Конспект логопедического занятия "Звуки,. Буквы Бб. Тема: Звуки «Б», «Бь», заучивание стихотворения Деление слов на слоги. Развитие внимания и памяти

Ирина Строинская
Конспект логопедического занятия «Звуки [Б] [Б’] и буква Б»

Коррекционно-образовательные цели.

1. Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков Б Б ’

2. Учить выделять первый и второй слоги в словах.

3. Учить определять место звука в слове .

4. Познакомить с буквой Б .

5. Учить подбирать слово в нужном падеже.

Коррекционно-развивающие цели.

1. Развивать фонематический слух, память, мышление.

2. Формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слогов , слов.

Коррекционно-воспитательные цели.

1. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии .

2. Воспитание самостоятельности, активности.

Оборудование :

Предметные картинки, кассы, карандаши, тетради.

Предметные картинки. (белка, бейсболка, брусника, брюки, божья коровка, бинт, библиотекарь, азбука, рыба, арбуз, яблоко, обезьяна, клубника, бабочка).

Карточки с буквой Б .

Картинки на фланелеграфе. (балалайка, берёза, банан, бочка, губы, футболка, яблоко, бабочка) .

Карточки для обозначения места звука в слове .

Карточки для схемы слова.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед . Сядет тот, кто вспомнит картинки на звук К . К` (тема пройденного занятия )

Дети называют слова (кот, коза, кит, клумба) .

2. Знакомство с новой темой.

Логопед . К нам сегодня в гости пришёл Буратино и принёс Азбуку. Он хочет вас познакомить со звуками [Б] , [Б`] и буквой Б .

С какого звука начинается слово Буратино?

Дети. Со звука [Б] .

Логопед . Давайте произнесём звук [Б] .

Дети вместе с логопедом произносят звук [Б] .

Логопед . При произнесении звука есть преграда ?

Дети. Есть.

Логопед . Какая?

Дети. Губы.

Логопед . Значит это какой звук ?

Дети. Согласный.

Логопед . Давайте проверим, какой это звук ? Звонкий или глухой?

Дети закрывают ладошками уши, произносят звук Б , определяют, что он звонкий.

Логопед обращает внимание детей на картинки бабочки и белки. В слове бабочка звук Б твёрдый , а в слове белка звук Б мягкий .

3. Характеристика звука [Б]

Логопед . Звук Б - согласный , звонкий. Может быть твердым, может быть мягким.

Дети повторяют характеристику звука Б .

4. Игра для развития фонематического слуха «Поймай звук »

Логопед . Я буду произносить различные звуки , когда услышите звук [б] или [б`] вы должны хлопнуть в ладоши.

1. В слогах. та – ба -па- ко- би –по –бу –ка- бо –бы –ка – бэ.

2. В словах. Соки, белка, бант, кран, баран, сапоги, кубики, дудка, барабан, верба, люди, труба, топор, абрикос.

5. Игра «Послушай и повтори» .

Логопед . Ба – бо - бу - бы.

Бо – бу – бы - ба.

Бу – ба – ба -- бо.

Бы - ба – бо – бу.

Ба – бо – бы, на дворе стоят столбы.

Бу – бы - ба, из окна торчит труба.

Ба – ба - ба, вот стоит изба.

Бу – бу – бу, купите мне трубу.

Бы – бы – бы, я несу грибы.

Бе – бе – бе, я иду к тебе.

Дети повторяют за логопедом .

6. Место звука в слове .

Логопед предлагает детям рассмотреть картинки, которые находятся на доске и определить место звука Б в словах : (белка, рябина, брюки, божья коровка, бинт) .

Логопед вызывает детей к фланелеграфу.

Даша. Это балалайка. Звук Б находится в начале слова.

Кирилл. Это банан. Звук Б находится в начале слова.

Ярослав. Это яблоко. Звук Б находится в середине слова.

7. Дополни предложение.

Логопед загадывает загадку .

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(бабочка)

Логопед произносит предложение и показывает карточку с бабочкой. Дети должны закончить предложение.

Таня нарисовала---(бабочку)

Таня любуется своей--- (бабочкой)

Она рассказывает старшей сестре о---(бабочке)

8. Физ. Минутка. «Буратино»

Дети выполняют движения под музыку.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

9. Работа в кассах

Дети читают буквы (хором, индивидуально) А, О, У, И. Т, П, М, Н, Б.

Печатают в кассе слова Бок, бак, бык. Делают звукобуквенный анализ слова бык .

Логопед . Какой первый звук ?

Дети. Звук [б]-согласный , твердый.

Логопед . Какой второй звук ?

Дети. Звук [ы]- гласный .

Логопед . Какой третий звук ?

Дети. Звук [к]- согласный , твердый.

Логопед . Сколько всего звуков в слове бык ?

Дети. Три звука .

10. Работа в тетрадях.

1. Штриховка буквы Б (синим, зеленым карандашом)

2. Печатанье буквы Б б

Итог занятия .

Логопед . С какими звуками мы сегодня познакомились?

Дети. Со звуками [Б] , [Б’]

Логопед . Где этот звук может находиться в слове?

Дети. В начале, в середине, в конце слова.

Логопед . Дайте характеристику звуку [Б] .

Дети. Звук [Б] - согласный , звонкий, может быть твердым, а может быть мягким.

Логопед . Что больше всего вам понравилось на занятии ?

Дети Работать в кассах. .

Буратино угощает детей.

наталья омельченко
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Б], [Б’]»

Тема : «Звуки Б , Б’. Буква Б» .

Цель : познакомить детей со звуками Б-Б’ и буквой Б .

Задачи : уточнить произношение звуков [б] , [бь]; дифференцировать звуки по твердости-мягкости; учить выделять звуки из состава слова ; продолжать обучение чтению прямых слогов, упражнять в анализе односложного слова.

Оборудование : сигнальные фонарики (синие, зеленые, красные квадраты, индивиду-альные схемы, картинный материал.

Ход ос:

1. Организационный момент

Сядет тот, кто назовет первый звук в слове : кот, парта, Тоня, Соня, цапля, зонт, пушка, конь.

2. Объявление темы.

Послушайте внимательно слова, какой звук часто встречается в начале этих слов : бочка, батон, бант, банан, Буратино. (правильно звук [б] ) . А какой звук встречается в начале этих слов : бинт, белка, билет, белый? (правильно звук [бь] ) . Сегодня вы познакомитесь со звуками [б] , [бь] и буквой «Б» .

3. Анализ артикуляции звуков [б] , [бь].

Послушайте, как блеют бараны : большой блеет б-б-б,

маленький – бь, бь, бь.

Давайте вместе произнесем звук [б] .

Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются)

Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты.)

