Существительные множественного числа в падежах в логопедии. Конспект НОД по области «Коммуникация» по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ОНР - Согласование числительного и существительного в предложном

Тема: Родительный падеж множественного числа существительных.

Цель: Учить детей правильно образовывать существительные множественного числа.

Задачи:

    Учить детей образовывать существительные в родительном падеже множественного числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы.

    Учить четко выделять последний слог существительных в родительном падеже множественного числа.

    Активизировать словарный запас слов.

    Развивать у детей языковое чутье.

    Развивать слуховое внимание.

    Воспитывать умение выслушать товарища.

Оборудование : наборное полотно с нарисованным букетом цветов,

изображения разных цветов ,

картинки изображающие лес и зоопарк,

мяч,

иллюстрация к сказке «Маша и медведь»,

корзина,

картинки с изображением ягод, грибов, овощей, орехов и т.д.


Ход занятия.

Организационный момент.

Дети давайте подумаем и назовем то, чего в группе много, и при этом выделить голосом окончание слов. Например: много столов, много штор, дверей, кукол, полок и т.д. (в случае ошибки кого-то из детей правильный вариант ответа подбирается с помощью остальных детей).

1.Дидактическая игра «Закрытый букет».

Логопед выставляет на наборное полотно нарисованный букет цветов, верхняя часть которого закрыта листом бумаги. На картине видны только концы стебельков. Логопед рассказывает о девочке Кате, которой подруги принесли закрытый букет и обещали отдать тогда, когда она догадается, букет каких цветов у них в руках. Детям предлагается помочь Кате и назвать возможные варианты.(Для наглядной опоры в случаях затруднений на наборное полотно выставляются картинки – изображения разных цветов).

Дети составляют разные предложения, четко выделяя последний слог существительных в родительном падеже множественного числа: Кате принесли букет тюльпа нов . Девочки подарили подружке букет гвоз дик. У Кати был букет лил ий .(незабу док , одуванчи ков , ландыш ей , роз и т.д.)

На этом этапе занятия важно соотнести формы существительных именительного и родительного падежей множественного числа. (принесли тюльпаны – букет тюльпанов и т.д.)

2.Дидактическая игра «Дружная семья».

Логопед рассказывает историю о дружной семье, в которой было пятеро детей, и просит ответить: сколько в семье было детских вещей, если у каждого ребенка была своя кроватка? (Дети отвечают: пять кроваток ). своя тумбочка, подушка, полка, куртка, шуба, шапка? Свое покрывало, одеяло? Свой стул, свитер? Свои брюки? И т.д. Важно выделение голосом последнего слога в образованном существительном, а также сравнение двух падежных форм одного слова.

3. Дидактическая игра –соревнование «Кто подберет больше слов».

Логопед рассказывает детям, что в дружной семье, где было пятеро малышей, все любили ходить в лес и в зоопарк.

Дети, давайте поделимся на две команды. А теперь задание для каждой команды: нужно придумать как можно больше вариантов – чего может быть много в лесу(для 1-й команды) и в зоопарке(для 2-й команды). Для сосредоточения внимания детей выставить на наборное полотно картинки, изображающие лес и зоопарк.

При подборе слов, логопед предлагает детям существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют разные типы окончаний (корней, листьев, гнезд, птиц, волков, лис и т.д). Эти существительные даются в исходной форме – единственном числе, именительном падеже. Например: В лесу ягода, ягода, ягода – значит в лесу много чего? За правильный подбор слова детям раздается по одной фишке. В случае неверного образования существительного правильный вариант подбирается всеми детьми группы.

4. Динамическая пауза . Дидактическая игра с мячом «Мамы и их детеныши».

Дети выходят из-за своих стульчиков и встают вокруг логопеда. Логопед с мячом объясняет, что каждая мама (даже у зверей) защищает своих детенышей. Вам надо поймать мяч и сказать: кого защищает зайчиха (медведица, кошка, собака, лисица, свинья, овца и т.д.)? Каждый ребенок, поймав мяч, дает ответ полным предложением: Зайчиха защищает своих зайчат - и возвращает мяч логопеду.

5.Дидактическая игра «Маша и медведь».

