Методы социологического знания. Методы социологии Виды социологических исследований

Социология как наука в обществе.

В западной социологической науке обычно речь идет о двух уровнях изучения общества: микро- и макросоциологии

Микросоциология занимается изучением общения людей в их повседневной жизни (т.е. интеракция, их взаимодействие).

Макросоциология уделяет основное внимание моделям поведения, помогающим понять общество как единое целое.

По субъектам социальных действий различают отраслевые социологии:

Личности,- семьи,- малой группы,- коллектива,- профессиональных групп,- страт и классов,

Молодежи (ювиносоциология),- лиц зрелого возраста (акмесоциология),

Пожилых людей (геронтосоциология),- женщин (феминосоциология),

Гендерную социологию, изучающую особенности социального поведения людей разного пола,

Национальных образований (этносоциология), - организаций (социология армии, высшей школы и т.п.),- политических партий,- электората,- СМИ (средств массовой информации),

Типов поселений (социология города, социология деревни и т.п.),- регионов страны,

Элиты общества, - органов власти и т.д.

Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками.

Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.

Функции социологии:

Познавательная.

Прогностическая.

Управленческая.

Ценностно-ориентирующая человека.

Мировоззренческая.

Этапы социологического исследования - последовательные стадии проведения социологического исследования:

1) выбор исследуемой проблемы, формулировка целей и задач, разработка концепции, построение гипотезы (разработка программы);

2) отработка методик сбора данных;

3) сбор информации ("полевой" этап);

4) подготовка данных к обработке и анализу;

5) обработка и анализ информации;

6) изложение результатов исследования.

Анализ данных - в социологии - этап эмпирического социологического исследования, в ходе которого при помощи содержательных соображений и математико-статистических методов на основе первичной информации раскрываются связи исследуемых переменных.

Методы социологии

В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию. Количественные - это статистические и математические методы.

Социология как наука использует ряд методов:

1)Наблюдение - это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включенным и не включенным. Научное наблюдение доказывается на практике. Включенное наблюдение - это изучение социальной группы «изнутри».


2) Эксперимент - это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.

3) Анкетировани е - сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:

Вводная часть (введение в проблему),

Основная часть (вопросы по проблеме),

Заключительная часть (социальная).

4) Интервью - опросный метод сбора информации, предполагающий прямое

5) Анализ документов - сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка.

Социология развивается в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном.

Фундаментальное направление включает в себя научное осмысления общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человека, гносеологические вопросы социологии, проблемы построения социальных структур, математическое моделирование социальных процессов и т.д. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции.

К фундаментальному направлению в социологии принято относить макросоциологию и общесоциологическую теорию. Макросоциология – область социологического знания, ориентированная на изучение крупномасштабных социальных объектов (классов, наций, социальных институтов и т.д.), протекающих в них процессов и взаимодействий людей, объединенных в крупные социальные структуры. Общесоциологическая теория - теоретические концепции, исследующие и объясняющие развитие общества в целом, его основных систем и структур в их взаимодействии.

Прикладное направление включает в себя исследования, направленные на изучение и регулирование определенных социальных процессов (политических, демографических и т.д.) в конкретных областях общественной жизни с целью решения актуальных, практических задач. Прикладная социология опирается на точные, достоверные данные о различных социальных фактах. Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований. На эмпирическом уровне социологического знания происходит сбор фактов, сведений, мнений членов социальных групп и личностных данных, производится их последующая обработка, обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. К эмпирическому уровню социологического знания относится микросоциология - область социологического знания, ориентированная на изучение индивидов и их взаимодействий с ближайшим социальным окружением.

Общесоциологические теории и эмпирические исследования должны быть связаны между собой. Теория без конкретных фактов бессодержательна, а голые факты не могут объяснить природу социальных явлений. В итоге, возникает противостояние фундаментальных и эмпирических исследований, что замедляет развитие науки.

Выход из этого положения был найден Р. Мертоном. Он предложил сформировать новый уровень социологического знания – теории среднего уровня

Это теории, находящиеся между частными рабочими гипотезами и систематическими попытками создать единую теорию общества. Эти теории призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания, таких, как изучение семьи, конфликта, малой группы и т.п. В теориях среднего уровня используются идеи и термины, заимствованные из общесоциологических теорий, но применяются и собственные, специфические определения и понятия. Теории среднего уровня можно разделить на три группы: теории социальных институтов , теории социальных общностей , теории специализированных социальных процессов.

Выделяют четыре причины возникновения социологии.

Первая из них – экономическая. Промышленная революция, произошедшая в XVII–XVIII веках, привела к тому, что начало XIX века ознаменовалось утверждением рыночных отношений в области экономики. В эпоху феодализма основой экономических отношений между различными классами являлась внеэкономическая зависимость, примером чему могут служить отношения помещика и крепостного. При рыночных же отношениях все участники между собой равны.
Вторая причина – политическая. Начало XIX века – время, когда в США и государствах Западной Европы устанавливаются демократические формы правления, в основе которых лежит Конституция. Ближе к середине XIX века организовывается институт всеобщих парламентских выборов, помимо этого формируются различные политические движения, а также партии. Члены общества наделяются равными правами, становятся его полноценными гражданами.
Третья причина – гносеологическая, также называемая научно-познавательной. Развитие социальной мысли, осуществлявшееся в течение многих веков, является одним из факторов появления новой науки – социологии. Во времена античности и позже, в Средневековье, многими мыслителями высказывались важные идеи и понятия. В Новое время, а также в эпоху Просвещения, социальные идеи получили свободу от религиозных догм, были выделены важные понятия общества, индивида, государства. Такие мыслители как Ф. Бекон, Сен-Симон, Ж.-Ж. Руссо, А. Кетле являются предшественниками социологии. Их труды были позже обобщены О. Контом.
Четвертая причина – социальная . Описанные экономические, гносеологические и политические факторы явились одним из толчков к появлению гражданского общества в США и Западной Европе. В результате появились новые общественные процессы, возросла мобильность людей (как социальная, так и географическая), начала меняться общественная структура. Для описания данных перемен и потребовались новые научные подходы.

