Икт на уроках технологии в школе. Применение современных информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии Изучение икт на уроке технологии у девочек

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ревенская средняя общеобразовательная школа

Применение ИКТ на уроках технологии

Информационно-коммуникационные технологии на уроках образователь­ной области «Технология» уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Это обуславливается следующими факторами:

1. Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формиро­вание и совершенствование практических умений, навыков учащихся в эко­номном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, ухо­де за жилищем, в способах художественной обработки материалов, модели­рования и пошива одежды. Соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.

2. Недостаточное количество мультимедиадисков в школьной медиатеке. Имеющиеся диски имеют узкую тематическую направленность, не лишены ряда достоинств. Таких, как профессионализм работы программистов, краси­вая графика, содержат хорошую мультипликацию, многофункциональны и т. д. Но в большинстве своем они не вписываются в канву данного конкретного урока конкретного учителя. С их помощью невозможно достичь всех целей, поставленных учителем на уроке.

На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, презентаций. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее опти­мально решать поставленные на уроке задачи. Беседа активизиру­ет учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащих­ся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностиче­ским средством.

Эксперты уж давно заметили по результатам многочисленных эксперимен­тов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого уча­щийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала оста­ется в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот матери­ал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. По комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.

Медиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей (визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов).

Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех уча­щихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первона­чальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий ин­терес к науке. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учи­тель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, спо­собствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, Заниматель­ность - внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт немаловажны.

Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенно­стям учащихся, уровню их интеллектуального развития. Для учеников эле­ментом занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, вилворда, головоломки, ребуса - они хороши при объяснении нового мате­риала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость, но и чтение или прослушивание фрагментов из художественной литературы, легенд, ска­заний, фантастических рассказов об известных вещах, людях, событиях. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятель­ность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ра­нее изученную тему или блок тем на уроке.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Однако, элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоин­формацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намно­го сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изу­чаемой науке.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использо­вание презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстра­ций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышле­ние учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстра­ции особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредствен­ному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещен­ная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д. заставляет учащихся пройти че­рез все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций вы­свобождает большое количество времени, которое можно употребить для до­полнительного объяснения материала. 6. Заключение

«Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация - это путь к другому образо­ванию», - сказал один из специалистов в области информатизации образова­ния.

Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сде­лать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализиро­вать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стиму­лированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объек­тивного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся ме­тодически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

ИКТ на уроках технологии

С недавнего времени медиатехнологии чрезвычайно влились в жизнедеятельность человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который лучше поиграет на компьютере, на телефоне или посмотрит телевизор, чем прочитает книгу или сделает домашнее задание. Огромный поток новой информации, внедрение и применение компьютерных технологий на телевидении, игровых приставки, компьютерные игры оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его в мирровозрения.

Поэтому ребенок гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.

За короткий промежуток времени нужно научить ребенка осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности полученную информацию. Нужно заинтересовать ученика так, чтобы он с большим интересом и увлечением работал на уроке.

И вот здесь в помощь учителю приходят сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Использование компьютера на уроке делает процесс обучения мобильным, практичным строго дифференцированным и индивидуальным. В современном мире наверно уже трудно найти учителя, который бы ни разу не пользовался компьютером в образовательном процессе

Что же такое ИКТ?

Что же такое информационно-коммуникационные технологии? Обратившись к словарю можно увидеть множество определений, вот одно из них "ИКТ - это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации".

Основные принципы использования ИКТ это развитие у учащихся мотивации к получению знаний, индивидуальный подход к учащимся, простота в создании и применении, направленность на интеграцию учебных дисциплин.

Наибольшее количество информации, примерно 90% человек получает с помощью зрения, около 9% - с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств. Полученная человеком информация в форме зрительных, слуховых и других образов хранится в его памяти.

Это говорит о том, что наряду с традиционной подачей материала необходимо использовать ИКТ, потому что согласно исследованиям ученых: устная передача материала запоминается минимально, а визуальная подача материала с сопутствующим объяснением увеличивает восприятие и сохранность получаемой информации.