Какое положение принимает язык? (Язычок спокойно лежит во рту.)

Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук [б] звонкий .

- Звук [б] - согласный , твердый, звонкий, мы обозначаем его синим цветом.

Аналогично анализируется произнесение звука [бь] . (обращается внимание на то, что при произнесении звука [бь] губы слегка растгиваются).

- Звук [бь] – согласный , мягкий, звонкий, мы обозначаем его зеленым цветом.

4. Закрепление звуков [б] , [бь].

Дети по очереди по просьбе логопеда изображают песенки большого и маленького баранов тихо и громко.

5. Дифференциация звуков [б] , [бь].

Игра «Будь внимательным» (с сигнальными фонариками) . У детей на столах зелёный и синий квадраты. Если логопед произносит звук [б] – дети поднимают синий квадрат, если [бь] – зелёный.

-звуки [б] , [бь]: б, бь, бь, б, б, б;

- звуки [б] , [бь] в слогах : ба, би, бе, бо, бу, бю, бы, бэ;

- звуки [б] , [бь] в словах : бинт, болото, кабинка, белка, босой, кобра, обезьяна, бобр, воробей.

6. Произнесение звуков [б] , [бь] в словах.

Посмотрите на доску. Перед вами картинки. Картинки, в названии которых есть звук [б] , мы подарим большому барану, в которых есть звук [бь] – маленькому барану. (баран, банан, собака, кабан, грибы, арбуз, обезьяна, белка, бизон, комбинезон, билет).

Логопед раздает детям картинки. И просит их обозначить звуки [б] , [бь] на схематической полоске слова зеленым или синим квадратом.

7. ФИЗМИНУТКА «Под веселые напевы

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

8. Игра «лишнее слово» .

Логопед называет слова, в трех из которых есть звук [б] или [бь] , в четвертом противоположный. Дети называют лишнее слово, объясняют свой выбор.

9. Знакомство с буквой Б

- Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. И к нам пришла буква Б

Буква Б – просыпается рано.

Буква Б – бочонок с краном.

Рассматривание, отыскивание, обведение контура, печатание.

10. Слитное чтение слогов с буквой «Б» .

Напоминаю вам, что буквы мы видим, пишем и читаем. Посмотрите на доску, перед вами слоги. Приготовились читать.

11. Звуковой анализ слова БЫК .

Назовите последовательно звуки в слове БЫК . Логопед параллельно выкладывает соответствующие буквы.

Назовите первый звук (Б) . Дайте характеристику звука . Какой он. Обозначьте звук под буквой .

Назовите второй звук (Ы) . Дайте характеристику звука . Какой он. Обозначьте звук под буквой .

Назовите третий звук (К) . Дайте характеристику звука . Какой он. Обозначьте звук под буквой .

Сколько всего звуков в этом слове ?

Сколько согласных?

Сколько гласных?

12. Итог ос.

Публикации по теме:

Дифференциация звуков Н-М. Подготовительная группаЗадачи: 1. Учить детей давать сравнительную характеристику звуков Н, М. 2. Учить детей.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Цели: Закрепление навыка различения и правильного употребления звуков [С] и [Ш]. Развитие фонематических процессов. Развитие внимания,.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Т’] - [Д’]» Цели: Коррекционно – образовательные: - Учить детей характеризовать звуки «Т’ - Д’» с опорой на различные виды контроля; - Формировать.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация шипящих звуков» Задачи: 1. Активизировать в речи детей употребление предложений, прилагательных (подбором определений); закрепить умение описывать предмет.

Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы «Путешествие в страну звуков. Дифференциация звуков [Л], [Л’]» Цель: Создание социальной ситуации для развития речи детей в процессе ознакомления со сказкой В. Катаева «Цветик - семицветик» Задачи:.

Занятие по фонетике с группой студентов из 2 человек. Начальный уровень.

Продолжительность – 90 мин.

Цель занятия: постановка звуков [Б"], [П"],[В"],[Ф"]. Отработка правильного произношения этих звуков.

Языковой материал:

1. Схематичные рисунки артикуляции указанных согласных.

2. Раздаточный материал – упражнения для студентов.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Организационный момент (1 мин) : Приветствие, раздача студентам части раздаточного материала.

Вводная беседа (3-5 мин): как дела у студентов, что они делали вчера вечером, разговор о погоде.

Речевая разминка: Повтор звуков изученных на прошлом уроке звуков.

Бо́ря По́ле дал ири́ску,
По́ля Бо́ре - барбари́ску.

Ве́ра Фе́де вручи́ла фона́рь,
Фе́дя Ве́ре – конфе́ты.

До́ждь на лу́жах

Ста́вит то́чки.

Мол, тепло́ конча́ется.

Сло́вно ла́сточки

Листо́чки

Улете́ть пыта́ются.

Хо́дит до́ждь по переу́лку

И до са́мой темноты́

Приглаша́ет на прогу́лку

Сапоги́, плащи́, зонты́.

Новый материал:

Если после буквы «?» стоят:

Ь ь, Я я, Е е, Ё ё, Ю ю, И и

то звук «?» становится мягким.

Артикуляция:

Твердый Мягкий

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ [Б"] и [П"]

· [Б"] - мягкий звонкий согласный.

губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Повторение разницы положения языка при твердом и мягком согласным.

Слушайте и повторяйте слоги:

Бя – бя – бя Бё – бё – бё Бю – бю – бю Бе – бе – бе Би – би – би Бя – бё – бю – бе - би Бё – бю – бе – би– бя Бю – бе – би – бя – бё Бе – би – бя – бё – бю Би – бя – бё – бю – бе

Повторение за преподавателем слов со звуком [Б"]:

Под ударением: бег, бью, би́нт, би́тва, би́сер, бе́дный, бе́дность, бе́лый, бе́лка, бе́рег, каби́на, заби́тый, люби́ть, разби́ть; обе́д, обе́дать, забе́г, побе́лка, ребё́нок, ребя́та, бя́ка, тебя́, себя́, бюст.

Без ударения: бизо́н, биле́т, бино́кль, библиоте́ка, беда́, бегемо́т, бензи́н, бельё́, бере́т, берё́за, бюро́, кабине́т, собира́ть, забира́ть, обезья́на, забежа́ть, побели́ть, бюжде́т, бюро́, бюдже́т.

В конце слова: ско́рбь, зябь, го́лубь, про́рубь.

Чистоговорки:

Би - би - би – гуди́т маши́на, не пое́ду без бензи́на.

Би - би - би – гро́мко не труби́.

Бе - бе - бе – игра́ю на трубе́.

Бе - бе - бе – идё́м к тебе́.

Поговорка: Береги́сь бед, пока́ их нет.

