Что значит понятие «рефлексия. Виды и уровни рефлексии

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Виды

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I . По содержанию : символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II . По форме деятельности : коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III . По цели :

  • Эмоциональная

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Как и когда проводить?

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: "Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

  • Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

  • Лесенка успеха . Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
  • Дерево успеха . Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
  • Вагончики . Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
  • "Знаки" (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

  • Рефлексия содержания материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

  • Предложите детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
    • сегодня я узнал...
    • было трудно…
    • я понял, что…
    • я научился…
    • я смог…
    • было интересно узнать, что…
    • меня удивило…
    • мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

  • Графическая : на доске таблица со знаками

В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

  • Анкета

  • "Три М"

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:

  • Акрослово

Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита":

В — всесильный

О — олицетворяет справедливость

Л — луна, черный пудель и "чертовщина"

А — антипод Иешуа

Н — не абсолютное зло

Д — дьявол

  • Фразеологизм или пословица

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся

  • Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, ПОПС не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним "но"! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.
  • Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.
  • Услышано на одном из форумов замечание от ребенка: "У одного учителя красный листочек означает "все понял", у другого — "ничего не понял", у третьего учителя вместо листочков какие-то звездочки-тучки. И как я должен все это запоминать?" Это уже вопрос на засыпку. Думается, что в рамках хотя бы методобъединения имеет смысл договориться о едином значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии.

Для полноценного развития личности важно не только регулярное получение знаний, но и умение их осознать, чтобы затем успешно применять на практике. Человеку помогает сформулировать и обработать новую информацию рефлексивность. Рефлексия – это способность личности осознавать собственную уникальность, умение сформировывать и понимать цели, предназначение человека.

Рефлексия - основа для понимания собственной личности

Эти два понятия тесно связаны между собой и их часто путают. На самом деле между ними есть существенная разница. Самосознание – это понимание и осознавание субъектом собственных мыслей, чувств, поступков, социального положения, интересов и мотивов поведения. Самосознание приходит через:

  • культуру (духовную, материальную);
  • ощущение собственного тела (каких-либо действий);
  • формулирование обществом норм поведения, правил, этики;
  • взаимодействие и взаимоотношение с окружающими людьми.

С помощью самосознания личность постоянно меняется, улучшая либо ухудшая врожденные и приобретенные качества. Сама жизнь учит человека с помощью самосознания осуществлять самоконтроль и саморегулирование . Благодаря этому человек разумный способен брать на себя ответственность за собственные действия и полученные результаты.


Рефлексия с точки зрения разных позиций

Самосознание очень тесно переплетено с рефлексией, самосознание воздействует на феномен рефлексивности, своеобразно расширяя его.

Рефлексия, что это такое

Рефлексия – слово латинского происхождения, переводится оно, как «обращение назад». Чтобы понять, что такое рефлексия в психологии, нужно знать следующие определения: «самоанализ», «обдуманность», «самокопание», «самонаблюдение». Эти слова являются синонимами рефлексивности.

Если самосознание – это осознавание человеком происходящего, то рефлексия – умение субъекта понимать и оценивать реальность с подключением собственного «Я».

Определение рефлексия в психологии – это сочетание итогов человеческих размышлений о собственной личности и ее оценки посредством механизмов коммуникации. Без общества не бывает рефлексивности. Уровни самонаблюдения многогранны: от обычного, простого самосознания до глубокого самокопания, с размышлением о смысле бытия, нравственности жизни.


Ученые, изучавшие рефлексию

Рефлексивными могут стать любые человеческие проявления сознательной деятельности: мысли, поступки, мотивы, чувства, эмоции. Но они становятся рефлексиями только при условии их обращения на собственное сознание:

  • ощущения, касающиеся личных чувств;
  • размышления о собственных мыслях, поступках;
  • воображение, которое затрагивает то, что некто (сама личность или окружающие) нафантазировали (навоображали).

Только рефлексируя на собственное сознание, человек создает индивидуальное понимание соизмеримости с реальным миром, воспринимая себя и реальность, как одно целое. Такое рефлексивное сопоставление и позволяет субъекту выступать в жизни в качестве определенной личности – одного из составляющего мира, где человек существует.

Рефлексивность как психологическая часть личности

Рефлексивность в психологии – это умение человека размышлять и анализировать собственную личность с включением:

Глубина рефлексивного самоанализа индивидуальна. Зависит она от степени духовного развития субъекта, уровня его самоконтроля, моральных качеств, степени образованности. Также рефлексия уточняет (поддерживает либо купирует) происходящее действие.


Рефлексия играет огромную роль в становлении личности

Для внутренней гармонии важно, чтобы эти понятия были связаны между собой. Это подтверждается следующими фактами:

  1. Рефлексия без действования ведет к зацикливанию личности на собственном «Я».
  2. Действие без рефлексии приводит к бестолковым, легкомысленным и необдуманным поступкам.

В области психологии рефлексия является важным ключевым моментом. На рефлексологии выстроено большинство психологических исследований. Изучение этого феномена (ее структуры, динамики развития) помогает понять глубокие механизмы формирования человеческой личности .