Логопед показывает детям иллюстрацию к сказке «Маша и медведь» и просит вспомнить о девочке, которая жила в лесу у огромного медведя. Маша готовила, убирала в избушке, а медведь приносил из леса, из огорода каждый раз полную корзинку… А вот чего – ребятам предлагается догадаться, глядя на свои картинки. У каждого ребенка своя картинка с изображением, например, орехов(ягод, грибов, огурцов, помидоров, слив, яблок, желудей и т.д.) Для создания игровой ситуации показывает детям красивую корзинку, в которую, при правильном образовании падежной формы, каждый ребенок кладет свою картинку.

6. Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова.(Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

Даю вам честное слово: Он сказал: «Ты злодей,

Вчера в половине шестого Пожираешь людей,

Я видел двух свинок Так за это мой меч -

Без шляп и …(ботинок). Твою голову с …(плеч).

Постой, не тебе ли Муравей, муравей

На прошлой неделе Не жалеет…(лаптей).

Я выслал две пары

Отличных…(калош)?

Робин Бобин Барабек Где убийца, где злодей?

Скушал сорок…(человек). Не боюсь его…(когтей).

7. Итог занятия, оценка деятельности детей.

С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико– грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.

Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Нарушение формирования лексики у этих детей выражается в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.

Характерной особенностью словаря детей с ОНР является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Проявления неточности или неправильного употребления слов в речи детей с ОНР многообразны.

В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других – проявляется слишком узкое понимание значение слова. Иногда дети с ОНР используют слово лишь в определенной ситуации, слово не вводится в контекст при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит ситуативный характер.

Среди многочисленных вербальных парафазий у этих детей наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю.

Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось – олень, тигр – лев, грач – сорока, сорока – галка, ласточка – чайка, оса – пчела, дыня – тыква, лимон – апельсин, ландыш – тюльпан, ресницы – брови и др.).

Наряду со смешением слов по родовидовым отношениям наблюдаются и замены слов на основе других семантических признаков:

а) смешения слов у детей с ОНР осуществляется на основе сходства по признаку функционального назначения:

Миска – тарелка, метла – щетка, кружка – стакан, лейка – чайник;

б) замены слов, обозначающих предметы, внешне сходные:

сарафан – фартук, фонтан – душ, майка – рубашка, подоконник – полка;

в) замены слов, обозначающих предметы, объединенные общностью ситуации:

каток – лед, вешалка – пальто;

г) смешении слов, обозначающих часть и целое:

воротник – платье, паровоз – поезд, кузов – машина, локоть – рукав, подоконник – окно;

д) замена обобщающих понятий словами конкретного значения:

обувь – ботинки, посуда – тарелки, цветы – ромашки, одежда – кофты;

е) использование словосочетаний в процессе прииска слова:

кровать – чтобы спать, щетка – зубы чистить, паровоз – поезд без окон, плита – газ горит, клумба – копают землю;

ж) замены слов, обозначающих действия или предметы, словами – существительными:

открывать – дверь, играть – кукла, или наоборот, замена существительных глаголом:

лекарство – болеть, кровать – спать, самолет – летать.

Для того, чтобы правильно сформировать у детей систему словоизменения существительных необходимо учитывать последовательность появления форм словоизменения в онтогенезе и проводить в следующей последовательности:

I. Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа.

Работа над грамматической формой множественного числа именительного падежа существительного проводится в следующем порядке:

  1. грамматические формы с окончанием -ы (зонт – зонты; шар – шары);
  2. грамматические формы с окончанием -и (груша – груши, ключ – ключи);
  3. грамматические формы с окончанием -а (глаз – глаза, яйцо – яйца);
  4. грамматические формы с окончанием -jа(стул – стулья)
  5. дифференциация грамматических форм с различными флексиями.

Игровые упражнения по дифференциации единственного и множественного числа существительных именительного падежа.

Игра «Кто пришел - кто ушел». Закрепление названий детенышей животных и птиц в единственном и множественном числе. Например, пришел поросенок - ушли поросята; пришел теленок - ушли....

Игра «У меня - у тебя».

Логопед называет существительное в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок произносит форму множественного числа данного существительного и возвращает мяч логопеду. Например, слон - слоны.

II. Закрепление беспредложных конструкций существительных единственного числа .

Закрепление беспредложных падежных конструкций существительных единственного числа проводится в аналогичной последовательности.

1. Винительный падеж. В процессе логопедической работы над данной падежной конструкцией учитывается вариативность окончаний, отличие окончаний одушевленных и неодушевленных существительных мужского рода. Поэтому в начале работы отрабатывается значение одушевленности – неодушевленности.

