Броненосный корабль слава в 1914 1918. Дореволюционная Россия на фотографиях. Броненосец «Слава. Литература и источники информации


Эскадренный броненосец «Слава»
Построен на Балтийском заводе в 1903 году.
Водоизмещение - 14826 т.
Вооружение - 58 орудий калибром от 12 дюймов до 37 мм и 4 торпедных аппарата.
Толщина бронирования 254 мм - 31 мм.
Экипаж - 825 человек.

В Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге в 9 зале экспозиции есть картина. На ней изображен русский броненосец, ведущий огонь по врагу.
Подпись под картиной «Бой линейного корабля «Слава» с немецкими кораблями» не дает исчерпывающего ответа на возникающие вопросы.

Бой линейного корабля «Слава» с немецкими кораблями в Моонзундском проливе 17 октября 1917 г. Художник Г. В. Горшков, 1947 г.

Броненосец «Слава» - это последний эскадренный броненосец русского Балтийского флота, спущенный на воду накануне Цусимы и вступивший в строй в 1906 году, когда в Англии уже появились на свет первые линкоры нового поколения -дредноуты...


Он опоздал на свою войну. Четыре однотипных со «Славой» броненосца: «Князь Суворов», «Бородино», «Орел» и «Александр III» - участвовали в Цусимской битве. С тех пор трое - на дне, один - в плену, носит странное на русском слуху имя «Ивами».
«Слава» Цусимы не видел. Зато уже обожжен Свеаборгом. Тогда, в 1906 году, новичков балтийской эскадры правительство бросило на подавление мятежа в старинной морской крепости. И нет хуже приметы во флоте, нежели начинать свою боевую карьеру со стрельбы по соотечественникам...

Летом 1915 года немецкие войска вышли к Рижскому заливу. Для содействия своей армии их флот 19 июля получил приказ прорваться в Рижский залив. Предвидя это, русские выставили минные заграждении в Ирбенском проливе. Эскадренный броненосец «Слава», четыре канонерские лодки, четыре подводные лодки и минный дивизион во главе с «Новиком» вошли в Рижский залив.
Чтобы попасть на Або-Аландские позиции, осадливый «Слава» должен был пройти через довольно мелководный Моонзундский пролив. Это, конечно, было чревато посадкой на мель. Но в Ирбенах - еще опаснее. Тральные работы прикрывают германские тяжелые корабли.

Как ни удивительно, «Слава» пошел именно через Ирбены. И уклонился от боя с превосходящими силами противника благодаря содействию... подводной лодки. Это была английская субмарина «Е-9», которая распугала своим появлением германские патрули и позволила «Славе» пробраться на Або-Аланд незамеченным.

«Слава» была броненосцем старого додредноутного типа, в бою в открытом море против дредноутов она не имела никаких шансов на успех и даже не смогла бы от них уйти.

Маяк «Михайловский» уже был захвачен неприятелем. Совершенно неожиданно, глазам германских наблюдателей предстала страшная картина: по заштилевшей акватории, буквально в нескольких кабельтовых от уже занятого немцами берега, неспешно и уверенно, словно по Маркизовой Луже в Кронштадте, полз русский броненосец. И его двенадцатидюймовые орудия уже качались в повернувшихся башнях, нащупывая цель....

Германское командование отдало приказ уничтожить «Славу». Расправиться с одиночным русским броненосцем должны были семь кораблей аналогичного класса - линкоры типа «Виттельсбах» и «Брауншвейг». Такой силой одного противника можно буквально «затоптать».

Впереди шли тральщики, чтобы сделать проходы в минных полях. Тральщиков прикрывали два легких крейсера - «Бремен» и «Тетис». Скажем прямо - не самые сильные крейсера в своем подразделении. Их главный калибр - 105-миллиметровая артиллерия, которой, зачастую, было недостаточно даже для борьбы с русскими легкими крейсерами. А для «Славы» попадание таким снарядом вообще малочувствительно. Русские канонерки и миноносцы пытались помешать им, но за передовыми отрядами следовали два броненосца - «Брауншвейг» и «Эльзас». Да и остальные пятеро были недалеко от места будущего боя - стояли в охранении эсминцев у входа в пролив.
Канонерки под огнем немецких броненосцев вынуждены были отойти.

Но и для немцев траление не проходило гладко. Попытка перейти к следующей линии минных заграждений закончилась почти мгновенной гибелью тральщика «Т-52» - со всем экипажем. А в 5 часов 38 минут «Тетис» тоже зацепила мину. Крейсер дернулся всем корпусом и завалился в крене. Пришлось срочно выводить его из зоны боя и отправлять на ремонт в Мемель в сопровождении одного из эсминцев. Через полтора часа та же участь постигла эскадренный миноносец «S-144». Но самое страшное для немцев было еще впереди....

К десяти часам утра со стороны Аренсбурга появился на горизонте густой дым это на помощь шла «Слава». Предельная дальность германских одиннадцатидюймовых орудий составляла около 110 кабельтовых. Русский линкор-ветеран был способен стрелять только на 80, и, казалось бы, неизбежно должен был потерпеть поражение.

«Эльзас» и «Брауншвейг» с расстояния 88 кабельтовых открыли по ней огонь. Трудно было сражаться «Славе» с германскими броненосцами: на их стороне численное превосходство и большая дальнобойность артиллерии. Минное заграждение не позволило «Славе» сблизиться с противником. Но русские моряки не отступили. Командир «Славы» капитан I ранга С. С. Вяземский нашел оригинальный выход –броненосец принял 300 тонн забортной воды на угольные ямы, подмочив часть топлива, но обеспечив себе крен в три градуса в противоположную от противника сторону. От этого пушки задрались вверх и дальнобойность увеличилась на 8 кабельтовых. Зато маневренность стала отвратительной, и заряжать орудия стало несколько неудобно. …

Бой «Славы» с двумя немецкими броненосцами длился 1 час 48 минут. «Слава» дала по противнику 16 залпов главным калибром, в то время как ее шестидюймовые пушки вели огонь по немецким тральщикам, не позволяя им тралить мины.

Подрыв на минах еще одного тральщика и решительное поведение «Славы» поколебали уверенность неприятеля в успехе операции, и в два часа пополудни немцы отступили.
При прорыве через Ирбенский пролив немцы понесли значительные потери на минах: погибли два тральщика, подорвались крейсер и миноносец.

Для второго прорыва немцы сосредоточили еще большие силы. Эта операция началась 16 августа в 4 часа утра. Опять вперед устремились тральщики, за ними - миноносцы и крейсера.
Отряд прорыва, идущий сразу за тральной партией, составляли линкоры-дредноуты - «Нассау» и «Позен», Разведку обеспечивали крейсера «Грауденц» и «Пиллау» - быстроходные современные корабли, из числа лучших в Гохзеефлотте. Из «старого» состава балтийской эскадры присутствовал легкий крейсер «Бремен» - в роли проводника по недавно протраленным фарватерам в русских минных полях. Поддерживал разведку «Аугсбург», бывший второй флагман Кильского учебного отряда, легкий крейсер со снайперскими артиллерийскими расчетами. Лучшего стрелка на свой 105-миллиметровый калибр в этих водах надо еще поискать!....

По флангам эскадры в качестве защиты от подлодок носилось около трех десятков эсминцев. У входа в пролив стоял отряд содействия в составе шести линкоров-дредноутов типа «Рейнланд» и «Гельголанд». С ними - на всякий случай - явились и два додредноута, все те же «Эльзас» и «Брауншвейг». А через Кильский канал из Северного моря пришли линейные крейсера Первой Разведывательной группы - «Зейдлиц», «Мольтке» и «Фон дер Танн». Пришли со своими легкими крейсерами и эсминцами противолодочного прикрытия.....

Путь германскому соединению преградил «Слава».

Свинцово-серая тень медлительного одинокого броненосца возникла из утренней полумглы почти неожиданно. «Слава» начала обстрел немецких тральщиков. Впереди головного тральщика в серую воду тяжело рухнул, вздымая высокий белый фонтан, первый двенадцатидюймовый снаряд....

«Нассау» и «Позен» не спеша развернулись для бортового залпа. Германским дредноутам некуда было спешить: по существовавшим до войны тактическим предположениям, корабль предыдущего линейного поколения не мог продержаться против них долее нескольких минут. Или погибнет - или отступит, если успеет, конечно... «Славе» некуда было отступать.

Русский броненосец, умело маневрируя, не прекращал обстрела немецких тральщиков своим вспомогательным калибром. В то же время, опять затопив бортовые отсеки, «Слава» вела огонь главным калибром по немецким дредноутам. Вскоре немецкие тральщики покинули район минного заграждения.

