Mba степень образования. Степень MBA: что она даст и как ее получить. Неочевидные преимущества программы

С приходом финансового кризиса в России резко возрос спрос на квалифицированных экономистов. В условиях жесткой конкуренции крупные компании предпочитают принимать на руководящие должности опытных специалистов со степенью МВА (Master of Business Administration). Магистр бизнес-администрирования – наиболее известная и популярная академическая степень в сфере делового управления. Получить ее сейчас можно несколькими способами.

Степень МВА можно получить во многих западных вузах. Поэтому перед россиянами стоит нелегкий выбор: ехать на учебу за границу или поступить в отечественный университет.

На чужой планете

Безусловно, обучение за границей не пройдет даром: в Россию, спустя два года, магистр вернется с хорошими знаниями по мировой экономике. К тому же он сможет увидеть, как работают западные компании, и наверняка использует их опыт в своей работе. Правда, здесь следует помнить, что обучение за границей будет идти на иностранном языке, который соискатель степени должен знать на отличном уровне. Кроме того, программа MBA в каждой стране уникальна. «Она зависит от экономической ситуации, от действующих правовых норм, от ряда местных специфических особенностей, – рассказала «НИ» менеджер одной из столичных школ бизнеса Татьяна Лоськова. – Поэтому многие выпускники после учебы за границей не сразу могут сориентироваться в изменившейся за два года ситуации на родине».

Не стоит забывать и о финансовом аспекте. «Обучение за границей стоит от 450 до 600 тыс. рублей, а кроме платы за программу, значительная часть денег будет уходить на проживание», – добавила «НИ» г-жа Лоськова. С ней согласен и заместитель директора по маркетингу одной из московских бизнес-академий Алексей Еременко. По его словам, надо еще иметь в виду такой факт: обучение за границей ведется по западным стандартам, и на лекциях рассматриваются примеры в основном из работы тамошних компаний.

Домашнее обучение

При обучении в России соискатели степени рассматривают примеры из отечественной экономики и анализируют поведение наших потребителей. Для практики это, безусловно, очень важно. Сейчас в России открыто несколько форм обучения: полная занятость (full-time), частичная занятость (part-time) и Executive program, предназначенная для тех, кто занимает руководящие посты. Стоит отметить, что редкий вуз предоставляет дневную форму обучения. «В этом случае почти полностью исключена возможность совмещения работы с учебой, – пояснил «НИ» г-н Еременко. – К нам же в основном приходят люди, у которых уже есть стабильный заработок, и они не собираются его терять, а значит, не могут позволить себе все время тратить на учебу. Даже при частичной занятости человеку тяжело: приходится жертвовать личными увлечениями, однако они понимают, что этот труд – вложение в карьеру».

Именно по этой причине большинство вузов предлагает форму обучения, при которой студент посещает занятия всего два-три раза в неделю по вечерам. Впрочем, те, кто считает, что такое обучение менее обременительно, – ошибается. В течение двух лет студенту придется не только посещать занятия, но и заниматься самостоятельно.

Для тех, кто делает карьеру

Еще одна из форм обучения – это Executive MBA. Традиционно она предназначается для людей, занимающих руководящие позиции, которые после получения бизнес-образования планируют вернуться в свою компанию и продвинуться по служебной лестнице. Если обычную степень MBA можно получить, имея на руках диплом о первом высшем образовании и опыт работы не менее двух лет, то для того, чтобы получить Executive MBA, студент должен проработать на руководящей должности не менее трех-четырех лет.

Достоинство этой программы состоит в том, что у студентов есть возможность поехать стажироваться за границу. Большинство крупных вузов сотрудничают с иностранными партнерами и могут предложить своим студентам такую практику. Некоторые вузы даже предоставляют студентам возможность по окончании программы получить сразу два диплома.

Помнить о статусе

Обучение в России обойдется от 360 до 600 тыс. рублей за два года в зависимости от того, какую форму обучения и какую программу выберет студент. И все же не так просто отдать столь большие деньги сразу, поэтому некоторые учебные заведения стали предлагать программу mini-MBA, обещая за 6 месяцев обучить тому, на что обычно уходит два года. Однако большинство университетов и академий относятся к этим программам настороженно. По их мнению, невозможно сократить программу так, чтобы всего за полгода изучить полный курс.

Однако одна из проблем, с которыми может столкнуться человек по окончании программы, – это неадекватные запросы. Потратив большие деньги на обучение, он рассчитывает на серьезную прибавку к зарплате или же продвижение по карьерной лестнице, но не всегда эти запросы соразмерны возможностям. Все зависит от лояльности работодателя. И хотя сейчас о программе MBA знают многие, а потому важен даже статус учебного заведения, в котором вы получали степень. Кроме лояльности работодателя стоит также помнить и о том, что собственные запросы должны быть адекватны обстоятельствам: безусловно, наличие диплома MBA станет большим плюсом в глазах работодателя, но это не гарантирует получение рабочего места.

Фото: teslaeducation.com

Галина Логвинова, Генеральный Директор Компания MBA Consult, Москва

В этой статье Вы прочитаете

  • Как выбрать бизнес-школу для получения степени MBA
  • Заочное обучение MBA
  • На какие вопросы следует ответить Генеральному Директору до поступления

Для получения степени MBA (англ. Master of Business Administration – Мастер делового администрирования ) необходимо затратить время, деньги и проявить силу воли. Стоит ли игра свеч? Зачем состоявшемуся Генеральному Директору еще один документ об образовании? Что дает профессиональному топ-менеджеру обучение MBA? А может, это просто мода? Из предлагаемой статьи Вы поймете, какие усилия придется приложить для получения степени MBA, и узнаете, в чем отличия американского и европейского подхода к обучению.

