Церковь и больные спидом. Молитва от вич болезней

Введение

В конце XX века народы, окормляемые Русской Православной Церковью, вслед за многими странами мира, столкнулись с эпидемией инфекции вируса иммунодефицита человека (ВИЧ).

Сегодня эта эпидемия, поражающая в первую очередь молодежь и экономически активное население и требующая все больших затрат для лечения больных, является одной из наиболее серьезных угроз для стран СНГ.

Питательной средой эпидемии ВИЧ в наших странах является массовое распространение асоциальных и аморальных форм поведения: потребления инъекционных наркотиков и беспорядочных половых контактов. В то же время нередки случаи, когда заражение происходит из-за халатности медицинского персонала, в результате изнасилования, неверности супруга; растет число детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей. Заболевание, первоначально распространявшееся среди «групп риска», постепенно охватывает все более широкие слои общества.

Русская Православная Церковь в лице священнослужителей и мирян принимает участие в борьбе с эпидемией вируса иммунодефицита человека / синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИДа) и в преодолении ее последствий.

Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, Церковь считает своим первоочередным долгом духовно-нравственную оценку эпидемии ВИЧ/СПИДа. Социальные и медицинские факторы и явления, способствующие формированию так называемых групп риска, являются причинами эпидемии ВИЧ лишь опосредованно и вторично. Подлинной же первопричиной и источником стремительного распространения эпидемии является достигшее невиданных прежде размеров умножение греха и беззакония, утрата обществом фундаментальных духовных ценностей, нравственных устоев и ориентиров.

Все эти разрушительные процессы свидетельствуют о тяжких духовно-нравственных недугах, поразивших общество, которые, в случае их последовательного развития, могут привести и к более масштабной катастрофе.

Церковь ясно свидетельствует, что болезни и связанные с ними страдания, в том числе переживаемое больными отчуждение и презрение со стороны окружающих, - это последствия греха, пренебрежения богозаповеданными нравственными нормами и интересами ближних. Обличая грех, Церковь, следуя примеру своего Господа, совершает служение милосердия в отношении больных. Церковь ведет работу с наркозависимыми, составляющими основную группу риска заболеваемости ВИЧ/СПИДом. В последнее время ВИЧ-инфицированные все чаще оказываются в сфере пастырского попечения приходских священников.

Призвание Церкви в ситуации эпидемии ВИЧ/СПИДа не отличается от веками исполняемого ею служения, возложенного на нее Богом. В то же время современная ситуация с эпидемией ВИЧ/СПИДа является во многих отношениях новой для Церкви и имеет свою специфику, связанную с характером заболевания, его нравственными корнями и социальными последствиями, а также с масштабом эпидемии.

Часть 1. Богословские и этические аспекты болезни

I.1. Достоинство и предназначение человека

Христианское утверждение о достоинстве человека основано на учении о сотворении мира и человека Богом, а также на учении о воплощении Сына Божия. Согласно Божественному Откровению, выраженному в Священном Писании, человек создан по образу и подобию Божию (Быт. 1. 26), что поднимает его на высочайшую ступень бытия. Ценность человека связана также с воплощением Сына Божия — Господа Иисуса Христа. Будучи единосущным Богу Отцу по божеству, Сын Божий стал единосущным нам по человечеству, во всем подобным нам кроме греха.

В святоотеческой традиции подобие принято рассматривать в том числе как задачу по реализации заложенного в человеческой природе образа Божия, то есть как уподобление Богу в праведности и святости. В православном богословии стяжание человеком подобия Божия называется также обожением, то есть достижением такого состояния, когда человеческая природа по благодати приобретает свойства божественного естества. Именно в обожении, по учению Церкви, состоит высшее предназначение каждого человека.

I.2. Грех и его последствия

Грехопадение есть духовный разрыв человека с Богом. Оно значительно ослабило возможность человека совершенствоваться согласно Божиему замыслу о нем. Произошло изменение состояния человеческой природы, затронувшее разумную, чувственную и телесную части человеческого существа. В результате греха телесному существованию человека от рождения до смерти сопутствуют болезни (Быт. 2. 17; 3. 16-19; Рим. 5. 12; 6. 16; 8. 6; 1 Кор. 15. 56; Евр. 2. 14-15; Иак. 1. 15). В болезнях проявляется власть смерти над человеком (ср. Рим. 5. 14; 1 Кор. 11. 28-32).

Будучи причиной разрыва между человеком и Богом, грех вносит разрыв и в отношения между членами человеческого общества, приводя ко все усиливающемуся взаимному отчуждению, соперничеству и вражде (Быт. 3. 12; 4; 11. 1-9).

I.3. Христос — Искупитель человека от греха, болезни и смерти

«Бог не сотворил смерти» (Прем. 1. 13). Он создал человека не для того, чтобы дать ему умереть (Иез. 18. 32), но чтобы он жил (Прем. 1. 13 сл.; 2. 23). Хотя человек сотворен не бессмертным по природе, он призван Богом к вечной жизни, которая возможна только как пребывание человека в общении с Ним.

Согласно учению Церкви, Сам Бог приходит на помощь человеку, ставшему пленником греховных страстей и, как следствие, смерти. Сын Божий становится Сыном Человеческим. Христос побеждает грех и дает спасение от него (Мф. 9. 13; Лк. 5. 8). Сделавшись за нас «грехом» (2 Кор. 5. 21) и «проклятием», которые навлечены грехом, Христос «искупил нас от клятвы закона» (Гал. 3. 13).

Исцеление от болезней, очищение от греха, избавление от страданий и смерти — суть плоды победы Христа над «князем мира сего», «имеющим державу смерти» (Ин. 12. 31; Евр. 2. 14; Откр. 7. 13 сл.). И хотя после пришествия Спасителя болезнь не исчезает с лица земли, Божественная сила, которая ее в конце концов победит, уже действует на земле. Чудеса исцелений предвозвещают состояние совершенства, которое человечество обретет окончательно в Царствии Божием. Смерть и воскресение Господа Иисуса Христа открывают путь каждому человеку к победе над грехом и к обретению вечного спасения от смерти.

