Смысл жизни человека. В чем смысл жизни человека? Проблема смысла жизни человека. Смысл жизни. В чем он заключается

В разные времена истории люди задавались одними и теми же вопросами, касающимися их жизни. Поиском смысла своего существования на земле человек занимался, наверное, всегда, поскольку без его понимания очень сложно получать наслаждение от прожитых дней и чувствовать счастье.

В чем смысл жизни человека на земле?

Подобные вопросы являются многогранными, и ответить на них несколькими словами нельзя, а вот поразмышлять в течение нескольких часов вполне реально. Чтобы понять, какой смысл жизни, можно ориентироваться на душевное предназначение человека.

  1. Исполнение желаний . Душа стремится , так к ним относится: наслаждение, самовыражение, познание, рост и любовь.
  2. Развитие . Человеческая душа стремится к эволюции, получая разные жизненные уроки и формируя опыт.
  3. Повторение . часто основывается на стремлении души повторить свои предыдущие воплощения. Повторяться могут действия, которые приносят удовольствие, пристрастия, личные качества, отношения и так далее.
  4. Компенсация . В некоторых случаях недостатки и сбои прошлых жизней отражаются на реальности.
  5. Служение . Разбираясь, в чем смысл жизни, стоит остановиться на еще одном варианте воплощений для людей – искреннее желание совершать хорошие дела.

Смысл жизни человека – философия

Больше всего обсуждений на эту тему можно найти в философии. Чтобы понять, в чем смысл человеческой жизни, следует обратиться к мнению великих умов, известных в истории.

  1. Сократ . Философ считал, что жить нужно не для достижения материальных благ, а для совершения добрых дел и совершенствования.
  2. Аристотель . Древнегреческий мыслитель утверждал, что смысл жизни для человека – ощущение счастья для реализации своей сущности.
  3. Эпикур . Этот философ считал, что каждый должен жить в удовольствие, но при этом имея в виду отсутствие душевных переживаний, физической боли и .
  4. Киники . Эта философская школа уверяла, что смысл жизни заключается в стремлении к духовной свободе.
  5. Стоики . Приверженцы этой философской школы считали, что жить необходимо в гармонии с мировым разумом и природой.
  6. Моизм . Китайская философская школа проповедовала, что челок должен стремиться к равенству между людьми.

Как жить, если нет смысла в жизни?

Когда наступает черная полоса в жизни, случается трагедия и человек находится в депрессивном состоянии, то теряется смысл жизни. Подобное состояние приводит к тому, что пропадает желание проводить какие-либо изменения в лучшую сторону. Поняв, в чем заключается смысл жизни, нужно выяснить, что нужно делать, если он пропадает.

  1. Не стоит концентрироваться на проблеме, поскольку постоянное присутствие желания выяснить смысл жизни загоняет в тупик.
  2. Как ни странно, но время способно творить чудеса, так через небольшой промежуток времени серьезные проблемы могут показаться незначительными.
  3. Не концентрируйте внимание на одной проблеме, поскольку в жизни есть много интересного и прекрасного.
  4. Часто человек задумывается над тем, в чем смысл жизни, когда ему нечем заняться, поэтому, чтобы не усугубляться в существующие проблемы, рекомендуется найти для себя интересное занятие, которое будет не только отвлекать от проблемы, но и дарить наслаждение.

Как найти смысл жизни?

Многие психологи считают, что если человек чувствует себя несчастным, значит, он еще не понял, ради чего он живет. Есть несколько простых советов, как обрести смысл жизни, которым нужно придерживаться ежедневно.

  1. Занимайтесь любимым делом . Специалисты рекомендуют концентрироваться на таких занятиях: интересных, важных, несложных, способных ускорить время, приносящих удовольствие и так далее.
  2. Учитесь любить то, что делаете . Проблема смысла жизни связана с тем, что многие ежедневные дела человек выполняет «из-под палки», испытывая при этом негативные эмоции. Рекомендуется смотреть на нелюбимые дела в более широком контексте или же сопровождать их выполнением интересных занятия.
  3. Не живите по плану, а делайте все естественно . Доказано, что , чаще приносят спонтанные решения и действия.

Книги о смысле жизни

Чтобы тщательнее разобраться в этой теме и узнать больше разных мнений, можно прочитать соответствующую литературу.

  1. «Все о жизни» М. Веллер . Автор размышляет на многие темы, в том числе о любви и смысле жизни.
  2. «Перекресток» А.Ясная и В. Чеповой . Книга описывает важность выбора, с которым человек сталкивается ежедневно.
  3. «Кто заплачет, когда ты умрешь?» Р. Шарма . Автор предлагает 101 решение сложных проблем, которые помогут улучшить жизнь.