Степень МВА – это наиболее известная и популярная академическая магистерская степень в сфере управления бизнесом. Такую квалификацию, как правило, получают в дополнение к уже имеющемуся высшему образованию с целью приобретения специальных знаний и навыков в области менеджмента. По нашим данным, основные причины поступления менеджеров высшего звена в бизнес-школы на программы МВА таковы:

  • желание и необходимость структурировать приобретенные ранее навыки;
  • стремление получить дополнительные знания по актуальным для дальнейшей работы темам;
  • потребность в расширении круга профессионального общения (Network).

Сегодня степень МВА является общепризнанной во всем мире. Присуждать ее имеют право только аккредитованные бизнес-школы – западные или российские.

  • Управление временем. Пошаговый алгоритм планирования своего времени

В мировой практике существует несколько форм обучения по программам МВА:

  • Full-time MBA (полноценное очное обучение, как правило, на протяжении двух лет; существенный недостаток – придется оставить работу);
  • Part-time MBA (по содержанию соответствует Full-time MBA, длится дольше – от полутора до трех лет, позволяет учиться без отрыва от работы; минус – ограниченность общения с сокурсниками);
  • Distance Learning, или e-learning (обучение через Интернет; идеальный вариант для тех Генеральных Директоров, которые по какой-либо причине не могут выехать за пределы страны);
  • Executive MBA – EMBA (условно можно эту форму назвать заочной – она позволяет совмещать обучение с работой).

Среди руководителей пользуется успехом еще одна форма обучения MBA – Executive Education. Это краткосрочные курсы для управленцев среднего и высшего звена без присуждения степени.

Наиболее популярны, пожалуй, Full-time MBA и Executive MBA. По опыту нашей работы с уверенностью можно сказать, что вторая из них – Executive MBA – максимально удовлетворяет требованиям Генерального Директора. Об этих формах чуть подробнее.

Обязательное и специализированное обучение MBA

Вне зависимости от формы обучения учебная схема всех бизнес-школ предполагает обязательные и необязательные дисциплины. Все зависит от политики школы. Например, в программу Full-time MBA в Chicago GSB входит один обязательный курс – Leadership Effectiveness and Development (LEAD), а все остальные студент вправе выбрать самостоятельно. Подход других школ менее гибок.

Важно понимать, что специализаций МВА, о которых многие ошибочно говорят в последнее время, не существует. Нет официального разделения на General MBA и специализированные программы. Можно говорить о некоторых «уклонах» бизнес-школ, но это касается исключительно общих предметов, таких как , финансы. «Уклон» означает лишь, что школа сильна в подготовке специалистов в конкретной области. Термин «специализированные программы» уместно применять только в отношении очень узких, эксклюзивных направлений: спорт, дизайн, мода, нефтедобыча.

Традиционное очное обучение MBA

Традиционные очные программы МВА (Full-time Programs) почти всех американских бизнес-школ рассчитаны на два года обучения, а европейских – на год, иногда даже на десять месяцев. Учебный год разделен на два (реже три) семестра. В первый год обучения студенты обязаны прослушать несколько обязательных курсов (они составляют около 40% от всей программы), а во второй – 12 и более предметов по выбору.

Преимущества Full-time MBA – активное взаимодействие с другими студентами. Также эта программа дает возможность выбора большого количества факультативных курсов. Однако, если Вы предпочтете эту форму, придется оставить работу. Кроме того, стоимость обучения по курсу Full-time MBA достаточно высока.

  • Миссия компании: о чем необходимо знать при ее создании

Заочное обучение MBA

Форма Executive MBA (ЕМВА) позволяет получить магистерскую степень Генеральным Директорам, которые не могут на долгое время (год-два) оставить свою работу и компанию без присмотра. Студенты EMBA, в отличие от занимающихся по очной форме, встречаются реже, скажем, раз в два месяца, и совмещают работу с учебой. При этом в ходе обучения они могут отрабатывать практические задания (кейсы), построенные на реальных ситуациях их предприятий, и применять полученные результаты. Наш опыт показывает, что довольно часто обучение таких слушателей оплачивают компании.

При обучении по некоторым программам EMBA студенты могут перемещаться из одной школы в другую, проходя курсы у нескольких преподавателей. Программы Executive MBA (часто описываемые как global, хотя пока не существует программы, которая бы объединяла все континенты), конечно, предполагают частые разъезды, но дадут возможность оценить разные стили преподавания и впоследствии не просто отметить в своем резюме, но и использовать полученный международный опыт.

Если Вы планируете по окончании обучения сменить работу, минусом может оказаться то, что в рамках этих программ чаще всего не предлагают услуги по трудоустройству (большая часть студентов спонсируется их же работодателями). Однако ситуация постепенно меняется.

Кто платит за диплом МВА

По данным Высшей школы международного бизнеса АНХ при Правительстве РФ, статистика оплаты обучения по программе MBA не только в этой школе, но и в других практически не меняется: 70–75% слушателей оплачивают обучение самостоятельно, 25–30% учатся за счет компаний. Большая часть обучающихся за счет компании относится к топ-менеджменту.

Говорит Генеральный Директор

Вадим Мамонтов,

Причин, по которым я решил получить степень MBA, несколько. Основная – отрасль, в которой мы работаем (высокие технологии), очень динамично развивается, и опыт бизнес-школ здесь, безусловно, применим. Также хотелось обзавестись новыми знакомыми в бизнес-среде. И еще одна причина – преимущества современных форматов обучения. Нам было предложено сочетание вечернего обучения с занятиями в выходные дни. Должен сказать, нужно иметь серьезную уверенность в необходимости образования, быть готовым жертвовать тремя вечерами в неделю и некоторыми выходными на протяжении двух лет. Сейчас, по окончании обучения, мне ничуть не жаль потраченного времени. Получил я очень много, все мои ожидания оправдались, во многом результат даже превысил планировавшийся. В частности, я не рассчитывал на такой хороший контакт с группой. На нашей двухлетней программе EMBA Института бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ учились люди в возрасте 36–37 лет, в основном директора-собственники и топ-менеджеры. Большинство топ-менеджеров из нашей группы к концу обучения сменили работу или задумались об этом. Кто-то пошел на повышение, кто-то открыл свое дело. А в начале даже намерений таких не было, все были успешны в своих компаниях. Наверное, дело в том, что это обучение качественно меняет отношение к бизнесу, к работе. Это очередная ступенька в развитии.

