Лучшие учебные проекты по русскому языку. Ученический проект по русскому языку. Интересные для морфемного разбора слова русского языка

Темы ПРОЕКТОВ:

  • Зачем нужны псевдонимы? /или Кто и зачем скрывается под маской?/
  • Литературные места нашего города
  • Что читают в нашем классе?
  • Какие существуют литературные премии сегодня
  • Литературные сообщества в Интернете
  • Книга вчера, сегодня, завтра
  • Завтрашний день книги
  • Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии
  • Место русского языка среди других предметов в нашей школе
  • Языковой портрет ученика нашей гимназии
  • Искусственные языки
  • Как интернет влияет на язык?
  • Невербальные средства общения
  • Как влияют социальные сети на язык?
  • Особенности языка СМС сообщений
  • Иноязычная лексика в русском языке последних десятилетий
  • Говорящие фамилии в произведениях писателей
  • Имена, фамилии, отчества в разных языках мира

Проектная деятельность по русскому языку (темы проектов)

(по учебнику Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирской Русский язык. «Мнемозина». Москва. 2012)

Проект 1

Составьте мини-сборник пословиц, сгруппировав их по темам («О родине», «О семье», «О дружбе», и т.п.). Подберите такие пословицы, в которых есть глаголы с безударными личными окончаниями. В каждом разделе выберите несколько пословиц, для которых сформулируйте «ядрышки»-мысли. Собранным тренировочным материалом вы сможете в дальнейшем пользоваться на уроках.

Проект 2

Выпишите из знакомых вам литературных произведений отрывки или отдельные предложения, которые помогают определить: 1) профессию персонажа; 2) его возраст; 3) характер. Соберите все примеры вместе. «Конечным продуктом» вашей проектной деятельности будет мини-сборник дидактических материалов, которыми могут воспользоваться ученики вашего класса.

Проект 3

Выберите один из творческих проектов: 1) «Сборник сочинений нашего класса о животных», 2) «Сборник стихов и рассказов о животных».

Включите в ваш сборник не только самостоятельно подобранные тексты, но и тексты «о братьях наших меньших» из учебника. Материалы оформите в виде рукописного или электронного журнала.

Проект 4

Вам нужно подготовить для учеников 3-го класса занятие кружка по русскому языку, посвящённое истории нашей письменности. Посмотрите главу «Дорога к письменности», найдите дополнительный материал и подберите для третьеклассников интересные задания. При подготовке проекта вы можете пользоваться мультимедийной детской энциклопедией «Русский язык. Незаменимое пособие для любознательных школьников».

Проект 5

Подготовьте устный лингвистический журнал «Парад букв русского алфавита». Выберите букву, которую вы будете представлять на этом параде. Расскажите её историю, придумайте наглядный образ, подберите интересные факты. (Вашими незаменимыми помощниками при подготовке проекта станут книги Льва Успенского «Слово о словах», «По закону буквы» и др. Их можно найти во Всемирной паутине.

Проект 6

Какой словарь интересно было бы составить вам? Может быть, это будет словарь цветов, или словарь запахов, или словарь весёлых слов, или словарь футболиста, или… Попробуйте составить свой личный словарь на любую тему. Рукописный или электронный - не имеет значения.

Проект 7

Подготовьте для учащихся младших классов устный журнал по русскому языку на тему «Какая наука изучает происхождение слов?»

Проект 8

Подготовьте для учащихся других школ иллюстрированный а»Альбом правил русского языка» по теме «Кто командует корнями? Правописание чередующихся гласных в корне. Включите в свой альбом самоинструкции, таблицы, рисунки, интересные тексты и задания.

Проект 9

Составьте список греческих и латинских словообразовательных элементов: АНТИ, ТЕЛЕ, ДРОМ, ТЕКА и др. Обратитесь за помощью к следующим словарям: «Школьный словарь иностранных слов», «Школьный словарь строения слов русского языка» и другие. Выясните значение греко-латинских элементов, их происхождение, подберите примеры их детской классики или детских познавательных журналов. Результат вашей проектной деятельности оформите в виде рукописного или электронного этимологического словаря.