Дифференциация звуков Б – БЬ

Повторить слоги:

Ба - бя бы - би бу - бю бо - бё

Бя - ба би - бы бю - бу бё – бо

Ба - бя - ба бы - би - бы бю - бу - бю бё - бо - бё

Бя - ба - бя би - бы - би бу - бю - бу бо - бё - бо

Повторить слова:

Ба́ки – бя́ки Бу́нт – би́нт

Бале́т – биле́т Бы́ть – би́ть

Ба́нт-би́нт Бы́л – би́л

Каба́н – каби́на Бато́н – бето́н "

Лю́ба – люби́ть Руба́ха – руби́ть

Бу́лка – бе́лка

Боли́т – бели́ть

Чистоговорки:

Бы - би - бы - я несу грибы́.

Бы - би - бы - во дворе́ стоя́т столбы́.

Ба - бя - ба - из окна́ торчи́т труба́.

Би - бы - би - ты меня́ люби́.

Поговорки: Бога́тый бе́дному не бра́т.

Прочитайте предложения и распределите слова в таблицу ниже:

Мы бу́дем бу́квы изуча́ть. У нас в кварти́ре но́вая ме́бель.Зимо́й мы ныря́ем в про́рубь. Мы бу́дем о́чень мно́го зна́ть! Лю́ба несе́т бидо́н с молоко́м. На берегу́ сиди́т рыба́к. У соба́ки бу́дка под берё́зой. Я люблю́ бу́лочку с дже́мом. Бу́лочник стучи́тся в две́ри к нам! К окну́ прилете́л го́лубь. Бо́ря раз­би́л ва́зу. У бе́дного бегемо́та боли́т живо́т. Лю́ба иде́т в каби­не́т. Я вы́играла автомоби́ль.

Повторение за преподавателем слов со звуком [П"]:

Под ударением: пир, пень, петь, печь, пя́ть, пя́тка, пя́тна, пи́во, пи́ск, пи́ща, пи́ла, пи́цца, пе́на, Пе́тя, пе́чка, пе́ние, опя́ть, опя́та, кипяти́ть, храп́ят; доп́ить, опи́лки, копи́лка, допе́ть, напе́ть, сопе́ть, испе́чь, запе́ть, капе́ль, храпе́ть, сапё́ры, напё́рсток.

Без ударения: пить, пио́н, письмо́, пило́т, пиро́г, пету́х, пе́сня, песо́к, пингви́н, пече́нье, пена́л, перо́, перча́тка, переме́на, кипято́к, компью́тер, то́пят, пюре́, вы́пить, капита́н, дописа́ть, ка́пельки, исписа́ть, храпе́ть, наперё́д, капюшо́н.

В конце слова: топь, сыпь, зыбь (пь), цепь, степь.

Чистоговорки:

Пе-пе-пе – сори́нки в крупе́.

Пей-пей-пей - воду допе́й!

Пи-пи-пи - не сопи́.

Пи-пи-пи – зна́ния копи́.

Скороговорка: Пе́тя пили́л пило́й пе́нь. У пенько́в опя́ть пя́ть опя́т. Из-под пи́лки летя́т опи́лки.

1. Произнести ряды слогов и их сочетания.

ба-бо ба-бу-бо ба-бо-бу-бы аба-або-абу-абы

бо-бу бо-бу-ба бы-ба-бо-бу бам-бом-бум-бым

бу-ба бу-ба-бо бу-ба-бы-бо вба-зба-льба
ба-бы

2. Прослушать и повторить слоги (отраженно и по графической схеме).
Какой по счету слог ударный?

Ба-ба, ба-ба, ба-ба-ба, ба-ба-ба, ба-ба-ба (так же с другими гласными).

3. Повторить ряды слогов. Подчеркнутый ряд слогов повторить, постепенно

ускоряя темп.

а) Ба-ба-ва, ба-ба-ва и т. д.
Ва-ва-ба, ва-ва-ба и т. д.

б) Ба-ба-бу, ба-ба-бу, ба-ба-бу и т. д.
Бу-бу-ба, бу-бу-ба и т. д.

в) Бу-бо-ба, бу-бо-ба, бу-бо-ба и т. д.
Бо-бу-ба, бо-бу-ба и т. д.

4. Закончить слова по картинкам.

Ры(ба), клу(бок), троллей (бус), бара(бан), тру(ба), сдо(ба), гри(бы).

Звук б в словах

1. Назвать слова на с. 67).

2. Отгадать загадку.

Заворчал живой -замок.

Лёг у двери поперёк. (Собака.)

3. Выбрать картинки, в названиях которых есть звук б, и назвать их.
Земляника, бусы, бык, альбом, конфеты, банан, батон, малина, зубы.

4. Назвать картинки. Определить с помощью хлопков количество слогов

3. Охарактеризовать звук.

И . РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

бь.
Бя, ба, бу, би, бы, бе, ба, бо, бё, ...

бь.

Бык, белка, бок, брови, брошка, бумага, берег, ребята, избушка, баранки, билет, бидон.

III . АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА БЬ Звук бь в слогах

1. Повторить ряды слогов.

би-бе би-бе-бе би-би-бе бе-би-бе

бе-би бе-би-би бе-бе-би би-бе-би

2. Повторить ряды слогов. Сколько слогов в каждом ряду? Который из них ударный?

Би-би, би-би, би-би-би, бй-би-би, би-би-би.

3. Повторить ряды слогов.

Би-би-ми, би-би-ми, би-би-ми и т. д. Ми-би-би, ми-би-би, ми-би-би и т. д.

Звук бь в словах

1. Назвать слова со звуком бь по картинкам или отраженно (см. слова
на с. 67).

2. Назвать картинки. Отобрать слова, состоящие из одного слога (двух:
трех слогов).

Бинт, билет, кабина, кубик.

3. Игра.«Угадай» .

Лексический материал: обезьяна, кубики, бинт, билет.

4. Отгадать загадку.


Живу я в жарких странах, Качаюсь на лианах.

Ем сладкие бананы, А кто я? (Обезьяна.)

Звук бь в предложениях

Повторить за учителем.

Мы ели вкусный обед. У Нины билет в кино. Беленький зайка - беляк!

Звук бь в текстах

Прослушать текст. Повторить за учителем каждое предложение с опорой на рисунок. Выучить текст.

У Вани новые кубики и автомобиль. В кузове автомобиля - кубики. Ваня возит автомобиль.

IV . РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Произвести анализ слов Бим, кабина. Сколько гласных звуков в каждом слове? Сколько слогов в каждом слове? Почему?

2. Какое слово получится из слогов ка, би, на ? (Можно провести игру, аналогичную игре «Живые звуки»,- см. с. 19.)

Звуки б- бь

I . ХАРАКТЕРИСТИКА И СРАВНЕНИЕ ЗВУКОВ

1. Произнести звуки б и бь.