«Слава» в бою с германскими линкорами получила три попадания одиннадцатидюймовых снарядов. Первый снаряде попал в основание левой 6-дюймовой башни. Начался пожар. Боезапас, подготовленный для подачи к орудиям, чуть было не воспламенился. Но через 9 минут благодаря решительности командира башни н смелости ее личного состава пожар был потушен. Своевременное затопление погреба спасло корабль от гибели. Дважды в ходе боя выходил

К 17 часам бой закончился и германские корабли отошли. «Слава» продолжала удерживать свою позицию. Для уничтожения броненосца немцы послали ночью два своих новейших эсминца - V-99 и V-100. На рассвете они встретили русский эсминец «Новик», который, вступив в бой, через десять минут добился трех попаданий в эсминец V-99. Уходя от преследования, V-99 попал на русские мины. После взрыва двух мин корабль погиб.

На следующий день 17 августа немцы опять предприняли попытку прорыва. Погода благоприятствовала наступающим, из проливного створа в сторону обороняемой «Славой» минно-артилерийской позиции полз утренний туман тусклого, жидкого, молочного цвета. В этом тумане, двигаясь малыми ходами и стараясь меньше дымить, «Нассау» и «Позен» неслышно подползли к позиции. И «Слава» на этот раз проспал опасность...

Одиннадцатидюймовый бронебойный снаряд с германского линкора пропорол обшивку и 152-миллиметровую броню верхнего пояса «Славы». Провалился в низы сквозь проломленную палубу. Разорвался в полупустой угольной яме, запалив топливо, и разрушил прибортовой коридор. В нескольких отсеках, расположенных поблизости от района попадания, погасло освещение, затруднив работу ремонтно-спасательной партии. В корабельный лазарет поступили первые раненые. Но никакие жизненно важные системы линкора повреждений еще не получили, и первая кровь не могла деморализовать экипажа.

Перестрелка устаревшего броненосца с двумя дредноутами продолжалась. «Слава» получил еще два попадания - оба с большой дистанции, через палубу. Один из снарядов перебил подпалубный бимс и деформировал барбет бортовой шестидюймовой башни, дугой разорвался возле ростров и выбросил за борт несколько шлюпок.

Германские линкоры пристрелялись, и стоило им попытаться сократить дистанцию - «Слава» не устоял бы. Но в это утро действующая в Балтике британская подлодка «Е-9» торпедировала «Мольтке». Попадание торпеды было довольно опасным, и немцам пришлось организовывать целую спасательную операцию по доставке поврежденного линейного крейсера в док. В результате «отряд содействия» почти полным составом оттянулся к Данцигу.

Той же ночью германские линейные силы расправились с двумя русскими канонерками. «Сивуч» будет потоплен. А его напарник, «Кореец» - Второй, под огнем линкоров выбросился на скалы. И в штаб германских военно-морских сил на Балтике ушло донесение - о том, что будто бы в этом ночном бою погиб и «Слава»... Они приняли «Сивуч» за русский броненосец.

«Слава» числился в погибших почти неделю. Кайзер успел даже подписать представления к наградам для отличившихся артиллеристов в экипажах «Нассау» и «Позена» - «за потопление линейного корабля неприятеля»... Ордена уже покоились в бархатных коробочках, готовые к торжественному вручению, когда разведка доесла в ставку Вильгельма, что двухтрубный русский броненосец снова обстреливает флотилию тральщиков под Моонзундом...

В сентябре 1915 года германским линкорам удалось вытеснить «Славу» под огонь береговой батареи. И от пушки, замаскированной на скальном склоне, русский броненосец получил 7 снарядов, попавших, в основном выше ватерлинии. В экипаже были тяжелые потери, но корабль в очередной раз сохранил боеспособность и решимость сражаться....

Он еще долго будет удерживать свою позицию. Даже потеряв командира - С.Вяземского... Будет держаться насмерть в буквальном смысле слова - наскоро, по ночам, эвакуируя на берег убитых и раненых. На ходу отливая воду из затопленных отделений и силами экипажа устраняя повреждения артиллерии...
Под давлением превосходящих сил противника русские вынуждены были отойти в Моонзундский пролив.

Осенью 1917 года германское командование начало операцию по захвату Моонзундских островов с расчетом входа в Рижский и Финский заливы. Немцы решили уничтожить русский флот и захватить Кронштадт и Петроград. Командование операцией было возложено на вице-адмирала Шмидта, имевшего теперь уже около 500 кораблей и судов, в том числе десять дредноутов.
На пути немцев снова встала «Слава»….

«Слава» трижды подверглась атакам немецких миноносцев, трижды их отбивала и вывела трех из строя. Во время боя на ней обнаружилась неисправность механизмов замков 12-дюймовой башни ввиду небрежной их выделки на заводе, когда осенью 1916 года на броненосце меняли артиллерию. Но, лишившись половины своих тяжелых орудий, «Слава» не вышла из боя: командир корабля Л. В. Антонов решил сражаться до конца.

«Слава» получила три попадания. Два снаряда разорвались ниже ватерлинии, сделав громадную подводную пробоину. Корабль принял более 1100-тонн воды, получил дифферент на нос 5 футов и крен в 8°.
Потом в «Славу» попали еще два снаряда, которые вызвали пожары. Благодаря смелости и настойчивости команды, они быстро были ликвидированы. Старшему трюмному механику Милавскому и его команде удалось, затопив отсеки противоположного борта, уменьшить крен до 4°. Центральный пост вышел из строя, и кормовая башня перешла на самостоятельный огонь.
Когда «Слава» получила еще два попадания, в кормовую кочегарку стала поступать вода: часть топок пришлось погасить. Крен затруднял управление, кораблем, но «Слава» продолжала вести огонь. Русские корабли отходили на север под непрерывным вражеским огнем. В 12 часов 50 минут немцы, наткнувшись на новое минное заграждение, прекратили огонь.

«Слава» села носом настолько, что Моонзундский канал уже пройти не могла. Командир принял решение затопить корабль на фарватере канала, тем самым закрыв врагам проход на север. Одновременно была дана команда подготовить корабль к взрыву. Команду «Славы» сняли наши миноносцы. В 13 часов 30 минут командир «Славы» застопорил машины и приказал зажечь фитили подрывных зарядов. Затем, обойдя палубы и убедившись, что никого из живых на корабле не осталось, Антонов последним сошел, на миноносец. В 13 часов 58 минут последовал взрыв. Прочно севшая на дно фарватера «Слава» горела до следующего утра. Немцы хотя и захватили Моонзундский архипелаг, но прорваться в Финский залив, к Петрограду, не смогли. Сделать это им не позволили стойкая оборона балтийцев и особенно мужество и героизм моряков броненосца «Слава».


Послесловие:

Подвиг эскадренного броненосца "Слава", его командиров и экипажа вызывает гордость за силу русского оружия и силу русского духа, но одновременно возникает очень много вопросов по использованию однотипных кораблей в Цусимском сражении. И самый главный вопрос: почему четыре броненосца типа "Бородино" не смогли переломить ход Цусимского сражения, ведь по итогам боев за Моонзунд, такой тип кораблей показал свою живучесть и возможность сражаться с превосходящими силами противника!
Может все дело в профессионализме командира соединения? Было бы интересно выслушать мнение читателей.


От автора

На долю линкора «Слава» выпала богатая событиями судьба. Последний из пяти броненосцев серии «Бородино», корабль опоздал с завершением работ ко времени ухода на Дальний Восток в составе 2-й Тихоокеанской эскадры и вступил в строй в 1905 г. Первой его большой службой, растянувшейся на три года (1906–1909), стали дальние плавания с выпускниками Морского корпуса и Морского инженерного училища – корабельными гардемаринами, кандидатами в офицеры.

К августу 1914 г. линкор уже девять лет находился в составе флота, и, начав службу в канун эпохи дредноутов, подошёл к началу Первой мировой войны совершенно устаревшим морально. С 1911 г. он, вместе с ветераном Порт-Артура «Цесаревичем» и додредноутами «Андрей Первозванный» и «Император Павел I» составил бригаду линкоров Морских сил Балтийского моря. В то время это была единственная сила, которая могла встать на пути противника в случае его операции прорыва морем к российской столице. После вступления в начале 1915 г. в строй четвёрки дредноутов типа «Севастополь», которые отныне становились «щитом Петрограда», боевое значение «Славы» было окончательно определено как второстепенное.