I.4. Христианское отношение к болезни и врачеванию

«Попечение о человеческом здоровье — душевном и телесном — искони является заботой Церкви», — говорится в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. — При этом Церковь всегда помнит библейские слова о том, что «от Вышнего врачевание» (Сир. 38. 2)».

Болезнь и страдание не только имеют негативное значение, но могут стать противоядием греху. Страдания подвигают христианина к духовному переосмыслению жизни. Болезнь может научить человека соучастию в страданиях другого, возбудить в нем чувство солидарности, единства судьбы человеческого рода и обратить его взор к Богу как Небесному Отцу. Болезнь напоминает человеку о его смертности, однако для христианина смерть - не только последний враг; она связана с упованием на посмертное соединение с Богом, основанием чего является пасхальная вера в воскресшего из мертвых Христа, Победителя смерти.

Православное Предание не рассматривает болезнь и страдания как «плату» за наши грехи. Страдания являются следствием греховности человека и попускаются Богом, но они не обязательны для достижения спасения, ибо грех преодолевается покаянием и исполнением заповедей Божиих.

Святые отцы не считают возможным установить однозначную связь болезни с тем или иным личным грехом человека. Так, преподобный Марк Подвижник говорит: «Не думай, что всякая скорбь находит на людей за грехи». Предостерегает от поспешных выводов о причинах болезней и святитель Иоанн Златоуст: «Есть много людей неразумных, которые из несчастий другого обыкновенно выводят дурное заключение о его жизни. Так было и с Иовом. Не зная за ним ничего худого, говорили ему: по грехам твоим ты еще мало наказан (Иов. 33. 27)». Такова же позиция в этом вопросе и святителя Филарета Московского: «Кто может измерить глубину, исследовать пути Божиих судеб? Кто решится каждого больного признать осужденным и всякую болезнь вывеской виновности?»

I.5. Больные и Церковь

Люди, страдающие от различных заболеваний, в том числе тяжелых и неизлечимых, являются предметом особой заботы Церкви. Церковь совершает ежедневные соборные молитвы о даровании болящим здравия и спасения.

Евангелие призывает человека не просто к состраданию другому, но к деятельному проявлению любви, которое должно выражаться в трудах милосердия, в духовной и материальной поддержке нуждающихся.
В отношении к страданию, к отторгнутому человеку любовь Христова издревле являла себя как высшая духовная сила, действия которой не следуют мирским установлениям, но могут побеждать мир и нести спасение обреченным. Праведники и святые Церкви, встречаясь со страждущими, отчаявшимися, пребывающими на краю смерти людьми, проявляли не просто милосердие и сочувствие, но любовь преизбыточествующую. Эта любовь изливается и на тех страждущих, которые оказались презренными и отверженными, изгоями, на тех, кого социальная мораль считает недостойными сострадания. Участие и любовь к прокаженным, к наказанным преступникам, к людям, от которых все с презрением или ужасом отвернулись, — исконно христианская, евангельская добродетель. Ибо Спаситель Христос «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9. 13).

Образ Божий в человеке неуничтожим даже в состоянии греха и отпадения от Бога. Чужой грех не может служить причиной для превозношения или презрения. Церковь учит, что следует ненавидеть сам грех и противостоять ему, но при этом не переносить чувство ненависти и отторжения на согрешившего человека, согласно святоотеческому принципу: «Ненавидь грех, но люби грешника».

В ситуации эпидемии ВИЧ/СПИДа священнослужители и миряне должны сделать все возможное для того, чтобы попытки людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, прийти в Церковь не были встречены холодом равнодушия, а тем более презрения и осуждения. Человек с ВИЧ/СПИДом призван обрести в Церкви дом Отчий, тихую гавань спасения и заботливую семью.

В современном обществе, где часто культивируются жестокость и ненависть по отношению к другому, поощряется борьба с другими людьми за обретение высокого социального статуса и присвоение максимума материальных благ, Церковь должна проповедовать словом и проявлять на деле свою веру и убежденность в том, что сострадание, милосердие, жертвенная любовь к другому человеку являются универсальной и абсолютной этической ценностью.

Часть II. Задачи по организации церковной работы с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом, и их близкими

II.1. Приходской уровень

Роль и задачи пастыря

а) Строение Тайн Божиих

Священническое служение — это прежде всего строение Таин Христовых, то есть постоянное созидание и укрепление Церкви посредством богоустановленных Таинств и иных священнодействий. Сама Церковь есть таинство в глубочайшем и всеобъемлющем смысле слова, и центром ее сакраментальной жизни является Святейшая Евхаристия. Служение слова и пастырская забота о прихожанах имеют целью достойное участие верных в Евхаристии, через которую они вступают в общение с Богом, «составляя одно тело во Христе» (Рим. 12. 5).

Тем, кто уверовал во Христа и очищен Таинством Покаяния, не может быть возбранен вход в Царство; в том числе и ВИЧ-инфицированный не может быть отлучаем от участия в Таинстве Евхаристии.
Это же касается и других Таинств. Люди, живущие с ВИЧ/СПИДом, которые во дни своей болезни открывают свое сердце вере во Христа и, если не крещены, искренне желают принять Таинство Крещения, должны быть с любовью принимаемы в церковное общение, равно как и те, кто, будучи крещены, не жили прежде церковной жизнью, но желают, принеся покаяние Богу, воссоединиться с Церковью.

Важной задачей пастыря является содействие включению людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, в приходскую жизнь, которое должно начинаться с их вхождения в молитвенный и литургический ритм прихода. При решении вопроса о безопасности для других членов общины участия в церковных Таинствах людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, следует руководствоваться следующим.

С медицинской точки зрения (при условии отсутствия у больного открытых кровоточащих ран) нет препятствий для совершения Таинства Крещения над ВИЧ-инфицированным в приходском баптистерии. Также нет препятствий для совершения над такими больными Таинств Миропомазания и Елеосвящения. То же самое справедливо относительно причащения ВИЧ-инфицированных, а также целования ими икон и иных святынь.
С уважением относясь к медицинским рекомендациям, верующие помнят, что Крещение — это не «прием общей ванны», но церковное Таинство, и вода для его совершения освящается. То же касается и прикосновения верующих к святыням, и прежде всего приобщения высочайшей Святыни — Тела и Крови Христовых. По глубочайшему убеждению многих поколений верующих, передача инфекции через лжицу, погружаемую в истинную Кровь Христову, невозможна.

