Какой должна быть современная женщина-христианка? Эссе: "женщина в православной церкви". предмет: «основы религиозной культуры и светской этики

Наверное, ни о чем не написано столько, сколько об отношениях между . И в православном разрезе тоже. А может быть – особенно в православном разрезе.

Мне кажется, есть в православных взаимоотношениях мужчин и женщин некоторые нюансы, не совсем правильно понимаемые и той, и другой стороной. Поэтому часто одни обвиняют других (кто вслух, кто мысленно). Постоянно я встречаю публикации православных авторов, несколько агрессивно утверждающих мужскую доминанту. Скажем так: это верно лишь отчасти. Давайте вместе проследим по Писанию замысел Божий о мужчине и женщине.

Итак, впервые мы встречаемся с волей Божией о мужчине и женщине в (см.: 1: 26–29), где Бог заповедует человеческой семье плодиться и размножаться и владычествовать над зверями. Тут нет даже еще речи о какой-либо иерархии. Потому что вначале говорится о сотворении человека как феномена, а потом уже о разделении этого феномена. Как пишет : «В Божией идее человека, можно сказать – человека как гражданина Небесного Царствия, – нет различия на мужа и жену, но Бог, заранее зная, что человек падет, устроил это различие».

Ева такая же помощница Адаму, как и Адам – помощник Еве. Помощник – в богопознании через ближнего

Во 2-й главе книги Бытие мы подробнее узнаем о сотворении человека: Адам был сотворен первым, Ева вторая – из ребра Адама, как «помощник, подобный» Адаму (ср.: Быт. 2: 20). Некоторые склонны усматривать иерархию в том, что Ева – помощница Адаму: раз она помощница, значит, Адам – главный. Однако чтобы правильнее понять это место, нужно задать вопрос: а в чем нужно было помогать Адаму? Конечно, в Бытии есть слова о том, что Адам должен был возделывать Эдем и хранить его (см.: Быт. 2: 15), но наивно полагать, что Адам с Евой по замыслу Божиему должны были пахать землю. «Что же недоставало в раю? – замечает святитель Иоанн Златоуст в толковании на этот фрагмент. – Но если даже делатель и нужен был, то откуда плуг? Откуда другие орудия земледелия? Дело Божие состояло в том, чтобы делать и хранить заповедь Бога, оставаться верным заповеди… что если коснется (запрещенного дерева), то умрет, а если не коснется, то будет жить». В этом свете становится более понятным, что значит «помощник». Как говорят богословы, Адам не видел в раю одного – человека. И чтобы усовершенствоваться, ему не хватало в том числе и того, чтобы всмотреться в еще один образ Божий, выйти из себя , чтобы взглянуть на такое же создание Божие. С этой точки зрения Ева такая же помощница Адаму, как и Адам – помощник Еве. Помощник – в богопознании через ближнего.

Когда Господь привел Еву к Адаму, тот сказал: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2: 23–24). Сотворение Евы из ребра Адама также указывает не на подчиненное состояние Евы (яснее это будет видно далее), а на тождество их природы. Чтобы Адам и Ева были одой плотью поистине – для этого Господь использует для сотворения Евы не землю, как было со всеми животными и Адамом, а часть тела Адама.

В третий раз мы становимся свидетелями взаимоотношений Бога с человеческой семьей уже после грехопадения. После того как и Адам, и Ева сваливают свою вину за прегрешение на другого, Господь изрекает свой праведный суд. Вот тут нам нужно внимательно вслушаться в библейский текст: Господь «жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3: 16–19).

Обратим внимание: Бог оглашает Свой приговор. Всё, что написано в этих стихах, – кара Божия. То есть для женщины наказание – и скорбь беременности, и боль родов – далее логика не дает нам останавливаться, – и влечение к мужу, и господство мужа над ней. Это новое прочтение позволяет нам вернуться чуть назад и понять, что, если господство мужа над женой – наказание за грехопадение, следовательно, до грехопадения муж не господствовал над женой, но они были вполне полноправны. Как говорит : «Как бы оправдываясь перед женою, человеколюбивый Бог говорит: вначале Я создал тебя равночестной (мужу) и хотел, чтобы ты, будучи одного (с ним) достоинства, во всем имела общение с ним, и как мужу, так и тебе вверил власть над всеми тварями; но поскольку ты не воспользовалась равночестием как до лжно, за это подчиняю тебя мужу: и к мужу твоему влечение твое, и тот тобой обладать будет…

​Так как ты не умела начальствовать, то научись быть хорошей подчиненной. Лучше тебе быть под его начальством и состоять под его управлением, чем, пользуясь свободой и властью, носиться по стремнинам».

Собственно, и в Новом Завете апостол увещевает женщин также покоряться мужьям: «И вы, жены, повинуйтесь своим мужьям» (1 Пет. 3: 1). Но тут уже есть и другая нота, совершенно немыслимая для ветхозаветных отношений: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» (1 Пет. 3: 7). Уже и женщина воспринимается не совсем так, как раньше, и любовь супругов воспринимается более духовно: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5: 25).

Однако мы видим из Евангелия, что и эти возвышенные отношения – не тот предел, которого мы должны достичь, не «план» Божий о человеке. Совершенство мы познаем из слов Христа, и относится оно к таинству будущего века: «Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (Мк. 12: 25). И апостол говорит: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 28).

Неравенство мужчины и женщины – это наказание Божие, епитимья, а любая епитимья носит временный характер

Итак, мы видим, что равенство мужчины и женщины нарушено грехопадением, неравенство же является частью отношений падшего сего мира, и нет в нем подлинной любви. Это наказание Божие, епитимья, а любая епитимья носит временный характер и прекращается с разрешением от греха. В Царстве Божием, где прощены и оставлены все грехи, все пребывают, как Ангелы, отличаясь друг от друга только благодатью и славой, которую святые прияли за свои подвиги, а совершенно не полом, титулом или иным чем земным.

На мысль приходит также аналогия из аскетических творений. Вероятно, все помнят, как рассуждает преподобный авва Дорофей о страхе Божием. Он говорит, что каждый христианин должен иметь его, но новоначальный и совершенный имеют его в разном качестве. Страх новоначального – страх раба, который боится наказания. Страх среднего – страх наемника, который боится потерять оплату труда. Страх совершенного – страх сына, который опасается опечалить родителя. В некотором смысле и женщина в Ветхом Завете оказывает послушание, как раба. В Новом – уже более как свободная, имеющая получить за это награду в вечности. И в будущем веке – входит в достоинство дочери, как мужчина – сына, и оказывает истинное послушание лишь Отцу.

Что следует из всех этих рассуждений? Прежде всего, предостережение мужчинам. Много мне, как священнику, случилось повидать мужчин, которые считают, что послушание – особенность женской природы, поэтому пытаются своей второй половине послушничество навязать словами, а иногда и делами. Видел я «православных» бородачей, которые за своеволие могли своей прекрасной половине и в зубы двинуть. Понятно, что таких уже не образумить, – их просто нужно отлучать от Причастия, пока мозги не встанут на место. Мое слово – к людям вменяемым. Не нужно прессовать женщин! Им и так нелегко. Кто на Небесах будет выше – знает только Бог.

За непослушание от женщины отходит благодать Божия. Но и мужчины должны относиться к женщине, как к хрустальному сосуду

Да, женщины должны оказывать послушание, и, как говорит старец Паисий Святогорец, за непослушание от женщины отходит благодать Божия. Но точно так же и мужчины – должны относиться к женщине, как к хрустальному («немощнейшему», как говорит апостол) сосуду. Если мужчина может сказать, что он всегда так относится к жене, – ну что ж, такой муж вправе искать послушания. Но я думаю, что любой мужчина, положа руку на сердце, не найдет в себе непоколебимой снисходительности и терпеливости, постоянной ласки и отзывчивости, а значит, нечего и от других требовать святости. Как говорится, научись соблюдать акривию по отношению к себе – и узнаешь, как творить икономию по отношению к другим.

