметила его хорошее поведение, а не знания.

Таким образом, оценка является методом донести до родителей успехи их малыша и подсказать, на что именно нужно обратить внимание. Кроме того оценивание учителем помогает похвалить ученика за старения, за достижения и за прогресс в каких-то вопросах.

На самом деле система оценивания в школе имеет много положительных и отрицательных сторон. И то, как будет ребенок относиться к отметкам, зависит исключительно от родителей. Оценку не стоит рассматривать, как оценивание ума и личностных характеристик ребенка, она лишь отражает знания и умения ученика по конкретной теме. Низкие оценки указывают лишь на то, что какую-то тему необходимо дополнительно проработать и доучить. Вот для этого, пожалуй, и нужны в школе отметки.

Таким образом, только родители могут решить, нужна ли классическая общеобразовательная школа их ребенку. И только они могут повлиять на восприятие ребенком процесса обучения и получения оценок.

Теория тектоники плит – это современная наука о происхождении и развитии литосферы Земли. Основные идеи теории тектоники плит таковы. Литосферные плиты находятся над пластической и вязкой оболочкой, астеносферой . Астеносфера – это слой пониженной твердости и вязкости в верхней части мантии Земли. Плиты плавают и медленно перемещаются в горизонтальном направлении по астеносфере.

При раздвижении плит на противоположной стороне океанических рифов, находящихся в середине долины, появляются трещины, которые заполняются молодыми базальтами, поднимающимся из мантии Земли. Океанические плиты иногда оказываются под континентальными плитами, или скользят относительно друг друга по вертикальной плоскости разломов. Раздвижение и подлезание плит компенсируется рождением новой океанической коры на местах трещины.

Современная наука объясняет причины перемещения литосферных плит тем, что в недрах Земли накапливается тепло, из-за которого возникают конвекционные течения вещества мантии. Мантийные струи возникают даже на границе ядра и мантии. А охлажденные океанические плиты постепенно погружаются в мантию. Это дает толчок к гидродинамическим процессам. Падающие плиты задерживаются около 400 млн. лет на границе 700 км, и после накопления достаточного веса «проваливаются » сквозь границы, в нижнюю мантию, достигая поверхности ядра. Это становится причиной подъема мантийных струй на поверхность. На границе 700 км эти струи расщепляется, и проникают в верхнюю мантию, порождая в ней восходящее течение. Над этими течениями образуется линия раздвижения плит. Под действием мантийных струй, происходит тектоника плит.

В 1912 году немецкий геофизик, метеоролог Альфред Вегенер, на основе схожести атлантических берегов Северной и Южной Америки с Европой и Африкой, а также на основе палеонтологических и геологических данных доказал «дрейф материков ». Эти данные он опубликовал в 1915 году в Германии.

Согласно этой теории, материки «плавают» на нижнем базальтовом «озере» как айсберги. Согласно гипотезе Вегенера, 250 млн. лет назад существовал суперматерик Пангея (гр. пан - все, а гея – Земля, т.е. Вся Земля). Около 200 млн. лет назад Пангея разделилась на Лавразию на севере и Гондвану на юге. Между ними находилось море Тетис.

Существование суперконтинента Гондваны в начале мезозойской эры, подтверждается схожестью рельефа Южной Америки, Африки, Австралии и полуострова Индостан. В Антарктиде найдены залежи каменного угля, свидетельствующие о том, что в далеком прошлом в этих местах был жаркий климат и обильная растительность.

Палеонтологи доказали, что флора и фауна материков, которые образовались после распада Гондваны, являются одинаковыми и составляют одну семью. Схожесть угольных пластов Европы и Северной Америки и одинаковость останков динозавров свидетельствуют о том, что эти материки разделились после триасового периода.


В ХХ веке выяснилось, что в середине океанов существуют подводные горы высотой около 2 км, шириной от 200 до 500 км и с длиной до нескольких тысяч км. Их назвали среднеокеаническими хребтами (СХ) . Эти хребты кольцеобразно охватывали всю планету. Установлено, что наиболее сейсмоактивными местами земной поверхности являютсяСХ. Основным материалом этих гор является базальт.