Фильмы о смысле жизни

Кинематограф не оставил без внимания один из важных вопросов человечества, предложив на суд общественности несколько интересных картин.

  1. «Чистый лист» . Главный герой знакомится с умной старушкой, которая заставляет его посмотреть на свою жизнь и весь мир по-другому.
  2. «Прогулка по лесам» . Если ищите фильмы о жизни со смыслом, тогда обратите внимание на эту картину, в котором зрители смогут понять, что жизнь быстротечна и важно не упустить момент.
  3. «Достучаться до небес» . История двух смертельно больных друзей, которые решили прожить оставшееся время с пользой.

Вопрос:

Здравствуйте! Меня в последнее время мучает вопрос «В чём смысл жизни? », «Для чего человек живёт? » «Мои мысли не дают мне жить. Я постоянно думаю. Я словно клубок противоречий. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы. Заранее большое спасибо.»

Людмила, 19 лет .

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров) :

О смысле и назначении жизни человек задумывался с древности. У греков был миф о Сизифе, царе Эфира (Коринфа), который в подземном царстве в наказание за хитрость должен был вечно вкатывать на гору громадный камень: едва он достигал вершины, как невидимая сила устремляла камень вниз и снова начиналась та же бесцельная работа. Это – впечатляющий пример бессмысленности жизни.

В 20-м столетии писатель и философ Альбер Камю применил этот образ к современному человеку, считая абсурд главной чертой его существования: «В неумолимое мгновение, когда человек оборачивается и бросает взгляд на прожитую жизнь, Сизиф, вернувшись к камню, созерцает бессвязную последовательность действий, ставшую его судьбой. Она была сотворена им самим, соединена в одно целое его памятью и скреплена смертью. Убежденный в человеческом происхождении всего человеческого, желающий видеть и знающий, что ночи не будет конца, слепец продолжает путь. И вновь скатывается камень» (А.Камю. Миф о Сизифе).

Вывод, к которому он пришел, неизбежен для него и для миллионов людей, живших и живущих в неверии. Разница лишь в том, что А.Камю стремился быть логичным до конца и смог остро осознать, что жизнь человека, заключенного в рамки только земного бытия, напоминает сизифов труд. Большинство же людей пытается жить иллюзиями и найти смысл в земной жизни. Но в мире конечных реалий найти его невозможно.

Математики знают, что любое конечное число, деленное на бесконечность, является бесконечно малой величиной, т.е. предел ее равен нулю. Поэтому так наивны попытки неверующих людей объяснить, в чем смысл их жизни. Одни уверяют, что они ценят жизнь с ее радостями, и этим вполне удовлетворены. Но ведь земная жизнь уходит, как вода в песок, и от радостей ничего не остается. А если через несколько десятилетий все исчезнет, может ли такая жизнь иметь смысл. Другие говорят, что видят свое назначение в том, чтобы делами своими оставить на земле след. Обычно такие объяснения приходится слышать от людей, которые к серьезному творчеству не причастны и реального следа не оставляют. Сами же выдающиеся творцы, при всей увлеченности своим занятием, хорошо понимали и понимают неполноту и пределы этой деятельности.

Великий математик и физик Блез Паскаль (1623–1662) за два года до смерти писал математику П.Ферма, что видит в математике не более чем ремесло. Подлинную же цель человеческого существования, по его мнению, может открыть только истинная религия: «Чтобы сделать человека счастливым, она должна показать ему, что есть Бог, что мы обязаны любить Его, что наше истинное благо – пребывать в Нем и наше единственное несчастье – быть разлученным с Ним; что мы полны мрака, мешающего познать и любить Его, и что, таким образом, мы окончательно неправы, не исполняя своего долга любви к Богу, а подчиняясь влечениям плоти. Она [истинная религия] должна объяснить нам причину того, что мы противимся Богу и собственному благу; указать нам средства от этих немощей и таким образом приобрести эти средства. Испытайте в этом отношении все религии мира, и вы не найдете ни одной, кроме христианской, которая удовлетворяла бы этим требованиям» (Мысли о религии).

