Отопление гаража: самый экономный способ, преимущества и недостатки. Дизельное отопление гаража Котла отопления в гараж 3 в 1

Создание комфортной температуры в гараже – важная задача, решение которой позволит сохранить автомобиль в сохранности во время осенне-зимней непогоды и проводить ремонтные работы при низких температурах. Существует несколько типов теплогенераторов, применяемых для отопления гаража. Наиболее простым среди них является печка-буржуйка для небольшого технического помещения. Для автомобильного бокса значительных размеров сооружают кирпичные печи.

Особенности использования буржуйки для отопления гаража

При создании отопительной системы автомобильного бокса следует учитывать ряд важных факторов:

  • Устанавливать такие отопительные установки возможно лишь в помещениях, в которых устроена эффективная приточно-вытяжная вентиляция.
  • В конструкции буржуйки для гаража должны быть предусмотрены элементы безопасности, препятствующие попаданию искр на опасные участки.
  • Поблизости от буржуйки не должны находиться легковоспламеняющиеся предметы и строительные конструкции.
  • Печь для гаража, изготовленная своими руками, должна быть надёжной и прочной. Добиться этого можно, используя металл соответствующего сортамента, толщины и качества.

Основные конструктивные элементы печи-буржуйки

Конструкции буржуек могут отличаться друг от друга, однако их основными элементами можно назвать следующие:

  • камеру сгорания с крышкой;
  • колосниковую решётку;
  • дымоходную трубу;
  • ящик для золы.

Можно купить печь-буржуйку для автомобильного бокса, а можно изготовить её самостоятельно. Следует отметить, что изготовление агрегата своими руками даст возможность сэкономить приличную сумму.

Форма буржуйки может быть самой различной – прямоугольной, круглой или квадратной. Исполнение может быть как каркасным, так и бескаркасным. Корпус каркасных печей сваривается из стального профиля, обычно уголка, который затем обшивается стальным листом.

Совет! Для улучшения работы самодельной печи-буржуйки для гаража в нижней части дверцы проделывают несколько отверстий. Такая мера обеспечивает дополнительную подачу воздуха в топочное пространство.

Буржуйку круглого сечения изготавливают из толстостенной трубы большого диаметра. Для её устройства от трубы отрезают кусок и проделывают в нём отверстия – для поддувала и дымохода. Между поддувалом и топкой прокладывают металлический перфорированный лист овальной формы, выполняющий функцию колосниковой решётки. Сверху на корпусе печки монтируют крышку, снизу – приваривают опоры.

Для изготовления дымохода самодельной печи для гаража используют обычную трубу.

Внимание! Для повышения эффективности теплообменных процессов трубе придают изогнутую, а иногда спиралевидную форму.

Для сокращения расхода топлива выходной патрубок монтируют над загрузочной дверцей. В данном случае продукты сгорания перед выводом в дымоход часть тепла отдают стенкам камеры. Корпус такой печи рекомендуют обкладывать в четверть или в полкирпича или покрывать слоем глинобита или глинобетона.

Определение! Глинобит – густо замешанная глина. Глинобетон – это глинобит с добавлением кирпичной крошки.

Печь с таким кожухом имеет более высокую теплоёмкость, по сравнению с металлической конструкцией, а, следовательно, больший период теплоотдачи. Наличие зазора между металлическими стенками и кирпичом обеспечивает образование конвекционных потоков воздуха, а, следовательно, повышает скорость обогрева помещения.

Кирпичная печь для автомобильного бокса

Кирпичные печи работают на недорогом и вполне доступном топливе – угле, дровах, брикетах, опилках.

Для изготовления гаражной печи из кирпича своими руками потребуются:

  • Материалы – огнеупорный кирпич, печная глина, мелкофракционный просеянный песок, цемент, арматура, пластичная проволока, наждачная бумага, гидроизоляционные составы.
  • Инструменты для укладки кирпичей и расшивки швов, а также – лопата, углошлифовальная машинка, напильник, уровень, отвес, рулетка.
  • Комплектующие – дверцы, навесы и защёлки для них, задвижка на дымоход.

Раствор из глины для кладки готовят заранее, кирпичи замачивают непосредственно перед началом работ.

Для гаража, как правило, изготавливают печи простой кладки, без колосниковой решётки. Последний фактор является недостатком, поскольку усложняет чистку печи. Тяга в данном случае регулируется величиной зазора открывания дверцы топки.

Основанием для гаражной кирпичной печи служит толстая листовая сталь, уложенная на выровненную по горизонтали поверхность пола.

Внимание! Если вашей целью является сооружение не только функциональной, но и декоративно привлекательной печи для гаража, то между рядами кирпича с внешней стороны рекомендуется укладывать деревянные рейки, имеющие одинаковую толщину. По мере застывания кладочного раствора рейки удаляют. Такая мера позволит получить аккуратную расшивку.

После кладки печи необходимо дождаться полного высыхания кирпичей и раствора. Только после этого печь можно растопить, проверяя тягу сжиганием в топке небольшого количества ветоши или бумаги.

Прочие виды печей для гаража

Помимо перечисленных видов отопительных агрегатов, для отопления гаражей используют:




С учетом простой установки и минимального количества разрешений, электрокотёл для гаража – это оптимальное решение отопления. Выбирая, обращают внимание на принцип работы, требования, связанные с установкой, необходимую мощность.