Однако именно подобный статус позволил ему исчерпывающе проявить себя на передовой морской войны на Балтике и стать в итоге самым известным кораблём российского флота. В июле 1915 г., после занятия германской армией Курляндии и выхода на южное побережье Рижского залива, а также вследствие возросшей активности противника на море, возник план усиления корабельной группировки морских сил в заливе тяжёлым кораблём. По замыслу такой корабль, являясь опорой разнородных лёгких сил – миноносцев, канонерских лодок, тральщиков – был призван эффективно обеспечивать их действия против неприятельского приморского фланга, обладая подавляющим превосходством в артиллерии. На него также возлагалась основная задача противодействия своей дальнобойной тяжёлой артиллерией попыткам противника проникнуть, под проводкой тральщиков, через минные поля Ирбенского пролива в Рижский залив.

Именно эта роль досталась «Славе», которой предстояло окунуться в рутину периферийной морской войны у мелководного побережья Курляндии и Лифляндии. Переведённый в залив 18 июля 1915 г., линкор превосходно справлялся с этой задачей. Удачно используя свою мощную артиллерию, проявляя здравую инициативу (крен для увеличения дальности стрельбы), он успешно освоился с ролью составного элемента обороны на минно-артиллерийской позиции, став настоящим камнем преткновения для германских сил прорыва в залив с 26 июля по 4 августа 1915 г.

В течение всего периода пребывания «Славы» в составе Морских сил залива «Слава» она являлась становым хребтом русских лёгких сил.

Именно её действиями объясняется 10-дневное «топтание у Ирбен» многократно превосходящих сил противника летом 1915 г., именно «Слава» возглавляла давление на приморский фланг неприятельского сухопутного фронта с моря, к западу от Риги остаток 1915 и в 1916 г. Пройдя интенсивный ремонт зимой 1916/1917 гг., обновлённая «Слава» летом вновь перешла в Рижский залив. Здесь же ей было суждено погибнуть 4 октября 1917 г. при обороне Моонзунда в бою с многократно сильнейшим противником.

Теме «Славы» в боях 1915–1917 гг. в отечественной историографии флота посвящено немало работ. Хронологически они делятся на несколько волн, отражающих периоды всплеска интереса к истории корабля. Первой крупной публикацией стала помещённая в 1923 г. в «Морском сборнике» работа Д. П. Малинина «Линейный корабль „Слава“ в составе Морских сил Рижского залива в войну 1914–1917 гг.; по личным документам, воспоминаниям и материалам Морской исторической комиссии» (№№ 5, 7). В 1928 г. увидел свет крупный труд Военно-морской академии «Борьба флота против берега в мировую войну», том IV которого был написан А. М. Косинским и посвящался Моонзундской операции 1917 г. В 1940 г. вышла монография К. П. Пузыревского «Повреждения кораблей от артиллерии и борьбы за живучесть», систематизировавшая опыт воздействия орудийного огня на корабли по материалам Первой мировой войны.

Особенностью этих работ «первой волны» являлось то, что они были написаны бывшими морскими офицерами – современниками боевых действий на Балтике в 1914–1917 гг., а Д. П. Малинин непосредственно участвовал на линкоре в боях 1917 г. в Моонзунде в должности старшего штурманского офицера. Достаточно полная, информативная и написанная хорошим языком образованного человека «старого времени», работа Малинина в основном посвящалась общему изложению обстоятельств обороны Рижского залива в кампаниях 1915–1917 гг. и отводила действиям «Славы» значительное место. Обстоятельный труд А. М. Косинского был посвящён как действиям в обороне Моонзундского архипелага морских сил, так и сухопутных частей. По причине неизбежной для столь обстоятельной работы необходимости сжатости повествования материал Косинского в части «Славы» в целом излагается аналогично Д. П. Малинину. Как и его предшественник, А. М. Косинский использовал документы Морской исторической комиссии, (в т. ч. донесения о бое 4 октября 1917 г. офицеров «Славы» и существовавший тогда в рукописи отчёт вице-адмирала М. К. Бахирева об операции). Что касается работы К. П. Пузыревского о воздействии на корабли артиллерии по опыту Первой мировой войны, то в ней приводилось информативное, хотя и сжатое описание повреждений «Славы». Несмотря на имеющиеся в описании боя 4 октября некоторые нестыковки, в целом картина повреждений и борьбы за живучесть представлена весьма подробно. Это указывает на использование автором рапортов офицеров линкора, поэтому описание можно считать наиболее полным с точки зрения состояния материальной части исследованием. Работы всех трёх вышеупомянутых авторов, непосредственно использовавших документы (отчёты, рапорта, акты повреждений) и являвшихся современниками событий могут поэтому рассматриваться как достаточно надёжные и полные исследования о действиях «Славы» в боях 1915–1917 гг.

Взгляд на действия «Славы» «с той стороны» нашёл отражение в работах германской официальной истории, изданных в СССР в 30-е гг.: А. Д. Чивиц. Захват балтийских островов Германией в 1917 г. (– М: Госвоениздат, 1931), Г. Ролльман. Война на Балтийском море. 1915 год. (– М: Госвоениздат, 1935). В работе Ролльмана подробно разобраны действия германского флота при прорыве в Рижский залив в августе 1915 г., бои на приморском фланге осенью 1915 г. и роль в них «Славы». В обстоятельном труде Чишвица, посвящённом операции «Альбион» (автор состоял начальником штаба группировки вторжения и получил за операцию высший прусский орден «Пур ле Мерит»), подробно описываются прорыв дредноутов вице-адмирала П. Бенке к Моонзунду и бой, ставший последним для «Славы». Известно, что Чишвиц также пользовался работой Д. П. Малинина.

В послевоенное время настрой отечественных публикаций упростился и политизировался – в вышедшем в Воениздате в 1951 г. сборнике «Русское военно-морское искусство» был помещён материал капитана 3 ранга В. И. Ачкасова «Революционный Балтийский флот в сражении за острова Моонзундского архипелага» (с. 445–455), где отводилось место и бою «Славы» у Куйваста 4 октября 1917 г. Эпоха располагала к преувеличениям, поэтому повествование перемежалось цитатами из Ленина и Сталина, а действия «Славы» 4 октября открывались потоплением («первым же залпом») головного немецкого эскадренного миноносца, гибель которого, а также «отход остальных немецких эскадренных миноносцев заставили линейные корабли противника также повернуть к югу» (т. е. ретироваться). Подобные утверждения, появившиеся в угоду господствовавшей в те годы политической конъюнктуре, безусловно, не могут считаться серьёзными. В духе руководящей и направляющей роли ВКПб повествует в своей монографии о Моонзундской операции и другой советский историк (А. С. Пухов. Моонзундское сражение. – Л: Лениздат, 1957).

В 1964 г. вышел в свет капитальный труд Института военной истории под руководством профессора Н. Б. Павловича, посвящённый боевым действиям на море в период Первой мировой войны. В томе I («Действия русского флота»), авторами которого в части действий на Балтике являлись В. И. Ачкасов, И. А. Козлов и И. Н. Соловьёв, немало места отведено действиям «Славы» в составе Морских сил Рижского залива. Изложение официальной истории отличалось большей полнотой и чёткостью, хотя мотивация действий «революционных матросов» по понятным причинам изменений не претерпела. Было уделено место артиллерийским боям «Славы» на Ирбенской позиции летом 1915 г. (с. 176–182), действиям линкора осенью 1915 г. в огневой поддержке сухопутных войск на приморском фланге XII армии к западу от Риги и обеспечению десантных операций (с. 186–190), описанию участия в Моонзундской операции (с. 297–301) и последнему бою линкора, хотя и не согласующееся с К. П. Пузыревским в числе попавших в «Славу» тяжёлых снарядов (7 против 5).

В начале 90-х, когда началось оживление отечественной маринистики, была опубликована статья И. Л. Бунича о действиях «Славы» в Рижском заливе в 1915 г. (Гангут, вып. 6, 1993. С. 36–49). В части источников прослеживается использование автором работ историков «первой волны» (Д. П. Малинина, А. М. Косинского и К. П. Пузыревского), а также труда группы профессора Павловича и официальной истории германского флота (Г. Ролльман). В 1998 г., наконец, увидел свет важнейший источник – «Отчёт о действиях Морских сил Рижского залива 29 сентября – 7 октября 1917 г.» (– СПб: РГАВМФ, 1998). Написанный в 1919 г. для Морискома бывшим вице-адмиралом М. К. Бахиревым, начальником русских военно-морских сил в Рижском заливе в октябре 1917 г., «Отчёт» почти 80 лет хранился в виде машинописной копии в Российском Государственном архиве Военноморского флота (РГАВМФ). Это детальное и компетентное повествование, каким и должен быть текст, составленный флагманом, стоявшим во главе группировки в заливе в драматические дни операции «Альбион», в обстановке страшного давления превосходящих германских сил, когда одна за другой не выдерживали рубежи русской обороны в Ирбенах и заливе. Работа М. К. Бахирева, написанная с привлечением значительного массива документов (в том числе и рапортов офицеров «Славы»), содержит изложение действий линкора и их оценку с точки зрения адмирала, возглавлявшего операцию и принявшего на себя всю ответственность за её исход.