Детям предлагается выбрать среди предложенных картинок те, которые отвечают на вопрос:

а) "Кто?"; б) "Что?".Затем уточняется, что на вопрос "Кто?" отвечают названия животных предметов, а на вопрос "Кто?" – названия неживых предметов.

В дальнейшем проводится работа над каждым окончанием формы винительного падежа с учетом последовательности его появления в онтогенезе (нулевое окончание , -у , -а/ -я) .

Примерный речевой материал для закрепления существительных винительного падежа

Окончание грамматической формы Речевой материал
Нулевое окончание Неодушевленные существительные мужского рода: шкаф, стол, дом, стул, самолет, диван, автобус, помидор, лимон, карандаш
Неодушевленные существительные женского рода 3 склонения: морковь, кровать, тетрадь, медаль.
Окончание -у Существительные женского рода: сосна (сосну), пчела (пчелу), лиса (лису): кукла (куклу), бабушка (бабушку), бабочка (бабочку), утка (утку), улитка (улитку), береза (березу), рябина (рябину), подушка (подушку).
Окончание -а/я Одушевленные существительные мужского рода: слон (слона), конь (коня), муравей (муравья), врач (врача), петух (петуха), моряк (моряка), еж (ежа), воробей (воробья).

Употребление существительных в винительном падеже единственного числа.

Цель: умение употреблять существительные в винительном падеже единственного числа.

Материал исследования : картинки (кот, ананас, капуста, пила, платье)

Процедура и инструкция .

Логопед раскладывает перед ребенком последовательно картинки и предлагает ему назвать, кого (или что) он видит на картинке.

2. Родительный падеж существительных единственного числа.

Логопедическая работа над данной конструкцией проводится в следующей последовательности:

а) грамматические формы с окончанием -а /- я;

б ) грамматические формы с окончанием -и /-ы.

Примерный речевой материал для закрепления существительных родительного падежа

Употребление существительных в родительном падеже единственного числа.

Цель: умение употреблять существительные в родительном падеже единственного числа.

Материал исследования : картинки (рыба без хвоста, стрекоза без крыла, медведь без лапы, слон без хобота, ведро без крышки, корыто без воды)

Процедура и инструкция .

Логопед объясняет ребенку, что художник не успел дорисовать картинки. Затем перед ребенком последовательно выкладывает картинки и просит сказать, у кого (чего) чего – то нет (у слона нет хобота, у ведра нет крышки, у рыбы нет хвоста).

3. Дательный падеж существительных единственного числа.

В дательном падеже у существительных мужского и среднего рода отмечается окончание -у / -ю , а у существительных женского рода – окончание -е.

Работа начинается с закрепления окончания -у / -ю , затем отрабатывается окончание -е.

Примерный речевой материал для закрепления существительных дательного падежа

Употребление существительных в дательном падеже единственного числа.

Цель: у мение употреблять существительные в дательном падеже единственного числа.

Материал исследования: Две серии картинок (первая серия – еж, петух, белка, корова, лошадь, коза; вторая серия – морковка, трава, сено, яблоко, орехи, овес).

Процедура и инструкция .

Логопед предлагает ребенку посмотреть на первую серию картинок. "На этих картинках изображены животные. Дадим корм животным. Для этого надо вспомнить, кто что любит" Далее логопед предлагает по одной картинке одной серии. Логопед задаёт вопросы: "Кому дадим морковку? Кто любит орехи? Или кому дадим сено?".

4. Творительный падеж существительных единственного числа.

Главенствующим окончанием существительных в творительном падеже единственного числа является окончание мужского рода -ом / -ем , которое появляется в онтогенезе раньше, чем окончание – ой существительных женского рода.

На начальных этапах логопедической работы даются задания на уточнение рода существительных (например: "Покажи картинку, о которой можно сказать он, она").

Примерный речевой материал для закрепления существительных творительного падежа

Употребление существительных в творительном падеже единственного числа.

Цель: умение употреблять существительные в творительном падеже единственного числа.

Материал исследования . Картинки и слова (молоток, ключ, пила, ложка, полотенце, ведро.

Процедура и инструкция . Перед ребенком выкладываются картинки, затем логопед просит показать картинку и ответить на вопрос:

Чем забивают гвозди? Чем замыкают дверь? Чем пилят дрова? Чем едят суп? Чем вытираются? Чем черпают воду из колодца?