Виды электрокотлов, устанавливаемых в гаражах

Чтобы правильно подобрать электрический котел для гаража, необходимо разобраться в используемом принципе работы и связанных с этим ограничений, во время эксплуатации. Существует три разновидности котлов, отличающихся внутренним устройством и принципом нагрева теплоносителя:
  • ТЭНовые котлы – относятся к нагревательным приборам косвенного нагрева. Внутреннее устройство электрокотла, состоит из теплоизолированной емкости, внутри которой расположен нагревательный трубчатый элемент.
    Недостаток конструкции, большие потери тепла, по причине косвенного нагрева, а также, большой промежуток времени, необходимый для выхода котла на рабочую мощность.
  • Электродный котел – имеет высокую энергоэффективность. По сравнению с ТЭНовыми приборами обогрева, экономичность достигает 40%. Принцип нагрева основан на прямом воздействии на теплоноситель. В устройстве используется два электрода, создающие электромагнитное поле и заставляющие ионы двигаться, с частотой 50 колебаний в секунду. Теплоноситель нагревается практически моментально.
    Недостаток электродных котлов, невозможность использования агрегата при подключении к низкотемпературным системам отопления. Работа электрокотла, требует использования специального теплоносителя, с большим содержанием соли.
  • Индукционные котлы – принцип работы основан на использовании переменного электромагнитного поля. Внутри конструкции, установлен медный сердечник. При включении электрокотла, создаются вихревые электромагнитные потоки или токи Фуко. Под воздействием магнитного поля, металл нагревается и передает тепло проходящему теплоносителю.
    Индукционные котлы, как и ТЭНовые, относятся к оборудованию косвенного нагрева, но отличаются более длительной эксплуатацией. Поэтому, экономически выгоднее электрокотлов, на базе трубчатого нагревателя.
ТЭНовые, электродные и индукционные электрические котлы для системы отопления гаража, имеют свои преимущества и недостатки. При выборе подходящей модели, учитывают характеристики отапливаемого здания и подбирают котел в каждом конкретном случае.

Как выбрать гаражный отопительный электрокотел

Кроме используемого принципа работы, при выборе электрокотла для отопления гаражного бокса, учитывают мощность устройства, а также, марку производителя.

Не лишним будет, обратить внимание на себестоимость агрегата. ТЭНовые котлы известных производителей, обойдутся от 30 до 50 тыс. руб. Во столько же примерно, обойдутся индукционные модели. Электродные агрегаты – котлы эконом класса, продаются в пределах 10-15 тыс. руб.

Еще один критерий выбора – устройство электрокотла и особенности его эксплуатации. Наиболее экономные – электродные котлы, но их эксплуатация, требует использования определенного типа теплоносителя и не допускает применения антифризов. Котлы не могут работать при низкотемпературном обогреве. Поэтому, электродные электрокотлы устанавливают только для постоянно отапливаемых помещений.

Индукционное отопительное оборудование, работает с любым типом теплоносителя, поэтому, его устанавливают в системы отопления, заполненные незамерзающей жидкостью. ТЭНовые агрегаты, поддерживают минимальный нагрев теплоносителя, чтобы предотвратить размерзание системы отопления.

Как рассчитать потребляемую мощность

Оптимальная мощность котла, высчитывается по площади помещения. При вычислениях, учитывают необходимый запас производительности, на случай сильных морозов.

Расчет отопления гаража с электрокотлом, выполняют по формуле 1 кВт = 10 м². Для частного гаража в 20 м², потребуется 2 кВт котел. Необходимый запас мощности 15-20%. Оптимальным решением будет, установить 3 кВт электрокотел.

Лучшие марки гаражных электрических котлов

Электрические энергосберегающие котлы отопления для гаража, выпускают отечественные и зарубежные производители. Чтобы сузить поиски, оборудование классифицируют на несколько категорий, в зависимости от используемого принципа работы:
  • ТЭНовые котлы:
    • Элвин ЭВП,
    • Теплотех ЭВП,
    • Ресурс ЭВПМ,
    • ЭВАН ЭПО,
    • Делсот ЭВП,
    • Новэл ЭВОС.
  • Индукционные электрокотлы: SAV PROF и SAV SPEC.
  • Электродные варианты: Галан ОЧАГ и Галан ВУЛКАН.
Для обогрева гаража, оптимальное соотношение цены и качества, имеет отопительный электрокотёл российского производства. ТЭНовый агрегат отечественной сборки, можно приобрести в пределах 10-15 тыс. руб. Замена нагревательного элемента, которая потребуется через 5-6 лет эксплуатации, обойдется всего в 1500-2000 руб.

Требования к установке электрокотла в автогараже

Автономное отопление в гараже, выполняется в соответствии с правилами, . При подключении, ориентируются на технические особенности выбранного электрокотла.

Установка электрического отопительного котла, до 8 кВт мощности, в гараже, расценивается как монтаж обычного бытового водонагревательного прибора. Подключение выполняют через УЗО (кроме электродного отопителя) и автоматику. Обязательно наличие контура заземления. Электрокотлы с мощностью более 8 кВт, требуют подвода к гаражу трехфазной ветки напряжения. Подключить котел к сети 380V, сможет исключительно специалист с необходимым допуском работы.

Система обогрева гаража с электрокотлом, эффективна по нескольким причинам: небольшая стоимость установки отопительного оборудования и оформления необходимых документов, автономная работа и высокая безопасность нагрева. В качестве плюсов, также выделяют удобство эксплуатации и бесшумность подогрева теплоносителя.

Утепление гаражной постройки изнутри и снаружи повышает уровень ее комфортабельности во много раз. Но и подобные операции не способны сделать строение действительно теплым при зимних морозах, поэтому стоит задуматься над подбором рациональной отопительной системы для автодома.

Отличным вариантом выступят разные модели котла для гаража, но как сделать правильный выбор среди широкого предложения производителей? Об этом поговорим подробнее далее.

Зимой температура воздуха опускается ниже нуля, поэтому неприятно находиться внутри гаражного строения без котельной. Отопительные приборы сегодня изготавливаются в широком разнообразии. Они отличаются по своей стоимости, размеру, источнику питания, что определяет во многом эксплуатационные параметры такого оборудования.

Сегодня рассмотрим следующие модели котлов, которые стоит подбирать:

  • газовый агрегат;
  • электрокотел для гаража;
  • на твердом топливе: дрова, уголь, строительный мусор и т.п. нагреватели;
  • обогреватель для гаража, потребляющий альтернативное топливо: отработанное машинное масло, палетты, биотопливо и др.

