Как покрасить металл под латунь. Химическое декорирование металла. Для "окраски" медных изделий в различные цвета

Благородство оттенка бронзы всегда привлекает внимание к предмету или поверхности, которые окрашены подобным цветом. Такое окрашивание часто применяется для обновления памятников, выполненных из обычной стали, а также для придания окрашиваемому предмету налета некоей античности.

Как выбрать и подготовить необходимый состав для окраски

Сейчас использование бронзовой краски не отличается столь значительной трудоемкостью, как прежде. Раньше, чтобы получить требуемый состав, бронзовый порошок необходимо было тщательно размешать в органическом растворителе. Теперь в состав бронзовой краски вводятся специальные акриловые пигменты, которые хорошо растворяются даже водой.

Наличие акриловой составляющей позволяет избавиться еще от одного недостатка прежней бронзовой краски – ее электропроводности, что ограничивало использование состава при покраске некоторых металлических поверхностей. Наконец, замена растворителя акрилом убрала и неприятные запахи, которыми неизбежно сопровождалось окрашивание. Поэтому выбор краски цвета «под бронзу» может производиться из двух основных вариантов:

  • акриловой краски, которая наносится на поверхность при помощи традиционных малярных принадлежностей;
  • бронзовой краски в баллончиках, аэрозоль которых выполнит покрытие методом обычного распыления.

Каждый из способов имеет свои рациональные области применения. Например, чтобы покрасить сложные по конфигурации поверхности или подновить отдельные участки античных предметов интерьера, более подойдет окрашивание кистью. Аэрозоль выгоднее, если требуется получить бронзовое покрытие на ровной поверхности.

Преимущества оттенка

Их можно рассматривать с точки зрения функциональности и эстетичности достигнутого результата:


Естественно, что все эти достоинства в полной мере могут проявить себя только в том случае, когда все предметы интерьера дома выполнены в похожем стилевом решении, например, античном.

Если в отделке помещений присутствуют, например, серебристые оттенки – покрасить что-то бронзой будет означать стилевой разнобой и элементарную безвкусицу.

Подготовительные работы

Старая поверхность, на которой явственно заметны трещины и сколы, а для металла – еще и следы коррозии – перед покраской должна быть тщательно очищена и прошлифована. Дело в том, что наличие металлсодержащего акрилового пигмента не защитит металл от коррозии, а лишь усугубит ее, поскольку слой бронзовой краски не является стопроцентной защитой от атмосферной влаги.

Для снятия прежнего покрытия можно воспользоваться одним из следующих способов:


Сухую поверхность затем необходимо прогрунтовать, используя бесцветную грунтовку.

Как окрасить предмет

Покраска может быть выполнена в один или несколько слоев. В первом случае покрытие можно получить более однотонным, зато во втором можно добиться выразительного конечного результата.

Покрасить поверхность в один слой можно кистями или малярным валиком, если окрашиваемая поверхность ровная и плоская. Особое значение имеет качество кисти – жесткие волоски могут остаться на покрытии и нарушить его целостность.

Оценить качество окраски можно по равномерности отблеска готовой поверхности под направленным источником света. Если пятна с иным цветом отсутствуют, то покрасить предмет удалось вполне качественно.

Чтобы покрасить вещь или поверхность «под бронзу» в несколько слоев, необходимо:

  1. Произвести предварительную грунтовку акриловым составом, содержащим бронзовые компоненты, либо аэрозолем в баллончике. Поскольку качество тут особой роли не играет, то применение аэрозоля в баллончике заметно ускорит процесс окрашивания.
  2. Если необходимо получить эффект многослойности бронзового покрытия, то по высохшей поверхности наносят краску вторично, но перед этим акриловую основу разбавляют водой, чтобы конечный цвет получился менее насыщенным. При желании применить для этих целей аэрозоль в баллончике придется подобрать цвет, более светлый по сравнению с цветом первого окрашивания.
  3. Чтобы получить рельеф на поверхности предмета, необходимо соответствующие выступающие его части окрасить бронзовой краской прежнего цвета.
  4. Чтобы покрасить предмет с наличием характерного металлического блеска, на еще не высохшую бронзовую краску наносят бронзовую пудру, для чего акриловый состав готовят с недостатком воды, создавая краске более вязкую консистенцию.

Покрасить что-то «под бронзу» абсолютно безвредно с экологической точки зрения. Зато улучшается внешний вид предмета и его способность противостоять резким колебаниям влажности и температуры – как в доме, так и вне его.


Как изменить цвет металлов?

Одно из чудес, доступных настоящему мастеру - это изменение внешнего вида металлов . Им можно придать необычный цвет и блеск без применения лаков и красок.

Для этого надо всего лишь изменить состояние их поверхности -- нанести тонкую пленку другого металла (так происходит при золочении, серебрении, никелировании, хромировании, меднении) либо обработать их химическими реактивами. В результате изделие из металла не только выглядит эффектнее, но и приобретает дополнительную защиту от воздуха и влаги.

Попробуйте с помощью простых химических операций "поколдовать" с металлами, и вы почувствуете себя волшебником-алхимиком. Однако сначала надо по всем правилам оборудовать "лабораторию" : поскольку предстоит работать с едкими жидкостями, выделяющими вредные пары, следует обеспечить хорошую вентиляцию, а рабочий стол защитить прочной клеенкой или куском линолеума.