Интерес к теме «Славы», набиравший силу на рубеже веков, дал во второй половине 2000-х гг. нескольких крупных работ, значительно расширивших представление об этом корабле. В 2007 г. были опубликованы две первые отечественные монографии о «Славе», в которых подробно прослеживались довоенная служба и боевой путь знаменитого линкора. Одна принадлежала перу автора настоящей книги, другая – патриарха отечественной маринистики Р. М. Мельникова. Объёмистая и пространно повествующая обо всех перипетиях создания серии «Бородино», эта вторая отводит «Славе» примерно половину места, но фактически обходит стороной вопрос техники «Славы» – её устройства, конструкции, характеристик оружия и подробностей многочисленных планов модернизации.

Интерес среди современных зарубежных исследователей к сражению в Моонзунде привёл в 2007 и 2008 гг. к выходу двух обстоятельных монографий Г. Стафа и М. Баррета (G. Staff. Battle for the Baltic Islands 1917: Triumph of the Imperial German Navy. – Barnsley: Pen & Sword, 2008. р. 178; M. B. Barrett. Operation Albion. The German Conquest of the Baltic Islands. – Bloomington: Indiana University press, 2008. p. 298). Сильной стороной обеих работ является широкое привлечение германских источников. В отличие от своего австралийского коллеги Гари Стафа, сделавшего уклон на описание боевых операций (преимущественно на море) американский профессор Майкл Баррет подробно повествует также и о политических аспектах операции для обеих сторон, а также обстоятельно излагает предысторию балтийской проблемы. «Славе» в обоих трудах уделяется традиционно существенное внимание. Таковы основные на сегодняшний день работы об истории создания, конструкции, походах мирного времени и боях в годы Первой мировой войны линейного корабля «Слава».

После выхода в свет в 2007 г. работы автора о линейном корабле «Слава» его не покидал интерес к этому выдающемуся кораблю, его повседневной и военной истории, деталям конструкции, планам боевого использования и модернизаций. Несмотря на то, что действий линкора в кампаниях 1915–1917 гг. уже не раз касались в своих работах многие исследователи, ряд обстоятельств продолжал оставаться не вполне понятным. По мере возможности их удалось прояснить.

В настоящей работе конструкция и устройство линкора приведены в основном по его тактическому формуляру, в котором наиболее полно описывается конструктивно-техническая часть, а также приводятся подтверждённые опытным путём тактические характеристики линкора. В отношении массовых характеристик употребляется термин «вес», а не как ныне «масса». При приведении весов в документах в пудах (16,38 кг) они переводились в метрические тонны (мт); принятые в начале XX в. в русском флоте английские тонны (1016 кг) обозначаются символом «т». Калибры орудий, в соответствии с практикой тех лет, до 150 мм приводятся в миллиметрах, выше – в дюймах (1 дм – 25,4 мм).

Для большей наглядности и «плотности» часть материала помещена в табличной форме, некоторые таблицы взяты из документов. Порой в них встречаются мелкие огрехи в части арифметических подсчётов, не влияющие принципиально на итоговую картину. Это отчасти характерно для МТК тех лет и объяснимо, принимая во внимание малую численность его штата, а также тогдашнюю примитивную инструментальную базу. Основой её продолжали оставаться карандаш и логарифмическая линейка. Документы умалчивают, был ли в МТК в начале XX в. хотя бы один арифмометр В. Т. Однера.

Автор выражает искреннюю признательность всем тем, кто оказал ему помощь в работе над настоящим исправленным и дополненным изданием о линейном корабле «Слава» – советом, предоставлением материалов и редких публикаций, или делом. Это Алексей Емелин, Виктор Галыня, Гари Стафф, Стив Маклахлин. Как уже не раз, автор благодарит издательство «Яуза»/«Эксмо» – за интерес к теме «Славы». Особенная благодарность должна быть адресована Вадиму Горбунову, без исчерпывающей помощи и поддержки которого эта работа вряд ли скоро увидела бы свет.

Боевой путь и судьба «Славы» вызывают у всех, писавших о ней, неизменно уважительные отзывы. Американец М. Баррет, подводя итог действиям линкора в 1917 г., говорит: «„Слава“ погибла, бесстрашно сражаясь до конца и оправдав своё имя», а, пожалуй, лучший из эмигрантских моряков-мемуаристов, Г. К. Граф, бок о бок на «Новике» прошедший с линкором страду 1915 г., писал: «Нельзя не отдать должного „Славе“. Она с честью вышла из всех выпавших на её долю тяжёлых испытаний, а ведь было время, когда вся тяжесть неприятельского натиска падала только на неё одну».

С. Е. Виноградов, Москва – Санкт-Петербург, 2008–2011

Глава 1. Пятый в серии «Бородино»

«Броненосец № 8»

«Слава» принадлежала к наиболее крупной и ставшей самой трагичной в истории российского флота серии линейных кораблей – пяти единицам типа «Бородино». Постройка этих, по тогдашней классификации, «эскадренных броненосцев» была предпринята на рубеже XIX – XX столетий в рамках создания мощной военно-морской группировки на дальневосточных рубежах империи. Перемещение центра тяжести российской политики на Дальний Восток, последовавшее в середине 90-х гг., требовало сосредоточения здесь значительных морских сил в противовес быстро растущему флоту Японии, после победоносной японо-китайской войны 1894–1895 гг. уверенно претендовавшей на ведущую роль в регионе. Озаботившись созданием первоклассного флота, чему способствовала полученная с Китая контрибуция (в пересчёте на российскую валюту, около 400 тыс. золотых рублей), Страна восходящего солнца деятельно готовилась к тому, чтобы силой оружия отстоять в споре с «Северным колоссом» – Россией – своё право на доминирование на Дальнем Востоке. В ответ на это император всероссийский – самолюбивый и недальновидный Николай II, сам тяготевший, не без влияния своего ближайшего окружения, к проведению активной политики на дальневосточной окраине империи, санкционировал выделение дополнительных ассигнований на развитие флота, способного противостоять растущей угрозе со стороны амбициозного соседа.

20 февраля 1898 г. царь утвердил отпуск на постройку новых кораблей, сверх обычного бюджета Морского ведомства, дополнительных 90 млн руб. Этим актом было оформлено финансирование новой судостроительной программы, получившей название «Для нужд Дальнего Востока» и фактически знаменовавшей создание третьего флота империи – Тихоокеанского. Программой предусматривалась постройка пяти добавочных эскадренных броненосцев. Их готовность, как и всех остальных единиц, была отнесена на 1902 г. После последовавшего в 1899 г. слияния обеих программ в одну три оставшихся не начатых постройкой эскадренных броненосца по плану 1895 г. соединили с пятью программы 1898 г. и общее число подлежащих постройке линкоров составило, таким образом, 8 единиц.

Первый из этих кораблей был в апреле 1898 г. отнесён распоряжением управляющего Морским министерством адмирала П. П. Тыртова к немедленному началу постройкой на Балтийском заводе, который после окончания «Пересвета» оставался без крупных заказов и оказывался обречённым на простой. В связи с отсутствием готового проекта новый корабль (будущую «Победу») приходилось строить по чертежам «Пересвета», ограничившись минимальными усовершенствованиями.

Параллельно с начала 1898 г. в Морском техническом комитете (МТК) проходила разработка программы для проектирования прочих подлежащих постройке броненосцев. Принципиальным стало порочное в долговременном аспекте решение (и в итоге всё же потребовавшее определённой корректировки) об ограничении их водоизмещения 12 000 т, что, в конечном счёте означало курс на создание кораблей, заведомо уступающих линкорам, спроектированным и построенным для Японии в Англии. Помимо этого, предположенное на 20 % меньшее водоизмещение русских кораблей делало их лишёнными резерва модернизации. Подобное решение особенно достойно сожаления на фоне мнений авторитетных адмиралов (т. ч. Н. И. Скрыдлова), высказывавшихся за принятие для тяжёлых кораблей программы водоизмещения в 15 000 т. Это было бы тождественно аналогичному показателю новейших японских линкоров «Сикисима» (заложен в марте 1897 г.) и «Хацусе» (январь 1898 г.), характеристики которых к этому моменту были уже опубликованы.1
Engineer. Vol. 83 (1897). pp. 170–173.