Термин «социология» О. Конт впервые употребил в 1839 году. Сам Конт называл социологию - «дитя послереволюционного времени во Франции», поэтому специфическое понимание об­щества, свойственное французскому Просвещению и революционным идеалам, образует ее основу. Социология Конта возникла в эпоху духовного и политического господства буржуазии. Она отражает подъем промышленности и наук, и еще содержит надежду на разрешение социальных конфликтов с помощью разума.

Огюст Конт происходил из мелко буржуазной католической семьи. Большое влияние на формирование его взглядов оказала учеба в Политехнической школе. Принципы этой школы заключались в идее универсальности науки и в идеале энциклопедической системы всех наук, причем математика рассматривалась как ее основа. Предложенный Контом вариант энциклопедической системы всех наук и отражает эти принципы. Будучи секретарем и учеником Анри Сен-Симона, Конт долгое время разделял его идеи. Так же как и Сен-Симон, он считал, что индустриальное общество должно быть организовано на научной основе. В последний период своей жизни он придерживался мистически-религиозной ориентации, хотел придать позитивизму статус своеобразной религии. Его основные труды: «Курс позитивистской философии», 6 томов, «Система позитивистской политики», 4 тома, «Завещание Конта», 4 тома. В своем творчестве он выразил идеалы прогресса, политической и экономической свободы, надежду на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. Для того чтобы преобразовать общество, он считал, необходимым создать такую же точную и объективную науку о законах его развития, какой является естествознание. Конт настолько уверовал в созданную им науку, что во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину, выше математики, фи­зики, биологии и т.д. Он считал, что преобразующая роль социологии должна состоять в том, чтобы произвести революцию в умах людей, она должна стать новой своеобразной религией! Социология должна открывать универсальные законы функционирования и развития общения, неотделимые от законов природы. Открытия в социологии должны опираться на методы естественных наук: наблюдение, сравнение, эксперимент, а также сравнительный истори­ческий метод. Причем применяться эти методы должны объективно и независимо от оценоч­ных суждений исследования.

Основная идея Конта - освобождение социологии от умозрительной философии, мета­физики, и теологии. По его мнению, истинная наука должна отказаться от неразрешимых во­просов, т.е. таких, которые невозможна ни подтвердить, ни отвергнуть, опираясь на факты, доступные эмпирическому наблюдению и проверки. Такой подход к пониманию науки носит название позитивизм.

Социальная теория Конта состоит из двух частей: социальная статика и социальная ди­намика. Статика изучает условия существования социальных систем, а динамика изучает за­коны их развития и изменения. Социальная статика - анатомия общества, теория обществен­ного порядка. Само общество Конт сравнивает с живым организмом. Согласно Конту, в об­ществе как и в живом организме части органично согласованы между собой. Но, будучи уве­ренным, что обществу в большей мере присуща стабильность, Конт тем не менее не отрицает и процессов социальных изменений.) Он считал, что социальные изменения, т.е. социальная динамика, способствует реформам и помогает естественным изменениям, происходящим в результате распада или переустройства социальных систем. Он считал, что первичным эле­ментом развития общества является духовный, умственный элемент - это первый фактор со­циальной динамики, который он называет «состояние человеческих умов». Этот фактор на каждом историческом этапе определяет направление развития общества.Ко вторичным Конт относил все остальные факторы (климат, раса, прирост населения, продолжительность жизни и т.д.). К трем ступеням умственного развития человечества: теологической, метафизиче­ской и позитивной, соответствуют и три стадии исторического прогресса. Центральным зве­ном своих взглядов он считал открытый им закон интеллектуальной эволюции человечества.

Огюст Конт (August Comt) родился в 1798 году в городе Монпелье в семье чиновника. Учился в городском лицее, а затем - в Политехнической школе. Завершив в 1816 г. учебу, он начинает зарабатывать на жизнь, давая уроки математики. Отметим этот факт как достаточно важный для научного мировоззрения Конта, ибо и в дальнейшем он будет трудиться в качестве преподавателя (точнее частного репетитора прежде всего точных (или "естественных") учебных дисциплин - математического анализа, механики, геометрии, астрономии, владея ими на достаточно профессиональном уровне. Однако главной страстью и основным предметом его научных изысканий довольно рано становится социальная философия. Может быть, не последнюю роль и на формирование мировоззрения Конта, и на содержание некоторых его идей оказал знаменитый Анри Сен-Симон, ближайшим сотрудником и личным секретарем которого он пробыл в течение семи лет. Во всяком случае Ф.Энгельс считал, что именно у Сен-Симона он заимствовал большинство своих блестящих идей. Сен-Симон был, по мнению многих, гениальным и довольно эксцентричным французским мыслителем, который пытался создать нечто вроде "секулярной церкви". Сами сенсимонисты, его ученики и последователи, расценивали себя как разновидность организации, в которой действуют священнические порядки и которая будет стражем новой веры в прогресс и рациональность во имя всего человечества. Среди других несколько причудливых штрихов окружения Сен-Симона была униформа, которую они носили - жакет с пуговицами вдоль спины, который никто не мог ни надеть ни снять без помощи других. Идея здесь состояла в том, чтобы продемонстрировать, что человеческие существа зависимы друг от друга. Позднее Конт рассорился с Сен-Симоном, и каждый из них обвинял другого, приписывая ему кражу своих идей. Сам Конт настойчиво отрицал, что Сен-Симон был его учителем. У него были для этого основания. Сен-Симон придерживался, в сущности, несколько иного направления в общественной науке, во многом делая акцент на значении экономического фактора. Потому Сен-Симона в этом смысле можно считать скорее предшественником Маркса, нежели Конта.