Проект 10

Сочините лингвистическую сказку о приставках ПРИ- и ПРЕ-. Проведите в классе конкурс на лучшую сказку, выберите самые интересные работы, проиллюстрируйте их. Результат проекта оформите в виде электронной газеты или журнала.

Юдинцева Светлана Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Творческие проекты

на уроках русского языка и литературы

Творчество - момент создания

будущего в настоящем.

Введение

В последнее время слово «проект» прочно вошло в нашу жизнь и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизирует новизну и нестандартность подхода в решении задач.

Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная на применение фактических знаний и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она личностно ориентирована; характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах; Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, обобщения);

5) развивают системное мышление.

Творческие проекты на уроках русского языка

В 5-6 классах учащимся предлагаю создать «Энциклопедию одного слова». Это задание с удовольствием выполняют и ученики 7-10 классов.

Тип проекта: творческий.

Проблема: мы плохо знаем историю некоторых слов, их родословную, а ведь это так интересно.

Почему: информации много, но она находится в различных источниках, что затрудняет работу со словом.

Что делать? Составить энциклопедию одного слова, собрав из различных источников информацию о слове.

Как? С использованием квазиисследовательской деятельности

Результат: сборник работ учащихся

Первый этап - погружение в проект. Учитель должен пробудить у детей интерес к теме проекта, очертить проблемное поле, расставляя акценты значимости. Учитель совместно с учащимися определит цель и задачи проекта - поиск способов решения проблемы проекта.

Второй этап - планирование работы по решению задач проекта. При определении заданий для каждого учащегося используем дифференцированный и индивидуальный подход с учетом учебных возможностей, интересов, склонностей учащихся. В этом проявляется также личностно ориентированный аспект проектной деятельности.

Вместе с учащимися составляем примерный план энциклопедии одного слова:

Значение слова

Происхождение слова

Однокоренные слова (близкие и дальние родственники)

Синонимы (если есть)

Антонимы (если есть)

Фразеологизмы и афоризмы с этим словом

Жизнь слова в словарях иностранных слов (это задание интересно старшеклассникам)

Интересные факты из жизни слова

Грамматические разборы слова (фонетический, морфемный, морфологический)

Жизнь слова в предложении (синтаксический разбор предложения, в которое включено данное слово)

Жизнь этого слова в других словарях

Жизнь слова в фольклоре (пословицы, поговорки, загадки, частушки)

Жизнь слова в литературе (стихи, сказки, рассказы)

Кроссворд с этим словом

Акростих, ассоциации, рифмы

Иллюстрации к слову

План энциклопедии примерный, и ученики могут как убавлять, так и добавлять страницы в своей работе.

Третий этап - осуществление деятельности. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют большую самостоятельность в поиске информации по теме, отборе, анализе, систематизации, обобщении материала. Безусловно, обучающиеся должны владеть всеми методами и технологиями, которые они используют в самостоятельной работе. Учитель постоянно контролирует, нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности, ведь при подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений.

Четвёртый этап - презентация проекта. Именно на презентации появляется ощущение завершенности. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.

Для «Энциклопедии одного слова» ученики сами подбирают слова. За последние годы составлены энциклопедии слов: календарь, дружба, любовь, Родина, берёза, котёнок, часы, мушкетёр, зима, мировоззрение, учитель…

После того, как все индивидуальные проекты сданы, наступает черед группового проекта - оформление сборника «Энциклопедия одного слова».

Несомненно, важным итогом работы обучающихся является оценка результатов, где участники проекта делятся мнениями, учитель оценивает активность обучающихся, креативность, качество и объем использованных источников.

Рассмотрев подробно работу над одним проектом, назовем темы других творческих проектов по русскому языку :

Сборник творческих работ «Радость жизни». Это печатное издание лучших сочинений по различным темам

Проект «Ода книге»

Сборник творческих работ «Как слово наше отзовется»

Проекты «Дневник Деда Мороза», «Зимние забавы»

Сборник творческих работ «Наши любимые животные»

Энциклопедия имени

По литературе возможно выполнение следующих творческих проектов:

Мой серебряный век (11 класс)

Мой Пушкин

Дружеские, семейные и любовные отношения героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Проект «Опорные конспекты» к литературным произведениям. Например, Н.В.Гоголь «Невский проспект»: «Две дороги с Невского проспекта».