Прочие основные ТТХ определялись следующими – главная артиллерия из 4 12-дм (304,8-мм) и 12 6-дм (152,4-мм) орудий, скорость полного хода 18 уз, дальность плавания 5000 миль 10-узловым ходом. В. Ю. Грибовский, предметно разбиравшийся в истории создания линейных сил «для нужд Дальнего Востока», приходит к выводу о том, что «разработанную таким образом „Программу“ предполагалось использовать для проведения международного конкурса на составление лучшего проекта нового броненосца».2
В. Ю. Грибовский. Эскадренные броненосцы типа «Бородино» // Мидель-шпангоут № 19. – СПб: Гангут, 2010. С. 6.

Следов этого готовящегося конкурса в документах тех лет не зафиксировано, однако влияние зарубежного кораблестроения на конструкцию «броненосцев № 2–8» проявилось самым прямым образом. Два из них, будущие «Ретвизан» и «Цесаревич», были заказаны соответственно в апреле и июле 1898 г. частным судостроительным обществам в США и Франции. Эти компании, руководствуясь общими условиями на проектирование, предложенными русской стороной, осуществляли и разработку своих броненосцев, причём пошли неодинаковыми путями. В основу американского заказа было положено развитие идей «Пересвета» с 6-дм артиллерией на палубных установках в отдельных бронированных казематах, в то время как его европейский аналог формировался под влиянием школы французского броненосного кораблестроения и отличался расположением всех бдм пушек в двухорудийных башнях. Этот проект, разработанный А. Лаганем – главным инженером компании «Форж э Шантье» (Тулон), произвёл в России сильное впечатление. В декабре 1898 г., после продолжительных дискуссий «за» и «против» (их изложение не входит в задачу книги), он был принят за основу для разработки конструкции остальных пяти кораблей программы.

Несколько проектов будущего броненосца представил и Балтийский завод, располагавший сильными инженерными кадрами. Все они основывались на идее модификации «Пересвета» с использованием 12-дм орудий и отличались расположением 6-дм артиллерии в казематах.



Разработка «усовершенствованного „Цесаревича“» осуществлялась под руководством корабельного инженера казённой верфи Новое Адмиралтейство Д. В. Скворцова. При тождественности вооружения с французским прототипом его русский вариант, будущий «Бородино», развивался в основном в направлении перераспределения бронирования и расположения противоминной артиллерии. В определённой степени, применительно к возможностям отечественного судостроения, последовали изменения и в отношении главных и вспомогательных механизмов. Так, все 75-мм орудия располагались теперь за бронёй (у «Цесаревича» 12 на средней и верхней палубах, 8 на мостиках – все без брони). Толщина полного бортового пояса по ватерлинии, у французского прототипа 250 и 200 мм (соответственно нижнего и верхнего), понижалась до 194 и 152 мм. Поскольку Балтийский завод также планировалось задействовать в постройке новых броненосцев, МТК рассмотрел его предложения по усовершенствованию проекта и некоторые утвердил. Самым весомым из них, реализованном в конструкции четырёх последних кораблей программы («Орёл» и все три броненосца Балтийского завода), стало введение броневого скоса нижней палубы к нижней кромке бортовой брони, как на «Пересвете».

Разобран на лом в 1930-х

Основные характеристики Водоизмещение 14 646 тонн ;
полное - 15 520 тонн Длина 121,1 Ширина 23,2 м Осадка 8,9 м Бронирование крупповская броня ;
пояс - 145…194 мм;
палуба - 25,4…51 мм;
башня - 254 мм;
барбеты - 178…229 мм;
рубка - 203 мм. Двигатели 2 вертикальные паровые машины тройного расширения Балтийского завода, 20 водотрубных котлов Бельвиля Мощность 15 800 л. с. Движитель 2 винта Скорость хода 18 узлов Дальность плавания 2590 морских миль ходом 10 узлов Экипаж 867 офицеров и матросов Вооружение Артиллерия 2 × 2 - 12" (305 мм) ;
6 × 2 - 6" (152 мм);
20 × 3" (76,2 мм);
4 × 47 мм ;< Минно-торпедное вооружение 4 × 381-мм торпедных аппарата Изображения на Викискладе

Во время Первой мировой войны входил в состав Балтийского флота , действуя в основном в Рижском заливе. Затоплен во время Моонзундского сражения . В 1930-х годах «Слава» разобрана эстонцами на металл.

Описание

Схема бронирования и вооружения из Brassey’s Naval Annual за 1906 год.

Силовая установка

Главные механизмы «Славы» воспроизводили таковые «Князя Суворова».

Котельная установка состояла из 20 котлов Бельвиля (без экономайзеров) с давлением пара 21,1 кг/см² и суммарной нагревательной поверхностью 3739 м². Силовая из двух четырёхцилиндровых агрегатов тройного расширения по 7900 и. л. с. Диаметр цилиндров составлял - высокого давления, среднего и обоих низкого - 838, 1372 и 1575 мм, ход поршня равнялся 1143 мм.

Проектная мощность силовой установки составляла 15 800 л. с. , но на испытаниях она развила 16 378 л. с., что позволило броненосцу иметь ход в 17,64 узла (32,67 км/ч).

С полной загрузкой угля, - 1372 тонны, - корабль имел запас хода в 2590 морских миль 10-узловым ходом.

Вооружение

Четыре 12-дюймовых (305 мм) орудия главного калибра были расположены в двухорудийных башнях , размещённых в диаметральной плоскости корабля. Скорострельность орудий составляла порядка 1 выстрела в минуту, а после модернизации системы подачи боеприпасов около 1914 года возросла до 1 выстрела в 40 секунд. 305 мм пушки имели составной ствол с кольцевым скреплением длиной 40 калибров (12 200 мм ) и поршневой затвор с ручным приводом. Дульная энергия 106,1МДж. Артустановки имели мощное противоснарядное бронирование, электроприводы горизонтального и вертикального наведения в секторе 270° по горизонтали и от −5° до +15° по вертикали. Артустановки имели механизм заряжания который состоял из двух пробойников, основного и резервного и системы подачи боеприпасов. Открывание и закрывание затворов производилось при нулевом угле возвышения, а заряжание при фиксированном угле возвышения +5°. Для стрельбы первоначально использовались относительно легкие бронебойные, фугасные, картечные и сегментные снаряды обр. 1907 г. массой 331,7 кг. Снаряды имели баллистические наконечники. Суммарный боекомплект корабля - 248 снарядов. Пушки сообщали им начальную скорость 792,5 м/с. Дальность ведения огня на наибольшем угле возвышения 15° составляла 80 кб. Артустановки имели три поста управления и два оптических прицела (по одному на орудие). Бронебойные снаряды имели хорошую баллистику и большую дальность прямого выстрела, но при этом уступали более куда тяжелым снарядам аналогичного калибра западных стран в бронепробиваемости на больших дистанциях и плохо пробивали палубную броню.

152-мм пушки системы Канэ, по аналогии с главным калибром имели составной ствол с кольцевым скреплением длиной 45 калибров (6840мм) и поршневой затвор . Артустановки имели противоснарядное бронирование и электроприводы горизонтального и вертикального наведения. При этом для 1,2,5,6-й артустановок обеспечивался угол горизонтального наведения около 160°, а для 3,4-й - 180°. Угол вертикального наведения был в пределах от −5°, до +20° для всех 152 мм артустановок. Артустановки имели только механизм подачи боеприпасов, а заряжание производилось вручную заряжающими. Максимальная скорострельность 4-5 залпов/60сек. Для стрельбы использовались 152 мм снаряды патронного типа обр.1907г массой 41,5 кг тех же типов, что и 305 мм. Кроме того в качестве средства ПЛО корабль имел специальные ныряющие снаряды, действующие по принципу глубинных бомб. Суммарный боекомплект - 1564 снаряда. Пушки обеспечивали 41,5-кг снарядам начальную скорость 792,5м/с и максимальную дальность 14,45 км (78 кабельтовых). Оптические прицелы и посты управления аналогичны АУ ГК.

Для защиты от эсминцев броненосец имел 12 75-мм орудий Канэ с боезапасом в 300 снарядов на каждое., по 6 на борт, расположенных в центральной казематной батарее. 75 мм пушки имели ствол длиной 50 калибров (3750 мм), ручные приводы наведения и механизированную подачу боекомплекта. Снаряды массой 4,92 кг имели максимальную дальность 6,5 км (35 кабельтовых). Скорострельность 6-8выст/мин. Четыре из них были расположены в носовом каземате , прямо под передней орудийной башней главного калибра, по два на борт, и были в достаточной степени подняты над ватерлинией для того, чтобы вести огонь при любом волнении. Остальные располагались в казематах кормовой части корабля вдоль борта, из-за чего при сильном волнении вести из них огонь было проблематично.

Винты, руль и кормовой торпедный аппарат.

Все предусматривавшийся проектом 47-мм скорострельные пушки Гочкиса кроме четырёх были убраны в процессе постройки корабля, а оставшиеся использовались как салютные.

