Занятие по обучению грамоте космическое путешествие. Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «Космическое путешествие. Тема: Путешествие в космос

ГУ СШ № 35

Конспект занятия по обучению грамоте

в предшкольном классе
«ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС»

Воспитатель:Рыбальченко.Л.Н.

АКТОБЕ 2016

Тема: Путешествие в космос.
Цель:
расширить представление о космосе

Задачи:

*продолжить обучать звуковому анализу слов, учить детей читать слова по первым буквам.
* закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в умении составлять слова из слогов, подбирать родственные слова; развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;

*воспитывать аккуратность, отзывчивость, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование : ракеты красного, синего и зеленого цветов; звёзды с буквами К,О,С,М,О,С; звёзды со слогами;предметные картинки; карточки с цветными буквами.
Ход занятия:

В:– Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Д: – Хорошее, радостное, веселое.

В: – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей.
Давайте поздороваемся с гостями и с солнышком.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Очень рад вас видеть я!
«Мозговой штурм»
Из чего состоит речь?
Из чего состоит предложение?
Из чего состоят слова?
Чем отличаются звуки от букв?
Какие бывают звуки?
Согласные делятся на..
В: – Ребята, какое время года наступило?

Д: – Наступила весна.

В: – Весна какая?

Д : –Тёплая, красивая,ароматная (когда цветут деревья),долгожданная, солнечная.

В: – Какие весенние месяцы вы знаете?

Д: – Март, апрель, май.

В: – Какой сейчас месяц?

Д: – Сейчас месяц апрель
В-: Какой праздник отмечают в апреле?
Д:- День космонавтики

В: – Сегодня у нас будет необычное занятие:мы отправимся в путешествие, а куда, узнаем, когда отгадаем загадки.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар.

Ответ: земля
Ты весь мир обогреваешь.
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все.
Ответ: солнце
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
Ответ: космонавт
Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится.
Ответ: луноход
Чудо-птица – алый хвост
Прилетела в стаю звезд.
Ответ: ракета

В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Фонари – Фонарики
Меньше, чем комарики.
Ответ: звезды
(За каждый ответ на загадку дети получают звезду.)
- Какое слово получилось?
Д: КОСМОС.
На чем мы отправимся в полет? Отгадайте загадку:
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая …

Д (хором): – Ракета.
В: – Правильно, ребята, мы полетим на ракете.
Деление на группы
(по цвету букв и ракет).
На столе изображение ракет трех цветов:
(синяя ракета – твердые согласные;зеленая ракета – мягкие согласные;красная ракета – гласные).У детей карточки с цветными буквами.
-Ребята, чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.
Артикуляционная гимнастика (выполняется хором) .

Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

Им – им – им, на ракете полетим.

Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.
Задание №1
«Прочитай по первым буквам».
(для каждой команды дается одно слово)
На доске картинки : 1 слово :зонт, ежонок,машина, лимон, яблоко.(ЗЕМЛЯ)
2 слово: виноград, ель, ножницы, ель, рыбка, ананас.(ВЕНЕРА)
3 слово: мяч, арбуз, ракета, собака(МАРС).
Прочитайте полученные слова, запишите их, сделайте звуковой анализ слова.
Задание № 2 Пришло загадочное письмо.Нужно поделить слова на слоги.
ШАР, КОМЕТА, РАКЕТА, ПЛАНЕТА, ЛУНОХОД, МАРС.
Задание №3
Игра «Доскажи словечко»

Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам … (Луна)

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется… (Земля)

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный (телескоп)
Физминутка.
В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)

Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)

А внизу леса, поля – (наклоны вперёд)

Расстилается земля. (дети разводят руки в стороны)

Задание № 4

Игра «Подбери семейку слов» к слову «звезда»
1.Человек, который считает звезды?(Звездочет)
2. Космический корабль, летящий к звездам (Звездолет)
3.Момент, когда падают звезды? (звездопад)
4.Небо, на котором много звезд?(звездное)
5.Бывает большая звезда, и маленькая (звездочка)
Задание №5
Найди две одинаковые звезды и прочитай слово.
На звездах слоги: НЕ, БО, ВО, ДА, ЛУ,НА,
Задание №6
«Сложи картинку»
Из частей сложите картинку и прочитайте предложение.
РАКЕТА, ЛЕТИТ, НА ЛУНУ.

В: Молодцы, все задания выполнили, а теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:

Дети хором: Из полёта возвратились

И на Землю приземлились.