Рефлексия всегда привлекала внимание мыслителей, философов и психологов. Еще Аристотель говорил об этой части человеческого сознания, как о «мышлении, действующей на мышление».

Для полного раскрытия рефлексивных процессов в психологии, этот феномен рассматривается с уровня различных подходов в исследовании:

  • личности;
  • сознания;
  • мышления;
  • творчества.

Рефлексия как метод исследования психики

Рефлексивные процессы успешно используются в психологии при проведении интроспекции. Интроспекция (в переводе с латыни «смотрю внутрь») – способ исследования психологических качеств субъекта . Он базируется на наблюдении личностных психологических процессов без использования каких-либо эталонов.


Виды рефлексии в психологии

Родоначальник интроспекции британский психолог и философ Джон Локк объяснял, что у личности существует два постоянных источника познаний, необходимых для становления психики человека:

  1. Объекты окружающего мира. По мере взросления человек контактирует с окружающим миром с помощью внешних чувств (зрение, осязание, слух). В ответ он получает некие впечатления, которые и складывают в сознании восприятие действительности.
  2. Деятельность человеческого ума. Сюда относятся воспитание и становление личности с помощью всех проявлений чувств.

Эти два источник неразрывно связаны между собой, их совместную деятельность и организовывает рефлексивность. По мнению Локка: «Рефлексия – наблюдение, рождающееся из деятельности».

Чем помогает самоанализ

Когда психолог использует в своей работе методы рефлексии, он подталкивает пациента взглянуть на себя со стороны. В результате успешной работы человек учится глубоко и верно анализировать собственные поступки и лучше понимает свой внутренний мир.

Используя рефлексивные методы в работе, психолог обучает личность самостоятельно выбирать единственно правильное решение какой-либо проблемы.

При рефлексивной работе психолог, разбирая определенную ситуацию, помогает пациенту осознавать следующие моменты:

  • что именно ощущает личность в данное время;
  • какое уязвимое место в собственном сознании пострадало в ситуации;
  • как использовать возникшие трудности с выгодой для себя.

Самостоятельный поиск ответов и определяет суть работы психолога, который использует рефлексивные методы. Рефлексия помогает не только взглянуть на себя внутреннего, но и познать себя общественного (то есть ту личность, которую воспринимают окружающие люди) . А также узнать себя улучшенного (такого, которого человек видит в идеале).


Функции рефлексии

Рефлексивные способы психологической работы помогают осознать пациенту шесть частей собственной личности. Перечислим их:

  1. Я, как сам субъект.
  2. Я, как человек на людях.
  3. Я, как идеальное создание.
  4. Я в восприятии постороннего.
  5. Я, как человек на людях в восприятии окружающих.
  6. Я, как идеальное создание в восприятии посторонних.

Понять, что такое рефлексивные проявления, помогает пример рефлексии в психологии:

«Человек смотрит интересное кино и вдруг понимает, что главный герой напоминает его. Он похож внешне, эмоциональными проявлениями, поступками, действиями. Или же мама, с любовью глядя на своего ребенка, пытается определить знакомые черты в характере, ищет схожие черты. Все это – неосознанные рефлексивные проявления».

Признаки рефлексии

Психологи, используя способы рефлексивности в своей работе, выделяют два отличия данного феномена у личности. Это:

  1. Ситуативная. Этот признак позволяет субъекту глубоко «входить» в ситуацию и осмысливать малейшие нюансы происходящего.
  2. Саногенная. Характеризуется умением регулировать эмоциональные проявления для купирования переживаний и тяжелых раздумий.
  3. Ретроспективная. Умение оценивать прошлые события с целью приобретения нового полезного опыта путем анализа и осознания собственных ошибок.

Психологи убеждены, что рефлексия – это прямой путь к созданию внутренней гармонии и самосовершенствования личности. Развитые рефлексивные механизмы помогают преобразовывать туманные и непонятные мысли, «бродящие» в подсознании, в успешные идеи, приносящие благополучие.


Рефлексия и ее роль в жизни человека

Люди, не умеющие работать с собственными рефлексивными проявлениями, не способны планомерно организовать жизнь . Они не в состоянии взять происходящее с ними под контроль и пассивно плывут по течению.

Как развить такие способности

Чтобы стать успешной, гармоничной личностью, важно овладеть рефлексивными задатками и выгодно их использовать. Психологами разработано несколько упражнений, которые следует выполнять регулярно:

Анализируем поступки . После принятия какого-либо решения, следует посмотреть на себя взглядом постороннего. Обдумайте поступок, был ли другой выход из ситуации. Может он мог бы стать более выгодным и удачным? Какие выводы можно сделать из принятого решения, куда оно ведет, есть ли ошибки в нем, какие.

Цель данного упражнения – понять факт личной уникальности и обучиться самоконтролю.

Оцениваем прошедшее . Каждый день, вечером, в спокойной обстановке «просматривайте» свой день заново. Но более детально и медленно, анализируйте даже мельчайшие эпизоды прошедших суток. Если вы почувствуете, что некое событие вызвало неудовлетворение, акцентируйтесь на нем.

Попробуйте оценить прошедший день с точки зрения незаинтересованного лица. Это позволит выявить собственные неудачи и не допустить их повторения в будущем.