Одной из форм духовной помощи членам прихода, живущим с ВИЧ/СПИДом, могут стать особые молебны об их здравии, а также включение особых прошений о них в сугубую ектению. В ряде приходов Русской Православной Церкви уже в течение ряда лет существует традиция совершения специальных ежемесячных молебнов о здравии людей, живущих с ВИЧ/СПИДом.

б) Церковная проповедь

При рукоположении в священный сан пастырю подается дар свидетельствовать от полноты церковного Предания. Священник призван к постоянной проповеди Слова Божия и истолкованию Евангелия в применении к жизни общины и каждого христианина. Церковная проповедь должна быть обращена к нуждам и проблемам сегодняшнего мира и человека, разрешать которые следует в свете Божественного Откровения и учения Церкви.

Ситуация с эпидемией ВИЧ/СПИДа, причины ее распространения, а также отношение общества к больным ВИЧ/СПИДом должны побуждать священнослужителей чаще обращаться к данной теме на проповеди. При этом, всемерно обличая грех и бездуховность, являющиеся подлинным источником распространения эпидемии, одновременно следует настаивать на святоотеческом принципе «ненавидь грех, но люби грешника», обличая фарисейство и греховный навык осуждения других.

Непременным элементом проповеди священника должно быть обращение к верующим призыва Спасителя о деятельной любви к ближним, в первую очередь к больным, нуждающимся, заключенным, отверженным.

в) Пастырское душепопечение о лицах, живущих с ВИЧ/СПИДом

Важнейшим основанием и принципом пастырского душепопечения является сострадательная, жертвенная любовь пастыря к своим пасомым. При этом излюбленным святоотеческим образом пастырства является деятельность врача (см. Св. Григорий Богослов, III Слово). «Врачевание» души должно осуществляться с учетом индивидуальных особенностей тех, кто нуждается в таком врачевании.

Следует помнить, что существует большое разнообразие способов заражения и ситуаций, в которых обратившийся к священнику человек с ВИЧ/СПИДом мог заразиться. ВИЧ-инфицированный может оказаться вовсе не закоренелым грешником. Священник должен относиться к ВИЧ-инфицированному как к любому другому человеку, страдающему каким-либо серьезным заболеванием.

Человек, живущий с ВИЧ, испытывает чрезвычайную психологическую нагрузку, особенно трудно переносимую в первое время после получения известия о своем положительном ВИЧ-статусе. Это психологическое бремя усиливается рядом иных обстоятельств — отвержением со стороны общества, утратой смысла жизни, чувством страха. Пастырь должен проявлять максимальное внимание к обратившемуся человеку с ВИЧ/СПИДом. Прежде всего важно помочь ему преодолеть отчаяние и обрести надежду. Главная же задача пастыря при общении с ВИЧ-инфицированным — дать ему возможность обрести подлинный смысл жизни, встретиться со Христом.

Священник должен призывать человека, живущего с ВИЧ/СПИДом, ответственно относиться к самому себе и к своим близким. В отношении самого себя больному следует заниматься лечением и вести здоровый образ жизни, в отношении близких - делать все возможное для предотвращения их заражения. Больной также может принести пользу обществу, в частности, помогая тем ВИЧ-инфицированным, которые нуждаются в поддержке, чтобы справиться с психологической нагрузкой и отчаянием.

Для священника, окормляющего людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, будет полезным знание особенностей протекания болезни, специфики лечения и его доступности, методов преодоления трудностей, связанных с социальной адаптацией.

г) Пастырское попечение вне прихода

Священнику следует уделять внимание посещению ВИЧ-инфицированных на дому, в больнице, в хосписе — особенно больных, находящихся в терминальной стадии. Большое значение будет иметь наличие у священника опыта пастырской заботы об умирающих, особенно недостаточно воцерковленных. В силу особенностей распространения ВИЧ/СПИДа в России, в терминальной стадии могут находиться люди молодого возраста, многие с опытом употребления наркотических веществ.

В случае инфицирования и смерти обоих супругов может возникнуть вопрос о дальнейшей судьбе детей и близких, находящихся на их иждивении, что может потребовать той или иной помощи со стороны прихода.
Важна пастырская работа священника с ВИЧ-инфицированными в тюрьмах. В связи с высокой степенью распространенности наркозависимости и ВИЧ-инфекции среди заключенных, большое значение приобретает подготовленность священника для работы с данной категорией лиц.

д) Вопросы семейной этики в пастырском попечении о лицах, живущих с ВИЧ/СПИДом

Факт обнаружения ВИЧ-инфекции у одного или обоих супругов, как правило, оказывается серьезным испытанием для семьи. Такие случаи требуют особого пастырского внимания и такта.
Особый случай — вопрос о вступлении в брак лиц, из которых одно ВИЧ-инфицировано, а другое об этом информировано и желает вступления в такой брак. Оба будущих супруга, в случае решимости вступить в брак, должны ясно понимать, что существует риск заражения супруга (супруги) и будущих детей. Пастырю в этой ситуации следует сделать все возможное, чтобы такое решение не было лишь результатом временной эмоциональной реакции: оно должно быть взвешенным, ответственным, духовно и нравственно мотивированным.

Вместе с тем современные профилактические и терапевтические методы снижают риск передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку, что открывает возможность рождения здоровых детей в семьях, где один или оба супруга ВИЧ-инфицированы. В таких ситуациях следует рекомендовать супругам обязательное наблюдение у врача.

Диаконическая (церковно-социальная) работа с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом

Там, где это необходимо и возможно, на приходах следует создавать службы оказания духовной и психологической помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, и их близким. В работе этих служб должны участвовать специально обученные миряне и священнослужители. В приходах могут быть созданы телефоны доверия для оказания духовной и психологической поддержки специалистами из числа мирян и священнослужителей.