4 вопроса, на которые лучше ответить до начала обучения MBA

Прежде чем приступать к сбору документов и сдаче тестов для поступления в бизнес-школу, важно задать самому себе несколько вопросов и проделать ряд процедур.

1. Решите, нужна ли Вам степень МВА. Она не является панацеей и не может изменить в лучшую сторону судьбу каждого. Скорее это инструмент, который хорош для достижения определенных Вами же целей.

2. Определите, готовы ли Вы потратить время на подготовку к поступлению и на само обучение. Очень важно сразу это понять: получение степени МВА займет большую часть Вашего свободного (и не только) времени. Из опыта работы могу сказать: многие из нынешних студентов жаловались на катастрофическую нехватку времени при подготовке. Их основной совет будущим аппликантам (претендентам): делайте все заранее!

Выбор школы и формата обучения занимает обычно от года до двух. Подготовка к поступлению в западную школу займет 10–12 месяцев (в российскую школу, вероятно, чуть меньше). За это время аппликанту следует подготовиться к тестам GMAT и TOEFL, сдать их (иногда и не один раз), подготовить пакет документов (официальную копию диплома с перечнем дисциплин, рекомендации, эссе). Затем может последовать интервью, которое проводится либо в самой школе, либо по телефону, либо в Москве. Если все складывается успешно, Вы поступаете. Длительность обучения зависит от выбранной Вами программы. В общей сложности придется посвятить получению степени МВА около четырех-пяти лет.

3. Проанализируйте, готовы ли Вы к поступлению в бизнес-школу:

Во-первых, у Вас должно быть высшее образование.

Во-вторых, способности к бизнесу и хотя бы двух-трехлетний опыт работы в нем.

В-третьих, отличное знание английского.

В-четвертых, возможность оставить работу, на год-два уехать из страны или периодически выезжать за ее пределы на краткосрочные модули.

4. Рассчитайте, сколько Вы готовы потратить на обучение и сможете ли оплатить свои дополнительные расходы. Плата за обучение в бизнес-школах достаточно высока. Обучение в одной из 25 лучших школ (Топ-25) обойдется в среднем в сумму от 50 до 80 тыс. долл. США. В России стоимость МВА значительно ниже – колеблется от 4500 до 20 000 долларов.

Если Вы выбрали очную форму, то помимо оплаты обучения, проживания, медицинской страховки, учебников Вы должны учесть и так называемые скрытые издержки – потерю дохода на основной работе. Учащиеся, занимающиеся неполное время, могут себе позволить подработать, но совмещать работу с учебой весьма непросто, а на первом году обучения практически невозможно.

Что касается затрат на подготовку к поступлению, то они индивидуальны и зависят от того, пользуетесь ли Вы услугами консультантов (и в каком объеме), и других условий.

  • Как подготовить презентацию: секреты эффектного публичного выступления

Экспресс-обучение МВА

Существует и такая форма обучения, как мини-MBA. Это укороченные программы в виде семинаров на определенные темы. Западные институты с хорошей репутацией предпочитают называть эти курсы тренингами. Российские бизнес-школы позиционируют мини-МВА как нечто среднее между тренингами и классическим МВА – для тех, кто хочет несколько большего, чем тренинг, и несколько меньшего, чем МВА. Организаторы утверждают, что сократили время обучения за счет ликвидации «общих» предметов (продолжительность курса мини-МВА не превышает шести месяцев). Так, за бортом остались английский язык, информационные технологии и другие непрофильные предметы. Девиз таких программ – «только самое ценное». Однако программа мини-МВА не является альтернативой MBA, хотя некоторые операторы рынка образовательных услуг утверждают обратное. Она не дает права на получение степени мастера делового администрирования.

По материалам статьи Т. Матвеевой «МВА на скорую руку»

Вадим Мамонтов, Генеральный Директор ООО «Парк.Ру», Москва

Для себя, например, пользу от обучения я определил так: появляется возможность скорректировать самооценку. Поскольку, когда работаешь Генеральным Директором в собственной компании, оценить себя практически невозможно, наоборот, ты сам даешь оценки другим. А тут тебя постоянно оценивают – коллеги по учебе и преподаватели, да и сам постоянно оцениваешь себя в ходе выполнения учебных заданий.

Что касается практической пользы бизнесу, то я получил новые деловые связи – с сокурсниками. С некоторыми преподавателями теперь мы будем сотрудничать – в частности, привлечем их к работе над стратегией компании. Среди однокурсников были и люди из рекрутингового бизнеса; лучше узнав меня и поняв мои потребности, они нашли для моей компании сотрудников, ставших нашими новыми «звездами».

Как выбрать бизнес-школу для получения диплома MBA

Европа, Америка или Россия? Это один из ключевых вопросов. Ответить на него Вы должны сами исходя из собственных интересов, потребностей, пожеланий и пристрастий. Подход к МВА-образованию американских и европейских школ во многом схож. На обоих континентах присуждается степень мастера делового администрирования. Обучение в основном проходит на английском языке. Однако образовательные модели Старого и Нового Cвета все же разнятся: при схожести целей отличается политика их достижения.