(звучит запуск ракеты)

Подведение итогов.

В: Вот мы и вернулись домой. Чем мы занимались сегодня на занятии?

Д: Составляли слова из букв, делали звуковой анализ слов, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в слове, отгадывали загадки.

Воспитатель: На этом наше занятие окончено, у вас на столе нераскрашенные звездочки.Если вам понравилось занятие- раскрасьте звездочку в зеленый цвет;если было трудно –раскрасьте в синий цвет;если не понравилось – закрасьте звездочку в красный цвет. Попрощайтесь с гостями.





Цель: обобщить и закрепить знания детей, полученные на занятиях по обучению грамоте в течение года.

Задачи.

Обучающие.

    Закрепить представления о терминах «звук», «слово», «предложение», «буквы».

    Закрепить знание букв русского алфавита. Учить соотносить звук и букву, дифференцировать их.

    Закрепить представление об ударении.

    Упражнять в делении слов на слоги.

    Закрепить умение производить аналитико- синтетический разбор предложения, подбирать к данному предложению соответствующую схему.

    Продолжать учить разгадывать ребусы.

Развивающие.

    Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие.

    Развивать мыслительные операции, сообразительность, быстроту реакции, связную речь

    Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику.

    Развивать интерес к решению проблемных задач.

Воспитательные.

    Воспитывать умение выслушивать педагога и товарищей.

    Воспитывать стремление помогать тем, кто нуждается в помощи.

Формирование общеучебных умений и навыков.

    Умение понимать поставленную задачу и решать её в соответствии с заданными правилами.

    Умение работать самостоятельно, находить и исправлять ошибки.

Оборудование и материалы.

    Изображения космоса, планет, космического корабля, инопланетянина, весёлых человечков, инопланетных растений, робота, шкафчика с маслёнкой.

    Ребусы.

    Магнитные буквы, «чудесный мешочек».

    Карточки с предложениями и их схемами.

    Магниты красного, синего, зелёного цвета.

    Тетради в линейку, простые и цветные карандаши, стёрки.

    Карточка с пословицей написанной полубуковкой.

    Карточка со словом маслёнка.

    Проигрыватель, аудиозаписи.

Вводная часть.

(Столы расставлены в форме ракеты. Дети стоят у доски полукругом).

Ребята, посмотрите, какой космический корабль приземлился у нас.(Выставляются картинки космического корабля и инопланетянина).

Кто к нам прилетел? (Инопланетянин). Почему его так называют? (Он прилетел к нам с другой планеты). Имя инопланетянина написано на его корабле. Прочитайте, как зовут нашего гостя. (Лолик).

Лолик приглашает вас в космическое путешествие. Но, прежде чем подняться на космический корабль, вы должны ответить на его вопросы.

    Оно состоит из слов и выражает законченную мысль. (Предложение).

    Оно состоит из звуков.(Слово).

    Их произносят и слышат.(Звуки).

    Какие бывают звуки?(Гласные и согласные).

    Какие звуки называются гласными?

    Какие звуки называются согласными?

    Какие бывают согласные звуки?

Основная часть.

На все вопросы Лолика вы ответили, проходите на космический корабль, рассаживайтесь в кресла, пристегните ремни, наденьте шлемы. Начинаем обратный отсчёт: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.Пуск! (Звучит музыка. Выставляются картинки космоса).

Окрашен космос в чёрный цвет,

Поскольку атмосферы нет,

Ни ночи нет, ни дня.

Здесь нет земной голубизны,

Здесь виды странны и чудны:

И звёзды сразу все видны,

И Солнце и Луна.

(Выставляются картинки Фиолетовой планеты и её жителей.)

Ребята, посмотрите, мы прилетели на Фиолетовую планету. Нас встречают жители этой планеты – маленькие весёлые человечки. Они предлагают вам разгадать ребусы и узнать, как их зовут. Что такое ребусы? (Загадки в картинках). (Раздать детям ребусы). На ваших карточках изображены предметы. Вам нужно в клеточке под каждым предметом записать буквой звук, на который начинается название предмета, потом прочитать имя человечка. (Дети читают имена: Ушастик, Фантик, Добряк, Лапочка, Кнопка, Мила, Розочка, Модница).

