Социальный портрет личности сотрудника правоохранительных органов. Социальный портрет современной личности Вопросы для самопроверки

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ

Эпизодические (ситуационные) статусы

К ним относятся те, которые существуют очень короткое время (пешеход, пассажир и т.д.).

Все статусы существуют во времени, если под временем понимать жизнь человека. С его смертью заканчивается его социальное время. У человеческого общества время тянется гораздо дольше.

Вневремененные статусы. Некоторые статусы индивида (их именуют приписываемыми) не исчезают до тех пор, пока он жив. В нашем смысле они существуют вечно. Например: пол, национальность, раса и некоторые другие.

Постоянные (основные)статусы - это статусы, сохраняющиеся на протяжении длительного времени.

Временные статусы. Большинство статусов временные. И самые яркие из них – эпизодические. Они и названы так благодаря своей кратковременности. Гостем можно быть несколько часов или дней, но вряд ли несколько лет. То же самое можно сказать о пассажире, покупателе или пациенте поликлиники. Яркий пример эпизодического статуса – находящийся в очереди. Очередь со своими общепринятыми нормами и правилами, распределением ролей и неформальных статусов возникает стихийно и на непродолжительное время. Через некоторое время вы покинули магазин и вышли на улицу. Теперь у вас эпизодический статус прохожего. А через 10 минут вы спустились в метро и превратились в пассажира. На стене вагона висят права и обязанности, предписанные данному статусу.

Экономические, политические, религиозные статусы могут быть временные и постоянные. Примеры политических статусов. Постоянные те, которые включены в систему государства (правительство, полиция). Статус избирателя – временный. Доверенное лицо президента в избирательной компании – временный статус. Кандидат в президенты – также временный статус, но представитель президента на местах – постоянный.

С помощью статусов социолог может так же точно характеризовать объект исследования, как художник, рисуя портрет человека с набором индивидуальных черт. Можем ли мы сказать, что совокупность статусов характеризует именно этого конкретного человека?

Статусный портрет человека носит в социологии еще одно название – статусный набор индивида, которое ввел в середине XX века американский социолог Р. Мертон.

Статусный набор – это совокупность всех статусов, при надлежащих одному индивиду.

Статусный набор каждого человека индивидуален, то есть неповторим во всех деталях. Стоит поменять один из них, скажем, пол или профессию, а все другие оставить неизменными, как мы получим похожего, но другого человека. Даже если все основные статусы у двух человек совпадают, что бывает не так часто, обязательно будут различаться несновные. Из двух совершенно похожих по статусам людей один в данный момент может оказаться в метро (эпизодический статус «пассажир»), а другой – передвигаться на собственной «Аудио» («водитель – владелец собственной автомашины»).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

"Социальный портрет современной личности"

Береговой В.

Социальный портрет -- это важнейший элемент любого социологического исследования, так как именно с его помощью определяют состояние человека и его отношение к внешнему миру. В основном социологи разделяют общество на три группы: молодежь, поколение родителей и старшее поколение, то есть наши бабушки и дедушки. Я предлагаю рассмотреть социальные портреты представителей каждой из этих групп.

Современную молодежь можно охарактеризовать её стремлением к своему развитию как моральному, так и интеллектуальному; чутким отношением к родным и близким; пониманием главных ценностей жизни, ведь сейчас почти все молодые люди определяют, что важнее для них семья, деньги, карьера или просто отдых. В возрасте до 20 лет, по моему мнению, люди всё же больше стремятся к деньгам и отдыху, но когда они становятся взрослее на пару лет - их жизненные приоритеты меняются, потому что кто-то влюбляется и хочет завести семью, кто-то находит работу, о которой действительно мечтал, и желает сделать себе блестящую карьеру. Но, к сожалению, не вся молодежь имеет такой типаж. Многие студенты не желают ни учиться, ни работать, что в будущем значительно отразится на нашем обществе, ведь именно молодежь должна сделать будущее своей страны, но на данный момент людей, которые действительно желают этого, очень мало и это огорчает. Также странным фактом является то, что современные молодые люди не спешат заводить свою собственную семью, потому что считают, что ещё не пришло то самое время. В заключении можно сказать, что современная молодежь развивается на уровне развития общества, является патриотами своей страны и имеет уважение к старшему поколению, что является немаловажным фактором.

Наши родители застали времена, когда происходили глобальные перемены в обществе, можно сказать, что они успели побывать в двух разных государственных строях. Поэтому, я считаю, что именно они это те люди, которые верят во всё хорошее, искренне относятся ко всему происходящему, знают свои жизненные ценности и понимаю важность своего материального состояния. Это люди, которые имеют какой-то жизненный опыт и могут помочь, они разбираются в вопросах современного трудоустройства и формирования карьеры, знают всё необходимое. Можно сказать, что состояние этого поколения более благополучное, чем у молодежи. Родители - это самое главное в нашей жизни, поэтому мы должны любить их и уважать за всё то, что они для нас сделали, ведь если бы не они, то нас бы вовсе не было на этом свете.

Старшее поколение - это те люди на которых мы должны равняться. Именно бабушек и дедушек можно охарактеризовать такими чертами как честность, порядочность, ответственность, любовь к своей Родине и, конечно же, совершенно искренняя любовь к своим детям, внукам и правнукам. Также именно они сохранили настоящую дружбу, ведь очень интересно наблюдать за тем, как твоя бабушка отмечает свой 70-летний юбилей со своими школьными подругами. В современном обществе дружба цениться не настолько, поэтому я искренне завидую старшему поколению и очень хочу, чтобы и у нас дружба длилась годами и никогда не прекращалась.

Почти все ожидают от нашего поведения чего-то особого. Каковы же социологические ожидания родителей, друзей, родственников и преподавателей относительно нашего поведения. Я считаю, что родители полагают самые большие надежды на своего ребенка, ведь это продолжение их рода и именно от них зависит, каким он будет в дальнейшем. Естественно мои родители хотят, чтобы я стал достойным членом общества, занимал соответствующие положение в нём. Они ожидают от меня только всего самого хорошего и именно поэтому у меня есть цель в жизни, которую я буду пытаться достичь в скором времени.

Что касается друзей, то, наверное, они желают видеть меня в своей компании уверенным в себе, дружелюбным человеком. Друзья - это важная часть нашей жизни, именно они иногда понимают нас лучше всего, поэтому реализовать свое "Я" гораздо проще в компании друзей, нежели просто дома. Это те, кто поймут и подадут руку помощи в любой момент и это необходимо ценить и всегда отвечать взаимностью. Я считаю, что именно взаимности и поддержки ожидают мои друзья от моего поведения. Отношение преподавателей к нашему социальному поведению очень даже заинтересованное. Каждый преподаватель желает видеть своего студента или ученика только на активистских и лидерских позициях, сделать из нас достойных членов общества, которые в дальнейшем будут стремится только к новому и лучшему.