Константин Георгиевич Паустовский сказал: « Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи». Творческие проекты по русскому языку и литературе - та самая пища для творчества.

Описание проектА

Добрый день. 6-А класс представляет Вашему вниманию проектную работу.

Многие из нас не раз слышали фразеологические обороты в речи взрослых, но сами используем их редко и часто не понимаем смысла услышанного фразеологизма. Но фразеологизм важная выразительная единица русского языка. Фразеологические обороты - особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, - должны возвратиться в речь детей и обогатить её. Русский человек должен уметь пользоваться этим средством выразительности. Исходя из этого, мы сформулировали тему проекта - «Фразеологизмы в нашей речи». Творческое название проекта: «Ох, уж эти фразеологизмы».

Мы провели анкетирование среди учащихся и учителей нашей школы. Результаты вам сейчас покажем. Задавали такие вопросы….

Выводы анкетирования…..

Итак, фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

Попробуйте угадать фразеологизмы по рисункам:

В ходе нашего проекта мы узнали, что источники возникновения фразеологизмов могут быть разные:

1)исконно русские

2) старославянские

3) латинские и греческие 4) западноевропейские

Мы знаем, что Древняя Греция дала начало развитию цивилизации. Посмотрите, какие фразеологизмы берут начало из древней мифологии…

Из Библии, Евангелия произошел, например, такой фразеологизм, как «манна небесная»…

Из Древней Руси берут своё начало следующие выражения….

Одной из задач нашего проекта было: найти литературные, авторские фразеологизмы. Как оказалось, многие поэты и писатели сами придумывают новые интересные выражения, которые становятся крылатыми. Например, знакомясь с творчеством Ивана Андреевича Крылова, мы нашли очень много интересных крылатых выражений.

Также много крылатых выражений у писателя- сатирика Михаила Салтыкова-Щедрина…..

Я вижу, что вы устали. Предлагаю провести небольшую фразеологическую физминутку…

Продолжаем нашу работу. Обязательно нужно сказать, что такое явление, как фразеология или идиомы есть не только в русском языке. Например,

В английском языке есть такие фразеологизмы, которые соответствуют нашим…

работая над проектом, мы узнали, что у ФР. бывают синонимы, антонимы, омонимы….

А как вы думаете, какое любимое выражение у наших учителей?...

У учеников?...... у родителей?.....

Итак, работая над проектом, мы узнали около 100 фразеологизмов. Убедились, что нужно знать значения фразеологизмов, чтобы уместно использовать их в своей речи. Выяснили, происхождение некоторых выражений. Узнали, что у них есть синонимы и антонимы. Мы учились работать с информацией (выбирать нужную информацию, анализировать, обобщать, делать выводы). Приобрели навыки работы в группе.

Уверены, мы убедили вас, что фразеологизмы необходимо использовать в речи, т.к. они делают ее более яркой и выразительной.

Просмотр содержимого документа
«Проект по русскому языку»

Проектная работа учеников 6-А класса ГБОУ СОШ№60 г.Севастополя

Руководитель проекта:

учитель русского языка и литературы

Лещенко О.В .



Ох, уж эти фразеологизмы!

И что же они затеяли?


Задания нашего проекта:

Познакомиться

Узнать

с новыми фразеологизмами и их значениями

историю возникновения фразеологизмов

Провести опрос и сделать анализ результатов





Какую роль имеют фразеологизмы в нашей речи?