Ребята, маленькие человечки учатся в школе. Им учительница задала трудное задание: подобрать соответствующие схемы к предложениям. Маленькие человечки растерялись, давайте поможем им сделать домашнюю работу. (Детям раздаются карточки с предложениями.) Давайте вспомним, как мы зарисовываем на схеме первое слово в предложении? (Уголком). Остальные слова? (Чертой). Маленькие слова-помощники? (Треугольником). Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения? (Показать карточку с. ? !). Подойдите к столу, здесь разложены схемы. Читайте своё предложение и ищите схему, которая к нему подходит. (Дети рассаживаются на места. Идёт проверка выполнения задания).

Ребята, Лолик говорит, что вы помогли маленьким человечкам выполнить домашнее задание и нам пора лететь дальше. Пристёгиваем ремни. Начинаем обратный отсчёт: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Старт! (Звучит музыка. Выставляется картинка Зелёной планеты. Звучит загадочная музыка).

Ребята, мы на Зелёной планете. Её жители растения. Что вы заметили в них необычного? (У них есть глаза, на них растут буквы). Жители Зелёной планеты предлагают поиграть вам в игру «Умные ручки». У меня в мешочке лежат буквы. Вам нужно будет опустить руку в мешочек, взять букву, ощупать её и, не вынимая угадать. Затем вынуть букву и назвать любое слово, которое начинается на эту букву.

Ребята, Лолик говорит, что нам пора в путь. Пристёгиваем ремни. Начинаем обратный отсчёт:10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Пуск!

(Звучит музыка. Выставляется картинка Синей планеты.)

Впереди Синяя планета! Идём на посадку!

(Звучит музыка с шумом океана).

Ребята, слышите, как плещутся волны? Синяя планета вся покрыта океаном. Этот океан – разумное существо, как и мы с вами. Планета – океан предлагает вам поиграть в игру «Волны». Выходим, берёмся за руки, встаём в круг. Сейчас я назову слово. Вы делите его на слоги. Каждый из вас произносит по порядку один слог и приседает. У нас получатся волны. (Даются слова: планеты, космос, взлёт, кометы, небо, ракета, старт, звёзды, космонавт, луноход, пуск.)

(Звучит музыка с короткими сигналами).

Ребята, слышите сигнал? Лолик говорит, что это сигнал SOS , сигнал бедствия. Он идёт с оранжевой планеты. Там что-то случилось. Нам нужно срочно отправляться туда. Садимся в космический корабль, пристёгиваем ремни. Начинаем обратный отсчёт: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Старт!

(Выставляется картинка оранжевой планеты).

Впереди оранжевая планета! Идём на посадку!

(Выставляется картинка с изображением роботов).

Ребята, посмотрите, кто нас встречает? (Роботы). Да, это роботы посылали сигнал бедствия. Оказывается над красной планетой прошёл дождь, роботы намокли и заржавели. Как же нам починить роботов? (Смазать маслом).

(Выставляется картинка маслёнки и шкафчика).

Роботы говорят, что маслёнка с маслом стоит в этом шкафчике, но открыть его можно, разобрав по звукам и поставив ударение в слове «маслёнка». Открываем тетради, находим последнюю запись - слово «маслёнка», самостоятельно разбираем его по звукам, ставим ударение. (Вызвать к доске ребёнка для разбора слова. Выполнить проверку задания, исправить ошибки).

Посмотрите, шкафчик открылся, а вот и маслёнка с маслом. Смажем роботов. Смотрите, они опять стали здоровыми и весёлыми. Сейчас они предлагают вам потанцевать. Смотрите на меня и повторяйте движения.

(Звучит энергичная музыка).

Танец роботов.

Садимся на стулья, проверяем посадку. Что ж, ребята, роботам мы помогли, и нам пора возвращаться на нашу родную планету. Как она называется? (Земля). Лолик хочет нам напомнить известную пословицу. Давайте прочитаем её: «В гостях хорошо, а дома лучше». (Чтение по полубуковке).

Пристёгиваем ремни, начинаем обратный отсчёт: 10, 9, 8, 7, 6,5,4,3,2,1. Пуск!

Заключительная часть.

(Звучит музыка. Выставляется картинка Земли).

Впереди Земля! Идём на посадку. Вот, ребята, мы и дома. Лолик хочет узнать, понравилось вам наше космическое путешествие? Давайте вспомним, на каких планетах мы побывали, что там делали? Какие задания показались вам самыми интересными? Что было трудным?

(Выставляется картинка космического корабля).