Чтобы заняться "облагораживанием" поверхности металлов, потребуется эмалированная или фарфоровая посуда, для успеха в работе поверхность металлических изделий надо сначала тщательно обезжирить и очистить от пленки оксидов. Получить равномерное и красивое покрытие можно, если полностью погружать изделие в раствор рекомендуемого состава, а раствор непрерывно перемешивать.

Железные и стальные изделия сначала отшлифовывают и полируют , а затем обезжиривают в растворе, содержащем в 1 л воды 20 - 30 г гидроксида натрия или гидроксида калия, 25 - 50 г соды и 5 -10 г жидкого стекла.

При такой обработке растительные и животные жиры превращаются в мыла, которые легко удалить водой. Обезжиривание можно вести и раствором гидроксида натрия без добавок, но тогда его придется нагреть до 70 - 80 o С, а время обработки растянется до 20--30 минут. Парафин, вазелин и нефтяные масла щелочами не омыляются, и их снимают с металла органическими растворителями - бензином или тетрахлоридом углерода.

Медные, латунные и бронзовые изделия обезжиривают в растворе, содержащем в 1 л воды 100 г тринатрийфосфата и 10 - 20 мл жидкого стекла. После обезжиривания изделие тщательно промывают в горячей воде и погружают на 30 - 60 секунд в 5%-ю соляную кислоту для удаления слоя оксидов металла, после чего изделие еще раз промывают водой и сразу же переносят в раствор для нанесения покрытия.

Учтите, что обезжиренное изделие уже нельзя брать руками (чтобы не загрязнить его кожным жиром), а только деревянными щипцами. Признаком полного обезжиривания и удаления оксидной пленки является равномерное смачивание металлической поверхности водой (на жирных местах поверхности вода остается в виде капель).

  • Никелирование
  • Меднение
  • Хромирование
  • Лужение (покрытие слоем олова)
  • Серебрение
  • Превращение латуни в "золото"
  • Превращение олова в "бронзу"
  • Воронение
  • Окраска латуни в коричневый цвет
  • Окраска медных изделий в различные цвета
  • Алюминиевый "перламутр"

    Никелирование.

    Никелирование железных или стальных изделий ведут в растворе, содержащем в 100 мл воды 5 г сульфата никеля и 4 г хлорида аммония, куда дополнительно вносят несколько кусочков металлического цинка. В результате выделения никеля на поверхности изделия образуется красивая серебристая пленка.

  • Чтобы покрыть никелевой пленкой медное или латунное изделие, готовят раствор 10 г сульфата никеля и 25 г хлорида аммония в 100 мл воды. Этот раствор доводят до кипения, бросают в него немного железных опилок, а потом опускают изделие, которое собираются никелировать.
  • Выделение металлического никеля на поверхности металла происходит в результате восстановления сульфата никеля цинком или железом. Добавка хлорида аммония, который в водном растворе подвергается гидролизу, создает слабокислую среду.
  • Высококачественное никелевое покрытие на железной поверхности получают следующим образом: в 100 мл воды, нагретой до 60 o С, растворяют 3 г хлорида никеля и 1 г ацетата натрия, потом раствор подогревают до 80 о С и добавляют 1,5 г гипофосфита натрия. Затем погружают в этот раствор обезжиренное изделие и подогревают до 90 o С. Если температура будет ниже, никелирование будет идти слишком медленно, а при 95 o С раствор начинает разлагаться.

    В этом случае причина выделения металлического никеля - восстановление хлорида никеля гипофосфитом натрия в щелочной среде, которая создается при гидролизе ацетата натрия. При нагревании выше 95 o С гипофосфит натрия разлагается с выделением водорода, превращаясь сначала в фосфит натрия Na2PHO3, а потом в ортофосфат Na3PO4.

    Меднение.

    Покрытие слоем меди железных изделий можно вести в растворе 1- 5 г медного купороса и 1 - 5 мл концентрированной серной кислоты в 100 мл воды; процесс идет при комнатной температуре всего 3 - 5 секунд. Обработанную вещицу вынимают из раствора, промывают водой и сушат. При меднении этим способом идет восстановление соли меди железом.

  • Более плотная пленка меди образуется, если сначала изделие обработать при помощи кисти раствором 10 г хлорида цинка и 20 мл концентрированной соляной кислоты в 20 мл воды, а потом кистью нанести раствор медноаммиачного реактива. Медноаммиачный реактив готовят, растворяя в 80 мл воды 5 г медного купороса и добавляя нашатырный спирт до образования прозрачного темно-синего раствора.

    Медноаммиачный реактив -- это раствор аммиачного комплекса меди состава SO4. Выделение тонкой пленки меди связано со взаимодействием поверхностного слоя железа с медноаммиачным комплексом, а предварительная обработка смесью HCl и ZnCl2 делает железо более активным в химическом отношении.

  • Для меднения свинца применяют раствор 16 г ацетата меди и 15 мл ледяной уксусной кислоты в 80 мл воды.

    Хромирование.