Для меня самое главное в жизни это правильно реализовать свое "Я". Для этого мне необходимо проводить больше времени в обществе, достигать каких-либо результатов в своей деятельности, а самое главное относится ко всему с открытой душой и человечностью.

Сравнивая социальные ожидания с социальным портретом современного студента, можно сказать, что всё же они имеют разницу. Ведь сейчас молодые люди не хотят нести большую ответственность за свои поступки, не желают создавать семью, потому что это тоже ответственность, при чем на всю жизнь. Они потихоньку забывают о том, что такое искренняя любовь, настоящая дружба и чувства к своим родным и близким. Я думаю, что такое происходит из-за того, что поколения перестали уделять друг другу должное внимание в общении, потому что сейчас у всех свои проблемы. Родители пытаются заработать как можно больше денег, для того чтобы прокормить свою семью и сделать ребенка счастливее, ну а дети всё больше сидят в интернете и играют в компьютерные игры, что плохо влияет на развитие нашего общества. Поэтому необходимо пропагандировать в обществе моральные и культурные ценности.

Исходя из всего вышесказанного, я думаю, что смогу составить портрет среднестатистического украинца. Я думаю, что украинец - это добрый, и отзывчивый человек, который щедр и всегда может помочь, имеет моральные ценности, ценит настоящую дружбу и любовь. Также можно сказать, что это тот, кто по-настоящему любит свою Родину, хочет сделать всё для лучшего развития страны, в которой проживает, желает трудиться и приносить этим пользу обществу. социологический индивидуальность молодежь родитель

Я считаю, что на современном этапе развития нашего общества, формирование личности все-таки зависит от среды, в которой человек родился и проживает. Когда мы идем в школу, именно там мы начинаем формировать себя как личность и это происходит под влиянием тех, кто нас окружает. Мы смотрим на окружающих, повторяем за кем-то какие-либо действия, пытаемся самоутвердиться. Поэтому можно с уверенностью сказать, что на формирование личности влияет именно среда обитания.

Но не каждая личность может стать индивидуальностью. На мой взгляд, индивидуальность - это тот человек, который самоутвердился в обществе, тот, кто имеет лидерские качества, тот кому доверят какое-либо важное дело и всегда поддержат. Я думаю, что меня можно считать индивидуальностью, потому что я действительно хороший сын, заботливый брат, отличный друг и товарищ, всегда добиваюсь своих целей и развиваю в себе все качества, которые необходимы для современного человека.

На мой взгляд, все жители современного общества должны пытаться стать индивидуальностью и именно тогда нас ждёт развитие, которого мы действительно достойны.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анкетирование как один из наиболее эффективных орудий исследования. Характеристика социального облика молодого поколения, рассмотрения основных видов досуга. Анализ диаграммы "Любимый вид досуга молодежи". Предпочтения молодежи: музыка, телепередача.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2012

    Социальный портрет молодежи: социальные проблемы и потребности. ОСновные формы и методы социальной работы с сельской молодежью. Опыт Республики Башкортостан в сфере социальной работы с молодежью. Особенности программы "Молодежь Хайбуллинского района".

    дипломная работа , добавлен 09.06.2010

    Социально-демократический портрет современной молодежи, его сущность и особенности. Семейная и внесемейная инициализация как важнейший период жизни молодого поколения, его этапы и характеристика. Сущность и направления государственной молодежной политики.

    контрольная работа , добавлен 24.01.2009

    Социально-психологическое и демографическое определение поколения. Антропологические, идейно-нравственные и этнокультурные характеристики современного поколения. Общность людей определенного возраста со сформировавшейся типичной ценностной системой.

    реферат , добавлен 08.09.2015

    Психологическая и социальная характеристика граждан, находящихся в поиске работы, но не имеющих возможности трудоустроиться в данный момент. Самооценка безработными своей личности, соответствия поведения социальным нормам. Социальный портрет безработного.

    реферат , добавлен 01.05.2015

    Определение понятия молодежь как особой социально-возрастной специфической группы в обществе. Характеристика современной белорусской молодежи, анализ системы ее социокультурных ценностей. Решение проблем патриотического воспитания молодого поколения.

    контрольная работа , добавлен 03.11.2010

    Основные концепции бюрократии, понятие "социальный портрет" в научной литературе. Портрет современного чиновника: результаты социологических эмпирических исследований. Рекомендации по преодолению негативного образа чиновничества и их PR-сопровождение.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2013

    Причины социальной деградации молодежи. Влияние средств массовой информации на развитие массовой агрессии. Факторы трудовой беспомощности молодого поколения. Проблема трудоустройства. Непатриотическое отношение к Родине. Программа по половому воспитанию.

    реферат , добавлен 07.05.2016

    Понятие "молодежь" в России. Социальные аспекты образа жизни молодежи России. Социальное здоровье российской молодежи. Современный социально-демографический портрет молодежи в городах разного функционального типа.

    реферат , добавлен 05.06.2007

    Социально-психологический портрет молодежи. Психологические особенности первоначального вхождения в рынок труда молодежи и социальные проблемы молодежи. Роль социальных работников в защите безработных. Ценности жизни молодежи в контексте жизненного пути.

Понятие «социальный портрет» широко используется в современной социологии, но понимается не всегда однозначно, поскольку не выработано общего научно обоснованного определения этого понятия. Теоретической основой составления социального портрета в социологии стала концепция идеальных типов M. Вебера. Определение понятия социальный портрет дано в работе М.П. Карпенко, М.В. Кибакина, В.А. Лапшова. Социальный портрет молодёжи, студенчества и возрастных когорт рассмотрен в исследованиях Л.А. Беляевой, Ю.Р. Вишневского, Л.Я. Рубиной и т. д.

«Социальный портрет» - это особый жанр социологических исследований, в котором характерные черты определенной социальной группы максимально детализируются.

По словам Луначарского: «социальный портрет» -- это такой портрет, когда художник «в конкретном лице, в конкретном индивидууме увидел и показал нам целый общественный слой».

Социологический портрет - это особый жанр научного исследования, который должен содержать описание главных аспектов жизнедеятельности изучаемой социальной общности.