В 1824 г. О.Конт опубликовал одну из первых работ, где концепция науки об обществе названа им "социальной физикой". Пройдет еще 14 лет, прежде чем в четвертом томе Cours de philosophie positive (1838) будет впервые публично использован термин социология . Он трактует здесь социологию как синтетическую науку, которая пытается интегрировать политические, экономические и социальные явления. А к концу жизни у Конта вызреет мысль о расширении созданной им научной системы до уровня универсального средства преодоления кризиса современного мира. Он мечтает создать социолатрию - нечто вроде нового религиозного культа - но не Бога, а Человечества как единого великого существа. Целый ряд идей Конта в чем-то предвосхищали созданные позднее теории Тейяр де Шардена, В. Вернадского, Н. Федорова.

Творческое наследие Огюста Конта весьма обширно, но мы - по необходимости кратко - коснемся лишь тех его аспектов, которые непосредственно связаны с развитием социологической теории. Тот же Дж.Стюарт Милль утверждал, что в современной социологии не так уж много областей, которые бы не были так или иначе обозначены в социологии Конта.

Основы социологии и политологии: Шпаргалка Автор неизвестен

3. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Методы социологического исследования – система правил сбора, обработки и анализа доступной информации. Необходимо выделить приемлемые технические приемы, объединенные единой методикой социологического исследования. Методика – это понятие, обозначающее совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Методы в зависимости от типа социологических исследований подразделяются на качественные и количественные, а в зависимости от этапа исследования – на методы сбора данных, анализа социологической информации, обработки социологических данных.

Методы количественных социологических исследований – совокупность приемов, отличающихся направленностью на выделение в предмете самых типичных и устойчивых признаков. Преимущество: способность охватывать большое количество объектов, выделять самое существенное и необходимое для целей исследования. Три принципиальных класса методов сбора первичных эмпирических данных: прямое наблюдение, анализ документов и опросы. Наблюдение – прямая регистрация событий, непосредственное восприятие действительности или использование наблюдений других людей.

Анализ документов – исследование письменных, устных или фотографических документальных данных, передающих социальную информацию. Выделяют два типа анализа документов: традиционный анализ и контент-анализ. Традиционный анализ – это обычный способ осмысления содержания документов путем его прочтения, прослушивания, просматривания. Контент-анализ – формализованный метод изучения документов, предполагающий оценку их содержания путем подсчета признаков, существенных для исследования. Его спецификой является выделение единиц анализа: слова, имени, факта; определение единицы отсчета: знаков, абзацев.

Опрос – метод сбора информации при взаимодействии социолога с опрашиваемыми индивидами; предназначен для сбора сведений об общественном мнении социальных групп. Социальный опрос предполагает наличие анкеты или плана действия, подразделяется на четыре типа: 1) интервьюирование – сбор данных путем непосредственного обобщения; 2) социометрический опрос – сбор данных о межличностных отношениях в малой социальной группе. Этот метод позволяет оптимально формировать группу и улучшать в ней климат; 3) тестирование – система заданий, используемых для установления личностных особенностей опрашиваемых индивидов; 4) анкетирование – сбор данных с помощью специального бланка опроса. Его предметом являются личностные мнения и оценки индивидов.

Обработка информации – изучение и классификация полученных данных с целью их дальнейшего анализа. Она составляется в соответствии с методическими требованиями, т.е. с предметом, целями и задачами исследования. Анализ данных -сопоставление обработанных данных с гипотезами и установление истинности или ложности предложений. Методами анализа данных являются метод типологии и классификации данных, метод гипотез, аналогии и формализации данных. Методы качественных социологических исследований – совокупность приемов и принципов, уделяющих внимание частному, особенному в описании целостной картины социальных практик.

Из книги Путь менеджера от новичка до гуру автора Сообщество менеджеров E-xecutive

Знания ИГОРЬ МАНН,издатель, издательство максимально полезной деловой литературы «Манн, Иванов и Фербер», член Сообщества менеджеров E-xecutive с 2001 года:«Я всегда говорил и говорю своим подчиненным, коллегам и ученикам: никогда не останавливайтесь в учении! И раздел

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Из книги 100 великих загадок истории автора Непомнящий Николай Николаевич

СТРАННЫЕ ЗНАНИЯ ДОГОНОВ В 1931 г. известный французский этнограф профессор Марсель Гриоль, путешествуя по Западной Африке, побывал у одного из суданских племён, живущих в излучине реки Нигер на территории республики Мали. Это были догоны - часть древнего народа, по уровню

Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Социология как наука содержит разнообразный прикладной и теоретический материал, требующий определенного подхода к его изучению. Многообразие социологических данных отражается в структуре социологического знания.