Ребята, нам пора прощаться с Лоликом. Ему нужно возвращаться на свою планету. Он говорит, что сегодня вы были отважными космонавтами, не сдавались перед трудностями, помогали всем, кто нуждался в помощи. На прощанье Лолик дарит вам контейнер с сюрпризом. Его мы откроем чуть позже, а сейчас давайте попрощаемся с Лоликом и пожелаем ему «Счастливого пути!»

(Звучит песня «Космическая романтика» Ярослава Сафонова).

Пришло время открыть контейнер и посмотреть, что нам подарил Лолик. (Раздача подарков детям). На этом наше занятие закончено.


Тема:
Космическое путешествие
Форма проведения: Непосредственно образовательная деятельность.
Место проведения: Групповое помещение.
Цель: Закрепить знания детей.

Задачи:
образовательные: закреплять умение детей составлять предложения, делить слова на слоги, читать их, составлять слова из слогов, производить звукобуквенный анализ, отвечать полным ответом;

развивающие : развивать фонематический и речевой слух, зрительное восприятие, внимание, память, мышление, фантазию, воображение, развивать навык чтения слогов и слов;

воспитательные : создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, умение выполнять игровые правила, желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность, умение слушать воспитателя и товарищей, формировать навыки оценки результатов собственной деятельности.

Материалы и оборудование:
демонстрационные: карта космического путешествия, фишка в виде ракеты, карточки с предметными картинками, «волшебный» мешочек с буквами; музыкальный центр и фонограмма старта космической ракеты, мешочек с сокровищами;

раздаточные: «бортовые планшеты», карточки со словами для составления предложения «В добрый путь», «звёзды» со слогами, конверты с заданиями для детей, цветные карандаши для звукового анализа слова.

Интегрируемые образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально — коммуникативное развитие, физическое развитие.
Методы:
Игровой: игра-путешествие, игра «Умные ручки», игровые упражнения.
Наглядный: карта космического путешествия, карточки — билеты, звёзды-слоги, карточки для звукобуквенного анализа, конверты с заданиями.
Практический:
выполнение заданий.
Словесный: объяснение, беседа, указание, ответы детей.

Предварительная работа
Образовательные области: Физическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие

Совместная образовательная деятельность с детьми
Придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, составление предложений с данным словом, графическая запись предложений, графические упражнения в тетрадях,
дидактические игры: «Слоговое лото», «Умелые ручки», «Поиграем, почитаем»; дидактическое упражнение «Составь предложение».
— Разучивание физкультминутки, зрительной гимнастики.
— Беседа с детьми о космосе, отгадывание загадок.

Взаимодействие с родителями
Рассматривание иллюстраций, чтение детских энциклопедий и книг по теме.
— Рекомендовать родителям провести индивидуальную работу по совершенствованию звукобуквенного анализа, развивать навык чтения слов.

Ход занятия:
-Ребята, в новогодние каникулы я перебирала вещи и нашла старую карту . Я принесла ее, чтобы показать вам.
— Как вы думаете, что это за карта.
— Расскажите, что вы видите на карте?
— Как вы думаете, какие сокровища там спрятаны?
— Интересно было бы отправиться на эту далёкую планету и узнать, что за сокровища спрятаны на ней?
— Как выдумаете, можно ли осуществить такое далёкое путешествие в одиночку?
— Почему?
— Тогда, может быть, мы отправимся на эту далёкую планету все вместе, как одна команда?
— Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям?
— Тогда давайте подумаем, на чем можно добраться до далёкой планеты?
— Наше транспортное средство мы построим, соединив цифры по порядку.
— Выходите, покажите, у кого, что получилось.

— До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая …(ракета)
– Правильно, ребята, мы полетим на ракете.

А с каким настроением обычно отправляются в путешествие?
— Тогда возьмем с собой хорошее настроение, соберем свои силы и знания, и отправимся в путь. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта…

Открывайте глаза, улыбнитесь друг другу и в путь…
Надеваем скафандры, подходите ко мне, получайте посадочные талоны, (раздаю билеты-картинки)

1) Дом, ключ, зонт, глаз, стул, гриб.
2)Окно, ручка, шапка, юбка, замок, кольцо.
3) Колесо, корзина, ботинок, ракета, собака, карандаш.

В первый ряд сядут те путешественники, слова, на картинках которых состоят из 1 слога;
Во- второй ряд сядут те — слова, на картинках которых состоят из 2 слогов;
в третий ряд садятся те путешественники, слова, на картинках которых состоят из 3 слогов;
Проверка правильность выполнения задания:
несколько детей объясняют, почему они сели в тот или иной ряд.

– Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту.
Что такое?
Наша ракета не может взлететь, повреждён пароль. Чтобы его восстановить, вам надо правильно составить предложение.

Берём свои бортовые планшеты и из данных слов составляем предложение.
Пароль читаем все вместе:
«В добрый путь».
— Вы постарались и правильно выполнили задание.
Звучит космическая музыка.

— Мы вышли в космическое пространство.
Давайте оглядимся вокруг:
Смотрим вправо - ничего,
Смотрим влево - ничего.
Вниз глаза ты опусти
Ну и вверх ты посмотри.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
Как откроем мы глаза,
Вперёд посмотрим, там звезда.
Что вы видите?

— Я вижу большое скопление звёзд! Впереди звездопад, путь закрыт. Вот несколько звёзд залетело и в нашу ракету. Это звёзды не простые, на каждой из них какой-то слог. Я поняла, они подсказывают нам следующее задание. Справившись с ним, мы сможем лететь дальше.

— У каждого из вас на столе в конверте находятся слоги, такие же, как на звёздах. Прочитайте слоги, сложите их так, чтобы получились слова. Приступаем к работе. Дети складывают из слогов слова: ДО-РО-ГА, РА-КЕ-ТА, … (Дети по очереди читают слова, рассказывают, сколько слогов в слове.) Один из детей выкладывает слова на доске.

— Проверяем, что у вас получилось.
— И с этим заданием мы справились, звездопад преодолели, можно лететь дальше.
– Прямо по курсу вижу комету. Она приближается, неужели мы столкнёмся с ней? Нет, комета пролетела рядом с нашей ракетой и на хвосте принесла нам россыпь букв.

Игра «Умные ручки»
Я собрала буквы в один мешок. Увидеть их нельзя. Узнать, какие буквы спрятаны можно только ощупав их руками. Достать букву можно только после того, как наощупь узнаешь её и назовёшь, а мы придумаем слова, начинающиеся с этой буквы. Выходите на ковёр, вставайте в круг.(Дети по очереди опускают руку в мешочек, наощупь определяют букву, а остальные придумывают слова.)

— Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.

Физкультминутка на ковре :
Для космонавтов вот зарядка, выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь, руками пола вы коснитесь.
Сели – встали, сели – встали. Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободней встать и спокойнее дышать.

Продолжаем путешествие, нас ждёт следующее испытание.
Всё ракета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора –
Это чёрная… (дыра).

Преодолеть её мы сможем только выполнив задание.
— Нам потребуются наши бортовые планшеты, простой и цветные карандаши. Сейчас я вам загадаю загадки, а отгадки вы запишите в свой планшет и проведёте звуковой анализ слова. Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, на какие группы делятся звуки?
— На какие группы делятся согласные звуки?
-Каким цветом мы обозначаем гласные звуки, мягкие согласные, твёрдые согласные?

— Слушайте внимательно загадки:
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект… (комета)
Что такое?

Рассыпалось к ночи по небу зерно,
Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)

Проверка (один рассказывает, другие проверяют).

Поднимите руку те, у кого выполнено всё правильно. Вы молодцы, были внимательны и старательны, нарисуйте рядом с работой красное солнышко. Поднимите руку те, у кого 1 или 2ошибки. Вы старались, но нужно быть повнимательней. Нарисуйте жёлтое солнышко. Те, у кого 3 и более ошибок нарисуйте оранжевое солнышко, вам нужно быть внимательнее и ещё позаниматься.

Ну, вот мы и добрались до планеты сокровищ. А вот и сундук. Открываю его, достаю мешочек с сокровищами.

Сокровища наши, нам нужно скорее возвращаться назад, пока сюда не прибыли космические пираты — охотники за сокровищами.

Закройте глаза и скажите волшебные слова:
Из полёта возвратились.
И на Землю приземлились.

Вот мы и снова на Земле, в нашей родной группе.

Подведение итогов.
Вы оказались бесстрашными путешественниками! За что вы бы могли похвалить себя?
– Какие препятствия нам пришлось преодолеть на пути к сокровищам?
– Какое из них показалось вам самым трудным?