Газ дешево и эффективно

Газ является наиболее экономичным топливом, при условии близкого расположения магистральной трубы. Иначе придется использовать газовые баллоны, что не всегда удобно, дешево, практично.Установку такого оборудованию не обязательно дополнять монтажом системы водяного отопления стеновых поверхностей, пола.

Можно подобрать газовый котел для отопления гаража, дополненный встроенным вентилятором. Такая конструкция прибора позволяет равномерно распространять подогретый воздух по всей площади помещения, как следствие, оно быстрее прогревается, исключается риск развития плесени, грибка по углам помещения.

Опишем основные достоинства котельного газового оборудования:

  • существенная экономия на приобретении энергоресурса;
  • доступность газа при условии близкого расположения магистрального газопровода;
  • автономия рабочих процессов, отсутствие необходимости постоянно контролировать прибор;
  • высокие показатели энергоэффективности;
  • долгий срок работы, редкие поломки;
  • возможность пользоваться баллонами со сжиженным газом или подсоединиться к магистральному газопроводу;

Устройство газового котла.

Недостатками газового отопительного оборудования называют следующие моменты:

  • установка газового котла осуществляться исключительно при наличии разрешения от органов надзора;
  • при монтаже оборудования потребуется выделить отдельное помещение, провести ряд действия, целью которых является повышение огнестойкости поверхностей стен, пола: это позволит исключить случаи возгорания;
  • необходимость материальных затрат, чтобы обустроить качественную вентиляционную систему.

На заметку! Эксплуатация котлов, устанавливаемых своими руками должно начинаться с проверочного запуска. Устанавливать такое оборудование самостоятельно не сложно, но установить его необходимо по всем нормам и правилам, что исключит риск перебоев.

Электрическое отопление

Электрокотел для отопления автодома целесообразно приобретать при отсутствии магистрального газа. Пользоваться им очень удобно, но внутри маленького строения монтаж обойдется довольно дорого. Если климат мягкий, лучше предпочесть электрический конвектор, тепловентилятор, дополнительно оснащенный термостатом.

Достоинства электрокотлов для отопления гаража опишем далее:

  • отсутствие шума при работе электрокотла гаражного;
  • гаража своими руками отопление обустроить при помощи электрооборудования не сложно;
  • полная автоматизация рабочих процессов: при достижении определенной температуры воздуха агрегат кратковременно отключается, а затем самостоятельно начинает функционировать в прежнем режиме;
  • высокие показатели безопасности: если агрегат перегреется, предохранители остановят работу системы;
  • самодельный электрокотел функционирует без продуктов сгорания, он экономичный: монтаж обойдется дешевле, так как нет необходимости покупать трубы дымохода;
  • оборудование отличается компактными размерами, что облегчает планировку для небольшого автодома.

Схема подключения электрического котла.

Тэновый электрокотел имеет следующие недостатки:

  • Хоть расход электроэнергии довольно низок, но сама она отличается высокой стоимостью сегодня;
  • Функционирование отопительной системы полностью зависит от наличия электричества: при перебоях с электропитанием гаражное помещение может стать холодным;
  • Установка агрегата должна сопровождаться монтажом дополнительной проводки: если оборудование отличается высокой мощностью, потребуется трехфазная сеть.

Отопление твердым топливом

Топливом электрических котлов для отопления гаража могут быть твердые материалы: дрова, уголь, торф, солома, строительный мусор. Их заправляют внутрь оборудования с промежутками от 2-х до 14-ти дней, что довольно удобно.

Отапливать гараж котлом на твердом топливе нагревательным оптимально тогда, когда нет возможности подсоединиться к магистральному газопроводу, нет желания пользоваться газовыми баллонами. Также подбираются подобные модели, если монтаж электрокотла не представляется возможным по определенным причинам.

Опишем основные преимущества котлов на дровах, угле и других твердых материалах:

  • высокая экономичность;
  • широкий выбор видов топлива, его низкая стоимость;

Схема котла на твердотельном топливе.

Недостатками оборудования на твердом топливе считаются следующие моменты:

  • владелец гаража должен практически все время работы отопительной системы контролировать ее, дабы не было перебоев функционирования или полного сгорания топлива;
  • установка котла на твердом топливе должна сопровождаться обустройством качественной вентиляционной системы, дымохода.

Отработка: альтернативное топливо

Систему отопления для гаража можно питать альтернативными видами топлива. Одной из передовых технология является использование машинного масла, бывшего в употреблении. Не менее актуальны в сельской местности сегодня модели, работающие на биотопливе, паллетах, изотовленных руками фермеров.

Дадим краткую –характеристику альтернативным видам топлива для отопительной системы гаража.

На заметку! Изготовить котел на жидком топливе можно своими руками. Теплотехническую часть монтажа выполнить предельно просто, а найти рабочую схему можно в сети интернет на многочисленных форумах для автовладельцев.

Наилучшие котлы отопления

Если принято решение подобрать качественный котел в гараж, стоит изучить предложение производителей, понять, какие модели популярны более остальных. Тогда можно быть уверенным в качестве модели выбранной. Как выбрать, какие критерии взять во внимание?

Критерии оптимального выбора системы отопления:

  • стоимость;
  • продуктивность;
  • безопасность;
  • особенности монтажа.

Обогрев гаража при помощи котла.

Исходя из этих критериев, опишем основные бренды электрических котлов для гаража, которые пользуются высоким спросом на отечественном рынке и стоят внимание потребителя:

  1. Baxi.
    Итальянский бренд, известный покупателям по всему миру, но наиболее популярен он в странах Европы. Модели Baxi отличаются удобной регулировкой, высоким КПД, могут работать в автономном режиме, способны на самодиагностику. Котлы Baxi оснащаются энергоэффективыми насосами, которые обеспечивают высокий КПД. Есть модели, которые можно устанавливать вне помещений, но стоят недешево.
  2. Vaillant.
    Бренд изготавливает котлы с высокими показателями производительности, надежности благодаря улучшенной конструкции горелок, применении циркуляционных насосов, создании корпуса из высококачественных стальных сплавов. Vaillant не перегреваются, не заклиниваются. Но большие размеры позволяют разместить такой кател только в крупногабаритном гараже.
  3. Protherm – производитель, изготавливающий высококачественные котлы разной мощности.
    Варианты небольших габаритов отличаются бесшумностью, интересным дизайном, часто устанавливают в автодомах.
  4. Также стоит отметить продукцию брендов Ferroli и Bosch, которая также заслужила признание большого числа автовладельцев.