Учимся общению . Такое умение важно для улучшения и повышения коммуникативных навыков. Что делать? Расширять круг знакомств, стараясь общаться с людьми различных взглядом и точек зрения. Для человека общительного это несложно, а вот замкнутому интроверту придется поработать.

Запомните впечатление, произведенное на вас новыми людьми, и периодически сверяйте мнение, которое складывается о них в будущем. Такое упражнение помогает активизировать врожденную рефлексивность и улучшить ее.

В результате личность учится принимать взвешенные, грамотные решения и определять наиболее выгодный путь выхода из ситуации .

Рефлексия – мощное психологическое оружие, помогающее лучше понимать себя и окружающих. Со временем у человека развивается способность предугадывать события, ощущать мысли окружающих и прогнозировать исход событий.

РЕФЛЕКСИЯ

РЕФЛЕКСИЯ

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

РЕФЛЕ́КСИЯ

форма теоретической деятельности общественно-развитого человека, направленная на осмысление своих собств. действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Содержание Р. определено предметно-чувств. деятельностью: . в конечном счете есть осознание практики, предметного мира культуры. В этом смысле Р. есть способ определения и философии, а – Р. разума. Р. мышления о законах формирования социально-историч. действительности, о предельных основаниях знания и поведения человека составляет собственно предмет философии. Изменение предмета философии выражалось и в изменении трактовки Р.

Проблема Р. впервые возникла у Сократа, согласно к-рому предметом знания может быть лишь то, что уже освоено, а т.к. наиболее подвластна человеку деятельность его собств. души, есть наиболее важная задача человека. Платон раскрывает важность самопознания в связи с такой добродетелью, как , к-рое и есть знание самого себя (см. Хармид, 164 Д, 165 С, 171 Е); существует какое-то познание, к-рое не имеет никакого другого предмета, кроме себя самого и прочих познаний (см. тамже, 167 С). Теоретич. , филос. Р. оценивается как высшая . У Аристотеля Р. рассматривается как божеств. разума, к-рый в своей чистой теоретич. деятельности полагает себя в качестве предмета и тем самым обнаруживает единство предмета знания и знания, мыслимого и мысли, их (см. Met. XII, 7 1072 в 20; рус. пер., М.–Л., 1934). В философии Плотина самопознание было методом построения метафизики; различив в душе и рассудок, он полагал самопознание атрибутом только последнего: только может мыслить тождество самого себя и мыслимого, ибо здесь едины и мысль о мысли, т.к. мыслимое есть живая и мыслящая активность, т.е. сама активная мысль (см. П. П. Блонский, Философия Плотина, М., 1918, с. 189). Самопознание есть единств. ума, Р. противоположна практике (см. тамже, с. 190): "...Нужно перенести объект внутрь субъекта и созерцать его как единое, процесс созерцания должен быть аналогичным процессу самосозерцания" (Эннеады , V, кн. 8; цит. по кн.: Браш М., Классики философии, т. 1, СПБ, 1913, с. 479). Лишь погрузившись в недра собств. духа, может слиться воедино и с объектом созерцания, и с "приблизившимся в тиши божеством" (там же, с. 480).

В ср.-век. философии Р. рассматривалась как способ существования божеств. разума, как форма его реализации: познает истину постольку, поскольку возвращается к самому себе. Напр., Августин полагал, что наиболее достоверное знание – это знание человека о собств. бытии и сознании. Углубляясь в свое , человек достигает истины, заключенной в душе, а тем самым приходит к богу. Согласно Иоанну Скоту Эриугене, созерцание своей сущности богом и есть творения.

Мыслители Возрождения, выдвигая идею человека как микрокосма, в к-ром в концентрированной форме выражаются все силы макрокосма, исходили из того, что познание природных сил есть вместе с тем и самопознание человека, и наоборот.

Изменения в трактовке Р. в новое время связаны с выдвижением на первый план проблем обоснования знания. В "Метафизич. размышлениях" Декарта рассуждение основывалось на методич. сомнении: достоверным и не поддающимся сомнению является лишь одно – мое собств. и мышление, а тем самым – и мое (см. Избр. произв., М., 1950, с. 342). Добытое с помощью Р. сознание о самом себе – единств. достоверное положение – является основанием для последующих заключений о существовании бога, физич. тел и т.д.

Локк, отвергая концепцию врожденных идей Декарта, проводит мысль об опытном происхождении знания и в этой связи различает два вида опыта – чувств. и Р. (внутр. опыт). Последняя есть "... , которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности" (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 129). Обладая самостоятельностью по отношению к внешнему опыту, Р. тем не менее основывается на нем.

