О мере влияния людей на историю. Роль личности в истории — аргументы и сочинение

Текст из ЕГЭ

(1) История не безлика. (2) На её страницах высечено немало имён, память о которых переживает века, десятилетия. (З)Это — имена героев. (4) Во все времена люди почитали героев. (5) Они были национальной гордостью народов, о них передавались из поколения в поколение предания, складывались легенды. (б)Тысячи и тысячи фолиантов на множестве языков мира живописуют дела, свершения героических личностей. (7) Именами героев названы улицы и площади, им посвящаются экспозиции в музеях, о них поют песни и слагают стихи. (8) При поверхностном рассмотрении может сложиться впечатление, что только великие люди — герои истории — вершат её дела. (9) На протяжении столетий этот взгляд на роль выдающихся личностей, героев среди толпы, был господствующим. (10) Такие воззрения на роль героев в человеческой истории «обосновывались» и теоретически. (11) Английский мыслитель Томас Карлейль в книге «Герои, культ героев и героическое в истории» утверждал, что всемирная история есть, в сущности, история великих людей. (12) По его мнению, тот герой, который обладает чертами жестокости, беспощадной властности и решимости применить силу, способен играть мессианскую роль в истории.

(13) Русский социолог Николай Михайловский в своей работе «Герой и толпа» писал, что герой — главный творец истории. (14) Современная жизнь, утверждал он, опустошает сознание людей и парализует их волю, в результате чего массы превращаются в «толпу». (15) И только «герой» способен поднять и увлечь её на подвиг или преступление.

(16)Подобные взгляды, выражающие суть теорий «элит», «лидеров», в закамуфлированной форме утверждают историческую обусловленность власти избранного меньшинства, необходимость «сильной руки» у тех, кто находится на вершине пирамиды власти.

(17) Г.В. Плеханов, остроумно высмеивая эту теорию, писал, что для народников массы представляют собой бесконечный ряд нулей. (18) Превратить эту цепь нулей в положительную величину может лишь единица — герой, встав во главе безликого ряда. «(19)Великий человек, -писал Г.В. Плеханов в работе «К вопросу о роли личности в истории», -велик… тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени… (20) Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. (21) Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берёт на себя удовлетворение этих нужд. (22) Он — герой. (23) Не в том смысле герой, что он будто бы может остановить или изменить естественный ход вещей, а в том, что его деятельность является сознательным и свободным выражением этого необходимого и бессознательного хода». (24) Выдающиеся личности, герои появляются тогда, когда в них нуждаются люди. (25) Если действия этих личностей совпадают с основными прогрессивными тенденциями общественного развития, интересами передовых классов, их роль бывает исключительно велика.

(По Д.А. Волкогонову)

Вступление

История свершается взаимодействием огромных масс людей. Но во главе событий всегда стоит кто-то руководящий процессом или тот, кто смог повернуть происходящее в другое русло, переломить ход истории.

Проблема

Кто эти люди? Каково их значение для общества и истории? Может ли оказать влияние один человек на течение исторических событий? О роли личности в истории размышляет В.А. Волкогонов в своем тексте, сопоставляя точки зрения по этому вопросу различных философов.

Комментарий

Герои стоят во главе истории, они оставляют память о себе на все времена, их почитают, ими восхищаются, составляют легенды и предания о них. Их именами называют улицы, им посвящают экспозиции, пишут во славу им стихи и песни.

К примеру, Томас Каргейль – англичанин, уверял, что во главе истории стоят именно великие люди. Они, даже наделенные чертами жестокости и беспрекословности, для общества становятся спасителями.

Другой мыслитель, Николай Михайловский также утверждает главенствующую роль героя в истории. Простой человек в наше время настолько обезличен и парализован, что не способен повлиять на историю, он просто не думает об этом. Толпа не способна идти вперед сама, только герой способен направить ее на нужный путь.

Г.В. Плеханов представляет иную точку зрения. По его мнению, историческим вершителем может стать любой человек, способный заглядывать далеко в будущее, желающий перемен больше всех. Он – начинатель, решающий задачи, поставленные предыдущими поколениями. Он обязуется удовлетворить нужды своего народа.

Авторская позиция

Волкогонову близка позиция Плеханова. Он разделяет мысль о том, что герой – видит дальше других, все его действия выражают решительный ход истории.

Своя позиция

Позиция Волкогонова близка мне и понятна. Действительно, герой – это не только представитель высшего общества, обладающий властью. В первую очередь, это человек, понимающий нужды своего народа, борющийся за его благополучие.

Аргумент №1

Вспоминая классику, находим подтверждение этому. Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» изображает ход истории на протяжении десятилетий, и одной из основных тем романа является роль личности в истории. В произведении представлены образы императоров и полководцев – Наполеона, Александра Первого, Кутузова. Кто из них действительно герой, направляющий ход истории?

Толстой считает, что истинный герой отражает интересы народа, следует народной морали. Александр Первый вообще не понимает нужд народа, не знает того, что важно для его народа и страны в данный момент. Наполеон настолько тщеславен и честолюбив, что вообще не понимает, на что толкает свои войска. Истинным предводителем и вершителем истории Толстому представляется Кутузов, потому что он стремится к воплощению интересов целого народа. Он становится выразителем народной души и воплощением патриотизма.

Аргумент №2

Проблема роли личности в истории поднимается Ф.М. Достоевским в романе «Преступление и наказание». Истинная причина поступков Раскольникова – убийство старухи-процентщицы и ее слабоумной беременной сестры – проверка действенности собственной теории. Раскольников делил людей на два типа: «право имеющие» и «твари дрожащие».

Первые творят историю посредством преступления закона, вторые – послушно следуют воле первых. Наполеон, Магомет и многие другие лидеры проливали кровь, были преступниками. Именно они, по мнению Родиона, двигают ход истории, направляют человечество вперед.

Но теория Раскольникова оказалась ложной. Она не подтвердилась. Выше всех остальных по силе духа оказалась маленькая девушка, униженная и оскорбленная, Соня Мармеладова. Да и сам Раскольников, проверяя действенность теории, подверг себя невероятным мучениям.