На заметку! Не всегда дорогой котел ассоциируется со словом «хороший». Но зачастую лучшие модели котлов все-таки изготавливаются известными компаниями и стоят не дешево.

Итог

Качественный электрокотел для отопления позволяет создать внутри автодома оптимальные условия, превратить его в комфортное для пребывания помещение даже при лютых морозах на улице.

Сегодня нам предстоит подробно рассмотреть вопрос обустройства отопительной системы в гаражном помещении. Безусловно, поддерживать там нужный уровень температуры очень важно. Тогда можно эффективно работать. Некоторые гаражники даже организуют настоящие профессиональные мастерские. Конечно, для их бесперебойной деятельности, вне зависимости от погоды и времени года, понадобится установить котел в гараж.

Узнаем, какие отопительные системы бывают, какие именно виды топлива более экономично использовать, какой котел лучше установить в гараже. Выясним, что думают по этому поводу автолюбители, которые уже успели оценить плюсы и минусы разных вариантов лично.

В первую очередь надо обозначить все ключевые требования, предъявляемые к отоплению в гаражном помещении. Перечислим основные факторы.

  • Важно сделать отопительную систему надежной, гарантировать ее устойчивость к резким температурным колебаниям. Разумеется, в большинстве гаражей не осуществляется постоянный обогрев. Следовательно, система будет сначала нагреваться, а затем сильно охлаждаться. Это существенные дополнительные нагрузки.
  • Нужно учесть, что высока вероятность частых перебоев с электричеством. Здесь мы имеем дело не с жилым помещением, а с гаражом. И электрическая система отопления должна быть адаптирована к более сложным условиям.
  • Оптимальное решение – ориентировать отопительную систему на функционирование в автоматическом режиме. Обязательно должна срабатывать в любой аварийной ситуации автоматическая система блокировки.
  • Безопасность, особенно в гаражном помещении, играет огромную роль. В данном помещении хранят ГСМ, колеса и всевозможные запасные детали, комплекты шин. Разумеется, тут особенно важно тщательно соблюдать правила пожарной безопасности.
  • Желательно продумать эффективность отопительной системы. Тут следует постараться соблюсти баланс производительности и стоимости, чтобы отопление было целесообразным с экономической точки зрения.

Котел отопления в гараже должен работать максимально эффективно. Для этого надо обязательно свести к минимуму потери тепла в помещении. Только так можно добиться лучшего результата. Строение качественно утепляется, устанавливается продуманная вентиляционная система. Также стоит учесть и оптимальную температуру прогревания гаража. В данном помещении не надо добиваться показателей в 18-20 градусов, как в жилом доме. Вполне достаточно, если столбик термометра поднимется до отметки в 5-10 градусов тепла.

В роли топлива для котлов используют твердое и жидкое топливо, газ. Можно обустроить водяную, электрическую отопительную систему.

Какие бывают отопительные котлы

Рассмотрим виды отопительных котлов. Во многом эффективность и безопасность системы в целом зависит именно от котла. Конечно, котел в гараж вполне можно изготовить своими руками. Но при этом он должен быть безопасным, надежным, обеспечивать рациональную работу. Огромную роль также играет комфортность, простота котла в процессе эксплуатации.

Предлагаем классификацию котлов в соответствии с топливом, основным источником тепловой энергии.

Есть также и альтернативные варианты отопления. Допустим, вполне эффективны и очень экономичны котлы, которые действуют на отработанном топливе. Далее рассмотрим все важные моменты более подробно.

Варианты отопления для капитального строения

Есть возможность значительно сократить расходы на отопление, если у вас капитальный гараж. В нем значительно меньше потери тепловой энергии, что и гарантирует более высокую эффективность отопления, экономичность. Отлично, если гараж выстроен из ракушечника, кирпича или бетона.

Среди гаражников используются различные варианты. Хвалят воздушное, твердотопливное. Конечно, если говорить о монтаже, обустройстве, заметно экономичнее. Однако в первую очередь стоит задуматься о том, сколько потом будет расходоваться средств непосредственно на отопление. Ведь логичнее сначала вложить определенный бюджет, чтобы потом быстро окупить его и экономить в дальнейшем. Если рассуждать с этой позиции, лучше выбирать водяное отопление. Оно экономичнее, а система будет долговечнее, устойчивее к износу.

Система твердотопливного типа

Хорошее решение – сделать систему отопления с котлом, который будет работать на твердом топливе: на углях, дровах. Проще говоря, это будет печка. Например, широко известная «буржуйка». Ее можно приобрести в готовом виде, либо сделать самостоятельно. Для этого используют металлический профиль, трубы.

Есть и более современный вариант – установить печку с конвекторами, длительным горением. Сейчас растущей популярностью пользуется твердотопливный котел Булерьян. Интересно, что сама система отопления при этом будет воздушной, а вот котел – твердотопливным. Тепловая энергия переносится благодаря движению нагретых воздушных потоков. Инерция сохраняется низкая.

Большое преимущество такой печки – быстрое прогревание гаражного помещения. Правда, когда топливо будет израсходовано, гараж скоро остынет. Проблема в низкой инерции.

Если стоит задача добиться более высокой инерционности отопительной системы, стоит сделать на базе дровяной печи водяное отопление. Агрегаты для отопления нужно установить по всему периметру помещения. Расширительный бак монтируют внутри, в наиболее высокой точке системы отопления.