В наш век все осталось по-прежнему. Люди, имеющие здоровое нравственное чувство, достигнув даже самых выдающихся результатов в творчестве, воспринять это как главную цель жизни не могут. Приведу пример. Академик Сергей Павлович Королёв (1906–1966), будучи генеральным руководителем нашей космической программы, не мог быть этим удовлетворен, а думал о спасении, т.е. видел смысл своей жизни за пределами земной жизни. В те годы, когда вера подвергалась гонениям, он находил возможность иметь духовника, ездить на богомолье в Пюхтицкий Успенский монастырь, проявлять щедрую благотворительность. Сохранились рассказы об этом замечательном человеке монахини Силуаны (Надежды Андреевны Соболевой): «Я в то время заведовала гостиницей. Однажды приехал к нам представительный мужчина в кожаной куртке. Я дала ему комнату. Поговорила с ним ласково, принесла поесть – все той же картошки с грибной подливкой. Он пожил два дня, и смотрю – все больше изумляется. Наконец, разговорились. Он сказал, что никак не ожидал увидеть здесь такой бедности, даже нищеты… «Очень хочу помочь вашей обители, сердце разрывается. Когда увидел, как вы живете. У меня сейчас совсем мало денег с собой, да и вырвался я сюда каким-то чудом – нужно опять на работу и не знаю, смогу ли скоро приехать к вам». Оставил он мне адрес и телефон свой и сказал, что если буду в Москве, обязательно заехать к нему. Я его поблагодарила и дала адрес одного бедного священника, который жил с женой на 250 рублей в месяц (это старыми деньгами), сказав, что если сможете, то помогите. Через месяц меня отпустили в Москву по благословению игуменьи. Приехала, отыскала адрес, который он мне оставил. Вижу огромный забор, у забора привратник. Спрашивает у меня: «Вы к кому?» Я назвала фамилию. Он пропустил и сказал: «Вас ждут». Я иду и все больше удивляюсь. В глубине двора – особняк. Звоню – открыл хозяин – тот самый человек, который приезжал к нам. Как обрадовался! Повел меня наверх, на второй этаж. Захожу в кабинет его и вижу: на столе лежит открытый том Добротолюбия, в углу шкаф – с открытыми створками, за которыми стоят образа. Пригласил женщину (кажется, сестру свою), чтобы она все приготовила. В комнате у сестры – киот орехового дерева с чудным образом Святителя Николая. Перед отъездом дал мне конверт и сказал: «Здесь пять». Я думала, что 500 рублей, а оказалось, что 5 тысяч рублей. Какая это была для нас помощь! Прошло много времени, и вот снова приезжает мой знакомый – а это был академик Королёв – сидим в моей келье и пьем чай. Он благодарит меня: «Вы знаете, я благодаря Вам нашел настоящего друга и пастыря: тот бедный священник, о котором Вы говорили» (Три встречи, М., 1997, 83 -85).

Я подробно привел этот рассказ, чтобы показать, что обращение к православию не было для академика С.П.Королева каким-то эпизодом. Он жил в нем и ради удовлетворения духовных потребностей рисковал своим высоким положением. При колоссальной занятости руководитель космической программы находил время для чтения Добротолюбия – творений святых отцов сугубо аскетического направления.

Не только наука, но и художественное творчество не может составлять смысл человеческой жизни . А.С.Пушкин, уже входивший во славу первого поэта России, написал в 1827 году Три ключа – стихотворение, в котором выразилось мучительное чувство душевной жажды:

В степи мирской, печальной и безбрежной,
Таинственно пробились три ключа:
Ключ юности, ключ быстрый и мятежный,
Кипит, бежит, сверкая и журча.
Кастальский ключ волною вдохновенья
В степи мирской изгнанников поит.
Последний ключ – холодный ключ забвенья,
Он слаще всех жар сердца утолит.

Душа 28-летнего поэта не находит полноты удовлетворения в радостях жизни, которая кипит, бежит, сверкая и журча. Кастальский источник (родник на горе Парнас, близ Дельф в Греции) – символ поэтического и музыкального вдохновения. Вода из этого источника тоже не может напоить жаждущую душу. Для поэта, который в это время только начинал постигать жизненную значимость и духовную красоту христианства, слаще всего была вода из холодного ключа забвенья скорбей, печалей, мирской суеты и попечений. За несколько месяцев до смерти, А.С.Пушкин напишет: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всем обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает в себе уже ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, – и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее Божественное красноречие» (ПСС, Л., 1978, т.7, с.322).