    Покрытие изделий из стали, меди и латуни тонким слоем хрома ведут в растворе, содержащем в 200 мл воды 3 г фторида хрома, 1,5 г гипофосфита натрия, 1,5 г цитрата натрия, 2 мл ледяной уксусной кислоты и 2 мл 20%-го раствора гидроксида натрия. Чтобы пленка хрома на поверхности изделия была достаточной толстой, прочной и ровной, процесс ведут при 80 o С в течение 3 - 8 часов, а потом изделие промывают водой и сушат.

    Стальные предметы перед хромированием дополнительно покрывают пленкой меди, чтобы обеспечить лучшее сцепление наносимой пленки хрома с поверхностью. Хромирование металлов описанным здесь способом основано на химических реакциях, в которых восстановителями металла служат гипофосфит натрия и цитрат натрия.

    Лужение.

    Покрытие слоем олова железных или стальных изделий ведут при комнатной температуре в растворе, содержащем 2 г хлорида олова SnCl2 и 10 г лактата натрия в 100 мл воды.

  • Для лужения медных, бронзовых или латунных изделий готовят раствор 1 г хлорида олова и 30 г алюмоаммонийных квасцов в 100 мл воды.
  • Цинковые предметы покрывают слоем олова в растворе, который в 100 мл воды содержит 20 г хлорида олова и 40 г гидротартрата калия (винного камня). Пленка олова на цинке образуется в виде серого налета уже через несколько секунд. Изделие вынимают из раствора и протирают суконкой до тех пор, пока оно не заблестит.

    Серебрение

    Любых обезжиренных металлов проводят в кипящем растворе, содержащем 12 г желтой кровяной соли, 8 г поташа и 0,75 г хлорида серебра в 100 мл воды. При нагревании малорастворимый хлорид серебра превращается в комплексное соединение состава K, которое затем восстанавливается на поверхности железа до металлического серебра.

    Одновременно карбонат калия выводит из раствора излишек солей железа, мешающий образованию прочной серебряной пленки, и осаждает коричневый осадок гидроксида железа.

  • Можно серебрить металлические изделия и жидкой пастой, состоящей из 10 г хлорида серебра, 60 г поваренной соли, 60 г винного камня и 50 мл воды. Растирают в ступке смесь указанного состава, а потом, погрузив в полученную кашицу изделие, нагревают в течение 15 - 20 минут.

    Серебряное покрытие, получаемое этим способом, красиво, но лишено блеска. Чтобы оно засияло как зеркало, пасту с изделия смывают, погружают его в раствор 6 г гипосульфита натрия и 2 г ацетата свинца в 100 мл воды и нагревают до 70 - 80 o С в течение 1 -15 минут.

  • Для серебрения можно использовать и фотобумагу. Ее разрезают на куски и опускают в раствор гипосульфита натрия. Обезжиренное изделие тоже помещают в этот раствор и, надев резиновые перчатки, натирают его поверхность эмульсионным слоем фотобумаги до тех пор, пока не образуется достаточно плотный слой серебра. После промывки изделие остается только протереть сухой тряпкой.

    Превращение латуни в "золото".

    Если латунное изделие после его очистки и обезжиривания погрузить в нагретый до 30 - 40 o С водный раствор ацетата меди, то в зависимости от длительности обработки оно примет новую окраску - от светло-желтой до рубиново-красной и даже фиолетовой. Затем изделие промывают водой и сушат. Концентрацию ацетата меди подбирают опытным путем.

    Латунь - это сплав меди с цинком. Появление окраски при химической обработке его поверхности обусловлено реакцией восстановления цинком растворенной соли меди. Медь, выделяясь на поверхности латуни, придает ей разные (в зависимости от толщины слоя) оттенки красного цвета. Чтобы медное покрытие было долговечнее, его покрывают бесцветным лаком.

    Превратить олово в "бронзу"

    Можно, если погрузить его в раствор 5 г медного купороса и 5 г железного купороса в 100 мл воды. Можно и просто протереть поверхность изделия тампоном, смоченным тем же раствором. После обработки изделие промывают водой, сушат, протирают тряпочкой и опускают в раствор 25 г ацетата меди в 100 мл 10%-й уксусной кислоты.

    Воронение

    Это окраска железных или стальных предметов в сине-черный цвет.

  • Этот процесс ведут, погружая стальные или железные предметы в нагретый почти до кипения раствор, содержащий 7 г гипосульфита натрия и 2 г ацетата свинца в 100 мл воды, и держат там до тех пор, пока поверхность металла не станет черно-синего цвета. При воронении на изделии образуется тончайшая пленка сульфида свинца, прочно сцепленная с металлом.
  • Темно-синюю окраску железному или стальному изделию придает выдерживание в смеси равных объемов 0,5%-х растворов красной кровяной соли и хлорида железа(II). Смесь готовят непосредственно перед обработкой металла, поскольку сразу же происходит реакция образования комплексного соединения синего цвета - турнбулевой сини (гексацианоферрата железа-калия).
  • Латунь тоже можно окрасить в цвет "воронова крыла", если на 1--3 минуты опустить латунную деталь в раствор аммиачного комплекса меди, получаемый растворением 12 г основной соли состава Сu2CO3(OH)2 в 100 мл 25%-го раствора аммиака и добавить 0,1 г латунных опилок.