3. Охарактеризовать звуки.

II. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Поднять руку, услышав в слове звук б (или бь).

Баран, буква, обед, борода, столбик, каблук, берёза, кубики, азбука, ...

III . ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Б - БЬ

Звуки б и бь в слогах

1. Повторить ряды слогов.

бы-би бы-бы-би би-бы-би

би-бы би-бы-бы бы-би-бы

2. Повторить ряды слогов.

бы-би-би бы-би-би бы-би-бе бы-би-бе

Звуки б и бь в словах

1. Назвать картинки и сказать, в каком слове есть звук б , а в каком -
звук бь.

Банка, азбука, буквы, бусы, обезьяна, бананы, билет, кубики, бинт, собака, бык, кабина, незабудки.

2. Определить, какой звук есть в кличках собак - б или бь.
Бим, Булька, Бобик.

3. Закончить строки стихотворения при повторном прослушивании.

Жил человек рассеянный на улице Бассейной.

Он отправился (в буфет) покупать себе... (билет).

Всех излечит, исцелит Добрый доктор. .. (Айболит).

Для питания машин наливают... (в бак бензин).

4. Выбрать и вставить подходящие по смыслу слова в предложения.

Мы... в цирке.

В футбольные ворота... гол.

били или были? забыли или забили?

Звуки б и бь

1. Кратко ответить но вопросы к сюжетным картинкам. Назвать и показать
на картинках кабину, альбом, беседку. Назвать слова со звуком б или бь

Куда садится шофёр? Где сидит шофёр?

Куда входят дети? Где находятся дети?

Куда наклеили картинки? Где лежат открытки?

2. Игра «Бывает - не бывает». Детям предлагается дать полный ответ
на вопрос, бывает или не бывает предмет синим.

Образец. Василёк, бывает синий. Лиса не бывает-синяя.

Лексический материал: бант, батон, бинт, бельё, будка, блин, собака.

* 3. Повторить предложения за учителем с опорой на картинки.

4. Определить количество слов в предложении Вова любит бананы

Звуки б и бь в текстах

1. Повторить потешки за учителем. Выделить сначала слова со звуком б,
а потом - со звуком бь. Выучить наизусть.

У забавной обезьяны Все обезьяны

Были вкусные бананы. Любят бананы.

2. Прослушать текст. Повторить за учителем каждое предложение.
Ответить на вопрос. Первое предложение повторить, постепенно ускоряя
темп.

Бобик

У Любы собака Бобик. Бобик весь беленький. Люба любит Бобика.

Бобик, на хлеба!

Бобик виляет хвостом. Он знает Любу.

Как зовут Любину собаку?

IV РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Произвести анализ слов бинт и бант. Сравнить их звуковой состав.

2. Сравнить звуковой состав слов забыли и забили. Сколько гласных
звуков в каждом слове? Сколько слогов в каждом слове? Почему?

3. Определить место звуков б и бь в слове бубен.

4. Какие слова получатся?

1-й звук - б, 2-й звук - а, 3-й звук - к .

1-й звук - бь , 2-й звук - и , 3-й звук - м .

Звуки б, бь - п, пь

I . ХАРАКТЕРИСТИКА И СРАВНЕНИЕ ЗВУКОВ

1. Произнести звуки б, бь и п, пь.

2. Уточнить и сравнить артикуляцию звуков.

3. Охарактеризовать звуки.

II. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Поднять руку, услышав в слове звуки п , пь (или б, бь).

Брюки, песня, бабочка, берёза, пила, потолок, пирог, клубок, копейка, кабина, сапог.

Бегаю, падаю, пишу, пою, бужу, броса, копаю, обедаю.

Ill ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Б , БЬ - П , ПЬ

Звуки б, бь и п, пь» в слогах

1. Повторить ряды слогов.

па-ба пе-бе ба-па-па бна-пна-бна

бо-по бе-пе ба-ба-па пли-бли-пли

бу-пу пи-би пи-пи-би зба-спа-спа

бы-пы би-пи пи-би-би спа-зба-спа

2. Игра «Наоборот» (см. с. 64). Ученикам предлагаются слоги разной
структуры.

3. Повторить ряды слогов.

а) ба-ба-па ба-ба-па
па-па-ба па-па-ба

б) пи-би-би пи-би-би
би-пи-пи би-пи-пи

Звуки б, бь и п, пь в словах

1. Назвать картинки. Определить, в каких словах есть звуки б, бь, а в
каких - звуки п , пь. Расставить картинки в два ряда.

Бак, бык, паук, букет, банка, папка, пастух, бинт, петух, билет, пальто, собака, капуста, спутник, автобус, апельсин.

2. Повторить ряд слов в данной последовательности.

Бант, бинт, паук, петух; кепка, папка, бублик, банка; буфет, билет, пакет, букет.

3. Закончить предложения. При повторном прослушивании закончить
предложения с помощью вопросов к картинкам.

На соднце вредно находиться (без чего?) ... (без панамы). Павлик выжимал сок (из чего?) ... (из апельсина).

Щи - это суп (с чем?) ... (с капустой).

Дети могут поднимать карточки с условным обозначением звонкого согласного звука.

Звуки б, бь и п, пь в предложениях

1. Повторить предложения за учителем и назвать слова со звуками б,
бь, а потом - со звуками п, пь,

У Томы в косах бант. Мы запустили новый спутник. Вкусен суп из бобов! Люба и Поля любят собак.

2. (Наращивание предложений.)

У Поли букет. У Поли букет и папка. У Поли букет, папка и билет. У Поли букет, папка, билет и апельсин.

3. Дать полные ответы на вопросы учителя к картинкам. Назвать слова со звуками б, бь, а потом - со звуками п, пь.

Что ест Люба? - Люба ест апельсин.

Что купили Павлику? - Павлику купили бинокль.

Что снимает Люба? - Люба снимает пальто.

Кого обнимает Павлик? - Павлик обнимает маму.

4. Составить предложения из данных слов по вопросам учителя.

Поля, заплетать, коса.

Павлик и Люба, сесть, в автобус.

Павлик и Люба, лепить, зимой, баба.

5. Определить количество слов в предложении. Составить его схему.
Люба снимает пальто.

* 6. Повторить предложения за учителем. Назвать слова со звуком б.

Люба зимой носит валенки, а летом - тапки. Вова летом носит панаму, а осенью - кепку.

Звуки б, бь и п, пь в текстах

1. Прослушать текст. Повторить за учителем по одному предложению.
Ответить на вопросы. Назвать слова со звуками б, бь или п, пь.

Летом Люба и Пахом были у бабы Полины. Они бывали в лесу. Купались, ели малину. Они сели на поезд и поехали к маме и папе.