В философии Гегеля Р. фактически представляет собой движущую силу развития духа. Рассматривая рассудочную Р. как необходимый познават. процесса и критикуя в этой связи романтиков, Гегель вместе с тем выявляет ее ограниченность: фиксируя абстрактные определения, . рассудка не в состоянии выявить их единство, однако претендует на окончательное, абс. знание. В "Феноменологии духа" Р. духа о самом себе выступает как форма саморазвертывания духа, как основание, позволяющее переходить от одной формы духа к другой. Гегель прослеживает здесь специфику движения Р. на каждой из трех ступеней развития духа. Логич. формы Р. соответствуют историч. формам самосознания, к-рых завершается в "несчастном сознании", раздвоенном внутри себя и потому фиксирующем абстрактные моменты действительности в их обособленности друг от друга (см. Соч., т. 4, М., 1959, с. 112, 118–19). Будучи объективным идеалистом, Гегель полагает, что в предмете воплощается дух, к-рый обнаруживает в нем самого себя (по выражению Гегеля, предмет рефлектирует в самого себя, см. там же, с. 13). Эта , материалистически переосмысленная, была использована Марксом для выражения того факта, что стороны или моменты материального предмета, ставшего товаром, взаимно отражаются друг в друге и в самих себе (см. "Капитал" , в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 121; "Das Kapital", В., 1961, S. 116). Существо Р. в логически обобщенной форме рассматривается Гегелем в "Науке логики" в связи с анализом сущности и видимости; в отличие от категорий бытия, для к-рых характерен переход от одного к другому, и от категорий понятия, где идет об их развитии, в учении о сущности фиксируется взаимоотношение парных категорий, каждая из к-рых рефлектируется – отражается, светится в другой (см. Соч., т. 1, М.–Л., 1929, с. 195). Гегель выделяет три типа Р.: полагающую, к-рая соответствует описат. наукам, внешнюю, или сравнивающую, к-рая отражает в науке метода сравнения, и определяющую, к-рая фиксирует моменты сущности в их самостоятельности и обособленности друг от друга. В целом гегелевское учение о Р. раскрывает категориальную структуру той науки, к-рая фиксирует тождество, и противоположность, но не постигает противоречия, науки, к-рая противопоставляет субъекту как свой предмет и не вскрывает их единства, данного в практике.

В марксизме разработка проблемы Р. осуществлялась двумя взаимосвязанными путями: по линии критики метафизич. понимания Р. и по линии анализа филос. знания как Р. о культуре человечества, о его социальной истории. Отрицат. отношение к Р. как к специфически рассудочному способу выявления особенностей не предмета, а обыденного сознания, сопровождалось исследованием обусловленности Р. практикой, всей деятельностью человека. Уже в "Святом семействе" основоположники марксизма показали, что сводит реального, действит. человека к самосознанию, а его практич. деяния – к мыслит. критике своего собств. сознания (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 43, 58). В "Немецкой идеологии" Маркс и Энгельс раскрывают классовый призывов к интенсификации Р., характерных для бурж. философии 19 в.: он заключается в том, чтобы интериоризировать институциональный , сделать его делом совести каждого человека, чтобы гос-ва был дополнен цензурой совести; тем самым в человеке убивается активно-творч. отношение к действительности, разжигается ипохондрич. самоконтроль и бездеятельное самокопание в глубинах своей души. Критикуя рассудочную Р., противопоставляющую себя практике, Маркс и Энгельс показывают, что в действительности рефлектирующие индивиды никогда не возвышаются над Р. (см. тамже, т. 3, с. 248). Принципиальная ограниченность рассудочной Р., ее неспособность проникнуть в существо исследуемого предмета убедительно раскрыта Марксом в связи с критикой вульгарной политэкономии, к-рая закоснела в рефлективных определениях и потому была неспособна схватить бурж. произ-во как . Критика Марксом и Энгельсом рассудочного понимания Р. была по сути дела критикой принципов, на к-рых зиждилась , использующая метафизич. метод. Эта критика сливалась с методологич. исследованием категориальной структуры метафизич., рассудочного мышления, с теоретич. осмыслением объективно-практич. базиса этой превращенной формы мышления.

Пороки метафизически-рассудочной рефлексии Маркс и Энгельс связывают со спецификой развития человека в условиях разделения труда и отчуждения, когда человек превращается в частичного человека, а одностороннее развитие его способностей приводит к тому, что частичная социальная функция становится его жизненным призванием. Именно в таких условиях Р. мышления о самом себе становится призванием философа и противопоставляется практике. Эта ограниченность преодолевается развитием универсально-практич. отношения к миру, в результате чего разум предстает как Р. практики в ее универсальности и целостности. Можно выделить различные уровни филос. Р.: 1) Р. о с о д е р ж а н и и знания, данного в различных формах культуры (языке, науке и др.), и 2) Р. о п р о ц е с с е мышления – анализ способов формирования этич. норм, логич. оснований и методов образования категориального аппарата науки. По своему существу Р. критична, ибо она, формируя новые ценности, "разламывает" сложившиеся нормы поведения и знания.

Позитивный смысл Р. заключается в том, что с ее помощью достигается освоение мира культуры, продуктивных способностей человека. Мышление может сделать себя предметом теоретич. анализа только в том случае, если опредмечено в реальных, предметных формах, т.е. вынесено вовне и может относиться к самому себе опосредованно. Отвергая сведение Р. к уяснению предрассудков обыденного сознания, диалектич. видит в философии самопознание всемирно-историч. практики человечества, в к-рой просвечиваются универс. характеристики природного мира. Марксистская философия является диалектич. Р. о мышлении, предметно воплощающемся не только в языке, но и в продуктах труда, в достижениях науки, во всей культуре человечества.