    Латунь станет коричневой, если ее обработать :

  • нагретым до 70 o С водным раствором 10 г сульфида натрия в 100 мл воды;
  • нагретым до 70 o С водным раствором 5 г гипосульфита натрия и 5 г медного купороса в 100 мл воды;
  • нагретой до 80 - 90 o С смесью равных объемов 6%-го раствора ацетата свинца и 18%-го раствора гипосульфита натрия.

    Для "окраски" медных изделий в различные цвета

  • растворяют в 100 мл воды 4 г гидроксида натрия и 4 г лактозы (молочного сахара), раствор кипятят несколько минут, а потом небольшими порциями при непрерывном перемешивании добавляют 4 мл концентрированного раствора медного купороса. Погружают обезжиренное изделие в горячий раствор, и в зависимости от длительности обработки его поверхность приобретает окраску от золотистой до зеленой, коричневой или даже черной.

    В результате окислительно-восстановительной химической реакции сульфата меди с лактозой в щелочной среде получаются глюконовая кислота и выделяется осадок оксида меди(I). Вначале образуется тончайшая желтая пленка Cu2O, которая придает поверхности меди золотистый оттенок. При продолжительном нагревании кристаллы Cu2O укрупняются, становятся темно красными, отсюда и изменение цвета покрытия.

  • готовят раствор 2 г сульфата никеля, 4 г бертолетовой соли, 18 г медного купороса и 0,2 г марганцовки в 100 мл воды. Обработка медных изделий теплым раствором такого состава придает им "бронзовый" вид;
  • растворяют в 100 мл воды 12,5 г карбоната аммония и добавляют 4 мл нашатырного спирта. Полученный раствор кистью наносят на поверхность изделия и получают поверхность зеленоватого цвета. При действии аммиака на поверхность меди в присутствии кислорода воздуха происходит образование комплексной соли, которая затем взаимодействует с карбонатом аммония, выделяя на поверхности металла зеленый осадок гидроксида-карбоната меди Сu2CO3(OH)2.

    Алюминиевый "перламутр" .

    Зачищают поверхность алюминия металлической щеткой, нанося штрихи в различных направлениях. Стружку и грязь удаляют чистой тряпкой и на подготовленную поверхность, нагретую до 80 o С, кистью наносят ровным слоем нагретый до 90 o С 10%-й раствор гидроксида натрия. После высыхания раствора на поверхности металла образуется красивая пленка, похожая на перламутр. Для лучшей сохранности ее покрывают бесцветным лаком.

  • При окрашивании металлических изделий преследуется две цели: защита от образования коррозийных участков и придание металлу эстетического вида. Внедряя последнюю задачу, иногда приходится покрывать поверхность в 2-3 слоя. Но не всегда конечным итогом может быть просто покраска. Иногда металлическим изделиям необходимо придать оригинальных декоративных эффектов, например, вид состарившегося предмета. Для этого применяются специальные технологии. Попробуем разобраться, как покрасить металл под старину и что для этого потребуется.

    Добиться эффекта состарившегося металла можно, применяя основной метод – старение посредством выполнения патины и образования потёртостей. Патина наносится специальными красками, но именно для металла чаще используют металлизированные составы на акриловой основе. В магазинах сегодня представлен широкий ассортимент таких красок, кроме декоративной функции, они выполняют ещё и защитную задачу.

    На выбор предоставляются акриловые краски под состаренный металл, а именно под:

    • латунь;
    • бронзу;
    • медь;
    • золото.

    Благодаря современным технологиям, состаренный эффект можно придать не только металлическим поверхностям. Нередко такую покраску выполняют на пластиковых, деревянных и гипсовых изделиях.

    Завершается процесс состаривания нанесением финишного защитного слоя. Для этого зачастую используют:

    • лак на акриловой основе, который имеет высокую степень глянца;
    • очень прочный лак на полиуретановой основе со степенью глянца до 50%;
    • лак на полиуретановой основе с матовым эффектом.

    Как самостоятельно состарить металл?

    Выбор метода создания интерьерного стиля, который предполагает наличие в оформлении следов старины, довольно широк. Для ценителей такого стиля не всегда по карману приобрести настоящие старые предметы. Выход из этого положения – имитирование старинных металлов. Как правильно осуществить покраску металла под старину своими руками? Окрашивание осуществляется поэтапно:

    1. Подготовка поверхности к покраске. Избавляемся от загрязнений, ржавчины и следов жира процессом шлифовки и обработкой растворителем.
    2. Грунтование металла. Данным способом достигаем образование шероховатостей на поверхности для лучшего сцепления краски. Грунтовку выбираем специальную по металлу.
    3. Нанесение выбранной металлизированной краски. Специалисты советуют выполнять процесс с помощью обычной кисти, так состаривание достигается наилучшим образом.
    4. Этап состаривания. Когда краска высохнет, покрываем поверхность специальным кракелюрным лаком. Именно после этого шага металлический предмет покрывается трещинками, которые создают эффект старого изделия.

    Важно! Если обрабатываются не металлические поверхности, то необходимо ответственно подойти к выбору грунтовочного состава для достижения надёжной адгезии с металлизированными красками.

    На видео: мастер-класс по нанесению патины на кованный металл.