Приходские патронажные службы, окормляющие больных и престарелых в больницах и на дому, могут осуществлять уход и за ВИЧ-инфицированными. Сестры милосердия и иные специалисты, работающие в хосписах, также могут оказывать помощь людям, живущим с ВИЧ/СПИДом. Миряне, участвующие в тюремном служении, могут оказывать психологическую и духовную поддержку ВИЧ-инфицированным, находящимся в местах лишения свободы. Важным направлением работы является реабилитация ВИЧ-инфицированных наркозависимых. Для этого могут создаваться специальные реабилитационные программы и центры, действующие при приходах и монастырях.

Все эти виды служения в отношении людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, и их близких требуют специальной подготовки и обучения. Важное значение в приходской диаконии имеет вовлечение ВИЧ-инфицированных в активную социальную и иную приходскую работу, включение их в жизнь прихода.

Образование и катехизация на приходском уровне

Священнослужитель на приходе должен вести разъяснительную работу в отношении ВИЧ-инфекции и лиц, живущих с ВИЧ/СПИДом, сообщая прихожанам объективную и достоверную информацию. Эту работу следует вести как среди взрослых прихожан, так и среди детей. Образовательная и воспитательная работа с детьми в отношении ВИЧ-инфекции может проводиться в рамках приходских воскресных школ, специализированных приходских детских и молодежных программ, летних лагерей. Основная цель этой работы — воспитание в духе христианских нравственных принципов, усвоив которые, дети смогут самостоятельно и ответственно контролировать свое поведение. Образовательная и воспитательная работа на приходе должна учитывать те опасности, с которыми сталкивается современная молодежь, и учить противостоять им. Следует с раннего возраста воспитывать детей в духе семейных ценностей, супружеской верности и целомудрия, милосердия и сострадания, отвержения наркотиков и других греховных искушений.

II.2. Монастыри

В силу организации и внутреннего уклада жизни монастыри предоставляют хорошую возможность для реабилитации лиц, живущих с ВИЧ/СПИДом. Поэтому при монастырях целесообразно создание центров реабилитации ВИЧ-инфицированных. В подобные центры для наркозависимых целесообразно принимать людей, живущих с ВИЧ/СПИДом.

II.3. Специализированные церковные организации

Полезно создание специализированных церковных организаций по оказанию различной помощи ВИЧ-инфицированным и их близким. Эти структуры могут взять на себя также задачу обучения приходских диаконических тружеников работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом. Работа с ВИЧ-инфицированными может вестись и на базе существующих церковных организаций, например. душепопечительских центров по реабилитации наркозависимых, уже действующих в ряде городов. При таких центрах могут создаваться специализированные подразделения по духовно-психологической реабилитации ВИЧ-инфицированных, организации паллиативного ухода за больными на дому.

II.4. Епархиальный уровень

Социальным отделам епархий Русской Православной Церкви следует включить в сферу своей деятельности работу с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом, координируя и поддерживая эту деятельность на приходах, в сестричествах и братствах, в монастырях и специализированных церковных организациях.
Необходимо вести разъяснительную работу среди священнослужителей в отношении ВИЧ, о необходимости и способах оказания поддержки ВИЧ-инфицированным, особенностях литургической практики и душепопечения в отношении таких людей.

Епархиальные пастырские совещания

Вопрос пастырского попечения о ВИЧ-инфицированных и весь комплекс связанных с этим проблем должен стать предметом обсуждения и изучения на епархиальных пастырских совещаниях — от получения объективной научной информации о ВИЧ-инфекции, путях заражения и профилактики, психологических особенностях ВИЧ-инфицированных, и до анализа накопленного опыта разрешения сложных нравственных, пастырских и церковно-практических вопросов.

Епархиальные пастырские совещания могут стать инструментом налаживания сотрудничества приходов в организации совместных диаконических инициатив в помощь людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, и их близким.

Курсы по подготовке пастырей и мирян для работы с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом

Важное значение в организации участия Церкви в борьбе с распространением эпидемии ВИЧ/СПИДа имеет специальная подготовка и переподготовка как будущих, так и уже несущих свое церковное послушание священнослужителей.

В связи с этим следует считать необходимым в рамках учебного процесса в Духовных школах чтение специальных курсов и проведение иных образовательных мероприятий по различным аспектам пастырского попечения о людях, живущих с ВИЧ/СПИДом. Также следует считать целесообразным проведение регулярных епархиальных, межъепархиальных, общецерковных пастырских курсов для священнослужителей, где они могли бы получать необходимые сведения о болезни ВИЧ/СПИД, о принципах и методах пастырского попечения о ВИЧ-инфицированных. Следует считать полезной организацию диаконической подготовки мирян для служения милосердия и заботы о людях, живущих с ВИЧ/СПИДом.

Координация и информация

Для эффективной работы по оказанию помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, необходима координация соответствующих инициатив как на епархиальном, так и на общецерковном уровне, а также обмен различной, в том числе методической, правовой и медико-психологической информацией между ними.

II.5. Общецерковный уровень

Социальная и образовательно-воспитательная деятельность Церкви по противодействию распространению эпидемии ВИЧ/СПИДа, а также по пастырской и диаконической работе с ВИЧ-инфицированными, осуществляемая в епархиях и в специализированных церковных организациях, должна координироваться на общецерковном уровне. Это позволит обеспечить единые подходы к решению сложных канонических и пастырских проблем, способствовать выработке общецерковной позиции во взаимоотношениях со светскими организациями, охватывать вопросы обеспечения информационной и методической базы для организации тех или иных форм помощи ВИЧ-инфицированным, обучения священнослужителей и мирян.

Часть III. Сотрудничество с государством и обществом

III.1. Взаимодействие в деле нравственного воспитания

Основным средством противодействия распространению эпидемии ВИЧ/СПИДа является укрепление духовных и нравственных норм в обществе, реализуемое посредством духовного воспитания.