Ответы учителей:

  • Украшают нашу речь, делают ее более выразительной
  • Заставляют думать, размышлять о значении сказанного
  • Эмоционально обогащают нашу речь

Ответы учеников:

  • Украшают нашу речь
  • Помогают точно выразить свою мысль

Результаты исследования показали:

  • Понятие «фразеологизмы» знакомо малому количеству учеников. Примерно две третьих учеников затрудняются назвать какой-нибудь фразеологизм.
  • Всего лишь десятая часть опрошенных учеников используют фразеологизмы в своей речи.
  • Всего несколько опрошенных учеников понимают значимость фразеологизмов в речи.
  • Педагоги школы знакомы с понятием «фразеологизмы», используют их в своей речи, приводят множество примеров и считают что

фразеологизмы - это неотъемлемая часть нашей речи.


Фразеологизмы это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову

  • Угадайте фразеологизмы

Водить за нос

Лить крокодиловы слёзы


Заткнуть за пояс


Источники фразеологизмов

1) исконно русские (топорная работа, зелёная улица) ;

2) старославянские (ищите и обрящете) ;

3) латинские и греческие (авгиевы конюшни, внести лепту);

4) западноевропейские (синий чулок, бросить перчатку)


Фразеологизмы, пришедшие из мифов

Ариаднина нить - то, что помогает найти выход из затруднительного положения.

Ахиллесова пята уязвимое место.

Дамоклов меч нависшая, угрожающая опасность.

Двуликий Янус - двуличный человек.


Интересный факт

  • Пуп земли по-другому называется Омфал. Это камень, обозначавший центр мира. По легенде, именно его проглотил бог Крон вместо малыша Зевса.

Манна небесная –

что – либо крайне необходимое, желательное, ожидаемое.

Согласно библейской истории, Бог каждое утро посылал евреям во время их исхода из Египта через пустыню в землю обетованную пищу – манну. Возникшее выражение «манна небесная» стало употребляться в значении что-либо ценное, редкое. Когда с нетерпением ждут чего-то заветного, то произносят фразу «ждать как манны небесной».


Русские фразеологизмы:

  • «Без копейки» – совсем не имея денег.
  • «Болтать языком» - говорить много и не по существу дела.
  • «Типун тебе на язык» - Не надо так говорить ни в коем случае, чтобы эти слова не оказались пророческими.
  • «Бросить на ветер» – попусту растратить.
  • «Висеть на волоске» – быть под угрозой чего либо.

Спустя рукава –

относиться к делу неохотно, работать кое – как, с ленцой

В Древней Руси носили верхнюю одежду с непомерно длинными рукавами; не засученные конца их ниспадали до колен, а то и до земли. Естественно, что, не подняв таких рукавов, нечего было и думать о работе. Близко к этому выражению стоит второе, противоположное ему по смыслу и, можно думать, родившееся позднее: «Работать засучив рукава», то есть решительно, горячо, с полным старанием.


Фразеологизмы из басен Крылова

  • «А Васька слушает,да ест» - человек, равнодушно относящийся к упрекам, замечаниям, критике, высказанной в его адрес и продолжающий заниматься своим делом. (Басня «Кот и повар»).
  • «А ларчик просто открывался» - проблема, которая казалась сложной, нерешаемой, оказывается, решается легко . (Басня «Ларчик»).
  • «Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют» - что можно делать высоким по званию, то нельзя делать низким по званию . (Басня «Воронёнок»).
  • «Рыльце у тебя в пуху» - быть причастным к чему-нибудь преступному, неблаговидному. (Басня «Лисица и Сурок»).

Фразеологизмы из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

Фразеологизм

Лексическое значение фразеологизма

держать камень за пазухой

Название сказки

таить злобу

ни пяди не уступить

«Дикий помещик»

нисколько не отдать

стоять на своём

«Дикий помещик»

добиваться выполнения своих требований

моя изба с краю

на бобах разводить

нежелание принимать участие в каких-либо делах

«Дикий помещик»

«Вяленая вобла»

гадать

некуда носу высунуть

«Вяленая вобла»

некуда выйти

ума палата

«Премудрый пескарь»

иметь много ума

гляди в оба

«Премудрый пескарь»

будь бдителен

«Премудрый пескарь»


Отдохнём!

