Усадьба фон дервиза в кирицах. Усадьбы фон дервизов История усадьбы фон Дервиза

В Рязанской области сохранились красивые усадьбы. После посещения усадеб в Столпцах и Коленцах мы отправились в деревню Соха и районный центр Старожилово, которые были имениями известного и очень богатого рода фон Дервизов.

В этих населенных пунктах частично сохранились псевдоготические усадебные постройки предположительно авторства знаменитого архитектора Ф.О. Шехтеля, в Старожилово поработал и другой столичный зодчий А.Ф. Красовкий. Столько громких имен в отдаленной Рязанской глубинке не могли оставить нас равнодушными. Несмотря на то, что организованные экскурсионные группы привозят сюда очень редко, любители живописных исторических развалин наведываются в эти места постоянно. Мы не стали исключением, за годы наших самостоятельных путешествий научились читать буквально каждый камень, и то, что для других всего лишь руины, для интересующегося человека превращается в уникальный туристический объект с богатой историей.

Усадьбы фон Дервизов Соха и Старожилово в Рязанской области

По дороге в Соху мы проезжаем местечко с забавным названием Суйск. Здесь еще можно увидеть храм Бориса и Глеба, построенный в 1850 г.


храм Бориса и Глеба

Он находится в крайне печальном состоянии, колокольня церкви давно разобрана. Внутри, говорят, сохранилось несколько фресок, но так как дверь была закрыта, мы не смогли в этом убедиться.

Наконец мы проезжаем между искусственными прудами и оказываемся в бывшей усадьбе фон Дервизов Соха.


фон Дервизов Соха

Здесь сохранилось достаточно много каменных зданий бывшего дворянского имения, но в основном они в заброшенном состоянии.


Каменные постройки

Особенно печально смотреть на когда-то шикарный дворец, который стоит без крыши и едва виден за зарослями.


когда-то шикарный дворец

Хорошо, что мы приехали зимой и к стволам и веткам не добавляется еще и листва.


Развалины

Местные старожилы рассказывают, что это был вовсе не жилой дом, а железнодорожный вокзал, очень похожий на старое здание Павелецкого в Москве.


железнодорожный вокзал

Такое совпадение при изучении оказывается вовсе не случайным, да и предположение о назначении этой постройки тоже имеет все основания. Дело в том, что в XIX веке владения в Старожилово и Сохе приобретает миллионер Павел Григорьевич фон Дервиз, который был известен и разбогател благодаря строительству железных дорог. Сначала он хотел устроить здесь обширные усадьбы с конным двором, парком, картинной галереей и многими другими нужными и не очень развлечениями и хозяйственными постройками. Однако в конце жизни в 1874 г. он разъехался с женой и она с детьми, во время своего пребывания в Рязанской губернии, жила в Старожилово. Там был усадебный дом, конный завод и еще много всяких построек. Из Старожилово до Сохи сейчас на машине ехать минут двадцать, на лошадях допустим было побольше, но все равно не много. Зачем же было строить два жилых дома так близко друг от друга? Зато в Сохе работал завод по производству вина, и можно предположить, что для его нужд вполне могли задумать проложить железную дорогу. К тому же архитектором Павелецкого вокзала в Москве по некоторым данным был А.Ф. Красовский, который строил для фон Дервизов дома в Петербурге, а также является автором храма Петра и Павла в Старожилово. Говорят, что у этой церкви он и был похоронен. Может именно он и возвел этот удивительный дворец в Сохе, похожий на другое свое творение. Однако некоторые признаки больше склоняют нас к версии, что все-таки это был жилой дом. Во-первых, рядом с ним мы до сих пор видим ледник - прототип современного холодильника.


жилой дом

Не знаю, так ли необходим он был на вокзале. Кроме того, железной дороги здесь так и не появилось, а дом все-таки был построен. Если бы это был вокзал, наверное, работы бы велись параллельно. Ну а то, что касается целесообразности возведения двух жилых особняков в соседних имениях, то состоятельные фон Дервизы вполне могли себе это позволить.

Сейчас здание стоит без крыши, а это, скорее всего, ускорит его разрушение.


С одной стороны располагается местная администрация, к которой ведет еловая аллея.


С другой парадной стороны вдоль всего дворца идет липовая аллея.


липовая аллея

Сохранился оригинальный декор окон и лепнина в некоторых помещениях.