Еще очень важный момент послушания (безотносительно к кому бы то ни было): послушание тогда является истинным, когда осуществляется с первого слова. Так говорит . Если приходится повторить второй и третий раз – это уже не имеет отношения к добродетели послушания. Это требование, настоятельная просьба, «пиление» – но никак не послушание. И это так – в среде и монашествующих, и мирян, по отношению и к детям, и ко взрослым. (Речь, конечно, не о том, если человек не услышал или не понял.) Поэтому, дорогие, если вас не слушают с первого раза, то нужно задуматься не о том, как заставить человека подчиниться, а о том, стоит ли повторять второй раз (сейчас я говорю только о взрослых).

Третье. Как уже в начале статьи мы заметили, наказание мужчины – «в поте лица своего есть хлеб», то есть зарабатывать. В наших нелегких земных условиях иногда происходит так, что женщине приходится работать наряду с мужчиной. (Оставим в стороне досужие разговоры о том, что труд – облагораживает.) Получается, мало того, что женщина несет сугубо женское наказание – тяжесть беременности, рождения детей и послушания мужу, так еще должна и за мужчину «мотать срок» – вкалывать в поте лица. Понятно, что под тяжестью двойного наказания сломаться может любой человек. Я уже не говорю о том, что суровое мужское наказание совсем не по женским плечам. Понятно, что у женщины есть свои труды – и так было испокон веков. Речь сейчас не совсем об этом. Речь о том, что в нормальной житейской ситуации женщина не должна вкалывать с восьми утра до пяти вечера. И испокон веков женщина не была включена всё время, скажем, в полевые работы. Когда женщина была нужна – для помощи при уборке урожая или в каких-то других особых случаях, – конечно, она вставала в строй с мужчинами, но вне этого аврального времени у нее была своя специфическая сфера деятельности. Эта сфера – создание и поддержание семейного очага, что в некотором смысле вкладывается в пресловутое «к мужу твоему влечение твое». Это влечение и побуждает женщину сделать из дома такое уютное гнездышко, придя в которое муж особо остро понимает свое семейное счастье.

Поэтому если другого выхода в семье нет (я имею в виду заработок женщины), то мужчина должен с максимальным пониманием относиться к этим неспецифическим для женщин условиям существования. И если уж ярмо зарабатывания денег накинуто на обоих, то так же на обоих, а не только на жену, должна быть наброшена лямка домашних обязанностей.

Чадородие само по себе не спасает. А спасает тогда, когда приводит женщину (да и всю семью) к «вере и любви в святости»

И еще несколько слов о третьем факторе в семье – детях. Сейчас много каких-то спекулятивных высказываний о значении многодетности в жизни, основанных на словах послания апостола Павла к Тимофею, что женщина «спасется через чадородие» (1 Тим. 2: 15). Однако как-то забывается, что через весь Новый Завет проходят главные условия спасения: наличие в человеке духа любви, смирения, кротости и т.д. Забывают то, что говорится через запятую после этих слов: «спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием » (выделено мной. – о. С.Б. ). То есть чадородие само по себе не спасает! Это не билет в Царствие Божие. А спасает в том случае, когда естественно приводит женщину (да и всю семью) к «вере и любви в святости». Из-за неправильного понимания этих слов некоторые многодетные мамы считают себя чуть ли не наполовину спасенными и презирают при этом малодетных и бездетных! Удивительно, как Священное Писание ничему нас не учит! Достаточно вспомнить ветхозаветные примеры праведных Авраама и Сарры, 20-летнюю бездетность Исаака и Ревекки, Анну – мать пророка Самуила, а также новозаветных праведных Иоакима и Анну, Захария и Елисавету, чтобы понять, из какого русла проистекает это фарисейское осуждение. Из церковной истории мы видим, что Господь одинаково благословляет и малодетных, и многодетных, и вовсе бездетных. Иоанн Златоуст был единственным ребенком в семье. Василий Великий – один из 9 детей. А в семье Иоанна Кронштадтского не было детей вовсе, потому что они с супругой дали обет целомудрия. И его подвиг – выше или невольной бездетности, потому что жить бок о бок с женщиной, со своей женой , и при этом соблюдать девство и целомудрие – это поистине пребывание в печи Вавилонской! Я думаю, монашествующие меня поймут.

Поэтому остережемся осуждения, братья. Остережемся жестокости и немилостивости. Остережемся всего, что противно духу любви Христовой, и Сам Податель сей любви пребудет с нами во веки.

В этой главе рассмотрим положение женщины в христианстве. Не секрет, что многие считают, будто бы женщина в нашей религии занимает второстепенное место и полностью находится во власти мужчины. Конечно, смирение является одной из главных христианских добродетелей, причём не только женских, но и мужских. И всё же тема «второсортности» и угнетённости слабого пола периодически поднимается, и потому требует особого рассмотрения.

Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, поэтапно рассмотрим следующие вопросы: назначение женщины с позиции христианства (с опорой на исторические факты), положение женщины в родительском доме и в браке (этому вопросу уделим наибольшее внимание, так как именно семья является главным поприщем женщины (если она не избрала монашеский путь), а, по словам И.А. Ильина, именно женщина является центром семьи), а также вопрос о разводе и о положении женщины в обществе.

Назначение женщины

«При посредстве женщины вошло растление в человеческую природу, но при посредстве женщины Спаситель явился в мир!», - пишет протоиерей Дмитрий Соколов. Влияние женщины, по его мнению, велико, но оно благотворно только тогда, когда вся жизнь женщины сообразна с её назначением.

Каково же назначение женщины? По словам прот. Дмитрия Соколова, постоянное самоусовершенствование, стремление сделаться по подобию Творца всесовершенного, есть общее назначение того и другого пола. Но женщина не только человек, она женщина, и потому, как женщина, должна иметь ещё своё назначение, отличное о назначения мужчины, будет ли она замужнею женой или нет.

За решением вопроса об этом частном назначении женщины Д. Соколов обращается к Слову Божию. На первой же странице самой первой книги Откровения, вскоре за изречением, определяющим общее назначение человека, - «сотворим человека по образу Нашему и подобию», мы встречаем другое изречение, указывающее на частное назначение женщины: «не добро бытии человеку единому: сотворим ему помощника по нему».

«Не добро бытии человеку единому…». Щедро наделил Бог первого человека дарами Своей благости. Однако Адаму чего-то не доставало. Чего? Он и сам не знал, а только предчувствовал, что именно не доставало ему помощника, соответственного ему. Без этого помощника неполно было блаженство рая. Одарённый способностью мыслить, говорить и любить, он своей мыслью ищет подобное себе существо мыслящее, но его речь печально звучит в воздухе и только мёртвое эхо служит ему ответом. Любовь его не находит для себя предмета близкого и равного ему, всё его существо жаждет другого, подобного ему, но такого существа нет. Твари мира видимого, его окружающие, стоят гораздо ниже его, они не могут быть помощниками по нему. Существо же Высшее, невидимое, даровавшее ему жизнь - безмерно выше его. Тогда всеблагий Бог, создавший человека для блаженства, удовлетворяет его потребности и творит жену. Вот то существо, которое искал Адам, другое его я, но, тем не менее, отличное от него. Итак, жена-подруга дарована Богом мужу. Она своим живым участием в его блаженстве, своей любовью должна сделать это блаженство полным, её призвание - любовь .