А теперь настало время заглянуть в мешочек и рассмотреть космические сокровища.
(плавный переход к совместной деятельности )


Название: Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «Космическое путешествие»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Подготовительная группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ Сявский детский сад «Колокольчик»
Месторасположение: р.п. Сява, Шахунский район, Нижегородская область

Задачи:

  • Формировать навыки счета (счет в пределах 20; отсчет единицами, десятками).
  • Закрепить умение сравнивать по количеству: понимать и правильно употреблять понятия «больше», «меньше», «равно».
  • Формировать начальные чертежные навыки: закреплять умение строить по чертежу, узнавать и правильно называть геометрические фигуры.
  • Упражнять в звуковом анализе слова.
  • Развивать логическое мышление.
  • Продолжать формировать временные представления: дни недели, месяцы.

Ход занятия:

Раздается телефонный звонок. Воспитатель берет трубку.

1 воспитатель – Да…, я поняла. Ребята, у меня для вас новость. Сейчас звонили ученые из обсерватории и сообщили, что с планеты Луна поступают сигналы SOS. Что это за сигналы? Да, сигналы бедствия. Посылает их наш любимый герой мультика и передачи «Спокойной ночи, малыши» Лунтик. А утром на наш адрес пришел конверт с картой звездного неба и чертежом. Что будем делать? (Предложения детей). В письме еще была записка:

Приглашаем всех детей

В путь отправиться скорей.

Ждут вас испытания, сложные задания!

Испытать себя хотите? Построить ракету поспешите!

Рассмотрим чертеж. Расскажите сколько, какие по размеру и какой геометрической формы детали нам необходимы.

Дети строят из мягких модулей ракету. Звучит «космическая» музыка.

Ребята занимают места в ракете.

1 воспитатель – С вами говорит руководитель управления полетом. Космическому экипажу к старту приготовиться. Пристегнуть ремни.

Ребенок - Нам в окошко звезды светят,

Наступил полета час.

Мы с ребятами в ракете

На Луну летим сейчас.

1 воспитатель – Начать отсчет единицами, десятками… Старт! Преодолеваем земное притяжение. Мы вышли на орбиту. Отстегнуть ремни.

А теперь я расскажу вам историю про Лунтика. Садитесь поудобнее.

Однажды Лунтик пригласил в гости своих друзей: дядю Шнюка, дядю Корнея, Милу и Кузю. Сколько друзей пригласил он в гости? (четырех друзей).

Приглашал он друзей в субботу и просил прийти в гости на следующий день. Какой это будет день недели? (воскресенье).

Гости были у Лунтика в воскресенье, а в следующие три дня друзья договорились сходить в Лунопарк покататься на роликах. В какие дни недели друзья будут кататься на роликах? (понедельник, вторник, среда).

У кузнечика Кузи день рождения в пятницу, но готовиться к празднику он начал за два дня до этого. Какие это дни? (среда, четверг). День рождения у него наступит в первый день после апреля. Какой это день? (1 мая).

Мы начали наш путь, с какой планеты? (Земля) А сейчас приближаемся к другой.

2 воспитатель – Ребята, вы на планете Геометриус. Любимая наука народа, населяющего эту планету – геометрия. Сейчас посмотрим, нравится ли она вам.

Игра «Узнай фигуру»

Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают соответствующую геометрическую фигуру из находящихся перед ними.

1. И похож на блюдце я.

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я, друзья, такой? (круг)

2. На всех нас посмотри.

У нас всего, у нас всего,

У нас всего по три:

Три стороны и три угла,

И столько же вершин.

И трижды трудные дела

Мы вместе совершим.

Все в нашем городе друзья,

Дружнее не сыскать.

Мы все семья,

Нас каждый должен знать! (треугольник)

3. Углов у нас не три, а больше на один.

Узнай нас поскорей,

Мы этого хотим! (прямоугольник)

4. Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад!

Как зовут его? (квадрат)

Жители этой планеты увлекаются астрономией и просят вас помочь им пересчитать звезды.

На карточках дети пересчитывают звездочки и ставят нужный знак (равно, больше, меньше) между звездами и цифрой.

2 воспитатель – Ближайшая к планете Геометриус – планета Рассуждалка, где живет очень умный народ. Они любят порассуждать и предлагают нам заняться тем же.

«Ответь да или нет – быстро»

В пустом стакане есть орехи?

Снег идет летом?

Солнце светит ночью?

Суп едят вилкой?

Кошка боится мышку?

Листья желтеют осенью?

Морковь бывает синяя?

Воробей это птица?

Яблоки созревают весной?

У машины 4 колеса?

Тетрадь похожа на прямоугольник?

Берлога медведя на ветке?

Медведь домашнее животное?