У кого были Люба и Пахом?

Как они отдыхали?

Как они вернулись домой?

2. Прослушать текст. Ответить на вопросы. Выучить текст.

Павлик и Люба ходили в зоосад. Там были обезьяны, пони, утки. Забав­ные обезьяны ели бананы и апельсины. Люба и Павлик катились на пони.

Куда ходили Люба и Павлик?

На ком катались Люба и Павлик? Что делали обезьяны?

IV . РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Произвести анализ слова паук.

2. Сравнить звуковой состав слов-действий пили и били.

3. Какие слова получатся?

1-й звук - п, 2-й звук - у, 3-й звук - х. 1 - и звук - б, 2-й звук - ы, 3-й звук - к.

4. К какому из данных слов подходят схемы?
Кубик, пили, бык, паук.

Сколько гласных звуков в каждом - слове? Сколько слогов в каждом слове? Почему?

Дополнительный словарь

Полюбить, побывать и другие глаголы с приставкой по-.

ЗВУК ТЬ

Словарь

I. Слова без стечения согласных

Существительные

Тюль, тень, сеть, путь, тётя, утюг, метель, утёнок, котёнок, те­ лёнок, ботинок, телефон, паутина, занятие.

Пить, петь, мыть, лить, пилить, лететь, купить, косить, хотеть, мяукать, баюкать, поливать.

Прилагательное

Тихий.

Тихо.

Числительное

Пять.

II. Слова со стечением согласных

Существительные

Кость, стена, тесто, костюм, листья, тюльпан, аптека , телятник, темнота, аистёнок, библиотека."

Есть, спать, нести, мести, стоять, плести, плясать, ответить.

Прилагательные Тёмный, тесный, стеклянный.

Наречия Тесно, темно.

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

1. Произнести звук ть.

2. Уточнить артикуляцию звука.

3. Охарактеризовать звук.

II. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

1. Поднять руку, услышав в слоге звук ть.

Тя, ка, са, те, то, со, тю, ку, су, ту, те, ты, ... Тя, ся, те, то, сё, тю, сю, ту, те, се, ке, ты, ...

2. Поднять руку, услышав в слове звук ть.

Тело, кепка, торт, сила, сено, кино, теремок, трава, телёнок, котёнок, лисёнок, гусь, локоть, кровать.

ТЬ
Звук ть в слогах

1. Произнести ряды слогов.

ти-те-тя ать-оть-уть тьи-тье-тьё пти-сти-фти

те-тё-тю ить-еть-ять тьё-тью-тье пте-сте-кте

2. Повторить ряды слогов.

Ти-ти-те, ти-ти-те, ти-ти-те и т. д. Ти-тё-тё, ти-тё-тё, ти-тё-тё и т. д. Тё-тя-тя, тё-тя-тя, тё-тя-тя и т. д.

3. Повторить ряды слогов. Сколько слогов в каждом ряду? Который
из них ударный?

Ти-ти-ти, ти-тй-ти, ти-ти-ти и т. д.

Звук ть в словах

1. Назвать слова со звуком ть по картинкам или отраженно (см. словарь
на с. 76).

2. Определить по картинкам детенышей, в названиях которых есть звук ть.
Произнести названия, постепенно ускоряя темп.

Телёнок, козлёнок, котёнок, лисёнок, утёнок, львёнок, ослёнок.

3. Назвать картинки. Определить с помощью хлопков количество слогов
в каждом слове. Разложить все картинки на три группы: односложные,
двухсложные и трехсложные слова.

Кость, стена, метель, телефон, аптека, пять, костюм, утюг, тюльпан.

4. Закончить строки стихотворений при повторном прослушивании.

Кто не знает дядю (Стёпу)? Подъезжают к семафору -

Дядю (Стёпу) знают все. Что такое за обман?

Никакого семафора -

Он разыскивал на рынке (На пути стоит Степан).
Величайшие (ботинки).

ть.

Катя пасёт телёнка. Зимой часто метут метели. Тюльпаны очень красивые цветы.

6. Запомнить и произнести ряд слов. Расставить картинки в той же
последовательности.

Котята - котёнок, телята - телёнок:

7. Назвать маленький предмет или назвать предмет ласково, например:
лист - листик.

Лексический материал: винт - ... , билет - ... , букет -... , компот -... , самокат - ... , пакет - ... , самолёт -... , бинт -... , бант -... .

Звук ть в словосочетаниях и в предложениях

1. Договорить предложения с помощью предметных картинок и вопросов.

а) Картину повесили (куда?) ... (на стену.). Мы пойдём за лекарством (куда?) ... (в аптеку).

* б) На столе стоит ваза (с чем?) ... (с тюльпанами). Около конуры стоит миска (с чем?) ... (с костями). Осенью дети собрали букеты (из чегo?) ... (из листьев).

2. Повторить предложения за учителем.

Настя любит тюльпаны. В небе летят самолёты. За окном метёт сильная метель. На плите стоит утюг. У Бобика в зубах кость. В комнате темно. Звук пь - мягкий звук. Паук плетёт паутину.

3. Игра «Лото». Игра состоит из шести больших и маленьких карт,
разделенных пополам: на одной половине изображены один или несколько
детенышей (например, котенок или котята), другая половина пустая.

На наборном полотне - шесть маленьких карт с изображением тех же детенышей. Ученикам раздается по одной карте. Учитель спрашивает: кого котенок?»

Образец. У меня котёнок. У меня котята.

Правильно ответивший ученик берет с наборного полотна нужную ему картинку.

Лексический материал: котёнок - котята, утёнок - утята, телёнок - телята. Игра. может быть усложнена взаимоопросом - ученики задают друг другу вопрос: «Кто у тебя?»

Звук ть в текстах

1. Выучить наизусть стихотворения. Назвать слова со звуком ть.

Нельзя котику мяукать, Спят утята, спят котята,

Станет Настеньку баюкать, Ослик спит, и козлик спит.

Станет котик напевать, Двое маленьких котят

Станет сны навевать. Спать сегодня не хотят.

2. Прослушать и отгадать загадку.
Мохнатый, усатый, ест и пьёт, песни поёт.

Преобразовать текст, используя «ласковые» слова; выучить наизусть. Мохнатенький, усатенький, ест, пьёт, песенки поёт.

3. Прослушать тексты. Ответить на вопросы к тексту. Выучить тексты.
Назвать слова со звуком ть.

В аптеке

Мама и Витя были в аптеке. Они купили витамины . Пить витамины полезно.

Где были мама с Витей? Что они купили в аптеке?

В библиотеке

Тима и Настя любят сказки. Они были в библиотеке. Там есть сказки. Тима и Настя взяли любимые сказки.