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

3. ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Термин «функция» в социологии подразумевает: значение элемента системы по отношению к ней как к целостности; зависимость, при которой изменения в одной части системы зависят от изменений в другой части или от изменений

Из книги Мобильник: любовь или опасная связь? Правда, которой не расскажут в салонах мобильной связи автора Инджиев Артур Александрович

4. СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ, УРОВНИ ЗНАНИЯ И ОТРАСЛИ СОЦИОЛОГИИ Социология как наука имеет многоаспектное и многоцелевое назначения. Можно по-разному представить структуру и уровни социального знания. Самый распространенный способ – делить социологию на

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора

Знания и труд все перетрут Здесь приведу несколько советов тем, кто собирается приобрести б/у телефон (причины для нас сейчас не важны, будем считать, они достаточно убедительны). АНТИКИДАЛОВО: КАК УДАЧНО КУПИТЬ Б/У ТЕЛЕФОН? Постарайтесь купить телефон не в каком-нибудь

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Знания Многие родители считают, что важно нагрузить ребенка знаниями и этого вполне достаточно, чтобы он стал образованным человеком.Герберт Спенсер писал: «Величайшая цель образования - не знание, а действие». После смерти Спенсера прошло уже почти сто лет, «а воз и

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с прозрачными картинками] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Из книги Чудеса: Популярная энциклопедия. Том 2 автора Мезенцев Владимир Андреевич

Знания Многие родители считают, что важно нагрузить ребенка знаниями и этого вполне достаточно, чтобы он стал образованным человеком. Герберт Спенсер писал: «Величайшая цель образования - не знание, а действие». После смерти Спенсера прошло уже почти сто лет, «а воз и

Из книги Новейший философский словарь. Постмодернизм. автора

Больше, чем знания Что такое память?Еще недавно даже некоторые ученые, занимающиеся исследованием мозга, считали, что человек, возможно, никогда не сможет найти ответа на этот вопрос.Сознание считалось чем-то непостижимым, а воспоминания некими «записями» в нашей

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Из книги Руководство слесаря по замкам автора Филипс Билл

СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ - метатеоретическая область социологии, анализирующая с различных теоретико-методологических позиций проблематику: социальной природы знания (С.З. в узком смысле); мышления во всей качественной специфике его исторического становления (социология

Из книги Справочник школьного психолога автора Костромина Светлана Николаевна

Из книги Модицина. Encyclopedia Pathologica автора Жуков Никита

Знания результат познания действительности, отражение мира, законов природы и общества, качеств и свойств объекта в сознании человека. Знания представляют собой специфическую информационно-семантическую систему со своей структурой и уровнями организации. Эта система

Из книги автора

Знания Вы знаете не три иностранных языка, а 0,5 не потому, что они сложные, а потому, что воли не хватило. «Нет, мне просто плохо даются языки». Ссаная чушь, вам просто плохо даётся контролировать себя: ведь нереально же заставить это безвольное чмо выбрать вместо телика

Социология как наука в настоящее время имеет весьма сложную структуру. Эта структура включает в себя общую социологическую теорию , которая изучает наиболее общие вопросы функционирования и развития общества, места в нем человеческой личности. Именно в рамках общей социологической теории происходит теоретическое осмысление и обобщение множества эмпирических фактов, накапливаемых и осмысляемых в частных социологических теориях, систематизация их по тем или иным признакам, разработка социологического категориального аппарата, установление закономерностей и формулировка законов (Рис. 2).

Рис. 2. Структура социологического знания

Фундаментальные социологические теории возникли из социальной философии и психологии; они основывались на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, которые давали сведения о единых для всех социальных структур законах поведения людей.

Другой уровень социологических исследований - эмпирическая социология (от греч.empeiria - опыт) - комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ социальных данных с использованием методов, методик, техники социологического исследования, цель которых заключается в сборе и систематизации сведений о состоянии общественной жизни. Это достаточно самостоятельная научная дисциплина, которая имеет и другие названия. Соответствующая ей учебная дисциплина называется «Методика и техника конкретных социологических исследований». Эмпирическую социологию также называют социографией, что подчеркивает описательный характер этой дисциплины. Это направление социологии считается более близким к жизни, чем «высокие» теории.

И, наконец, уровень частных (отраслевых) социологических теорий. Эти теории, как правило, именуют теориями среднего уровня . Этот термин ввел в научный оборот знаменитый американский социолог Роберт Мертон. Каждая из «теорий среднего уровня» ставит и решает социологические проблемы применительно к определенному элементу структуры общества, отдельному, относительно самостоятельному общественному явлению. К числу теорий среднего уровня относятся:

    социологические концепции, которые разрабатываются на стыке наук, - социология права, медицинская социология, экономическая социология, социология менеджмента и т.п.;

    социологические теории, связанные с изучением отдельных сфер общественной жизнедеятельности : аграрная социология, урбанистическая социология, социология чтения и т.п.

    различные отрасли институциональной социологии – особого направления, связанного с исследованием устойчивых форм организации и регулирования общественной жизни: социология религии, социология образования, социология брака и семьи.

Любое научное познание, в том числе и социологичес­кое, выступает как единство двух взаимосвязанных уров­ней знания -теории и эмпирии, двух видов исследования-теоретических и эмпирических.