К примеру, состав студентов и преподавателей в европейских школах более интернационален. Здесь лучше развиты программы обмена между школами (как европейскими, так и американскими и азиатскими) и корпоративного партнерства. Предлагается большее количество краткосрочных программ (рассчитанных на год-полтора). В американских бизнес-школах в отличие от европейских менее высоки требования к опыту работы аппликанта, и их студенты моложе.

Что касается российских школ, то государственные требования к программам МВА были разработаны на основе международных стандартов. Диплом мастера делового администрирования в России был утвержден только в 2000 году. С тех пор выпускники аккредитованных российских бизнес-школ начали получать дополнительный диплом к документу о высшем образовании, свидетельствующий о присвоении квалификации «мастер делового администрирования». В связи с тем, что российская система МВА значительно моложе, чем западная (особенно американская), аппликанты, которые задумываются о получении бизнес-образования, чаще выбирают именитые западные бизнес-школы.

Какая именно бизнес-школа? Выбирать конкретную бизнес-школу лучше по отзывам, рекомендациям и рейтингам. Наиболее известные из них – ежегодные рейтинги изданий BusinessWeek, U.S. News & World Report, Financial Times 2 . Изучая результаты исследований, обращайте особое внимание на такие пункты, как методика обучения, месторасположение, учебный план, качество жизни, профессорско-преподавательский состав, учебная нагрузка, состав будущих сокурсников, возможности контактов с выпускниками прошлых лет, а также – если для Вас это важно – перспективы получения работы.

Вообще я рекомендую высылать свои данные в восемь – десять школ одновременно. Обычно документы отправляют в две – четыре престижные школы, вероятность поступления в которые низка, в две-три менее престижные, поступить в которые проще, и еще в две-три школы «про запас» (в последние Вы поступите наверняка).

Обучение МВА в кредит

Сегодня многие ведущие западные бизнес-школы предлагают специальные кредитные программы для желающих пройти курс обучения по программе МВА. Некоторые школы заключили договоры с Европейским банком реконструкции и развития и голландским ABN Amro Bank, Гарвардская бизнес-школа подписала соглашение с Citybank, а Wharton – с PNC Bank. Суть этих финансовых договоренностей в том, что банки предоставляют студентам, осваивающим программу МВА, долгосрочные кредиты на обучение, размер которых практически полностью покрывает затраты. Срок погашения кредитов составляет от тринадцати с половиной до двадцати лет. Нельзя не отметить, что кредиты предоставляются под достаточно высокий для западной системы кредитования процент: в зависимости от условий договора ставка может составлять от 7,75 до 11 процентов годовых.

На российском рынке кредитных предложений для обучения немного (BSGV, Сбербанк), и пользуются ими пока не более пяти-семи процентов слушателей.

Ольга Михеева, Генеральный Директор ООО «Агентство социально-экономического партнерства», Москва

За время моего сотрудничества в западных компаниях, специализирующихся на обучающих программах для некоммерческих организаций, я накопила серьезный опыт фандрайзинга 1 , руководства крупными проектами.

Со временем все больший интерес у меня стала вызывать работа в компаниях по организации деловых мероприятий для реального сектора экономики. Несмотря на имеющийся опыт, это требовало и соответствующего бизнес-образования, а поскольку я собиралась продолжить работу в международной компании, выбор был сделан в пользу обучения в Англии.

Я выиграла грант Британского совета, хотя конкурс был пятьдесят человек на место. Основным критерием, по которому производился отбор, было четкое понимание кандидатом цели: для чего ему необходимо это обучение. Британский совет предоставил возможность выбора учебного заведения, и из списка наиболее интересным показался Birkbeck College, University of London, в который я и поступила.

Другими не менее серьезными критериями отбора претендентов были умение работать в команде и управленческий опыт, ведь бизнес-обучение предполагает наличие у руководителя не только лидерских качеств, но и навыков работы с людьми (в любой области бизнеса). Среди моих сокурсников было несколько человек, которые поступили в бизнес-школу сразу после получения степени бакалавра, – и они, надо сказать, заметно проигрывали, особенно при решении практических задач (бизнес-кейсов). Студенты с опытом работы – профессиональные менеджеры – были успешнее в том числе потому, что прекрасно осознавали, зачем им эта учеба.

Нужно отметить, что именно групповая работа по решению практических задач бизнеса подготовила меня к управлению бизнес-процессами в моей компании. Существенным фактором успешности выпускников Birkbeck College является и то, что обучение проходит в мультинациональной среде. Сейчас это актуально для большинства активно развивающихся предприятий, в том числе и для моей компании, перед которой стоят задачи выхода на международные рынки, поиска новых партнеров за рубежом.

Принципиально важным для меня было то, что я уехала из Москвы: я получила возможность в новых условиях осмыслить свой опыт, расставить приоритеты и определить дальнейшие перспективы, а также сосредоточиться на получении образования – учеба занимает практически все время. Получение магистерской степени в Великобритании – это год, и это занятия «не поднимая головы».

Командная работа в ходе занятий дала мне возможность оценить свои силы и быть оцененной другими (ведь в ходе этой работы тебя оценивают, и очень строго), и этот год придал мне уверенности в себе. Без такого опыта я вряд ли решилась бы создать компанию и возглавить ее.

Российская система обучения MBA решает другие задачи

Георгий Ананчик, Председатель совета директоров группы компаний «Виктория», Калининград – Москва

В этом году я окончил двухгодичную российскую программу MBA. Начинал учиться в Калининграде, пока там работал, а когда меня перевели на работу в Москву, доучивался заочно. Я знаю, что западная система MBA немного отличается от российской. Но не могу сказать, какая из них полезнее. Западная система нацелена на решение большого числа кейсов из существующей практики. А в нашей программе, наверное, их меньше, поскольку организаторы понимают, что руководителям зачастую действительно не хватает даже базовых знаний. Российская система, таким образом, решает сразу две задачи: «насыщение» слушателей основной управленческой информацией и анализ примеров – как из российской практики, так и из западной. Но кейсов из российской практики не так много, и они, может быть, не столь показательны, так как носят часто гипертрофированный, радикальный характер. Возможно, в нашей ситуации это более уместно, но я считаю, что период самых радикальных изменений миновал и в устоявшемся – в основном уже – бизнесе больше следовало бы давать знаний, связанных с регулярным менеджментом, с ежедневным повышением эффективности.