Детали усадьбы

Выходим за ограду и идем к бывшему конному двору, который сохранился лучше всего.


Конный двор

Судя по тому, что ворота закрыты, возможно, его используют как склад или гараж, за ним полуразрушенная каретная.


полуразрушенная каретная

Внутри мы увидели милое граффити с лошадками. Ведь именно разведение лошадей стало одним из главных дел жизни младшего сына Павла Григорьевича фон Дервиза - Павла Павловича.


граффити с лошадками

Бравый гусар и любитель женщин, во время военной службы проникся страстью к скакунам и математике. Именно этим он всю жизнь и занимался, так что можно сказать, что, несмотря на все удары судьбы, он был счастливым человеком. В Старожилово для строительства конного завода был приглашен знаменитый архитектор Ф.О. Шехтель, уже построивший этой семье дворец в Кирицах. Некоторые здания в Сохе, возможно, тоже были построены по его проекту, документальных подтверждений этому нет. Павел Павлович фон Дервиз занялся у себя в усадьбах разведением лошадей. В Старожилово рысистых и верховых, в Сохе в основном тяжеловозов. Конный двор в Сохе был рассчитан всего на тридцать голов, в Старожилово поголовье было довольно многочисленное, около трех тысяч скакунов. Занимались на заводе и племенной работой, улучшая качества пород. Другой страстью богатого дворянина была математика. Он получил в Москве соответствующее образование и стал преподавать этот предмет в Пронской гимназии. Во время Первой мировой войны Павел Павлович из патриотических чувств сменил фамилию фон Дервиз на Луговой, именно так она переводилась на русский с немецкого. Потом случилась революция. Несмотря на то, что Павел Павлович Луговой ее принял и добровольно отдал всю свою собственность, его происхождение не давало покоя новой власти. Жители Старожилово во время предупредили его об опасности, и он уехал в Петербург. Через какое-то время Павла Павловича поймали и отправили в Москву в Бутырскую тюрьму, где он перенес тиф. Ему грозил расстрел, но вмешательство бывших учеников спасло Лугового от этой участи. Он вернулся в Старожилово, получил надел земли, по прежнему преподавал математику. Одним из его учеников был будущий великий полководец Г. Жуков. Однако власть не оставляла Павла Павловича в покое, через какое-то время он решился переехать в Тверскую область, в село Максатиха на родину жены. Там они работали учителями и умерли во время войны с фашистами. Павел Павлович Луговой, человек со сложной судьбой, который оставил после себя добрую память и несколько архитектурных шедевров, благодаря которым мы немного лучше узнаем о том, какой была Россия.

В Сохе сохранилось еще одно готическое здание, предположительно это дом управляющего.


дом управляющего

В советское время в нем размещался детский сад, сейчас двери заколочены, а окна заложены кирпичом. На другой стороне пруда мы видим руины винного завода.


руины винного завода

Едем туда. Практически повсюду одни развалины.


Руины винного завода

Лучше всего сохранилась высоченная каменная труба.


руины винного завода

Парк вокруг сильно зарос.


Говорят, где-то в зарослях сохранилось подземное хранилище, где когда-то стояли бочки с вином. На другой стороне видим каретный сарай, в котором только что были.


каретный сарай

Едем дальше в сторону Старожилово. В прошлый раз мы въезжали в этот населенный пункт с другой стороны, было очень холодно и мы быстренько осмотрели конезавод и уехали. На этот раз удалось увидеть побольше. Сначала подъехали к уже упомянутому мной храму Петра и Павла.


Храм Петра и Павла

Он недавно восстановлен и выглядит очень нарядным, как праздничный торт.


Храм Петра и Павла

Внутрь не заходили. Проезжаем мимо площади с памятником Ленину и вот мы уже на территории конного завода.


Памятник Ленину

Оказывается кроме основного здания, где до сих пор содержатся лошади, есть еще много исторических построек.


Старожиловский конный завод

Надеюсь, что до этого не дойдет.

Старожиловский район богат достопримечательностями, за одну поездку можно осмотреть усадьбы в Истье, Старожилово и Сохе, храмы в Перевлесе и Коленцах. И находится это все примерно в пятидесяти километрах от Рязани. Я была очень рада, что наконец-то здесь побывала и увидела практически все знаменитые усадьбы фон Дервизов на Рязанщине.