    Покраска под бронзу

    В старину многие предметы изготавливались из бронзы. Поэтому покраска изделий под бронзу поможет оформить интерьер дома в старинном стиле. Существует несколько технологий покрытия металла под бронзу. Рассмотрим самые простые варианты.

    Придание однотонного эффекта

    Выполнить однотонное покрытие металла бронзой можно следующим образом:

    1. В первую очередь очищаем старую поверхность от грязи и ржавчины. Для этого необходимо зачистить её посредством наждачной бумаги, а затем провести обезжиривание.
    2. Для повышения сцепки красителя с поверхностью выполняем процесс грунтования по металлу. Кроме адгезии, грунтовка поможет дополнительно защитить изделие от коррозии.
    3. На финишном этапе приступаем к окрашиванию краской под бронзу. Необходимо равномерно нанести 2-3 слоя. Но каждый последующий слой наносится только после полного высыхания предыдущего.

    Достижение эффекта старинной бронзы

    Декоративная покраска под старину с эффектом бронзы подойдёт для любителей раритетных вещей. Для этого следует выполнить следующий шаги:

    1. Выполняется предварительная подготовка старой поверхности по тем же правилам, что и в предыдущем случае. Также не забываем покрыть изделие грунтовкой.
    2. После грунтования на поверхность наносится один слой краски под бронзу. Желательно, чтобы состав был нанесен равномерно, но для эффекта старины лучше использовать кисть.
    3. После засыхания бронзовая покрашенная поверхность покрывается патиной (краской более тёмного цвета). Наносится она на углубления. Специалисты советуют применять полупрозрачную патину. Это позволяет регулировать оттенок бронзового покрытия.
    4. Следующий этап – лессировка, то есть обработка кисточкой, которая едва-едва смочена светлой краской. Процесс проводится на всех выступающим краях и в углах. Данный метод старения позволяет придать изделию эффект истёртости, которая обычно проявляется на металле с годами.
    5. Далее выжидаем некоторое время, дав полностью высохнуть нанесённым материалам, а в завершение покрываем изделие прозрачным лаком.

    Покраска под старинную латунь

    Фактурные металлизированные составы могут преобразить изделие, придавая ему имитацию латуни. Технология обработки почти не отличается от предоставленных выше. Поверхность предварительно зачищается, шлифуется и обезжиривается. Для состаривания применяется методика декоративной покраски под латунь.

    Процесс нанесения выполняется следующим образом:

    1. Перед тем как нанести декоративную краску, с изделия удаляется старое покрытие. Для этого можно использовать металлическую щетку или наждачку.
    2. Залогом прочности и надёжности окрашивания является грунтовка. Используйте состав, специально предназначенный для металла.
    3. На поверхность наносится латунная краска в один слой. Состарить полученное покрытие можно покраской кракелюром. Усилить эффект поможет жжёная умбра, которая наносится очень осторожно посредством сухой ткани. Если в процессе работы образовались излишки, то их необходимо снять ещё до высыхания вещества.
    4. В завершение поверхность окрашенной и состаренной детали покрывают глянцевым лаком на акриловой основе.

    Как видим, дизайнерская старина достигается простыми способами. При выполнении работ своими руками получить желаемый результат помогают краски, которые создают необходимый эффект бронзовой, латунной, медной поверхности.

    К настоящему времени разработано множество сплавов металлов, обладающих различными свойствами, для разных сфер применения. Первым из них стала бронза. Сплав, его производство, применение и особенности рассмотрены далее.

    Варианты состава

    Данный материал представляет собой смесь меди с легирующими элементами, в качестве которых применяют неметаллы и металлы. При этом цинк и никель не должны являться основными среди них.

    Путем варьирования соотношений между компонентами изменяют свойства бронзы. В соответствии с этим существует несколько ее разновидностей, выделяемых на основе легирующих добавок. В их качестве используют:

    • олово;
    • бериллий;
    • цинк;
    • кремний;
    • свинец;
    • алюминий
    • никель;
    • железо;
    • марганец;
    • фосфор.

    Первой была разработана бронза оловянная (в начале 3 тысячелетия до н. э.). В небольшом количестве данный элемент придает твердость, легкоплавкость, упругость. При повышении его концентрации до 5% снижается пластичность, а при 20% бронза обретает хрупкость. Путем доведения олова до максимальной доли в 33% сплаву придает серебристо-белую окраску.

    Материал с бериллием отличается наибольшими упругостью (закаленный) и твердостью, а также химической устойчивостью. Он подходит для обработки путем резания и сварки.

    Цинк и кремний повышают текучесть, что актуально для литья, а также придают поверхности устойчивость к истиранию. Кремниево-цинковая бронза характеризуется отсутствием искр при механическом воздействии и хорошим сопротивлением сжатию.

    Свинец улучшает устойчивость к коррозии, антифрикционные свойства, прочность, тугоплавкость.

    Алюминий повышает плотность, антифрикционные свойства, устойчивость к коррозии и химическому воздействию. Бронза такого состава подходит для резки.

    Фосфор используется в совокупности с некоторыми прочими добавками с целью раскисления сплава. Его наличие отражается в названии при содержании более 1% (оловянно-фосфористая бронза).

    Введение любых легирующих добавок понижает теплопроводность. Следовательно, чем их меньше, тем сплав по данному показателю ближе к меди, а наиболее легированные бронзы имеют худшую теплопроводность.