Лекция II. Методы социологии. Основы социологического исследования

2.1. Общая характеристика методов социологии

Социология, как самостоятельная отрасль научного знания, использует для изучения своего предмета совокупность специфических методов. Все методы социологии можно подразделить на теоретические и эмпирические.

В качестве инструмента теоретического исследования в социологии, как и в философии, используется рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения. Исходным материалом для производства нового научного знания служат уже существующие теории, идеи различных ученых, которые синтезируются с собственными научными воззрениями исследователя при помощи различных логических схем, на основе той или иной теоретической парадигмы. В процессе исследований социологи, как правило, используют такиетеоретические методы , как системный, структурно-функциональный, синергетический, методы логической интерпретации, моделирования и ряд других.

Особую группу методов, широко применяющихся в социологических исследованиях, составляют методы математической статистики. Они позволяют осуществлять анализ и интерпретацию первичной социологической информации, а также верифицировать уже полученные данные.

Наряду с теоретическими методами, социология использует методы эмпирические. Исходным материалом эмпирического исследования служат различные мнения, суждения, социальные факты, смысловые индикаторы, явления или процессы, которые социолог пытается получить и систематизировать с использованием специальных методов сбора и обработки первичной социологической информации.

Эмпирические методы подразделяются на количественные (классические) и качественные . Некоторые методы имеют свои разновидности как в количественом, так и в качественном подходе.

К числу количественных методов сбора социологической информации относятся, в первую очередь:

    опросные методы ;

    анализ документов;

    наблюдение;

    социологический эксперимент .

Термин «количественный подход» в социологическом исследовании подчеркивает специфику его формы – прежде всего математической формы представления знания. Результаты количественных исследований представляются, как правило, в виде шкал, таблиц, гистограмм, а их содержание выражается в процентах и коэффициентах. В фокусе количественных исследований – общественные структуры, как надындивидуальные объективные образования, детерминирующие жизнь людей. В качестве объекта социологического анализа здесь выступают определенные социальные общности (группы), выбранные социологом в соответствии с целями и задачами исследования.

Всплеск интереса к количественной методологии отмечен в 1920-е гг. Он был связан с проведением т.н. "соломенных опросов" - опросов аудитории газет и журналов, которые приобрели в США огромную популярность. Только в ходе президентских выборов 1928 г. было проведено 85 "соломенных опросов". Хотя в центре внимания находились выборы, собирались сведения о самых разных сторонах жизни американцев. Еще во время первой мировой войны была поднята проблема об участии США в боевых действиях. Конгрессмен Э. Лэндин разослал своим избирателям 54 тыс. бюллетеней и, получив 8800 ответов, установил, что 90% - против вступления страны в войну. Впоследствии появились невиданные вопросы: "Живете ли вы лучше или хуже, чем в прошлом году?", "Простужались ли вы зимой?", "Каковы причины того, что многие супруги не заводят детей?".

Одна из основных задач количественного социологического исследования - в сочетании с теоретическим анализом - состоит в определении причин и следствий (Рис. 3). Ученые отдают много времени попыткам выявить, каким образом одно явление соотносится и взаимосвязано с другим явлением. Для этого они пользуются переменными.Переменная – признак исследуемого объекта, который может принимать различные значения (пол, возраст, доход, профессия, статус и т.д.).Независимая переменная - та, которая оказывает влияние на остальные переменные; переменная, на которую оказывается воздействие, являетсязависимой . Например, если нас интересует влияние дохода на стиль жизни, то доход становится независимой переменной.

То, что две переменные изменяются сообща, еще вовсе не свидетельствует о наличии между ними причинно-следственной связи. В США, например, коли­чество заключаемых браков снижается до минимальной цифры в январе, - в том месяце, на который приходится наибольшая смертность среди населения. Из это­го вряд ли следует, что люди умирают, потому что им не удается вступить в брак (или не женятся, потому что умирают). В действительности все зависит от пло­хой январской погоды на территории большей части страны (и, может быть, от послепраздничной хандры), - именно в этом причина и малого числа браков, и высокого числа смертей. Справедливо и обратное: в более теплые и солнечные летние месяцы отмечаются наивысшая частота браков и наименьшая смертность. Поэтому исследователи должны посмотреть вглубь, чтобы найти концы причин и следствий.

Рис.3. Логическая схема количественного социологического исследования

Количественные социологические исследованияподразделяются на фундаментальные и прикладные.

Цельфундаментального исследования -развитие и со­вершенствование самой науки, т.е. получение нового на­учного знания, а цельприкладного исследования -реше­ние конкретной социальной проблемы. Таким образом, если фундаментальное исследование позволяет открыть законы того или иного явления, то прикладное -выработать конкретные способы преобразования социальной ситуации.Получаемые в ходе фунда­ментального исследования знания об обществе имеют чисто научный, или академический, интерес, а прикладные исследования обычно носят прагматический характер.

Результаты фундаментальных исследований адресованы научному сообществу, а прикладных – конкретному заказчику, который с их помощью предполагает решить конкретную проблему. Прикладные исследования проводятся по запросам руководства и касаются проблем, требующих последователь­ных, часто долгосрочных управленческих воздействий. Следует подчеркнуть, что фундаментальное исследова­ние может быть как теоретическим, так и эмпирическим. При­кладное социологическое исследование, как правило, бы­вает эмпирическим.