Заключение

Проблема роли личности в истории многогранна и сложна. Она актуальна и в нашей современной жизни, когда мир находится в подвешенном состоянии, когда приближенные к власти люди готовы применять любые средства для достижения своих целей.

Как известно, проявление любых, даже самых общих, законов истории многообразно и многовариантно. Роль самой выдающейся личности всегда есть сплав предшествующего развития, массы случайных и неслучайных событий и ее собственных особенностей. Способов организации общества много, а следовательно, много будет и вариантов проявления личности, причем их амплитуда может быть огромной.

Следовательно, в зависимости от самых разных условий и обстоятельств, с учетом особенностей исследуемого места, времени и индивидуальных черт личности ее историческая роль может колебаться от самой незаметной до громаднейшей. Иногда личность играет решающую роль.

Действительно, сам народ состоит из личностей, причем роль каждой из них не равна нулю. Одна подталкивает колесницу истории вперед, другая тянет назад и т.д. В первом случае это роль со знаком плюс, во втором - со знаком минус.

Но нас интересуют сейчас не рядовые люди, а выдающиеся исторические личности. В чем их роль?

Не в том, что такая личность по своему произволу способна остановить или изменить естественный ход вещей. По-настоящему выдающаяся личность не только не пытается «отменить» законы истории, а, напротив, как отмечал Г.В.Плеханов, видит дальше других и хочет сильнее других. Великий человек решает задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества, он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений, он берет на себя почин удовлетворения этих нужд. В этом сила и предназначение великого человека, причем сила колоссальная.

Он, если хотите, впередсмотрящий истории, он выразитель чаяний класса, массы, часто лишь смутно осознаваемых ими. Его сила - это сила общественного движения, которая стоит за его спиной.

В этом принципиальное различие в оценке роли личности в диалектико-материалистической философии и ее противниками. Материалистическая социальная философия идет при оценке роли личности от масс к личности, а не наоборот, видит ее роль в том, что она своим талантом служит массам, помогает им спрямить путь к достижению намеченных целей, ускорить решение назревших исторических задач.

При этом, во-первых, влияние личности на ход истории зависит от того, насколько многочисленна та масса, которая идет за ней, и на которую она опирается через партию, через какой-то класс. Поэтому выдающаяся личность должна обладать не только особым индивидуальным талантом, но и способностью организовывать и вести за собой людей. Во-вторых, безусловно ошибочны анархистские установки: никаких авторитетов. Весь ход истории свидетельствует, что ни одна социальная сила, ни один класс в истории не достигал господства, если он не выдвигал своих политических вождей, своих передовых представителей, способных организовать движение и руководить им.

Конечно, выдающаяся личность должна обладать не рядовыми способностями к определенному виду или ряду видов деятельности. Но этого недостаточно. Нужно, чтобы в обществе в ходе его развития встали в повестку дня задачи, для решения которых была необходима личность именно с такими (военными, политическими и т.д.) способностями.

Случайно здесь то, что именно эта, конкретная личность заняла данное место, случайно в том смысле, что это место мог бы занять кто-то другой, поскольку замещение этого места стало необходимым.

Всемирно-исторические личности являются не только практическими и политическими деятелями, но и мыслящими людьми, духовными руководителями, понимающими, что нужно и что своевременно, и ведущими за собой других, массу. Эти люди, пусть интуитивно, но чувствуют, понимают историческую необходимость и потому, казалось бы, должны быть в этом смысле свободными в своих действиях и поступках.

Но трагедия всемирно-исторических личностей состоит в том, что «они не принадлежат самим себе, что они, как и рядовые индивиды, суть только орудия Мирового духа, хотя и великое орудие». Судьба, как правило, складывается для них несчастливо.

Народ, по словам И.А.Ильина, есть великое раздельное и рассеянное множество. А между тем его сила, энергия его бытия и самоутверждения требуют единства. Единство же народа требует очевидного духовно-волевого воплощения -- единого центра, лица, выдающейся умом и опытом персоны, выражающей правовую волю и государственный дух народа. Народ нуждается в мудром вожде, как сухая земля в хорошем дожде.

За всю историю человечества произошло огромное множество событий, и всегда они направлялись различными по своему моральному облику и разуму личностями: гениальными или тупоумными, талантливыми или посредственными, волевыми или безвольными, прогрессивными или реакционными. Став по воле случая или в силу необходимости во главе государства, армии, народного движения, политической партии, личность может оказывать на ход и исход исторических событий разное влияние: положительное, отрицательное или, как это нередко бывает, и то и другое. Поэтому обществу далеко не безразлично, в чьих руках сосредоточивается политическая, государственная и вообще административная власть.

Выдвижение личности обусловливается и потребностями общества, и личными качествами людей. «Отличительная черта подлинных государственных деятелей в том именно и состоит, чтобы уметь извлечь пользу из каждой необходимости, а иногда даже роковое стечение обстоятельств повернуть на благо государству».

Сам факт выдвижения на роль исторической личности именно данного человека -- это случайность. Необходимость же этого выдвижения определяется исторически сложившейся потребностью общества в том, чтобы главенствующее место заняла личность именно такого рода. Н.М.Карамзин так сказал о Петре Первом: «Народ собрался в поход, ждал вождя и вождь явился!» То, что именно этот человек рождается в данной стране, в определенное время, -- чистая случайность. Но если мы этого человека устраним, то появляется спрос на его замену, и такая замена найдется.

Зачастую в силу исторических условий весьма видную роль приходится играть просто способным людям и даже посредственным. Об этом мудро сказал Демокрит: чем «менее достойны дурные граждане получаемых ими почетных должностей, тем более они становятся небрежными и исполняются глупости и наглости». В связи с этим справедливо предостережение: «Остерегайся занять благодаря случайностям пост, который тебе не по плечу, чтобы не казаться тем, чем ты не являешься на самом деле».

В процессе исторической деятельности с особой остротой и выпуклостью выявляются и сильные, и слабые стороны личности. И то и другое приобретает порой огромный социальный смысл и оказывает влияние на судьбы нации, народа, а порой даже и человечества.

Поскольку в истории решающим и определяющим началом является не индивид, а народ, личности всегда зависят от народа, как дерево от почвы, на которой оно растет. Если сила легендарного Антея заключалась в его связи с землей, то социальная сила личности -- в ее связи с народом. Но тонко «подслушивать» мысли народа способен только гений.

