Апостолы от семидесяти. Собор святых семидесяти апостолов В изложении святителя Димитрия Ростовского



План:

    Введение
  • 1 Происхождение списка апостолов
  • 2 Список семидесяти апостолов
  • 3 Собор Апостолов от семидесяти
  • Примечания
    Источники

Введение

Икона «Собор семидесяти апостолов »

Апостолы от семидесяти (или от 72) - ученики Христа и его учеников:

Избрание этих учеников произошло после третьей Пасхи Иисуса в Иерусалиме, то есть в последний год его земной жизни. После избрания Иисус даёт семидесяти апостолам наставления, схожие с теми, что дал своим двенадцати апостолам (ср. Мф.10 и Лк.10:3-24).

Число 70 имеет символическое значение, связанное с Ветхим Заветом. Так книга Бытия сообщает о 70 народах, вышедших из чресел детей Ноя, а в книге Числа Моисей «собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии» (Чис.11:24).


1. Происхождение списка апостолов

Собор 70 апостолов (миниатюра из греко-грузинской рукописи, XV век)

Большинство имён апостолов от семидесяти отсутствуют в Новом Завете и известны из Священного Предания. Исключение составляют имена первых семи дьяконов, избранных двенадцатью апостолами (Деян.6:1-6), и имена апостолов от семидесяти, указанные в апостольских посланиях. Однако нигде они прямо не называются апостолами. Их списки составлялись спустя несколько веков после евангельских событий и у разных авторов разнствуют:

Имена семидесяти апостолов в Новом Завете не названы. Список семидесяти апостолов, приводимый в православном месяцеслове, был составлен в V-VI веках и малодостоверен. К семидесяти апостолам предание относит евангелистов Марка и Луку, а также к лику «семидесяти апостолов» были причислены многие, обращенные позже (в основном, ученики апостола Павла) за их великие миссионерские труды.

Многие из лиц, включённых в список апостолов от семидесяти не входят в число 70 учеников, которых непосредственно избрал Иисус, так как их имена впервые упоминаются в более поздних книгах Нового Завета (например, об обращении Варнавы сообщает книга Деяний (Деян.4:36-37), Аполлос пришёл из Александрии во время путешествий апостола Павла (Деян.18:24-25), Онисима обратил в христианство апостол Павел (Флм.1:10) и др.). Отождествление их с 70 учениками, избранными Христом означает, что церковь видела в их служении продолжение той миссии, на которую Иисус направил 12 и 70 апостолов.


2. Список семидесяти апостолов

Основные варианты:

№ по
Четьим-
минеям
№ по
Доро-
фею
№ по
Дио-
нисию
Имя Регион проповеди
35 31 06 Агав старец с раздвоенною бородою Антиохия Сирийская
68 - 64 Акила (Ахила) старец с бородою, разделенною на пять прядей Ефес
29 20 57 Амплий Израиль
09 04 07 Анания (Ананий) старец с длинною бородою Дамаск, Елевферополь
27 19 04 Андроник молод, не имел бороды Сирмия Паннонская
32 23 56 Апеллий (Апелл, Апеллес) молод, с короткою бородою Ираклия Фракийская
56 47
27
36 Аполлос епископ в Кесарии (Аполлон)
Аполлос епископ в Смирне
старец с широкою бородою Коринф, Ахайя
63 62
66
30 Аристарх епископ в Амасии
Аристарх другой
старец кудрявый Апамея, Рим
33 28 46 Аристовул старец Британия
67 55 51 Арфема (Артема, Артем) Крит
21 - - Архипп Лаодикия и Фригия
37 33 35 Асинкрит старец с бородою, разделенною на три пряди Малая Азия
70 - 63 Ахаик старец с длинною бородою
06 12 66 Варнава (Иосия) с проседью в длинной бороде Кипр
43 39 23
33
Гаий (Гай) старец с длинною бородою
Эфес
71 - - Дионисий Ареопагит Галлия
52 61 44 Евод молод, с бородою едва показавшеюся Антиохия Сирийская
20 - - Епафрас Колоссы, Лаодикия, Иераполь
58 51 68 Епафродит молод, без бороды Андриания, Фракия, Италия
26 18 62 Епенет молод, с бородою, разделенною на три пряди Коринф, Ахайя
50 46 41 Ераст молод, с закрученною бородою Израиль, Асия
39 37 19 Ерма (Ерм) молод, с бородою едва показавшеюся Филиппы / Болгария
41 35 34 Ермин (Ермий) старец с длинно-широкою бородою Далмация
62 64 29 Зина с проседью в круглой бороде Крит, Лидда
01 01 01 Иаков брат Господень старец с длинною бородою Иерусалим
46 43 22 Иасон молод, с бородою едва показавшеюся Керкира
07 54 39 Иисус-Иуст (Иосий, Иосиф, Варсава) старец с остроконечною бородою Елевферополь
34 30
41
50
54
Иродион
(Родион)
старец
молод
Патры
59 60 43 Карп старец с раздвоенною бородою Верия
04 02 03 Клеопа, брат св. Иосифа Обручника старец с остроконечною бородою
54 56 38 Климент старец с короткою бородою Рим
60 - - Кодрат Афины / Магнезия
24
25
17 69 Крискент (Криск)
Крисп
старец с остроконечною бородою Галатия / Галия
51 59 40 Куарт с проседью в длинной бороде Бейрут
42 38 15 Лин молод, с круглою бородою Рим
03 15 55 Лука (евангелист) старец с длинною бородою Второе путешествие с ап. Павлом; Греция
45 42 65 Лукий молод, без бороды Лаодикия
02 13 - Марк (евангелист) Рим, Александрия
66 53 31 Марк молод, без бороды
61 63 - Марк-Иоанн, племянник Варнавы Вавилон
31 29 26 Наркисс молод, с бородою едва показавшеюся Афины
13 08 10 Никанор молод, с бородою едва показавшеюся Иерусалим
48 - 53 Олимпасий (Олимпан, Олимп) старец Рим
19 69 - Онисим Византия
53 57 42 Онисифор старец Колофон, Коринф
15 10 70 Пармен молод Македония
40 36 58 Патров (Патровасий) молод, с закрученною бородою Неаполь, Поццуоли
12 07 09 Прохор старец, с проседью в раздвоенной бороде Никомедия, Антиохия
64 67 49 Пуд с бородою едва показавшеюся Рим
Родион - см. Иродион
36 32 13 Руф с проседью в широкой бороде Фивы (Греция)
22 14 32 Сила молод, с бородою едва показавшеюся Сирия, Македония, Коринф
23 16 05 Силуан старец плешивый с короткою бородою Фессалоники
05 (02) 48 Симеон сродник Господень
(у Дорофея отождествлен с Клеопой, см.)
маститый старец Абхазия
72 - - Симеон Нигер Иерусалим
47 44 21 Сосипатр молод, с круглою бородою Икония
55 49 14 Сосфен старец плешивый, с длинною бородою Колофония
28 22 16 Стахий молод, с остроконечною бородою Византия
10 05 17 Стефан первомученик молод, без бороды Иерусалим
49 45 60 Тертий старец плешивый, с раздвоенною бородою Икония
14 09 18 Тимон с проседью в закрученной бороде Верия, Коринф / Аравия
16 - - Тимофей Эфес
17 - 59 Тит молод, без бороды Крит
57 50
58
24
47
Тихик епископ в Колофоне
Тихик епископ в Халкидоне
молод, без бороды
молод, с бородою едва показавшеюся
Халкидон / Колофон
65 68 27 Трофим с проседью в длинной бороде Рим / Арль
30 21 45 Урван молод, с длинною бородою Македония
08 03 61 Фаддей с проседью в широкой бороде Сирия, Месопотамия, Армения
18 65 25 Филимон старец, с окладистою, пушистою бородою Газа / Колоссы
11 06 08 Филипп молод, с бородою едва показавшеюся Азот, Кесария, Траллес
44 40 52 Филолог с проседью в короткой бороде Синоп / Рим
38 34 20 Флегонт молод, без бороды Марафон Фригийский
69 70 67 Фортунат старец с круглою бородою Коринф

Сверх того в «Четьих-минеях» (составлены митрополитом Димитрием Ростовским) упомянуты без номеров: Антипа, Аристион, Гамалиил, Димитрий, Закхей, Игнатий Богоносец, Иерофей, Иосиф из Аримафеи, Корнилий, Лазарь, Лонгин сотник, Максимин, Мнасон Кипрянин, Никодим, Поликарп и безымянный евнух царицы Кандакии (апостол Ефиопский). С другой стороны, список Димитрия устраняет некоторую путаницу в древних источниках (вроде упоминания одного лица дважды под разными именами, и, наоборот, «склеек» различных персонажей); сверх того, не включены следующие:

№ по
Дорофею
№ по
Дионисию
Имя Описание в «Ерминии» Дионисия Объяснение отсутствия в «Четьих-минеях»
26 - Димас «возлюбив нынешний век», стал жрецом идольским в Солуни
25 - Ермоген от веры и апостольства отпал
- 11 Иаков Алфеев молод, с остроконечною бородою апостол из 12
- 12 Иуда Иаковлев, брат Господень (Фаддей, Левей, Леввей) молод, с бородою едва показавшеюся апостол из 12
52 28 Кесарь молод, без бороды возник по недоразумению из упоминания «дома кесаря» в Риме
48 37 Кифа молод, с бородою едва показавшеюся возник по недоразумению: это другое имя верховного апостола Петра
- 02 Матфий старец с круглою бородою был из 70, но причтен к 11 взамен изменившего Иуды
11 - Николай пришлец Антиохийский уклонился от веры с Симоном Волхвом
24 - Фигелл от веры и апостольства отпал

3. Собор Апостолов от семидесяти

Соборная память семидесяти апостолов совершается в Православной церкви 4 января (по юлианскому календарю). Каждый из семидесяти апостолов имеет также и отдельные дни памяти. В древних месяцесловах это празднование встречается редко. В греческих Минеях последование на этот праздник содержит канон 4-го гласа с акростихом «Χριστοῦ μαθητὰς δευτέρους ἐπαινέσω» (Да восхвалю вторых учеников Христовых), кондак и светилен. Минеи, используемые в Русской православной церкви, дополняют последование 6 стихирами на Господи воззвах, а также анонимный канонон Собору Семидесяти апостолов, в котором приводится тропарь каждому из апостолов.

Собрались мы сюда, братие, помолиться о здоровой, успешной и плодотворной деятельности открывшегося в Петрозаводске Отдела «Союза русского народа». Значит, не на пламенном только юге, но и на холодном севере нашлись сердца, которые не могли с холодным равнодушием терпеть падение, повсюдное унижение и осмеяние русского имени, заветов, историей русскому народу оставленных. И вот они объединяются в союз, или братство, для более прочного хранения означенных заветов. Это не значит, конечно, что чрез то самое они становятся во враждебные отношения ко всем прочим партиям или народностям земли Русской, – ведь не по причине только...

РИА Новости сообщило о том, что глава Сбербанка Герман Греф сказал, что процесс оценивания и экзамены лишают школьников желания учиться, превращая их в «людей с инвалидностью», готовых работать только в условиях предстоящей оценки, поэтому необходимо «убить» экзамены. Этим заявлением господин Греф признал свою «инвалидность», потому что такие ощущения только у него. Школьные оценки приучают человека к духу соревновательности. Мой школьный товарищ имел хорошую память, когда ему надо было исправить оценку по физике, то просто садился и запоминал весь текст параграфа.

Я с осторожностью верю экономистам. Более того, опыт и интуиция подсказывают, что не верить им намного безопаснее, чем доверять. Что за нагромождением статистических данных, которыми они, демонстрируя хорошее владение математическим аппаратом, обычно ловко оперируют, зачастую скрывается либо отсутствие понимания действительных процессов, либо попытка закамуфлировать их истинное содержание. Некоторые честно говорят, что экономической науки не существует, так как нет предмета у такой якобы науки и нет законов, которые бы она сформулировала.

Собор святых семидесяти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в почитании их. Они были избраны Господом Иисусом Христом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной.

Большинство имён апостолов от семидесяти отсутствуют в Новом Завете и известны из Священного Предания. Исключение составляют имена первых семи дьяконов, избранных двенадцатью апостолами (Деян.6:1-6), и имена апостолов от семидесяти, указанные в апостольских посланиях. Однако нигде они прямо не называются апостолами.

Евангелист Лука сообщает также о том, что Господь «избрал и других 70 учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти».

Как пишет Евсевий, епископ Кесарии Палестинской: “Имена апостолов Спасителя известны из Евангелий каждому; списка же семидесяти учеников никакого нигде нет. …Поразмыслив, ты увидишь, что у Христа было больше семидесяти учеников”.

Имена семидесяти апостолов в Новом Завете не названы. Список семидесяти апостолов, приводимый в православном месяцеслове, был составлен в V-VI веках. К семидесяти апостолам предание относит евангелистов Марка и Луку, а также к лику «семидесяти апостолов» были причислены многие, обращенные позже (в основном, ученики апостола Павла) за их великие миссионерские труды.