Но мало кто знает, что и в черте Рязани вполне себе сохранилась четвёртая по счёту барская усадьба предприимчивого семейства. В в Рязани, в той его части, где обосновались частные домики и в равной степени рассредоточились как славяне, так и цыгане высится дом с колоннами. И подступить к этому строению можно через карьерную лестницу органов государственной власти либо через забор. Причина в том, что бывшей усадьбе (в отличие от многих) повезло: здание на Коняева, 52 отреставрировано, территория благоустроена и служит на пользу в качестве гостиницы правительства Рязанщины, и потому пребывает под неугомонной охраной.

Барский дом, который скрывается сегодня за ивами и клёнами в каскаде прудов — бывшее имение Михаила Григорьевича фон Дервиза, родного брата Павла Григорьевича, того самого, что в 1863 году рискнул вложиться в прокладку железной дороги от Москвы до Рязани.

История села тесно связана с местным храмом: значится в окладных книгах за 1676 год. В числе же владельцев села значились и стольник Лаврентий Полонский, и штатский советник Андрей Кропотов, и барин Андрей Петрович Боде, и уездный предводитель дворянства Пронского уезда Рязанской губернии, коллежский советник Михаил Григорьевич фон Дервиз.

Старший брат Михаила - Павел Григорьевич - отличился за свою жизнь безусловной гиперактивностью. На всю Россию он прославил себя строительством железной дороги от Москвы до Рязани, от Рязани в Козловском направлении, за что получил прозвище русского Монте-Кристо. - это уже приобретение сына Монте-Кристо Сергея Павловича фон Дервиза, которому приглянулось сие местечко, служившее в течение 112 лет зеркальной фабрикой, которая пришла в конечном итоге в полное запустение. В наследство - как детям, так и многочисленным братьям - он оставил раскрученный бизнес. Своё намерение построить в он (по причине переезда из-за болезни детей) делегировал как раз брату Михаилу, но по-настоящему оно расцвело при его сыне Павле Павловиче фон Дервизе. Он же занялся и развитием коневодства - приобрёл , которой, к слову, единственной из четырёх менее всех повезло в вопросе сохранности (зато удалось возродить).

Усадьбу в Дягилево Михаил Григорьевич купил в 1881 году. Каменный дом он перестроил по своему усмотрению, создав по тогдашним меркам некое подобие дворца. Поселился в окружении прудов, завёл большую семью. По воспоминаниям его племянника, художника Владимира Димитриевича фон Дервиза, Михаил Григорьевич имел характер мягкий и добрый. К тому же хорошо играл на скрипке, любил общество, особливо молодёжь. В гостях у него постоянно бывали актёры, писатели, учёные. Они устраивали пикники, домашние спектакли и музыкальные вечера, на которых выступал брат хозяина Николай фон Дервиз - известный оперный певец и исполнитель романсов, а также дочь Михаила Григорьевича от первого брака Елена. Вообще отец очень любил и баловал своих многочисленных детей. Прекрасно вёл Михаил Григорьевич и хозяйство: изобретал и улучшал, много строил, увеличивал надои коров, экспериментировал с удобрениями, публикуя об этом брошюры.

По наследству имение в Дягилево перешло к Нине Михайловне фон Дервиз, 1880 года рождения, дочери Михаила Григорьевича и его второй жены Зиновии Густавовны. Нина Михайловна впоследствии вышла замуж за двоюродного брата, родного племянника своего отца, Павла Павловича фон Дервиза, владельца имений в Старожилово и Сохе, от которого родила дочь. Бракосочетания не самых прямых родственников в те глухие дворянские времена считались нормой. Впрочем, через год Нина Михайловна рассталась с мужем-кузеном, и с 1912 года они официально числились в разводе. После этого она поселилась с дочерью Тосей и сестрой Еленой в своём имении в Дягилево.

С приходом советской власти всё имущество Нины Михайловны фон Дервиз было национализировано. Её саму 25 августа 1919 года арестовали вместе с братьями и отправили в Москву в Покровский лагерь. 25 октября 1919 года перевели в Новоспасский лагерь. Летом 1920 года после неоднократных просьб о её помиловании Нина Михайловна фон Дервиз была освобождена и вернулась в Дягилево к своей дочери и сестре Елене, но уже на выделенную крестьянской общиной землю. Спустя какое-то время Нина Михайловна с Тосей переехала к своей родной сестре Вере в Ленинград в коммунальную квартиру, где все вместе они пережили блокаду.