Кроме артиллерийского вооружения, корабль имел четыре 15-дюймовых (381 мм) торпедных аппарата - по одному надводному в форштевне и ахтерштевне и два подводных по бортам. Боекомплект 8 торпед Лесснера (образца 1898 года). 381-мм торпеда имела массу 430 кг, БЧ 64 кг и дальность хода 0,9 км на 25 узлах или 0,6 км на 30 узлах.

Вначале Первой мировой войны, на корабль были установлены два 47-мм зенитных орудия. На начало 1917 года корабль имел четыре 76-мм зенитки. С 17 июля по 4 августа 1914 года на «Славе» были сняты все 12 орудий центральной батареи и оставлено по четыре 75-мм орудия в носовом и кормовом казематах (всего восемь). Кроме того, в 1916 году были внесены изменения в конструкцию башен главного калибра, благодаря которым максимальный угол возвышения стволов 12-дюймовок достиг 25°, а их дальнобойность возросла до 21 км.

Видео по теме

Бронирование

Бортовой пояс имел толщину 194 мм (против 250 на у прототипа французской постройки) по ватерлинии в средней части корпуса и 145 мм в оконечностях. Состоял из плит высотой 2 м. Верхний пояс состоял из плит толщиной 152 мм и 102 мм высотой 1,67 м. Продольная броневая переборка имела толщину 40 мм, батарейная палуба прикрывалась броней толщиной 65 и 47 мм. Самым главным отличием от «Цесаревича» стало введение броневого скоса нижней палубы к нижней кромке бортовой брони, как на «Пересвете». Нижняя палуба «Славы» выполнялась из двух слоёв судостроительной стали общей толщиной 39,7 мм и переходила у бортов в скосы той же толщины. Казематы 75-мм орудий (центральный, носовой и кормовой) бронировался с бортов и по траверзам крупповскими нецементированными плитами толщиной 76 мм. Броня башен 305-мм орудий - 254 мм (их подачных труб - 229 мм), башен 152-мм орудий- 152 мм (подачных труб -152 мм) боевой рубки и трубы под ней - 203 мм. Крыши рубок и башен имели толщину брони 50,8 мм. Общий вес брони составил 4535 т, или 33,5 % от нормального проектного водоизмещения в 13 516 т.

Служба

«Слава» была построена на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Броненосец был заложен 1 ноября 1902 года, спущен на воду 19 августа 1903, строительство завершено в октябре 1905. К этому времени, после Цусимы, корабль уже считался устаревшим.

Броненосец в Средиземном море.

После этого «Слава» была приписана к отдельной учебной эскадре.

Русские моряки разбирают завалы в Мессине.

В 1910 году на корабле произошла серьёзная авария в котельном отделении, после чего он был отбуксирован «Цесаревичем» в Гибралтар , а затем - отправлен в Тулон , где в 1910-1911 был проведён капитальный ремонт броненосца на заводе фирмы «Форж э Шантье» (фр. Forges et Chantiers de la Méditerranée ), занявший около года. После возвращения в Кронштадт , корабль был выведен из состава учебной эскадры и зачислен в состав Балтийского флота.

На начало Первой мировой войны, на Балтике Россия имела только четыре устаревших додредноута , из которых была сформирована бригада броненосцев; четыре дредноута типа «Гангут» находились в стадии окончания постройки. После того, как они вошли в строй и могли приступить к охране входа в Финский залив , «Слава» прошла Ирбенским проливом и присоединилась к силам, действовавшим в Рижском заливе .

Битва за Рижский залив

8 августа 1915 года немецкая эскадра начала траление минных заграждений в Ирбенском проливе. «Слава» и канонерские лодки «Грозящий» и «Храбрый» подошли к месту работ; канонерки открыли огонь по тральщикам. Им ответили с большого расстояния немецкие додредноуты «Эльзас» и «Брауншвейг» , но «Слава» , несмотря на повреждения, полученные от близких разрывов снарядов, не уходила с позиции. Согласно одним источникам , «Слава» не отвечала на их огонь из-за недостаточной дальнобойности орудий, а немцы отступили, так как русских мин оказалось намного больше, чем они рассчитывали встретить. По иной информации, «Слава» вступила в артиллерийскую дуэль с немецкими броненосцами, и, потеряв два тральщика, T-52 и T-58 , на минах, немцы временно отказались от попытки прорыва.

Вторая попытка была предпринята немцами 16 августа, в этот раз - под прикрытием дредноутов «Нассау » и «Позен » . Экипаж «Славы» затопил часть отсеков одного борта, создав искусственный крен в 3° - это позволило довести дальность стрельбы главного калибра до порядка 16 500 м. Однако и в этот раз до прямого столкновения с линкорами дело не дошло, «Слава» лишь обстреляла тральщики, а также вела огонь по другим немецким силам, в частности - броненосному крейсеру «Принц Адальберт» , когда они приближались к другим русским кораблям.

На следующий день немцы вновь вернулись к тралению, на этот раз «Слава» получила три прямых попадания 283-мм снарядов. Первый пробил броневой пояс и взорвался в угольной яме; второй пробил палубу, попав в подающую трубу задней 6-дюймовой орудийной башни левого борта, и начал пожар в её погребе боеприпасов, который пришлось затопить. Третий снаряд снёс несколько шлюпок корабля и взорвался в воде у борта. Тем не менее, этими попаданиями кораблю не было нанесено существенного урона, и «Слава» оставалась на месте вплоть до приказа об отступлении.

На следующий день немецкие силы вошли в Рижский залив, но после того, как 19 августа британская подводная лодка E-1 торпедировала немецкий крейсер «Мольтке » , они были вынуждены уйти, тем более что русская береговая артиллерия всё ещё контролировала Ирбенский пролив, делая нахождение немцев в заливе весьма рискованным.

Отступление немецких сил позволило «Славе» переключиться на задачу огневой поддержки сухопутных войск. Во время бомбардировки позиций немцев около Тукумса , попаданием в боевую рубку стоящего на якоре корабля были убиты командир и ещё пять человек. По данным МакЛофлина , это было попадание снаряда немецкой полевой артиллерии, но в книге Некрасова утверждается, что в рубку попала 10-килограммовая бомба с одного из немецких морских самолётов . Так или иначе, «Слава» осталась на позиции и продолжила бомбардировку. Броненосец продолжал поддерживать огнём сухопутные войска вплоть до того времени, когда воды Рижского залива стали покрывать льдом, после чего он ушёл на зимовку на остров Муху .

12 апреля 1916 в корабль угодили три лёгкие бомбы, сброшенные с немецких морских самолётов; они практически не нанесли вреда кораблю, но убили нескольких матросов. 2 июля броненосец продолжил бомбардировку наступающих немецких войск, неоднократно повторяя обстрел на протяжении июля и августа, несмотря на попадание 8-дюймового (203 мм) снаряда в броню в районе ватерлинии, впрочем, не нанёсшее никакого ущерба.

12 сентября немецкие крейсеры выманили «Славу» в открытое море; немцы попытались потопить сильно досаждавший им броненосец при помощи скоординированной атаки подлодки UB-31 и низколетящих торпедоносцев , но все торпеды прошли мимо цели. Это была первая атака торпедоносцев на движущийся броненосец.

Модернизация

«Слава» после модернизации.

В 1916 году броненосец прошёл ремонт и модернизацию. С 3 по 16 ноября силами 40 мастеровых Путиловского завода и артиллеристов корабля на линкоре были заменены все 305-мм орудия.

Был снят один ярус кормовой надстройки, увеличены секторы обстрела 152-мм башен. Угол возвышения стволов у орудий главного калибра был доведён до 25 градусов (вместо 15°), что увеличило дальность огня до 115 кабельтовых . На крышах башен главного калибра установили 76,2-мм зенитные пушки .

Моонзундское сражение

На начальных стадиях немецкой операции «Альбион» в октябре 1917 года, «Слава» находилась на позиции у острова Эзель , охраняя вход в Рижский залив и Кассарский плёс , отделяющий острова Эзель и Даго . 15 и 16 октября она открывала огонь по немецким миноносцам, атаковавшим русские лёгкие силы в Кассарском плёсе, но без успеха.

Взорванный броненосец, лежащий на грунте.

Утром 17 октября немцы приступили к тралению русских мин у южного входа в Моонзундский канал. «Слава» , додредноут «Гражданин» (бывший «Цесаревич» ) и броненосный крейсер «Баян II» по приказу вице-адмирала Михаила Бахирева отправились навстречу немецким силам и открыли огонь по тральщикам в 8:05 по центральноевропейскому времени , а в 8:12 «Слава» с дистанции, близкой к предельной, обстреляла немецкие линкоры König и Kronprinz , прикрывавшие тральщики. «Гражданин» , башни которого не прошли модернизации, и «Баян» продолжили в это время обстрел тральщиков. Немецкие линкоры ответили, но их выстрелы не достали до позиции «Славы» . «Слава» также ни разу не попала, хотя некоторые из её снарядов упали всего в 50 м от «Кёнига» . В итоге немцы, видя неудобство своей позиции в узкости, затруднявшей маневрирование, отступили.