Где были Тима и Настя? Что они взяли в библиотеке?

IV . РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Определить с помощью хлопков количество слогов в слове паутина.

2. Произвести анализ слова котик. Составить схему этого слова. Обозна-­
чить место ударения.

ЗВУКИ Д, ДЬ

I. Слова без стечения согласных

Существительные

Дом, дым, дуб, дед, день, вода, беда, дядя, бидон, медаль, педаль, диван, домино, посуда, победа, лебеди, соседи, задание.

Дую, иду, веду, даю, еду, делю, думаю, кидаю, сидим, ходим, видим, надену, подаю, обедаю.

Прилагательные

Дикий, ледяной, далёкий.

Куда, никуда, далеко.

Числительное

Один.

II . Слова со стечением согласных

Существительные

Дно, сдоба, следы, льдина, индюк, сундук, двойка, бульдог , длина, десна, доска, дельфин, звезда, дневник, здание, садовник, будильник, добавка, команда, понедельник, до свидания.

Глядим, подвину.

Прилагательные

Длинный, дальний, медный, задний, сдобный, дневной, удобный, ядовитый.

Днём, здесь, везде, давно, вдали, всюду, удобно, издалека.

Числительные

Одна, две.

ЗВУК Д

I . ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

1. Произнести звук д.

2. Уточнить артикуляцию звука.

3. Познакомить с понятием «твердый согласный звук».

4. Охарактеризовать звук.

II. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

1. Поднять руку, услышав в слоге звук д.

Да, га, ба, да, ... (так же с другими гласными). Та, да, до, то, ту, ду, ды, ты, ...

2. Поднять руку, услышав в слове звук д.

Дом, гром, бок, двор, туфли, губы, трава, трамвай, дупло, подушка.

III. АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Д Звук д в слогах

1. Произнести ряды слогов и их сочетаний.

да-до ада-одо дво-дно дли-дле-для

да-ду уда-оду два-дна вда-гда-зда

до-ды ода-уду

2. Повторить ряды слогов.

Да-да-ду, да-да-ду и т. д. Ду-да-до, ду-да-до и т. д.

Звук д в словах

1. Назвать слова со звуком д по картинкам или отраженно.

2. Назвать картинки и определить с помощью хлопков в словах количество слогов.

Дым, доска, дом, дуб, бидон, посуда, сдоба.

3. Запомнить и назвать имена девочек со звуком д.
Ада, Ида, Люда, Лида.

4. Отгадать загадку.

Меня льют. Всем нужна я.

Меня пьют. Кто я такая? (Вода.)

5. Прослушать предложения, выделить и произнести слова со звуком д .

У дома стоит высокий дуб. В бидон налили тёплую воду. Лида и Коля купили тыкву!

Звук д в словосочетаниях и в предложениях

1. Повторить за учителем словосочетания с опорой на картинки.

Бидон для воды, поднос для посуды, доска для хлеба.

2. Кратко ответить на вопросы учителя к картинкам, употребляя предлог под.

Куда опускается подводная лодка? (Под воду.) Куда поставили скамейку? (Под липу.) Куда бежит ёжик? (Под ель.)

3. Повторить предложения отраженно. Произнести первое предложение,
постепенно ускоряя темп.

Хлеб - еда, а не забава. У Лиды миндаль, у Дуни дыни. Подосиновик вылез из-под земли.

4. Игра «Что прибавилось?». На наборном полотне - ряд из четырех-
пяти картинок. Ученики называют их. Учитель незаметно для учеников
добавляет одну картинку и задает вопрос: «Что я добавил(а)?»

Лексический следы и т. д.

материал: доска, дым, вода, посуда, дома, дубы,

Звук д в текстах

1. Прослушать рассказ и ответить на вопросы к серии картинок,

У воды рос высокий дуб. Люда и Олег играли под дубом. Дымок лежал возле дуба. Олег догонял Люду. Они споткнулись и упали в воду. Дымок спас Люду. А Олег сам вылез из воды.

Где дуб? Где Люда и Олег? Возле кого Дымок? Кто упал в воду? Кого спас Дымок?

2. Выучить текст.

В лесу сухой дуб. Он давно засох. Вова и папа спилили дуб.

IV

1. Произвести анализ слов домик, дымок. Сравнить звуковой состав
этих слов.

Назвать ударный слог. Сколько гласных звуков в этих словах? Сколько слогов в этих словах? Почему?

2. Какие слова получатся?

1-й звук - д, 2-й звук - в, 3-й звук - а.

1-й звук - д, 2-й звук - о, 3-й звук - м.

ЗВУК ДЬ

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

1. Произнести звук дь.

2. Уточнить артикуляцию звука.

3. Охарактеризовать звук.

II. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

1. Поднять руку, услышав в слоге звук дь.

Дя, бя, ги, ди, би, . ..

Дю, тю, ти, ди, тя, де, дё, ...

2. Поднять руку, услышав в слове звук дь.
Девочка, гиря, льдина, ведёрко, котёнок, кабина, . ..

III . АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА ДЬ

Звук дь в слогах

1. Произнести ряды слогов.

ди-ди-ди де-де-де дё-дё-дё дя-дя-дя

ди-ди-де ди-де-де де-ди-ди де-де-ди

дя-дя-де дя-дё-дя дю-дю-дя дю-дя-ди

2. Повторить ряды слогов.

Ди-ди-де, ди-ди-де, ...

Зди-вди-льди, зди-вди-льди, ...

3. Произнести ряды слогов. Сколько слогов в каждом ряду? Который
из них ударный?

Ди-ди-дй, ди-ди-ди, ди-ди-ди. Звук дь в словах

1. Назвать слова со звуком дь по картинкам или отраженно (см. словарь
на с. 79).

2. Назвать картинки. Определить в словах место звука дь.

Льдина, диван, один, люди, лебеди, дельфин.

3. Выучить имена со звуком дь.
Дима, Дина, Вадик, Федя, Надя.

4. Игра «Кто больше запомнит?»

5. Прослушать предложения. Произнести слова со звуком дь.

Дина и Катя ходили по лесу. Котик спит на диване. Надя и Костя увидели в море дельфина.

Звук дь в предложениях

1. Повторить за учителем предложение. Назвать слова со звуком дь. На маленького Федю надели синюю панаму. Дима и Вадик сидели на

скамейке. Вадик и Дима ходили в лес за малиной. Весной мы видели собаку на льдине.

2. Игра «Кто больше запомнит?». (Наращивание предложений.)

Надя и Федя - соседи. Надя, Федя и Вадик - соседи. Надя, Федя, Вадик и Дима - соседи.

3. Ответить на вопросы учителя полным предложением, используя картинки, в названиях которых есть звук дь.

Учитель. Вы были в мебельном магазине. Что вы видели?