Многие из лиц, включённых в список апостолов от семидесяти не входят в число 70 учеников, которых непосредственно избрал Иисус, так как их имена впервые упоминаются в более поздних книгах Нового Завета (например, об обращении Варнавы сообщает книга Деяний (Деян.4:36-37), Аполлос пришёл из Александрии во время путешествий апостола Павла (Деян.18:24-25), Онисима обратил в христианство апостол Павел (Флм.1:10) и др.). Отождествление их с 70 учениками, избранными Христом означает, что церковь видела в их служении продолжение той миссии, на которую Иисус направил 12 и 70 апостолов.

Несовпадениями перечислений имен 70 апостолов в древних списках обусловлены и некоторые различия в православных богослужебных книгах – Апостоле и Минее. На основании Священного Писания, предания святых отцов и трудов древних церковных авторов определился сонм благовестников, которых Церковь чествует 17 (4) янвавя как Собор 70 апостолов.

Четьи-Минеи указывают следующие имена: Иаков Праведный, брат Господень; Марк евангелист; Лука евангелист; Клеопа, брат Иосифа Обручника; Симеон, сын Клеопы; Варнава; Иосиф, или Иосия, прозываемый Варсавой или Иустом; Фаддей; Анания; Стефан архидиакон; Филипп; Прохор; Никанор; Тимон; Пармен; Тимофей; Тит; Филимон; Онисим; Епафрас; Архипп; Сила; Силуан; Крискент, или Криск; Крисп; Епенет; Андроник; Стахий; Амплий; Урван; Наркисс; Апеллий, или Апелл; Аристовул; Иродион, или Родион; Агав; Руф; Асинкрит; Флегонт; Ерма; Патров; Ермий; Лин; Гаий; Филолог; Лукий; Иасон; Сосипатр; Олимпан, или Олимп; Тертий; Ераст; Куарт, или Кварт; Евод; Онисифор; Климент, или Клим; Сосфен; Аполлос; Тихик; Епафродит; Карп; Кодрат; Марк, он же Иоанн; Зина; Аристарх; Пуд; Трофим; Марк, племянник Варнавы; Артема; Акила; Фортунат; Ахаик. Св. Димитрий Ростовский внес в список еще 2 имени: Дионисий Ареопагит и Симеон, по прозванию Нигер.

По сошествии Святого Духа апостолы проповедовали в разных странах, и некоторые сопутствовали апостолам из 12-ти, как святые евангелисты Марк и Лука, сподвижник святого апостола Павла Тимофей, ученик святого евангелиста Иоанна Богослова святой Прохор, и другие. Многие из них были узниками за Христа, многие приняли венец мученической смерти.

Соборная память семидесяти апостолов совершается в Православной церкви 4 января (по юлианскому календарю). Каждый из семидесяти апостолов имеет также и отдельные дни памяти. В древних месяцесловах это празднование встречается редко.

17 января Православная Церковь празднует Собор 70-ти апостолов, избранных Христом для благовествования Евангелия по всей земле. Они не входили в самый ближний круг, состоящий из 12 апостолов, но невозможно переоценить значение их подвигов, исповедничества и мученичества. Кем же были эти избранники? Почему выбрали именно их и именно семьдесят?

"После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти" (Лк.10:1) — описывает евангелист Лука избрание Господом семидесяти апостолов, в числе которых был и он сам. Это событие произошло в последний год земной жизни Иисуса Христа. "Жатвы много, а делателей мало" — так объяснил Сам Господь причину избрания апостолов.

Почему именно семьдесят? По мнению толкователей Священного Писания, 12 апостолов соответствуют числу патриархов — родоначальников колен Израилевых, а 70 апостолов — количеству древних старейшин еврейского народа, избранных пророком Моисеем (Числ.11:24). Таким образом, апостолы стали во главе нового Израиля — Церкви Христовой.

Кто же они были такие?

Первым из апостолов был Иаков, брат Господень, сын Иосифа Обручника от первого брака. В молодости он сопутствовал Пресвятой Богородице с Младенцем и праведному Иосифу в бегстве в Египет. Иакова и самого называли Праведным за его мудрость, справедливость и подвижническую жизнь. После Воскресения Христова Иакову был поставлен главой Иерусалимской Церкви. Быть учеником отвергнутого Христа среди гордых израильтян — нелегкое дело, но этого праведника уважали не только христиане, но даже иудеи. В народе его называли "Обли" или "Офли", что значит: "ограда, утверждение людям" — ведь он днем и ночью молился в храме за всех людей. Многие обращались в христианство только по доверию к словам праведного Иакова. Иакову доверяли и сами 12 апостолов, предоставив ему решающее слово на Иерусалимском соборе.