Ученые обнаружили под океанами глубокие (около 10 км) океанические желоба, которые в основном располагаются на берегах материков или островов. Их обнаружили в Тихом и Индийском океанах. А в Атлантическом океане их нет. Самый глубокий желоб – это Марианский желоб , глубиной 11022 м, находящийся в Тихом океане. В глубоких желобах наблюдается большая сейсмическая активность, и земная кора таких мест проваливается внутрь мантии.

Американский ученый Г. Хесс предположил, что вещество мантии через рифтовые (анг. рифт – удаление, расширение) трещины поднимается вверх к центральным частям СХ, и, заполняя трещины, кристаллизируется, ориентируясь по направлению магнитного поля Земли. Через некоторое время, в ходе удаления друг от друга, опять появляется новая трещина , и процесс повторяется. Ученые, учитывая направление магнитного поля кристалликов вулканического происхождения и Земли, путем корреляции установили местонахождение и направление движения материков в разных геологических временах. Экстраполируя в обратном направлении движение материков, они получили суперматерики Гондвану и Пангею.

Самое активное место горных хребтов - это линия, проходящая посередине хребтов , где появляются разломы, достигающие до мантии. Длина разломов достигает от 10 км до 100 км. Рифты разделяют СХ на две части. Рифты, находящиеся между полуостровом Аравия и Африкой имеют длину около 6500 км. В сумме длина океанических рифтов около 90 тысяч км.

Осадочные породы накапливались, начиная с юрского периода . Вблизи СХ осадочные породы отсутствуют, а направление магнитного поля кристалликов совпадает с направлением магнитного поля Земли. Исходя из этих данных, в 1962 году американские геологи Г. Хесс и Р. Дитц, объяснили причины возникновения СХ тем, что земная кора под океанами скользит в противоположную сторону. И по этой причине, появляются рифтовые трещины и СХ. Причины дрейфа континентов связаны с возникновением СХ, которые расширяясь, отталкивают литосферные плиты, и тем самым, приводят их в движение.

Подводные плиты тяжелы , они при встрече с континентальными плитами проваливаются в мантию Земли. Вблизи Венесуэлы Караибская плита подвигается под Южно-Американскую. В последние годы, при помощи космических аппаратов установлено, что скорости движение плит разные. К примеру, скорость движения полуострова Индостан к северу составляет около 6 см/год, Северной Америки в сторону запада - 5 см/год и Австралии к северо-востоку - 14 см/год.

Скорость образования новой земной коры равна 2,8 км 2 /год. ПлощадьСХ равна 310 млн. км 2 , следовательно, они сформировались за 110 млн. лет. Возраст горных пород коры западной части Тихого океана равен 180 млн. лет. За последние 2 млрд. лет около 20 раз возникали новые и исчезали старые океаны.

Южная Америка отделилась от Африки 135 млн. лет назад . Северная Америка отделилась от Европы 85 млн. лет назад . Индостанская плита 40 млн. лет назад столкнулась с Евроазиатской, в результате чего появились горы Тибета и Гималаев . Наукой установлено, что после образования земной коры (4,2 млрд. лет назад) в результате тектонических процессов четырежды происходил распад и образование Пангеи с периодом около одного миллиарда лет.

На стыках плит сосредоточена вулканическая активность. Вдоль линии стыка плит возникают цепочки вулканов , например, на Гавайских островах и в Гренландии. Длина вулканических цепей в настоящее время равна около 37 тысячам км. Ученые считают, что через несколько сотен млн. лет Азия объединится с Северной и Южной Америкой. Тихий океан закроется, а Атлантический океан расширится.

Вопросы для самоконтроля

1. Как называется теория о происхождении и развитии литосферы Земли?

2. Как называют слоя пониженной твердости, и вязкости, в верхней части мантии Земли?

3. Где океанические плиты раздвигаются на противоположной стороне?

4. Как объясняет современная наука причины перемещения литосферных плит?

5. Какие плиты погружаются в мантии Земли?

6. Что становится причиной подъема мантийных струй на поверхность?

7. Кто и когда, на основе схожести атлантических берегов Северной и Южной Америки с Европой и Африкой, доказал «дрейф материков ».

8. Сколько миллионов лет назад существовал суперматерик Пангея?

9. Сколько млн. лет назад Пангея разделилась на Лавразию на севере и Гондвану на юге?

10. Где находилось море Тетис?

11. Где найдены залежи каменного угля, свидетельствующие о том, что в далеком прошлом в этих местах был жаркий климат и обильная растительность?