Усадьбу фон Дервизов в Дягилево, естественно, разграбили. Ну а бывший барский дом в советские годы отдали под школу №30, пока для оной не построили новую. Позже в усадьбе устроили гостиницу обкома КПСС, которую, как говорили, любила посещать хозяйка города Надежда Чумакова. В общем, за свои годы дом повидал немало лиц, и пока фортуна ему улыбается - здание всё ещё полезно для людей, хоть и не самых простых.

УСАДЬБА С. П. ФОН ДЕРВИЗА В КИРИЦАХ moscowhite wrote in April 22nd, 2009

Друзья! Я принял решение в случае с усадьбами расширить, если можно так выразиться, географические рамки Москвы. Во-первых, псевдоготические памятники почти никогда не несли характерных черт архитектуры той местности, где они строились. Во-вторых, многие архитекторы, строившие эти усадьбы, внесли огромный вклад в московскую архитектуру. Ф. О. Шехтель - безусловно, из их числа. С него-то я и начну наше путешествие по "Готической России".

Фон Дервизы появились в России очень давно. Их предки – дворяне, рязанские помещики из обрусевшей немецкой семьи, которая переехала в Россию из Гамбурга в далеком XVIII столетии. В Германии они носили фамилию Визе – так, например, Генрих-Дитрих Визе когда-то был старшим бургомистром Гамбурга. Приставка «Фон Дер» появилась позднее, уже в России, во времена российского императора Петра III, который присвоил дворянское звание главе этого семейства Иоганну-Адольфу Визе за его «прилежные труды» в Юстиц-коллегии.

Известный российский предприниматель Павел Григорьевич Фон Дервиз родился, как и его предки, на юге Рязанской губернии – в городе Лебедяни, в семье директора Гатчинского сиротского института. Сначала он пошел по привычной стезе государственной службы, как и его родитель, но в 1857 году Павел Григорьевич оставляет интендантство и начинает новое для себя дело – строительство железных дорог. В 1859 году он получил от правительства лицензию на строительство железной дороги от Москвы до Рязани, став председателем правления Общества Московско-Рязанской железной дороги. Позднее, в 1866 году Фон Дервизом была построена Рязанско-Козловская ветка, которая за счет большого грузооборота начала приносить хорошую прибыль. Павел Григорьевич стал одним из богатейших людей России – он владел недвижимостью в Москве и Петербурге, во Франции и Швейцарии, имениями в Рязанской губернии, пароходами на Волге.

Павел Григорьевич Фон Дервиз.

Но в личной жизни удача его оставила – его детей поразила тогда еще малоизученная, практически неизлечимая и потому страшная болезнь – костный туберкулез. Он пытался спасти их, бросил все, увез детей во Францию, на Лазурный берег, построил там, в Ницце, свою знаменитую виллу Вальрозе. Сделал все возможное и невозможное, чтобы вылечить своих детей. Не забыл при этом и местных ребятишек – открыл в Ницце школу, которой впоследствии было присвоено его имя. Когда его сын Владимир скончался, Павел Григорьевич пожертвовал 400 тысяч рублей на строительство детской больницы в Москве. Сооруженная по проекту архитектора Р. А. Гедике при участии петербургского педиатра К. А. Раухфуса, она была открыта в Сокольниках в 1879 году. Великолепно оснащенная и спланированная, больница эта стала новым словом в медицине (сейчас она известна как Русаковская). Но в 1881 году, не в силах вынести кончину любимой дочери Вари, Павел Григорьевич Фон Дервиз умер от сердечного приступа.

Его старший сын, Сергей Павлович, выпускник Московской консерватории, продолжил дело отца: строил железную дорогу от Москвы до Рязани, вместе с бароном Фон Мекк сооружал пути от Петербурга до Москвы. Часть огромного наследства он потратил на строительство усадьбы в селе Кирицы в Ярославской губернии. Новый хозяин имения замостил кирпичом дорогу, ведущую к станции Проня, и в 1887 году поручил молодому, тогда еще мало известному архитектору Шехтелю перестроить барский дом. К тому моменту Федор Осипович еще не построил ни знаменитого дома Рябушинского, ни Ярославского вокзала, ни особняка Морозова. По сути дела, и стиля модерн как такового еще не существовало, но Шехтель, как человек невероятно талантливый, в своей без сомнения выдающейся работе переосмыслил каноны европейской средневековой архитектуры, и на основе псевдоготики создал удивительный, легкий и воздушный романтический стиль, который позднее стали называть «стилем Шехтеля».