Как гласит пословица: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!"

Компьютер может использоваться как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

Компьютер выполняет следующие функции:

1. Для учителя компьютер это:

источник учебной информации;

наглядное пособие;

тренажер;

средство диагностики и контроля.

2. Как вспомогательный инструмент:

Создание и редактирование текстов, их хранение;

    графический редактор;

Видеоредактор;

Аудиоредактор

Средство подготовки всевозможных материалов;

Вычислительная машина.

Эффективность использования ИКТ на уроках:

Повышает эффективность учебного процесса;

Облегчает понимание и восприятие материала учащимися;

Развивает интерес у учащихся

Сокращает время на подачу учебного материала;

Развивает активность и самостоятельность учащихся;

Дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом;

Способствует развитию внимания, памяти учащихся, логического мышления;

Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ

1. Нехватка компьютерного оснащения и количество компьютерных кабинетах в школах.

2. Нехватка времени у учителей.

3. Недостаточная компьютерная грамотность учителя.

4. Малое оснащение школ сетями Интернет.

5. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т. п.

6. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

Дидактические возможности ИКТ в преподавании предмета «Т ехнология».

Проблема:

Анализ результатов образовательной деятельности по учебному предмету «Технология» выявил противоречие между высокой информационной плотностью содержания и недостаточной эффективностью традиционных технологий обучения. Это противоречие было мною обозначено, как приоритетная проблема , требующая своего решения.

Обоснование ее актуальности:

Как стремительно меняется современный мир! Лет 25 тому назад наш предмет назывался «Труд» и имел несколько другое значение. Учителя технологии испытывали информационный голод, пытаясь своими силами изготовить выкройки в разделе «Швейное дело», схемы приготовления блюд в разделе «Кулинария» и т.д. Никто из нас даже не подозревал, что может быть все совсем иначе. И вот на дворе XXI век. Информационные и компьютерные технологии проникли во все сферы нашей деятельности: науку, культуру, производство, управление, в том числе и в образование. Предмет «Труд» приобрел новое значение и стал называться «Технология». В новых федеральных государственных образовательных стандартах по предмету «Технология» определены новые цели и задачи.

Главной целью предмета «Технология» является:

Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе;

Приобретение школьниками технологических знаний, выработка умений осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, использовать энергию и информацию;

Развитие творческих способностей учащихся на основе их природных задатков в процессе разнообразной практической деятельности;

Создание условий для творческого решения школьниками практических задач, с которыми они могут встретиться в различных сферах своей деятельности, включая ведение домашнего хозяйства и проведение досуга;

Способствовать становлению у учащихся активной гуманистической природосообразной жизненной позиции, ответственности за результаты своего труда, усвоению современной технологической культуры, воспитание трудолюбия и культуры труда.

Задачи:

Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

Развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

Получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Новые цели, задачи, содержание предмета «Технология» потребовали новых подходов к преподаванию образовательных технологий, использование дидактических возможностей интерактивных технологий для достижения цели и реализации задач определенных во ФГОС. Информатизация и компьютеризация становятся новыми объектами изучения, применения и использования в образовательной и воспитательной деятельности, что дает возможность выйти на создание определенно новой системы образования. Я считаю, что мы учителя должны владеть ИКТ, чтобы решать свои профессиональные задачи, успешно работать с детьми. Ведущая педагогическая идея опыта: использование ИКТ в процессе преподавания предмета «Технология» как ресурса повышения эффективности обучения.

Цель работы:

раскрыть и эффективно обосновать дидактические возможности интерактивных технологий в процессе преподавания предмета.

Применение ИКТ в образовательном процессе на уроках технологии позволит мне решить многие задачи:

Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определение своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;

Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных, организаторских способностей;

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

Поставленные задачи я решаю в ходе всего учебно-воспитательного процесса через практическую реализацию образовательных программ, определяющих цели, задачи, содержание обучения; программное, методическое и техническое обеспечение; принципы внедрения программ и критерии оценки их эффективности.