  • Эффективное управление бизнесом: 9 вопросов, которые должен задать себе каждый руководитель

Знания, получаемые в российских бизнес-школах, все-таки ниже положенного для MBA уровня. Пока существует потребность именно в базовых знаниях, пока есть возможность на этом зарабатывать и нет особой нужды бегать и искать слушателя на эту программу, она будет в таком виде существовать. Как только наступит следующий этап – появится недовольство программой, возрастет число людей, которые приходят за новым качеством знания, но получают то, что уже слышали на каких-то предыдущих стадиях своего образования, – российские программы будут вынуждены измениться. Во время обучения мы давали оценку преподавателю каждой дисциплины и материалу. Я совершенно честно писал, что это я уже слышал, что мне неинтересно. Не знаю, насколько повлияет мое мнение, но если таких оценок будет много, что-то должно измениться.

1 Фандрайзинг – специальные мероприятия или программа, направленные на привлечение ресурсов, чаще всего финансовых, для конкретных целей. – Примеч. редакции.


Справка

Галина Логвинова – Генеральный Директор MBA Consult с 2000 года. Окончила Кубанский политехнический университет. Имеет два высших образования: по специальностям «инженер, механик, конструктор» и «экономист-финансист».

Компания MBA Consult образована в 1998 году. Специализируется на подготовке желающих к поступлению в лучшие западные бизнес-школы: Harvard, Stanford, Wharton, Kellogg, Berkeley, Carnegie Mellon, Duke, Cornell, Yale, Darden, Rochester, INSEAD, IMD, London Business School и др. Задача компании – подготовить претендентов, желающих получить качественное бизнес-образование, к сдаче тестов GMAT и TOEFL и оказать практическую помощь на каждом этапе поступления.

Вадим Мамонтов – выпускник факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ; в 2004–2006 годах проходил обучение по программе Executive MBA Института бизнеса и делового администрирования Академии народногохозяйства при Правительстве РФ.

Компания «Парк.Ру» основана в 1995 году, специализируется на управлении информационными потоками, анализе информации из открытых печатных и онлайн-источников и правовых баз.

Издательская группа ComNews основана в 1998 году, офисы компании расположены в Санкт-Петербурге и Москве. Специализируется на издательской, исследовательской и консультационной деятельности. Выпускает пять специализированных деловых СМИ: интернет-газету новостей телекоммуникационного бизнеса www.ComNews.ru, ежемесячный деловой журнал «Стандарт», ежегодники «Энциклопедия связи» и «Кто есть кто в телекоммуникациях».

Ольга Михеева окончила Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; в 2003–2004 годах обучалась в Birkbeck College, University of London, получила степень Master of Science in International Busiess.

Агентство социально-экономического партнерства образовано в 2006 году.Основное направление деятельности – организация и проведение деловых мероприятий: конгрессов, форумов, конференций, круглых столов, семинаров, выставок.

Георгий Ананчик окончил Калининградское высшее инженерное морское училище; в 2004– 2006 годах прошел обучение по программе MBA в Калининградском институте международного бизнеса (Государственном институте управления).

Группа компаний «Виктория» – торговая компания, созданная в 1993 году в Калининграде. Управляет сетями разных форматов: около 120 магазинов «у дома» «Квартал», 37 дискаунтеров «Дешево», сеть супермаркетов «Виктория» (шесть магазинов) и магазин мелкооптовой торговли «Кэш» в Калининграде.

  • Подписаться на новости
  • Быть обладателем степени МВА в последнее время стало модно и престижно. Но мода и польза - вещи весьма разные, а иногда даже несовместимые. Что такое МВА, где и как ее получить, и стоит ли это делать вообще в сегодняшних условиях. То есть наша задача - дать вам информацию для размышления - выбор за вами.

    Аббревиатура МВА известна во всем мире и обозначает Master of Business Administration, т.е. магистр делового администрирования. МВА - это не ученая степень в традиционном понимании, это степень, если можно так выразиться, профессиональности в области управления бизнесом.

    Программы МВА существуют во всех развитых странах мира уже давно, их основная цель - подготовка высокопрофессионального управленческого персонала. Данные программы дают возможность людям, имеющим высшее образование и опыт работы в бизнесе, получить углубленные знания в области управления и делового администрирования. Они обеспечивают не только теоретическую, но и практическую подготовку в области менеджмента и смежных дисциплин. Основная цель данных программ - помочь человеку стать хорошим руководителем высшего звена.

    Сегодня в мире существует порядка 2500 программ МВА, которые преподаются в крупнейших бизнес-школах мира. Ежегодное число выпускников МВА приближается к 150 тысячам человек.

    Основной упор в программах делается на изучение основ бизнеса, особенно менеджмента, и специальных курсов по выбору. Обязательно выполнение итогового проекта и стажировка в компаниях. Принимаются в бизнес-школы люди с высшим образованием и опытом работы в бизнесе. Обучение платное, средняя его стоимость неуклонно растет. За рубежом средняя стоимость такого образования - 40000$.

    Итак, что такое МВА, где и как ее можно получить, мы выяснили. Перейдем к главной цели нашей статьи: как же определить, стоит ли учиться по этой программе именно вам? Оговоримся сразу: целью данной статьи не является помощь в выборе конкретного учебного заведения, наша цель - помочь определиться в принципе: нужно ли вам это.