Как бы гениальна ни была историческая личность, она в своих поступках детерминирована сложившейся совокупностью общественных событий. Если же личность начинает творить произвол и возводить свои капризы в закон, то она становится тормозом и, в конечном счете, из положения кучера экипажа истории неминуемо попадает под его беспощадные колеса.

Деятельность политического вождя предполагает способность глубокого теоретического обобщения внутренней и международной обстановки, общественной практики, достижений науки и культуры в целом, умение сохранять простоту и ясность мысли в невероятно сложных условиях социальной действительности и исполнять намеченные планы, программу. Мудрый государственный деятель умеет зорко следить не только за общей линией развития событий, но и за многими частными «мелочами» -- одновременно видеть и лес, и деревья. Он должен вовремя заметить изменение в соотношении социальных сил, прежде других понять, какой путь необходимо избрать, как назревшую историческую возможность превратить в действительность.

Как сказал Конфуций, человека, который не заглядывает далеко, непременно ждут близкие беды. Высокая власть несет, однако, и тяжелые обязанности. В Библии сказано: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется». При любой форме государственного устройства на уровень главы государства выдвигается та или иная личность, которая призвана играть чрезвычайно ответственную роль в жизни и развитии данного общества. От руководителя государства зависит очень многое, но, разумеется, далеко не все. Многое зависит от того, какое общество его избрало, какие силы его вынесли на уровень главы государства.

Таким образом, появление на исторической арене выдающихся личностей подготавливается объективными обстоятельствами, вызреванием определенных общественных потребностей. Такие потребности появляются, как правило, в переломные периоды в развитии стран и народов, когда в повестку дня встают масштабные социально-экономические и политические задачи. Из всего сказанного ранее прямо и непосредственно вытекает вывод о несовместимости с духом и сутью диалектико-материалистической социальной философии теории и практики культа личности. Культ личности в современных проявлениях состоит в навязывании народу преклонения перед носителями власти, в приписывании личности способности творить историю по своему усмотрению и произволу, в перенесении на личность того, что является делом и заслугой народа.

Культ личности (это ясно обнаружил культ личности Сталина), чреват большими опасностями и тяжелыми последствиями. Попытки в одиночку решать сложные вопросы теории и практики ведут к ошибкам и промахам не только в теории, но и на практике (проблема темпа коллективизации, вывод об обострении классовой борьбы по мере успехов социализма и т.д.). Культ личности питает и подкрепляет догматизм в теории, поскольку право на истину признается только за одним человеком.

Культ личности особенно опасен тем, что он влечет за собой разрушение законности и подмену ее произволом, что ведет к массовым репрессиям. Наконец, пренебрежение интересами рядовых людей, прикрываемое мнимой заботой об общественных интересах, имеет своим следствием прогрессирующее затухание инициативы и социального творчества снизу по принципу: нам, товарищи, думать неча, за нас думают вожди.

Народ -- это не однородная и не одинаково образованная сила, и от того, какие группы населения оказались в большинстве на выборах, с какой мерой понимания они осуществили свой гражданский долг, может зависеть судьба страны. Можно лишь сказать: каков народ, такова и избранная им личность.

История человечества знает множество имен тех, кто своими поступками изменил судьбы мира. Многие думают, что на ход исторического развития могут повлиять только правители и государственные деятели, но это далеко не так.

Сильные мира сего

Юлий Цезарь – знаменитый древнеримский государственный деятель, диктатор. Цезарь прославился как один из величайших полководцев. Он не только значительно расширил территорию римского государства, положив начало империи – новой страницы в истории Рима, но и, по сути, перекроил политическую Европы. Кроме того, будучи талантливым писателем, он внес огромный вклад в развитие европейской культуры.

О величии Цезаря в глазах потомков говорит тот факт, что последующие императоры Рима взяли его имя в качестве обозначения своего титула. Также оно стало нарицательным для правителей других государств и эпох (царь, кайзер).

Чингисхан – легендарный завоеватель и основатель Монгольской империи. Уничтожив ряд некогда могущественных древних государств, он создал самую большую империю в истории человечества. В ее состав входили гигантские территории – от реки Дунай до Японского моря и от Северо-Запада Руси до Юго-Восточной Азии. Чингисхан был не только выдающимся завоевателем, но и мудрым политическим деятелем, наладившим четко функционировавшую государственную систему. Для народов Азии он является не просто главным героем, а едва ли не сакральной личностью.

Наполеон – великий полководец и государственный деятель, основоположник современного французского государства. Провел серию победоносных войн, превративших Францию в главную европейскую державу. Его стремительный взлет и последующее падение поразили умы современников. Наполеон изменил представление о роли личности в истории, став для одних – символом мужества и удивительных возможностей человека, а для других – примером властолюбца, готовым погубить самого себя во имя славы.

Петр I – российский император, государственный деятель и реформатор. С именем Петра в его эпоху связывали все новое: новая династия, новая форма политического устройства, новая столица, новая армия, новая культура. Его масштабные реформы изменили все сферы жизни российского общества. Кроме того, Петр расширил территории России и благодаря победоносной войне со Швецией получил выход к Балтийскому морю. Историки имеют диаметрально противоположные взгляды на эту незаурядную личность, но никто не сомневается в том, что деятельность Петра вывела Россию на совершенной иной уровень цивилизационного развития, поставив ее в один ряд с ведущими европейскими державами.

Сильные духом

Иисус Христос – основоположник одной из трех , которую исповедует более трети населения земного шара. По христианскому вероучению, Иисус – Сын Божий и Спаситель мира, своей искупительной жертвой и последующим воскресением из мертвых примиривший людей с Богом и открывший для них путь в Царство Небесное. Даже те, кто не признает Христа за Господа, не того факта, что этот реально существовавший человек изменил мир своей самоотверженностью и любовью. История жизни и учение Христа стали источником вдохновения для миллионов людей, среди которых было и множество деятелей культуры и искусства.

По количеству упоминаний имени в литературе Христос является самой популярной личностью на земле.
От даты его рождения пошел отсчет новой эры в истории человечества.