Следует отметить, что понятия «социологический портрет», «социальный портрет» используются в отечественной социологии еще с 1970-х гг., когда было популярно разрабатывать портреты представителей определенных социальных групп (например, социальный портрет советского рабочего). Сегодня исследователи составлением социологических портретов занимаются довольно часто - можно встретить социологический портрет среднего американца (исследование Ф. Голова, Л. Гудкова, Б. Дубина), социологический портрет студенчества (исследование Т. Суярковой), социологический портрет Украины или пермского сотового абонента. Все подобные портреты представляют собой некоторое социологическое описание, в основу которого были положены усредненные данные, полученные в ходе различных социологических исследований, исключающие построение каких-либо типологий и выявление каких-либо закономерностей. Категория «социологический портрет», несмотря на широкое использование ее в социологическом дискурсе, является довольно размытой, определяемой в рамках каждого отдельного исследования по-разному. Поэтому прежде всего необходимо дать четкое определение понятия «социологический портрет» и выработать методологию составления социологических портретов различных социальных объектов вообще и регионов в частности.

Под социологическим портретом мы будем понимать целостное описание социальной сущности объекта (социальной группы, общности, организации и пр.), включающее системную характеристику всех составляющих его компонентов, а также социальных процессов и отношений, с ним связанных.

Составление социологического портрета любого социального объекта предполагает реализацию ряда базисных принципов, к которым следует отнести универсальность формируемого портрета, его целостность и сохранение уникальности описываемого объекта.

Говоря о частоте появления определений термина в научной литературе, следует отметить, что в ряде исследований не было предпринято даже попытки каким-то образом обосновать необходимость применения термина “социальный портрет”, при этом сам термин объяснен не был. Отсутствие методического описания характерно не только для современных исследователей, но и для советских ученых, которые достаточно часто пользовались термином “социальный портрет”, понимая под ним некую абстрактную обобщенную характеристику определенного социального класса - “среднее арифметическое” в социологии. .

Под социальным портретом в самом широком смысле понимается описание человека или группы людей при этом портрет запечатлевает вместе с внешним сходством и духовный мир человека (модели), иногда создает типичный образ представителя народа, сословия, эпохи .

Очень частное определение, применимое ситуативно и очень локально, было предложено группой ученых из Современной гуманитарной академии (СГА): «Под социально-типологическим портретом <...> мы понимаем интегрированное описание основных социальных, демографических и иных свойств личности, присущих всей совокупности <…>». Не ставя под сомнение правомерность использования термина, отметим, тем не менее, что экстраполяция индивидуального опыта на групповые характеристики еще не является социальным портретом совокупности из-за недооценки всех входящих в нее личностей.

Близкое к «социальному портрету» определение «социального типа» было введено Якубовским А.Э.: «Социальный тип в современном понимании <…> - это определённое число людей, находящихся в сходном социальном положении, обладающих близкими социальными и ценностными установками (то есть ментальным родством) и примерными социальными возможностями, реализующие единую модель образа жизни». Действительно, социально-ценностные установки людей должны быть одной из составляющих, хотя эти установки более характерны для совокупного образа целого поколения, а не группы людей.

Интересный подход продемонстрировали составители сборника документов, объединив и опубликовав под понятием «социальный портрет» ряд исторических источников, повествующих о судьбе «лишенцев» в период с середины 20-х до конца 30-х гг.

Ушаков Б.Г. ассоциировал понимание «социального портрета» с социопсихологическим анализом определенного состояния и его социального статуса , что также можно назвать, одним из компонентов искомого определения. Исследователь фольклора отождествлял «социальный портрет» с социальным анализом, однако, «социальный портрет» предполагает не только анализ, но и синтез, воссоздающий «портретную составляющую».

Необходимо понимать, что «социальный портрет» не научный метод, применяемый в социологии, так как его определение и описание отсутствуют в методической литературе по социологии , а скорее один из факторов сбора и группировки материала, своеобразный алгоритм, направляющий работу по определенному руслу. При этом в зависимости от тематики проводимого исследования «социальный портрет» в качестве фактора обобщения материала может включать в себя различные критерии.

Надо сказать, что портретные исследования мы находим, прежде всего, в социологии, хотя именно в социологической справочной литературе определения такого понятия не содержатся .

Итак, социальный портрет - это интегрированные и обобщенные характеристики социальной группы, часто получаемые с применением математических и компьютерных методов научного исследования и фиксирующие наиболее общие и устойчивые - «усредненные» - признаки исследуемого объекта, реализующего определенную модель поведения.

Челябинские социологи провели любопытное исследование студентов-отличников, их взглядов на жизнь, учёбу и вообще, как говорится. Поскольку я сам, в своё время, относился к таковым, то мне было очень интересно почитать. Всем «коллегам» краснодипломникам тоже рекомендую прочитать и проверить на соответствие себе любимому)

Итак, студенты-отличники составляют особенную и весьма специфическую по характеру социальной позиции группу, которая наиболее активно включается в статусно-ролевые отношения и в большей степени выражает успех-ориентированное жизненное кредо молодых россиян. Вместе с тем, трансформация социальной структуры российского общества в значительной степени изменяет положение, основные модели социализации и общественные перспективы студентов-отличников. Существующая система высшего образования не гарантирует успешной профессиональной социализации отличников учебы. Высшее образование приобрело ярко выраженный коммерческий оттенок, стало массовым и доступным. Исчезли механизмы распределения, отсутствуют четкие, конкретные перспективы социальной реализации отличников. Соответствующая ситуация складывается и на отечественном рынке труда. В результате сегодняшние отличники рискуют в социальном плане, не имея гарантий получения «билета в жизнь» по результатам успешного окончания вуза. С другой стороны, ценностные ориентации и социальные ожидания отличников перемещаются в сторону саморазвития, создания «общего» социального капитала (а не четких вариантов профессиональной социализации) в виде подтверждения ими личностно-профессиональных навыков, коммуникативных компетенций и т. д.

Социологическая ролевая модель личности студента отличника.

Как известно, роль задает индивиду образцы его действий в конкретных ситуациях. Исходя из такого понимания, общество можно представить также как сложную ролевую систему, состоящую из шаблонов (форм) поведения, устанавливающих стандарты тех или иных ситуаций, упорядочивающих социальную структуру, воспроизводящих различные социальные отношения и взаимосвязи. В ходе проигрывания тех или иных ролей, индивид принимает правила общественного поведения: становится частью взрослого мира; занимает свое место в обществе, осваивая профессии; достигает успеха в жизни и т. д.

Осваивая ролевой репертуар с соответствующими идентификациями, индивид становится личностью, и его положение в обществе определяется количеством, а также сложностью освоенных ролей. Таким образом, общественная жизнь человека является чередой социальных драм – театральных представлений, сыгранных перед различными аудиториями, порой с поразительной переменой костюмов, и всегда требующих от актера быть тем, кого он играет. В процессе освоения ролей формируется ядро личности, возникает его «Я». Таким образом, не «Я» определяет состав роли. Наоборот, «Я» подобно мозаике составляется из различных ролей – образцов, шаблонов социального поведения.