    Учитывая немалую стоимость бизнес-образования для человека со средним доходом, можно сказать: решение это важное и ответственное. Поэтому предлагаем принимать его по шагам.

    Шаг 1. Определите свой тип

    Для начала имеет смысл определить, кем вы являетесь по своему типу: специалистом или управленцем (администратором). Если вы уже работаете на руководящей должности и довольно успешно, данный шаг можно пропустить: вы однозначно управленец. Переходите к шагу №2. Но вот если вы высококлассный специалист в какой-либо области, это еще не гарантия того, что вы обладаете качествами, необходимыми для карьеры администратора. Попробуйте протестироваться, побеседуйте с психологом, попросите друзей высказать свое мнение. Это поможет вам в определении своего типа. Отсутствие качеств управленца отнюдь не уменьшает вашу ценность на рынке труда, просто для руководящей работы вы вряд ли подойдете. А если вы ощущаете нехватку знаний, вам имеет смысл получить второе высшее образование по одной из экономических специальностей: маркетинг, финансы и т.п. Это и стоить будет гораздо дешевле (2000-3000$ в год), и больше вам подойдет.

    Шаг №2. Четко определите свою цель

    Итак, мы выяснили, что данное образование предназначено в первую очередь для людей, которые уже состоялись как руководители или имеют потенциал в этом плане и хотят приобрести дополнительные знания в области администрирования. И тут же возникает закономерный вопрос: зачем им это нужно? Одна из целей очевидна: чтобы успешнее вести свою управленческую работу. Но на самом деле цели у желающих получить МВА могут быть разными. Постараемся сформулировать основные:

    • более успешно вести работу
    • продвинуться по служебной лестнице
    • сменить работу
    • изменить карьеру
    • добиться увеличения заработной платы
    • получить работу в другой стране
    • получить навыки для открытия или расширения собственного бизнеса

    Выберите из этих целей свою (их может быть несколько) и можете переходить к следующему шагу.

    Шаг №3. Соотнесите свою цель с возможностями МВА

    Попробуем проанализировать, насколько получение степени МВА приблизит вашу заветную цель. Итак, поможет ли вам МВА, если ваша цель:

    1. Более успешно вести управленческую работу - да. МВА вам не только нужна, а прямо-таки необходима. Бизнес-образование даст вам необходимые новые знания, практические умения и навыки и систематизирует ваше мышление. Успех очевиден!

    2. Продвинуться по служебной лестнице - да. При прочих равных с коллегами предпочтение при наличии степени МВА явно будет отдано вам, как человеку с соответствующим образованием. Кроме того, существует ряд компаний (особенно западных), в которых наличие МВА является негласным, но непременным условием карьерного роста. Здесь существует только одно но: MBA поможет вам, если есть куда двигаться (в вашей организации). А если над вами только генеральный директор? Тогда, скорее всего, ваша цель - №3.

    3. Сменить работу - здесь ответ неоднозначен. По слухам, до 30% слушателей МВА получают новую работу уже в процессе обучения, переходя в компании, с высшим руководством которых они вместе учатся. Так ли это на самом деле - неизвестно. Но вот по данным кадровых агентств, сегодня только 20% работодателей обращают внимание на наличие степени МВА и всего 2% выдвигают требование ее наличия. Цифры не настолько внушительны. Остается только надеяться, что они будут неуклонно расти, а престиж МВА в - повышаться. Если же вы хотите устроиться на руководящую должность в представительство западной компании - без МВА вам, конечно, не обойтись.

    4. Изменить карьеру - да. В том случае, если вы переходите от карьеры специалиста к карьере управленца и у вас есть соответствующий потенциал.

    5. Добиться увеличения заработной платы - теоретически, да. По данным специалистов разных стран, заработная плата человека после получения степени МВА возрастает в среднем на 50%. Но это на Западе, а как дело обстоит у нас? По данным все тех же кадровых агентств, средняя заработная плата специалиста со степенью МВА у нас: $25000-35000 в год. Сравните со своей сегодняшней и подумайте.

    6. Получить работу в другой стране - однозначно, да. Но только и образование вам нужно будет получать за рубежом . Желательно, в одной из лучших бизнес-школ, получивших международное признание. С таким образованием вас будут ждать с распростертыми объятиями в любой стране мира. Речь не о том, что наши бизнес-школы хуже, просто они пока еще - не "бренды", но это дело времени...

    7. Получить навыки для открытия или расширения собственного бизнеса - здесь ответ дать вообще очень сложно. До сих пор остается открытым вопрос, можно ли развить у человека предпринимательские способности или с ними нужно родиться. Если у вас есть предпринимательская жилка (а это всего 3-5% населения), МВА вам, конечно не помешает. А вот если вы только хотите ее нащупать, то лучше сделать это с помощью более дешевых способов: курсов, тренингов, второго образования и т.п.

    А теперь мы предлагаем вам выбрать конкретную программу МВА. десь мы сделаем всего лишь несколько общих замечаний. Если вы будете получать образование за рубежом, вам очень помогут рейтинги, ежегодно публикуемые ведущими СМИ мира. Они составляются уже давно и весьма объективны.

    А вот одна из главных наших проблем - отсутствие серьезных рейтингов и информации о том, чем одна школа отличается от другой. Посоветовать можно только одно: лучше выбрать бизнес-школу, получившую право выдавать государственный диплом МВА. А дальше - выступайте в роли исследователя. Собирайте информацию по крупицам, посетите школы бизнеса, побеседуйте с руководством и преподавателями, поговорите с выпускниками различных школ, сходите на тематические выставки и т.п. И положитесь на себя и свою интуицию, она вас не подведет!