Этому призванию соответствует и то место, которое назначено женщине Самим Богом. Место это не унизительно для женщины. Она не ниже мужчины, потому что она не только помощница мужу, она помощница, «подобная ему», и при этом только условии равенства может оказать ему помощь, в которой он нуждается. Однако же место это второстепенное, зависимое: жена сотворена после мужа, создана для мужа. Как взятая от него, она «кость от кости его, плоть от плоти его » (Быт 2,21), и столь тесно соединена с ним, что он не может унизить её, не унижая самого себя.

Согласно Священному Писанию, дьявол обольстил жену и её же потом употребил в орудие для совращения мужа. Как пишет прот. Дмитирий Соколов, преступление вдвойне искусное: дьявол знал, что вернее всего подействовать на жену, так как она слабее мужа, её легче уговорить и на мужа она имеет влияние. Но это нежное, глубокое влияние для того ли было дано жене, чтобы она господствовала над сознанием мужа, чтобы вводила его в обман и таким образом за жизнь, от него полученную, отплатила ему грехом и смертью? И вот за забвение любви Бог наказывает её жестокими болезнями. Он унижает её положение, подчиняет её мужу: «и к мужу твоему вожделение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3, 16). Между наказанием, положенным жене, и наказанием мужа видно различие, соответствующее различному положению того и другого пола. Наказание жены ограничивается кругом жизни семейной; наказание мужа простирается на всю природу.

А между тем милосердный Бог тотчас же при грехопадении предложил средство для излечения страшной болезни - средство, могущее восстановить потерянное равновесие между двумя полами. От Девы должен родиться обетованный Примиритель, который может разрушить дела дьявола (1 Иоан. 3, 8). Семя жены должно поразить главу змия (Быт. 3,15)

И вот предназначенный час пришёл. Пресвятая Дева, по силе любви и смирения, приняла в Себя Бога и воплотила Его. Жена возвратила мужу то, что отняла у него; возвратила безмерно больше, чем тот потерял через неё, и тем освободила себя от рабства. Богоматерь Мария - образец любви! Но Она освободила женщину от рабства не восстанием против мужа, а смирением. И после своего великого дела, Она всё-таки осталась в скромном положении семейной жизни. Вознесённая превыше херувимов и серафимов, Она, так сказать, скрывается за Сыном своим во время земной Его жизни; не видно Её и впереди учеников Христовых, хотя она и пользовалась у них глубоким уважением. Вот идеал женщины-христианки!.

Итак, «назначение женщины - быть для мужчины помощницей ему, - пишет Д. Соколов. - А первая помощь, какой вправе ожидать мужчина от женщины, это помощь духовная. Женщина должна не только даровать мужчине утешение в жизни настоящей, но и помогать ему в достижении жизни вечной…. Но как женщина может выполнять это назначение своё, если она не имеет Спасителя в своём сердце? …Только находясь близ Спасителя, женщина может выполнить своё назначение». «Первое предназначение женщины - быть живым источником любви», - считает И.А. Ильин. «Будь благословенна ты, являющая собой само радушие и восприимчивость, ты, чьё дело не производительность и не прибыль… но живое чувство и преданная забота о живом и о живых», - говорит монах Восточной Церкви.

Посвящая себя людям


Алла АЛЕКСЕЕВА
(Кишинев, Молдова)

То, что женщина должна быть хорошей матерью, хорошей женой, знают все сестры. Но каково предназначение женщины в церкви? Дух, живущий в нас, христианах, заставляет задумываться о том, что же должны делать сестры в общине.

Порой женское служение ограничивается группами молитвы и милосердия. Но есть четкий наказ от Господа, предназначенный женщинам. Каков же он?

"Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие" (Тит. 2:1-5).

Контекст заповеди

Основав церковь на Крите, апостол Павел оставил там Тита для наставления новообращенных и организации церкви. Тит сразу же столкнулся с противодействием: сатана пытался заразить ложным учением старейшин и покушался на благочестие. Апостол написал это послание Титу в подтверждение его полномочий и руководства. Он наставляет его в том, чему тот должен учить, как применять это учение к различным группам прихожан, точно изображая суть ситуации на Крите: "Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти" (Тит. 1:10-11). Апостол Павел заповедует Титу учить и стариц, чтобы те могли учить молодых жить так, чтобы Слово Божие не порицалось. Он заповедует вкладывать свои силы в обучение молодых женщин жить христоподобно.

Мы можем провести параллель между Критом и современным миром: и сейчас в церквях полно разномыслий, есть разводы, грехопадения. Много церквей с ложным вероучением. В общинах большое количество новообращенных, которых никто не учит, не наставляет, не ободряет. Отсюда — потери. Люди уходят, так и не поняв, зачем они приходили в церковь. Отсюда и утверждения типа: «Мне достаточно верить в душе», «Мне достаточно смотреть служение по телевизору». Но при этом нет личных взаимоотношений со Христом, с сестрами и братьями.

Так что же должна, что обязана делать духовно зрелая христианка в общине? Давайте рассмотрим первую часть заповеди, опустив то, что относится к мужчинам.

Повеление от Господа

Наказ, данный Титу, повелевает старшим женщинам обучать и наставлять младших: "… чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям".

Сьюзен Хант в своей книге "Духовное материнство" говорит: "В наше время старшие женщины остаются "запечатанными источниками", в то время как молодые ищут женщин, образец которых дан в притчах и которым они стремятся подражать. Ответ Господа решает обе эти проблемы.

Нет легкого пути решения проблемы воспитания женщин. Основа женского служения, как любого иного, заключается в построении межличностных связей. Это значит — женщина наставляет женщину. Это значит — старшие женщины заботятся о младших: обучают их, воспитывают, ободряют. Используя все богатство Священного Писания, они воплощают в жизнь древнюю традицию праведников: полное посвящение себя людям, а не программам, проектам или планам".

Кто такие «старицы»?

Некоторые толкования говорят о возрасте 60 лет и старше. Из послания Титу невозможно установить, каким должен быть возраст стариц. Но очевидно, это духовно зрелые женщины, что не имеет ничего общего с биологическим возрастом. Однако жизненный опыт именно старших женщин имеет большое значение для обучения и наставления: очень ценно то, что пережито. Невозможно научить тому, чего сам не пережил. Необходимо, если так можно сказать, пройти определенные ступени духовного роста, которые и дают духовный опыт, помогающий старшей женщине ободрять младшую.

Духовной матерью может быть женщина любого возраста. Например, Господь позволил мне стать духовной матерью для моей мамы: ей было 69 лет, а мне — 39. Духовной матерью моего отца я стала в 50 — ему было 78. Не всегда физическим возрастом определяется способность к духовному материнству. Только духовная зрелость может быть критерием возраста.

Помню наши взаимоотношения в период моего наставничества. И мама, и папа, как дети, задавали мне вопросы, которые были для меня очень простыми, потому что ответы на них мною были уже получены. Помню, как мама ждала меня с работы, чтобы посидеть рядом и послушать мои рассказы о Боге. Более месяца я провела с папой в больнице, и наши взаимоотношения после его покаяния были отношениями духовной матери и сына. Отец, как младенец, боялся остаться один в палате, очень переживал, когда у меня была необходимость отлучиться на часок.