Церковь и воспитание подрастающего поколения

Русская Православная Церковь традиционно играла ключевую роль в деле воспитания нравственности, патриотизма, гражданственности и социальной ответственности молодежи, содействуя утверждению в обществе ценностей духовно-нравственного ряда. И в современных условиях Церковь способна авторитетно и ясно говорить молодежи о сложных вопросах этико-экзистенциального и ценностно-смысложизненного характера, тем самым всемерно содействуя укреплению нравственного и физического здоровья нации.

Церковь открыта к сотрудничеству с государством и обществом в сфере духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи; развития образовательной и просветительской работы по профилактике ВИЧ и наркомании среди детей и подростков; созданию церковных и совместных с общественными и государственными организациями образовательных и обучающих программ по профилактике ВИЧ/СПИДа.

При этом Русская Православная Церковь считает необходимым выступать против упрощенческих схем, когда так называемое сексуальное просвещение воспринимается как панацея от всех бед, единственное средство воспитания и образования молодежи в вопросах профилактики СПИДа. Церковь не считает возможным сотрудничество с теми общественными силами, которые, эксплуатируя тему СПИДа и ВИЧ-инфекции, отстаивают образ жизни, поведенческие нормы и этические взгляды, неприемлемые для христианской морали. Подобная принципиальная позиция не исключает готовности Церкви к открытому диалогу по всему спектру сложных аксиологических, медицинских, социальных проблем, возникающих в контексте проблематики ВИЧ/СПИДа.

Церковь и СМИ

Учитывая особую значимость средств массовой информации в деле формирования общественной нравственности в условиях информационного общества, Церковь полагает целесообразным свое активное участие в деятельности СМИ — самостоятельно или в сотрудничестве с общественными организациями и государственными структурами (см. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, гл. XV).
Современные тенденции развития политики СМИ не способствуют укреплению общественной нравственности. Так, современное телевидение, благодаря бесчисленным фильмам и программам, пронизанным культом насилия, вседозволенностью, безнравственностью, распущенностью, несет немалую долю ответственности за разрушение нравственных устоев общества.

Средства массовой информации, в первую очередь телевидение, могли бы стать важным средством борьбы с распространением ВИЧ/СПИДа. Но при этом информационные кампании по профилактике ВИЧ/СПИДа и наркомании не смогут быть эффективными, оставаясь вне твердых этических оснований. Должна быть указана реальная альтернатива наркотикам, пороку, бездуховности. Усилия государства, общества и Церкви должны быть совместными при формировании государственной информационной политики, направленной на пропаганду твердых духовно-нравственных ориентиров, личной и социальной ответственности. Немалую пользу в деле нравственного просвещения может принести такое средство коммуникации и информации, как интернет, являющийся для многих людей постоянной средой общения, получения знаний и информации.

III.2. Диакония и социальное служение

Важнейшими направлениями работы Церкви по предотвращению распространения ВИЧ/СПИДа и заботы о ВИЧ-инфицированных в сфере социальной деятельности, где возможно сотрудничество с общественными организациями и государственными структурами, являются:

создание церковной анти-СПИД сети, призванной осуществлять координацию православных инициатив в сфере профилактики и борьбы со СПИДом;

поддержка церковно-общественных проектов на местах по созданию консультационных служб и телефонов доверия по проблемам ВИЧ/СПИДа;

содействие социальной реабилитации и защите прав людей, живущих с ВИЧ/СПИДом;

правовая консультация ВИЧ-инфицированных и их близких;

психологическая помощь людям, живущим с ВИЧ/СПИДом (в медицинских учреждениях — больницах, клиниках, роддомах, в местах заключения и так далее), а также их близким;

уход за детьми-сиротами, рожденными от ВИЧ-инфицированных матерей;

патронаж и уход за ВИЧ-инфицированными детьми-сиротами;

патронаж и уход за взрослыми ВИЧ-инфицированными, в том числе в терминальной стадии;

работа в заведениях пенитенциарной системы, в том числе с ВИЧ-инфицированными заключенными.

Эффективная церковная работа невозможна без организации системы подготовки и переподготовки священнослужителей, а также церковных социальных работников, занимающихся проблемами СПИДа. Учитывая медицинскую и социальную специфику эпидемии, целесообразно также сотрудничество Церкви в данной сфере с государственными и общественными организациями.

Основными направлениями в этой сфере являются:

медико-психологическая подготовка священнослужителей, призванных духовно окормлять людей, живущих с ВИЧ/СПИДом (в том числе в условиях пенитенциарной системы);

подготовка социальных работников (например, патронажных сестер) и консультантов (телефоны доверия, консультационные центры) для работы с ВИЧ-инфицированными и их близкими;

проведение семинаров, круглых столов, тренингов и прочих методических, образовательных и просветительских мероприятий, посвященных различным проблемам профилактики и борьбы со СПИДом;

издание методических пособий для священнослужителей и церковных социальных работников, работающих с ВИЧ-инфицированными и их близкими, осуществляющих патронаж и уход за больными с ВИЧ/СПИДом;

консультирование по методам православного социального служения в сфере профилактики и борьбы со СПИДом.

III.3 Социальное партнерство Церкви и государства

Необходимым условием эффективной борьбы с распространением эпидемии ВИЧ/СПИДа должно стать социальное партнерство Церкви, государства и общества.

В сфере церковно-государственного сотрудничества в данной работе Русская Православная Церковь признает приоритетным сотрудничество с федеральными и региональными министерствами, ведомствами и другими организациями, их структурными подразделениями как в соответствии с ранее подписанными соглашениями, так и исходя из вновь достигаемых договоренностей. Развивая социальное служение в сфере профилактики и борьбы со СПИДом, Русская Православная Церковь считает необходимым свое участие в работе межведомственных и межсекторальных советов и комитетов по выработке и реализации государственной политики по вопросам ВИЧ/СПИДа, в том числе в деятельности Консультативного совета по ВИЧ/СПИДу Российской Федерации.