Используют гаражники и специальные объемные баки со слоем теплоизоляции. Такие гидроаккумуляторы заметно повышают запасы тепла. Есть еще один существенный момент: такие отопительные системы надо заполнять не простой водой, а антифризом. Это позволит предотвратить замораживание жидкости.

Некоторые автолюбители обустраивают водяные системы отопления самостоятельно. Это экономично, эффективно. Можно стабильно поддерживать комфортную температуру в гаражном помещении, если оно хорошо утеплено.

Лучшее решение – твердотопливный котел

Наиболее эффективные отопительные системы работают на базе непосредственно твердотопливных котлов, а не простых печек. Конечно, котел и печь во многом похожи, но есть и существенные отличия в самом принципе действия. Например, используются котлы твердотопливного типа, которые обеспечивают большую длительность горения: всего на одной закладке дров они способны работать 4-10 дней. Уголь можно положить всего один раз, чтобы обеспечить отопление на 14 дней.

Газовый котел для максимально эффективного отопления

Специалисты отмечаю преимущества, отличные технические характеристики газовых котлов. Такую систему отопления тоже можно сделать своими руками, даже не привлекая специалистов. Правда, желательно работать все-таки не с магистральным трубопроводом. К сожалению, провести газ оттуда получается редко. Хорошая альтернатива – современный газовый котел, который работает на сжиженном топливе.

Вы сумеете без проблем выбрать наиболее подходящий газовый котел для вашего гаража. Они бывают напольными и настенными, работают на сжиженном газе. Камера горения может быть открытой и закрытой. Расход топлива небольшой: чтобы отапливать гараж с площадью 30 квадратных метров, хватит всего одно газового баллона на месяц.

Рассмотрим ключевые особенности, достоинства отопительных котлов для гаража, которые работают на сжиженном газе.

  • Компактность. Это преимущество газового котла играет большую роль именно в гараже, где всегда наблюдается дефицит свободного пространства. Важно экономить буквально каждый сантиметр. И тут именно газовые котлы наиболее удобны. Например, можно выбрать компактный настенный котел. Он будет практически незаметен в гараже.
  • Надежность. Разумеется, в газовом оборудовании, особенно, в гараже, главный акцент необходимо делать на безопасности. Современные газовые отопительные котлы позволяют гарантировать соблюдение техники безопасности в любой момент времени. Если превышено допустимое значение температуры теплоносителя или пропала тяга, подача газа прекращается автоматически.
  • Долговечность. Газовые котлы обычно имеют срок эксплуатации более десяти лет. Но если говорить о практике использования, срок службы значительно больше. Агрегаты действительно обладают повышенной устойчивостью к износу.
  • Простота монтажа. Газовые котлы легко установить самостоятельно. Отличное решение – выбрать модель с коаксиальным дымоходом. Тогда процесс монтажа будет максимально упрощен. Также можно управлять и самим горением газа.
  • Универсальность. Бывают такие ситуации: сначала отсутствует возможность подключиться к магистральному газопроводу, а потом она появляется. В данном случае обладатели универсальных моделей котлов не меняют их, а только немного модифицируют. Они работают на сжиженном газе, а после небольшой оптимизации начинают функционировать на обычном магистральном газе.
  • Подключение к термостату. Это существенное преимущество позволит рационально расходовать энергию, топливо. Когда конкретная модель газового котла в гараже подключена к термостату, имеется возможность постоянно поддерживать температуру на минимальном значении, что и гарантирует экономию.

Есть и недостаток у газовых котлов, которые работают на сжиженном газе из баллонов. Крайне важно помнить, что хранение и установка газовых баллонов непосредственно в гаражном помещении категорически запрещены. Понадобится организовать специальное место для хранения баллона за пределами гаража. Некоторые гаражники обустраивают небольшие металлические ящики, а там устанавливают газовые баллоны.

Электрическое отопление в гараже

Достаточно часто в гаражах можно встретить воздушное . Здесь для получения тепловой энергии используются электрические конвекторы. Такое отопление хорошо функционирует автономно. Есть возможность постоянно поддерживать определенный температурный режим в гаражном помещении. Но все-таки большой минус есть: инерционность невысокая, из-за чего помещение моментально остывает, если отопление прекращается.

Электрический котел для гаража

Среди широкого спектра современных электрических котлов можно выбрать модель с оптимальной мощностью, учитывая площадь гаража. Ассортимент впечатляющий: есть модели для обогрева гаража с площадью 30 квадратных метров, представлены и котлы, рассчитанные на 600 квадратных метров. При этом цена готового фирменного котла вполне демократична: стартует всего от 6-ти тысяч рублей.

Остановимся на ключевых преимуществах электрических отопительных котлов.

  • Компактность. Такой агрегат можно легко разместить даже в небольшом гаражном помещении.
  • Надежность. Оборудование работает без сбоев.
  • Автоматизация работы. Поскольку в гаражах нередко возникают перебои с электроснабжением, данный фактор играет огромную роль. Даже при отключении электричества на непродолжительный срок, система отопления вновь заработает, автоматически, когда электричество подключат.
  • Универсальность. Нет необходимости устанавливать дымоход.
  • Высокий уровень безопасности. Также в гаражном помещении крайне важно все предусмотреть с точки зрения безопасности. Это особенно важно, поскольку здесь хранятся горючие материалы. У котла есть специальная система безопасности. Она включается при перегреве теплоносителя.

Электрический котел, несмотря на достаточно высокую стоимость энергии, все-таки позволяет эффективно расходовать средства. Только гаражное помещение обязательно должно быть хорошо утеплено. Кроме того, только с электрическим котлом удалось обеспечить безопасность на таком достойном уровне. Здесь нет необходимости в постоянном присутствии человека в гараже, в личном контроле.

Современные технологии даже сделали возможным контроль работы электрической системы отопления гаража на расстоянии. Можно установить в гараж электрический котел с модулем GSM, а управление его работой осуществлять при помощи обычного мобильного телефона.