Христофор Колумб – легендарный мореплаватель, самый известный в мире путешественник. Колумб первым пересек Атлантический океан и, как принято считать, открыл два континента – Северную и Южную Америку. Благодаря его плаваниям Европа познакомилась с доселе неизвестным ей миром и вступила в новую эру – время колониальной экспансии. И хотя многие ученые полагают, что Колумб не был первооткрывателем Америки, его плавания, безусловно, имели огромное историческое . В то же время личность самого Колумба, несмотря на всеобщую известность и множество посвященных ему научных трудов, до сих пор остается покрытой тайнами.

Карл Маркс – философ, революционер, самый известный в мире и социолог. Основоположник исторического материализма и теории классовой борьбы. Идейный вдохновитель коммунистического движения и социалистических революций. Создатель философского, политического и экономического учения, во многом изменившего судьбы мира. Еще в конце минувшего столетия практически половина населения планеты проживала в странах с так называемыми марксистскими режимами. Карл Маркс стал человеком, фанатичная любовь и лютая ненависть к идеям которого не угасают и по сей день.

Гагарин – советский летчик- , первый в истории человечества совершивший полет в космическое пространство. Люди могут не знать, к примеру, или изобрел велосипед. Но имя первого человека в космосе на слуху у всех. Он стал тем, кто воочию убедился в том, что Земля . В свое время полет Гагарина был главной новостью в мире, а сам Юрий Алексеевич превратился в одного из самых известных людей. Согласно проведенным опросам, для россиян Гагарин является любимым героем прошлого столетия. Благодаря нему воплотилась в жизнь самая невероятная мечта человечества – полет в космос.

Понятия "историческая личность" и "исторический процесс". Роль личности в историческом процессе на примере советского и российского государственного, политического и общественного деятеля ХХ века - Михаила Сергеевича Горбачева, его заслуги и ошибки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Заключение

Введение

История - это процесс деятельности людей, образующий связь между прошлым, настоящим и будущим.

На развитие исторического процесса влияет множество факторов, среди которых немаловажную роль играет человек. Человек - это субъект исторической динамики, способный влиять на происходящие события посредством своей общественной деятельности. На фоне истории всегда были личности, которые по некоторым причинам выделялись из числа остальных: некоторые своей мудростью, другие своей жестокостью, третьи организаторскими способностями и глобальными проектами. Роль человека в истории особенно возрастает, если он имеет непосредственное отношение к власти. Примером тому в отечественной истории могут быть такие политические и государственные деятели, как Петр Великий, Ленин, Сталин, повлиявшие на ход развития страны на несколько десятилетий или столетий.

Роль человека в истории относится к числу самых сложных философских категорий. Это вопрос занимал ни одного мыслителя и философа во многие времена: почему произошло, так или иначе? Кто или что влияет на ход исторического процесса? От чего или от кого он зависит? Что значит историческая личность? Какова ее роль? А может ли личность влиять на историю страны, народа. Изучению исторического процесса и дать оценку влияния великих личностей в истории в разные времена стремились Плеханов, Толстой, Маркс, Ключевский Гринин, Карамзин и др.

Цель данной работы: раскрыть значимость исторической личности; рассмотреть ее влияние на ход исторического процесса.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

Ознакомиться с понятиями: исторический процесс, историческая личность;

На примере исторического портрета личности, а именно Михаила Сергеевича Горбачева, показать влияние личности на ход истории.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемой литературы. Общий объем работы 16 страниц.

1. Понятия «историческая личность» и «исторический процесс»

Для того чтобы рассмотреть указанную проблему, следует сначала обратиться к самому понятию «личность», «историческая личность» и «исторический процесс».

Исторический процесс - путь человечества с древнейших времен до настоящего времени. Это реальная общественная жизнь людей, их совместная деятельность, проявляющаяся в во взаимосвязанных конкретных событиях.

Основой исторического процесса являются события, т.е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Объектом исторического процесса называют всю историческую действительность, общественную жизнь и деятельность. Субъектом - участников исторического процесса, т.е. это индивиды, их организации, великие личности, социальные общности. Участниками исторического процесса является народ, личность, люди и т.п. Результатом исторической деятельности является собственно история.

Когда мы изучаем ход всемирной истории, перед нашим мысленным взором встаёт грандиознейшая картина общественной жизни, развития народов: производственная деятельность трудящихся масс, возникновение, расцвет и распад могущественных государств и целых империй, классовая борьба, восстания рабов и крепостных крестьян, исторические битвы пролетариата, социальные революции, национально-освободительные движения, захватнические и освободительные войны, словом, все те события и явления, из которых складывается сложный, многообразный и противоречивый процесс развития народов, история человеческого общества. Этот сложный и противоречивый исторический процесс поступательного развития человечества шёл и идёт не по прямой восходящей линии, а скорее напоминает спираль. В восходящем историческом развитии есть моменты временных попятных движений. Но в целом, если рассматривать историческое движение человечества не за короткие, а за более-менее длительные отрезки времени, можно установить, что через все зигзаги исторического процесса пробивало себе путь прогрессивное движение, развитие от низших общественных форм к высшим.

События истории совершаются массами людей, принадлежащих к тем или иным общественным классам и движимых определёнными интересами или идеалами. Во главе всех значительных событий стоят те или иные исторические деятели, талантливые или бездарные, выдающиеся или посредственные, великие или ничтожные, прогрессивные и революционные или консервативные и реакционные. Это люди с разными характерами: с огромной волей и целеустремлённостью или безвольные; проницательные, дальновидные или, наоборот, не видящие дальше своего носа. Эти исторические деятели, личности оказывают большее или меньшее влияние на ход, а иногда и на исход событий.

Личность, с точки зрения обществознания - это человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и т.д.).

Историческая личность - это человек, деятельность которого оказывает влияние на ход и исход крупных исторических событий. Используется также понятие «выдающаяся личность», характеризующее деятельность людей, ставших олицетворением коренных прогрессивных преобразований, способствующих движению вперед. Русский историк В.О.Ключевский выделяет следующие качества личности: «стремление служить общему благу государства и народа, беззаветное мужество, необходимое для этого служения; стремление и умение вникнуть в условия русской жизни, чтобы здесь найти причины пережитых бедствий; совестливость во всех делах; ясность, убедительность и разумность предпринимаемых действий».