Роли, освоенные индивидом в ходе социальной практики, составляют его ролевую систему или ролевой набор, который детерминирует линию поведения, жизненную стратегию, иные «параметры жизни». При этом с различными ролями индивид идентифицирует себя по-разному – с одними, личностно значимыми, больше (ролевая идентификация), с другими, второстепенными, меньше (дистанцирование от роли). Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми, предусматривая непохожие на другие отношения. «Правильное» исполнение роли вознаграждается, «неправильное» – наказывается обществом.

Ролевая теория наглядно демонстрирует, как тот или иной человек играет драматические роли в «грандиозной пьесе общества», и, говоря языком П. Бергера, личность – «есть те маски, которые он должен носить, исполняя свои роли». Персона-личность понимается как репертуар ролей с соответствующими идентификациями.

Т. Парсонс писал: «Роль – есть часть общей ориентационной системы индивидуальных акторов, которая организована по поводу ожиданий в отношении к конкретному контексту интеракции, интегрированному с конкретным набором ценностей-стандартов, которые управляют интеракцией одного или более изменений в соответствии с дополнительными ролями».

В основу динамической модели роли «отличника» может быть положена теория социального действия М. Вебера, поскольку она раскрывает и описывает «социальные формулы роли» или сам принцип ролевой социализации индивида: «сделай то, что от тебя требуется – получишь то, что тебе обещано», реализованный в четко определенных социально-психологических механизмах. Социализация в таком понимании может быть определена как процесс освоения социальных ролей, умелое исполнение которых позволит человеку найти свое место в обществе (приобрести социальный статус).

В рамках социальной роли студента-отличника происходит систематизация норм его поведения в единое целое в соответствии со спецификой функции, статуса, которую данная роль обслуживает. Например, отличник – и это его отличает от остальных студентов – поддерживает хорошие отношения с преподавателем, всегда идет ему на помощь, активно участвует в общественной жизни вуза. И все это благодаря тому, что он обладает высокой «социальной» ответственностью, берет повышенные обязательства и т. д. Кроме того, отличная учеба предполагает демонстрацию «лучшего» знания предметов, прилежного выполнения всех заданий, близкую к ста процентам посещаемость, наличие в срок пройденных контрольных точек и т. д.

Таковы формальные ожидания-требования общества и ключевых социальных институтов (семья, система образования, включая администрацию вуза и студенческое сообщество). Именно родители и учителя напрямую участвуют в создании образцов выполнения социальной роли отличника, вменяя обучающемуся четкий набор моральных, трудовых и других качеств, которым он должен соответствовать (чтобы чего-то добиться в жизни). Большинство из общественных ожиданий относительно поведения отличника, его типовых стремлений и гарантированного вознаграждения принимают вид жестких формализованных требований и стандартов, следовать которым строго обязательно. Выполнение этих предписаний обусловливает для личности высокую вероятность решения личных целей, повышает гарантии получения признания, материального вознаграждения, кадрового продвижения. Как показывают авторские исследования по данной проблематике, практически каждый отличник осознает, что условием его успеха является соблюдение ролевых инструкций. Так, каждые семь из десяти опрошенных отличников, независимо от пола, возраста и профиля, отметили, что существует четкий алгоритм учебы на отлично, когда соблюдая определенные правила, следуя «несложному алгоритму», студент сдает сессии на отлично.Среди таких принципов, правил и т. д. были отмечены:

– работа «на автомат» (93 %);

– выполнение всех домашних заданий в срок (83 %);

– контакт с преподавателем (76 %);

– отсутствие пропусков (74 %);

– участие в НИРС (74 %);

– подготовка не менее 3–5 докладов по каждому предмету за семестр (61 % – гуманитарии, 45 % – технические и иные) и т. д.

Если отличник играет роль, нарушая социальные ожидания, то к нему применяются социальные санкции, представляющие собой внешние меры принуждения к надлежащему исполнению социальной роли. К числу таковых, например, относятся лишение стипендии, воспитательные официальные и неофициальные беседы и т. д. Жесткость социального ролевого контроля зависит от рядафакторов. «Игра по правилам» или «принятие правил» обещает студенту в качестве вознаграждения активизацию тех или иных социальных возможностей. Активизация возможностей в нашем понимании означает общественное признание за индивидом в социально утвержденном (институционализированном) порядке тех или иных прав, дозволение на совершение тех или иных социальных действий, привилегий, часто признание за ним определенного уровня власти как возможности и способности определять действия иных.

К таковым респонденты относят:

– повышенные перспективы статусного трудоустройства (86 % среди «старшей» группы, 67 % среди «младшей» группы респондентов):

– легкость сдачи сессии – большинство предметов автоматом (78 %);

– наличие повышенной стипендии (65 %);

– гарантия бесплатной очной аспирантуры и перспективы научной карьеры (63 %);

– возможность пройти практику в хорошем месте (42 %);

– возможность стажировки (38 %);

– хорошее отношение со стороны преподавателей, администрации вуза в целом (29 %);

– возможность участия в грантах, НИР под руководством преподавателя (19 %);

– уважение со стороны одногруппников (15 %).

«Социальные формулы роли» или принципы ролевой социализации студента-отличника, как показывает проведенное исследование, таковы:

– я учусь на отлично (окончил с красным дипломом) для того, чтобы чего-то добиться в жизни (51 %);

– для того, чтобы добиться в жизни, нужно быть успешным, в том числе окончить вуз с красным дипломом. Это дает конкретные перспективы (34 %);

– красный диплом не гарантирует успеха в жизни и не дает значимых плюсов в устройстве на работу, карьере и т. д. (11 %).

Ценностное ядро социальной роли отличника формирует социальный феномен успеха. Под успехом личности обычно понимается социальная позиция, актуализирующая (активизирующая) ряд социальных возможностей и свидетельствующая о достижении индивидом общественно признанных результатов в различных сферах деятельности, которые личностью также оцениваются как значимые.

Отметим также, что успех личности является ее символическим капиталом (П. Бурдье), олицетворяя влияние социального агента на соотношение сил в социальной группе и обществе в целом. Успешный человек обладает значительным символическим капиталом, к его мнению гораздо чаще прислушиваются, он получает возможность влиять на принятие значимых решений. Формирование модели успеха зависит от системы ценностей, принятых в обществе в конкретный период его развития и усвоенных личностью, кроме того, модель успеха зависит от принадлежности личности к определенному социальному слою, она существенно различается у представителей высших и низших слоев современного западного и российского общества.