Пути решения поставленных задач - это оптимизация образовательного процесса на основе использования инновационных технологий: личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, технологии деятельностного обучения; метода проектов.

Их сочетание и системное применение позволяют формировать следующие компетенции:

Информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией);

Коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым);

Социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);

Предметную (способность применять полученные знания на практике)

Учитель 21 века должен соответствовать своему времени. Очень часто, что было хорошо вчера, то не соответствует сегодняшнему дню. Таким образом, в каждом времени перед учителем встают новые проблемы, которые необходимо компетентно решать. Учитель - человек, который организует процесс образования в реальной школе, в классе с конкретными учениками. И от того как будет организован образовательный процесс, как он будет реализован зависит и образовательный результат.

Современный уровень развития образовательной системы ставит передо мной вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика, как создать возможность для его дальнейшего развития, как повысить мотивацию к обучению. Многие современные технические средства дают мне возможность проявить самостоятельность и творческую активность при разработке новых дидактических материалов, отработке и совершенствовании выполняемых работ и проектов. Поэтому я считаю важным и актуальным вопрос изучения и применения ИКТ в образовательном процессе.

Внедрение ИКТ на моих уроках осуществляется по направлениям:

    Создание презентаций к урокам

    Работа с ресурсами Интернет

    Использование готовых обучающих программ.

Все уроки технологии требуют от детей творческой деятельности. Как видно из опыта работы, одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие формы работы.

Одним из путей повышения качества образования является применение инновационных технологий. Каждый школьник должен иметь представление о современных системах отображения информации, знать и уметь пользоваться их методами и способами отображения, применять программные средства для создания различных графических изображений, чертежей, иметь общее представление о проектной деятельности. А я, как педагог должна быть готова использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников, чтобы учебный процесс был более эффективным и привлекательным.

Кабинет технологии в нашей школе оборудован экраном, проектором, компьютером. В кабинете имеется интернет. Благодаря новшествам, я могу использовать на уроках технологии различные программы, в результате чего учащиеся гораздо быстрее усваивают учебный материал. Качество уроков заметно улучшается. Хочу остановиться на программе Sweet Home 3 D (свет хом 3д). Ее я использую на уроках в разделах «Оформление интерьера», «Интерьер жилого дома». Интересна эта программа тем, что она имеет весь набор мебели, который мы можем использовать при разработке планировки кухни, при разработке планировки комнаты для подростка. На экране можно переставлять мебель как нам будет удобно с учетом расположения комнат, коммуникаций и т.д. Благодаря этой программе дети быстрее усваивают виды планировки, учатся рассуждать, делать выводы.

Большую работу провожу на уроках в программе Power Point . Практически ни одна новая тема не обходится без использования этой программы. Учащиеся уже с 5-го класса владеют этой программой. Например, в разделе «Кулинария» выполняя практическое домашнее задание, они создают проект по технологии приготовления блюда, составляют презентацию и готовят защиту проекта на основе презентации. В разделе «Текстильные материалы» учащиеся учатся моделировать и создавать дизайн - проекты. Программа Power Point активно используется мной и учащимися в разделе «Творческая проектная деятельность». Предлагая учащимся выполнение проекта с использованием ИКТ, я предоставляют детям возможность стать исследователем, открывателем, делать выводы и обобщать, исходя из их собственного опыта.

Программа Microsoft Word помогает мне в разделе «Лоскутное шитье». Выбрав различные фигуры для салфетки из лоскутного шитья, сделав нужной расцветки заливку, можно пробовать соединять фигуры и подбирать цветовые гаммы. Это помогает расположить геометрические фигуры (т.е. кусочки ткани) в нужной нам пропорции, а так же увидеть расположение цветовых гамм в тканях. В программе Microsoft Word учащиеся легко могут составить различного рода таблицы, оформить документацию для проекта. Работая в этой программе, у учащихся развиваются способности к творческой и самостоятельной работе, прививается эстетический вкус.

Хочу остановить ваше внимание на интерактивной доске. Это такой визуальный ресурс, который помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно.