Среди апостолов от 70-ти были и евангелисты Марк и Лука. Марк, племянник апостола Варнавы, родился в Иерусалиме. Дом его матери примыкал к Гефсиманскому саду, и в ночь Крестных страданий он последовал за Христом, был схвачен воинами и убежал, оставив у них в руках свой плащ. После воскресения Господа Марк был спутником в миссионерских путешествиях апостолам Петру и Павлу, проповедовал в Палестине, на Кипре, в Риме. Особенно же апостол потрудился в Африке: основал Церковь в Египте, был первым епископом в Александрии, где положил начало христианскому училищу.

Апостол Лука, уроженец Сирии, был врачом из образованной греческой среды. Когда он услышал о Христе, то отправился в Палестину и стал учеником Христовым. После Воскресения Господь явился Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус. Клеопа, младший брат Иосифа Обручника, и его сын Симеон также стали апостолами от 70-ти. Лука же сопровождал апостола Павла, оставаясь с ним в самых трудных обстоятельствах. Лука — автор одного из четырех Евангелий и книги Деяний Апостольских. В Евангелии от Луки содержатся такие эпизоды из жизни Пресвятой Богородицы, которые рассказать ему могла лишь Она сама. Также Предание приписывает ему написание первых икон Богородицы, в том числе почитаемой в России Владимирской иконы Божией Матери.

Апостол Варнава был сыном богатых евреев с Кипра, в юности обучался в Иерусалиме вместе с будущим апостолом Павлом, с которым позже разделил и миссионерские труды. Приняв христианство, Варнава, по преданию, продал принадлежащее ему богатое село под Иерусалимом, а вырученные деньги отдал в христианскую общину. Варнава много проповедовал на свое родине — Кипре, а также основал Церковь в Медиолане (Милане).

Апостолами от 70-ти был также Иосиф, называемый Варсавой или Иустом, предложенный вместе с Матфием на место Иуды Искариота. По жребию место покончившего с собой несчастного ученика занял Матфий, а Иосиф-Варсава остался в число 70-ти. В их число входили Фадей из Эдессы, обративший в христианство царя Авгаря и передавший ему нерукотворный образ Спасителя; Анания из Дамаска, крестивший апостола Павла; первомученик и архидиакон Стефан и другие пять из семи диаконов, избранные для помощи вдовам, сиротам и бедным: Филипп, обративший эфиопского евнуха на пути в Газу, Прохор, записавший со слов Иоанна Богослова Апокалипсис, Никанор, Тимон, Пармен. Последний диакон, Николай, предал Церковь и стал основателем учения николаитов, названного в Апокалипсисе "глубинами сатанинскими".

Церковное Предание говорит, что в числе 70-ти апостолов были и новообращенные христиане из разных городов Римской Империи, бывшие иудеи и язычники. Как же так, разве не все семьдесят апостолов были призваны Господом во время его земного служения? Оказывается, нет. Еще до страданий Христовых "многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним" (Ин.6:66), после Распятия их стало еще меньше. По Вознесению число 70-ти постепенно восполнялось из тех, которые были обращены проповедью двенадцати и апостола Павла и стали их соратниками с трудах.

Имена всех апостолов встречаются в Деяниях и Посланиях Апостольских, но к Тимофею, Титу и Филимону обращены отдельные послания. Тимофей родился в Малой Азии, был сыном грека-язычника и иудейки. Он уверовал во Христа, будучи совсем молодым. Тимофей вел настолько высокую христианскую жизнь, что апостол Павел полюбил его, как сына, и, несмотря на возраст, рукоположил в епископа Ефесской Церкви. Это было место для трудного подвига — в Ефесе язычество существовало в самых агрессивных и развратных формах. Зато и христиане этого города были такими, что в Новом Завете все они называются "святыми".

Апостол Тит был греком с острова Крит. Его дядя, правитель острова, послал Тита в Иудею "проверить слухи Христе — Боге, явившемся во плоти, живущем в Иерусалиме и творящем чудеса". Там Тит стал учеником Христовым, а после — апостолом.

Филимон и его супруга Апфия, обращенные из язычников, стали благочестивыми христианами, устроили из своего дома церковь, а также принимали в нем странников и больных. Их сын Архипп, епископ города Колоссы, и их бывший беглый раб Онисифор, о котором идет речь в Послании к Филимону, также вошли в число апостолов от 70-ти.