Водяное отопление: регулируем мощность

В первую очередь при проведении водяного отопления необходимо сделать систему надежной. При этом специалисты отмечают, что отопительный котел желательно устанавливать ближе к гаражу. Хорошее решение – заранее приобрести мощный насос, а также позаботиться об утеплении теплоносителей, то есть трубопровода. Мощность рассчитывается следующим образом. Если у гаража площадь 15-20 квадратных метров, вполне хватит котла с мощностью 1,5-2 кВт. При этом стоит помнить о частых отключениях от сети и высокой цены электроэнергии.

Отработанное топливо

Отработанное машинное масло тоже может стать отличным топливом для специального котла. Данный метод привлекает своей экономичностью, поскольку расходы на топливо предельно сокращаются. Всего литр топлива уходит на час. При этом необходимо помнить один важный момент: масло обязательно нужно очищать перед использованием. Есть специальные топливные установки, где оно и проходит очистку. Установку с котлом на отработке собирают самостоятельно.

Посмотрите на схеме: совсем не так сложно разобраться в устройстве такой системы и сделать ее своими руками. Если сложно представить все наглядно, можно дополнительно посмотреть содержательное видео.

Универсальность твердотопливного котла

Твердотопливные котлы и системы на их базе привлекают в первую очередь своей автономностью. Они позволяют обеспечить бесперебойное отопление, которое не будет зависеть от электросети, газовой магистрали. В самую простую печку можно загружать дрова и опилки, угли. Такое топливо не требует существенных затрат.

При этом печку по типу «буржуйки» практически каждый автолюбитель, при желании, сумеет быстро и без затруднений изготовить своими руками. Материалов тоже требуется немного. Не обязательно располагать большим бюджетом, чтобы изготовить печку с дымоходом, организовать вытяжную систему.

Помните, что техника пожарной безопасности неизменно будет занимать главное место. В гаражном помещении это особенно важно. Кроме того, печки и дымоходы, твердотопливные котлы надо регулярно прочищать.

Видео: разные варианты отопления от опытных гаражников

Стоит посмотреть дополнительно материалы на видео, чтобы оценить преимущества и недостатки разных методов, представить себе все наглядно.

В этом ролике рассматривается вариант организации отопительной системы в гараже собственными силами, с минимальными вложениями.

Про работу печки «камелек» рассказывает следующий ролик.

Особый интерес представляет печь, которая функционирует на отработанном масле. Ее вполне можно сделать собственными руками, а работает она на уже отработанном масле. Тут, конечно, есть свои нюансы. Но в целом такой метод вполне рационален и безопасен, если удастся наладить своевременную очистку отработки в специальной установке. Про обустройство и изготовление котла для отопления на отработке рассказывается в следующем сюжете на видео.

Котел в гараже станет отличным решением для организации отопительной системы. Это позволит создавать в любое время года в гараже комфортные условия, работать там с высоким КПД, проводить осмотр и ремонт автомобиля.

Выбор способа обогрева гаражного помещения зависит от следующих факторов:

  • длительность пребывания хозяев зимой;
  • стоимость оборудования;
  • доступность энергоносителей, цена;
  • удобство использования.

Предлагаем рассмотреть различные варианты решения вопроса и разобраться, как сделать самое экономное и эффективное отопление гаража своими руками.

Чем лучше топить или выбор энергоносителя

В 99% случаев к гаражным постройкам не подведены централизованные тепловые сети либо магистральный газ, поэтому владельцам приходится выбирать автономные способы обогрева. Для отопления гаража можно использовать 4 группы энергоносителей:

  • различные виды твердого топлива – дрова, уголь, брикеты, сельскохозяйственные и другие горючие отходы;
  • солярка, отработанное масло;
  • электроэнергия;
  • сжиженный газ в баллонах.

Совет. Когда станете подбирать вариант обогрева гаража в зимнее время, учтите важную закономерность: чем дороже энергоноситель, тем проще и дешевле организовать отопление, удобное в эксплуатации. И наоборот, дешевое либо бесплатное топливо в виде отходов и мусора принесет немало хлопот – трудозатрат и первичных финансовых вложений.

Сжигание твердого топлива

Древесина и различные отходы – самое дешевое горючее для отопления, а в некоторых случаях оно достается и вовсе бесплатно. В южных регионах, не богатых лесами, широко применяется другой вид топлива – мелкие агропромышленные отходы.

Для справки. Сельскохозяйственный мусор состоит из мелких частиц, отсеянных от зерновых культур на току. Это кусочки стеблей, измельченные комбайном сорняки, солома и прочие отходы. Цена энергоносителя очень привлекательна и стартует от 20 у. е. за 1 тонну.


После очистки зерновых остаются отходы, используемые для отопления

Если вы решили в зимнее время отапливать гараж твердым топливом, приготовьтесь решать такие вопросы:


Выигрыш – в деньгах и отличном обогреве помещения любых размеров, проигрышные моменты перечислены выше. Прибавьте сюда время на растопку и прогрев (0.5-1 час). Отсюда вывод: дешевый обогрев твердым топливом подойдет хозяевам гаражей и боксов, пребывающих там ежедневно 4-6 часов и более.

Использование отработки и солярки

Обогревать бокс или гараж дизельным топливом, купленным на заправочной станции, дорого и крайне невыгодно. Исключительный вариант – отопление небольшого участка помещения, где производятся работы, с помощью переносного обогревателя, чьи характеристики описаны .

Масляная отработка – более экономичный в финансовом плане энергоноситель, хотя и не самый дешевый. Данный вариант можно рассматривать всерьез, когда отработанные масла удается получать по сниженной цене. Какие здесь особенности и подводные камни:

Примечание. В силу дешевизны и простоты особую популярность приобрели масляные чудо-печки, показанные на фото. Они имеют свойство стрелять пламенем, когда в горючем содержится малая толика воды либо антифриза, отчего возникает пожар.