Непрекращающиеся споры о роли личности в истории, начиная с мыслителей древности, ведут философы, историки, политики...: одни её абсолютизируют, другие, наоборот, - полностью подчиняют объективным законам общественного развития. При изучении истории древности, перед нашим мысленным взором встают имена таких выдающихся исторических личностей, как Перикл, Фемистокл, Александр Македонский, Дарий, Ксеркс, Конфуций, Юлий Цезарь, Август, Спартак; возникновение Древнего Рима легенда связывает с именами Ромула и Рема. Создание Русского государства реакционная историография приписывает варяжским князьям, объединение княжеств вокруг Москвы, собирание Руси - Ивану Калите, а превращение Руси в могущественное централизованное государство объясняет деятельностью Ивана Грозного и Петра Первого. Английскую революцию XVII века объясняют влиянием личности Кромвеля, а французскую революцию XVIII века - деятельностью Мирабо, Робеспьера, Марата, Сен-Жюста, Дантона, а затем Наполеона. Причину франко-прусской войны 1870 г. буржуазные историки - противники Германии видели в деятельности Бисмарка, а сторонники Германии - в авантюризме Бонапарта.

Оставить свой след в истории можно и непреднамеренно. Так, Н.Коперник, скорее всего, не представлял, что его открытия в астрономии вызовут революционные изменения в научном, религиозном и даже обыденном мышлении. Или, А.Македонский также не догадывался, что победа над персами спасет западную цивилизацию на целое грядущее тысячелетие. Они просто делали свое дело, не зная, что запускают процессы всемирно-исторического значения. Иногда в основе подобных действий лежали эмоциональные или моральные импульсы.

Оценка исторической личности зависит от особенностей исторического периода, и от морального выбора личности, её нравственных поступков. Она может быть отрицательной, положительной или многозначной.

Таким образом, исторический процесс - это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявляется деятельность многих поколений людей. Исторический процесс универсален, он охватывает все проявления человеческой жизнедеятельности от добывания «хлеба насущного» до изучения планетарных явлений. Основу исторического процесса составляют события, т.е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Историческая личность - личность, деятельность которой оказывает существенное воздействие на ход и исход крупных исторических событий, деятельность которого может быть оценена с учетом особенности событий эпохи, его морального выбора.

2. Историческая личность и ее влияние на ход исторического процесса (на примере Михаила Сергеевича Горбачева)

Историю делают личности, как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. В ХХ веке руководителями государства Российского были: Николай II, В.И.Ленин, И.В.Сталин, Н.С.Хрущёв, Л.И.Брежнев, Ю.В.Андропов, К.У.Черненко, М.С.Горбачёв, Б.Н.Ельцин. Их жизнь и деятельность позволяют лучше познать и осмыслить эпоху, полную драматизма и трагизма. Большинство из них были необычайно яркими, талантливыми и одарёнными людьми. Это - неоднозначные фигуры, но точно можно сказать, что отличительной их чертой являлась убеждённость. У каждого было своё видение мира; они отстаивали свои взгляды, боролись за претворение в жизнь своих целей, верили в идеалы. Это люди, пытавшиеся сделать Россию, СССР могущественной не только в военном, но и в экономическом и культурном плане.

В настоящей главе мы попытаться найти истину в решении проблемы «роль личности в историческом процессе» на примере политического деятеля ХХ века - Михаила Сергеевича Горбачева, который на Западе является одним из самых известных российских политиков конца ХХ века, и в то же время выступает достаточно противоречивой фигурой в общественном мнении внутри страны. Он ассоциируется с великим реформатором и, одновременно, разрушителем Советского Союза.

Горбачев Михаил Сергеевич - первый (и последний) президент Союза Советских Социалистических Республик (март 1990 - декабрь 1991), родился 2 марта 1931 в селе Привольное Красногвардейского района Ставропольского края в крестьянской семье. В 16 лет (1947) за высокий намолот зерна на комбайне был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1950, после окончания школы с серебряной медалью, поступил на юридический факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. М.С. Горбачев был зачислен в МГУ не только без вступительных экзаменов, но даже без собеседования. Его вызвали телеграммой - «зачислен с предоставлением общежития». На такое решение повлияло несколько факторов: рабоче-крестьянское происхождение Горбачева, трудовой стаж, высокая правительственная награда - орден Трудового Красного Знамени и то, что в 1950 году (учась в 10-м классе школы) Горбачев был принят кандидатом в члены КПСС. Михаил Сергеевич вспоминает: «Годы учебы в университете были для меня не только необычайно интересными, но и достаточно напряженными. Приходилось восполнять пробелы сельской школы, которые давали о себе знать - особенно на первых курсах, а отсутствием самолюбия я, честно говоря, никогда не страдал». «...Московский университет дал основательные знания и духовный заряд, определившие мой жизненный выбор. Именно здесь начался длительный, растянувшийся на годы процесс переосмысления истории страны, ее настоящего и будущего».

Учась в университете, он активно участвовал в деятельности комсомольской организации университета. За комсомольскую работу и отличную учебу получал повышенную стипендию, а с 1952 года стал членом партии. После окончания университета в 1955 был направлен в Ставрополь в краевую прокуратуру. Работал заместителем заведующего отделом агитации и пропаганды Ставропольского крайкома ВЛКСМ, первым секретарем Ставропольского горкома комсомола, затем вторым и первым секретарем крайкома ВЛКСМ (с 1955 по 1962 гг.). В 1962 Горбачев перешел на работу в партийные органы. В стране в то время шли хрущевские реформы. Органы партийного руководства были разделены на промышленные и сельские. Появились новые управленческие структуры - территориально-производственные управления. Партийная карьера М.С.Горбачева началась с должности парторга Ставропольского территориально-производственного сельхозуправления (три сельских района). В 1967 он окончил (заочно) Ставропольский сельскохозяйственный институт.

За время работы на Ставрополье М.С. Горбачеву удалось подготовить и осуществить долговременную программу развития края. В те годы молодому секретарю краевого комитета КПСС пришлось вплотную столкнуться с системой принятия решений в условиях административно-командной экономики и бюрократического государства.