12. Флора и фауна, каких материков, являются одинаковыми и составляют одну семью?

13. О чем свидетельствует схожесть угольных пластов Европы и Северной Америки?

14. Когда выяснили, что в середине океанов существуют среднеокеанические хребты?

15.Среднеокеанические хребты кольцеобразно охватывают всю планету или нет?

16. Где располагаются океанические желоба?

17. Какой океанический желоб самый глубокий и где оно находится?

18. Насколько частей делят рифты (трещины) среднеокеанические хребты?

19. Сколько тысяч км в сумме, длина океанических рифтов?

20. Кто и когда связывали причины дрейфа континентов, с возникновением среднеоканических хребтов?

21. Почему подводные плиты, при встрече с континентальными плитами проваливаются в мантию Земли?

22. Сколько см/год скорость движения Северной Америки в сторону запада?

23. Сколько см/год скорость движенияАвстралии к северо-востоку?

24. Сколько км 2 /год скорость образования новой земной коры?

25. Сколько млн. км 2 площадьсреднеокеанических хребтов?

26. Сколько млн. лет формировались среднеокеанические хребты?

27. По какой причине возникают цепочки вулканов?

28. На каких островах наблюдается цепочка вулканов?

29. Насколько тысяч км протянулась длина вулканических цепей, в настоящее время?

…******…
Тема 21. Экологии и здоровье

Литосферные плиты – крупные жесткие блоки литосферы Земли, ограниченные сейсмически и тектонически активными зонами разломов.

Плиты, как правило, разделены глубокими разломами и перемещаются по вязкому слою мантии относительно друг друга со скоростью 2-3 см в год. В местах схождения континентальных плит происходит их столкновение, образуются горные пояса . При взаимодействии континентальной и океанической плит плита с океанической земной корой пододвигается под плиту с континентальной земной корой, в результате образуются глубоководные желоба и островные дуги.

Движение литосферных плит связано с перемещением вещества в мантии. В отдельных частях мантии существуют мощные потоки тепла и вещества, поднимающегося из его глубин к поверхности планеты.

Более 90 % поверхности Земли покрыто 13 -ю крупнейшими литосферными плитами.

Рифт огромный разлом в земной коре, образующийся при ее горизонтальном растяжении (т. е. там, где расходятся потоки тепла и вещества). В рифтах происходит излияние магмы, возникают новые разломы, горсты, грабены. Формируются срединно-океанические хребты.

Первым гипотезу о дрейфе материков (т.е. горизонтальном движении земной коры) выдвинул в начале ХХ века А. Вегенер . На ее основе создана теория литосферных пли т. Согласно этой теории, литосфера не является монолитом, а состоит из крупных и мелких плит, «плавающих» на астеносфере. Пограничные области между литосферными плитами называют сейсмическими поясами - это самые «беспокойные» области планеты.

Земная кора разделяется на устойчивые (платформы) и подвижные участки (складчатые области — геосинклинали).

– мощные подводные горные сооружения в пределах дна океана, занимающие чаще всего срединное положение. Близ срединно-океанических хребтов происходит раздвижение литосферных плит и возникает молодая базальтовая океаническая кора. Процесс сопровождается интенсивным вулканизмом и высокой сейсмичностью.

Континентальными рифтовыми зонами являются, например, Восточно-Африканская рифтовая система, Байкальская система рифтов. Рифты, так же как и срединно-океанические хребты, характеризуются сейсмической активностью и вулканизмом.

Тектоника плит – гипотеза, предполагающая, что литосфера разбита на крупные плиты, которые перемещаются по мантии в горизонтальном направлении. Близ срединно-океанических хребтов литосферные плиты раздвигаются и наращиваются за счет вещества, поднимающегося из недр Земли; в глубоководных желобах одна плита подвигается под другую и поглощается мантией. В местах столкновения плит образуются складчатые сооружения.

тектонический разлом литосферный геомагнитный

Начиная с раннего протерозоя скорость движения литосферных плит последовательно снижалась с 50 см/год до ее современного значения около 5 см/год.

Снижение средней скорости движения плит будет происходить и далее, вплоть до того момента, когда благодаря увеличению мощности океанических плит и их трению друг о друга оно вообще не прекратится. Но произойдет это, по-видимому, только через 1-1,5 млрд лет.