Институт успеха имеет два измерения: личностное и общественное. Соответственно имеет место двоякое понимание успеха. Успех социальный или общественный напрямую связан с социальной позицией в обществе. Критерием успешности жизни становится занятие выгодной социальной позиции, распоряжение большим социальным капиталом. Данная социальная позиция напрямую связана с отношениями престижа, избранности, знаменитости (популярности), власти.

Другое, личностное измерение института успеха исходит из удовлетворенности индивида собственной жизнью, степени его самореализации и т. д. Успех в этом измерении тесно связан с социальным самочувствием индивида, комфортом и удовлетворенностью теми социальными отношениями, ролями, статусом и пр., в которые он включен.

Таким образом, институциональный комплекс успеха имеет две основные оси – субъективную и объективную, в социологическом понимании этих терминов.

Залогом общественного успеха является преуспевание в общественной жизни, «в делах» и т. д. Это предполагает развитие таких коммуникативных и личностных качеств, как интуиция, коммуникативная компетентность, творческие способности, изобретательность, способность налаживать и использовать сетевые и кластерные производственные структуры и многое другое.

Итак, институциональный функционал успеха можно выразить следующим образом:

1. Успех – это нормативно-ценностная основа поведения отличника;

2. Успех – формирует ценностные рамки и критерии социализации;

3. Успех – положен в основу большинства социально-ориентированных моделей поведения (социальных ролей) студента-отличника. Необходимо выделить, по крайней мере, две концептуальные основы успеха применительно к ролевому набору студента-отличника. С одной стороны, члены семьи (будущего) отличника и преподаватели утверждают, что добиться успеха возможно лишь при условии отличной успеваемости, которая гарантирует выпускнику повышенные возможности карьерного роста, в том числе в закрытой от остальных сфере образования и науки (со слов преподавателя – отличная учеба является пропуском в аспирантуру), то есть правильным образом проигрывая ситуации, приносящие успех, осваивая лишь те роли, в результате проигрывания которых можно добиться успеха. В данном случае выполняется схема «чтобы стать успешным, сделай вот это». Родители и преподаватели как представители важнейших институтов социализации – семьи и образования – продуцирует и распространяет «рецепт успеха».

В книге психолога А. В. Иванова «Психология успешного бизнеса в России» показывается, что успех в бизнесе, в обретении материального достатка, в первую очередь зависит от определенного стиля поведения, который в России обладает ярко выраженной спецификой. И формулируются три ключевых признака стремящегося к материальному успеху человека: активность и последовательность действий, результатом которых является материальный достаток; способность генерировать бизнес-идеи, основанные на реальном опыте; наработка связей.

Для отличника подобная схема также подходит. В адаптированном виде она выглядит так:

– активная студенческая общественная деятельность и упорная работа на результат – свидетельством чему является наличие красного диплома. Последний, в свою очередь, открывает более широкие возможности карьерного роста: хорошая должность, высокая зарплата и т. д.;

– отличные знания, приобретенные в процессе обучения, профессиональная компетентность. Ориентированность на карьерный рост;

– умение коммуницировать с «нужными людьми» и добиваться желаемого результата, наличие большого количества важных знакомств.

Нормативный комплекс социального института «успеха» удачно очерчивает И. Богуславский в своей работе «Американский успех: люди и символы», выделяя десять особенностей, присущих самым успешным деловым лидерам:

(1) страстность;

(2) интеллект и ясность мышления;

(3) великое искусство общения;

(4) высокий запас энергии;

(5) эгоизм под контролем;

(6) внутреннее спокойствие;

(7) умение извлекать пользу из раннего жизненного опыта;

(8) крепкая семья;

(9) позитивная позиция;

(10) «делать нужные вещи правильно».

Как показала фокус группа, эти и другие ролевые особенности личности присущи также и студентам-отличникам.

Ключевые социальные ожидания студента, играющего роль отличника, связаны в первую очередь с:

1. Возможностью начать научную или преподавательскую карьеру: поступить в бюджетную аспирантуру и т. д., иными словами создать выгодные условия для «научной» профессиональной социализации, «получить приглашение» на работу в вуз.

2. Практическим подкреплением, официальным свидетельством наличия у него как будущего работника таких личностных профессиональных качеств, как: работоспособность, интеллект, целеустремленность, аккуратность, коммуникативный талант, успешность, амбициозность. Красный диплом, по сути, признание формального института (образования) за ним этих качеств, что повышает его шансы на занятие вакантной должности. Кроме того, «отличное» образование по специальности говорит о максимально возможной профессиональной компетентности соискателя на вакансию.

3. Решением ряда психологических комплексов, таким как «стремление оправдать надежды родителей», доказательством собственной состоятельности в той или иной социальной группе и т. д.

4. Получением возможности продвижения по общественной линии (партия, а также различные общественные объединения и союзы).

Принятие на себя роли отличника подразумевает интериоризацию определенного нормативно-ценностного комплекса, коррекцию «картины мира». Отличник старается отличиться, выделиться из общей массы окружающих его людей. Это, с одной стороны, отнесение себя к социальной группе с повышенным статусом, с другой стороны, стремление следовать эффективным путем социализации, который поддерживается и одобряется существующей общественной системой. Однако существует масса иных ролей, исполнение которых обещает индивиду успех в социализации. Отличная учеба в вузе – лишь одна из возможностей успешной социализации. Роли можно условно «сложить» в модели жизненных стратегий, или жизненная стратегия может быть раскрыта через соответствующий набор социальных ролей.

Другими словами, социологи хотят сказать, что отличная учёба в ВУЗе вовсе не так важна для человека, как думают сами отличники, причём даже не с точки зрения дальнейшего трудоустройства, а, в том числе, и для успешной самореализации личности. Хотя остаётся открытым вопрос: если личность самореализует себя через учёбу и науку, почему бы ей не быть отличником? Короче говоря, почему нельзя быть отличником не для «кого-то», а для себя...

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
(на основе анализа вузов Тамбовской области)

Сложные, во многом негативные социально-экономические процессы современной российской действительности оказывают противоречивое воздействие на жизнь и условия деятельности профессорско-преподавательского корпуса высшей школы. Между тем от результатов деятельности этого отряда российской интеллигенции, его интеллектуального поиска и мироощущения в огромной степени зависит историческая судьба России в следующем столетии. Поэтому определенную актуальность приобретает исследование социально-культурных условий деятельности, ценностных ориентаций вузовской научной интеллигенции, в частности, провинциальной. В данной статье сделана попытка описать социальный портрет вузовского преподавателя одного из регионов европейской части России - Тамбовской области.