В декабре 1962 Горбачев был утвержден заведующим отделом организационно-партийной работы Ставропольского сельского крайкома КПСС. С сентября 1966 Горбачев - первый секретарь Ставропольского горкома партии, в августе 1968 он был избран вторым, а в апреле 1970 - первым секретарем Ставропольского крайкома КПСС.

В 1971 М.С.Горбачев стал членом ЦК КПСС. В ноябре 1978 года Горбачев стал секретарем ЦК КПСС по вопросам агропромышленного комплекса, в 1979 - кандидатом в члены, в 1980 - членом Политбюро ЦК КПСС.

В марте 1985 Горбачев был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС.

1985 год - рубежный в истории государства и партии. С приходом Горбачева к власти в СССР начался процесс демократизации. Закончилась эпоха застоя («брежневский» период). Началась пора перемен, попыток реформирования партийно-государственного организма. Этот период в истории страны получил название «перестройки» (1985-1991 гг.) и ассоциировался с идеей «совершенствования социализма». Движущей силой перестройки стала «гласность».

Гласность в большевистской партии традиционно понималась не как свобода слова, а как свобода «конструктивной» (лояльной) критики и самокритики. Однако в годы перестройки идея гласности усилиями прогрессивных журналистов и радикальных сторонников реформ, в частности, секретаря и члена Политбюро ЦК КПСС А.Н.Яковлева, получила развитие именно в свободе слова. XIX партконференция КПСС (июнь 1988) приняла резолюцию «О гласности».

В марте 1989 состоялись первые в истории СССР относительно свободные выборы народных депутатов, итоги которых вызвали шок в аппарате партии. Во многих регионах на выборах провалились секретари партийных комитетов. В депутатский корпус пришло немало интеллектуалов, критически оценивавших роль КПСС в обществе. Съезд народных депутатов в мае того же года продемонстрировал жесткое противостояние различных течений и в обществе, и в депутатской среде. На этом съезде Горбачев был избран председателем Верховного Совета СССР. В 1990 г. власть от КПСС перешла к Съезду народных депутатов СССР - первому в советской истории парламенту, избранному на альтернативной основе на свободных демократических выборах.

В марте 1990 был принят «Закон о печати», достижение определенного уровня независимости СМИ от партийного контроля. С 1988 полным ходом шел процесс создания инициативных групп в поддержку перестройки, народных фронтов, других внегосударственных и внепартийных общественных организаций. 15 марта 1990 года Съезд избрал Горбачева Президентом СССР.

Его действия вызвали волну нарастающей критики. Одни критиковали его за медлительность и непоследовательность в проведении реформ, другие - за поспешность; и все отмечали противоречивость проводимой им политики. Так, принимались законы о развитии кооперации и почти сразу же - о борьбе со «спекуляцией»; законы о демократизации управления предприятиями и одновременно - об усилении централизованного планирования; законы о реформе политической системы и свободных выборах, и сразу же - об «укреплении роли партии» и т.п.

Ослабление цензуры и либерализация общественной жизни привели к росту гражданского самосознания. В значительной степени приверженность реформам, особенно на начальном их этапе (1985-1989), способствовала небывалой популярности нового генсека, разительно отличающегося от партийных вождей прошлых лет (выступления без бумажки, свободный стиль общения с народом).

Однако непоследовательная внутренняя политика, прежде всего хаотичные экономические реформы (без ясного плана), привели к углублению кризиса во всех сферах общества, и как следствие к резкому снижению уровню жизни, в чем винили, в первую очередь, Горбачева. Если в отношении гласности достаточно было дать распоряжение о её ослаблении, а потом и о полной отмене цензуры, то остальные его инициативы выглядели как сочетание пропаганды и административного принуждения.

Как только начались процессы демократизации, а контроль партии снизился, обнажились многочисленные скрывавшиеся до этого межнациональные противоречия, и межэтническим столкновениям. Будучи президентом, Горбачев решил опираться на правительство и команду своих помощников, а также склонялся к социал-демократической модели. Но сам Горбачев медленно отказывался от коммунистических догм, и только лишь под воздействием роста антикоммунистических настроений и вспышек митингов за Ельцина. Об этом свидетельствует желание Горбачева сохранить власть во время августовского путча 1991-го года.

Стоит отметить, что власть генерального секретаря не была абсолютной и во многом зависела от «расклада» сил в Политбюро ЦК. Попыткам реформ сопротивлялась сама партийно-советская система: ленинско-сталинская модель социализма. Менее всего властные полномочия Горбачева были ограничены в международных делах. В международных отношениях Горбачев проводил активную политику разрядки напряженности на основе сформулированных им принципов «нового мышления» и стал одной из ключевых фигур мировой политики ХХ века. За 1985-1991 годы произошло радикальное изменение отношений между Западом и СССР - переход от военного и идеологического противостояния - к диалогу и становлению отношений партнерства.

Деятельность Горбачева сыграла решающую роль в прекращении «холодной войны», гонки ядерных вооружений, объединения Германии. В 1989 по инициативе Горбачева начался вывод советских войск из Афганистана, произошло падение Берлинской стены и воссоединение Германии. Подписание Горбачевым в 1990 в Париже вместе с главами государств и правительств других стран Европы, а также США и Канады «Хартии для новой Европы» положило конец периоду «холодной войны» конца 1940-х - конца 1990-х годов.

В знак признания огромных заслуг М.С.Горбачева как выдающегося реформатора, политика мирового масштаба, внесшего уникальный вклад в изменение к лучшему самого характера международного развития, он был удостоен Нобелевской премии мира (15 октября 1990 г.).

Однако во внутренней политике, особенно в экономике, появились признаки серьезного кризиса. Возрос дефицит продовольствия и товаров повседневного спроса. Процесс распада политической системы Советского Союза шел полным ходом. Попытки остановить этот процесс с помощью силы (в Тбилиси, Баку, Вильнюсе, Риге) приводили к прямо противоположным результатам, усиливая центробежные тенденции. Реакция Горбачева была, как правило, запоздалой, он шел на поводу у событий, не в состоянии повлиять на них. Прибалтийские республики твердо взяли курс на отделение от СССР, при этом им сочувствовала практически вся интеллигенция страны. Демократические лидеры Межрегиональной депутатской группы (Б.Н.Ельцин, А.Д.Сахаров и др.) собирали в свою поддержку многотысячные митинги. В первой половине 1990 практически все союзные республики объявили о своем государственном суверенитете (РСФСР - 12 июня 1990). Ситуация с каждым днем усугублялась.