Центральную часть двухэтажного здания украсил портик, увенчанный декоративными башенками со шпилями. Изящно выглядел угловой особняк, его балкончик поддерживали крылья могучего орла. С центральной частью особняк соединила стеклянная галерея, соседствующая с крепостной башней с зубцами. Дом поставлен фасадом к оврагу, к которому сбегают две монументальные лестницы и пандусы. Расходясь в стороны, лестницы снова сходятся и вливаются в широкую террасу с верхним гротом. Отсюда уже общая широкая лестница спускается в партер, замыкаемый нижним гротом, сложенным из диких камней. Ниже грота шли пруды, а за прудами раскинулся фруктовый сад. Перед гротом, у начала сбегающих вниз лестниц, когда-то на высоких пьедесталах находились мощные бронзовые кентавры. Через глубокий овраг пролег каменный «мост любви», украшенный светильниками. Пройдя тенистые аллеи, гости Спасского уездного предводителя дворянства Сергея Павловича Фон Дервиза попадали к «Красным воротам» - двум стрельчатым башням, связанным арочным мостиком.

Но вскоре выяснилось, что Сергей Павлович не унаследовал от отца главное – его коммерческий талант. Дела у него шли все хуже и хуже, вышло даже так, что в конце 80-х годов XIX века его имущество находилось под опекой. Для того чтобы смыть это постыдное пятно с репутации фамилии Фон Дервиз, хлопотали такие фигуры, как Константин Победоносцев и Сергей Витте. Но Сергей Павлович все равно оставил фамильное дело. После смерти матери он продал свою недвижимость и перебрался с дочерью и женой в Париж, где и окончил свои дни. В 1908 году владельцем усадьбы Кирицы становится князь Горчаков, который, однако, ни разу там не появился, доверив хозяйство своим управляющим. После революции в дворянском поместье размещались сельскохозяйственное училище им. Карла Либкнехта, затем техникум, позднее - дом отдыха. С 1938 года в бывшем дворце барона Фон Дервиза открыли санаторий для детей, больных костно-суставным туберкулезом. Это весьма нетипично для беспамятного советского времени, но таким образом свершилась подлинная историческая преемственность. Не так давно в усадьбе началась реставрация, и обветшавшему за десятилетия советской власти дворцу постепенно возвращается первозданный величественный вид.

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: 4044415

Фото: http://imgsrc.ru/main/user.php?user=yo

Фото: http://imgsrc.ru/main/user.php?user=yo

Фото: http://imgsrc.ru/main/user.php?user=yo

Фото: http://imgsrc.ru/main/user.php?user=yo

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: 4044415

Петербург заслуженно называют музеем под открытым небом. Особым культурным достоянием являются его театры, каждый из которых имеет неповторимый архитектурный облик.

Среди них, в центре Петербурга, красуется небольшой уютный особняк на улице Галерной, в конце XIX века принадлежавший барону Сергею Петровичу фон Дервизу.

История особняка включает несколько эпох. От домашнего театра фон Дервизов до театральной площадки Всеволода Мейерхольда, от советского Дома культуры до театра Юрия Александрова.

Первым владельцем особняка был знаменитый государственный деятель первой половины XVIII века кабинет-министр при Анне Иоанновне А.П. Волынский, казненный в 1740 году за участие в заговоре против герцога Бирона. Затем домом владела его дочь, вышедшая замуж за графа И.И. Воронцова. Одно время дом принадлежал купцам Шнейдеру, Балабину, затем князю Репину. В 1870 году архитектор Ф.Л. Миллер переделывает фасад и надстраивает еще один корпус.

В 1883 году молодой барон, потомок старинного немецкого рода Визе, происходившего из Германии, действительный тайный советник и камергер Сергей Павлович фон Дервиз (1863 - 1918) решил перестроить обычный доходный дом, превратив его в сказочный дворец эпохи модерна. Сделать это он поручил Петру Шрейберу. Архитектор перестроил особняк, уделив главное внимание интерьерам, в которых эпоху модерна сменяет ампир, елизаветинское барокко - классицизм, неожиданно теряясь в неге пышного мавританского стиля.