Тамбов - один из административных, научных и культурных центров Центрально-Черноземного района. Тамбов и один из районных центров Тамбовской области - город Мичуринск - типичные провинциальные города, по структуре занятости и уровню жизни населения не отличающиеся от других провинциальных российских городов. Можно утверждать, что результаты социологического исследования, проведенного в Тамбовской области, отражают картину и других провинциальных городов, а также дают типичные показатели по Центральному черноземью в целом.

Из 172018 научно-педагогических работников, занятых в системе высшего образования в РФ в целом, 7918 трудятся в Центрально-Черноземном регионе . По количеству профессорско-преподавательского состава региона Тамбов находится в регионе на втором месте после Воронежа . В работе представлены наиболее значимые, на наш взгляд, результаты проведенного нами социологического исследования.

Социологический опрос проводился в ноябре–декабре 1998 г. в трех государственных вузах Тамбова и области: Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина, Тамбовском государственном техническом университете и Мичуринском государственном педагогическом институте. Выборочная совокупность составила - 20% от генеральной, что обеспечивает репрезентативность исследования. В расчет брался состав лишь штатных работников, совместительство не учитывалось, поскольку именно штатный состав определяет лицо любого вуза.

Анкета для опроса преподавателей содержала четыре основных раздела, позволяющих исследовать: профессиональную деятельность и ее условия; ценностные ориентации и мотивы деятельности; жизнь преподавателей вне стен вуза; а также демографические сведения.

Остановимся на анализе демографических характеристик. Среди опрошенных 54,3% мужчин и 45,7% женщин. 80% опрошенных состоят в браке. Многодетными наших преподавателей не назовешь. Так, у 20,8% женщин и 16,7% мужчин детей нет, одного ребенка имеют 42,7% женщин и 39,5% мужчин, двух, соответственно, 33,3 и 36,8%, трех и более - 2,1 и 7,0%.

Среди опрошенных проявляются гендерные различия, которые особенно заметны в возрастных категориях респондентов. Так, в возрастной группе от 30 и от 30 до 45 лет преобладают женщины; от 46 до 55 - мужчины и женщины представлены равномерно; а в возрастной группе от 56 и старше работают в основном мужчины.

Условия профессиональной деятельности оказывают большое влияние на социальный портрет представителя любой профессии. Преподаватели тамбовских вузов предпочитают функцию “передачи знания”, нежели функцию “добывания знания”. В этом мы убеждаемся, рассмотрев вопрос о том, в какой области (преподавание или исследование) находятся основные интересы респондентов. Преподаватели Тамбовской области высказали следующее: 19,5% опрошенных видят интерес в основном в области преподавания; в области исследовательской работы - 9,5%; проявляют интерес в обоих областях, но большая склонность к преподаванию у 43,8%; а большая склонность к исследовательскому труду - у 26,7% респондентов.

Если рассматривать этот вопрос в зависимости от половой принадлежности, то нужно заметить, что у женщин наблюдается большая склонность к преподавательской деятельности, а у мужчин эти интересы распределяются одинаково между преподавательской и исследовательской деятельностью. У респондентов в возрасте до 30 лет интересы к преподавательской и исследовательской деятельности распределяются равномерно, чем старше возраст преподавателей, тем больше проявляется склонность к преподавательской деятельности. Доктора наук больше интересуются исследовательской работой (71,5%), а у кандидатов и неостепененных преподавателей выражена склонность к преподаванию (56,8 и 75,3%).

Одни преподаватели просто передают свои знания студентам, другие обогащают свою деятельность новыми формами, методами, т.е. представляют “новаторский тип”. Преподавателям было предложено отнести себя к определенному типу. Практически каждый восьмой опрошенный отнес себя к “новаторскому типу” - 13,3%; каждый второй к “смешанному типу” - 48,1%; к “традиционному типу” - 22,9%.

Хочется отметить, что в вузе должны преобладать те, кто работает творчески, между тем зачастую преподаватели выполняют свои обязанности добросовестно, но без новаций, что ведет к снижению качества работы вуза в целом. Опрос показал, что 73,8% преподавателей считают, что они добросовестно выполняют свою работу. Почти половина (49%) работают творчески, с интересом и полной отдачей. Настораживает то, что в Тамбовской области 26,2% преподавателей выполняют свою работу ниже своих способностей.

Исследование показало, что с более полной отдачей работают молодые преподаватели до 30 лет, а вот половина респондентов в возрасте от 30 до 45 лет делают это ниже своих способностей. Однако после 45 лет преподаватели опять начинают работать творчески и с полной самоотдачей, а в возрасте старше 65 лет - все преподаватели оценивают свою работу высоко. Такая же тенденция прослеживается, если взять ученую степень и занимаемую должность. Чем выше должностной статус и ученая степень преподавателя, тем выше он оценивает свою работу.

Деятельность преподавателей вузов очень многогранна. Ее специфика связана с большой эмоциональной нагрузкой. Морально-психологический климат в вузах достаточно благоприятный. Так, отношениями с коллегами и администрацией удовлетворены соответственно 92,9 и 73,8% респондентов. Каждый второй доволен перспективой служебного роста, недовольными являются в основном лица в возрастной категории до 45 лет. Можно предположить, что это связано с тем, что из-за задержки на руководящих должностях более пожилых людей молодые преподаватели не имеют возможности продвигаться по служебной лестнице. Настораживает и тот факт, что 81,4% респондентов не довольны размером зарплаты, 41% - условиями труда, а 40% - возможностью дополнительного заработка.

На социальный портрет преподавателя вуза накладывают отпечаток условия профессиональной деятельности - прежде всего материальное вознаграждение за труд. Экономические преобразования в России в начале 90-х вызвали ухудшение материального положения почти всего населения страны. Преподаватели вузов не относятся к числу высокооплачиваемых работников. В Тамбовской области преподаватель вуза не имеет никаких существенных источников дохода, кроме зарплаты.

Большинство преподавателей в Тамбовской области имеют низкий уровень жизни - 69,5%. Каждый третий живет в нищете, сводят концы с концами - 38,1%. Средний уровень жизни имеют 30,5% преподавателей, а зажиточно живут 2,4%. Разумеется, при таком материальном положении многие преподаватели могли бы найти другую работу, этой проблеме уделялось немало внимания в прессе, и можно согласиться со словами А. Овсянникова о том, что “высшее образование в России становится предпосылкой бедности” .