В ободрение тем, у кого есть престарелые неверующие родители, хочу сказать: труд духовной матери может длиться до того момента, пока сердце не остановится. Доказано, что, находясь в коме, человек реагирует на слова, произнесенные в этом помещении. Когда моя мама неделю находилась в коме и ее посещали родственники, я им свидетельствовала о покаянии мамы, о вечной жизни, которая ждет ее. В это время она переставала стонать и «внимательно слушала». Врач реанимационного отделения на медицинской конференции, проходившей в Кишиневе несколько лет назад, рассказывала, что ее знакомая попала в отделение в состоянии комы. Она была из семьи верующих, но Христа не приняла. Несколько дней врач наблюдала за больной, переживала о ее участи в вечности. Наконец, она решила сказать умирающей о Спасителе. Каково же было ее удивление, когда она заметила, что аппарат, показывающий мозговую активность, стал реагировать. Когда врач замолкала, аппарат "успокаивался". Стоило начать говорить, как он снова "оживал". Неизвестно, приняла ли Христа эта умирающая, но она определенно «слышала» то, что ей говорили.

Духовными матерями могут стать и христианские писательницы. Например, для меня ею стала Эвелин Кристенсон, написавшая книгу "Господи, измени меня!" В трудные дни испытаний она утешала меня и учила доверяться Богу во всех ситуациях. Она научила меня, как расти духовно. Многое для себя я взяла из проповедей сестры Ольги Мокан, когда она проповедовала сестрам на конференциях. Казалось, что она проповедует именно на ту тему, которая волновала меня в тот момент. Много раз она помогала мне советами и просто теплым словом утешения и ободрения.

Какими должны быть старицы?

«… одевались прилично святым». В английском переводе: "Благочестивы в своем образе жизни". Благочестие подразумевает почитание, уважение, любовь и послушание. Вера и библейская система ценностей — основа благочестивого образа жизни. В немецком переводе звучит так: "…от пожилых женщин требуй, чтобы они вели такой образ жизни, который приносит Господу честь, … и во всем показывали хороший пример". Не правда ли, все предельно ясно и не требует толкований?

«… не были клеветницы». Дух осуждения и недовольства, сплетни, критика, неуправляемый язык не смогут оказать положительного влияния на ту женщину, которую мы опекаем. Благочестивая женщина "уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее" (Прит. 31:26).

«… не порабощались пьянству». Любая зависимость — это рабство. Благочестивая женщина должна быть свободна от вредных привычек. Нет нужды говорить, что дурные привычки лишают нас независимости, не позволяют нам жить упорядоченной жизнью во славу Бога. Самоконтроль — плод Духа Святого! Мы должны иметь зависимость только от Бога!

«… учили добру». С греческого: "прекрасное, похвальное, отличное".

Сьюзан Хант в книге "Духовное материнство" писала: "Единственно то добро, что производится Духом Святым в нас. Если не имеем Духа, то не можем производить добро, так как то, что человеческое, обязательно превратится во зло. Добро — это проявление благодати в нас и не имеет ничего общего с тем стандартом добра, которое изобрел мир".

Кто может стать духовной матерью?

Может показаться, что вы не достигли духовной зрелости, поэтому можно отмахнуться от духовного материнства. Но если вы стремитесь к росту в вере, к послушанию, то у вас достаточно сил и знаний, чтобы учить молодых. Не делая этого, вы обкрадываете Царство Божье. Кто знает, сколько женщин будут побеждены адом только потому, что вы не научили их жить в Духе и Истине?

Снова приведу слова Сьюзан Хант: "Вам не обязательно быть выдающимся теологом, чтобы обучать, и духовная зрелость — это не достигнутая вершина. Это процесс вашего роста. И есть женщины, которые нуждаются в вас. Есть женщины с разбитой судьбой. Кто, как не духовно зрелая сестра, поможет научиться преодолевать трудности с Богом?" Кто, как не духовно зрелая сестра, поможет научить любить нелюбимого злого пьяного мужа? Кто, как не сестра, поддержит в момент смерти ребенка? Кто, как не старшая сестра, научит молодую мать ухаживать и воспитывать ребенка. Кто лучше сестры поймет новобрачную, разочаровавшуюся в своем «принце», поможет перенести все тяготы, связанные с беременностью и родами? Кто, как не старшая сестра, научит верной любви к мужу, не поддающейся разочарованию?

Женщины-христианки, наставляющие любить мужей и детей, могут вытянуть такие семьи из сферы риска в зону безопасности. Мудрая женщина поможет более молодой разглядеть положительные качества мужа и оценить их. Мудрая женщина поможет увидеть молодой свои эгоистические настроения, препятствующие правильным взаимоотношениям в семье. Она научит, как воспитывать детей в праведности. И тогда, когда трудно любить своих мужей и детей, она даст ей практический совет, как любить их, не взирая на поступки. Не обязательно, чтобы опыт старшей сестры был положительным, иногда отрицательный опыт тоже бывает хорошим уроком. Если брак старшей сестры распался, это не значит, что она не может быть духовной матерью. Также и женщина, не имеющая детей, может обладать мудростью в их воспитании. Женщины-христианки старшего возраста должны передать молодым понятие о красоте брака, выдержанного испытанием времени. Старшие женщины должны сказать молодым, что самое лучшее и действенное, что они могут сделать для своих детей, — это любить их отца. Этим они покажут детям, что такое преданность и в счастье, и в несчастье.

Почему женщины должны служить женщинам?

Женщины легко сходятся друг с другом потому, что Бог нас создал для налаживания отношений между людьми. Не надо быть слишком образованной, чтобы понять, что между мужчинами и женщинами есть разница. Сам Бог указывает на эту разницу: Он дал нам разные роли, Он сделал нас разными в физиологическом плане, а это накладывает на наши взаимоотношения определенные отпечатки и может вызвать некоторые проблемы.

Однажды наш преподаватель в библейском институте, объясняя нам, почему душепопечение должно производиться мужчинами среди мужчин и женщинами среди женщин, рассказал несколько историй падения душепопечителей, опекающих особ противоположного пола. Грань отношений между братом и сестрой может легко быть нарушена. Где гарантия, что взаимоотношения пастора с молодой женщиной не перейдут за грань дозволенного? Где гарантия чистоты взаимоотношений сестры, опекающей брата? Не говорю о том, что душепопечительские беседы должны проходить наедине, с глазу на глаз. При соблюдении всех правил святости в беседе с глазу на глаз есть ли гарантия, что кто-то из членов церкви не воспримет эти встречи превратно и имя Христа не будет ли при этом порицаемо?

Кроме того, есть женские проблемы, непонятные мужчинам. И наоборот. Однажды на женской конференции я произнесла "волшебную" фразу о носках под диваном. Женщины сразу закивали головами и заулыбались. Оказывается, проблема носков, заброшенных мужем под диван, — проблема не одной жены. Оказывается, эта проблема может стать трагедией, если супруги не окажут друг другу уважения и не уступят один другому. Не стану рассказывать о похожих взаимонепониманиях, это займет слишком много места и уведет нас от нашей темы. Итак, мужчины не всегда понимают женщин, женщины не всегда понимают мужчин. Поэтому апостол Павел и поручает женщинам учить женщин. А мужчины должны учить мужчин! И это не просто служение, а жизненно необходимая часть церковной жизни. И здесь не может быть оправданий типа: "У меня нет учительского дара".

Слово "обучать" в этом стихе с древнегреческого означает "вызывать здравое суждение, взывать к здравому рассудку, означает обучение, включающее выработку здравого суждения и благоразумия". То есть духовно зрелая женщина вступает в духовные взаимоотношения с молодой женщиной для того, чтобы ободрять, наставлять ее, снабжая всем необходимым для жизни во славу Божью.