Судьба барона фон Дервиза - загадка.
Сергей Павлович был профессиональным музыкантом. Он окончил Московскую консерваторию. Владел рудниками и поместьями в Киевской, Рязанской и Оренбургской губерниях. Много занимался благотворительностью, был избран почетным членом Петербургского драматического общества. Неожиданно для всех имущество барона оказалось под опекой. В рассмотрение обстоятельств дела фон Дервиза вмешались влиятельные государственные деятели С. Витте и К. Победоносцев: опеку сняли, и честное имя барона удалось спасти. Вскоре С. Дервиз отошел от дел и, распродав всю недвижимость в Петербурге и Москве, навсегда уехал с семьей в Париж, где его след потерялся.

В 1902 году дом со стороны набережной был надстроен на два этажа, утратив при этом вид особняка. В 1909 году особняк на Галерной и часть дома на Английской набережной купил шталмейстер двора, председатель общества призрения бедных детей в Петербурге Н.Н. Шебеко. Его мать приходилась племянницей жене Пушкина Наталье Николаевне и дружила со светлейшей княгиней Е. Юрьевской, тайной женой императора Александра II. Новый хозяин частично реконструировал дома фон Дервиза по проекту архитектора А.П. Максимова. В таком виде здания дошли до наших дней.

Пора театрального расцвета особняка фон Дервиза приходится на два периода: начало XX века - эпоха Всеволода Мейерхольда и начало XXI века - эпоха Юрия Александрова.

В октябре 1910 года Мейерхольд создал «Дом интермедий», где творил под псевдонимом Доктор Дапертутто. Это имя ему придумал известный поэт М. Кузмин. Оно возникло из практических соображений (режиссер, состоявший на государственной службе, не мог работать под своим именем в других театрах) и на несколько лет стало обозначением двойника Мейерхольда.

У Мейерхольда началась жизнь в двух этажах. В верхнем этаже он режиссер императорских театров; здесь он ставил спектакли в духе театрального традиционализма, пытаясь воскресить живущую в искусстве старых мастеров Александринки эстетическую память великих театральных эпох. В нижнем - в лабораторных опытах рвет связи с устоявшимся театральным языком, разрабатывает идеи Театра будущего. В итоге, небольшая сцена особняка фон Дервиза стала в начале ХХ века одной из главных испытательных площадок режиссерской революции театра.

«Дом интермедий» представлялся Мейерхольду как содружество самых разнообразных людей искусства, своеобразным художественным клубом, куда бы они бескорыстно несли «живые творческие импульсы». Он мечтал о свободном обмене новыми идеями, где между творческой дискуссией и художественным экспериментированием почти не было бы дистанции. На афишах и в программах кабаре именовалось «Товариществом актеров, писателей, музыкантов, художников». Мейерхольд искал в то время единомышленников, не обремененных стереотипами театрального мастерства.

Первая программа «Дома интермедий» не имела ничего общего с обычным театральным спектаклем. Крупных актеров Мейерхольд для выступлений в «Доме интермедий» решил не приглашать. Ему была нужна молодежь, недавно окончившая театральные школы, способная отказаться от привычных форм сценического существования.

В репертуар «Дома интермедий» вошли стилизованная М. Кузминым «пастораль с песнями и плясками» «Голландка Лиза», сменившаяся пантомимой «Шарф Коломбины», которую Мейерхольд обозначил как «трагический балаган», и пародийная буффонада «Блэк энд Уайт» («Черное и Белое»), с которой контрастировали песенки М. Кузмина, простодушно наивные и глубоко серьезные.

Из всей кабаретной братии - людей серьезных, не совсем серьезных и совсем несерьезных - Мейерхольд был единственным, кого в кабаре привела ясно осознанная цель: поиски нового театрального языка. Он вложил в «Дом интермедий» невероятно много сил. Постановки Доктора Дапертутто - начало новой режиссерской манеры. Здесь Мейерхольд работал не только на «сегодня», но и для будущего, впрок, до той поры, когда его идеи смогут быть до конца и правильно прочитанными.