Между тем, немецкие тральщики достигли большого успеха, несмотря на постоянный обстрел со стороны русских кораблей и береговой батареи. Кроме того, в это время носовая башня «Славы» вышла из строя после 11 выстрелов из-за деформации бронзового зубчатого венца и заклинивания механизма горизонтальной наводки. Эскадрой был получен приказ отойти к северу для завтрака экипажей. К 10:04 русские корабли вернулись на позицию, «Слава» открыла огонь кормовой башней с дистанции порядка 11 км. Между тем, пока русские завтракали, тральщики проделали в северной части минного заграждения проход, после чего немецкие дредноуты смогли подойти ближе и вступить в бой. «Кёниг » обстрелял «Славу» в 10:14, и с третьего залпа накрыл русский броненосец тремя попаданиями. Первый снаряд попал в носовую часть, прошив броню под ватерлинией и взорвавшись в помещении носовой динамо-машины, в результате чего оно, а также погреб боеприпасов носовых 12-дюймовых орудий и другие отсеки в носу, были затоплены. Корабль принял 1130 тонн воды, получил дифферент на нос и накренился на 8°, позднее крен удалось уменьшить до 4° благодаря действию помп. Третий снаряд попал в броневой пояс левого борта напротив машинного отделения, но не пробил его. В 10:24 в корабль попало ещё два снаряда; угодив в район передней дымовой трубы, они повредили погреб шестидюймовых снарядов и переднее котельное отделение; начался пожар, который удалось потушить через 15 минут. Погреб передней 6-дюймовой башни левого борта пришлось затопить. В 10:39 ещё два снаряда своим попаданием убили двоих человек в котельной и затопили угольный бункер . Примерно в то же время «Славе» и второму броненосцу было приказано отступить у северу, их отход прикрывал «Баян».

Течь в трюмах «Славы» усиливалась настолько, что корабль не мог уйти вместе с остальным флотом через Моонзундский пролив между островами Даго и Вормси ; экипажу было приказано после прохода флота затопить броненосец у входа в пролив. Однако созданный на корабле после Февральской буржуазной революции Комитет приказал экипажу покинуть машинное отделение из-за угрозы затопления; вскоре корабль лёг на подводные камни к юго-востоку от входа в пролив. Эсминцы сняли с корабля экипаж, после чего в 11:58 был взорван погреб снарядов кормовой 12-дюймовой башни. Взрыв посчитали недостаточно сильным, поэтому трём эсминцам было приказано добить корабль торпедами. После попадания одной из шести выпущенных по «Славе»

Литература

  • Gray, Randal (ed). Conway"s All The Worlds Fighting Ships, 1906-1921. - London: Conway Maritime Press, 1985. - 439 p. - ISBN 0-85177-245-5 .
  • Halpern, Paul G. A Naval History of World War I. - Annapolis, MD: Naval Institute Press, 1995. - ISBN 1557503524 .
  • McLaughlin, Stephen. Russian & Soviet Battleships. - Annapolis, MD: Naval Institute Press, 2003. - ISBN 1-55750-481-4 .
  • Nekrasov, George M. Expendable Glory: A Russian Battleship in the Baltic, 1915–1917. - Boulder, CO: East European Monographs, 2004. - Vol. 636. - ISBN 0-88033-534-3

«Слава» - эскадренный броненосец-додредноут Русского Императорского флота типа «Бородино». Единственный из кораблей своего типа, не принявший участие в Русско-Японской войне.


«Слава» была построена на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Броненосец был заложен 1 ноября 1902 года, спущен на воду 19 августа 1903, строительство завершено в октябре 1905. К этому времени, после Цусимы, корабль уже считался устаревшим.

После этого «Слава» была приписана к отдельной учебной эскадре

Двигательная установка корабля состояла из 20 водотрубных котлов Бельвиля, выдававших пар под давление до 19 атмосфер, и двух вертикальных паровых машин тройного расширения, приводящих во вращение два 4-лопастных гребных винта

На корабле имелось две динамо-машины с приводом от главного двигателя по 150 кВт каждая, а также два независимых вспомогательных генератора по 64 кВт

Проектная мощность силовой установки составляла 15 800 л.с., но на испытаниях она развила 16 378 л.с., что позволило броненосцу иметь ход в 17,64 узла (32,67 км/ч)

Четыре 12-дюймовых (305 мм) орудия главного калибра были расположены в двухорудийных башнях, размещённых в диаметральной плоскости корабля. Скорострельность орудий составляла порядка 1 выстрела в минуту, а после модернизации системы подачи боеприпасов около 1914 года возросла до 1 выстрела в 40 секунд

Артиллерия среднего калибра была представлена двенадцатью 6-дюймовыми (152 мм) орудиями, которые были размещены также в башнях, расположенных на верхней палубе и имевших электропривод. Практическая скорострельность их составляла порядка 3 снарядов в минуту, боекомплект - по 180 снарядов на орудие

Противоминная артиллерия состояла из двадцати 3-дюймовых (76 мм) орудий с боезапасом в 300 снарядов на каждое. Четыре из них, предназначенные для борьбы с миноносцами, были расположены в носовом каземате, прямо под передней орудийной башней главного калибра, по два на борт, и были в достаточной степени подняты над ватерлинией для того, чтобы вести огонь при любом волнении. Остальные располагались в казематах кормовой части корабля вдоль борта, из-за чего при сильном волнении вести из них огонь было проблематично.

Все предусматривавшийся проектом 47-мм скорострельные пушки Гочкиса кроме четырёх были убраны в процессе постройки корабля, а оставшиеся использовались как салютные.
Кроме артиллерийского вооружения, корабль имел четыре 15-дюймовых (381 мм) торпедных аппарата - по одному надводному в форштевне и ахтерштевне и два подводных по бортам.
Впоследствии, уже в ходе Первой мировой войны, на корабль были установлены два 47-мм зенитных орудия. По другим данным, на начало 1917 года корабль имел четыре 76-мм зенитки. К этому времени его противоминная артиллерия корабля сокращена до 12 3-дюймовых орудий. Кроме того, в 1916 году были внесены изменения в конструкцию башен главного калибра, благодаря которым максимальный угол возвышения стволов 12-дюймовок достиг 25°, а их дальнобойность возросла до 21 км.

Вместе броненосцем «Цесаревич» и крейсером «Богатырь», «Слава» отправилась в первое учебное плавание, в ходе которого посетила Бизерту, Тунис, Тулон и другие порты Средиземного моря.
Броненосец "Слава" входит в Бизерту.

В декабре 1908 года, когда «Слава» находилась в сицилийском городе Мессина, там произошло сильнейшее землетрясение. Экипаж корабля участвовал в спасательных работах в городе, раненые были эвакуированы на броненосце в Неаполь. (об этом событии я расскажу вам в ближайших выпусках)
Моряки принимают участие в ликвидации последствий землетрясения.

В 1910 году на корабле произошла серьёзная авария в котельном отделении, после чего он был отбуксирован «Цесаревичем» в Гибралтар, а затем - отправлен в Тулон, где в 1910-1911 был проведён капитальный ремонт броненосца на заводе фирмы «Форж э Шантье» (фр. Forges et Chantiers de la Méditerranée), занявший около года. После возвращения в Кронштадт, корабль был выведен из состава учебной эскадры и зачислен в состав Балтийского флота
Броненосец "Слава" в Англии .

Броненосец "Слава" во Франции

Броненосец "Слава" на стрельбах.

Машинное отделение

На Броненосце "Слава" перед раздачей вина.

Офицеры Броненосца "Слава".

Моряки Броненосца "Слава".

Моряки Броненосца "Слава" во время занятий и работ.

Матросы Броненосца "Слава".

Броненосец "Слава" 1910-1013.

На начало Первой мировой войны, на Балтике Россия имела только четыре устаревших додредноута, из которых была сформирована бригада броненосцев; четыре дредноута типа «Гангут» находились в стадии окончания постройки. После того, как они вошли в строй и могли приступить к охране входа в Финский залив, «Слава» прошла Ирбенским проливом и присоединилась к силам, действовавшим в Рижском заливе.
Командир линкора "Слава" капитан 1 ранга О.О.Рихтер объявляет команде о начале войны с Германией.