Интерактивная доска - мультимедийное средство обучения нового поколения. Вместе с проектором и компьютером работает как большой сенсорный экран. Используя электронный маркер в качестве мыши, прямо с доски я управляю любым приложением на компьютере - открываю слайды, редактирую и сохраняю файлы. Интерактивная доска не только отображает то, что происходит на компьютере, но и дает мне возможность управлять процессом демонстрации.

Используя на уроке интерактивную доску, я имею возможность:

Работать с различными приложениями и ресурсами, ориентироваться на определенные потребности разных возрастных групп;

Сравнивать результаты учащихся;

Проверять, редактировать ответы учащихся;

Использовать одновременно изображения, текст, звук, видео, ресурсы Интернет и другие необходимые материалы, тем самым воздействовать на все системы человека одновременно (визуальную, слуховую, кинестетическую);

Рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов

Знания, которые ребята получают на уроках, усваиваются и запоминаются лучше, когда их систематически проверяют, закрепляют. Наличие интерактивных тестов и творческих заданий позволяет мне проводить опросы в режиме реального времени, и сразу демонстрировать ученикам результаты тестирования.

Работа с интерактивной доской улучшает восприятие материала учащимися, работать с ней гораздо интереснее, чем просто рисовать мелом на доске или работать с печатным материалом.

Использование информационных технологий помогает мне повышать мотивацию обучения детей по предмету «Технология» и приводит к целому ряду положительных следствий:

Обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

Психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;

Возбуждает живой интерес к предмету познания;

Расширяет общий кругозор детей;

Возрастает уровень использования наглядности на уроке;

Повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

В связи с тем, что я стараюсь в совершенстве овладевать разнообразными техническими средствами обучения, меняется и качество преподавания на уроках. Уроки технологии с использованием ИКТ обладают следующими дидактическими возможностями:

Являются источником информации;

Рационализируют формы преподнесения учебной информации;

Конкретизируют понятия, явления, события;

Организуют и направляют восприятие;

Наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам учащихся;

Делают доступным для учащихся такой материал, который без технических средств недоступен;

Активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;

Являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;

Иллюстрируют связь теории с практикой;

Экономят учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа.

Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям ИКТ, к которым относятся:

а) информационная насыщенность;

б) возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;

в) возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;

г) показ изучаемых явлений в развитии, динамике;

д) реальность отображения действительности;

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества знаний учащихся, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Принятая в апреле 2010 года национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» одним из основных направлений развития общего образования назвала сохранение и укрепление здоровья школьников. Высокий уровень оснащенности учебного процесса новейшей компьютерной техникой в кабинете технологии, возможность широкого доступа учащихся к ресурсам сети Интернет, наличие учебно-методических комплексов для реализации дистанционного обучения требуют от учащихся значительных психофизических усилий и нагрузок, которые могут отразиться не только на его текущем состоянии организма, но и на его последующем здоровье. Исходя из этого, для решения этой кардинальной проблемы я применяю на уроке методы чередования теоретической и практической деятельности, физминутки для глаз, рук, головы, плеч.

В своей практике я пытаюсь придерживаться своей системы обучения, направляя все свои силы на раскрытие творческих способностей учащихся посредством новых информационных технологий. Ведь применение ИКТ на уроках Технологии дает широкие возможности для умственного и творческого развития ребенка, сочетает развитие логического и образного мышления.

Результативность использования ИКТ на уроках Технологии:

Положительная мотивация на уроках технологии с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);

Повышение уровня использования наглядности на уроке;

Повышение производительности урока;

Применение ИКТ способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями.

В заключении необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению предмета.

Литература:

1. Гордиевских В.М., Петухов Д.В. Технические средства обучения: Учеб. пособие. - Шадринск, 2006.

2. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. М., 2003.

Интернет-ресурсы:

⋅ http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский общеобразовательный портал.

⋅ http://smallbay.ru/autograf.html - просветительский и образовательный ресурс.