Р. становится центр. понятием в бурж. философии 19–20 вв., выражая своеобразие предмета философии в системе наук и специфику филос. метода. Поскольку философия всегда истолковывалась как Р. о знании, как мышление о мышлении, акцент на проблеме Р. у совр. философов выражает стремление отстоять обособленность философии от предметно-чувств. деятельности, ограничить ее предмет самосознанием знания. Эта линия в чистом виде проводится в неокантианстве (Коген , Наторп, Нельсон и др.). Вместе с тем Нельсон специально выделяет психологич. Р. как осознания непосредственного знания (разновидность этой Р. – – явилась гл. методом интроспективной психологии).

Гуссерль специально выделяет Р. среди всеобщих сущностных особенностей чистой сферы переживания (см. "Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie", Bd 1, Haag, 1950, S. 177). Он придает Р. универсальную методологич. функцию. Сама феноменологии обосновывается с помощью Р.: феноменологии опирается на "продуктивную способность" Р. (см. тамже). Р. есть для Гуссерля " для актов, в которых поток переживания со всеми его разнообразными событиями... становится ясно постигаемым и анализируемым" (там же, . 181). Иными словами, Р. есть название метода для познания сознания. Феноменология призвана расчленить различные виды Р. и анализировать их в различном порядке. Сообразно с общим расчленением феноменологии Гуссерль выделяет три формы Р., считая их атрибутом лишь трансцендентального, а не эмпирич. субъекта. Первая форма – осознание индивидом содержания восприятий, образных представлений, постижение самого акта восприятия; возвышаясь к чистому сознанию, трансцендентальному опыту, индивидуальный поток переживаний переходит ко второй форме рефлексии – Р. о Р.; высшей формой Р. является трансцендентально-эйдетическая, к-рая обосновывает феноменологию в ее чистоте, позволяет открыть вещи.

Обращение человека к своей собств. экзистенции является одним из гл. лозунгов экзистенциализма. Экзистенция человека может быть выявлена только тогда, когда он остается один на один с безмолвным голосом своей совести, в страхе перед . Требуя интенсифицировать Р., обращает осн. на инквизицию совести, не оставляя в душе ни одного уголка, не растравленного Р. Т.о., здесь речь идет не о гносеологич. Р., как в неокантианстве и феноменологии, а об этич. Р., к-рая должна будить в человеке вины, определять его нравств. позицию в мире (см., напр., G. Marcel, Homo Viator, P., 1944, p. 224, а также Heidegger M., Sein und Zeit, Halle, 1927, S. 273). Такая трактовка Р. крайне близка проповедуемой христианством идее греховности человека и постоянного напоминания об этом.

Неотомизм в понимании Р. возвращается к докантовской философии. Обосновывая возможность метафизики, неотомисты и католич. философы различают психологич. и трансцендентальную Р. Первая (область стремлений и чувств) определяет возможность антропологии и психологии. Вторая, в свою очередь, подразделяется на логическую (абстрактно-дискурсивное познание) и онтологическую (направленность на ), с помощью к-рой обосновывается возможность собственно философии, излагаемой по всем канонам докантовской метафизики.


Сегодня мы поговорим о таком важном явлении, который в психологии называют рефлексией. По убеждению многих специалистов, именно рефлексия делает человека человеком, отличая его от животных. Ведь именно она дает человеку возможность не только знать что-то или чувствовать, но и знать о своих переживаниях.

Так что знать об этом важном явлении должен каждый. Именно поэтому в данной статье мы рассмотрим этот вопрос более подробно.

Значение и появление термина

Сам термин рефлексия возник в философии и изначально являлся типом философского мышления, который был направлен на то, чтобы осмыслить и обосновать собственные предпосылки, требующие обращения собственного сознания на себя. Однако, на сегодняшний день, понятие рефлексия является намного расширенным и, переходя в психологию, стала расширенным понятием.

На сегодняшний день можно найти множество определений для термина, однако, самый понятный и для всех доступный – это следующее определение термина.

Рефлексию можно назвать умением индивида осознанным образом направлять свое внимание внутри себя, для того, чтобы просматривать собственное психическое пространство и сосредоточить свое внимание на том, что происходит внутри себя самого.

То есть, сказать иными словами, рефлексия дает возможность человеку следить за тем, что происходит у себя внутри на том или ином уровне сознания. Однако это не простая »слежка», так как рефлексия дает возможность в дальнейшем переосмысливать свои переживания и понять их.

Особой популярностью пользуется и определение рефлексии от психоаналитика А.В.Рассохина, который описывал личностную рефлексию как активный субъектный процесс порождения смыслов, основанный на уникальной способности личности к осознанию бессознательного.

Саморефлексией называют реакцию человека на самого себя, при этом термин рефлексия означает отражение не только себя, но и ситуации, в которой находишься, других людей.

Проявление в детстве

На самом деле, у детей отсутствует рефлексия. Детство отличается тем, что является этапом аффективным, это промежуток жизни где человеку (ребенку) свойственна быстрая и непосредственная реакция на все. А в тех случаях, когда по каким-то причинам это недоступно для детей, то включается бессознательное приспособление, в которых имеют свое особое значение психические защитные механизмы.