Летом 1991 был подготовлен к подписанию новый союзный договор.

Кульминационным выражением кризиса стал Августовский путч 1991, который организовали бывшие соратники Горбачева накануне подписания нового союзного договора. Поражение путчистов не стало победой Горбачева. Попытка государственного переворота не только перечеркнула перспективу его подписания, но и придала мощный импульс начавшемуся распаду государства. Триумфаторами стали силы, для которых политика Горбачева была не достаточно радикальной.

Таким образом, деструктивные процессы, которым не смогла противостоять неокрепшая демократия, привели к августовскому путчу и распаду СССР. 8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще (Белоруссия) состоялась встреча руководителей России, Украины и Белоруссии, в ходе которой был подписан документ о ликвидации СССР и создании Содружества независимых государств (СНГ).

В последнем своем выступлении на должности Президента Советского Союза, Михаил Сергеевич утверждал о том, что общество получило свободу. Действительно, стали возможными свободные выборы, религиозные свободы, свобода печати, многопартийность. Права человека были провозглашены высшей ценностью. Благодаря своей внешней политике Горбачев удостоен нобелевской премией мира.

Но преобразования в экономике страны отсутствовали, что привело к развалу Советского Союза. Справедливости ради надо отметить, что стремясь предотвратить такой исход, Горбачев сделал максимум возможного - за исключением применения силы, что противоречило бы основным принципам его политической философии и морали.

После ухода в отставку М.С.Горбачев продолжил активную общественную деятельность. В 1992 г. Горбачев создал Международный фонд социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-Фонд), став его президентом. Горбачев-Фонд является исследовательским центром, площадкой общественных дискуссий, осуществляет гуманитарные проекты и благотворительные акции.

За период с 1992 г. М.С. Горбачев совершил более 300 международных визитов, посетив более 50 стран. Он удостоен более 300 государственных и общественных наград, дипломов, почетных грамот и знаков отличия. С 1992 г. М.С. Горбачев опубликовал несколько десятков книг на 10 языках мира.

М.С.Горбачев и сегодня принимает активное участие в политической жизни России. Свое политическое кредо М.С.Горбачев характеризует так: «…Я стремился соединить политику с наукой, моралью, нравственностью, ответственностью перед людьми. Для меня это было делом принципа. Нужно было положить предел разгулу вожделений правителей, их самодурству. Не все мне удалось, но я не считаю, что такой подход был ошибочным. Без этого трудно рассчитывать, что политика сможет выполнить свою уникальную роль, особенно сегодня, когда мы вступили в новый век, когда стоим перед драматическими вызовами».

Заключение

Итак, в первой главе данной работы была отмечена универсальность исторического процесса, поскольку он охватывает все проявления человеческой деятельности, в круг исторических личностей входят деятели различных сфер общественной жизни: политики и ученые, деятели искусства и религиозные лидеры, военачальники и строители - все те, кто наложил свой индивидуальный отпечаток на ход истории.

Историки и философы используют различные слова, оценивающие роль той или иной личности в истории: историческая личность, великий человек, герой. Деятельность исторической личности может быть оценена с учетом особенностей того периода, когда этот человек жил, его морального выбора, нравственности его поступков.

Оценка может быть отрицательной или положительной, но чаще всего она бывает многозначной, учитывающей положительные и негативные стороны этой деятельности. Понятие «великая личность», как правило, характеризует деятельность людей, ставших олицетворением коренных прогрессивных преобразований. Как писал Г.В.Плеханов: «Великий человек, велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени...; он решает научные задачи, поставленные предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд».

Впечатляющие образы исторических деятелей давал в своих лекциях В.О.Ключевский, и хотя он вел речь о людях сравнительно далеких веков, выявленные им качества этих личностей и поныне представляют значительный интерес. историческая личность горбачев

Во второй главе более подробно рассмотрена личность Горбачева Михаила Сергеевича - советского и российского государственного, политического и общественного деятеля. Горбачев - в 1985-1991 - генеральный секретарь ЦК КПСС, в 1990-1991 - президент СССР. Горбачев стал главным инициатором процесса, получившего название «перестройка» (1985-1991), приведшей к значительным переменам как в жизни нашей страны, так и всего мира (гласность, политический плюрализм, окончание «холодной войны» и др.).

Его считают человеком, который изменил ход не только отечественной, но и мировой истории. С деятельностью Горбачёва на посту главы КПСС и государства в сознании его современников неразрывно связаны: антиалкогольная кампания, окончание холодной войны, масштабная попытка реформирования СССР («перестройка»), введение в СССР политики гласности, свободы слова и печати, вывод советских войск из Афганистана, распад СССР, возврат большинства социалистических стран к рыночной экономике и капитализму, конец коммунистической идеологии и преследования инакомыслящих.

Его реформы положили начало кардинальным преобразованиям в нашей стране. С приходом Горбачева во внутренней политике государства появились такие понятия как «гласность», «перестройка», «новое мышление». Перестройка была призвана, прежде всего, интенсифицировать погрязшую в застое страну. Действительно, стали возможными свободные выборы, религиозные свободы, свобода печати, многопартийность. Права человека были провозглашены высшей ценностью. Однако у Горбачева и его круга не было четкого и системного плана реформирования страны, и последствия многих действий оказались непродуманными (антиалкогольная кампания, внедрение хозрасчета, обмен денег, ускорение и пр.).

В то же время, он многое сделал для прекращения холодной войны, в Европе благодаря ему исчез «железный занавес» и произошло объединение Германии. Связанная с именем Горбачева внешняя политика «нового мышления» способствовала коренному изменению всей международной обстановки (прекращение «холодной войны» и войны в Афганистане, ослабление ядерной угрозы, «бархатные» революции в странах Восточной Европы, объединение Германии и др.). Нобелевская премия мира (1990) стала наградой Горбачеву за его вклад в ослабление международной напряженности.