Взаимоотношения учителя с учеником несколько формальны. Но взаимоотношения духовной матери и дочери исключают формализм. И в этом теплом, душевном общении друг с другом можно достигнуть больших успехов. Духовная мать должна быть готова впустить в свою жизнь духовную дочь. Отношения должны быть более глубокими и близкими, настолько, чтобы молодая женщина увидела на примере жизни старшей, как должно жить во Христе. Это могут быть и телефонные звонки, и изучение Библии вдвоем, и встречи дома, и в общественном месте… Какую бы форму ни принимали эти взаимоотношения, нужно помнить, что вера молодой сестры будет питаться и укрепляться за счет них.

Титу не было написано, что наставлением должны заниматься избранные, — это написано для всех. ВСЕ старицы должны быть научены здравому учению и наставлять молодых.

Метод обучения: "Делай, как я, делай лучше меня!"

Лучший метод обучения — это подражание. Пока старица не подчинит свою речь, свое поведение Господу, совершенно ясно, что ей невозможно учить молодую, как той строить свои отношения в семье и в церкви.

Критически настроенные, всегда осуждающие женщины способны разрушить любое общество.

Старица, как, впрочем, и любая христианка, должна изучать Писание: только оно сможет помочь упорядочить духовную жизнь, только Писание способно помочь нам увидеть свои недостатки и действовать в нас. Ведь Слово Божие "живо и действенно", оно не просто исторический текст или пособие по изменению личности и правил поведения.

Вникать в учение, молиться о себе и окружающих — вот секреты успешного обучения молодых христианок.

Здравое учение должно быть основой для отношений между старицей (зрелой женщиной) и женщиной молодой. Цель взаимоотношений — почитание Божьей истины. "Ты же говори то, что сообразно с здравым учением". "Здравый" означает надежный, здоровый. Здравость и точность — основание для обучения более молодых женщин. Апостол Павел хотел, чтобы христиане думали и действовали по-христиански.

Здравое учение оберегает и самих стариц от духовного младенчества, колебания, увлечения ложными учениями. Написано: "… дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения" (Еф.4:14). Старица, или духовная мать, имеющая в основании своей веры здравое учение, сможет своей твердостью в вере оказывать большое влияние на молодых сестер. Здравое учение поддерживает нас на пути следования за Христом. Оно дает нам возможность удержаться от законничества и от либерализма.

Как люди, имеющие привилегию называться христианами, мы не должны допускать в своем поведении ни того, что запрещено Словом, ни отступления от исполнения того, что предписано Словом, чтобы не осквернить нашего звания и Того, Кто нам дал это звание. Наше поведение может повлиять и на то, будут ли другие почитать Бога или будут хулить Его.

Джон Адамс, второй президент США, хорошо сказал: "Из всего, что я прочел по истории и руководству, как жить и вести себя, я вынес заключение, что поведение женщины было самым устойчивым барометром для выяснения уровня морали и добродетельности народа. Евреи, греки, римляне, швейцарцы, голландцы — все утрачивали свой гражданский дух и республиканские формы правления, когда пропадали и терялись скромность и добродетельность женщин".

Выводы

Не каждая женщина может родить ребенка, но каждая христианка способна исполнить более высокое призвание: призвание к духовному рождению и материнству.

Сам Господь призывает нас рождать, выращивать, ободрять и пестовать духовных детей. Единственно действенное духовное материнство то, что имеет основой знание истины и личный пример духовной матери.

Возраст женщины — не помеха к исполнению роли духовной матери.

Когда мобилизуются материнские инстинкты женщин, служение утешения в церкви раскрывается в полную силу и мощь.

Давайте дадим себе слово следить за тем, чтобы ни одна из нас не могла сказать: "Я искала утешителей, но нет их".

Сегодня мне хочется поговорить с Вами об истоках. Об истоках бытия, о том, как все начиналось, о том, как мир и мы с Вами – люди – были созданы Богом.

Мы с Вами можем придерживаться разных точек зрения относительно веры, возможно, Вы исповедуете другую религию – я лишь хочу систематизировать хотя бы часть тех ценнейших знаний, которые мы можем подчерпнуть из Библии, и применять их на благо наших семей.

Вспомним, как говорится в Библии о сотворении первой женщины, Евы:

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть».

Бог говорит о женщине, как о «помощнице» , и согласно православной традиции, это самое главное назначение женщине при муже.

Быть мужу главной помощницей – что это значит?
- быть в курсе его дел, разбираться в том, чем он занимается, быть на его стороне
- поддерживать и уважать его
- принимать его таким, какой он есть
- вдохновлять мужа, помогать раскрыть его лучшие способности

Данное предназначение женщины, наверное, сильнее всего раскрывает всю ее душевную красоту, приближает к Богу, чувство материнской любви ни с чем не сравнимо, это глубина нежности и любви, но и ответственности.

И отцу, и матери предписано заботиться о своих детях, дарить им любовь, воспитывать их, быть им достойным примером, и сопровождать их любовью и советом на протяжении всей жизни.

Что такое семейный очаг? Это порядок и чистота в доме, и теплые отношения в семье, забота друг о друге. Кто справится с такими задачами лучше женщины? Нам все эти качества уже даны Богом и природой – желание служить ближнему, делать приятное, дарить любовь, заботу и нежность, следить за домом, наводить красоту и уют – если подходить к домашним заботам с такой точки зрения, то многие домашние дела перестанут быть рутиной. У всех этих задач есть высший смысл, а именно – чтобы близким было дома хорошо и уютно. Тогда все затраченные на это силы легко компенсируются, ведь главная награда здесь – это тепло в семье и любовь.

Какие же качества предписывает женщине православие?

1.Послушание мужу

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» Еф. 5:22-24.

В современном мире так сложно женщине быть послушной, мы на все имеем собственное мнение. Это хорошо, но где-то нужно уметь и смолчать, выслушать мужа, согласиться с ним т.к. он – глава семьи, и это то место, которое определил ему Господь.

Послушание мужу дает свои преимущества – однажды это становится естественным, и это такое счастье, когда своему мужу можно довериться, и не оспаривать его решений.

Это сохраняет огромное количество нашей женской энергии и просто нервов.

Также это дает прекрасный пример детям – если жена слушается мужа, не перечит ему, то дети слушаются родителей, т.к. у них перед глазам есть пример послушания.

2.Мудрость
«Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» Пр. 14:1.
Мудрая жена всегда выслушает своего мужа, поддержит его в новых начинаниях и идеях, утешит и ободрит его.
Мудрая жена не тянется к главенству к семье, она отходит на второй план, она стоит «за» мужем, усиливая и подчеркивая его значимость.

3.Принятие мужа с его достоинствами и недостатками
«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» Гал. 6:2.

Когда мы только начинаем общаться с будущим супругом, все в нем нам кажется прекрасным и удивительным, но период бурной влюбленности сменяется более спокойным и стабильным чувством любви, когда мы уже знаем мужа на протяжении долгого времени. Мы знаем его недостатки, но любим его целиком, таким, какой он есть, ведь достоинств, в итоге, всегда больше.

У нас, у жен, тоже ведь есть недостатки, неправильные качества, и так «неся бремена друг друга», поддерживая во всем, мы вместе делаем друг друга лучше, вместе растем и развиваемся.

4.Верность

Верность мужу не только на физическом уровне, но и на уровне ментальном и духовном – жена верна мужу в том, что всегда на его стороне, поддерживает в трудных ситуациях, не отворачивается от него в моменты трудностей и испытаний.

5.Радость
«Весело смотрит она на будущее» Пр. 31:25; «сварливая жена – сточная труба» Пр. 19:13.