О самонаблюдении в детском возрасте не может быть и речи. Рефлексия »созревает» у человека благодаря контакту с другими, а потом развитие рефлексии продолжается у человека всю сознательную жизнь.

Человек и рефлексия

Со временем у психически здорового и зрелого человека развивается рефлексия до такой стадии, что он уже может сам организовать самопознание исходя из контактирования с окружающими.

Именно развитая рефлексия дает возможность человеку не отреагировать на внешние факторы аффективно, а наблюдать и отследить проявления тех или иных чувств, состояния и разобраться с ними, задавая себе вопрос и о том, как появились те или иные чувства, почему появилась такая ситуация и т.п.

То есть развитая рефлексия дает индивиду возможность обнаружить причинно-следственные, временные и другие связи и разобраться в самом себе.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для человека, который имеет развитую рефлексию, все в жизни может стать способствующим источником для более глубокого познания самого себя.

Рефлексия дает человеку возможность более четко понять себя, делает картину о себе более глубокой. Помимо того, познавая себя все лучше и лучше, у него появляются новые шансы и грани, о которых он раньше и не догадывался.

Но на самом деле это не так уж и легко дается человеку, особенно если у него есть переживания, которые связаны с болью и с негативными эмоциями. В этом случае для человека бывает очень болезненно и тревожно, а в некоторых случаях и стыдно, раскрывать самого себя при помощи рефлексии бывает просто невыносимо. Поэтому часто бывает так, что люди предпочитают избегать этого.

Отсутствие рефлексии

К сожалению, бывают случаи, когда у человека отсутствует рефлексия. Это происходит из-за нарушения восприятия, мышления у человека. В этом случае человек может впасть в две крайности.

В первом случае это приводит к тому, что у индивида преобладает рациональное видение и преобладают импульсы и аффект. Все это приводит человека к такому гнетущему состоянию, когда вокруг мерещится только опасность и он начинает защищаться от всех и от всего.

В этом случае, все попытки со стороны родных, друзей, близких и даже психолога помочь этому человеку еще больше усугубляет состояние. Более того, все это подтверждает его чувство небезопасности и того, что все вокруг враждебно к нему настроены.

Во втором случае у человека могут возникнуть чувство пустоты. А это происходит из-за того, что у индивида нет связи между какими-то событиями и внутренними мотивами. В этом случае у человека на все есть один готовый ответ – »не знаю».

Именно поэтому очень важно пройти терапию, для того, чтобы развить рефлексию. Так как именно на ее основе у человека выстраиваются база свойств и возможностей, которые просто необходимы индивиду в жизни.

Жизненный пример

Для того, чтобы было понятнее, давайте рассмотрим на примере, как наличие или отсутствие рефлексии влияет на поведение людей.

Всем знакома такая неприятная, но увы часто встречающая вещь как очередь. Не важно, что это за очередь, главное то, что разные люди всегда себя ведут по-разному в них.


Тут можно встретить разные варианты: к примеру, какой-то человек, увидев очередь, даже и не попробует встать в очередь и просто уйдет, решив, что легче отказаться от своей цели. А среди тех, кто все же решил стоять в очереди можно встретить раздосадованных людей, которые даже и не стараются скрыть это, они бывают очень эмоциональны, всю свою раздражительность и досаду они выплескивают на окружающих, как с помощью языка тела, так и словесно. Как может догадаться каждый, именно они становятся виновниками шумных скандалов в очередях.

Или же находят себе единомышленников, которым тоже неприятно стоять в очереди, но из-за меньшей агрессивности терпят все тихо.

Бывают и такие, которые без конца жалуются на всё и жаждут найти себе слушателя, который выслушает его и согласится во всем. И вот в таких мини-группах, могут создаться целые бурные дебаты, которые могут выходить далеко за пределы данной ситуации.

Бывают в очередях и такие личности, которые сами на себя принимают роль миротворца и начинают устанавливать порядок и следить за тем, чтобы в очереди не было нарушений.

По большей части люди будут смотреть в свои гаджеты, слушать музыку, читать или болтать по телефону… отрываясь оттуда время от времени, чтобы следить за очередью и только.

Могут встречаться и те, которые будут ходить из стороны в сторону, чтобы таким образом снять напряжение. А некоторые будут изучать интерьер и других людей, пристально следя за тем, что происходит вокруг.

Есть в очередях и такие, которые тихо стоят в сторонке, смотря на них можно подумать, что у них рефлексия, так как такое впечатление, что человек размышляет о чем-то, но это не рефлексия. В большинстве случаев мышление таких людей является перманентным перемалыванием навязчивых идей.

Могут быть и такие, которые начинают чувствовать телесный дискомфорт, и чем больше длится очередь, тем все это причиняет им телесное страдание. В этом случае можно наблюдать соматические реакции: может появиться кашель, тошнота, на коже могут появляться пятна, боль в желудке, если у человека есть проблемы с давлением, то может наблюдаться и повышенность давления, обморок и тому подобное.