Плюсы применения отработки – высокая теплоотдача, быстрый розжиг и прогрев гаражного бокса, удобство в эксплуатации (масло долить проще, чем рубить и таскать дрова). Вывод следующий: если горючее достается недорого, либо вы проводите в гараже немного времени, то жидкое топливо – подходящий вариант. Начальные вложения сопоставимы с дровяным отоплением.

При использовании солярки стоит рассмотреть вариант дизельного воздушного отопителя заводского изготовления типа «Планар», показанного на фото. При расходе горючего 250 мл за 1 час агрегат развивает теплоотдачу до 2 кВт. Есть обогреватели и помощнее – на 3 и 4 кВт с потреблением дизеля 0.37 и 0.5 л/ч соответственно. Цена – в пределах 330 у. е.


Автономные воздушные отопители на солярке, предназначенные для автомобилей

Обогрев электричеством

Отопление с помощью электроэнергии – самый комфортный и дешевый вариант с точки зрения первоначальных вложений. Зато в процессе эксплуатации придется платить по полному тарифу – двухзонный счетчик ставить бессмысленно, вы же не собираетесь работать в гараже по ночам.

Перечислим все плюсы электрообогрева:


Минусов всего два, но – критических: цена электроэнергии и ограничение лимита потребляемой мощности, не позволяющего установить эффективный источник тепла. Например, если в договоре с управляющей компанией указана цифра 3 кВт, то ставится конвектор всего на 2 кВт, не способный нормально нагреть гараж в зимнее время.

Для справки. Иногда автолюбители применяют в боксах самодельные «козлы» и тепловентиляторы, невзирая на ограничение. Почему так делать нельзя: возникает опасность возгорания проводки, падает напряжение у соседей, а в случае проверки сотрудниками электросетей вас ожидает крупный штраф либо отключение.

Электроотопление – вариант для кратковременного пребывания в гараже. Пришли – включили отопитель – сделали за 1-2 часа намеченную работу – отключили обогрев и ушли. Если же вы превратили помещение в мастерскую, где проводите рабочее время, то придется платить значительные суммы за расход электроэнергии.


Стандартный настенный конвектор нагревает воздух в комнате значительно медленнее тепловентилятора

Газовое отопление

Данный способ обогрева помещения под хранение автомобиля приемлем для жителей Российской Федерации, где розничная цена сжиженного газа достаточно низкая. Украинцам топить гаражи пропаном выйдет слишком дорого.

Автономное отопление от газовых баллонов столь же безопасно и комфортно, как электрическое. Причем в РФ стоимость энергоносителя ниже. Но здесь кроется ряд подводных камней:


Если сложить финансовые затраты, проблемы организации подобного отопления и дозаправку баллонов, то негативные моменты перекроют часть позитива от удобств эксплуатации.

Сравнение стоимости 1 кВт теплоты, получаемой от различных энергоносителей в условиях России и Украины, опубликовано .

Как организовать воздушный обогрев

Этот способ отопления подразумевает прямой подогрев воздуха в гаражном помещении от выбранного источника тепла. Таковым может выступать любой из перечисленных агрегатов:

  • буржуйка на твердом топливе;
  • печь – капельница на отработке;
  • электрический обогреватель – конвектор, масляный радиатор либо тепловая пушка;
  • газовый конвектор.

Примечание. Мы сознательно не включаем в список отопительные агрегаты, выделяющие продукты горения прямо в помещение, - дизельные печурки типа «Саво», тепловые пушки прямого действия и газовые инфракрасные обогреватели. Просмотрите любой форум автомобильной тематики и убедитесь, что пользователи в отзывах жалуются на головные боли и плохое самочувствие от вдыхания отработанных газов.


Подобные обогреватели выбрасывают продукты сжигания солярки прямо в помещение

Установка печи на дровах и отработке

Прямой нагрев воздуха в гараже путем сжигания дешевого топлива – дров и разнообразных отходов – самый экономичный способ отопления. Но организовать его надо с умом, иначе отопитель станет греть один угол помещения, а противоположный так и останется холодным. Понятно, что печь не установишь посреди комнаты, значит, вопрос распределения тепла нужно решать иначе.

Чтобы сделать эффективное воздушное отопление гаража или бокса своими руками с применением дровяной печки, воспользуйтесь нашими рекомендациями:

  1. Закажите, купите или самостоятельно изготовьте экономичную буржуйку, а не просто железную коробку с трубой. Примеры печей с чертежами, схемами и инструкциями по сборке вы найдете .
  2. Площадь теплообменной поверхности стенок отопителя должен соответствовать габаритам помещения. Расчет такой: чтобы подкидывать поленья с интервалом в 3-4 часа и равномерно прогревать гараж 20 м², площадь греющей поверхности должна составлять 1 м².

    К корпусу печи приварены конвекционные ребра, увеличивающие площадь поверхности и улучшающие теплоотдачу

  3. В расчет не принимается часть корпуса вокруг зольника (она слабо нагревается). Зато учитывается площадь конвективных ребер, приваренных к стенкам снаружи.
  4. Установите буржуйку в выбранном месте и обязательно организуйте обдув корпуса любым вентилятором – бытовым, для вытяжек или компьютерным кулером. Благодаря принудительному движению воздуха тепло эффективнее отбирается у стенок топки и равномернее распределяется по боксу.

    Варианты обдува дровяной печки вентилятором

  5. Перед выпуском на улицу дымоход проложите горизонтально вдоль стены, так он отдаст больше тепла в помещение.
  6. Дымоходную трубу поднимите на высоту 5 м, считая от колосниковой решетки, и снабдите ее шибером для регулировки тяги. В нижней части предусмотрите конденсатосборник, колпак прилаживайте на свое усмотрение.

    Проложенная горизонтально дымовая труба позволяет увеличить площадь теплообменной поверхности и улучшить обогрев помещения

Примечание. Расчет площади теплообменной поверхности печки взят из практического опыта нашего эксперта Виталия Дашко. Вычисление корректно для гаражей высотой не более 3 м.