III. Образование предложно-падежных конструкций единственного числа .

Логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями проходит с учетом последовательности их появления в онтогенезе. Сначала отрабатываются предлоги в, на, под, имеющие конкретные значения; затем предлоги из, за, перед, по, из-за, из – под.

При проведении логопедической работы учитывается, что с предлогами употребляются следующие падежные формы:

  1. винительный падеж с предлогами в, на, за, под , со значениями направления действия;
  2. дательный падеж с предлогом по, с предлогом к,
  3. родительный падеж с предлогом у, с предлогом с, из;
  4. творительный падеж с предлогами за, над, под, перед, обозначающими часть пространства, в пределах которого совершается действие, а также с предлогом с со значением совместности.

В процессе обучения работа должна осуществляться сначала над отдельным предлогом, затем проводится дифференциация предлогов.

Работа ведется в 3 этапа:

а) выделение пространственных отношений на основе анализа неречевой ситуации (I этап);
б) уточнение предлога в импрессивной речи (II этап);
а) употребление предлога в экспрессивной речи (III этап).

На каждом этапе коррекционно-логопедическое воздействие осуществляется по следующим направлениям:

  1. уточнение значений одного и того же предлога:
    а) с существительными одного склонения;
    б) с существительными других склонений;
  2. дифференциация различных значений одного и того же предлога;
  3. дифференциация понимания и употребления различных предлогов с одинаковым общим значением;
  4. закрепление связи между приставочным глаголом и предложно-падежной конструкцией, так как значение предлога и падежная форма существительного зависят от характера глагола;

Для уточнения значения предлогов в коррекционной работе используются графические схемы (приложение ).

Образование форм существительных множественного числа проводится в следующем порядке:

а) образование беспредложных конструкций существительных множественного числа;
б) образование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.

Образование форм существительных множественного числа осуществляется в следующей последовательности: дательный, творительный родительный, предложный падежи (предложные конструкции)

Последовательность работы внутри каждой падежной формы определяется закономерностями появления отдельных форм в онтогенезе. Здесь, учитывается, является ли продуктивной данная форма, какое окончание (ударное или безударное) она имеет. Выделены следующие этапы образования форм множественного числа существительных:

I этап – продуктивные формы:

а) с ударным окончанием;
б) с безударным окончанием.

II этап – менее продуктивные формы:

а) с ударным окончанием;
б) с безударным окончанием.

III этап – дифференциация грамматических форм.

Примерный речевой материал для закрепления падежных форм существительных множественного числа.

Грамматические формы Речевой материал
Дательный падеж
Окончания -ам/-ям
Существительные всех склонений: руки (рукам), ноги (ногам), воробьи (воробьям), жуки (жукам), глаза (глазам), рукава (рукавам), дома (домам), носы. (носам), гвозди (гвоздям), дубы (дубам), муравьи (муравьям), леса (лесами), врачи (врачами), ковры (коврами), карандаши (карандашами).
Творительный падеж
Окончания -ами/-ями
Существительные всех склонений: столы (столами), ежи (ежами), львы (львами), пни (пнями), овощи (овощами), кусты (кустами), ноги (ногами), руки (руками), дома (домами), мячи (мячами), дятлы (дятлами), белки (белками).
Родительный падеж
Окончания -ов/-ев
Нулевое окончание

Окончание-ей
Существительные мужского рода: дома (домов), коты (котов), пироги (пирогов), волки (волков), шкафы (шкафов), дубы (дубов), пауки (пауков), топоры (топоров), дятлы (дятлов), маки (маков), зайцы (зайцев).
Существительные женского рода 1 склонения: коровы (коров), розы. (роз), вороны (ворон), собаки (собак), книги (книг), березы (берез).Существительные среднего рода: зеркала (зеркал), яблоки (яблок), колеса (колес), гнезда (гнезд)
Существительные мужского рода: пни (пней), врачи (врачей), шалаши (шалашей), камни (камней), гуси (гусей), кирпичи (кирпичей), ежи (ежей), ножи (ножей)Существительные женского рода 3 склонения: мыши (мышей), печи (печей), лошади (лошадей), двери (дверей), свечи (свечей), дочери (дочерей)Существительные среднего рода: уши (ушей), поля (полей), моря (морей)
Предложный падеж Окончание -ах/-ях Существительные всех склонений: рукава (рукавах), столы (столах), ноги (ногах), дома (домах), щенки (щенках), карандаши (карандашах), ежи (ежах), поля (полях), деревья (деревьях), кресла (креслах), качели (качелях), вазы (вазах), платья (платьях)

Первоначально коррекционную работу следует направить на уточнение беспредложных конструкций. В дальнейшем работа проводится с предложными конструкциями в аналогичной последовательности.