Ребята, сильный звездный ветер подхватил и унес с собой с планеты Рассуждалка некоторые буквы. И теперь ее жители в большом затруднении – ни почитать нормально, ни письмо написать. Давайте им поможем и правильно выполним задание в конвертах (дети вписывают пропущенные буквы в словах на карточках).

А сейчас я предлагаю вам выйти в открытый космос полетать (физминутка). Пока играет музыка, летаем. Музыка закончилась – объединяемся в заданное число (по два, по три, по четыре).

1 воспитатель - Вам здесь понравилось? Я рада.

Но на Луну спешить нам надо.

На этой планете Лунтик мается,

И в нашей помощи нуждается.

Лети-и-и-им! И вот мы на Луне. Давайте сделаем подарок Лунтику: нарисуем его портрет. К графическому диктанту готовы?

Графический диктант.

Появляется игрушка Лунтик: « Как я рад вас видеть. Здравствуйте! Я засмотрелся на лунный свет и Луна притянула меня к себе. Но я уже успел полюбить Землю и хочу жить только на ней. Там мои друзья! Возьмите меня с собой!»

Дети дарят Лунтику его портреты и занимают места в ракете.

«Про Лунтика».

Каждый день мы встречи ждем,

К телевизору идем.

Здесь про Лунтика рассказ,

И для вас он и для нас.

Он сиреневый такой

И немного озорной.

Кругленькое брюшко

И четыре ушка.

Если грустно, не беда. Помогает доброта.

Лунтик, милый и смешной, подружились мы с тобой.

Кузя с Лунтиком дружок

И с Пчеленком хорошо.

Даже рак Чики-бряк

Без него не смог никак.

Передачу смотрим с ним –

Лишь потом спокойно спим.

День промчится, а потом,

Встреча будет перед сном!

2 воспитатель – Экипаж, поздравляю вас с прибытием! Снять скафандры.

Вам понравилось космическое путешествие?

Каждый из вас молодец!

Путешествию – конец!

С математикой, грамматикой дружите

Знания свои копите.

Пусть помогут вам старанье,

Память, логика, вниманье!

Лунтик угощает детей «космическими» чупа-чупсами.

Тема: Путешествие в космос.

Задачи:

образовательные

развивающие

воспитательные

Материалы и оборудование : А, З, Б, У, К, А ; звёзды со слогами; предложение «В добрый путь!», Азбука

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 35

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: « Полёт в космос»

Подготовила и провела

воспитатель: Кумушбаева Лилия Васильевна

Апрель, 2013 год

Итоговое занятие по обучению грамоте

в подготовительной группе № 4.

Тема: Путешествие в космос.

Задачи:

образовательные – продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных;

развивающие – закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом и составлении схем, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;

воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование : ракета; изображения космических объектов: планета, чёрная дыра, комета, звездопад; звёзды с буквами А, З, Б, У, К, А ; звёзды со слогами; предложение « В добрый путь!», разделённое на слоги; фонограмма старта космической ракеты; карточки со слогами; учебник « Азбука »; рисунок звезды для гимнастики для глаз; цветные фишки для звукового анализа слова.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

Воспитатель (В): – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети (Д): – Здравствуйте.

  1. Эмоциональная настройка.

В: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Д: – Хорошее, радостное, веселое.

В: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

III. Беседа о времени года.

В: – Ребята, какое время года наступило?

Д: – Наступила весна.

В: – Весна какая?

Д : – Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная.

В: – Какие весенние месяцы вы знаете?

Д: – Март, апрель, май.

В: – Какой сейчас месяц?

Д: – Сейчас месяц апрель.

  1. Постановка учебной задачи.

Д: – Вся страна отмечала день Космонавтики.

В: – Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос, потому что жители планеты Грамотейка – грамотейцы просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем вернуть её? Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание грамотейцы будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться.

Но зато умеет это

Делать быстрая …

Д (хором ): – Ракета.

В: – Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.

  1. Артикуляционная гимнастика (выполняется хором) .

Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

Им – им – им, на ракете полетим.

Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.

Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

VI. Игра «Образуй прилагательные от существительных»

В: – Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос какой? Весна – весенний, дождь – дождливый, звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, лето – летний, дерево – деревянный, стекло – стеклянный, бумага – бумажный, золото – золотой, серебро – серебряный, соль – солёный, холод – холодный, лес – лесной, снег – снежный, книга – книжный.

В: – Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, вам надо составить предложение из слогов: В доб – рый путь. (Составление предложения)

В: – Прочитайте, что у вас получилось.