8 августа 1915 года немецкая эскадра начала траление минных заграждений в Ирбенском проливе. «Слава» и канонерские лодки «Грозящий» и «Храбрый» подошли к месту работ; канонерки открыли огонь по тральщикам. Им ответили с большого расстояния немецкие додредноуты «Эльзас» и «Брауншвейг», но «Слава», несмотря на повреждения, полученные от близких разрывов снарядов, не уходила с позиции. Согласно одним источникам, «Слава» не отвечала на их огонь из-за недостаточной дальнобойности орудий, а немцы отступили, так как русских мин оказалось намного больше, чем они рассчитывали встретить. По иной информации, «Слава» вступила в артиллерийскую дуэль с немецкими броненосцами, и, потеряв два тральщика, T-52 и T-58, на минах, немцы временно отказались от попытки прорыва.
Броненосец "Слава" в Гельсингфорсе в годы первой мировой войны.

На начальных стадиях немецкой операции «Альбион» в октябре 1917 года, «Слава» находилась на позиции у острова Саарема, охраняя вход в Рижский залив и Кассарский плёс, отделяющий острова Сааремаа и Хийумаа. 15 и 16 октября она открывала огонь по немецким миноносцам, атаковавшим русские лёгкие силы в Кассарском плёсе, но без успеха.
Утром 17 октября немцы приступили к тралению русских мин у южного входа в Моонзундский канал. «Слава», додредноут «Гражданин» (бывший «Цесаревич») и броненосный крейсер «Баян» по приказу вице-адмирала Михаила Бахирева отправились навстречу немецким силам и открыли огонь по тральщикам в 8:05 по центральноевропейскому времени, а в 8:12 «Слава» с дистанции, близкой к предельной, обстреляла немецкие дредноуты König и Kronprinz, прикрывавшие тральщики. «Гражданин», башни которого не прошли модернизации, и «Баян» продолжили в это время обстрел тральщиков. Немецкие линкоры ответили, но их выстрелы не достали до позиции «Славы». «Слава» также ни разу не попала, хотя некоторые из её снарядов упали всего в 50 м от «Кёнига». В итоге немцы, видя неудобство своей позиции в узкости, затруднявшей маневрирование, отступили.
Броненосец "Слава" после боя в Ирбенском проливе.1917.

Между тем, немецкие тральщики достигли большого успеха, несмотря на постоянный обстрел со стороны русских кораблей и береговой батареи. Кроме того, в это время носовая башня «Славы» вышла из строя после 11 выстрелов из-за деформации бронзового зубчатого венца и заклинивания механизма горизонтальной наводки. Эскадрой был получен приказ отойти к северу для завтрака экипажей. К 10:04 русские корабли вернулись на позицию, «Слава» открыла огонь кормовой башней с дистанции порядка 11 км. Между тем, пока русские завтракали, тральщики проделали в северной части минного заграждения проход, после чего немецкие дредноуты смогли подойти ближе и вступить в бой. «Кёниг» обстрелял «Славу» в 10:14, и с третьего залпа накрыл русский броненосец тремя попаданиями. Первый снаряд попал в носовую часть, прошив броню под ватерлинией и взорвавшись в помещении носовой динамо-машины, в результате чего оно, а также погреб боеприпасов носовых 12-дюймовых орудий и другие отсеки в носу, были затоплены. Корабль принял 1 130 тонн воды, получил дифферент на нос и накренился на 8°, позднее крен удалось уменьшить до 4° благодаря действию помп. Третий снаряд попал в броневой пояс левого борта напротив машинного отделения, но не пробил его. В 10:24 в корабль попало ещё два снаряда, попав в район передней дымовой трубы, они повредили погреб шестидюймовых снарядов и переднее котельное отделение; начался пожар, который удалось потушить через 15 минут. Погреб передней 6-дюймовой башни левого борта пришлось затопить. В 10:39 ещё два снаряда своим попаданием убили двоих человек в котельной и затопили угольный бункер. Примерно в то же время «Славе» и второму броненосцу было приказано отступить у северу, их отход прикрывал «Баян».

Течь в трюмах «Славы» усиливалась настолько, что корабль не мог уйти вместе с остальным флотом через Моонзундский пролив между островами Хийумаа и Вормси; экипажу было приказано после прохода флота затопить броненосец у входа в пролив. Однако созданный на корабле после Февральской Революции Комитет приказал экипажу покинуть машинное отделение из-за угрозы затопления; вскоре корабль лёг на подводные камни к юго-востоку от входа в пролив. Эсминцы сняли с корабля экипаж, после чего в 11:58 был взорван погреб снарядов кормовой 12-дюймовой башни. Взрыв посчитали недостаточно сильным, поэтому трём эсминцам было приказано добить корабль торпедами. После попадания одной из шести выпущенных по «Славе» торпед, корабль лёг на грунт с дырой в левом борту в районе дымовой трубы.
Из списков флота корабль был окончательно вычеркнут 29 мая 1918 года, уже после победы Октябрьской революции.
В середине 1930-х годов независимая буржуазная Эстония разобрала остатки корабля на лом

После выхода на экран фильма «Адмирал» все ахали и охали про то, что какие же времена тогда были, и как не справедливо распорядилась судьба с офицерами различных рангов. По фильму «Адмирал» Александр Колчак служил на линкоре « Слава» , но мы мало что знаем про этот корабль, какой был его боевой путь. Я расскажу Вам о нем.

адмирал А. В. Колчак

«Слава» был построен в октябре 1905 года на Балтийском судостроительном заводе.В 1906 году с прибывшими с Дальнего Востока броненосцем «Цесаревичем » и крейсером «Богатырь » линкор «Слава» отправился в первое учебное плавание, посетив порты Бизерту, Тунис и Тулон в Средиземном море.

В конце 1908 года линкор «Слава» в составе эскадры совершал очередное плавание по Средиземному морю. После отработки отрядом и выполнения учебных задач корабли стали на якорь возле острова Сицилия. Экипаж корабля был на отдыхе. И вдруг на рассвете в бухту ворвалась ужасная волна. Все корабли развернуло на 360 градусов. От сильных толчков, которые исходили из-под воды, содрогались их стальные корпуса. Незамедлительно экипаж занял свои места согласно боевому расчету. Но через несколько минут шум стихии умолк и только море продолжало сильно волноваться. Вскоре на эскадру прибыл российский консул в Италии А. Макеев, который просил не отказать в помощи населению города Мессина, пострадавшему от землетрясения. И линкор «Слава» совместно с другими кораблями 16 декабря прибыли на рейд порта Мессина. Перед моряками открылась удручающая картина последствий стихийного бедствия. Город с населением 160000 человек находился в руинах, разрушенный мощным толчком и огромной волной. На катерах и шлюпках моряки отправились на берег для оказания помощи. На следующий день линкор «Слава» приняв на борт 550 раненых, женщин и детей, убыл в порт Неаполь. В те дни весь мир был восхищен гуманизмом военных моряков.

линкор «Слава»

линкор «Слава» в море

спуск корабля на воду

линкор «Слава» ведет бой прикрывая берега Прибалтики

сюжеты из кинофильма «Адмирал»

В 1910 году линкор прибыл во французский порт Тулон для проведения предпланового ремонта. После этого корабль вернулся в порт Кронштадт, откуда получил задание на прикрытие берегов Прибалтики во время первой мировой войны. Затем вел морские бои с немецкими кораблями . В это время командиром корабля был назначен капитан 1 ранга С. С. Вяземский.

Революция застала линкор «Слава» в порту Гельсингфорс 3 марта 1917 года. Руководимый большевиками корабль принимал активное участие в битве за Моонзундский архипелаг, и не однократно встречался в боях с германскими эсминцами. Но один из них стал для военного судна роковым. Тогда линкор , находясь на рейде Куйвасту, встретился с неравной по силам немецкой эскадрой. Против двадцати двенадцатидюймовых орудий противостояли лишь два орудия линкора «Слава ».

линкор «Слава» получил крен

Получив несколько пробоин корабль накренился и больше не смог пройти мелководье Моонзундского канала. Экипаж принял решение затопить военный корабль - этим они воспрепятствовали прохождение кораблей противника через фарватер на подступах Петербурга.

Технические характеристики линкора «Слава» :
Длина - 121,1 м;
Ширина - 23,2 м;
Осадка - 8 м;
Водоизмещение - 13516 тонн;
Судовая силовая установка - паровая;
Мощность - 15800 л. с.;
Скорость - 18 узлов;
Дальность плавания - 1970 миль;
Экипаж - 825 человек;
Вооружение:
Орудия 305 мм - 4;
Орудия 152 мм - 12;
Орудия 75 мм - 20;
Орудия 63 мм - 2;
Орудия 47 мм - 20;
Торпедные аппараты - 2;