В ходе работы с вышеназванными формами в импрессивной речи используются такие задания, как: «Покажи картинку (предмет), принеси картинку (предмет)».

Примерные виды заданий и игровых упражнений для закрепления падежных конструкций существительных множественного числа в экспрессивной речи.

а) Дополнение предложения с опорой на картинку. Дидактический материал - незаконченные предложения, предметные картинки.

Логопед читает начало предложения и показывает картинку. Ребенок заканчивает предложение. Например: Зина шьет юбки... (куклам). Папа купил мячи... (сыновьям). Витя рисует... (карандашами). Мальчики кормят... (щенков). Девочка ловит... (бабочек). Кошки сидят... (на стульях). Заяц убегает... (от собак). Мальчики стоят... (за деревьями) и т. д.

б) Ответы на вопросы, требующие постановки данного слова в определенный падеж.

Логопед показывает ребенку картинки и задает вопросы. Ребенок отвечает на вопросы. Например: Кого нарисовал Вова? - Вова нарисовал зайцев. Кем любуется Вова? - Вова любуется зайцами. К кому подбежала собака? - Собака подбежала к кошкам. Кого боятся мыши? - Мыши боятся кошек и т. д.

в) Игра «Что кому дадим?».

Закрепление формы дательного падежа существительных множественного числа по теме «Дикие и домашние животные».

Дидактический материал - картинки с изображением животных и корма для них.

Ребенок отвечает на вопрос: «Кому это дадим?» - и подбирает соответствующие картинки. Например: Кости дадим собакам. Грибы дадим белкам и т. д.

И в заключении следует отметить, что использование различных методов обучения детей 5-6 лет словообразованию в процессе повседневной жизнедеятельности способствует развитию мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, сопоставления и др.), помогает детям полнее и глубже понять предлагаемый материал. Усвоение способов словообразования повышает уровень общего развития детей, способствует развитию речевых навыков.

Список литературы :

  1. Алексеев Д.А. Аббревиатура как новый тип слов // Развитие словообразования современного русского языка. М., 1966.\
  2. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня [Текст] / О.М Вершинина // Логопед. -2006. № 1. С. 34 – 40.
  3. Виноградов В.В. Вопросы современного русского словообразования: Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии // Исследования по русской грамматике. – М., 1975. 4. Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка [Текст] / Т.Ф. Ефремова – М.: Академия 2006. – 658с. – ISBN 5-89814-242-8
  4. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи.-М., 1994.
  5. Земская Е.А. Современный русский язык: Словообразование. – М., 1973.
  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) . -- СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.
  7. Лопатин В.В., Милославский И.Г., Шеляпин М.А. «Современный русский язык: Словообразование. Морфология/ Под ред. Иванова В.В. – М.: Русский язык, 1989.
  8. Моисеев А.И. Основные вопросы словообразования в современном русском языке. – Л., 1987.
  9. Немченко В.Н. Современный русский язык: Словообразование. – М., 1984.
  10. Филичева Т. В., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991.

Конспект ОД.

Падежные конструкции: предложный падеж единственного и множественного числа имён существительных.

Цель: Продолжать учить детей образовывать имена существительные в предложном падеже единственного и множественного числа.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: продолжать учить детей употреблять существительные в предложном падеже единственного и множественного числа, согласовывая данные существительные с глаголами, упражнять в правильном употреблении предлогов «В», «НА», «О (ОБ)» с существительными в предложном падеже, закреплять умение образовывать существительные с помощью суффикса -ниц-.

Коррекционно-развивающие: упражнять в умении строить полные предложения, активизировать и обогащать словарь детей по темам «Сказки», «Посуда», «Животные», развивать речевое внимание, память, воображение.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к посуде, интерес к художественным произведениям.

Оборудование: разрезные картинки с иллюстрациями из сказок, мяч, картинки с изображением сказочных героев, предметные картинки посуды и продуктов питания.