Впервые о смысле жизни я задумалась в 16 лет. В то время я сидела в тюрьме в одиночной камере, мне предстоял большой срок. Я думала: «В чем смысл жизни? Может, эти слова просто кто-то придумал? Может, нет никакого смысла у человеческой жизни?» Я не понимала, почему так получилось в моей судьбе, почему я в 16 лет оказалась в одиночной камере в тюрьме и впереди у меня был такой большой срок и не было будущего. Я задавалась этими и другими подобными вопросами. В это время я пережила первое прикосновение Божье к моему сердцу. Но в моей жизни в тот момент, к сожалению, ничего не изменилось.

Вскоре мне предложили попробовать наркотики, и я согласилась. Когда я освобождалась из тюрьмы, то уже была зависима от них. В общей сложности 15 лет я употребляла наркотики. В награду за такую жизнь я получила трофические язвы и тромбофлебит обеих рук и ног, перенесла два микроинсульта, похоронила двоих детей, получила бесплодие. И последнее, что я получила, это была ВИЧ-инфекция. Когда она стала во мне прогрессировать, я поняла, что умираю. Обратилась к врачам. После обследования врачи сказали, что жить мне осталось месяца два... С такими мыслями я поехала домой.

Мои родные, узнав обо всем, стали готовиться к моей смерти: купили платье, в котором должны были положить меня в гроб, стали заготавливать продукты, консервировать овощи и т.д. Все мои планы, мечты о будущем были разрушены. Ничего не осталось. Я с ужасом ложилась спать и понимала, что могу уже не проснуться. Пришла весна, и я с тоской смотрела на улицу и думала, что это последняя весна в моей жизни. Вот так я жила, жила в ожидании смерти. Но, слава Господу, что Он по Своей великой милости вмешался в мою жизнь и перевернул ее.

Однажды к нам домой пришла верующая женщина, в очень простой одежде, скромная. Простыми словами она стала рассказывать нам о любви Божьей, о Его силе и могуществе. И моя мама уверовала, начала молиться Богу за меня, а также Церковь стала молиться за меня. Через некоторое время я решила пойти на богослужение в Церковь, потому что от мамы узнала, что там есть центр реабилитации для наркоманов, что в этом центре Бог творит чудеса и что пройти реабилитацию можно бесплатно. Это меня заинтересовало. Но я по-прежнему не верила в то, что в моей жизни может произойти какая-то перемена в лучшую сторону. ВИЧ, который был во мне, уже прогрессировал. Я стала периодически терять зрение, слух, речь, у меня отнимались руки. По всему было видно, что жить мне осталось не долго.

Когда я впервые переступила порог молитвенного дома, что-то сразу стало происходить со мной. К моему большому удивлению, я увидела там людей, которых раньше знала. Я не понимала, что они здесь делают. Один из моих бывших знакомых вышел с гитарой и стал играть и петь, прославляя Господа. Другого по прошлой жизни я знала, как наркомана с 30-летним стажем. Когда он пропал из виду, все думали, что он умер или сидит в тюрьме. Я была в сильном наркотическом опьянении, поэтому почти не понимала, что говорили в проповеди. Мои глаза закрывались, голова то и дело склонялась набок. Но я все равно пыталась уловить смысл слов. Когда люди стали молиться, я вдруг увидела их такими счастливыми! А я в 32 года уже так настрадалась! Мне хотелось этого счастья, хотелось другой жизни! В это время Бог глубоко коснулся моего сердца. Я вынула из кармана сигареты, протянула их маме и попросила, чтобы она их выкинула. Через несколько минут я попросила маму, чтобы она, когда придет домой, выбросила оставленный там наркотик. Я сказала ей, что хочу быть здесь, с этими людьми. В тот день мне разрешили остаться в центре реабилитации.

Присматриваясь к этим верующим людям в центре, я с удивлением поняла, что они всегда говорят правду! Меня еще больше стала привлекать их жизнь. Я не понимала, почему они такие. Но я очень хотела стать такой, как они. Через три дня я с другими реабилитантами пошла из женского отделения центра в мужское. Там меня встретили ребята, как и я, бывшие заключенные, когда-то употреблявшие наркотики. Они спрашивали меня: «Ну как ты? Мы за тебя так переживаем, молимся, постимся, просим Господа о милости к тебе». В это время Бог мне открылся как Бог любви! Я столько лет была ненавидима другими людьми, я столько лет ненавидела сама, и вдруг я поняла, что любима, любима совершенно незнакомыми людьми! Я поняла, что сама могу любить. В тот вечер я впервые склонила свои колени перед Господом, молилась и плакала. Вскоре в молитве я сказала Господу следующее: «Господи, в моей жизни все разрушено, но я желаю посвятить свою жизнь Тебе!» Вот уже 9 лет прошло с тех пор, и я служу Господу. По Его великой милости я храню себя в верности Ему. Господь восстановил мое здоровье, освободил от наркотической зависимости. Бог дал мне чудесного мужа, он служитель нашей поместной Церкви. У нас сегодня пять человек детей. У меня был официальный диагноз - бесплодие. Но Господь дал родить мне трех сыновей. А двоих мы взяли в свою семью на воспитание. Это дети, рожденные в тюрьме, которых бросили их мамы. Я посещаю женские лагеря, а также провожу профилактические беседы с подростками.

Хочу обратиться к ВИЧ-инфицированным людям и к больным туберкулезом. Бог исцелил меня от ВИЧа, но не сразу. Какое-то время эта болезнь продолжала оставаться для меня тяжелой проблемой. Однажды я пришла к служителю нашей Церкви и сказала ему, что у меня есть большая проблема - это ВИЧ. Он посмотрел мне в глаза и сказал: «Причем здесь ВИЧ? Тебя спас Иисус! Тебя простил Бог! Тебе Бог дал иную жизнь! Причем тут ВИЧ?» Дальше он сказал следующие слова: «У меня нет ВИЧ-инфекции. Но я могу сейчас выйти за дверь молитвенного дома, меня собьет машина, и Бог заберет меня. А ты, имея ВИЧ, можешь еще лет 20 прожить и служить Господу. Иди и живи!» После этого разговора я сказала Богу: «Господи, я буду жить для Тебя каждый день, как последний. Помоги мне так жить!» Я думаю, что именно в тот день я получила освобождение от страха перед диагнозом, перед смертью! Это было самой важной победой! Люди, больные СПИДом, не знают, как им дальше жить с этим диагнозом. Но я советую им: «Есть только один выход для вас: примириться с Богом, перестать жить с диагнозом и начать жить с Иисусом, каждый день, посвящая Ему! И Он обязательно поможет!»