Когда жена полна радости, и не отчаивается в сложных ситуациях, надеясь на помощь Бога и мужа, то в доме тепло и светло. Если же она полна сомнений, нервов и страхов – она может создать дома напряженную атмосферу.

6.Умение вовремя замолчать
«При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен» Пр. 10:19.

Большинство проблем и ссор в семье возникает от того, что супруги не контролируют свои эмоции, и в порыве гнева или раздражения выплескивают друг на друга те мысли и чувства, которые, возможно, забудутся и пройдут сразу после ссоры, а грубые слова могут ранить мужа или жену, и оставят след в душе. Поэтому умение вовремя замолчать – важное слагаемое семейного счастья.

7.Умение прощать
«И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле» Кол. 3:15.
Не нужно замыкаться в себе, демонстративно не разговаривать с мужем, искать поощрения своей гордости и тщеславия. Нужно уметь обо всем разговаривать со своим самым близким человеком, уметь забывать обиды, не оглядываться в прошлое, и вместе, сообща, творить Вашу счастливую семью.

Я желаю Вам мудрости и терпения в познании истины, и да пребудет любовь в сердце Вашем!

Положение женщины в христианстве

Раскроем теперь христианское учение собственно о положении женщины в христианском обществе. Так как женщина может быть рассматриваема прежде всего вне отношений к мужчине, как девица, и затем в ее супружеском состоянии, в отношении к мужу, семейству и обществу; то, сообразно этому, нам предлежит показать предварительно, насколько в интересе женщины составлено христианское учение о девстве.

Девство существовало и в дохристианском мире. Таковы были у греков девственницы в храме Афины или весталки в древнем Риме, которые для служения при храме какой-либо богини должны были пребывать в девстве всегда или продолжительный период. Таким образом, явление девства в язычестве обусловливалось строго общественно-религиозным служением этой жрицы, которая была вынуждаема к девственности ее положением и только потому целомудрие ее ценилось высоко и ограждено было строгими законами. В Ветхом Завете, у иудеев, девство считалось не менее исключительным, ненормальным явлением, как видно из примера дочери Иеффая, девственная участь которой, наступившая согласно обету отца, была горько оплакана ею в горах вместе с подругами и впоследствии была оплакиваема дочерьми Израилевыми четыре дня в году (). Между тем в христианстве девство не есть принудительное или стеснительное для женщины явление или состояние, унижающее личность женщины. По учению Слова Божия, оно служит еще к большему возвышению женщины. Девство новозаветное, освященное примерами Иисуса Христа, Пречистой Матери Его Приснодевы и некоторых апостолов, рекомендуется в христианстве как один из благородных свободных подвигов, как состояние желательное лишь в видах больших удобств достижения христианского нравственного совершенства. Апостолы, услышавши учение Иисуса Христа о нерасторжимости брака, о запрещении отпускать жену злого характера, высказали тот взгляд, что в виду таковых условий брака лучше человеку вовсе не вступать в брак, легче бороться с пожеланиями природы, чем с злонравной женой. Спаситель на это указывает (), что не всякое безбрачное состояние ценно пред Богом, и придает цену и высокое значение духовному скопчеству – добровольному духовному подвигу самоотречения от брачной жизни при всей возможности и способности вести брачную жизнь. Итак, безбрачное состояние, не получившее безусловной санкции, является желательным и возможным для немногих личностей, которые получают от Бога особенный дар и благодать воздержания, способность к целомудренной жизни, происходящую от чистого сердца. Учение Иисуса Христа о безбрачии находит лучшее для себя объяснение в 7-й главе 1-го послания апостола Павла к Коринфянам. И там, как и здесь, легко видеть, что брак для женщины не признается необходимым, девственница не рассматривается как существо, достойное сожаления, равно как и состояние безбрачное не поставляется в закон.

Лишь из желания всем существенного добра апостол Павел () представляет безбрачие как путь лучший, удобнее ведущий к христианскому совершенству. Апостол, правда, по его же собственным словам () не имеет в виду сделать об этом определенные обязательные постановления, но дает лишь совет, впрочем согласный с намерениями Господа – совет, который удобнее принять за настоящую нужду () – в виду тяготы, забот вследствие брачного состояния и вообще по причине всегда готовых настать тесных обстоятельств, различных бедствий, которые легче перенести одинокому как не поражаемому страданиями столь близких для себя лиц, каковы жена и дети. К тому же вступившие в брак скорбь плоти имети будут, аз же , говорит апостол, вы щажду {а}, то есть соединенные с брачным состоянием заботы и попечения о содержании дома, заботы о воспитании детей и различные неудачные обстоятельства в отношениях к людям возбуждают в душе апостола соболезнования о брачующихся и побуждают отдать преимущество безбрачным как свободным от этих скорбей и могущим быть беспечальными (). Освобождая от этих забот и скорбей, безбрачие предоставляет человеку возможность большую половину времени посвящать Господу и постепенно дойти до высшей степени нравственного совершенства. И естественно, что девственница, исключительно посвятившая себя Господу, станет иметь заботу только о том, как угодить Господу, сохраняя в чистоте и святости душу и тело, а замужняя женщина больше предана будет заботливости об угождении мужу и неизбежным хлопотам по хозяйству (). Таким образом, как по учению Иисуса Христа, так и апостола Павла свободной воле женщины предоставляется определить, избрать ли ей девственное состояние или брачное, сообразно с личными наклонностями и расположением, без всякого к тому принуждения, какое испытывали девственницы язычества. в раскрытом учении о девстве проповедует самостоятельность женщины, независимость ее существования от мужчины, смотрит на девственницу как на личность с общечеловеческими нравственными правами, как на гражданку Царствия Божия, достигающую его путем свободно избранного ею служения Богу в девстве.

Прилагая данные наставления сначала к девам (), потом к вдовам (), апостол Павел отнюдь не подчиняет избрание девства чужой воле, принуждению или насилию родителей. Если кто, по мыслям апостола (), приобрел твердое убеждение в превосходстве девства и, соображаясь с положением семейных дел и желанием дочери, решил соблюдать свою дочь в девстве, тот хорошо делает. Если же отец видит, что дочь его не удержится в девственной жизни, а между тем она стала переходить за полный возраст, неодобрительный в мнении людей, то пусть лучше устроит ей брак (). В этих местах нельзя видеть стеснения свободы девицы волей родителей. Апостол не говорит о намерениях или расположении самих дочерей потому только, что предполагает согласие их с родителями, а с другой стороны – сообразуется и с тогдашним обычаем, по которому родители выдавали дочь замуж, а не сама девица устрояла себе брак. В другом месте (; ср. ) тот же апостол говорит, что нет греха, если девица посягнет выйти замуж; значит, у апостола имеется в виду и внутреннее добровольное расположение девицы. Стало быть, и в этом пункте признает свободу за женщиной – по доброй воле выйти в замужество или остаться девой.