Святой Андроник и равноапостольная Юния были родственниками апостола Павла. Они раньше Павла уверовали в Христа, распространяя Его учение сначала на территории современной Хорватии, а затем и по всей Европе. Родственниками апостола Павла и его верными спутниками были также ап. остолы Родион, Иасон, Сосипатр.

Апостол Акила до обращения в христианство жил вместе с женой Прискиллой в Италии. Когда император Клавдий приказал евреям выселиться из Рима, Акила с супругой ушел в Коринф. Через некоторое время в этот город пришел ап. Павел. Коринф был местом, мало подходящим для проповеди. Когда грека того времени обвиняли в чем-нибудь неприличном, он говорил: "ну что вы, я же не из Коринфа". Однако святой Павел проповедовал в Коринфе полтора года, и обратил Акилу и Прискилу, некоторых иудеев и даже начальников синагоги Криспа, уверовавшего со всей семьей, и Сосфена, избитого за это своими же соплеменниками. Они также были причислены к апостолам от 70-ти. Их число пополнил и Аполлос, блестяще образованный иудей родом из Александрии. Еще до своего крещения он начал проповедовать в синагогах о Христе. Акила и Прискила, встретив его в Ефесе, наставили его в христианской вере и крестили. Аполлос отправился в Коринф, а Акила с супругой последовали в Рим, а затем в другие города Европы.

Собор семидесяти святых апостолов установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из них и тем самым предотвратить разногласия в их почитании. Они были избраны Господом Иисусом Христом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной. Каждый из семидесяти апостолов имеет также и отдельные дни памяти.
Большинства имен апостолов от семидесяти нет в Новом Завете – они известны из Священного Предания. Исключением являются имена первых семи диаконов, избранных двенадцатью апостолами (Деян. 6:1-6), и имена апостолов от семидесяти, которые указаны в апостольских посланиях. Однако их нигде прямо не называют апостолами.
Евангелист Лука сообщает о том, что Господь «избрал и других 70 учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти», но имен этих учеников Лука не называет.
К семидесяти апостолам предание относит и самого Луку, а также евангелиста Марка. Кроме того, к лику семидесяти апостолов причислены многие, обращенные позже (в основном ученики апостола Павла), за их великие миссионерские труды. Так, об обращении Варнавы говорится в книге Деяний (4:36-37), Аполлос пришел из Александрии во время путешествий апостола Павла (Деян. 18:24-25), Онисима обратил в христианство апостол Павел (Флм. 1:10) и др. Отождествление их с 70 учениками, избранными Христом, означает, что Церковь видела в их служении продолжение той миссии, на которую Иисус направил 12 и 70 апостолов.
Сонм благовестников, которых Церковь чествует как Собор 70-ти апостолов, определился на основании Священного Писания, Предания и трудов древних церковных авторов.
Четьи-Минеи указывают следующие имена: Иаков Праведный, брат Господень; Марк евангелист; Лука евангелист; Клеопа, брат Иосифа Обручника; Симеон, сын Клеопы; Варнава; Иосиф, или Иосия, прозываемый Варсавой или Иустом; Фаддей; Анания; Стефан архидиакон; Филипп; Прохор; Никанор; Тимон; Пармен; Тимофей; Тит; Филимон; Онисим; Епафрас; Архипп; Сила; Силуан; Крискент, или Криск; Крисп; Епенет; Андроник; Стахий; Амплий; Урван; Наркисс; Апеллий, или Апелл; Аристовул; Иродион, или Родион; Агав; Руф; Асинкрит; Флегонт; Ерма; Патров; Ермий; Лин; Гаий; Филолог; Лукий; Иасон; Сосипатр; Олимпан, или Олимп; Тертий; Ераст; Куарт, или Кварт; Евод; Онисифор; Климент, или Клим; Сосфен; Аполлос; Тихик; Епафродит; Карп; Кодрат; Марк, он же Иоанн; Зина; Аристарх; Пуд; Трофим; Марк, племянник Варнавы; Артема; Акила; Фортунат; Ахаик. Святитель Димитрий Ростовский внес в список еще два имени: Дионисий Ареопагит и Симеон, по прозванию Нигер.
По сошествии Святого Духа апостолы проповедовали в разных странах. Многие из них были узниками за Христа, многие приняли венец мученической смерти.