Но находится много причин, по которым преподаватели не покидают вуз. Это отсутствие другой работы, привычка, стремление доработать до пенсии, желание иметь небольшой приработок к пенсии. Но на вопрос: “Если бы Вы начали свою трудовую деятельность, выбрали бы вновь профессию преподавателя?” 69% опрошенных ответили - “выбрал вновь”.

Резюмируя вопрос о материальном вознаграждении, хочется отметить, что для “научно-педагогических работников зарплата достигнув размеров, позволяющих им достойно существовать, прекращает свое мотивирующее, стимулирующее воздействие. Более важным становится творческое содержание труда и его престижность” .

Таким образом, преподаватели вузов, выполняющие главнейшую функцию в обществе, находятся в крайне бедственном материальном положении. Бедность и нищета - удел многих преподавателей Тамбовской области. В дальнейшем это скажется на качестве выполнения ими основных функций. Все это снижает престижность, авторитет преподавательской профессии в глазах самих педагогов и молодежи, которая не захочет связывать свое будущее с данной профессией.

Особенность труда преподавателя вуза состоит и в том, что он должен постоянно заниматься научной работой, успешность которой состоит в получении ученой степени, звания. Не всегда творческий процесс проходит гладко. Что же мешает преподавателям Тамбовской области заниматься научной работой? Как отметили опрошенные, в первую очередь на успешность их научной работы влияют материальные и организационные трудности, а во вторую - сложность темы.

Характерной особенностью профессионала является его отношение к профессии как ценности, определяющей образ жизни. Как показал опрос, мотивами выбора профессии респондентов были: интерес к профессии (57,1%), желание учиться (41,9%), важность и полезность избираемого вида деятельности (35,2%). Материальный расчет занимает самое последнее место.

Основным мотивом тех, кто сменил бы профессию (7,2%), являются жизненные обстоятельства, не имеющие отношения к содержанию деятельности преподавателя вуза. Самой главной причиной стала неудовлетворенность оплатой труда - так ответили 85% опрошенных. Желание сменить профессию сильнее выражено у молодых преподавателей в возрасте до 45 лет. С увеличением возраста профессиональная мотивация становится более устойчивой. Причем 63,6% респондентов в возрасте до 30 лет выбрали бы вновь профессию преподавателя, а в возрасте 65 лет и старше такое решение приняли бы 100% опрошенных. Такая же тенденция прослеживается, если рассматривать ответивших на этот вопрос с позиции занимаемой должности, ученой степени (чем выше должностной статус и ученая степень, тем больше респондентов выбрали бы эту профессию). Была выявлена еще одна интересная особенность - у мужчин и женщин мотивация на профессию выражена одинаково.

На социальное самочувствие и настроения преподавателей влияют их условия жизни. Больше всего преподавателей беспокоят рост цен, социального расслоения, падение культуры, коррумпированность в органах власти - это отметили по 40,5% опрошенных, отсутствие результатов от экономических реформ - 38,5%.

Профессиональная деятельность целиком захватывает педагога, так что трудно различить чисто профессиональное и личностное. Немецкий философ Л. Фейербах заметил в прошлом веке, что “положение, должность имеют влияние на образ мысли человека, его внутреннюю жизнь, его веру более, чем он сознает это. В большинстве случаев уже нельзя отличить образ мыслей по долгу службы от свободных убеждений того, что исходит от него в связи с его внешней профессией” . Можно с уверенностью предположить, что это присуще и вузовскому преподавателю.

Для уяснения социального портрета преподавателя важно выяснить ценностные ориентации. Ценностные ориентации преподавателя осознанно и неосознанно проявляются в его работе, в общении со студентами, в оказанном на них педагогическом воздействии и во многом другом. На первом месте у преподавателей стоят дети и их будущее (76,2% преподавателей поставили положительную оценку отношениям в своей семье). Так, 81% опрошенных имеет детей, среди тех, кто не имеет детей, в основном лица в возрасте до 45 лет. Очевидно, это связано с особенностями научно-педагогической работы, преподаватели не смогли обзавестись детьми или откладывают рождение ребенка на более поздний период. На втором месте - здоровье, на третьем - крепкая семья, успехи близких.

Рассматривая мотивы, которыми преподаватели руководствуются в своей научной работе, можно сказать, что все они связаны, в первую очередь, с личными интересами, с тем, чтобы повысить свой должностной статус, а не кафедральными интересами или привлечением студентов к научной работе.

Социальный портрет будет неполным, если не коснуться религиозных ориентаций педагогов. Каких религиозных взглядов придерживаются преподаватели вузов? Процессы, протекающие в современной России, изменили сознание людей, в том числе и религиозное. За короткое время церковь из отторгаемой и полузапретной организации превратилась в мощный центр духовного притяжения. В обществе, в котором религия совсем недавно преследовалась, как считают К. Каариайнен и Д. Фурман, установился “прорелигиозный” и “православный консенсус” [цит. по: 6, с. 92].

Результаты опроса показали, что каждый третий преподаватель верующий, (33,3% опрошенных). Безразличен к религии каждый шестой (16,7%), и этот показатель равен общероссийскому . Колеблющимися и атеистами являются каждый девятый преподаватель (11,0%). Верующими себя считают, в основном, молодые преподаватели до 45 лет. Среди верующих больше представительниц “слабого” пола (58,6% против 41,4% мужчин). Здесь могли сказаться два фактора: во-первых, нежелание “засветиться” в глазах руководства (молчаливо предполагается некоторыми, что при всей анонимности анкетирования анкеты могут использоваться администрацией вуза для соответствующих выводов); во-вторых, сказывается длительное наследие, обучение и воспитание в духе материализма и атеизма. С другой стороны, влияет религиозное возрождение 90-х годов в России. При этом характерно, что если в 20–30-е годы атеизм получил наиболее широкое распространение в столице и крупных городах, а затем распространялся в провинцию, но религиозное возрождение 90-х годов пошло по тому же пути, его вал докатился в конце 90-х до провинции. Хотя возможно другое объяснение: религиозные традиции наиболее прочно сохранились в провинции, они не прерывались и в годы советской власти. С другой стороны, и социально-экономическая ситуация влияет на рост религиозных настроений в обществе.

Преподаватели вузов живые люди и каждый день занимаются различными повседневными делами. Свободное время преподавателя - это часть времени, свободная от труда, это сфера нерегламентированного поведения, возможность выбора досуговых занятий и в то же время стройность, целенаправленность самого процесса, охватывающего творчество (как научное, так и художественное), искусство, общение, развлечение и т.д.