Встанем, как аршин проглотили. -- Проголосуем обеими руками. -- Согнемся в три погибели. -- Попрыгаем, как заяц. -- Дадим задний ход. -- Посмотрим друг другу в глаза. -- Сделаем хорошую мину при плохой игре. -- Побьём друг другу челом. -- Разведем руками. -- А теперь -- руки в брюки. -- Подержим нос по ветру. -- Намылим друг другу голову. --Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем работу.


Фразеологизмы в других языках

  • Английские фразеологизмы:
  • «To kill two birds with one stone» - убить двух птиц одним камнем. (Убить двух зайцев)
  • «Hungry as a hunter» - голодный как охотник (голодный как волк)
  • « Rolling in money» - кататься в деньгах (денег куры не клюют)

Мы узнали, что у фразеологизмов бывают омонимы, синонимы и антонимы

Пустить петуха - фальшиво произвести мелодию.

Пустить петуха –поджечь что-то.

Ума палата -семи пядей во лбу

Голова на плечах - светлая голова.

Два сапога пара – одного поля ягоды.

Перековать мечи на орала – вложить меч в ножны.

Хоть пруд пруди - кот наплакал.

Засучив рукава – спустя рукава.

Заварить кашу – расхлёбывать кашу.

Тяжёл на подъём - лёгок на подъём


Любимый фразеологизм

У учителей – ни свет ни заря.

У учеников – как с гуся вода.

У родителей – зарубить на носу.


Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и яркой


В начальной школе дети по русскому языку изучают много тем связанных с описанием слова. Обобщая и систематизируя полученные знания в некоторых программах детям предлагают в качестве домашнего задания подготовить проект "Рассказ о слове". Формы проекта разнообразны: сообщение, презентация, исследовательская работа и др.

Самый популярный вид проекта - презентация, но и письменная работа в тетради или сообщение по заданной теме зачастую заслуживают оценки 5.

Так что же из себя представляет проект "Рассказ о слове"? Какие моменты он должен учитывать, какие разделы содержать? В 3 классе рассказ о слове учитывает, то как дети освоили изученный ранее учебный материал.

Как составить рассказ о слове в 3 классе план:

  • Орфография или правописание слова
  • Лексическое значение
  • Однокоренные слова
  • Синонимы
  • Антонимы
  • Фразеологизм
  • Сочетаемость слова
  • Пословица
  • Загадка
  • Предложение с этим словом

Не обязательно все пункты должны входить в ваш проект, вы можете добавить что то интересное от себя. Работа над таким проектом подразумевает поиск материалов в различных словарях. Популярным источником информации стал интернет. На нашем сайте можно найти много материалов для проекта "Рассказ о слове"

Самая простая форма проекта про слово солнце - письменное сообщение. Приводим пример ГДЗ такого вида:

Проект по русскому языку 3 класс "Рассказ о слове собака"

Уже в 1 классе дети знакомятся с темами, связанными с правописанием слов. Этот процесс ознакомительный, но ученики начинают понимать, что в русском языке есть слова написание которых связано с запоминанием. Это словарные слова. Есть слова правописание букв в которых можно проверить и научиться этому задача всей начальной школы.

Во 2 классе обучающиеся знакомятся с лексическим значением слова, его этимологией, подбирают родственные слова, однокоренные; учатся подбирать к слову антонимы и синонимы. Все это обогащает кругозор детей, их речь, формирует богатый словарный запас.

В 3 классе работа на словом усложняется. Ученики начинают понимать природу фразеологизмов, исследуют слово с различных сторон, опираясь на ранее приобретенные знания. Вот и появляется задание создать проект по русскому языку "Рассказ о слове". С его помощью систематизируются, обобщаются знания детей.

Для создания проекта широко используется фольклор русского народа. Это загадки, пословицы, поговорки. Можно поработать и с произведениями классиков: найти предложения, где автор использует данное слово. Привлечение живописи в проект поможет воссоздать общую картину природы исследуемого слова.