Ребята, у вас на столах конверты с разрезными картинками, я предлагаю их собрать. Как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить? (Мы будем говорить о сказках и сказочных героях.)

Очень много написано разных сказок: о царевне, о бабе Яге, о животных и другие. Расскажите, о ком ваши сказки. (Моя сказка о медведях. Моя сказка о коте в сапогах. Моя сказка о Федоре. И т.д.)

Кто не моет, не стирает,

мусор, грязь не убирает?

От кого сбежали чашки?

Есть такая замарашка.

Ни к чему вопросы, споры -

всем знакома та Федора.

Я дала тебе подсказку,

назови скорее сказку.

(Федорино горе)

Сегодня к нам в гости пришла Федора из сказки К.И.Чуковского «Федорино горе». О чём эта сказка? Правильно, от неё ушла посуда, а Федора сидела и горевала. Я предлагаю вам посмотреть и назвать посуду, о которой горевала Федора. (Это чашки, Федора горевала о чашках. Это кастрюля, бабушка Федора горевала о кастрюле. И т.д.)

В конце сказки Федора Егоровна всё прибрала, положила продукты на свои места.

Упражнение «Где что лежит?» (на доске выставляются картинки с изображением посуды, а у детей карточки с продуктами питания).

Логопед задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку.

Где лежит хлеб? (Хлеб лежит в хлебнице).

Где лежит сахар? И т.д.

3. Физминутка по сказке Теремок

В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой - подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк - зубами щелк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались, (бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)

Мы знаем, что у диких животных есть свои жилища, я предлагаю вам их назвать.

Игра «Кто где живёт?»

Мышка живёт в норке.

Лягушка живёт на болоте.

Лиса живёт в норе.

Волк живёт в логове.

Белка живёт в дупле.

Медведь спит в берлоге.

5. К лесу передом стоит

И кривой трубой дымит.

Там Яга - лесная бабка -

На печи зевает сладко. (Избушку на курьих ножках.)

Кто встречает нас в этой избушке? (Баба Яга).
Баба-Яга приготовила нам задание: «Ребята, если желаете отправиться дальше в путешествие, скажите, на чем или ком передвигаются сказочные герои в сказках?»

Баба Яга - … Баба Яга передвигается в ступе (на метле).

Емеля - … Емеля передвигается на печке.

Алладин - … Алладин передвигался на ковре-самолёте.

Дюймовочка - … (на ласточке).

Лягушка-путешественница - …. (на утках)

Золушка - … (на тыкве).

Нильс - … (на диких гусях).

Ой, какие вы молодцы! Баба Яга очень довольна вашими ответами, и мы продолжаем дальше.

6. Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка.

Хороша, малютка просто!

С дюйм была малышка ростом.

Если сказку вы читали,

Знаете, как дочку звали.

(Дюймовочка)

Ребята, я предлагаю вам пофантазировать и сказать, о чём мечтает Дюймовочка (игра в мяч)?

Дюймовочка мечтает о…..

7. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Конспект лексико-грамматического занятия в подготовительной группе по теме: «Словоизменение. Образование существительных во множественном числе с использованием лексической темы «Профессии»

Цели:

  1. Расширение и активизация предметного словаря по теме «Профессии».
  2. Закрепление умения образовывать форму множественного числа имен существительных мужского рода родительного падежа.
  3. Закрепить навык употребления слов сложной слоговой структуры (трехсложные слова с двумя стечениями, четырехсложные слова со стечением в середине, слова из шести слогов)
  4. Развитие слухового внимания (учить вслушиваться в речь логопеда), логического мышления (отгадывание загадок, нахождение лишнего предмета)
  5. Учить детей составлять распространенное предложение по схеме типа:
    Предлог + обстоятельство места + частица не + предикат + существительное

Лексический материал:

1. Слова, сложные по семантике: пекарь (человек, который печет хлеб), спасатель (человек, который помогает людям, попавшим в беду)
2. Слова, сложные по слоговой структуре (строитель, милиционер, библиотекарь, отвертка, парикмахер)

Оборудование: предметные картинки по лексической теме «Профессии»

Ход занятия

1 Этап. Активизация предметного словаря по теме «Профессии». Развитие логического мышления.