    Что касается меди, ее содержание определяет не только технологические и эксплуатационные параметры, но и цвет, который имеет бронза. Красная окраска свидетельствует о концентрации меди более 90%. При содержании ее около 85% (наиболее часто встречается) бронза имеет золотистый цвет. Если сплав состоит из меди наполовину, белым цветом он напоминает серебро. Для получения серой и черной окраски нужно сократить процент меди до 35. Такой цвет материала тоже встречается нередко, однако нужно учитывать, что данный сплав может приобрести темную окраску с течением времени в результате воздействия различных факторов (температуры, воды и т. д.). К тому же технологии, позволяющие добавлять в бронзу придающие ей насыщенный черный цвет легирующие элементы, стали применять относительно недавно, а изделия из рассматриваемого сплава такой окраски обширно распространены издавна.

    Таким образом, в зависимости от числа элементов данные материалы подразделяют на двух- (один легирующих компонент) и многокомпонентные. Их доля составляет от 2,5%.

    Кроме того, существует классификация бронзы, основанная на внутренней структуре, а именно количестве фаз в твердом растворе. Она подразумевает ее разделение на одно- и двухфазные варианты.

    Наконец, ввиду обширной распространенности оловянного типа сплав подразделяют на оловянные и безоловянные бронзы.

    Производство

    Исходным сырьем для бронзы служат чистые металлы либо сплавы, в том числе бронзовые отходы. Второй вариант более обширно распространен, прежде всего, ввиду меньшей стоимости. В качестве флюса, предотвращающего чрезмерно интенсивное окисление расплава металла, применяют древесный уголь. Из всех исходных материалов составляют шихту, рассчитывая ее состав на основе целевых параметров и используемой технологии производства.

    Процесс плавки осуществляют в определенной последовательности:

    • в предварительно разогретую до необходимой температуры печь (обычно используют электродуговые и электрические устройства ввиду их высокой эффективности) помещают тигель с шихтой;
    • после полного прогрева и расплавления металла в его состав включают служащую катализатором фосфористую медь;
    • после выдержки добавляют связующие и легирующие компоненты бронзы, перемешивая;
    • с целью удаления газовых примесей осуществляют дегазацию путем продувки азотом или аргоном;
    • для снижения интенсивности окисления перед разливкой снова добавляют фосфористую медь.

    На протяжении всего процесса необходим контроль температурного режима и количества добавляемых в расплав компонентов.

    Свойства

    Характеристики рассматриваемого материала определяются двумя факторами: составом и структурой.

    Как было отмечено, химический состав бронзы разрабатывают с целью придания ей требуемых параметров. Одними из основных среди них являются пластичность бронзы, твердость и прочность. Варьировать первые две характеристики позволяет изменение концентрации олова. Так, его доля в составе бронзы связана прямой зависимостью с твердостью и обратной с пластичностью.

    Наибольшее влияние на твердость и прочность оказывает концентрация бериллия. Некоторые содержащие его марки бронзы превосходят по второму параметру стали. Для придания пластичности бериллиевый сплав подвергают закалке. При этом основное значение имеют не количественные показатели содержания веществ, а выраженность создаваемых ими свойств. То есть, при одинаковом количестве двух различных элементов, один из них может изменять характеристики материала в значительно большей степени, чем другой.

    Что касается структуры, она определяет вмещающую способность материала по отношению к элементам. Это можно рассмотреть на примере олова. Так, однофазная структура содержит до 6 - 8% данного элемента. При превышении его количеством предела растворимости, составляющего 15%, формируется вторая фаза твердого раствора. Это влияет на баланс твердости и эластичности. Так, однофазные варианты более эластичны, в то время как двухфазная бронза тверже, но хрупкая. Это определяет дальнейшую обработку: материалы первого типа подходят для ковки, а двухфазные сплавы - для литья.

    Далее в качестве примера рассмотрены основные характеристики литьевой оловянной бронзы. Ее плотность определяется содержанием олова и при его доле 8 - 4% составляет 8,6 - 9,1 кг/см 3 . Температура плавления равна в зависимости от состава 880 - 1060°С. Теплопроводность данного материала - 0,098 - 0,2 кал/(см*с*С). Это небольшое значение. Электропроводность составляет 0,087 - 0,176 мкОм*м, что также немного. Интенсивность коррозии в морской воде равна 0,04 мм/год, на воздухе - 0,002 мм/год. То есть такая бронза обладает высокой устойчивостью к ней.

    Обработка

    Существует еще одна классификация бронзы, основанная на технологии обработки, применяемой при производстве из нее каких-либо изделий. В соответствии с этим выделяют два типа сплавов:

    • литейные;
    • деформируемые.

    Литейные бронзы служат для создания отливок сложной конфигурации (деталей различных устройств и т. д.), так как деформируются только в расплавленном состоянии, в то время как деформируемую бронзу обрабатывают способами ковки, прокатывания, резания, производя металлопрокат в виде проволоки, ленты, труб, плит, втулок, прутков. Кроме того, бронза подходит для пайки и сварки.

    Дополнительная обработка

    Для декоративного эффекта и в защитных целях возможно нанесение на поверхность бронзовых изделий лака, хрома, позолоты, никеля.