Создавая презентацию ученик закрепляет навыки работы на компьютере, осуществляется взаимосвязь всех учебных предметов начальной школы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Основная общеобразовательная школа №1"

муниципального образования город Ноябрьск

Проектно-исследовательская работа

(Раздел «Языкознание»)

по теме:

«Употребление антонимов в речи школьников"

Выполнил:

Абраев Арман,

ученик 5 класса

Руководитель:

Чернова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

г. Ноябрьск 2014 год

I .1 Обоснование выбора

Актуальность работы:

Я считаю, что родной язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития. Через язык мы овладеваем традициями своего народа, его мировоззрением. Язык вводит в общественную жизнь, дает возможность общаться как с близкими, так и дальними людьми, весь поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь – канал развития интеллекта. Вот почему большое значение придается обучению выражать свои мысли, общаться друг с другом, правильно строить устные и письменные высказывания. Одним словом, развитие речи является одной из основных задач при обучении языку.

I .2 Цель работы:

- Узнать употребляют ли школьники в своей речи антонимы?

- I .3 Задачи работы:

    Собрать материал. Познакомиться с понятием "антоним", с видами антонимов.

    Проанализировать собранную информацию. Понять, как часто употребляют школьники в речи антонимы.

    Провести социологический опрос.

    Оформить материал

    Представить результаты исследований

I .4 Этапы работы

Этапы работы

Помощник

Планирование

Чернова Е.Н.

Балязина Е.А.

Сбор литературы

Октябрь-ноябрь 2014 года

Анализ информации, оформление.

Февраль 2014

Соц. опрос

Анализ соц. опроса

Консультация с учителем

Анализ собранного материала. Разработка занятия по теме "Антонимы" для учащихся 5 класса.

Оформление работы

Подготовка презентации для защиты

Апрель 2014

I .5 Необходимые ресурсы

  • Техническое оснащение: компьютер, доступ к Интернету, принтер;

    Программное обеспечение: издательские программы;

    Интернет-ресурсы: список веб-адресов, необходимых для поиска информации.

    Другое: кого пригласить, привлечь к работе (учитель русского языка и литературы).

Используемые методики:

    • Анализ литературы

      Социологический опрос

I .6 Обзор литературы:

http://language.edu.ru
Культура письменной речи
http://ruslit.ioso.ru
Крылатые слова и выражения
http://www.mapryal.org
Мир слова русского


http://slovesnik-oka.narod.ru

3. Словарь антонимов под редакцией Л.А.Введенской .

II Основная часть

1 Введение

«Слово - великое дело. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

(Л.Н. Толстой)

И это, действительно, так. Изучая антонимы – слова, противоположные по значению, каждый из нас существенно обогатит речь, научится чувствовать и передавать разнообразные смысловые оттенки слов.

2 Понятие антоним

Антонимы (греч. anti – против и onyma – имя) – слова одной части речи, разные по звучанию и написанию, противопоставленные друг другу по наиболее существенному для их значения смысловому признаку. Значение одного из антонимов часто можно объяснить через значение другого с помощью отрицания. Например: позволять – не запрещать, говорить – не молчать и т.д. Часто антонимы образуются при помощи приставки не-: красивый – некрасивый, богатый – небогатый и т.п.

Явление антонимии, как и явление синонимии, тесно связано с многозначностью слова. В разных значениях одно и то же слово может иметь разные антонимы. Например: старый человек – молодой человек, старый дом – новый дом, старый хлеб – свежий хлеб и т.п.

2.1 Основные признаки антонимов

Основной признак антонимии – противопоставленность слов, обозначающих: 1) признаки (дальний – близкий, талантливый – бездарный, красиво – отвратительно); 2) действия и состояния (веселить – печалить, ломать – строить, радоваться – горевать); 3) природные и общественные явления (жара – холод, знание – невежество, запад – восток) и т.п.

Антонимами могут быть:

а) качественные прилагательные: белый – черный, высокий – низкий, мягкий – жесткий, чистый – грязный;

б) существительные: мир – война, тишина – шум, тепло – холод, молодость – старость (соотносительные с антонимичными прилагательными молодой – старый);

в) глаголы (в том числе причастия и деепричастия): светать – темнеть, начинать – кончать, молодеть – стареть (соотносительныe с антонимичными прилагательными молодой – старый); просветлевший – потемневший, разрушенный – восстановленный; поднимая – опуская;

г) наречия: сухо – мокро, широко – узко, рано – поздно, вверх – вниз,

здесь – там;

д) некоторые местоимения и предлоги: все – никто, всё – ничто;

вдоль – поперек, под – над, в – из.