    Программа МВА (Master of Business Administration) – это программа для действующих менеджеров и предпринимателей с опытом работы в бизнесе, как правило, не менее 3-5 лет. «МВА – степень, которая является стандартом бизнес-образования во всем мире», – отмечает ректор Президентской академии Владимир Мау .

    В отличие от программ магистратуры, ориентированных на углубленные знания и отработку навыков научных исследований и проектной работы, программа МВА нацелена на получение и развитие практических навыков управленческой работы и ведения бизнеса, на интенсивный обмен практическим опытом, на развитие инновационного и креативного мышления. Это программа для людей, работающих в бизнесе и ориентированных на карьерный рост.

    Как правило, программы МВА рассчитаны на менеджеров линейного и среднего уровня, стремящихся быстро подняться по карьерной лестнице. Поэтому такие программы при их «дженералистском» характере обычно имеют функциональные специализации (маркетинг, HR, предпринимательство, финансы и т.п.), важные для линейного и среднего менеджмента, работающего в соответствующих подразделениях компаний. Здесь много «бизнес-техники», конкретных инструментов ведения бизнеса на практике.

    Для топ-менеджеров и владельцев бизнеса существует специальная категория программ МВА – Executive МВА, или ЕМВА. Эти программы в значительной степени нацелены на развитие лидерского потенциала и стратегического видения участников, на то, чтобы научить их видеть компанию не через призму отдельных функций, а, что называется, с высоты птичьего полета. Здесь намного меньше, чем на программах МВА, «бизнес-техники» и практического инструментария, поскольку у участников программы в подчинении находится достаточно людей и сами они техникой уже не занимаются. В учебных курсах этих программ превалируют стратегические мозговые штурмы и тренинги по личностному развитию.

    Программа МВА появилась в нашей стране в конце 80-х гг. прошлого века, «опоздав» по сравнению с США и Европой более чем на 50 лет. Первые российские программы МВА были разработаны и прошли апробацию в РАНХиГС.

    Как вспоминает академик-реформатор Абел Гезевич Аганбегян, ректор Академии народного хозяйства в 1989–2002 гг. (впоследствии АНХ образовала РАНХиГС при слиянии с РАГС): «Мы взяли критерии авторитетного западного бизнес-образования и создали свою систему MBA – уже под нашим руководством. При нашем участии была учреждена Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО). Мы были родоначальниками MBA в России и вывели его на государственный уровень. Также мы установили стандарты МВА в нашей стране».

    По предметному составу программы МВА представляют собой синтез экономики, управленческой социологии и психологии, а также гражданского и предпринимательского права. Отметим еще раз: программы МВА – это прикладное бизнес-образование, предназначенное для сложившихся бизнесменов, у которых уже есть практический опыт. Именно акцент на практический опыт, в первую очередь, отличает МВА от любых других программ.

    Рано или поздно в работе бизнесмена наступает период, когда приходит осознание, что его первого образования уже не хватает. Ему недостает управленческих компетенций. Таким образом, назревает необходимость получения второго образования – прикладного, в сфере бизнеса и менеджмента. Такое образование и дают программы МВА. Ключевое место в них отводится интерактивным занятиям с преподавателями-консультантами, проводящими тренинги, вовлекающими слушателей в мозговые штурмы и разбор проблемных ситуаций, или «кейс стадиз».

    «Чем выше уровень программы, тем меньше на ней дают канонической теории. В Harvard и Wharton получению новых добротных знаний управленческой теории в лучшем случае уделяется 25-30% времени, – отмечает проректор Президентской академии, президент РАБО Сергей Мясоедов. – Лучший преподаватель бизнес-школы – это всегда искусный ведущий и тренер. Он инициирует дискуссию и дирижирует ею. Он знает реальные проблемы бизнеса, умеет разговорить людей, наладить обсуждение и выслушать позицию, позволить людям обменяться опытом и найти крупинки решения, еще не описанные в учебнике».

    МВА – программы, рассчитанные на тех, кому дан талант управленца, предпринимателя и лидера. Если этого таланта нет, то учеба на МВА даст примерно такой же эффект, какой учеба в консерватории даст человеку без музыкального слуха. Поэтому на хорошую программу МВА слушателей отбирают, проверяя их способность к бизнесу на входных испытаниях. Задача бизнес-школы и программы бизнес-образования – помочь усовершенствовать имеющийся талант, структурировать знания и опыт, отточить навыки работы с людьми. «Невозможно стать хорошим музыкантом, не имея музыкального слуха, – проводит параллель Сергей Мясоедов. – Однако, чтобы стать виртуозом, просто иметь хороший слух недостаточно. C вами еще должны поработать профессиональные педагоги в Московской консерватории, которые помогут развить и отшлифовать ваш талант. Похожую роль призваны играть программы МВА и ЕМВА при шлифовке лидерского таланта менеджеров».

    Основа программ МВА – принцип «enrichment through sharing». Менеджеры, работающие в разных отраслях, перед которыми возникает необходимость принимать конкретные управленческие решения, сопоставляют свой опыт с опытом коллег и совместно с преподавателем-коучем или бизнес-тренером вырабатывают управленческие подходы, применимые в различных сферах. Синергия от командной работы в группе и общение с профессорами и преподавателями, среди которых успешные бизнесмены и консультанты, не только обеспечивает выпускникам бизнес-школ структурирование практических знаний, наработку навыка эффективного принятия стратегических управленческих решений, но и позволяет расширить круг профессиональных контактов, что, наряду с престижным дипломом, открывает новые горизонты в бизнесе.

    Интеллектуальный, экономический, научно-технический потенциал общества в значительной степени зависит от уровня развития образовательной сферы. Образование является фундаментальным фактором развития личности.

    Специалисты в области управления, менеджеры высшего и среднего звена часто задаются вопросом: «Что такое MBA образование, зачем его получать?». Действительно, высшее образование сегодня стало стандартом, оно необходимо, а MBA что дает, зачем это нужно?