    Кроме того, для рассматриваемого материала существует специфический способ обработки поверхности, называемый искусственным патинированием. Он основан на процессе естественного старения бронзы, состоящем в формировании пленки зелено-белого цвета карбонатного либо оксидного состава, называемой патиной, в результате воздействия воздуха и содержащихся в нем компонентов. Искусственное создание такого покрытия носит декоративный (придание винтажности) и защитный смысл.

    Данную процедуру осуществляют путем нагрева после нанесения на поверхность серного состава. Существует и обратная технология, то есть удаление патины со старых бронзовых изделий.

    Достоинства и недостатки

    Бронза обладает множеством положительных качеств. Среди них:

    • разнообразие свойств и, следовательно, сфер применения;
    • возможность создания вариантов для различных способов обработки (литья либо деформирования) в зависимости от потребностей;
    • небольшая усадка (0,5 - 1,5%);
    • возможность многократной обработки без потери свойств, то есть бронзу можно перерабатывать;
    • высокие показатели устойчивости к химическому воздействию среды (воды, воздуха, кислот);
    • большая упругость многих вариантов.

    Основным недостатком является высокая стоимость некоторых марок, например, оловянной бронзы. Виды другого состава, такие как алюминиевый сплав, значительно дешевле. Таким образом, стоимость рассматриваемых материалов в значительной степени определяется входящими в их состав легирующими элементами.

    Применение

    Оловянный материал с 2% олова подходит для ковки при нормальной температуре ввиду высокой пластичности. Варианты с его концентрацией 15% характеризуются твердостью и прочностью. Такая бронза имела обширную область применения в древности. Предметы из нее были обнаружены при археологических раскопках. Она служила для производства посуды, оружия, денег, статуй, зеркал, украшений. Однако наиболее известно применение бронзы данного состава для изготовления колоколов, в связи с чем оловянную бронзу до сих пор называют колокольной.

    Закаленную бронзу, содержащую бериллий применяют для производства пружин, мембран и рессор.

    Для изготовления изделий, эксплуатирующихся в особо неблагоприятных условиях (высокой влажности, химически активных средах и т. д.), используют бронзу, обогащенную алюминием. Она обладает высокими коррозионной стойкостью и прочностью.

    В качестве материала для подвергающихся фрикционным и ударным нагрузкам деталей (подшипников и т. д.) подходит свинцовая бронза.

    Алюминиево-никелевая бронза особо актуальна для деталей, постоянно находящихся в соленой воде, ввиду высокой коррозионной устойчивости. Это относительно новый материал, который применяют для производства элементов шельфовых нефтяных платформ.



    Детали из бронзы

    Кроме того, большинство марок бронзы отличается отсутствием магнитности и малой усадкой. Ввиду этого они подходят для производства электротехнических изделий, а также декоративных предметов.

    Также многие варианты сплава имеют низкую теплопроводность, вследствие чего их применяют для производства ванн, умывальников, сантехнических деталей.

    Наконец, большая часть бронзовых сплавов характеризуется плохой электропроводностью. Одним из исключений является серебряный сплав, близкий по данному параметру к меди.

    Помимо названных сфер, бронзу используют в машино-, судо-, авиастроении, для изготовления агрегатов подвижных узлов благодаря износостойкости, химических приборов и трубопроводов ввиду химической устойчивости.

    Маркировка

    В настоящее время встречается множество марок бронзы. Они отличаются составом, определяющим параметры и сферу применения. Для удобства на основе этого была создана система маркировки, включающая буквенные и цифровые символы. Так, легирующие добавки обозначают буквами, первыми в названии представляющих их химических элементов. Цифры означают содержание компонентов сплава в долях процента. При этом данные обозначения не содержат данных о количестве меди. Данное значение высчитывают как разность между общим составом бронзы и количеством легирующих добавок.

    Маркировка бронзы позволяет легко определить требуемую для конкретной задачи марку. Для этого достаточно воспользоваться специальными таблицами. Они содержат данные о составе, параметрах сплава и сферах его применения.

    Предлагаем покраску металлизированными красками:

    • Под латунь;
    • Под бронзу;
    • Под медь;
    • Под золото;
    • Состаренный металл;

    Одной из услуг нашей мастерской является покраска различных изделий с имитацией натуральных металлов с эффектом патины и старения. Технология позволяет наносить металлизированную краску почти на все виды поверхностей: металл, пластик, дерево, гипс.

    образцы покраски под латунь

    При выборе необходимого варианта покраски вы можете руководствоваться образцами, представленными на нашем производстве. Так же есть возможность подбора краски по образцу заказчика.

    Качество финишного покрытия обеспечивает лак:

    • акриловый автомобильный лак с высокой степенью глянца;
    • полиуретановый глянцевый лак высокой прочности;
    • матовый полиуретановый лак со степью глянца от 5 до 50%

    Для создания эффекта состаривания используем патину на сольвентах. Патина наносится поверх основного слоя краски и при помощи различных абразивных губок создается эффект шлифовки в различных направлениях.

    Покраска полотенцесушителя «под латунь».

    покраска хромированной поверхности полотенцесушитель под латунь нанесение покрытия под латунь


    Покраска радиатора отопления под латунь.