Учащиеся. Мы видели диван.

Так же. Вы были в деревне. Вы были в лесу. Вы были на пруду.

Лексический материал: диван, лебедь, медведь, индюк.

Звук дь в текстах

1. Выучить потешки.

Вадик, Вадик, посиди! Вадик, Вадик, не ходи! Диму с Диной не буди! Вадик с Димой, Вова с Диной В лес ходили за малиной.

2. Прослушать текст. Ответить на вопросы к тексту. Повторить каждое
предложение за учителем.

Дельфины

Мы с Димой ходили в кино. В кино мы видели дельфинов. Дельфины умные и сильные. Они находились в воде. Дельфины совсем не боялись людей.

Куда ходили мы с Димой? Кого мы видели в кино? Какие дельфины?

IV . РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Прослушать предложения и назвать слова со звуком дь.
Мы сидим на уроке. Мы видим красивые рисунки.

Произвести анализ слов сидим, видим. Составить их схемы. В каком из этих слов звук дь находится в ударном слоге?

2. Произвести анализ слова Дина. Составить схему этого слова. Добавить
звук ль в начало слова. Какое слово получится? Составить схему слова
льдина. Сравнить схемы слов Дина и льдина. Почему в каждом из этих слов
по два слога?

звуки д-дь

I. ХАРАКТЕРИСТИКА И СРАВНЕНИЕ ЗВУКОВ

1. Произнести звуки д и дь.

2. Уточнить и сравнить артикуляцию звуков.

3. Познакомить с терминами «твердый согласный звук» и «мягкий соглас­
ный звук».

4. Охарактеризовать звуки.

II. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

1. Поднять руку, услышав в слоге звук д, а потом - звук дь.
Да-до-ди-де-ду-дя-ди-ды-дё-дю и т. д.

2. Поднять руку, услышав в слове звук д, а потом - звук дь.

Душ, день, дерево, ведёрко, дорога, друзья, ягода, погода, одеяло, садик.

III . ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Д - ДЬ

Звуки д и дь в слогах

1. Произнести ряды слогов.

ду-дю до-дё ду-дю-дю вды-вде-вда

да-дя ды-ди да-дя-дя зды-зди-зде

2. Повторить ряды слогов (каждый слог 3-5 раз).

Ди-ды-ды, ди-ды-ды, ... и т. д. Ды-ди-ди, ды-ди-ди, ... и т. д.

Звуки д ч дь в словах

1. Назвать слова со звуками д и дь по картинкам или отраженно (см. словарь на с. 79).

2. Назвать картинки. Выбрать из них те, в названиях которых есть звук
д, а потом - звук дь. Расставить картинки в два ряда: со звуком д и со звуком
дь.

Льдина, диван, доски, дельфин, дыни, дым, лебеди, один, вода, два, люди, дом.

3. Запомнить и произнести ряд слов, расставить картинки в той же
последовательности.

Люди, дома, дыни, медведи. Лебеди, индюки, дубы, доски.

Звуки д и дь в словосочетаниях и в предложениях

1. Кратко ответить на вопросы учителя с опорой на предметные картинки.

Человек живёт (где?) ... (в доме). Рыба плавает (где?) ... (в воде). Белка живёт (где?) ... (в дупле).

2. На наборном полотне - картинка с изображением одного или двух
однородных предметов. Учитель спрашивает: «Угадайте, какое слово я
задумал (а). Один...?» (одна...? два.. .? две. ..? ...?).

Образец. Один дуб, одна доска и т. д. Лексический материал: дуб, доска, диван, льдина.

3. Повторить за учителем вопросы к картинкам и ответить на них полным
предложением.

Куда ходили Вадик и Лида? (В кино.)

Куда Вадик и Лида водили Диму? (В бассейн.) Куда Вадик и Лида налили воду? (В бидон.) Где сидели Вадик и Лида? (На диване.)

Звуки д и дь в текстах

1. Выучить поговорку.

Двое не один - в обиду не дадим.

2. Прослушать текст и повторить его за учителем. Ответить на вопросы
к картинкам.

На воде домики для лебедей. Два лебедя в воде. А два маленьких лебедя на досках у домика. Федя и Дима кидали лебедям крошки.

Где домики для лебедей? Где два маленьких лебедя?

3. Прослушать текст. Ответить на вопросы и выучить текст. Назвать
слова из текста со звуком д, а потом - со звуком дь.

У нас в садике скамейка. Мы её сбили из двух пеньков и одной доски. Посидим на ней и пойдём из садика домой.

Где скамейка? Из чего сбили скамейку?

IV . РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Назвать картинки: бидон, два, диван. Произвести анализ слов. Выбрать
из них слова, подходящие к схеме.

2. Прослушать предложение Дима был дома. Произнести слова со звуками
д и дь. Назвать ударный слог в этих словах. Какое слово получится из слогов
до и ма, ди и ма ? Какие слоги в этих словах разные?

ЗВУКИ Т, ТЬ - Д, ДЬ

I. ХАРАКТЕРИСТИКА И СРАВНЕНИЕ ЗВУКОВ

1. Произнести звуки т, ть и д, дь.

2. Охарактеризовать звуки.

II. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

1. Поднять руку, услышав в слоге звуки д, дь, а потом-звуки т, т«
Та, тя, дя, да, ду, дю, ты, ти, те, то, ды, ди, ту, тю, ...

2. Поднять руку, услышав в слове звуки д, дь, а потом - звуки т, ть

Делаю, дую, топаю, дёргаю, тяну, дышу, даю, держу, теряю, толкаю догоняю, трогаю.

III . ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Т, ТЬ - Д, ДЬ
Звуки т, ть и д, дь в слогах

1. Повторить ряды слогов.

де - те-де

ти - ди-ти

2. Повторить ряды слогов.

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста (обучение грамоте).

Тема: Звуки «Б», «Бь», заучивание стихотворения.

Подготовила: , воспитатель ДОУ

Цель: Продолжать учить различать твердые и мягкие согласные звуки «Б», «Бь» в словах, во фразовой речи.

Задачи: Учить называть первый звук в словах, находить в стихотворении слова, в которых есть звуки «Б», «Бь».

Развивать внимание, наглядно – образное и логическое мышление.

Закреплять умение делить слова на слоги, используя схемы.

Развивать графические навыки (рисование дорожек, бусинок).

Формировать интерес к речевой деятельности, умение самостоятельно решать разнообразные познавательные задачи.

Оборудование: мультимедийная презентация; проектор; экран; изображение клоунов Бима и Бома; предметные картинки и игрушки на звуки «Б», «Бь»; индивидуальные зеркала; флажки обозначающие твердость (мягкость согласных); цветные карандаши; индивидуальные карточки по пособию « От слова к звуку »; иллюстрации к стихотворению Г. Сапгира « Был у бабушки баран ».