В антонимические пары вступают не все лексические единицы указанных частей речи, а только слова определённых лексико-грамматических разрядов. Антонимов не имеют:

а) собственные и конкретные существительные; например, нет антонимов у существительных Альпы, Иван, Киев, Луна; волосы, голова, дерево, карандаш, книга, кофе, лошадь, парта, перо, столб, тетрадь, чернила;

6) числительные и большинство местоимений; например, не являются антонимами такие местоимения, как я, ты; мы, вы; твой, мой; то, это, поскольку они не обозначают противоположных понятий;

в) узкоспециальные слова: апостроф, рефрен, детонатор, криосфера, хромогены, лакмус и др.;

г) относительные и притяжательные прилагательные, а также многие качественные прилагательные, называющие цвета и их оттенки: алый, бежевый, бурый, вороной, голубой, желтый, синий и др.

Таким образом, существует известная связь между способностью слова вступать в антонимические отношения и его принадлежностью к лексико-грамматическому разряду.

2.2. Виды антонимов:

Однокорневые и разнокорневые.

Разнокорневые антонимы – антонимы, имеющие разные корни. Например: узкий – широкий, боязнь – храбрость, великан – лилипут и т.п.

Однокорневые антонимы – антонимы, имеющие один корень. Например: вера – неверие, счастье – несчастье, определённый – неопределённый и т.п. Однокорневые антонимы образуются обычно при помощи приставок не-, без-/бес-, контр-, анти-, а-, ир-, де-(дез-), ре-, дис- и др. (обдуманный – необдуманный, шумный – бесшумный, атака – контратака, демократический – антидемократический, моральный – аморальный, реальный – ирреальный, организация – дезорганизация, прогресс – регресс, квалификация – дисквалификация).

2.3. Сфера употребления антонимов

1) Антонимы употребляются в художественной речи, в публицистике как выразительное средство создания контраста (антитезы) и соединения в целое противоположных по смыслу единиц разных частей речи (оксюморон). Чаще всего антонимы встречаются в составе антитез в стихотворных произведениях.

Например. Да здравствует солнце! Да скроется тьма! или "Взрослые дети".

2)Многие пословицы и поговорки заключают в себе антонимы.

Например.Ученье – свет, а неученье – тьма.

Старый друг лучше новых двух.

3)Выразительные заголовки произведений, построенные на сопоставлении антонимов.

Например. "Отцы и дети"; "Война и дети"; "Тощий и тонкий"; "Дни и ночи".

4) Особенно широко антонимы используются в фольклоре. Например, в пословицах и поговорках: В шутку сказано, да всерьез задумано; Летом готовь сани, а зимой - телегу; в зачинах сказок: Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли. См. у П.П. Ершова в сказке «Конек-горбунок»: …Не на небе - на земле жил старик в одном селе.

5) Антонимы могут служить и средством создания иронии.

Например. М. Горького: …Не стану говорить, как горько живется рабочим в этих сладких заведениях, производящих конфеты и пряники.

2.3. Зачем нужны антонимы

3) Для обогащения речи. Наш родной русский язык тем и отличается от всех других языков. Богатство речи, если толковать это понятие упрощённо, выражается в возможности сказать одно и то же сотней разных способов.

4) Антонимы просто необходимы для передачи в речи различных оттенков значений того или иного понятия. А также для более тонкой передачи отношения говорящего к тому предмету, о котором идёт речь.

III . Практическая часть.

Социологический опрос.

Я провел социологический опрос (см. Приложение №1) в 5-8 классах, чтобы выяснить частоту употребления антонимов в речи.

В соц. опросе принимало участие 24 человека. Возраст опрашиваемых 10-14 лет (Анализ ответов с диаграммами см. Приложение №2)

Из проведенного соц. опроса видно:

Все, опрашиваемые знают, что такое антоним и положительно относятся к употреблению их в речи..