Несмотря на блистательные сценические эксперименты, «Дом интермедий» был вынужден прекратить свое существование в связи с финансовыми проблемами в конце 1911 года. И только почти через 90 лет особняк фон Дервиза обрел новую театральную жизнь.

Как и «Дом Интермедий» Мейерхольда, «Санктъ-Петербургъ Опера» была создана в «нижнем этаже», с одним отличием: Александров - режиссер Мариинского театра - не выбрал себе псевдонима.

После революции 1917 года особняк был разграблен и в разные годы использовался по-разному. Сначала здесь открыли райком РКП(б), потом - Союз металлистов и Эстонский дом просвещения. Затем парадная часть со стороны Невы была приспособлена под туберкулезный диспансер, а дворовый флигель занял медвытрезвитель. Помещения, выходившие на Красную (Галерную) улицу, в 1946 году были отданы клубу рабочих Адмиралтейского завода с романтичным названием «Маяк». Долгие годы особняк влачил жалкое существование, чудом сохранив часть уникальных интерьеров.

В начале девяностых - сложное время российской истории - ДК «Маяк» был вынужден сдавать свои помещения в аренду. Кто знает, чем бы судьба особняка фон Дервиза закончилась, но в 1998 году здание передали Государственному камерному музыкальному театру «Санктъ-Петербургъ Опера».

Особняку был необходим серьезный ремонт, но труппа «Санктъ-Петербургъ Оперы», впервые обретя собственный дом, собственную сцену, все же решилась играть здесь свои спектакли. Доказывать, что здание находится в аварийном состоянии, пришлось ровно до того момента, когда произошло обрушение лепнины в зрительный зал. С потолка упала десятикилограммовая глыба (к счастью, никто не пострадал).

В итоге, благодаря усилиям Юрия Александрова с 2000 года начались восстановительные работы. Частично заменили полы и электропроводку, вставили стекла, двери, укрепили потолки. Отреставрировали Белый театральный зал, сцену, грот, фойе и артистические уборные. Воссоздали занавес с фамильным гербом барона фон Дервиза. Была проделана поистине гигантская работа по возвращению в нормальное состояние некоторых помещений здания. Так, в главном, Белом зале, выполненном в стиле барокко, был расчищен потолок, и под слоем масляной краски обнаружился удивительной красоты плафон с изображением голубого неба, в котором под облаками витают три ласточки.

За долгие годы ремонта удалось возродить из разрухи и реконструировать роскошные интерьеры особняка: Мавританскую гостиную, покрытую позолоченным орнаментом, Кленовую гостиную, украшенную живописным панно, Зимний сад, сделанный в виде причудливого грота, Красную гостиную (образец итальянского Ренессанса) и другие помещения. Восстановительные работы далеко не закончены. Руководство театра пытается возвратить былую красоту интерьерам второго здания особняка, выходящего фасадом на Английскую набережную. На сегодняшний день отреставрированы некоторые из них. Таким образом, благодаря титаническим усилиям Юрия Александрова петербуржцам возвращен один из красивейших дворцов города, жемчужина европейского модерна в его первозданном виде.

В последний день нашей поездки в Рязани снова испортилась погода, и вместо запланированной прощальной прогулки по городу мы решили посмотреть усадьбы фон Дервизов в Кирицах и Старожилово в 40 км от Рязани.

Эти усадьбы довольно необычные, а их история тесно переплетена с судьбами их основателей. Поэтому свой рассказ я начну с самих фон Дервизов.

Рязанский предприниматель Павел Григорьевич фон Дервиз (1826-1881) сколотил огромное состояние на строительстве железных дорог. В XIX веке это дело оказалось неимоверно прибыльным, особенно если вдвое завышать стоимость работ, проводить махинации с капиталами и ценными бумагами и иметь влиятельных покровителей. Став одним из богатейших людей России, он владел недвижимостью в Москве и Петербурге, во Франции и Швейцарии.

Но сейчас нас интересует не сам Павел Григорьевич, а его дети: Сергей, Павел, Варвара, Андрей и Владимир.

Старший сын Павла Григорьевича - Сергей Павлович фон Дервиз родился в 1865 году. После смерти отца он получил богатое наследство, но отцовская предпринимательская жилка ему не передалась. Занимая в основном представительские должности, Сергей вел активную светскую жизнь, тратя несметные богатства отца.