Мы подошли к ответу на поставленный вопрос. Учение о смысле жизни содержится в святом Евангелии. Слово Божие открывает нам истину, что жизнь драгоценна, она больше пищи (), сохранение ее важнее субботы (). Сын Божий обладает Жизнью от вечности (). Умерший за нас и воскресший Иисус Христос есть Начальник жизни (). Подлинный, а не иллюзорный, смысл имеет только та жизнь, которая вводит нас в вечность Бога и соединяет с Ним – единственным Источником нескончаемых радостей, света и блаженного покоя. «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (). Вхождение это начинается еще на земле. , как творение Божие, есть предъизображение и начало вечной жизни. Новая жизнь уже на земле становится действительностью через веру в Того, Кто есть путь и истина и жизнь (). Свидетельством этого является жизнь святых. Но даже тот, кто не поднялся на ступень святости, а лишь проходит свой духовный путь честно и ответственно, постепенно обретает внутренний мир и знает, в чем смысл его жизни.

Дорогая Людмила! Вам надо войти в тысячелетнюю традицию христианской жизни. Нужно не только веровать во Христа, но и доверится ему во всем. Тогда пройдут сомнения и сами собой начнут разрешаться мучительные вопросы о назначении человека.

Друзья, предлагаю вашему вниманию размышления специалиста о смысле жизни. Буду благодарен за продолжение дискуссии.
Смысл жизни: в чем смысл жизни? Отвечает доктор психологических наук

Б. С. БРАТУСЬ | 5 ОКТЯБРЯ 2009 Г.

Смысл жизни: в чем смысл жизни?

Какое место смерть занимает в жизни человека?

О смерти, наверное, написано и сказано практически все, и добавить к этому что-либо трудно. Однако, если мы посмотрим, какое место занимает смерть в жизни человека, в его реальной жизни, повседневных заботах, мыслях, предметах, то увидим, что это место ничтожно мало, значительно меньше, чем какое-нибудь изменение фасона одежды или скандала вокруг рок-звезды. И, как писал один старый автор, самая большая, самая разительная, самая-самая страшная нелогичность в жизни человека - это та, что он не готовится к смерти, не готовится к тому, что в жизни его является самым верным и неизбежным.

Психолог такую ситуацию объяснит довольно просто. Он скажет, что смерть вытесняется из сознания, из психики, и что это вытеснение необходимо и даже полезно, отчасти об этом уже говорил Федор Ефимович Василюк. На самом деле, если мы задумаемся о смерти то, как мы сможем продолжить эту часто суетную жизнь, как мы будем делать все наши дела и делишки?

И, действительно, получается такая коллизия, о которой сегодня говорили, которая идет еще от блаженного Августина: “Пока мы живы, смерти нет, а когда умрем, не будет жизни”. Эти состояния разделены, и вопрос в том, как их искать вместе.

Но тем не менее и в психологическом плане смерть встречается с жизнью. Причем она встречается с жизнью не где-то на периферии коллизий психической реальности, а в очень важном, едва ли не центральном месте. Это место - проблема смысла жизни .

Смысл жизни

Для того, чтобы как-то подтвердить эти слова, позволю себе небольшое психологическое отступление. Что есть смысл? Смысл не есть предмет, название, слово, Смысл - это улавливаемое нами, отражаемая связь между предметами. Обычно это связь между предметами и ситуацией меньшей по отношению к ситуации большей. Скажем, понять смысл того, почему вы пришли на эту конференцию, исходя из этой конференции, невозможно. В каждом случае мы должны выйти за границы этой конференции, и тогда окажется, что один, скажем, пришел, чтобы получить знания, другой - чтобы написать диссертацию, третий - себя показать и т. д. То есть в каждом случае мы должны выйти из данной ситуации и войти в контекст ситуации более широкой.

Далее. Каждый смысл возгоняется, восходит по вертикали в некую иерархию, лестницу, потому что ответ, что я пришел себя показать, тут же подразумевает новый вопрос: а ради чего ты хочешь себя показать? И там приходится отвечать: ради того, что я обладаю такой профессией или еще что-то. Вопрос о профессии вновь подразумевает вопрос: а ради чего тебе эта профессия?

И такая возгонка неизбежно ведет к последнему вопросу: ради чего ты живешь?

И вот здесь мы вновь обнаруживаем себя в ситуации: понять смысл жизни , исходя из жизни, из ее контекста и ситуации - нельзя по определению. Потому что по определению: смысл есть отношение меньшего к большему.

Смысл жизни как проблема, как сам вопрос может быть поставлен лишь в том случае, если мы отнесем его к чему-то, что более нашей жизни, что выходит за грань нашей жизни. Именно здесь происходит реальная встреча со смертью.