    Давайте поговорим об этом.

    Master of Business Administration (Магистр делового администрирования), сокращенно MBA - это квалификационная степень в менеджменте.

    Фактически, диплом MBA, выданный уважаемой бизнес-школой, подтверждает высокую квалификацию выпускника в сфере управления бизнес-процессами.

    Срок обучения на программах Master of Business Administration составляет 2-3 года. Обязательным условием поступления является наличие высшего образования и опыта работы в управленческом корпусе.

    Кто идет учиться

    Наличие степени MBA - это не только теоретические знания и умение их применить на практике. Это - престиж.

    Учиться, как правило, идут те, у кого уже есть достаточный опыт работы в бизнесе, опыт руководящей деятельности. Среднестатистический слушатель сегодня стал моложе, чем был восемь-десять лет назад. Он осознанно подходит к развитию карьеры и вопросам профессионального роста, делая ставку на инвестиции в свое будущее.

    Часто получать МВА образование приходят руководители компаний малого и среднего бизнеса, целью которых является актуализация управленческих знаний, необходимых для поддержки, развития текущих и новых проектов.

    Как определить эффективность бизнес-образования?

    Бизнес-образование все чаще рассматривается руководящими работниками как способ повышения профессионального уровня. Перед поступлением в школу многие из них хотят узнать, каким образом образовательное учреждение поможет им продвинуться в карьерном росте.

    Зачастую доминирующим мотивом, движущим к приобретению знаний, является желание расширить управленческий кругозор.

    Данная потребность действительно является актуальной в условиях современной экономики, где мастер делового администрирования должен эффективно действовать в условиях неопределенности и стремительной смены обстоятельств.

    Традиционное понимание знания заключается в обладании достоверной информацией, которая в определенной мере может помочь решить практические проблемы. Утверждение «я знаю» в большинстве случаев означает — «я в курсе, как это делал кто-то другой».

    Вместе с тем, знания, содержащиеся даже в лучших программах MBA, приобретают полезные свойства только в тех случаях, когда они используются в процессе деятельности, у которой имеется субъект и цель.

    Хорошо, когда академический подход сочетается с обширным практическим опытом тьютора, но даже этого недостаточно: в ходе обучения знания должны превратиться в навыки.

    Одним из наиболее объективных критериев оценки деятельности бизнес-школы является наличие международных аккредитаций.
    На сегодняшний день наиболее актуальными не только в России, но и во всем мире являются аккредитации АМВА, EFMD и AACSB (все вместе они называются «Triplecrown» - «Тройная корона»). Ею может похвастаться менее 1% школ на всей планете.

    Кризис росту не помеха

    Несмотря на кризис, тренд на увеличение интереса к бизнес-образованию сохранится, уверяют эксперты. Спрос на качественные дорогостоящие программы растет, хоть не так быстро. Но и рынок российского бизнес-образования относительно молодой - всего лишь каких-то 25 лет.

    Инфляция, сокращение государственных программ, увеличение затрат и налогового бремени неожиданно выявили рост одного из рынков - рынка бизнес-образования в России. В сложившихся условиях люди понимают, что им нужно менять стратегию, стремятся получить новый опыт, знания, мировоззрение и поэтому идут учиться.

    Как выбрать учебное заведение

    На сегодняшний день бизнес-образование представлено на рынке огромным разнообразием программ. При этом результативность каждой из них зависит от круга задач, которые ставит перед собой слушатель.

    Выбор определяется исходя из множества критериев: количества времени, финансовых возможностей, опыта работы, специфики профессиональной деятельности и т.п. Поэтому в определенных случаях можно ограничиться разовым тренингом личностного роста, а в других — необходимо долгосрочное обучение.

    Стоит отметить, что для достижения серьезных результатов стоит остановиться на длительных полноценных программах.

    Если MBA бизнес образование необходимо для карьерного роста без перехода в иную профессиональную область, наиболее подходящим вариантом станет изучение лучших практик в своей области. В тех случаях, когда речь идет об управленческой карьере, прекрасным выбором станет бизнес-школа МВА.

    Более 20-ти лет длится успешное сотрудничество МИМ ЛИНК и Открытого Университета Великобритании (The Open University), результатом которого стали тысячи специалистов, получившие высококачественное образование и нашедшие свой профессиональный путь. Главной особенностью в ЛИНК является то, что здесь студентов учат видеть бизнес как взаимосвязанную систему, учат анализировать, размышлять и не бояться принимать нестандартные решения.

    The Open Uneversity Business School - крупнейшая в Европе школа бизнеса и, в определенном смысле, «визитная карточка» британского образования. Благодаря уникальной технологии обучения blended learning Открытый университет стал номером один в Великобритании: более 60% работающих англичан повышают свою квалификацию именно здесь.

    The Open Uneversity Business School входит в менее чем 1% элитных школ мира, которые имеют т.н. «triplekrown» - «тройную корону», или три наиболее значимые в мире аккредитации одновременно: AACSB- Американской ассоциации университетских школ бизнеса, EFMD - Европейского фонда развития менеджмента (программа EQUIS), АМВА - Ассоциации МВА. О качестве обучения в Открытом университете не понаслышке знают и в британском кабинете министров: экс-премьер-министр, Гордон Браун работал здесь тьютором по экономике, а в период своего премьерства оказывал всестороннюю помощь в развитии университета.

    Полученные в ходе обучения навыки и практические знания открывают слушателям широкие горизонты. Согласно данным Российской лиги MBA и Исследовательского центра Superjob.ru, более 60% выпускников существенно выросли в карьерном отношении и увеличили свой доход примерно в полтора раза. И это - лучшее доказательство того, что MBA образование - действительно мощный инструмент стимулирования профессионального роста.