64% употребляют антонимы в речи.

71% учащихся, принимавших участие в социологическом опросе, указали на то, что их товарищи употребляют антонимы в речи.

29% смогли привести примеры антонимов.

IV . Вывод.

Итак, зачем нужны антонимы, вы, вероятно, уже поняли. Без них наша речь не была бы такой полной, яркой и эмоционально окрашенной. А еще антонимы нужны:

1) Антонимы придают речи ясность, выразительность.

2) Являются одним из способов толкования лексического значения слова.

3) Для обогащения речи..

4) Антонимы просто необходимы для передачи в речи различных оттенков значений того или иного понятия.

V . Адреса сайтов и использованная литература:

http://language.edu.ru
Культура письменной речи
http://ruslit.ioso.ru
Крылатые слова и выражения
http://www.mapryal.org
Мир слова русского
http://gramota.ru/book/ritorika/
Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»
http://slovesnik-oka.narod.ru
Справочная служба русского языка
http://learning-russian.gramota.ru

2.Л.А.Введенская, М.Т.Баранов, Ю.А.Гвоздарев «Русское слово».

3. Словарь антонимов по д редакцией Л.А.Введенской .

Приложение №1

Социологический опрос для учащихся.

В рамках подготовки исследовательской работы провожу социологический опрос среди учащихся.

Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов анкеты словами или выберите из предложенных вариантов.

1. Знаете ли вы, что такое антонимы?

    нет

    Как вы относитесь к употреблению антонимов в речи?

    Положительно

    Отрицательно

    Используете ли вы антонимы в речи?

    Нет

    Иногда

    Используют ли ваши друзья, одноклассники антонимы в речи?

А. да

Б. нет

    Приведите примеры, в каких случаях вы используете антонимы?

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

Приложение №2

Итоги соцопроса школьников

Приложение №3

Занятие по теме «Антонимы» для учащихся 5 класса

Цель: расширить знания об антонимах (понятие, виды, сфера употребления), научить подбирать антонимы, находить их в тексте.

Оформление: мультимедийный проектор, компьютер.

Ход занятия:

    Сообщение темы, цели занятия. (слайд 1,2)

    Знакомство с темой (просмотр 3-5 слайдов).

    Беседа о просмотренных материалах:

Что такое антоним?

Для чего нужны антонимы?

Какие виды антонимов вы знаете?

    Закрепление.

    Прослушивание стихотворения Г. Сапгира "Яблоко".

Задание: выпишите антонимы.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду, а кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал, что низко.

А мышонок - высоко.

Воробей сказал, что близко,

А Улитка - далеко.

А Теленок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыпленок - тем,

Что очень велико и тяжело.

А Котенку все равно:

Кислое - зачем оно?

Что вы? - шепчет Червячок,

Сладкий у него бочок.

    Подбери к словам антонимы.

входит - …, встает - ... , ползет - ... , улетает - ... , плачет - ... , холодный - …, ловкий - …, ленивый - …,

толстый - …, твердый - …, тупой - …, кислый - …, высокий - …

    Закончи пословицы.

Знай больше, а говори..."; "Маленькое дело лучше... безделья"; " Лучшая вещь новая - лучший друг..."; " Корень учения горек, а плод его..."; Не поев горького, не поймешь …; От радости старые молодеют, от печали молодые …; Никогда не знаешь, где найдешь, а где …; Не вали с больной головы на …; Не узнав горя, не узнаешь …

    Подберите к выделенным словам антонимы :

Веселая история. В первую очередь. Сказать правду . Большой оптимист . Интересный репертуар. Встретить карлика. Сильно любить. Заканчивать избирательную кампанию . Уехать на Кавказ . Исчезать в волнах.

    Определите антонимы.

И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом; идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит.

Печально младость улетит, услышу старости угрозы.

Но не хочу, о други, умирать; я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Ты богат, я очень беден; ты прозаик, я поэт.

    Итог занятия.

Что такое антоним?

Что нового вы узнали об антонимах на сегодняшнем занятии?