Все это не имеет ничего общего с рефлексией. Это скорее способы реагирования, которые стали привычкой и, благодаря чему, человек на бессознательном уровне организует совладение с собственной агрессивностью.

Иными словами, в разных жизненных ситуациях человек поступает по-разному: кто-то ведет себя агрессивно и бурлит как кипящая кастрюля. Второй, избегая неприятностей, »прячется», отвлекаясь всем, чем может: заедает, слушает других, задумывается или просто болтает. У третьих же все переносится на телесные движения или состояния.

И как бы люди по-разному не отреагировали на те или иные ситуации, все равно основой этого является стремление ухода от тех переживаний, которые являются опасными для них. То есть человек делает все, чтобы избежать контакта со своим внутренним, чувственным содержанием.

В том случае, если человек способен на рефлексию, то у него будет другая реакция на собственную агрессию или же переживания. В первую очередь, рефлексирующий человек замечает, что с ним творится. Ведь он знает свои чувства и способен выдерживать их. И вот, всматриваясь вглубь самого себя, он заметит, что у него появилось раздражение, или внутренняя злоба. И когда он видит в себе проявление этих чувств, он не стремится, как большинство людей, убежать от собственных чувств и эмоций. Человек, у которого развита рефлексия, после того, как видит в себе проявление новых чувств, начинает обдумывать над тем, каким образом и вследствие чего появилась та или иная реакция.

После этого у него идет этап оценивания конкретных обстоятельств (может ли данная ситуация угрожать жизни или нет), и только после этого человек принимает решение (остаться или уйти).

Таким людям свойственно глубокое самоисследование, они задают вопрос самому себе: что именно в конкретном случае мне причиняет дискомфорт? Что я не могу выносить в этой ситуации?

Эти вопросы к самому себе дают возможность посмотреть внутрь себя, рефлексировать и понять свое внутреннее содержание, свои реакции.

Человек, у которого развита рефлексия, никогда не будет делать суждения, исходя из внешних обстоятельств. Он не скажет: »Вокруг одни уроды», »Что за государство», »Жизнь несправедлива», »Я никчемный слабак» и тому подобное.

На самом деле этого могут достичь лишь люди, у которых уровень рефлексии высок. Поэтому, если у вас сразу не получается, то не нужно переживать, так как ниже мы поговорим о том, как можно развивать рефлексию.

Как развивать в себе это качество?

На самом деле, поняв, каким важным является рефлексия, человек осознает, что необходимо развивать и поднимать в себе уровень рефлексии. К счастью, на сегодняшний день для этого есть много методик и возможностей.

К примеру, человек может научиться в тех или иных ситуациях вместо того, чтобы сразу раздражаться, проявлять агрессию, человек может задавать себе вопросы, которые будут некими »проводниками» во внутренний мир. Человек может задать себе такие вопросы:


  • Почему я не могу держать себя в руках?
  • Что именно выводит меня из себя прямо сейчас?
  • Почему мне так тяжело?
  • Какие внешние проявлений моей агрессии, злости, обиды …?
  • Какие обстоятельства раньше меня приводили в такое же состояние?
  • Зачем я должен держать себя в руках в этой ситуации?

Когда человек задает себе эти и другие подобные вопросы, перед ним раскрывается картина. Человек может с легкостью увидеть, что его реакция на данную ситуацию это не что иное, как не пережитый опыт прошлого. А когда человек это осознает, то у него может наблюдаться снижение гнева, злости, обиды.

Если вернуться к нашему примеру с очередью, то у человека могут быть ассоциации с ранним детством, когда он все ждал свою маму, а она не приходила. Как бы странно это не казалось, все же символическое мышление делает с человеком и не такое. И когда человек осознает это, то ему бывает намного легче справиться с ожиданием.

Развивать рефлексию у себя человек может и с помощью психотерапевта . На сеансах психотерапии, с помощью специалиста, каждый может раскрыть в себе дар познания самого себя изнутри. Естественно, в начале, это бывает очень трудно и у разных людей это проявляется в разный промежуток времени: у кого на это могут уйти годы, кто-то может достичь успеха уже через месяц-другой. Тут все зависит от того, с каким человеком работает психотерапевт. Ведь чем выше степень пережитой боли у человека, тем труднее он раскрывается.

Однако, после того, когда человеку удается достичь рефлексии, то перед ним раскрываются новые возможности, меняется качество жизни и сама жизнь.

Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие рефлексия возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании.

Рефлексия является предметом изучения в разных сферах человеческого знания: философии, методологии, науковедении, психологии, акмеологии, управлении, педагогике, эргономике, конфликтологии и др.

А.В. Хуторской считает, что рефлексия – это мыследеятельностный и чувственный процесс осознания субъектом образования своей деятельности, направленной на исследование уже осуществлённой деятельности (вспомнить, выявить и осознать).