Организационный момент
Логопед: Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
(Дети садятся на свои места).
Логопед: Отгадайте загадку:
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные
Салаты, винегреты?
Дети: Повар (фотографии людей разных профессий лежат на столе перед детьми)
Логопед: Правильно. Паша, подойти ко мне, найди фотографию повара и размести её в левом верхнем углу доски.

Логопед: Следующая загадка:
Кто в дни болезней всех полезней?
И лечит нас от всех болезней?
Дети: Доктор
Логопед: Правильно. Галя, подойти ко мне, найди фотографию доктора и размести её в правом верхнем углу доски.
Логопед: Следующая загадка
В доме десять этажей,
В доме тысяча людей.
Кто построил этот дом,
Дом, в котором мы живем?

Дети: Строитель.
Логопед: Правильно. Артем, подойти ко мне, найди фотографию строителя и размести её между фотографиями повара и доктора.

(аналогично можно попросить других детей развесить другие фотографии на плоскости доски)
Логопед: Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
Дети: О профессиях.

2 Обучающий этап. Учить детей образовывать множественное число имен существительных мужского рода родительного падежа с окончанием «-ей».

Логопед размещает на доске картинки с изображением профессий людей в единственном и множественном числе и дает детям следующую инструкцию:
Логопед: Послушайте, как по разному звучит:
один врач, а много врачей;
один учитель, а много учителей
(логопед утрировано выделяет окончания слов)
Логопед: Что меняется в слове врач и врачей?
Дети: конец слова
Логопед: Давайте попробуем вместе - один воспитатель, а много кого?
Дети: воспитателей
Логопед: один спасатель, а много?
Дети: спасателей
(аналогично со словами писатель - писателей, пекарь - пекарей, водитель - водителей, строитель - строителей).



Физкультминутка (закрепление навыка употребления слов сложной слоговой структуры)
Детям предлагают выйти на ковер.
Логопед: Давайте поиграем с мячом. Я буду бросать вам мяч и называть инструменты столяра, а вы будете ловить мяч и делить слова на слоги. Молоток
1-й ребенок: Мо-ло-ток. Три слога
Логопед: Отвертка
2-й ребенок: От-верт-ка. Три слога
И так далее со словами: рубанок, дрель, топор, ножницы, шило.
(Логопед показывает детям картинки с изображением молотка, отвертки, рубанка, дрели, топора, ножниц, шила).

3 этап. Учить детей образовывать множественное число имен существительных мужского рода в родительном падеже с окончанием «-ов».

Игра « Путешествие с Незнайкой»
Логопед: (таинственно) Незнайка путешествовал с друзьями-коротышками в волшебной стране. Там они потерялись, и Незнайка решил найти их.
Логопед: Доктора Пилюлькина он нашел там, где много кого?
1-й ребенок: Докторов
Логопед: Где он?
Дети: в поликлинике, в больнице
Логопед: Музыканта Гуслю он нашел там, где много кого?»
2-й ребенок: Музыкантов
Логопед: Где он?
Дети: на празднике, на концерте
Логопед: Художника Тюбика он нашел там, где много кого?

3-й ребенок: Художников
Логопед: Где он?
Дети: на выставке
Логопед: Повара Сиропчика он нашел там, где много кого?
4-й ребенок: Поваров
Логопед: Поэта Цветика он нашел там, где много кого?»
5-й ребенок: поэтов
Логопед: Где он?
Дети: на кухне
(аналогично с профессиями космонавт, рыбак, дворник, машинист, тракторист)

4а этап (практическое закрепление умения образовывать множественное число имен существительных мужского рода родительного падежа с окончанием «-ей» и «-ов».

Игра «Закончи предложение»
Логопед: Ребята, сегодня утром почтальон прислал мне письмо, но оно в дороге промокло и последние слова исчезли. Давайте попробуем назвать их.
Логопед: В парикмахерской работает много…
1-й ребенок: парикмахеров
Логопед: На стройке работает много…
2-й ребенок: строителей
Логопед: В магазине работает много…
3-й ребенок: продавцов
Логопед: За порядком в городе следит много…
4-й ребенок: милиционеров
Логопед: Завод охраняет много…
5-й ребенок: сторожей
Логопед: В библиотеке работает много…
6-й ребенок: библиотекарей

4 б этап. Учить детей составлять предложение по схеме типа:
(Предлог + обстоятельство места + частица не + предикат + существительное)

Логопед: Придумайте предложение по схеме. Первой задание выполняю я. Например, На стройке не встретишь учителей, врачей.
В библиотеке не встретишь милиционеров, поваров и т.д.