Ход НОД

1. Оргмомент: психогимнастик.

Ребята, вы любите цирк? (Да)

А теперь представим, что вы играете на балалайке , трубе, барабане.

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы познакомимся со звуками «Б», «Бь». К нам пришли гости веселые клоуны: Бим и Бом.

Какой первый звук в имени Бом?

(звук «Б» твердый, согласный).

А какой первый звук вы услышали в имени Бим?

(«Бь» мягкий, согласный)

2. Артикуляционная гимнастика (работа с зеркалами).

Очень любит наш роток улыбаться (улыбка)


А подвижный язычок работой заниматься.

Наш язык лопатку сделал раз, два (лопатка)

А потом забор построил красота (заборчик)

Рядом с новеньким забором – желобок (желобок)

Почему несется воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи)

Мясорубку надо делать не спеша (мясорубка)

Физкультура получилась хороша.

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Давайте произнесем звук «Б» перед зеркалом.

Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта.

Какой звук «Б» гласный или согласный?

(согласный; твердый)

А как мы определяем какой звук (гласный или согласный)

Гласный можно пропеть (ниточка не рвется), а согласный мы пропеть не можем (ниточка рвется)

Раз мы знаем, что звук «Б» согласный, твердый, то будем обозначать синим цветом.

Звук «Бь» согласный, мягкий, будем обозначать зеленым цветом.

Давайте еще раз произнесем звуки «Б» и «Бь». Звук «Б» согласный, твердый.

Ребята звук «Б» твердый как камень, а звук «Бь» согласный, мягкий как перышко.

5. Произношение звуков «Б»., «Бь» в слогах. Развитие координации движений.

Бим и Бом любят играть на музыкальных инструментах. Они играют на барабане, трубе и балалайке. Давайте поиграем вместе с ними.

На барабане:

Бам – бом – бум – бим.

На трубе:

Би – ба – бо – би – ба – бо.

На балалайке:

Ба – бо – бу – ба – бо – бу.

Бим спрашивает, зачем вам цветные значки (чтобы обозначать звук).

Звук «Б» какой? (согласный, твердый обозначаем его синим цветом). Звук «Бь» какой? (согласный, мягкий обозначаем его зеленым цветом).

6. Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове.

Бим и Бом принесли нам подарки, в названии которх есть звуки «Б», «Бь». Только я запуталась, кто из них какой мешок с подарками принес. Давайте попробуем вместе разобраться.

Что у нас в первом мешке? (банан, баночка, бант, бубен). Какой звук встречается во всех этих словах? (звук «Б»). Где мы произносим звук «Б» (вначале слова).

А что у нас во втором мешке? (бинокль, белочка, бегемот, билет). Какой звук встречается во всех этих словах? (звук «Бь»).

Так кто нам подарил первый мешок с подарками? (первый мешок подарил Бом)

А кто подарил второй мешок? (второй мешок с подарками подарил Бим).

Пальчиковая гимнастика «Бабочка»

Бабочка – коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На березовой ветке.

Скрестите запястья обеих рук и прижмите ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы должны быть выпрямленными. Из положения « бабочка сидит на цветке » (ладони прямые, напряженные, пальцы вытянутые), переходим в положение « бабочка в полете: легкие, но резкие движения рук в запястьях – имитация полета бабочки ».

7. Деление слов на слоги.

Ребята как мы делим слова на слоги. С помощью хлопков. Посмотрите на доску и скажите, кто изображен? (Белка) Сколько слогов в слове белка? (в слове белка 2 слога) А теперь прямоугольник под картинкой разделим на столько же частей. Значит, прямоугольник разделим на 2 части.

Первый звук в слове белка звук «Бь» согласный, мягкий, зеленый. А сейчас тоже самое сделайте у себя на листке.


А сейчас кто изображен на картинке? (нарисован барабан) Сколько в слове барабан слогов? (в слове барабан 3 слога) Значит делим прямоугольник на 3 части. Первый звук в слове барабан, какой? Первый звук в слове барабан «Б» согласный, твердый, синий.

А кто сейчас нарисован на картинке? (нарисован бык) Сколько в слове бык слогов? (в слове бык 1 слог) Значит прямоугольник мы делим или нет? В слове бык первый звук «Б» согласный, твердый, синий.

8. Физминутка.

Бим и бом приглашают нас потанцевать. (Дети танцуют под веселую ритмичную музыку)

Общее расслабление:

Раз, два – выше голова

Три, четыре – плечи шире

Пять, шесть – тихо сесть.

9.Заучивание стихотворения.

Ребята, рассмотрите рисунок и послушайте стихотворение.

Был у бабушки баран,

Бил он бойко в барабан,

И плясали бабочки

Под окном у бабушки.

Задание и вопросы:

Назовите слова из стихотворения со звуком «Б» (был, баран, бойко, бабушки, барабан, бабочки).

Назовите слова со звуком «Бь» (бил).

Что делал баран у бабушки?

(бил он бойко в барабан).

Что делали бабочки?

(И плясали бабочки под окном у бабушки).

Это грустное, веселое или шутливое стихотворение?

Я, еще раз вам прочитаю стихотворение, а вы старайтесь его запомнить.

10. Звук «Б»

Ребята пройдите на свои места.

Вам Бим и Бом предлагают игру «Соедини правильно».

Назовите предметы, которые нарисованы на картинке (бинокль, бант, бегемот, бабочка)

Назовите слова со звуком «Б» (бант, бабочка). Назовите слова со звуком «Бь» (бинокль, бегемот).

Соедините картинки названия которых начинаются с твердого согласного звука «Б» синим карандашом. (бант, бабочка) А с мягкого согласного звука «Бь» - зеленым. (бинокль, бегемот)

11. Рисование «Бусы»

Бим и Бом очень любят рисовать и вам предлагают нарисовать бусы.

Но сначала мы разомнем свои пальчики.

Упражнение «Ежик».

Из каких геометрических фигур состоят бусы?

Какого цвета бусы?

Дорисуйте и раскрасьте бусы, как оказано на рисунке.

12. Рефлексия.

Ну что ж Биму и Бому пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо, ведь благодаря им, мы с вами узнали столько много слов со звуками «Б», «Бь».

Давайте еще раз вспомним слова со звуком «Б» (барабан, бык, банан, баночка, бант, бубен, бабочка, баран, бабушка)

А назовите слова со звуком «Бь» (белка, бинокль, бегемот, берет, билет)

А каким цветом обозначаем звук «Б», «Бь» (синим звук «Б», зеленым звук «Бь»).

Биму и Бому очень понравилось с вами заниматься. Они вам дарят на память бабочек.