Ко второй группе методов получения социологической информа­ции относятся качественные методы исследования (Табл. 1). Объектом социологического анализа здесь выступают индивиды как исполнители социальных ролей. Основная цель качественных методов – изучение социальных явлений и процессов с точки зрения действующего индивида как начала любой социальности. Социолог-исследователь здесь должен непременно «погрузиться» в мир личностных смыслов изучаемых людей, понять мотивы и цели их поступков, их объяснения происходящего, чтобы затем конструировать теорию. Теоретической основой этих методов являются воззрения М. Вебера и его «понимающей» социологии. К числу качественных методов (типов, стратегий) социологического исследования относят:

    «кейс-стади» (исследование случая);

    исследования этнографического типа ;

    «устная история» (oral history );

    « grounded theory » (обоснованная теория, или восхождение к теории);

    «история жизни» (life story ).

Самое фундаментальное исследование в истории качественного метода - классическое исследование У. Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке". Центральный теоретический вопрос исследования: почему определенная социальная ценность (жизнь в Америке) произвела именно такое воздействие на одних субъектов и не привела к такому же результату в своем влиянии на других субъектов? В течение ряда лет ученые собирали личные документы поляков (764 письма) и провели серию глубинных интервью. Только одно интервью с главным персонажем, Владеком, составляло 300 страниц. Проанализировали также газетные материалы о польских крестьянах, польские архивы и множество документов из американских социальных агентств по миграции.

Табл. 1. Методологические различия количественного и качественного подходов

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД

КАЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД

Теоретико-методологическая база:

Реализм. Достоверное, объективное знание. Описание логических связей между отдельными параметрами.

Феноменология. Релятивизм. Описание общей картины события или явления.

Фокус анализа:

Общее, генеральное, макроанализ. Классификация путем отождествления событий, случаев. В центре внимания структуры; внешнее, объективное.

Особенное, частное, микроанализ. Описание событий, случаев. В центре внимания человек; внутреннее, субъективное.

Единицы анализа:

Факты, события.

Субъективные значения, чувства.

Исследовательские цели, задачи:

Дать причинное объяснение.

Измерить взаимосвязи.

Интерпретировать, понять наблюдаемое, концептуализировать.

Стиль:

Жесткий, холодный. Систематизация.

Мягкий, теплый. Воображение, представление о...

Валидность (надежность):

Достоверное повторение установленных связей.

Реальное насыщение информации.

Логика анализа:

Дедуктивная: от абстракций - к фактам путем операционализации понятий.

Индуктивная: от фактов из рассказов о жизни и т. д. - к концепциям.

Между двумя группами методов нет непреодолимых границ. Некоторые методы эмпирического социологического исследования используются как в количественных, так и в качественных подходах . К числу таких методов относятся:

    интервью , которое бывает формализованным (количественным) и свободным, или углубленным (качественным).

    наблюдение , подразделяется на невключенное структурированное (количественное) и включенное бесструктурное (качественное).

    анализ документов , количественными разновидностями которого являются статистический, информативно-целевой и контент-анализ; качественными разновидностями – углубленный (стилистический) и метод изучения человеческих документов.

В некоторых исследованиях ученые прибегают к параллельному, либо к последовательному использованию качественного и количественного подходов.

Отечественные социологи традиционно отдают предпочтение классическим методам социологического исследования, об организации которого пойдет речь в следующих параграфах.

Термин «методология» образован соединением двух греческих слов: «методос» – путь к чему-либо и «логос» – учение, теория. В науке под методологией понимают учение о способах научного познания. Первоначально методология как учение о наиболее общих способах познания природы, общества и мышления разрабатывалась философией в рамках гносеологии – учения о познании и логики – учения о законах, формах и средствах научного мышления. Методология может быть общей (для всех наук), специальной (для определенной науки) и частной (для конкретного исследования). В социологии статус общей методологии может принадлежать методологии общего теоретического уровня познания, статус специальной – методологии отраслевого теоретического уровня познания, статус частной – методологии конкретного социологического теоретического исследования.

В силу того, что в современном социологическом познании теоретическая и эмпирическая социология, несмотря на существующую их взаимосвязь и взаимообусловленность, функционируют, главным образом, автономно, имеет смысл различать социологическую методологию как учение о способах теоретического социологического познания и социологическую методику – как учение о способах социологического эмпирического познания.

Методология социологического познания включает в себя три главных компонента, в соответствии с которыми строится логика научного познания: направления социологической теории, методологические подходы и принципы. В отечественной социологической литературе отсутствует четкое разграничение понятий «методологическое направление», «методологический подход» и «методологический принцип». Например, структурно-функциональный анализ в зависимости от того, каким содержанием его наполняют, одни социологи именуют методологическим направлением, а другие – методологическим подходом, третьи – методологическим принципом.

Методологическое направление – это теоретико-мировоззренческая установка, которой руководствуется социолог в процессе научного познания при описании исследуемого объекта, при анализе и интерпретации результатов исследования. Методологический подход – это форма стратегии научного исследования, включающая в себя совокупность специфических правил научного анализа исследуемого объекта. Методологический принцип – это широкого значения правило, которым руководствуется ученый при проведении исследования. Понятие «методологический подход» шире по содержанию, чем понятие «методологический принцип», так как включает в себя совокупность нескольких принципов.