При таких воззрениях христианства на девство как состояние свободно избираемое, апостол Павел без противоречия себе рекомендует брак для не могущих пребывать в девстве, который вполне обеспечивает нравственные достоинства христианина, имеющего возможность спасения и в брачной жизни. Только в христианстве и ни в какой другой значение брака возвышено до значения священного таинства, в котором человек получает особенные благодатные дарования, религиозное освящение. Дав заповедь супругам о повиновении и любви, апостол Павел указывает на тесный союз мужа и жены как на образ великой тайны общения Христа Господа и Церкви (). Потому, по апостолу, и брак должен быть о Господе (), то есть чтобы с благословения Церкви, во имя Господа, был совершен в церкви – только при этом достигается идеал этого союза. Таким образом, брак в христианстве не есть только дело естественное, совершаемое по требованию природы, не есть какой-либо гражданский акт, как было в язычестве: он имеет в христианстве высшее благодатное освящение. Только такой брак и может иметь все благодетельное значение для женщины, поскольку в силу высокой нравственной идеи христианского брака супруг останется долее на всю жизнь верным обязательству, данному им пред обществом верующих и Самим Богом. При возникновении бурной страсти христианский супруг невольно сдерживается религиозно-нравственным чувством, тогда как в свободном сожитии или в гражданском браке верность супруга закрепляется непрочно – только внешними официальными условиями. В последнем нарушение супружеской верности бывает скорее и легче, ибо такой брак представляется в виде недостаточно обязательного контракта между двумя лицами и по временному сожительству не представляет прочных основ для естественных, на всю жизнь простирающихся привязанностей супругов, равно и для развития вообще семейных начал, и обыкновенно приводит женщину к униженному состоянию, презрению и насмешкам, когда она покидается неверным сожителем.

Частные условия брака в христианстве, всегда так или иначе отражающиеся на положении женщины, служат также выражением высокой нравственной идеи. Христианский брак есть единый и нерасторгаемый супружеский союз, тогда как в язычестве всюду было многоженство (полигамия) и брачные узы были удоборасторжимыми.

Сообразно с христианским разумно-нравственным воззрением на грех прелюбодеяния, который, по учению Спасителя (), составляет не только внешнее действие прелюбодеяния, но и внутреннее вожделение, страстное расположение, всякий сладострастный взгляд на женщину, в христианстве изменяются и прежние взаимные отношения между супругами, по христианскому учению они чище и выше и как бы одухотворяются. В опровержение фарисеев , указывая из Писания на образ творения мужа и жены и на первоначальный закон брака в его истинном смысле, дает уразуметь фарисеям, что Бог хотя и после мужа создал жену, однако же как существо одной природы с мужем, для восполнения еще неполного тогда человеческого существа, так что два человека, по идее брака, должны быть одним существом, одушевленным одной душой (), первобытная чета должна быть тесно связана не только плотской, но и внутренней, нравственной связью по одинаковости их мыслей, чувств, намерений и действий. Отсюда вытекает, что связь супружеская, насколько она теснее даже чем самая сильная кровная связь между родителями и детьми (), обязывает ту и другую половину ко взаимному теснейшему общению, без всякой мысли о преимуществах одного существа пред другим (). При этом истинный христианский брак есть супружеский союз между одним мужем и одной женой. Отцы и учителя Церкви слова Спасителя: сотворивый искони, мужеский пол и женский сотворил я есть () изъясняют в том смысле, что сначала сотворил одного мужчину и одну женщину; отсюда должно уразумевать, что в намерении Творца было, чтобы мужчина имел только одну жену и не оставлял ее (Златоуст, Феофилакт и другие).

С этим первоначальным условием брака в виде единоженства, тесного союза с одной женой тесно связано требование нерасторжимости брачного союза, также имеющее благодетельное значение преимущественно для женщины. Не только в язычестве и магометанстве, в котором женщина почти нисколько не ценится и даже отождествляется с вещью, но и в иудействе самовольное расторжение брачного союза было обычным явлением и развод составлял своеобразную привилегию мужчины, который имел право отпускать жену по всякой причине. Этот господствовавший в среде иудеев взгляд Спаситель признает неправильным, говоря: еже убо сочета, человек да не разлучает (). Учение Иисуса Христа о нерасторжимости брака, по-видимому, должно было и по замечанию фарисеев оказаться противоречивым Моисееву закону (), по которому муж, если почему-либо хотел развестись с своей женой, должен был дать ей разводное письмо, письменный документ, что он отпускает жену свою по известной причине. Если же развод посему дозволен Моисеем, получавшим все законы от Самого Бога, значит – он не противен и закону Божию, ибо Бог противоречить Себе не может; в таком духе сделали фарисеи возражение против учения Спасителя (). объясняет им, что хотя закон Моисеев дозволяет развод, однако это закон позднейший, в происхождении своем обусловливаемый низким нравственным состоянием евреев во время Моисея, данный по жесто[ко]сердию народа (), нравы которого тогда были так грубы, сердца так жестоки, страсти так необузданны, что ради того, чтобы женщину не ставить в слишком уже тяжелое положение при жестокосердом муже, Моисей только в ограждение прав женщины дозволил развод под условием совершения письменного, формального акта развода с обозначением уважительной для того причины. Следовательно, не Моисей был виновником нарушения первоначального закона о тесном неразрывном союзе, а жестокосердие евреев, их грубость, нравственная неразвитость. В христианстве же, напротив, брак нерасторжим и развод представляет явление, противоречащее первоначальному закону брака: изначала же не бысть тако (). Возводя брак к смыслу первоначального установления его Богом, Спаситель объясняет, что развод возможен разве словесе прелюбодейна (), так как факт прелюбодеяния разрушает закон Божий о браке в самом его существе – расторжением единения мужа и жены, и, следовательно, допущенный Спасителем развод в случае прелюбодеяния есть лишь формальное, внешнее разделение лиц, которые более не составляют плоть едину (). Так точно и апостол Павел раскрывает это же учение, когда говорит: жена привязана есть законом, в елико время живет муж ея (), равно и муж привязался ли еси жене, не ищи разрешения (); оженившимся завещаваю не аз, но Господь: жене от мужа не разлучатися (). Развод с женой и женитьба на другой по неуважительным причинам были прелюбодеянием, прелюбодеянием двусторонним или даже четверосторонним, так как и разведшийся с женой, оженившийся на другой впадал в прелюбодеяние, и женившийся на разведенной самовольно также прелюбодействовал (). Такой произвольный развод Спаситель подвергает строгому суду, потому что оба лица по закону еще соединены. Допущение Иисусом Христом формального развода, возможное лишь при расторжении брака по существу, и запрещение развода как ненормального явления в христианстве имеет весьма важное благодетельное значение для женщины, на положении которой особенно тяжело отзывался существовавший в иудействе закон о разводе. По христианскому взгляду на брак как на союз с высокими нравственными целями, а не как на средство лишь к удовлетворению чувственности, все в браке всецело связано с нравственной идеей любви, которой приносятся в жертву внешняя непривлекательность жены (или мужа), несходство в характере, требующее нравственной борьбы и самоотвержения, или различные случайные столкновения и неприятности, свидетельствующие о недостатке силы нравственной любви и привязанности, – тогда как в иудействе каждое из этих обстоятельств считалось достаточным поводом к разводу. Вследствие нерасторжимости христианского брака жена-христианка, ввиду отстранения ее от общественных занятий, равно ввиду некоторых немощей ее природы, находит для себя утешение в сознании прочности своего положения как матери семейства, могущей неуклонно во всю жизнь вести дело воспитания детей, и как госпожи дома и хозяйства. Условие нерасторжимости брака ручается женщине за честное положение всей ее жизни, несмотря на утрату молодости, красоты и здоровья, потому что брак имеет нравственное значение.

Указав выгодные для женщины требования и условия христианского брака, мы теперь перейдем к рассмотрению вопроса о том, чем должна быть женщина в браке, каковы по христианскому учению должны быть взаимные отношения супругов. Из рассмотрения некоторых мест посланий апостола Павла к Ефесеям, Коринфянам и к Тимофею, в которых раскрывается учение о взаимных отношениях и правах христианских супругов, легко будет вывести то заключение, что в этом пункте учение христианское составлено также в интересах женщины, но вместе с тем и соответственно естественным особенностям женской природы.