И эта возгонка подразумевается в нашей жизни, даже когда мы ее и не осуществляем. Подобно тому, как в Римской империи все дороги вели в Рим, все вопросы о смысле, или точнее, о смыслах, разлитых в нашей жизни, так или иначе ведут к этому главному и существенному смыслу жизни.

И последнее, когда мы говорим о смыслах, то речь не идет о некоторых декларациях, которые человек произносит. Речь идет о внутренней субъективной реальности. Смысл - это суверенная территория души. Поэтому смысл нельзя навязать, его нельзя преподать. Истине не обучаются, истина переживается. Это старое положение философов.

Когда происходит встреча со смертью? В онтогенезе, т. е. в ходе индивидуального психического развития это происходит несколько раз. Ведь постановка вопроса о смысле жизни - это вечная по сути дела постановка. Здесь нет какого-то определенного ответа на всю жизнь. Но острота высвечивания этой проблемы приходится на главные, переломные моменты человеческой жизни.

У Маршака есть такое стихотворение “Четыре года без смерти”. Он вспоминает, что до четырех лет он был бессмертен, т. е. смерть в это время как бы не присутствовала в его жизни, а в четыре года он вдруг понял, что когда-то умрет, конечно, в бесконечном пространстве-времени, но умрет. Как он горько это переживал, плакал.

Затем смерть появляется в очень важном возрасте - примерно в 9-10 лет. Это вообще довольно таинственный возраст, потому что в эти годы человека очень часто сопровождают тяжелые болезни, выводящие его на грань смерти. Если просмотреть биографии многих людей, то обнаружится, что в этот период жизни многие из них были тяжело больны.

Затем следует подростковый период. Это конечно, наиболее драматический возраст. Главный драматизм подросткового возраста заключается в том, что здесь впервые с полной отчетливостью и ясностью человек понимает свою смертность. В подростковом возрасте появляются первые самоубийства, появляются первые игры с этой гранью. И как мы знаем, подростковый возраст - это наиболее возвышенный, философский возраст, когда человек решает проблемы связанные со всем своим будущим, со всем смысловым содержанием смысла жизни.

Помню запись 51-летнего Толстого в “Исповеди”. Он пишет: “две мыши - белая и черная - то и дело подтачивают корни куста, на ветвях которого я вишу над пропастью. Я держусь за ветви жизни, зная, что неминуемо меня пожрет дракон смерти”.

Вопрос о смысле жизни

Помимо закономерностей возрастных, есть и структурные закономерности в решении вопроса о смысле жизни. Они теснейшим образом связаны с теми ступенями или структурами смысловой сферы, которые можно наметить.

Можно говорить об эгоцентрическом уровне, когда человек воспринимает себя как единицу, центр, а другие, все окружение выполняет служебную роль в зависимости от того, помогают они его желаниям или нет. Если помогают - они хорошие, если не помогают, то они враги. Смерть здесь воспринимается как конец личного благополучия, как стимулятор эгоцентрической работы. Соответственно смысл жизни рассматривается как увеличение суммы личных достижений вне зависимости от блага других людей.

Смерть такого человека как бы уничтожает его, все становится бессмысленным после его смерти.

Следующий важный уровень - это группоцентрический, где центральной является группа, общность, с которой человек себя идентифицирует. Отношение к другим тесно зависит от того, принадлежит он к этой группе или не принадлежит. Если принадлежит, то другой человек достоин жалости, сожаления, любви, снисхождения. Если не принадлежит, то эти чувства на него могут не распространяться. В этом случае смысл жизни уже выходит за грани смерти человека, и он видится в жизни, благополучии той группы, с которой он себя идентифицирует. Мы все жили в таком мире, где такая центрация была официальной: “забота у нас такая, работа у нас большая - жила бы страна родная, и нету других забот!” “Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей!” И так далее. Здесь главный смысл заключается в том, чтобы жил определенный “кусок” общности. Он может быть разным - от семьи до страны. Он может быть совершенно разным по объему, но психологически - это одно и то же: жили бы “мои”, жили бы “мы”, “наши”, а что касается остальных, то это безразлично.