Методологическое направление может быть обусловлено, во-первых, философскими воззрениями ученого (например, материализм, идеализм, позитивизм, марксизм). Во-вторых, методологическое направление может совпадать со школой или течением, в рамках которой социолог разрабатывает свою теоретическую концепцию (например, географическое, органистическое, антропологическое, структурно-функциональное, феноменологическое, бихевиористское, фрейдистское, интуитивистское, интеракционистское, конструкционистское, этнометодологическое). В-третьих, методологическое направление может определяться теми социологическими теориями и концепциями, которые берутся в качестве основополагающих для теоретического обоснования стратегии социологического познания (например, ролевая концепция личности, концепции социальной стратификации и социальной мобильности, концепция социального конфликта). Ориентированность ученого на методологическое направление оказывает существенное влияние на проведение им социологического исследования и на те теоретические положения и выводы, которые будут сделаны.

Методологический подход может опираться на несколько методологических принципов. В качестве ведущих методологических подходов в социологии выделяют диалектический, исторический, сравнительный, системный и комплексный методологические подходы.

Диалектический подход предполагает анализ исследуемых социальных явлений или процессов в постоянном развитии, выяснение источников и направленности этого развития, рассмотрение социальных изменений во времени и пространстве. Диалектический подход требует учета действия трех всеобщих законов диалектики: закона единства и борьбы противоположностей, закона взаимного перехода количественных изменений в качественные и закона отрицания отрицания. Диалектическому подходу также присуще рассмотрение исследуемых социальных явлений или процессов сквозь призму категорий диалектики, таких как, например, общее, особенное и единичное, содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.

Конкретно-исторический подход предполагает изучение социальных явлений и процессов с учетом тех исторических условий, в которых они существуют, выяснение тех конкретных событий в жизни общества, которые оказывают воздействие на функционирование и развитие исследуемого объекта и предмета. Конкретно-историческому подходу присуще требование исследовать те социальные проблем, которые актуальны для данного исторического времени и имеют важное общественное значение. Ведущим принципом конкретно-исторического подхода выступает принцип единства преемственности и новаторства в истории развития общества, социальных процессов и явлений.

Сравнительный подход, называемый некоторыми социологами компаративистским, предполагает установление сходства или различия разных явлений или процессов на основании их свойств или выбранных критериев. Сравниваться могут как качественные, так и количественные показатели. При сравнительном подходе необходимо выяснить вопрос о возможности и целесообразности сравнения тех или иных явлений и процессов, определить показатели и критерии сравнения. Сравнения могут проводиться по оси времени и по оси пространства.

Системный подход применяется при исследовании сложных социальных явлений и процессов. Термин «система» в переводе с греческого языка означает целое, составленное из частей. У любой системы есть аддитивные (присущие ее элементам) и эмерджентные (присущие ей только как целому) свойства. Системный подход исходит из признания того, что исследуемый объект представляет собой некое целое, состоящее из элементов, и обладает свойствами, которые не сводимы к сумме свойств составляющих его элементов. Системный подход признает наличие как гомогенных (однородных), так и гетерогенных (разнородных) социальных объектов. При системном подходе следует определять не только саму систему, но и окружающую ее среду, так как, не определив среды, нельзя определить границы системы.

Комплексный подход требует при проведении социологического исследования, с одной стороны, объединения научных знаний разных отраслей и усилий различных специалистов, а с другой – использования всех необходимых и возможных методов, процедур, операций и техник эмпирического социологического исследования. Комплексный подход предполагает интеграцию частных результатов социологических исследований в целостный результат.

При организации и проведении социологических исследований в качестве основных методологических принципов могут быть использованы следующие правила:

· научность – опора на имеющиеся данные науки и использование понятийного аппарата и социологического инструментария современной науки;

· объективность – исключение возможного влияния субъективистских моментов сознания социолога и респондентов на процессы исследования объекта, сбора, обработки и анализа социологической информации;

· всесторонность – выяснение разнообразных свойств и связей исследуемого объекта с целью получения наиболее полной и всесторонней социологической информации о нем;

· прагматичность – нацеленность исследователя на получение выводов и выработку рекомендаций, которые будут полезны для практики общественной жизни.

При составлении программы социологического исследования и написании дипломных и диссертационных работ, как правило, указывается используемая методология. Однако в большинстве случаев методология присутствует в научных работах социологов имплицитно, как подразумеваемая и явно не выраженная, что не исключает ее воздействия на процесс познания исследуемого объекта и содержание конечных выводов.

Методика социологического познания включает в себя совокупность процедур, операций, методов и техник сбора, обработки и анализа социологической информации. В эмпирическом социологическом исследовании различают три вида оперативной социологической информации: первичную информацию, социологическую информацию и социологические данные. Под первичной социологической информацией понимают информацию об изучаемом объекте и предмете, которая получена в период подготовки исследования и составления его программы. Социологическая информация – это те сведения об изучаемом объекте и предмете, которые получены на полевом этапе реализации программы исследования. Социологические данные – это обработанная социологическая информация, на основе которой формулируются выводы исследования и практические рекомендации. Социологические данные, как правило, выступают эмпирической базой теоретического социологического исследования.

Процедура эмпирического социологического исследования представляет собой последовательность познавательных действий, которые осуществляются в соответствии с рабочим планом исследования. Основными процедурами в эмпирическом социологическом исследовании являются: сбор, обработка и анализ социологической информации.