Д: – В добрый путь!

В: – Молодцы. За это задание грамотейцы прислали нам первую звезду (А ). Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. (Звук запуска ракеты)

VII. Деление слов на слоги.

В: – На нашем пути три планеты – «Слогознайки». На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трёх слогов. Космические пираты напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах картинки посмотрите на них внимательно и произнесите это слово, определите количество слогов в этом слове.

Д: – Кот, слон, кит, волк, тигр, еж. Эти слова состоят из одного слога

Д : –Лиса, кошка, заяц, медведь, кролик, коза. Эти слова состоят из двух слогов.

Д: – Курица, колобок, корова, лошадка. Эти слова состоят из трёх слогов.

В: – Молодцы, помогли словам вернуться домой. За это грамотейцы прислали нам вторую звезду (З ).

Всё комета облетела,

Всё на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора –

Это чёрная…

Д (хором): – Дыра.

VII. Звуковой анализ слов.

В: – Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. (Анализ слова дыра )

В: – Сколько слогов в слове дыра ?

Д: – В слове дыра два слога ды – ра .

В: – На какой слог падает ударение?

Д: – Ударение падает на второй слог.

д ].

Д: – Звук [ д ]согласный, твёрдый, звонкий.

В: – Охарактеризуйте звук [ ы ].

Д: – Звук [ ы ] гласный, безударный.

В: – Дайте характеристику звуку [ р ].

Д: – Звук [ р ] согласный, твёрдый, звонкий.

В: – Дайте характеристику звуку [ а ].

Д: – Звук [ а ] гласный, ударный.

В: – Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили третью звезду (Б ) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.

VIII. Физкультминутка.

В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)

Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)

А внизу леса, поля – (наклоны вперёд)

Расстилается земля. (дети разводят руки в стороны)

В: – На нашем пути следующее испытание.

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его – полоска света,

А зовут объект…

Д (хором): – Комета.

IX. Составление схем предложений.

В: – На хвосте кометы разместились слова, В этих словах, вы должны поймать звук (з) . Телескоп, звезда, солнце, созвездие, звездочет, астроном, космонавт (если в слове есть звук з дети хлопают руками)

В: – Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (У ). А на нашем пути следующее испытание.

Рассыпалось к ночи зерно,

Глянули утром – нет ничего.

Д : – Звёзды .

X. Гимнастика для глаз

В: – Давайте нарисуем звезду глазами по стрелкам (смотри приложение № 1).

В: – Подберите родственные слова к слову звезда.

Д: – Звёздочка, звёздный, созвездие, звездочет, звездолёт, звездопад.

В: – Что такое родственные слова?

Д: – Слова родные друг другу.

В: – Как понимаете слово звездопад ?

Д: – Явление, когда падают звёзды.

В: – Какое это слово простое или сложное?

Д: – Это слово сложное, потому что оно состоит из двух частей.

В: – Молодцы, с этим заданием мы справились, получили звезду (К ).

XI. Игра «Составь слова из слогов».

В: – Посмотрите, с неба упали звёзды, но не простые, а со слогами. Прочитайте слоги, придумайте с ними слова: МА, КА, РО, БУ, РА, ТА, ЛЕ, МЕ, УМ, УТ, РУ, ПУ, ХО, ЗИ, ЗА, КО, СО. (Дети читают слоги и придумывают с ними слова, а потом придумывают с этими словами предложения).

В: – Молодцы, и за это задание нам дали звезду (А ).

В: – Вот мы и долетели до планеты Грамотейка, выполнили все задания космических пиратов и теперь можем узнать, какую же книгу они похитили.

Д: – АЗБУКА.

В: – Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:

Д (хором): – Из полёта возвратились

И на Землю приземлились.

XII. Подведение итогов.

В: – Вот мы и вернулись домой. Чем мы занимались сегодня на занятии?

Д: – Составляли слова из слогов, делали звуковой анализ слов, придумывали предложения, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в словах, из имён существительных образовывали имена прилагательные, отгадывали загадки.

В: –На этом наше занятие окончено, попрощайтесь с гостями.

Д: – До свидания.

Список использованной литературы:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – 6-ое изд., исправленное и дополненное – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  2. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
  3. Ковригина Т.Е., Шеремет Р.Е. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания. Разрезная азбука – Волгоград: Учитель, 2009.

Приложение № 1.

Рисунок звезды для проведения гимнастики для глаз.

Дети рисуют звезду глазами по стрелкам, не поворачивая головы.