P.S. В частной беседе с нами Евгений (муж Лады) поделился воспоминанием про те дни.
Интересный случай произошел при сдаче анализов на ВИЧ. Несколько раз сдавала анализ под своей фамилией - результат: ВИЧ. При сдаче анонимно - результат: ВИЧ отсутствует. Подошла к врачу и спрашиваю: "как же на самом деле обстоят мои дела?" На что он ответил: "Шмель! я знаю ты здорова, но диагноз я никогда не сниму. По твоей статье болезни наша больница получает определенную сумму денег"

Артем четыре года подряд употреблял наркотики. Ушел из дома. Чтобы добыть деньги на наркотики, грабил магазины и торговые палатки, угонял автомашины. Мать сильно за него переживала и всё время за него молилась. И у Артема наступило отвращение к такой своей непутёвой жизни. Он вернулся домой и через некоторое время уехал в православный центр реабилитации наркоманов. Там ему предложили пройти анализ на СПИД. Проведенный анализ показал, что Артем болен СПИДОМ. Узнав про страшный диагноз, парень то хотел покончить с собой, то наоборот прожить оставшуюся жизнь «на всю катушку». Или же уйти от всех. Верующим Артем не был. Иногда читал Евангелие – было просто интересно понять, почему люди верят уже две тысячи лет во Христа. Неужели есть в этом какой-то смысл?

После реабилитационного центра он уехал в Мордовию, в Санаксарский мужской монастырь. Жил в келии вместе с монахами, вставал до восхода солнца. Работал на кухне, конюхом, пастухом, мельником. О своей болезни ни говорил никому, только на исповеди. «Я сказал батюшке, что всё бы отдал, лишь бы вернуть здоровье, — вспоминает Артём. – А священник меня спросил: Зачем? Зачем, — говорит, — тебе здоровье? Чтобы опять, впустую растратить его также, как растратил бесцельно и напрасно свою юность? Чтобы опять употреблять наркотики или пьянствовать, продолжать вести себя нагло и пошло, материться, обижать и огорчать своих родителей, дурно относиться к людям, продолжать жить прежней греховной жизнью? Господь один раз уже тебе — ДАВАЛ здоровье, а ты его на свою Греховную жизнь — ПОТРАТИЛ, второй раз Господь на такую Греховную жизнь здоровья тебе – НЕ ДАСТ, даже и не проси!»

Я и вправду задумался: будь я сейчас здоров, какую бы начал жизнь? Из монастыря Артем вернулся в Екатеринбург. Стал работать в одном из храмов, батюшка благословил его помогать во время службы. С утра и до вечера Артём просил у Господа прощения за свою непутевую жизнь, за причинённые обиды и огорчения своим родителям. Однажды он решил сдать повторный анализ на ВИЧ-инфекцию. Результат показал: ни да, ни нет. Это уже был хоть какой-то, но шанс. Теперь послушник уже со слезами молил Господа вернуть ему его потерянное здоровье. Бросил курить. Услышал как одна женщина в храме сказала: «Курящего человека никогда Божия Благодать – НЕ ПОСЕТИТ. Сигарета кадило бесовское и Господь курящих людей — оставляет и не слышит». Всё время Артем проводил в церкви, там ему выделили отдельную комнатку. Днем Артем помогал на службе, а ночью сторожил храм.

Мне уже было совсем неважно, есть ли у меня ВИЧ или нет – на всё воля Божия, вспоминает он. – просто я уже больше – НЕ МОГ жить так, как жил раньше – жить без Бога, без веры, во грехах. Третий анализ показал, что СПИДА у Артёма нет…

Отвечает Денис Подорожный:

Здравствуйте Слава!
Как Вы правильно заметили, Бог великий и сильный. И он делает немало чудес. Признаю - свидетельства людей, исцеленных от СПИДа или ВИЧ-инфекции, встречаются не каждый день. Но, все же, они встречаются, и я их встречал!
Хочу отметить, что подобного рода исцеления ДОЛЖНЫ быть всегда удостоверены врачами.

Часто христиане сталкиваются с искушением что-то «почувствовать», «пережить силу» и т.п., интерпретируя потом облегчение или уменьшение боли как свершившееся исцеление. После, руководствуясь радостью пережитого, они отказываются как от медикаментозного лечения, так и от реального упования на Бога. Они расслабляются в довольстве: «Все у меня теперь хорошо!». И вот тогда-то в двери и стучится беда… Они и не лечились, и не уповали. Чувства подвели!

К сожалению, такие «исцеления» также встречал не раз, поэтому всегда настаиваю, что если у человека серьезное заболевание (СПИД, ВИЧ, туберкулез, рак, диабет и т.п.), то НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ руководствоваться чувствами! ТОЛЬКО врачи могут окончательно подтвердить, что человек действительно здоров. И, конечно же, в таком случае это будет являться чудом! А до этого времени не следует прерывать никакой курс лечения. Очень опасно!

Встречи же с людьми, РЕАЛЬНО исцеленными от СПИДА или ВИЧ инфекции, я имел, и не раз. Не скажу, что часто. Припоминаю два случая.

Одну историю исцеления от СПИДа (не ВИЧ), знаю от женщины из Средней Азии, которая оказалась вовлеченной сначала в оккультизм, затем в сатанизм, стала наркоманкой и заразилась СПИДом в тот порочный период жизни. Потом на христианской конференции она приняла Иисуса. Отреклась от всяких дьявольских вещей. Служители молились за ее освобождение. Через короткое время, она сверхъестественно получила полное освобождение от наркотической зависимости. Вскоре, когда надо было проходить очередное обследование в спец. клинике, где она была на учете, выяснилось, что у нее анализы дают отрицательные результаты на СПИД/ВИЧ. Врачи не поверили в данные и послали ее на дополнительное обследование в Республиканский центр лечения больных со СПИДом и ВИЧ-инфекцией. Но и там врачи ничего не обнаружили. Это было реальное чудо!