Для определения скоростей движения литосферных плит обычно используют данные по расположению полосчатых магнитных аномалий на океанском дне. Эти аномалии, как теперь установлено, появляются в рифтовых зонах океанов благодаря намагничиванию излившихся на них базальтов тем магнитным полем, которое существовало на Земле в момент излияния базальтов.

Но, как известно, геомагнитное поле время от времени меняло направление на прямо противоположное. Это приводило к тому, что базальты, излившиеся в разные периоды инверсий геомагнитного поля, оказывались намагниченными в противоположные стороны.

Но благодаря раздвижению океанского дна в рифтовых зонах срединно-океанических хребтов более древние базальты всегда оказываются отодвинутыми на бoльшие расстояния от этих зон, а вместе с океанским дном отодвигается от них и "вмороженное" в базальты древнее магнитное поле Земли.

Рис.

Раздвижение океанической коры вместе с разнонамагниченными базальтами обычно развивается строго симметрично по обе стороны от рифтового разлома. Поэтому и связанные с ними магнитные аномалии также располагаются симметрично по обоим склонам срединно-океанических хребтов и окружающих их абиссальных котловин. Такие аномалии теперь можно использовать для определения возраста океанского дна и скорости его раздвижения в рифтовых зонах. Однако для этого необходимо знать возраст отдельных инверсий магнитного поля Земли и сопоставить эти инверсии с наблюдаемыми на океанском дне магнитными аномалиями.

Возраст магнитных инверсий был определен по детальным палеомагнитным исследованиям хорошо датированных толщ базальтовых покровов и осадочных пород континентов и базальтов океанского дна. В результате сопоставления полученной таким путем геомагнитной временной шкалы с магнитными аномалиями на океанском дне удалось определить возраст океанической коры на большей части акваторий Мирового океана. Все океанические плиты, сформировавшиеся раньше поздней юры, уже успели погрузиться в мантию под современными или древними зонами поддвига плит, и, следовательно, не сохранилось на океанском дне и магнитных аномалий, возраст которых превышал бы 150 млн лет.


Приведенные выводы теории позволяют количественно рассчитывать параметры движения в начале двух смежных плит, а затем и для третьей, взятой в паре с одной из предыдущих. Таким путем постепенно можно вовлечь в расчет главные из выделенных литосферных плит и определить взаимные перемещения всех плит на поверхности Земли. За рубежом такие расчеты были выполнены Дж. Минстером и его коллегами, а в России - С.А. Ушаковым и Ю.И. Галушкиным. Оказалось, что с максимальной скоростью океанское дно раздвигается в юго-восточной части Тихого океана (возле о. Пасхи). В этом месте ежегодно наращивается до 18 см новой океанической коры. По геологическим масштабам это очень много, так как только за 1 млн лет таким путем формируется полоса молодого дна шириной до 180 км, при этом на каждом километре рифтовой зоны за то же время изливается примерно 360 км3 базальтовых лав! По этим же расчетам Австралия удаляется от Антарктиды со скоростью около 7 см/год, а Южная Америка от Африки - со скоростью около 4 см/год. Отодвигание Северной Америки от Европы происходит медленнее - 2-2,3 см/год. Еще медленнее расширяется Красное море - на 1,5 см/год (соответственно здесь меньше изливается и базальтов - всего 30 км3 на каждый погонный километр Красноморского рифта за 1 млн лет). Зато скорость "столкновения" Индии с Азией достигает 5 см/год, чем объясняются развивающиеся на наших глазах интенсивные неотектонические деформации и рост горных систем Гиндукуша, Памира и Гималаев. Эти деформации и создают высокий уровень сейсмической активности всего региона (тектоническое влияние столкновения Индии с Азией сказывается и далеко за пределами самой зоны столкновения плит, распространяясь вплоть до Байкала и районов Байкало-Амурской магистрали). Деформации Большого и Малого Кавказа вызываются давлением Аравийской плиты на этот район Евразии, однако скорость сближения плит здесь существенно меньше - всего 1,5-2 см/год. Поэтому меньшей здесь оказывается и сейсмическая активность региона.


Современными геодезическими методами, включая космическую геодезию, высокоточные лазерные измерения и другими способами установлены скорости движения литосферных плит и доказано, что океанические плиты движутся быстрее тех, в структуру которых входит континент, причем, чем толще континентальная литосфера, тем скорость движения плиты ниже.