Под операцией в эмпирическом социологическом исследовании понимается выполнение особых познавательных действий над исходными понятиями. К основным социологическим операциям относят: определение выборочной совокупности, интерпретацию и операционализацию понятий, социологическое измерение.

Метод – это способ достижения результата эмпирического социологического исследования на основе установленных правил познания изучаемого объекта, которые позволяют получить достоверную и надежную информацию о нем. В эмпирическом социологическом исследовании могут быть использованы количественные и качественные методы сбора, обработки и анализа социологической информации.

Основными методами сбора первичной социологической информация признаны: метод изучения документов, метод наблюдения, метод опросов и экспериментальный метод. Самым распространенным и пользующимся наибольшей популярностью у социологов является разновидность метода социологических опросов – анкетирование. Среди методов обработки первичной социологической информации необходимыми методами выступают контроль качества, отбор и редактирование, а также методы простой и комбинированной группировки социологической информации. К основным методам анализа социологических данных относят методы обобщения, типологизации, систематизации, объяснения, сравнения, корреляции, проверки рабочих гипотез. Выбор методов эмпирического социологического познания определяется в зависимости от задач исследования, целесообразности их использования для получения наиболее полной и достоверной информации об исследуемом объекте и предмете.

Техника эмпирического социологического исследования – это прием, который позволяют рационально использовать операции и методы в конкретных условиях проведения исследования. Например, операция определения выборочной совокупности может производиться в технике системной или случайной, стратификационной или квотной выборки, метод наблюдения – в технике открытого или скрытого, отстраненного или включенного наблюдения, а метод опроса – в технике индивидуального или коллективного, почтового или телефонного опроса.

Количественные методы, используемые в социологическом исследовании

Определение 1

Методы социологического исследования – комплекс правил сбора, обработки и анализа доступной информации. Рассмотрим общепринятые социологией технические приемы, объединенные единой методикой социологического исследования. Для начала рассмотрим понятие «методика».

Методика – это понятие, характеризующее систему технических приемов, относящихся к конкретному методу, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.

В зависимости от типа социологических исследований методы могут быть качественными и количественными, относительно этапа исследования существуют методы сбора данных, методы анализа социологической информации и методы обработки социологических данных.

Методы количественных социологических исследований – совокупность приемов, направленных на выявление в предмете наиболее общих и устойчивых признаков. Преимущество: возможность охватить большое количество объектов, способность выделить самое важное для целей исследования. К трем наиболее устойчивым классам методов сбора первичных эмпирических данных относятся:

  • прямое наблюдение,
  • анализ документов,
  • опросы.

Наблюдение – прямая регистрация социальных фактов, восприятие действительности или использование ранее проведенных специалистами наблюдений.

Анализ документов – изучение письменных, устных или фотографических данных, транслирующих социальную информацию. Анализ документов подразделяется на два типа: традиционный анализ и контент-анализ. Под традиционным анализом понимают стандартный способ осмысления содержания документов с помощью его прочтения, просматривания или прослушивания. Контент-анализ – стандартный, качественно-количественный метод изучения документов с целью выявления или измерения социальных фактов и тенденций отраженных в них.

Опрос – метод сбора информации при взаимодействии социолога с респондентами; с целью сбора сведений об общественном мнении социальных групп. Данный метод позволяет получать необходимую информацию лично от респондента при установлении полного контакта (с применением интервьюирования), или опосредованно (с применением анкетирования).

Анкетирование предполагает отсутствие личного контакта между исследователем и респондентом. Респондент самостоятельно дает ответы на вопросы, обозначенные в опросном бланке. Анкетирование может проводиться в индивидуально для конкретного индивида или в групповой форме. В зависимости от характера исследования. В процессе интервью между исследователем и респондентом устанавливается личный контакт. Данный метод, в отличие от анкетирования позволяет осуществлять сбор вербальной и невербальной информации и позволяет увидеть реакцию респондента на заданные вопросы.

В зависимости от особенностей источника первичной информации опросы могут проводиться массово (опрос участников массовых мероприятий, опрос жителей деревни, города или региона и другие) и специализированно (опрос экспертов или знатоков). Различие опросных методов обусловлено уровнем стандартизации используемого инструментария, местом проведения опроса, глубиной изучения проблемы и прочими критериями.

При анализе данных производится сопоставление обработанных данных с существующими и установленными в науке гипотезами. Далее исследователь устанавливает истинно или ложно разработанное предложение. К методами анализа данных относятся: метод типологии и классификации данных, метод гипотез, аналогии и формализации данных.

Качественные методы, используемые в социологическом исследовании

Замечание 1

Несмотря на то, что количественные методы до настоящего времени сохраняют лидерство в опросах общественного мнения, они все чаще подвергаются интенсивному давлению со стороны качественных методов. Методы качественных социологических исследований – совокупность приемов и принципов, уделяющих внимание частному, особенному в описании целостной картины социальных практик.

Ученые выделяют несколько форм качественного знания в социологии:

  • Опыт самих участников исследования, трактуемый как наиболее стандартное и традиционное качественное знание;
  • Качественная оценка, проводимая специалистами – экспертами. Может осуществляться на основе личного профессионального опыта исследователя либо в процессе участия эксперта в регистрации и сравнении опыта респондентов с применением интервью, мозгового штурма и т.д.
  • Системный анализ является альтернативой и дополнением к количественному экспериментальному подходу, который характеризуется связью с иными системами, акцентом на участвующих процессах, анализе ситуаций с разных сторон.