Существуют конструкции самодельных печек, рассчитанные на воздушное отопление мастерских, гаражей и прочих хозяйственных построек. Ниже представлена схема буржуйки, изготовленной из газового баллона и оснащенной отдельной камерой нагрева, сквозь которую вентилятором продувается воздух. При необходимости через теплообменник можно прогнать и воду.

Совет. Если вы недавно заменили в доме напольный газовый котел, не спешите его выбрасывать. Отвезите старый агрегат в гараж, подключите к дымоходу и топите дровами, нагнетая в порожнюю водяную рубашку воздух с помощью кулера (со стороны нижнего патрубка). Тогда и печь варить не придется.

Все вышесказанное в равной степени относится к . Единственное отличие – размещение топливной емкости, питающей капельницу. Держите бак подальше от печки, чтобы случилось возгорания. Обычный двухкамерный чудо-отопитель не используйте – он пожароопасен и расходует до 2 литров отработки за 1 час. Пользуйтесь моделями с капельной горелкой.

Размещение электронагревателей

Первое, что необходимо сделать, - правильно подобрать отопительные электроприборы по мощности. Если вы хотите греть гаражное помещение целиком, то замерьте его площадь и полученную квадратуру умножьте на 0.1-0.15 кВт. То есть, на бокс 20 м² потребуется 20 х 0.15 = 3 кВт тепловой мощности (а она равна электрической), достаточной для поддержания плюсовой температуры воздуха.


Различные способы отопления можно скомбинировать. Например, над верстаком есть смысл подвесить инфракрасную панель, обеспечивающую местный нагрев. Остальной гараж обогревайте печью или тепловой пушкой – что выгоднее. Не забудьте о — она необходима при сжигании любых видов горючего.

Водяная отопительная система

Надо понимать, что монтировать водяное отопление имеет смысл, когда вы находитесь в гараже постоянно. Иначе затраты себя не оправдают, ведь кроме источника тепла и топлива понадобится купить:

  • чугунные либо стальные батареи (как вариант, сварить из труб регистры);
  • циркуляционный насос;
  • расширительный бак;
  • трубы на магистрали;
  • незамерзающий теплоноситель – антифриз.

Для справки. Гаражное помещение топится периодически, поэтому простой водой заполнять систему нельзя.

Зная потребность в количестве тепла для нагрева помещения (рассчитывали в предыдущем разделе), либо определите длину труб самодельного регистра по таблице:


В таблице под t1 подразумевается температура теплоносителя, t2 – воздуха в комнате

Методика расчета следующая. Берем стальную трубу DN 80 (Ø89 мм) и выясняем по таблице, что 1 м длины достаточно для обогрева площади 1.37 м². Берем квадратуру гаража, например, 20 м² и делим на эту цифру: 20 / 1.37 = 14.6 м – общая длина греющей части. Распределяем ее на 2-3 отопительных прибора и варим регистры по чертежу.

Циркуляционный насос возьмите наименьшего давления (4 м водного столба), расширительный бачок – минимального объема. Трубы – полипропилен, сталь либо металлопластик размером DN 15. Затем установите радиаторы на 2 противоположных стены и соберите простую двухтрубную систему отопления закрытого типа, подключенную к источнику тепла по схеме:

Совет. Не забудьте добавить в схему фильтр – грязевик и шаровые краны для отсекания источника тепла и слива воды из системы. В верхней точке поставьте автоматический воздухоотводчик, а на батареях – краны Маевского для спуска воздуха.

Почему мы не рекомендуем сделать в гараже систему открытого типа, как более простую и дешевую? Причина – антифриз, который станет испаряться из открытого бака, что небезопасно для здоровья (этиленгликоль ядовит), не говоря уже о цене теплоносителя.

Западноевропейский опыт

Если вы наберете в поиске фразу «garage heating» и просмотрите картинки на англоязычных сайтах, то никаких дровяных и масляных печек в западноевропейских гаражах не обнаружите. Чем греются тамошние автомобилисты:


Первые 2 варианта мы уже рассматривали выше. Третий способ – это тоже далеко не новинка: нагретая в котле вода проходит через радиатор, обдуваемый мощным осевым вентилятором. В идеале агрегат подвешивается к потолку и распространяет горячий воздух по всему помещению.

Плюсы данного варианта – компактность, скорость прогрева и возможность кондиционирования в летний период (в радиатор направляется охлажденная вода вместо нагретой).


Калорифер, изготовленный из автомобильного радиатора

Минус один – повышенные затраты на оборудование, ведь теплоноситель нужно греть в котле и подавать по трубам к калориферу. Но если гараж пристроен к частному дому, то проблема легко решается путем подключения радиатора к водяной системе отопления здания.

Справка. Многие гаражные умельцы уже пользуются подобным обогревом, устанавливая самодельный аналог калорифера, сделанный из автомобильного радиатора и любого подходящего вентилятора. Как это реализовано, смотрите на видео:

Из всего вышесказанного, а также на основании практических наблюдений напрашиваются следующие выводы:

  1. Невзирая на все трудности со сжиганием твердого топлива, дрова и прочие отходы занимают лидирующую позицию среди энергоносителей благодаря приемлемой цене.
  2. По той же причине в большинстве гаражей сделано воздушное отопление. Оно простое в исполнении и позволяет быстро прогревать помещение.
  3. Эффективности воздушному обогреву придает принудительный обдув источника тепла или прокачка воздуха сквозь камеру нагрева.
  4. Водяное отопление более уместно в мастерских и автосервисах, для частного бокса система дороговата.
  5. Электрообогрев гаража – вспомогательный или краткосрочный вариант, который легко реализовать, но сложно оплачивать в процессе эксплуатации.

Какой бы способ гаражного отопления вы ни выбрали, большую роль сыграет степень утепления здания. Железная коробка со щелями в притворах ворот абсолютно не держит тепло и не поддается прогреву, поэтому отапливать ее дорого и бессмысленно. Другое дело – стены из пеноблоков либо утепленные снаружи пенопластом, экономия при отоплении такого гаража вполне достижима.