М.В. Захаренко считает, что рефлексия является побудителем к самостоятельному творчеству, изобретательности, прогнозированию своего пути образования)

«Существенным фактором, влияющим на эффективность рефлексивной деятельности, является многообразие её форм, соответствующих возрастным особенностям учащихся и имеющих при этом разное смысловое назначение…»

А.В. Карпов, С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов выделяют:

    рефлексию настроения и эмоционального состояния (направлена на установление эмоционального контакта с группой, выявление степени удовлетворённости её работой), в начале и в конце урока;

    рефлексию содержания учебного материала (выявляет уровень осознания содержания пройденного и направлена на получение новой информации);

    рефлексию деятельности (проводится на разных этапах урока и заключается в осмыслении способов и приёмов работы с учебным материалом, поиске более рациональных приёмов)

Рефлексия в педагогике - это процесс и результат фиксирования участниками образовательного процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого.

Одно из определений рефлексии, доступное для уточнений, таково: «Рефлексия есть мысль, направленная на мысль» (или «направленная на саму себя»). Возможно, существо рефлексии - не в том, что она есть мысль, а в обращённости на себя и в том, что рефлексия является генетически вторичным явлением. Рефлексия появляется при возникновении непреодолимых затруднений в функционировании практики, в результате которых не выполняется практическая норма (потребность). Рефлексия есть выход практики за пределы себя самой. Рефлексия - инобытие практики. Рефлексия - процедура, осуществляющая снятие практического затруднения. Рефлексия - развитие и обновление практики. Итак, рефлексия есть обращённость практики на себя, рефлексия производна от прекращения практики. Высшей формой практики, отражающей существо человеческой способности, является деятельность. Последняя не может развиваться без рефлексии. Имманентно присущие деятельности атрибуты в их процессуальном существовании - материал, продукт, нормы, способы и средства деятельности, а также бытие деятелем не являются сами по себе рефлексивными, но могут быть обращаемы на себя при наличии затруднений в их функционировании.

В психологии творчества и творческого мышления рефлексия трактуется как процесс осмысления и переосмысления субъектом стереотипов опыта, что является необходимой предпосылкой для возникновения инноваций. В этом контексте принято говорить о рефлексивно-инновационном процессе, рефлексивно-творческих способностях (И.Н.Семёнов, С.Ю.Степанов), а также выделять разные формы рефлексии (индивидуальная и коллективная) и типы (интеллектуальная, личностная, коммуникативная, кооперативная). Введение рефлексии в контекст психологического исследования и рассмотрение её с точки зрения личностно-смысловой динамики позволило разработать концептуальную модель рефлексивно-инновационного процесса, а также методику его изучения путём содержательно-смыслового анализа дискурсивного (речевого) мышления индивидуума и группы в процессе решения ими творческих задач. Использование этой методики для эмпирического изучения разворачивания рефлексии в процессе индивидуального решения малых творческих задач (т.н. "задач на соображение") привело к выделению разных видов рефлексии: в интеллектуальном плане - экстенсивной, интенсивной и конструктивной; в личностном плане - ситуативной, ретроспективной и проспективной (С.Ю. Степанов, И.Н.Семёнов). Рассмотрение взаимосвязи между рефлексией, творчеством и индивидуальностью человека позволило выйти на изучение проблемы творческой уникальности личности и роли рефлексии в её развитии (Е.П.Варламова, С.Ю.Степанов) .

Рефлексия на целеполагание в инновационной деятельности учителя имеет следующие характеристики:

Прямой анализ – целеполагание от актуального состояния педагогической системы к конечной планируемой цели;

Обратный анализ – целеполагание от конечного состояния к актуальному;

Целеполагание от промежуточных целей с помощью как прямого, так и обратного.

Рефлексивная деятельность включает в себя:

    понимание ценности образования как средства развития культуры личности;

    объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;

    учёт мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке;

    умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности

Рефлексия включает в себя:

Построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок;

Переживание, припоминание;

Решение проблем.

Развитие в отечественной психологии конкретно-экспериментальных работ, посвященных изучению рефлексии, было подготовлено проработкой данного понятия И.М. Сеченовым, Б.Г. Ананьевым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном и другими сначала на теоретическом уровне психологического знания в качестве одного из объяснительных принципов организации и развития психики человека, и прежде всего ее высшей формы - самосознания. И сейчас понятие «рефлексия» привлекается в качестве объяснительного принципа для раскрытия психологического содержания различных феноменов и фактов, получаемых в экспериментальных исследованиях конкретных предметов психологического изучения: мышления, памяти, сознания, личности, общения и т.п .

В педагогических инновациях всегда существует открытая самим учителем или заимствованная новая идея, поэтому новаторский опыт должен быть осмыслен, обобщен в виде идеи или концепции. В этой связи учителю необходимо овладеть научной и методологической рефлексией, которая позволяет соотносить ту или иную инновационную систему с множеством задач конкретного исследования. Методологическая рефлексия связана с осознанием субъектом совокупности методов и средств, с точки зрения адекватности их целям инновационной деятельности, ее объекту и результату.

Рефлексия в инновационной деятельности учителя имеет следующие характеристики:

Прямой анализ - от актуального состояния педагогической системы к конечной планируемой цели;

Целеполагание - от промежуточных целей с помощью, как прямого анализа, так и обратного;

Анализ значимости мотивов и их достижимости;

Анализ и оценка прогнозируемых результатов и последствий достижения целей, выбор актуальной цели.