И, наконец, следующая ступень, которую можно назвать гуманистической, просоциальной. На этой ступени любой другой человек, принадлежит он моей группе или нет, обладает в смысловом восприятии такой же ценностью, как я сам. На этой ступени впервые появляется нравственность, потому что до этого о нравственности мы говорить не можем. Можно говорить о морали: группоцентрической или корпоративной. Но мораль, как известно, есть во всех слоях общества, начиная от преступников и кончая работниками торговли и т. д. Только на уровне нравственного сознания начинает действовать императив Канта или если говорить проще, старое золотое правило этики: поступай с другим так же, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. В качестве примера переживания подобного нравственного состояния можно сослаться на 37-летнего Эйнштейна, который во время тяжелой, угрожающей смертью болезни писал: “Я настолько чувствую связь с другими людьми, что мне все равно, где кончается моя жизнь” отсюда и смысл жизни.

На уровне нравственного сознания смысл жизни более широкий и светлый, чем тот, который присутствует в групповой морали. Он преображает деятельность человека, хотя этот смысл относится ко всему человечеству, он, строго говоря, конечен, поскольку конечно человеческое существование и человечество как таковое также конечно. Другое дело - в каких масштабах и сроках эта конечность заключена.

И, наконец, последняя ступенька, которую можно обозначить, - это ступень духовная или эсхатологическая. На этой ступени человек начинает рассматривать себя как существо, связанное, соотнесенное с духовным миром. Тогда он сам и любой другой человек приобретает не только гуманистическую, общечеловеческую, но и определенную сакральную ценность. Здесь, на этой ступени, устанавливается его личная “формула”, связь с духовным миром, личная форма связи с Богом. На этой ступени смерть рассматривается вообще не как конец личного бытия, а как переход от одного состояния жизни к другому, переход от изменений душевно-телесных к изменениям духовно-бестелесным. И по сути на этой ступени и только на этой ступени возможно появление бесконечного смысла жизни, смысла жизни, не уничтожимого фактом физической смерти.

Жизненная коллизия разрешается нахождением смысла жизни только в религии. Поэтому смерть называют козырной картой религии, в частности, постигая нашу культуру, козырной картой христианства. Потому что другие подходы не могут покрыть эту карту.

В заключение я хотел бы вернуться к сомнению, которое было высказано старым автором о том, что стоит ли людям думать о смерти пока они живы. Это сомнение принадлежит многим психологам, которые считают, что мысль о смерти надо вытеснять, поскольку она только мешает жизни. На самом деле то или иное решение вопроса о смысле жизни, которое, как я пытался показать, необходимым образом связано со смертью, играет едва ли не важнейшую роль в организации жизни человека, в организации самых разных проявлений этой жизни.

Если говорить о медицине. Медицина не может существовать вне концепции жизни и смерти. Я позволю себе сказать, что она начинается с этой концепции. Более того, позволю себе высказать утверждение, что если нет этой концепции, то это не медицина вообще, какими бы инструментами она ни обладала. Потому что основы медицины были заложены Гиппократом, его клятвой. В клятве речи нет ни о каких инструментах. В ней речь идет об определенной организации на подобии ордена. Врач - это не профессия наряду с другими типа слесарь-сантехник или инженер. Это особая профессия, в которую должны входить люди с особым сознанием и призванием.

Возьмем любое проявление современной медицины, о которых очень хорошо говорила Валентина Васильевна Николаева, например отношение ребенка к ситуации болезни. Дети в больницах не играют, они замкнуты, они фиксированы на своих родителях, они воспринимают болезнь только как ограничение. Все это целиком относится к советской больнице.

Все это соответствует в лучшем случае уровню группоцентрической морали или группоцентрическому пониманию смысла жизни, потому что в центре советской больницы находится болезнь, а не человек, не ребенок.

Если бы в центре нормальной больницы находился ребенок, то тогда все было бы повернуто по-другому. Потому что задача врача и задача такого рода больницы, где находятся дети, тяжело больные дети, - сделать так, чтобы они там жили, а не просто лечились. Сейчас лечение - центр больничного распорядка, к которому приноравливается жизнь больного ребенка. Нужно повернуть наоборот. В центре - жизнь ребенка, ее смысл. Лечение - это средство, “которое должно пристраиваться ” и соответствовать смыслу жизни ребенка.

И такие больницы есть. У нас, правда, я их не видел. Я видел их за границей. В подобной больнице ребенок может жить, общаться со сверстниками, шутить. Он не будет зафиксирован на родителях.

Все эти вопросы являются ключевыми. Если они не будут решаться, если на понимании смысла жизни не будет строиться образование медиков, то тогда мы так и останемся на представлении о человеке как организме, которым надо манипулировать, вырезать его органы, торговать ими или передавать по наследству и т. д.

Понимание смысла жизни , возгонка этого понимания до уровня подлинных духовных ценностей является основанием человеческой медицины.