    радиатор биметаллический
    покраска радиатора под латунь
    финишный слой — глянцевый лак


    Ниже на фото покраска фурнитуры для ванной комнаты «под бронзу» с эффектом патины. Покрытие глянцевым лаком.

    покраска изделий в бронзовый цвет финишный слой — акриловый лак покрытие под античную бронзу


    Перед покраской снимается хромированное покрытие.

    перекраска хрома в бронзу нанесение грунта покраска фурнитуры под бронзу


    Покрытие хромированных ручек в состаренную бронзу.

    покраска дверных ручек в бронзу ручки под состаренную бронзу финишное покрытие лаком


    Покраска инсталляций, кнопок слива.
    На фото представлены образцы покраски с эффектом «Античная латунь» под глянцевым и матовым лаком.

    кнопки слива под латунь покраска кнопок под латунь
    перекраска кнопки в латунь (глянцевый лак)



    кнопка Grohe покрашена в латунь
    кнопка GEBERIT до окраски
    окраска кнопки в латунь (матовый лак)


    Покраска душевой кабины «под античную латунь».
    Изначально детали кабины были с хромовым покрытием, профиля из анодированного алюминия.

    покраска алюминиевых профилей
    детали после покраски
    покраска душевой кабины под латунь


    Окраска торгового оборудования в латунный цвет.

    работы в окрасочной камере
    поверхность под старую латунь
    торговое оборудование после покраски


    Покраска мойки под бронзу.
    Прекрасным примером долговечности и прочности полиуретанового прозрачного лака является покраска таких механически нагруженных изделий как мойка для кухни. Мойка постоянно подвергается механическим нагрузкам. Лак нанесённый на поверхность в три слоя и полностью полимеризовавшийся (после покраски до 10 суток) отлично выдерживает все нагрузки.

    мойка перед покраской нанесение грунта покраска мойки под бронзу


    Перекраска декоративных колпаков на фонарь под состаренную бронзу.
    Для защиты уличных осветительных приборов для нашего заказчика изготовили на заказ декоративные колпаки. Изделия изначально были белого цвета. Тщетные попытки покраски из баллончика привели к порче изделия. Нам пришлось отшлифовать изделие, нанести грунт изолятор для предотвращения подрыва первых слоев. Далее изделие было окрашено под старую бронзу и покрыто в 2 слоя матовым полиуретановым лаком.

    изделие перед покраской покраска — античная бронза финишный слой — матовый лак


    Покраска «под медь»
    Были окрашены металлические корпуса светильников для ресторана.

    светильник из металла покраска под медь
    светильник окрашенный в медный цвет


    Покраска деталей поворотного стенда под «античную латунь».
    По заказу компании «Петербургские двери» были окрашены элементы торгового оборудования под античную латунь. Детали поворотного стенда предварительно были очищены и загрунтованы. Окрашиваются по технологии с декоративной шлифовкой. Акриловый автомобильный лак обладает отличной степенью глянца и достаточно устойчив.

    изделия в окрасочной камере покраска изделий под латунь покрытие глянцевым лаком


    Чтобы изменить текстуру и придать предметам интерьера благородный вид все чаще используют специальные краски, позволяющие получить эффект «металлической» поверхности.

    Металлизированные краски выпускаются в широкой цветовой гамме и могут имитировать оттенок практически любого металла. Отделываемая поверхность приобретает цвет латуни, бронзы, меди или золота, а дополнительная обработка кракелюрным лаком придает предметам обихода неповторимый антикварный вид.

    Преимущества металлизированных красок:

    • Большой выбор оттенков. Можно получить эффект бронзового, латунного, медного или другого металла.
    • Используются для внешних и внутренних работ, декорирования стен. Не содержат вредных веществ и токсинов.
    • Они долговечны и не тускнеют со временем.
    • Покраска изделий во влажных помещениях.

    Такие фактурные краски применяют для украшения интерьера и декорирования различных предметов быта, в том числе мебели, рам для картин, подсвечников и т. д. Интересные решения можно получить, если отделать «под бронзу» или «медь» сантехнику, раму зеркала или другие отдельные элементы интерьера.

    Металлизированной краской можно покрыть камин, лепнину или часть стены, при этом покрашенная поверхность позволит подчеркнуть как классический стиль, так и отлично дополнит дизайн в стиле ретро или ультрасовременный хай-тек.

    Технология нанесения

    Если металлизированную краску наносят на предметы интерьера или мебели, то необходимо заранее удалить старое покрытие. Перед отделкой поверхность следует очистить от возможных загрязнений и нанести грунтовку. Залогом долговечности окрашенных изделий в первую очередь является использование правильных, качественных грунтов для различных поверхностей: для пластика Plast Prime и для металла Acid 8.

    Выбранный состав наносят в соответствии с инструкцией производителя, обычно для получения нужного эффекта достаточно одного слоя. Отделанный «под металл» элемент дизайна можно оставить блестящим или придать ему антикварный вид с помощью кракелюрного состава. Характерные трещинки, которые появятся в процессе высыхания такого лака, искусственно состарят обработанную поверхность.

    Полученный эффект можно подчеркнуть жженой умброй, которую аккуратно наносят на сухой ткани. Излишки следует убрать до полного высыхания состава, и при желании покрыть отделку «под металл» слоем лака.