Чаще всего преподаватели интересуются событиями в стране и в мире, обновляют лекции и семинарские занятия новыми материалами. Много времени преподаватели отдают семье, детям, родителям, супругу(е). Не радует то, что только каждый пятый преподаватель регулярно занимается спортом и чуть более половины опрошенных очень редко или практически никогда не бывают в театре, на выставках и концертах. Это можно объяснить и материальными проблемами, ведь нередко билет на приехавшую столичную знаменитость стоит четверть, а то и треть месячной зарплаты преподавателя.

В свободное от работы время у преподавателей преобладает ориентация на семью. Так, 56,7% - занимаются домашними делами, причем женщины здесь заняты в полтора раза больше, чем мужчины. Если рассмотреть этот вопрос с учетом должностного статуса респондентов, то ассистенты в 1,2 раза больше, чем старшие преподаватели, а доценты занимаются домашним хозяйством в 6,3 раза чаще, чем профессора. Проанализировав эти ответы в соответствии с ученой степенью, мы увидели, что неостепененные преподаватели занимаются этим видом деятельности больше всех, что вполне объяснимо, так как это в большинстве своем женщины. Более половина респондентов (51,4%) проводят свободное время с родными, так как уход за собой, престарелыми родителями, детьми требуют определенных временных затрат. Социологические исследования показывают, что возрастают затраты времени на домашние дела. Причин здесь несколько. Возросли цены на бытовые услуги, и большинство опрошенных “производят” эти услуги для самих себя. Преподаватели вузов не составляют исключения .

Второе место в объеме свободного времени занимает подготовка к занятиям - это отметили 53,3% респондентов. Среди них преобладают мужчины. Доля тех, кто готовится к занятиям, больше среди кандидатов наук, работающих на должности и имеющих ученое звание доцента, затем следуют старшие преподаватели и ассистенты, как кандидаты наук, так и не имеющие степени и звания. Это объясняется, по всей вероятности, долей лекционной нагрузки и научной работы у преподавателей высокой квалификации.

Настораживает тот факт, что 41% преподавателей занимается огородами. Это не от хорошей жизни, а для того, чтобы выжить в непростых экономических и политических условиях российской действительности. Земельные наделы стали дополнительным источником доходов, дающим продукты питания, но отнимая при этом большую часть свободного времени. Среди занятых здесь преобладают мужчины в возрасте от 46 до 55 лет, доценты и кандидаты наук. Каждый десятый преподаватель (10%) предпочитает пассивный вид отдыха.

Таким образом, свободное время преподаватели тратят на ведение домашнего хозяйства, подготовку к занятиям, занимаются дачными участками, а не тем, чтобы изменить образ интеллектуальной жизни. Изучение совокупности занятий преподавателей вне работы, прежде всего участия в культурной жизни, выявило и негативные факторы - только 9% преподавателей повышает свой культурный уровень.

Таким образом, преподаватель вне стен вуза продолжает заниматься профессиональной деятельностью, а также текущими домашними делами, не отвлекаясь от своей основной работы, так как этому способствуют не очень хорошие жилищные условия, усталость в конце рабочей недели, плохое проведение отпуска. Все это отражается на социальном самочувствии и настроениях преподавателей.

Все опрошенные принадлежат к одной социально-профессиональной группе, живут и работают в одной области, их ориентации в сфере досуга достаточно индивидуализированы и различны. Вместе с тем в этом разнообразии индивидуальных стилей жизни можно определить черты сходства в организации свободного времени мужчин и женщин, представителей разных возрастных групп. Так, у молодых преподавателей содержание досуга существенно иное, нежели у преподавателей других возрастных категорий. У первых гораздо меньше времени тратиться на ведение домашнего хозяйства и гораздо больше - на разные формы социокультурной деятельности.

Для вузовского преподавателя специфичным является соотношение бюджетов рабочего и свободного времени. Даже в отличие от учителя, который имеет мало свободного времени и вынужден после работы заниматься подготовкой к урокам, проверкой тетрадей, вузовский педагог в силу творческого характера деятельности должен заниматься наукой, по сути дела, постоянно включая и отпускное время. Творчество в принципе не может быть лимитировано временем. К тому же материальные и бытовые условия вынуждают вузовского преподавателя затрачивать неправомерно большое количество времени на эту сферу.

Профессорско-преподавательский состав вузов Тамбовской области практически никогда не бывает свободным от дел. Сделать свободное время действительно “свободным” преподавателям мешает маленькая зарплата, большая учебная нагрузка и больная атмосфера в обществе, т.е. эти причины лежат за стенами вузов и устранить их без помощи государства не представляется возможным.

Представленный портрет преподавателя вуза позволяет осмыслить содержание его деятельности, мотивацию, социальные настроения, проведение свободного времени, увидеть способы взаимодействия микро- и макросоциума, дать оценку личности преподавателя провинциального вуза, исходя из характеристики среды, в которой он проживает, а также определить основные задачи, которые стоят перед преподавателями вузов. Эти проблемы оказываются одинаковыми как для региональных, так и для столичных педагогов высшей школы - увеличение зарплаты, снижение учебной нагрузки, увеличение финансирования учебного процесса и научной деятельности.

Учитывая вышеизложенное, можно выдвинуть рабочее определение: социальный портрет современного преподавателя вуза - это совокупность информации о статусном и ролевом наборе, нормативных требованиях к представителю данной профессии, мотивационной сфере данного типа личности с выделением его (преподавателя) доминантных черт и характеристик, образе жизни, социальных настроениях, материальных возможностях, с учетом общего и особенного в поведении и деятельности.

Литература

1. Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России: Статистический сборник. СПб., 1998.

2. Научный потенциал вузов Центрально-Черноземного района России: Статистический сборник. СПб., 1998.

3. Овсянников А. Высшая школа: Обуза или шанс возрождения России? // Сегодня. 1994. № 187.

4. Владимиров В. Платное образование: Социальный контекст // Высшее образование в России. 1999. № 1.

5. Фейербах Л. История философии // Фейербах Л. Собрание произведений: В 3 т. М., 1974.

6. Рековская И.Ф. Современная религиозная ситуация в России (Эволюция российской религиозности): Обзор // Социология: Реферативный журнал. 1998. Серия “Социальные и гуманитарные науки”. № 4.

7. Высшая школа в зеркале социологии. Вып.2: Социальные проблемы студентов и представителей российских вузов: Сборник. Ярославль: Изд-во Яросл. гос. техн. ун-та, 1997.

8. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: Прикладной аспект. М.: Юрист, 1997.

9. Патрушев В., Караханова Т., Темницкий А. Псков в 1986 и 1995 году // Социологический журнал. 1996. № 1–2.

Copyright © Журнал социологии и социальной антропологии, 2000 HTML by Fedorov D.A. , 2002