⋅ http://school-collection.edu.ru/ - Единая Коллекция Цифровых образовательных ресурсов.

⋅ http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей.

⋅ http://historic.ru/ - электронная библиотека.

Использование ИКТ на уроках.

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне и хочется построить свое выступление с точки зрения способности ИКТ помогать учителю в достижении этой цели.

Давайте сначала вспомним, что же подразумевают под собой ИКТ?

Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ.

Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они

· позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

· способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

· позволяют индивидуализировать процесс обучения;

· повышают интерес к урокам русского языка и литературы (особенно у мальчиков);

· активизируют познавательную деятельность учащихся;

· развивают творческий потенциал учащихся;

· осовременивают урок.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения :

· при объяснении нового материала;

· закреплении;

· повторении;

· контроле знаний, умений и навыков.

При этом для ребенка он выполняет различные функции : учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Основные направления использования компьютерных технологий на уроках

· Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)

· Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)

· Тренажёр

· Контроль за умениями, навыками учащихся

Чего мы достигаем на уроках?

· Стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций - опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;

· Способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;

· Визуализация учебного материала;

· Интеграция со смежными дисциплинами.

· Повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету;

· Разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;

· Стимулирование воображения школьников;

· Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.

Рассмотрим конкретные примеры использования на уроках .

«Моделирование лифа»

«Получение ткани»

Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Компьютер, конечно, не может на уроке заменить живое слово учителя, изучение нового материала, творческого общения, но может стать хорошим помощником.

1. Тренажёр, контроль за умениями, навыками учащихся

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Учебные компьютерные программы позволяют решить ряд проблем:

· повысить интерес учащихся к предмету;

· повысить успеваемость и качество знаний учащихся;

· сэкономить время на опрос учащихся;

· дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях;

· помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

2. Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся

Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Все мы уже сталкиваемся с тем, что наши ученики приносят бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная: все же нашел, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделать учитель, чтобы подобная работа все же приносила пользу ? Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п.

Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на наших уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. Этот союз приятен и преподавателям информатики и информационных технологий.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

Сегодня информация играет решающую роль во многих проблемах, связанных не только с познавательной, но и технологической, творческой, политической, социальной деятельностью человека. Резкое возрастание роли и значения информации требует глубокой подготовленности всех членов современного общества к использованию средств информационной технологии в своей профессиональной деятельности, а значит, востребован выпускник школы, владеющий навыками работы с информацией. Нельзя забывать и о высоком потенциале информационных технологий в формировании и удовлетворении индивидуальных духовных потребностей учащихся, развитии их творческих способностей.

На мой взгляд, применение информационных технологий в учебном процессе способствует

§ повышению качества обучения;

§ выработке общеучебных навыков рациональной организации учебного труда;

§ радикальному изменению учебного процесса, переориентированию его в сторону развития системного мышления;

§ эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности;

§ развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории в связи с появлением неограниченных возможностей для индивидуализации и дифференциации учебного процесса;

§ развитию самостоятельности учащихся;

§ развитию сложившейся методологии образования за счет явных преимуществ новых информационных технологий, а именно: а) возможности наглядного и динамичного представления информации с использованием изображений и звука (текстовая, графическая, аудио- и видеоинформация, анимация); б) применения удаленного доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим привлечение научной и культурной информации;

§ непрерывности и преемственности компьютерного образования на всех уровнях обучения от дошкольного до послевузовского; непрерывность может быть обеспечена компьютерной поддержкой всех школьных дисциплин: от общеобразовательных до профильных.

К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие: возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока; возможность сочетания разных программных средств; а также побуждающий аспект активизации деятельности учащихся. На наш взгляд, компьютер на урочных и внеурочных занятиях по общеобразовательным предметам выполняет различные функции: источника учебной информации; наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации; тренажера; средства диагностики и контроля; текстового редактора.

Вместе с тем уроки с использованием компьютера следует проводить наряду с обычными занятиями; компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно и нельзя допускать, чтобы компьютерная поддержка на уроке превратилась в игру.