Итог занятия

Логопед: Ребята о чем мы сегодня говорили. Что вам больше всего понравилось на занятии. Выходит тот, кто вспомнит: в больнице много кого? и т.д.

Спицына Маргарита Юрьевна
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 33" г. Новокузнецка
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-12-18 Конспект НОД на тему “Употребление существительных множественного числа в родительном падеже” Спицына Маргарита Юрьевна МБ ДОУ "Детский сад № 33" г. Новокузнецка Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности позволит отработать у детей категорию родительного падежа множественного числа существительных в рамках лексической темы "Зимние забавы".

Просмотреть свитедельство о публикации


Конспект НОД на тему “Употребление существительных множественного числа в родительном падеже”

Тема: Употребление существительных множественного числа в родительном падеже.

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

- учить детей подбирать однокоренные слова.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже и в согласовании их с именами числительными;

З акреплять правильное употребление предлогов НА, С, В, ИЗ, ПОД;

Закреплять и дифференцировать знания по теме «Зимние забавы»;

Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;

Развивать логическое мышление, внимание и память;

Развивать общую и мелкую моторику и координацию движений с речью;

Совершенствовать диалогическую форму речи.

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать интерес к зимним видам спорта, к изменениям, происходящим в природе в зимний период.

Оборудование: предметные картинки: «хоккеист», «фигуристка», «конькобежец», «лыжник», «лыжница», «коньки», «санки», «снеговик», «снежинка»; игрушечный снеговик, корзинка; схемы предлогов НА, С, В, ИЗ, ПОД.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Один – много»

Один лыжник – много лыжников. Одна лыжница – много лыжниц.

Один хоккеист – много … . Одна хоккеистка – много … .

Один саночник – много … . Одна саночница – много … .

Один конькобежец – много … . Одна конькобежка – много … .

Один фигурист – много … . Одна фигуристка – много … .

2. Объявление темы

Логопед: Ребята, сегодня на занятии мы поупражняемся в изменении слов и продолжим говорить о зимних забавах и зимних видах спорта.

3. Игра «Кого или чего не стало?»

На доске предметные картинки занятия.

Логопед: Сейчас вы закроете глаза, а я уберу с доски одну картинку. А вы скажите, кого или чего не стало. Например: Не стало фигуристки. Дети выполняют задание.

4. Игра «Назови несколько»

Снежинка – снежинки, две снежинки, пять снежинок.

Снеговик – снеговики, два снеговика, пять снеговиков.

Хоккеист – хоккеисты, … . Шайба – шайбы, … . Клюшка – клюшки, … . Каток – катки, … . И т.п.

5. Физминутка «Игры зимой»

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Лыжник едет по лыжне,

В хоккей играют на катке.

Дети имитируют движения лыжника, хоккеиста.

Во дворе в снежки сыграем,

Имитируют движения, характерные для игры в снежки (броски).

Бабу снежную скатаем.

Описывают три круга руками в воздухе (снеговик).

Только (это твердо знай!)

На дороге не играй.

(Н. Метельская)

Крутят воображаемый руль.

Грозят пальчиком.

6. Игра «Путаница»

У саночника есть лыжи – у саночника нет лыж, у него есть санки.

У снеговика есть волосы – … .

У лыжника есть коньки – … .

У фигуриста есть шайба – … . И т.п.

7. Игра «Подбери слова-родственники»

Снег – снежок, снеговик, снегири, снежинка, снежный ком, Снегурочка, снегопад.

8. Игра «Где снеговик?»

Логопед: К нам на занятие решил заглянуть снеговик и решил покружиться вокруг стола Логопед перемещает снеговика, а дети рассказывают, где он находится. Логопед обращает внимание детей на схемы данных предлогов.

Снеговик спрятался ПОД столом. Он стоит НА столе. Спрыгнул СО стола. Снеговик В корзинке. Снеговик выбрался ИЗ корзинки. Он перепрыгнул СО стола НА стул.

9. И тог занятия

Логопед: Молодцы, ребята! Мы с вами сегодня поупражнялись в изменении слов. А какие маленькие слова мы сегодня вспомнили? Какие зимние забавы вы знаете? А какие вам известны зимние виды спорта? Дети отвечают на вопросы логопеда.

. .