Список используемой литературы

Волобуев В.О. Всемирная история: Россия и мир: XX в.: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев. - М.: ДРОФА, 2005. - 352 с.

Вяземский Е.Е. СССР - Россия. От М.С.Горбачева до В.В.Путина. 1985-2002 / Е.Е.Вяземский, Н.В.Елисеева. - М.: Ступени, 2003. - 216 с.

Грачев А.С. Горбачев / А.С.Грачев. - М.: ВАГРИУС, 2001. - 450 с.

Крайнов Г.Н. История России. Учебник для студентов вузов / Г.Н.Крайнов. - М.: ИППК МГУ, 2003 - 2008. - С.256-258.

Обществознание. Учебник 10-11 класс / Под редакцией Л.Н.Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, А.Т.Кинкулькина и др. - М.: Просвещение, 2008. - 349 с.; 416 с.

Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ / И.И.Бабленкова, В.В.Акимов, Е.А.Сурова. - М.: Эксмо, 2011. - 284 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    На посту Президента СССР М.С. Горбачев пытался достичь согласия между различными социальными группами мирным путем. Деятельность Михаила Сергеевича привела к резкому снижению угрозы гибели человечества и освобождению многих народов от ига тоталитаризма.

    реферат , добавлен 12.09.2010

    М. Горбачев как историческая личность и последний генеральный секретарь ЦК КПСС, его влияние на историю России. Этапы разработки нового избирательного законодательства. Особенности внутренней политики М. Горбачева, причины распада Советского Союза.

    доклад , добавлен 05.11.2012

    Историческая оценка личности и деятельности Уинстона Черчилля. Изучение влияния британского государственного и политического деятеля на Великобританию и историю в целом. Характеристика действий политика во время его премьерства и Второй мировой войны.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2012

    Оценка деятельности А.Ф. Керенского как общественного и государственного деятеля. Этапы государственной деятельности М.С. Горбачева, положившего начало перестройке и гласности. Сопоставительный анализ политической деятельности Керенского и Горбачева.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2014

    Социально-экономическая и политическая история России. Теория и методика источниковедения. Идеи и научные выводы Александра Сергеевича Лаппо-Данилевского. Проблема исторического источника и его интерпретации. Правила индивидуализирующей интерпретации.

    реферат , добавлен 18.10.2011

    Очерк жизни, личностного и творческого становления великого политика и государственного деятеля Сахибкирана Амира Темура, роль наставника в его развитии. Созданный Амиром Темуром правительственный аппарат, его роль в создании и укреплении Узбекистана.

    реферат , добавлен 03.02.2009

    Исторический процесс в освещении крупнейшего мыслителя, философа, историка XVIII века И.Г. Гердера. Факторы исторического развития, его периодизация. Идея прогресса в исторической концепции И.Г. Гердера. Политическое содержание исторического процесса.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2016

    Историческая действительность как историко-эпистемологический феномен. Теории исторического процесса как знаковые смысловые системы. Семантика теорий исторического процесса с позиций герменевтики. Вероятностно упорядоченный характер исторического знания.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2012

    Детство, образование, воспитание, семья Н.С. Хрущёва. Основные даты жизни, назначения, титулы и звания советского партийного и государственного деятеля Никиты Сергеевича Хрущёва. Хрущёвские реформы, участие в репрессиях в Москве и Московской области.

    презентация , добавлен 25.01.2011

    Происхождение и биография Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова: детство, обучение и военная карьера. Сражения М.И. Кутузова в Русско-турецкой и Отечественной войнах. Полководец М.И. Кутузов в творчестве русского писателя Льва Николаевича Толстого.

Обществом творится история, но при этом им всегда кто-то управляет. Это может быть, как группа людей, так и один человек: лидер по натуре, фанатично предан своей идее, обладающий способностями к ораторству, и, безусловно, обаянием.

В качестве примера, стоит привести личность Гитлера, появление которого на публике, вызывало слёзы у женщин, а у мужчин - готовность отдать собственные жизни за него. Ничего особенного в нём не было – щуплость и непривлекательность – первое впечатление о его внешности. Но вот способностью завести толпу, безусловно, человек этот обладал. Аналогичные чувства вызывали, умевшие повести за собой народ, Юлий Цезарь, Чингиз-Хан, Наполеон и многие другие исторические личности.

Но достаточно ли обладать только одними этими вышеперечисленными качествами? Этот человек также должен оказаться в благоприятствующей ему исторической обстановке.

Вспомним такого прославленного исторического персонажа, как Емельян Пугачев. На фоне угнетенности крестьянского народа, во время господства крепостного права, когда не предвидится никаких изменений, появляется "мессия", готовый народ повести за собой – так сказать в светлое будущее. Крестьяне вооружившись вилами, идут за ним. И неважно, что восстание в итоге было подавлено, а Пугачев – казнен, ключевым моментом здесь является иное обстоятельство: власть осознала факт, что на самотек пускать ничего нельзя, необходимы перемены.

Спустя десятилетия отменили крепостное право. Это ли не пример влияния на ход истории отдельной личности? В истории нашего государства имеются многочисленные примеры людей, обладающих способностью кардинального влияния на ход истории.

Стоит вспомнить о "дедушке" Ленине.

Но какая цена должна быть заплачена великим человеком, который берёт на себя право управления народами, решения судеб миллионов людей? Он должен выступить в качестве актера, отказавшегося проживать настоящую подлинную жизнь с её радостями, любовными перипетиями и ненавистью – вообще от всего человеческого.

Показано это очень точно в романе "Война и Мир". Толстой видит в Наполеоне - не великого, скорее, ущербного человека. По мнению писателя, несчастный человек только способен нести людям зло, который не знаком с жизненными истинными радостями. Безусловно, влияние его на ход истории неоспоримо, но сам он получает от этого только страдания. Человеку, осмелившемуся оказать влияние на ход истории, приходится нести горькое бремя. В конце пути личность эта обречена на душевные муки, и избавление от них в виде смерти. Такие люди не могут допускать ошибок, любить и мыслить свободно.