Приобретя имение Кирицы, Сергей снес влачащую жалкое существование зеркальную фабрику и на ее месте построил роскошную усадьбу. Для этого был нанят молодой архитектор Федор Осипович Шехтель. И к концу ХIХ века на берегу реки Кирицы вырос сказочный замок.

Имение было обнесено оградой. На обширной территории располагались церковь и конный двор, висячие мосты и гроты.

От дворца к лужайке полукругом спускались две величественные лестницы, рядом с которыми симметрично расположились беседки, увенчанные тритонами.

Под лестницами был устроен причудливый грот, на террасе перед ним бил фонтан. Далее можно было спуститься к прудам и саду.

Главное здание усадьбы украсили башенками со шпилями и флюгерами. Между флигелями построили застекленные переходы. Изящный балкон одного из флигелей поддерживали могучие крылья орла.

Через овраг рядом с особняком перекинули Мост любви. По преданию, с этого моста бросилась вниз девушка, безответно влюбленная в Сергея.

Сергей Павлович очень любил свое имение и с удовольствием приезжал сюда каждый год на целое лето. Но, разорившись, после смерти матери в 1908 году он продал всю свою недвижимость и навсегда уехал из России. Он умер в Каннах в 1943 году.

Имение стояло заброшенным, пока советские власти не разместили здесь училище, а затем - дом отдыха.

Младшие братья и сестра Сергея - Владимир, Андрей и Варвара - прожили очень недолго, их поразил серьезный недуг - костный туберкулез. Владимир и Андрей скончались младенцами, Варвара умерла в 16 лет. Отец не смог пережить потерю детей, он умер сразу после смерти любимой дочери.

И вот ирония судьбы: в усадьбе Кирицы с 1938 года и по сей день располагается детский санаторий, где лечатся больные костным туберкулезом дети.

Теперь перейдем к еще одному брату Сергея - Павлу Павловичу фон Дервизу.

На момент смерти отца Павлу исполнилось 11 лет, и в наследство он получил имение в деревне Старожилово. Как и старший брат, Павел был весьма обеспеченным человеком. Он увлекся разведением элитных скакунов и основал в Старожилово конный завод, причем в качестве архитектора по совету брата привлек все того же Ф.О. Шехтеля.

Начиная с 1893 года, за шесть лет здесь построили 12 зданий, включая усадьбу, сам конный завод, кузницу, дома для рабочих и церковь.

В начале ХХ века в конюшнях содержалось несколько тысяч лошадей. Элитных скакунов покупали за рубежом, рысаки побеждали в скачках. На Старожиловском заводе разводили лошадей самых престижных пород для гвардейских кавалерийских полков.

Помимо разведения лошадей у Павла было еще одно увлечение - математика. Он сдал экстерном экзамены в университете за весь курс математики и стал преподавать в им же основанной гимназии.

В годы Первой мировой войны Павел патриотично сменил немецкую фамилию, и, переведя слово «Wiese» на русский язык, стал Павлом Павловичем Луговым.

После революции Павел был арестован, его выпустили только благодаря ходатайству бывших учеников гимназии фон Дервиза. Луговой устроился преподавателем Рязанских кавалерийских командных курсов, которые открылись на базе Старожиловского конного завода. Одним из его учеников стал будущий маршал Победы Г.К. Жуков.

Но вскоре курсы перевели в другое место, Павел Павлович с семьей скитался с места на место и, в конце концов, обосновался в Тверской области. Он работал учителем математики в сельской школе, скончался Павел в 1943 году.

А конный завод, основанный Павлом Павловичем фон Дервизом, существует до сих пор.

В Старожилово у нас была еще одна интересная встреча. Прямо на асфальте паслась маленькая стайка индюков с индюшками. Курам и гусям мы уже не удивляемся, а вот индюков увидели впервые.

Когда мы захотели сфотографировать птичек поближе, от стаи выдвинулся индюк, надулся, стал поперек себя шире в два раза и, шипя, направился к нам. Он был так воинственно настроен, что мы решили убраться восвояси:)

На этом я заканчиваю рассказ об осеннем путешествии. Оно было интересным для нас, немного необычным - мы не так много мест объехали, но зато вволю порыбачили (правда, без особого улова), отдохнули и даже немного загорели. Воспоминаний хватит надолго:)

Спасибо за внимание! И до новых путешествий! :)