Другую историю слышали многие, т.к. ее транслировали в прямом эфире CNL из Одессы. Семья свидетельствовала, как Господь исцелил их ребенка от ВИЧ-инфекции, и врачи подтвердили это.

Отмечу, что исцеление было не во время эфира, а до этого, по молитвам и вере родителей и церкви. Во время эфира же они просто свидетельствовали о Божьем чуде.

Так что свидетельств о Божьих чудесах не мало. Но помните, что вера христианская зиждется не на свидетельствах и историях о чудесах, а на Слове Божьем! Иначе, если бы я сказал, что не видел никогда таких чудес, и другие так же подтвердили это, то и верить не надо? И бороться с болезнью не следует? Нет! Проигрывает тот, кто сдается!
Бог да благословит вас!

Элизабет Черети в настоящее время является служителем, каждый ее день наполнен служением, начиная от служения молодежи в рамках производственного обучения и до телешоу ориентированного для подростков, личного консультирования в центре для детей несовершеннолетних правонарушителей.

Элизабет мать двоих взрослых детей, которые оставили мир бизнеса, чтобы начать работу с молодежью.Будучи основателем некоммерческой программы, поддерживаемой губернатором штата и матерью одиночкой Лиз нуждалась в помощнике.

Элизабет – Это произошло в 1995 году, именно в это время Бог привел в мою жизнь другого мужчину. Мы стали мужем и женой. С этих пор он начал помогать мне в служении. Оливер воспринимал как свое служение. Моих сыновей он называл своими детьми, Оливер был хорошим служителем и мужем. Он был благочестивым человеком.

Но, до того как он стал благочестивым христианином, он вел мирской образ жизни. Именно в этот период жизни у него произошло инфицирование вирусом. Ранее я не знала об этом. Да и он сам не знал об этом в то время, когда мы поженились. На третьем году жизни, мне стало известно, что я заражена вирусом.

К тому времени, симптомы его болезни уже стали проявляться физически. Вскоре, Оливер потерял вес и начал быстро уставать. Это было видно внешне. Я сдала анализ и именно тогда мне сказали, что я инфицирована вирусом ВИЧ.

Кор. Как Вы восприняли эту новость Лиз?

Элизабет – Сначала во мне поднялся гнев. Понимаете… я злилась на него. Но, вот, что Бог сказал мне: «Тебе нужно простить его. Для того, чтобы ты приняла свое исцеление тебе нужно простить». Поэтому я сказала: «Это грехи, которые он совершил в прошлом. В свое время все мы были грешниками».

Кор. Вы приняли решение атаковать эту болезнь используя Св. Писание. Как Вы готовили себя? Как Вы вооружили себя для этой битвы?

Элизабет - Я всё время слушала кассеты с записями К. Коупленда и Гл. Коупленд. Они проводили то, что Вы называете «Школой исцеления». У них были записи с проповедями об исцелении. Я заказала их и включала на всю ночь для Оливера. Именно так. Я провозглашала эти места об исцелении из Св. Писания. Я говорила: «Эритроциты, лейкоциты – размножайтесь, а остальные болезни должны умереть». Я продолжала провозглашать это снова и снова.

Я говорила, что Иисус – Целитель! Мы победители! И ранами Иисуса мы исцелены! Я продолжала исповедовать места об исцелении из Св. Писания. Я говорила, что Иисус исцеляет все болезни, Он исцелит и эту болезнь».

И хотя я продолжала стоять на Слове Божьем и верить об исцелении своего мужа, симптомы Оливера продолжали разрушать его тело. И в 2000 году, я решила, что пора его отпустить домой на небеса к Господу.

После смерти мужа, я знала, что борьба за мою собственную жизнь всё еще продолжается. Через некоторое время, меня забрали в больницу, как оказалось, вирус овладел всем моим телом. Когда мне сказали, что у меня инфекция мозга, а именно от неё умер мой муж, мой старший сын был рядом. Когда он услышал, то, что сказали врачи, а мы всегда были молящейся семьей. Тогда он протянул свою руку, положив её мне на голову и сказал: «Господь, я не готов к тому, чтобы моя мама ушла. Спасибо, что ты исцеляешь её».

Кор. Вы оказались в госпитале. У Вас была инфекция мозга, повышенная температура тела. А ведь эта болезнь, инфекция была той причиной, которая убила Вашего мужа. Всё выглядело очень серьезно. И в конечном счете, врачи предложили Вам переливание крови. Вы помолились и Бог дал Вам подтверждение. Затем Вам перелили кровь. Что произошло дальше?

Элизабет – После того, моя иммунная система начала постепенно улучшаться. Мне выписали лекарства. Я начала принимать их и выполнять предписания врача. В 2004 году моя иммунная система была приблизительно на 6 единиц. Врач сказал мне, что я клинически мертва.

Единственное, что держало меня при жизни, это то, что я прославляла Господа. Провозглашала эти места Св. Писания об исцелении, прославляла Господа и принимала лекарства. К 2005 году моя иммунная система поднялась с 6 единиц до 500 и вирус не обнаружили. Врачи не смогли обнаружить даже следа вируса ВИЧ в моем теле.

Кор. То есть, в 2003 Вы находитесь при смерти в больнице, а в 2005 нет и следа вируса СПИДа? Вирус ВИЧ не обнаружили в Вашем теле? Как это можно объяснить? Как это произошло?

Элизабет – Это Бог. Иисус – Целитель!

Кор. Сегодня Вы сидите передо мной, как Вы себя чувствуете? У Вас есть какие – нибудь симптомы?

Элизабет – Нет никаких симптомов. Я энергична. Для меня жизнь только начинается. Это хорошее время, чтобы жить, это хорошее время, чтобы быть живой.

Кор. Спасибо за Ваше свидетельство.

Вы можете прислать и разместить на сайте Ваше личное свидетельство. Воспользовавшись для этого контактной формой для связи внизу страницы. Или же отправьте сообщение перейдя по ссылке на страницу


Будьте благословенны!