Серафим Саровский так определил смысл жизни христианской: “Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого”.

http://www.pravmir.ru/smert-i-smysl-zhizni/

Многие начинают думать о том, что такое смысл жизни и в чем смысл жизни человека, как его найти и не потерять. Ведь 90% людей проживают свою жизнь без смысла. Так как можно прожить жизнь, но так и не проснуться. Поэтому так важно сегодня найти или хотя бы просто начать действовать и искать свой смысл жизни, так как у каждого он разный.

В статье вы узнаете, что такое смысл жизни и в чем смысл жизни человека , что входит в понятие смысл жизни, как его найти и какие есть способы, чтобы ускорить процесс поиска смысла жизни. Большинство людей проживает чужую жизнь, следуя моде, традициям и ненужным правилам. Такую жизнь, счастливой не назовешь, даже если человек богат, имеет большую семью, это не означает что он, счастлив и у него есть смысл жизни.

Смысл жизни – это то, что стимулирует человека двигаться вперед, действовать, радоваться жизни, быть счастливым. Так как счастье это не то, что уже достигнуто, счастье – это путь, по которому человек идет. Но если этот путь чужой и не ваш, то вы испытываете негативные эмоции и вам лично не нравиться этот путь, но вы все равно продолжаете по нему идти. Смысл жизни – это то для чего человек пришел в этот мир, с какой целью и миссией. Мы ведь не пришли сюда просто так, ведь во всем есть смысл и объяснение.

В чем смысл жизни человека

В духовном развитии

Многие спрашивают, в чем смысл жизни человека и как ни странно у каждого человека свой смысл жизни . Кто-то хочет создать счастливую семью, оставить после себя потомство. Кто-то хочет развлекаться всю жизнь и наслаждаться, кто-то иметь много денег, большой дом, яхту квартиру, машину. Но это все детские, животные желания, которые со временем исчезают. Когда человек достигает того, чего он хотел и что считал своим смыслом жизни – он начинает страдать.

Человек создает себе иллюзии смысла жизни, что если он создаст семью и родит много детей, он станет счастливым, а как итог, дети вырастают, уезжают, человек снова начинает страдать. Конечно, в нашем мире для жизни нужны деньги и крыша над головой, но это все равное не делает нас лучше или хуже, мы остаемся теми же, кем и были посланы в этот Мир. Мы духовные дети, которые продолжают бегать за теми вещами, которые исчезнут рано или поздно вместе со смертью нашего тела.


Поэтому прежде чем думать о том, в чем смысл жизни человека, задумайтесь сначала о том, зачем вы были созданы в этом мире, что будет после вашей смерти, продолжите ли вы радоваться тем материальным вещам и людям которые вас окружали, когда вы и сами прекратите свое существование. Наверняка вы придете к выводу, что разумнее и мудрее развивать что-то вечное, но что, если наше тело умирает, то умирает все что было связанно с ним.

Будем рады видеть вас снова на страницах сайта

Трудно найти более философское и всеобъемлющее понятие, чем смысл жизни человека. Веками над ним бьются философы и мыслители, находят свое вдохновение творческие люди, отправляются в длительные поиски авантюристы и наживаются проходимцы. Практически каждый из нас задумывался над этим вопросом. Правда, ответ на него находят немногие. Человечество выработало достаточно богатый инструментарий для самопознания. Религия и философия, наука, оккультизм, мифология. Их объединяет то, что в разные времена они предлагали людям свою трактовку понятия смысл жизни. Статья обобщает и унифицирует их взгляды.

Что такое смысл жизни?

Смысл жизни - это конечная цель существования человека, его предназначение в мире. Встречается и близкородственное понятие - , то есть его способности и интересы. Не стоит путать с предназначением – высшей целью, возложенной на нас еще до нашего рождения. Хотя, часто встречаются эгоцентрические трактовки обозначающие смысл человеческой жизни. В их случае, речь идет о желаниях человека. О том, как он хочет проводить свое время.

Каждый из нас, неоднократно слышал высказывания кого-то, что его смысл жизни заключается в том, чтобы тусоваться на дискотеках и пить алкоголь. В общем, вести распутную жизнь. Скорее всего, Вселенная предусмотрела такому человеку совершенно другую миссию. Просто, он еще либо не дошел до нее, либо просто сбился с пути. В любом случае, хочется верить, что предназначение каждого человека заключается именно в принесении пользы этому миру. Хотя история помнит имена жестоких тиранов и садистов. Кто знает, может злодеяния и предполагались, как их смысл бытия.