(№ 22, с. 856)

Основное отношение супругов в христианстве – главенство мужа и подчинение жены мужу. Определяя эти отношения между супругами, апостол Павел употребляет сравнение, заимствованное им из высшей, божественной области. Жены, своим мужем повинуйтеся, якоже Господу (). Повиновение жены мужу в христианстве имеет высший характер и вытекает из страха Божия; жена повинуется мужу как представителю Господа (Златоуст); зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве (), то есть муж есть глава жены в таком смысле, в каком Христос – глава Церкви. «Как Христос, будучи главой Церкви, промышляет о ней и спасает ее, так и муж есть спаситель жены, тела своего» (Феофилакт) и должен являть себя спасителем жены, чтобы и жена видела в нем своего спасителя и, вследствие сознания, что муж есть защита и охранитель ее лично и ее интересов, должна оказывать ему повиновение. В другом месте апостол подобным же образом говорит: всякому мужу глава Христос есть, глава же жене муж, глава же Христу Бог (). Затем, указывая для жен пример всецелого повиновения мужьям в повиновении Церкви Христу (; ср. ), апостол предписывает и обязательную для мужей любовь к женам в мере любви Господа к Своей Церкви, Который Себя предал за нее (), Свои заботы о чистоте, святости и непорочности Церкви простер до того, что пожертвовал Своей жизнью для этого. Следовательно, и мужья должны простирать свою любовь к женам до самопожертвования, из искренней любви к ним все делать к ее {b} славе и возвышению и всячески содействовать нравственному усовершенствованию.

В предписании апостола относительно повиновения жены мужу нет ничего ни противного достоинству и интересам женщины, ни унизительного для ее положения. Апостол вообще и всем христианам предписывает повиноваться друг другу в страсе Божии (), не из человекоугодия, не в надежде каких-либо выгод, а по уверенности, что на то есть воля Божия, в сознании, что взаимное повиновение и служение сообразно с духом христианства (; ) – духом самоотвержения и любви, простирающейся до положения души за ближнего и исключающей всякое рабство и унижение. Таким же духом должно быть проникнуто и требование повиновения жены мужу. Теперь уже стало странным слышать нелепое толкование выражений апостола: глава жены (), жена да боится своего мужа () в том смысле, что здесь христианством полагается основание для деспотизма мужа, что здесь как бы освящаются грубые насилия сурового мужа над существом слабейшим – как будто понятия «главенство» и «подчинение» немыслимы без проявления грубой физической силы, эгоизма и рабского угнетения. Слова апостола: жена да боится своего мужа отнюдь не предполагают страха рабыни; страх предписывается здесь не рабский, доходящий до обезличения подчиняющегося, не внешний в смысле трепетания нежной супруги от грозных очей супруга, не своекорыстный; страх этого рода исключает всякую искреннюю любовь жены и потому не есть христианский. Христианский страх, исходя из любви, есть уважение, происходящее от сознания совершенств, высоких нравственных качеств любимого лица: таковой страх христианин обнаруживает к Высочайшему Существу; отчасти подобный страх чувствуется к человеку высокоуважаемому. Апостол обязывает жену к страху и боязни в смысле почитания, уважения мужа, как бы благоговения пред ним. Но какая, скажут, может быть любовь там, где есть страх? Там-то, по мысли Златоуста, она и будет. Ибо та, которая боится, и любит, и которая любит, боится как главы и любит как член. Подчиняя жену мужу и превознеся мужа над ней, чтобы был мир, апостол показал и образ любви (), а образа страха – нет, потому что хочет, чтобы преимуществовала любовь. Если будет она, то за ней последует все остальное; а если будет страх, то не вполне. Кто любит свою жену, тот, хотя она была бы и не очень послушна, все переносит; но если супруги не связаны силой любви, то единомыслие между ними – дело трудное. Страх же в этом случае не производит такого действия. Жена ничего не теряет от того, что ей предписывается страх, потому что мужу предписывается любить ее. «И ты, муж, слыша о страхе, требуй страха, приличного свободной, а не как от рабы, так как жена – тело твое. Что же это за страх? Чтобы она не противоречила, чтобы не выходила у тебя из послушания, чтобы не стремилась к первенству. Если же ты любишь как должно, то достигнешь гораздо большего почтения себе, и достигнешь этого не столько угрозами, но собственно любовью» (Златоуст). Прибавлять что-либо к этому толкованию было бы излишне. Так-то христианское повиновение жены совершенно немыслимо без любви и уважения; с другой стороны, главенство мужа немыслимо без проявления любви и зависимости от существа любимого.

Итак, несмотря на признание нравственного равенства женщины с мужчиной, назначает ей скромную, полезную деятельность главным образом в семейном кругу, где она может оказать все нравственное влияние на мужа и семью, где она может усовершенствовать частную жизнь, оживлять, украшать ее – а это великое и благородное служение обществу. Совершенство нравственной чистоты и красоты, а не внешняя красота и наряды дорогие, жизнь, сосредоточенная в сердце, в его чистых нравственных чувствах, а не развлекаемая делами внешнего мира, безмолвие духа, а не претензия на открытую общественную деятельность – таковы высокие достоинства женщины христианской. В святыне целомудрия, в глубоком, живом религиозном чувстве, которому женское сердце может быть отличным проводником в обществе, в безраздельных чувствах супруги, матери, в полном посвящении сердца и жизни воспитанию детей, в чувствах и стремлениях любви христианской с ее всеобъемлющим добром, с ее милосердием и состраданием к бедствующему человечеству, к которым так способна по природе своей женская душа – вот в чем справедливо православный богослов может указать чрезвычайно высокое назначение женщины, которая с признанием в этой сфере неприкосновенных ее прав со всей свободой может обнаруживать свою деятельность.

Возвышеннейшее и совершеннейшее проявление чистейшего духа христианства представляет нам Пресвятая Дева Мария, Которая одновременно является и благородной царской Дочерью и простой Женщиной, приобретавшей Себе пропитание трудами рук Своих; Она – Дева и Мать, супруга и вдова, самая верная ученица Евангелия и путеводительница других ко спасению. Несмотря на Свои великие нравственные совершенства, всеми благоговейно уважаемая за святость, глубину веры и знание истин евангельских, Святая Дева, находясь в общине первых христиан (), не спешит выступить на поле открытого действия в мире со словом проповеди как учительница, не получает преобладающего значения ни в Церкви, ни в обществе христиан того времени. Чтобы видеть, что Пресвятая Божия Матерь действительно представляет Собой высокий образ чистой христианской женственности, мы приведем в заключение слова Четьи-Минеи. «Какова Владычица наша Пречистая Дева Богородица, живущи на земле, была нравом, издревле предано сице. Дева была не только плотию, но и духом, в сердце смиренна, в слове благомудренна, в глаголании нескора, в чтении всегдашня, в трудех бодра, в беседах целомудренна, яко с Богом, а не с человеки беседуя. Никого не обижала, но всем всяких благ желала; не возгнушалась никаким хотя и убогим человеком; ни над кем не посмеялась, но все, что усматривала, ублажала: благо, благо… Внешний лик Ея образом был внутренняго совершенства, изображением благоутробия и незлобия. С нравом же Ея пресвятым, какова Она была и телесным образом, обретается в древнем предании сице: была Она во всяком деле честна и постоянна, мало зело и то потребное глаголющи, к слушанию готова и благоглаголива, честь каждому и почитание воздавая. Была Она всякаго кичения непричастна, проста, нимало в лице не притворяющаяся… Одежды, которыя носила, были просты и естественнаго вида, как и ныне святой покров пресвятыя главы Ея являет…» (Минея-Четья, август, 15 день).