Что об этом говорили наши предки?

Великие мудрецы Востока и Запада по-разному оценивали предназначение человека. Особенно отличались их взгляды на предначертанность судьбы. Одни уверяли, что человеку дано право выбора, самостоятельно распоряжаясь своей судьбой. Другие же отличались крайним фатализмом, убеждая своих современников в том, что все роли предрешены. Изменить их нельзя. Только смиренно играть свой спектакль до последнего акта.

  • Философы Древней Греции видели смысл жизни в самосовершенствовании (Сократ), состоянии счастья (Аристотель), избавлении от страданий и беспокойства (Эпикур);
  • Представители индуизма и буддизма расценивают смысл человеческого существования в обретении высшего блаженства (нирвана), после очищения кармы;
  • В Древнем Китае существовало несколько философских школ с диаметрально противоположными взглядами, одни видели смысл в гармонии с окружающим миром, а другие – в служении Небу;
  • Смысл существования человека для древних славян был связан с тем, чтобы жить в ладу с природой, продолжить свой род, защищать свое племя и его ценности;
  • Суровые скандинавы считали, что нет ничего лучше бесконечных сражений и гибели на поле боя;
  • Мусульмане, со времен зарождения их религии, видят смысл жизни в служении Аллаху и его высшей цели;
  • Размышления о смысле жизни имели место и в период европейского Средневековья, в большей мере они были пронизаны теологическими представлениями христианства.

XXI век скорректировал трактовку этого понятия, что во многом связанно с достижениями научно-технического прогресса и свободным получением информации. Культурный обмен породил различные комбинации традиционных взглядов, удивительным образом перемешав традиции Востока и Запада.

На какие вопросы стоит ответить, задумываясь о смысле жизни?

Чтобы найти какой-нибудь ответ, для начала следует задать правильный вопрос. Понять, что мы хотим узнать на самом деле. В поисках причин и значимости своего бытия, каждому важно ответить на главнейший вопрос – «Какой смысл моей жизни».

Поскольку сразу истина не откроется, лучше всего разбить ее на три подпункта, понимание которых заметно облегчит изначальный поиск:

  • Какие мои жизненные ценности;
  • Какие мои цели;

Именно понимание этих фундаментальных составляющих помогут любому человеку, задумавшемуся на тему, в «чем заключается мой смысл жизни». Отвечать на них можно как наедине с самим собой, так и общаясь с друзьями, либо найдя себе духовного наставника.

Чтобы понять свои жизненные ценности, стоит проанализировать себя и свое окружение. Самоанализ не лишний в любом случае. А понимание других не менее важно, поскольку, в основном, по пути тем людям, чьи ценности совпадают. Вот, взглянув на своих друзей, коллег, родственников, можно лучше узнать и свои аксиологические ориентиры.

Следующим этапом идет целеполагание. Ведь, без вектора движения, можно все время сбиваться с курса. Потому понимание целей необходимо для того, чтобы найти свой смысл жизни.

Продолжением предыдущего пункта является вопрос «Ради чего». Когда, определены ценности, установлены цели, стоит все это объединить в общее задание, ради которого и есть смысл открывать каждый день глаза. Кто-то видит смысл жизни в своей семье, ставя целью ее благополучие.

Семейные ценности также для него на первом месте. Другой выбирает основным мотивом своего существования работу. Его цель – карьерное продвижение, а ценности, соответственно, совпадают с приоритетами компании. Для третьего человека смысл жизни – это путешествия. В данном случае ценностью будут новые впечатления, а целью – регулярные поездки.

Вне зависимости от того, какую главную задачу ставит перед собой человек, важно сохранять целостность этой идеи. Она должна логически формироваться на основании наших целей и ценностей.

Почему так важно найти смысл жизни?

Психологи пришли к выводу, что жизнь складывается лучше у людей, которые поняли ради чего родились. Они до глубокой старости сохраняют здравость своего ума, живут дольше и получают больше удовольствия от жизни. Такие люди быстрее находят себя в социуме, добиваются больших результатов на работе, пользуются авторитетом в своей окружении. Поэтому важно выбрать подходящий путь, который позволит стать счастливым и успешным человеком.

Смысл жизни - понятие многогранное и философское. Но, как известно, все гениальное – просто. Возможно, ответ на этот вселенской важности вопрос также находится у нас под самым носом. А многолетние поиски и самоанализ лишь удаляют нас от очевидного решения. Как бы там ни было, искать его необходимо, ведь только смысл жизни человека делает эту самую жизнь наполненной и значимой.